Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению администрации
Петропавловск-Камчатского
городского округа
от 12.07.2019 N 1466
2.17 Требования к охране, защите и воспроизводству лесов
Согласно статьи 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;
2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;
3) установление ставок платы за единицу объема древесины;
4) разработка и утверждение Лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов;
5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков;
6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах;
7) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности;
8) представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.
Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение Лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству (статья 50.7 ЛК РФ).
В соответствии со статьей 98 ЛК РФ на территории лесничества городского округа муниципальный лесной контроль осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
2.17.1 Требования к мерам пожарной безопасности в лесах, охране лесов от загрязнения радиоактивными веществами и иного негативного воздействия
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 53 ЛК РФ).
Частью 7 статьи 73.1 ЛК РФ установлен порядок подготовки и заключения типовых договоров аренды лесных участков, в том числе предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 ЛК РФ.
Статьей 74 ЛК РФ установлен порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок без проведения торгов.
Согласно части 3 статьи 53.1 ЛК РФ арендатор лесного участка или землепользователь, а в границах сервитута, публичного сервитута - обладатель сервитута, публичного сервитута обязаны осуществлять меры противопожарного обустройства лесов. В случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара (часть 2 статьи 53.4 ЛК РФ).
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, Лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от пожаров является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута или публичного сервитута (часть 8 статьи 51 ЛК РФ).
Охраной лесов от пожаров считается охрана, направленная на предотвращение, своевременное обнаружение и ликвидацию лесного пожара (межгосударственный стандарт ГОСТ 17.6.1.01-83 "Охрана природы. Охрана и защита лесов. Термины и определения", введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 19.12.1983 N 6263), комплекс ежегодно проводимых мероприятий, в том числе и профилактических, направленных на предупреждение, снижение пожарной опасности, своевременное обнаружение и ликвидацию лесных пожаров (Приказ Рослесхоза от 24.02.1998 N 38 "Об утверждении ОСТ 56-103-98 "Охрана лесов от пожаров. Противопожарные разрывы и минерализованные полосы. Критерии качества и оценка состояния").
Система организации охраны лесов от пожаров действует на основе федеральных нормативно-технических документов:
- Лесного кодекса Российской Федерации;
- Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417;
- Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390;
- Указаний по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Приказом Рослесхоза от 29.10.1993 N 289;
- Классификации природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды, утвержденной Приказом Рослесхоза от 05.07.2011 N 287;
- Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного Приказом Рослесхоза от 19.12.1997 N 167;
- Приказа Рослесхоза от 09.10.2013 N 288 "О применении региональных классов пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды";
- Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2014 N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов";
- Нормативов противопожарного обустройства лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 N 174;
По лесопожарному районированию территория лесничества городского округа относится к юго-восточному лесопожарному району Камчатского края (ДальНИИЛХ, 1982).
В таблице 10 приводится распределение площади лесов лесничества по классам природной пожарной опасности в соответствии с классификацией природной пожарной опасности лесов, утвержденной Приказом Рослесхоза от 05.07.2011 N 287.
Таблица 10 - Распределение площади лесничества городского округа по классам природной пожарной опасности
(площадь, га) | ||||||||
NN п/п |
Участковое лесничество |
Классы пожарной опасности |
Итого |
Средний класс |
||||
I |
II |
III |
IV |
V |
||||
1 |
не образованно |
|
|
4155 |
5335 |
|
9490 |
3,6 |
Итого: |
|
|
4155 |
5335 |
|
9490 |
3,6 |
|
% |
|
|
44 |
56 |
|
100 |
|
Охрана лесов от пожаров включает в себя:
Выполнение мер пожарной безопасности в лесах;
Тушение пожаров в лесах.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 84 ЛК РФ организация осуществления мер пожарной безопасности в лесничестве городского округа возложена на органы местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа.
Согласно части 6 статьи 51 ЛК РФ предотвращение распространения на земли, на которых расположены леса, природных пожаров (степных, торфяных и иных) и пожаров, возникших в результате незаконного выжигания сухой растительности и ее остатков, а также тушение пожаров в лесах, расположенных на землях, не указанных в части 5 статьи 51 ЛК РФ, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, в том числе в лесах, следовательно, на территории лесничества городского округа.
А. Выполнение мер пожарной безопасности в лесах
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с Лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов (частью 2 статьи 53 ЛК РФ).
Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
1. Предупреждение лесных пожаров;
2. Разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
3. Иные меры пожарной безопасности в лесах.
1. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Предусматриваемые меры противопожарного обустройства лесов.
Для реализации агитационно-профилактических мер ежегодно размещать на официальном сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (www.pkgo.ru) и в газете "Град Петра и Павла" сведения об основных требованиях правил пожарной безопасности в лесах, с указанием контактных телефонов диспетчерских служб для сообщений о лесных пожарах.
Перечень мероприятий на период действия Лесохозяйственного регламента лесничества городского округа:
- содержание лесных дорог;
- рубка сухостойных, аварийных деревьев, кустарников, обрезка веток очистка от ветровальных (упавших) деревьев вдоль лесных дорог;
- изготовление и установка навесов;
- обустройство мест для отдыха и разведения костра;
- ремонт объектов на зонах отдыха;
- установка и демонтаж емкостей для мусора;
- изготовление, установка, ремонт аншлагов и стендов содержание которых наглядно отображает основные правила пожарной безопасности в лесах и другие вопросы, связанные с охраной лесов от пожаров;
- изготовление, установка и ремонт указательных знаков с названием зон отдыха;
- установка и демонтаж предупредительных аншлагов в случае принятия решения об ограничении пребывания граждан в лесах и въезд в них транспортных средств;
- сбор мусора с территории зон отдыха, вдоль лесных дорог в течение пожароопасного сезона и вывоз на городскую санкционированную свалку;
- при необходимости осуществлять рубку отдельных сухостойных и аварийных деревьев с последующей доставкой дров к местам для отдыха и разведения костра на зонах отдыха.
В связи с тем, что на территории лесничества городского округа в наличии естественные и искусственные противопожарные барьеры: большие озера и реки с широкими затопляемыми долинами, участки леса с преобладанием лиственных пород (10 единиц по составу), не покрытые лесом и горючими материалами участки, лесные дороги, линии связи и электропередач, дополнительное устройство дополнительных противопожарных барьеров, разрывов и минерализованных полос нецелесообразно.
Использование мест для забора воды на озерах для нужд пожаротушения не целесообразно, тактически не выгодно и практически не применимо при тушении пожаров.
Лица, использующие леса, и организации, осуществляющие охрану лесов от пожаров, обязаны обеспечить получение от ближайших метеостанций ежедневной информации в течение пожароопасного сезона о степени пожарной опасности в лесу по условиям погоды, от уровня которой зависит регламентация работы лесопожарных формирований.
Б. Тушение пожаров в лесах
Правила тушения лесных пожаров утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2014 N 313.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, могут ограничивать пребывание граждан в лесах на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.09.2016 N 457 "Об утверждении Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах и Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах". Согласно части 5 статьи 11 ЛК РФ пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах и в безопасности граждан при выполнении работ.
На территории лесничества городского округа применяются федеральные классы пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды согласно приказу Рослесхоза от 05.06.2011 N 287 "Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды".
Таблица 11 - Классы пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды
Временной период пожароопасного сезона |
Классы пожарной опасности, величина комплексного показателя |
||||
I |
II |
III |
IV |
V |
|
В течение всего пожароопасного сезона |
0 - 300 |
301 - 1000 |
1001 - 4000 |
4001 - 10000 |
Более 10000 |
Горимость лесов определяется, во-первых, видовым составом растительности и природно-климатическими условиями района их расположения, во-вторых, зависит от интенсивности проникновения человека в лес. Причиной пожаров в большинстве случаев является неосторожное обращение с огнем в лесу отдыхающих, дачников, туристов, сборщиков грибов и ягод. Наиболее часто лесные пожары возникают в транспортно-доступных местах. Возникновение пожара возможно в любой день бесснежного периода.
Под лесным пожаром стандарты подразумевают пожар, распространяющийся по лесной площади (межгосударственный стандарт ГОСТ 17.6.1.01-83 "Охрана природы. Охрана и защита лесов. Термины и определения", введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 19.12.1983 N 6263), либо стихийное (неуправляемое) распространение огня в лесу на покрытых и не покрытых площадях, землях лесного фонда (Приказ Рослесхоза от 24.02.1998 N 38 "Об утверждении ОСТ 56-103-98 "Охрана лесов от пожаров. Противопожарные разрывы и минерализованные полосы. Критерии качества и оценка состояния").
Лесные пожары разделяют на верховые и низовые пожары. Верховым пожаром считается лесной пожар, охватывающий полог леса (древостоя). Низовой пожар - это лесной пожар, распространяющийся по лесной подстилке, опаду и нижним ярусам лесной растительности (древостоя), подлеску и подросту.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.6.1.01-83 "Охрана природы. Охрана и защита лесов. Термины и определения", введенный в действие Постановлением Госстандарта СССР от 19.12.1983 N 6263), кроме того, выделяет повальный, ландшафтный, валежный и торфяной пожары.
Повальным пожаром считается лесной пожар, охватывающий все компоненты лесного биогеоценоза.
Ландшафтный пожар - это лесной пожар, охватывающий различные компоненты географического ландшафта.
Под валежным пожаром понимается низовой пожар, при котором основным горючим материалом является древесина, расположенная на поверхности почвы.
Торфяной лесной пожар - это лесной пожар, при котором горит торфяной слой заболоченных и болотных почв.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", согласно которому организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны:
- обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно ГОСТ 22.1.09-99 чрезвычайная лесопожарная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации - лесного пожара (лесных пожаров), который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и/или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 N 376 "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров" утверждены Правила введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций.
Критерием чрезвычайной лесопожарной ситуации служат:
- чрезвычайная ситуация в лесах регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы территории субъекта Российской Федерации, при этом значения двух и более из следующих показателей, определяемых на конкретную календарную дату в течение периода пожарной опасности, для данного субъекта Российской Федерации на 50 процентов или более превышают их средние значения 5 лет на эту же календарную дату для данного субъекта Российской Федерации;
- доля крупных лесных пожаров в общем количестве возникших лесных пожаров;
- средняя площадь одного пожара;
- доля площади, пройденной лесным пожаром, в общей площади земель лесного фонда.
Для участия в выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах органы государственной власти вправе привлекать добровольных пожарных (часть 3 статьи 53.8 ЛК РФ).
Иные меры пожарной безопасности в лесах.
1) Организация противопожарной пропаганды.
Поскольку основной причиной возникновения пожаров в лесах является неосторожное обращение с огнем со стороны местного населения и отдыхающих, предупредительным мероприятиям должно придаваться особенно важное значение. Правильно проведенная агитпропаганда среди людей, направляющихся в лес, является результативным средством снижения количества загораний и экономии сил и средств, затрачиваемых на охрану лесов от пожаров.
Лесопожарная пропаганда должна вестись в направлении обеспечения требований правил пожарной безопасности в лесу и формирования у населения более глубоких знаний о лесе, взаимодействия человека с лесом, необходимости активных действий по охране леса.
Формы агитпропаганды могут быть самыми разнообразными: беседы, лекции, доклады, выступления по радио и телевидению, статьи в газетах и журналах. Агитпропаганда должна быть проста и доходчива, опираться на конкретные факты, имевшие место на территории лесов лесничества. При этом важен непосредственный контакт работников лесничества с местными жителями, отдыхающими, рыбаками, сборщиками дикоросов, школьниками, туристами.
Материалы о привлечении к ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности в лесу, как отдельных граждан, так и организаций, рекомендуется публиковать в местной печати. Особый упор на разъяснительную работу необходим в период пожароопасного сезона.
2) Регулирование посещаемости лесов населением в зависимости от их класса природной пожарной опасности и пожарной опасности по условиям погоды с созданием системы контрольно-пропускных пунктов.
Своевременное обнаружение возникающих пожаров является важнейшим звеном мероприятий по их тушению и ликвидации. С целью обнаружения загораний леса планируется проводить наземное патрулирование.
Функции по тушению лесов от пожаров на территории лесничества городского округа возложены на федеральные органы государственной власти в области пожарной безопасности.
Общие требования пожарной безопасности в лесах
1. В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается разводить костры на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 м. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления.
2. В период пожароопасного сезона сжигание мусора разрешается производить только при отсутствии пожарной опасности в лесу по условиям погоды и под контролем ответственных лиц.
3. Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.
4. Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны:
а) хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м;
б) соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования;
в) в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара;
г) соблюдать иные требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
5. Перед началом пожароопасного сезона юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны провести инструктаж своих работников, а также участников массовых мероприятий, проводимых ими в лесах, о соблюдении требований Правил пожарной безопасности в лесах, а также о способах тушения лесных пожаров.
Требования к пребыванию граждан в лесах.
1. Граждане при пребывании в лесах обязаны:
а) соблюдать требования пожарной безопасности в лесах;
б) при обнаружении лесных пожаров немедленно уведомлять о них органы государственной власти или органы местного самоуправления;
в) принимать при обнаружении лесного пожара меры по его тушению своими силами до прибытия сил пожаротушения;
г) оказывать содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления при тушении лесных пожаров.
2. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в порядке, установленном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.09.2016 N 457 "Об утверждении Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах и Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах".
Ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах и пожарный надзор в лесах.
Лица, виновные в нарушении требований Правил пожарной безопасности в лесах, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и ЛК РФ.
Радиационная обстановка на территории Камчатского края стабильная и не требует специальных мер охраны лесов, разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий.
2.17.2 Требования к защите лесов
Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов - на их ликвидацию (часть 2 статьи 60.1 ЛК РФ).
В части 3 статьи 60.1 ЛК РФ установлено, что защита лесов от вредных организмов, внесенных в перечень карантинных объектов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений".
Целями указанного Федерального закона являются обеспечение охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов.
Единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правилами санитарной безопасности в лесах.
Соблюдение Правил санитарной безопасности в лесах должно осуществляться с учетом Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Документированная информация, получаемая при осуществлении мероприятий по обеспечению санитарной безопасности в лесах, в установленном порядке представляется для внесения в государственный лесной реестр.
В соответствии со статьей 60.2 ЛК РФ защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
В соответствии со статьей 60.3 ЛК РФ для обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются:
1) лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы).
Порядок лесозащитного районирования устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
2) государственный лесопатологический мониторинг.
Лесопатологический мониторинг проводится в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.04.2017 N 156 "Об утверждении порядка осуществления государственного лесопатологического мониторинга".
3) проведение лесопатологических обследований.
Проведение лесопатологического обследования (далее - ЛПО) обеспечивается органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий (далее - уполномоченные органы), определенных статьями 81 - 84 ЛК РФ, либо гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими использование лесов.
Лесопатологическое обследование проводится в целях получения информации о текущем санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, определения границ повреждений леса, учета численности вредителей и распространенности болезней, прогноза изменений санитарного и лесопатологического состояния лесов для осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной безопасности в лесах. Для сбора информации о лесопатологическом состоянии лесов осуществляются авиационные и наземные работы с использованием данных космической съемки.
Граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений обязаны в 5-дневный срок с даты обнаружения таких насаждений проинформировать об этом органы государственной власти, органы местного самоуправления, предоставившие лесные участки для использования или являющиеся заказчиками соответствующих работ по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии России от 16.09.2016 N 480 "Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования" информация, поступившая о погибших или поврежденных вредными организмами насаждениях проверяется уполномоченным органом в 30-дневный срок с даты получения данной информации.
В случаях, если осуществление мероприятий по защите лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите и воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и ЛК РФ.
4) предупреждение распространения вредных организмов.
Предупреждение распространения вредных организмов включает в себя проведение:
- профилактических мероприятий по защите лесов;
- санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших (утративших жизнеспособность в результате воздействия неблагоприятных факторов) и поврежденных (имеющих видимые признаки повреждения неблагоприятными факторами) лесных насаждений, уборки неликвидной древесины (древесины, утратившей потребительские свойства из-за повреждений гнилью, стволовыми вредителями, а также в результате пожаров и других неблагоприятных воздействий), рубки аварийных деревьев.
Мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов осуществляются в соответствии со статьей 19 ЛК РФ.
Документированная информация, подтверждающая осуществление мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, в установленном порядке представляется для внесения в государственный лесной реестр (статья 91 ЛК РФ).
Не допускается осуществление мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов:
- в случае, если такие мероприятия не предусмотрены соответствующим актом лесопатологического обследования;
- в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти направлено предписание об отмене соответствующего акта лесопатологического обследования или о внесении в него изменений;
- в течение двадцати дней после размещения в соответствии с частью 3 статьи 60.6 ЛК РФ акта лесопатологического обследования на официальном сайте уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Профилактические мероприятия направлены на повышение устойчивости лесов и предотвращение неблагоприятных воздействий на леса.
Основанием для планирования профилактических мероприятий являются результаты лесопатологических обследований. Результаты планирования профилактических мероприятий отражаются в лесохозяйственных регламентах и проектах освоения лесов.
Санитарно-оздоровительные мероприятия (далее - СОМ) имеют своей целью улучшение санитарного состояния насаждений, уменьшение угрозы распространения вредных организмов, обеспечение лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижение ущерба от воздействия неблагоприятных факторов, при этом необходимо помнить, что без технически грамотного и своевременного выполнения лесохозяйственных мероприятий невозможно ликвидировать очаги вредителей и болезней леса и сохранить гарантии нормального роста и развития лесных насаждений.
К СОМ относятся следующие виды мероприятий:
- вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений;
- очистка лесов от захламленности и загрязнения, от иного негативного воздействия.
С целью предотвращения повреждений и дальнейшей гибели леса от вредных организмов (стволовых вредителей) проводятся профилактические мероприятия.
СОМ проводятся после проведения лесопатологических обследований на данном участке леса. Выполнение СОМ осуществляется в соответствии со статьей 19 ЛК РФ.
СОМ на участках леса, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов согласно части 2 статьи 60.7 ЛК РФ.
Лица, использующие леса в соответствии с договором аренды (пункт 5 Правил санитарной безопасности в лесах), выполняют СОМ (все или их часть) за собственные средства на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологических обследований.
СОМ планируются органами местного самоуправления в пределах переданных полномочий.
Основанием для планирования СОМ являются:
- лесохозяйственный регламент;
- поквартальные планы-корректировки к лесохозяйственному регламенту, не представленные к использованию лесов;
- данные лесопатологических обследований.
Необходимость включения того или иного лесного участка в план СОМ определяется на основе оценки санитарного состояния лесов с учетом их целевого назначения, категорий защитных лесов, зоны лесопатологической угрозы, транспортной доступности, а также с учетом экологической и экономической целесообразности.
После утверждения планов-корректировок к лесохозяйственному регламенту в установленном порядке вносятся изменения в проекты освоения лесов.
Сведения о видах и объемах СОМ, планируемых к проведению лицами, использующими леса на основании договора аренды, отражаются в подаваемой ежегодно лесной декларации. К плану-корректировке, содержащему мероприятия по сплошным и выборочным санитарным рубкам, прикладываются следующие документы:
- акт проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка или акт приемки работ по лесопатологическому обследованию;
- сводная ведомость поврежденных, расстроенных и погибших лесных участков и пробных площадей, заложенных в них для обоснования СОМ;
- выкопировка из планшета на участки, намечаемые в сплошную санитарную рубку с указанием номеров выделов и расположения пробных площадей.
Если в результате массовой гибели лесов на территории объявлен режим чрезвычайной ситуации, в соответствии с решением комиссии по чрезвычайной ситуации и пожарной безопасности допускается планирование санитарных рубок по результатам дешифрирования аэрокосмической съемки высокого разрешения или материалам авиалесопатологической таксации.
Все планы СОМ утверждаются органами, обеспечивающими их проведение.
СОМ проводятся с учетом требований правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных в установленном лесным законодательством порядке.
При проведении СОМ обеспечивается соблюдение требований по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и в красные книги субъектов Российской Федерации.
Для лесных растений, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и в Красную книгу Камчатского края, а также включенных в перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, разрешается рубка только погибших деревьев и кустарников.
В случае гибели лесов или ухудшения их санитарного состояния, обусловленных чрезвычайными ситуациями природного и антропогенного характера, ликвидация последствий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и другими федеральными законами. Сплошные санитарные рубки лесных насаждений проводятся независимо от их возраста в тех случаях, когда выборочные не могут обеспечить сохранение жизнеспособности лесных насаждений и выполнение ими полезных функций.
Нормативы отбора деревьев в рубку при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий.
Таблица 12 - Шкала категорий состояния деревьев
Категории деревьев |
Признаки категорий состояния |
|
Хвойные |
Лиственные |
|
1 - без признаков ослабления |
Крона густая, хвоя (листва) зеленая, прирост текущего года нормального размера для данной породы, возраста и условий произрастания |
|
2 - ослабленные |
Крона разреженная, хвоя светло-зеленая; прирост уменьшен, но не более, чем на половину; отдельные ветви засохли |
Крона разреженная, листва светло-зеленая; прирост уменьшен, но не более, чем на половину; отдельные ветви засохли, единичные водяные побеги |
3 - сильно ослабленные |
Крона ажурная; хвоя светло-зеленая, матовая; прирост слабый, менее половины обычного; усыхание ветвей до 2/3 кроны |
Крона ажурная; листва мелкая, светло-зеленая, прирост слабый, менее половины обычного; усыхание ветвей до 2/3 кроны, обильные водяные побеги |
4 - усыхающие |
Крона сильно ажурная; хвоя серая, желтоватая или желто-зеленая; прирост очень слабый или отсутствует; усыхание более 2/3 ветвей |
Крона сильно ажурная; листва мелкая, редкая светло-зеленая или желтоватая; прирост очень слабый или отсутствует; усыхание более 2/3 ветвей |
5 - свежий сухостой |
Хвоя серая, желтая или красно-бурая; частичное опадение коры |
Листва увяла или отсутствует; частичное опадение коры |
6 - старый сухостой |
Живая хвоя (листва) отсутствует; кора и мелкие веточки осыпались частично или полностью; стволовые вредители вылетели; на стволе грибница дереворазрушающих грибов |
В обязательном порядке в санитарную рубку назначаются деревья 5 - 6-й категорий состояния.
Допускается уборка деревьев других категорий состояния в следующих случаях:
- деревья 3 - 4-й категории состояния (сильно ослабленные и усыхающие) назначаются в рубку в очагах корневой губки, бактериальной водянки и голландской болезни (при этом в материалах по планированию рубки обязательно должно быть показано, на каком основании данный участок отнесен к очагу болезни, каковы характеристики очага);
- в защитных лесах - деревья при наличии на стволах явных признаков гнилей (дупла, плодовые тела трутовиков, раковые раны, охватывающие более 2/3 окружности ствола);
- в насаждениях, пройденных пожаром, - деревья с наличием прогара корневой шейки не менее 3/4 окружности ствола (при этом обязательно наличие пробной площади с раскопкой корневой шейки не менее чем у 100 деревьев), или высушенного луба не менее 3/4 окружности ствола (наличие пробной площади также обязательно).
Ветровальные, буреломные и снеголомные деревья учитываются отдельно. При расчете средней категории состояния они приравниваются к свежему или старому сухостою. Свежим ветровалом, буреломом и снеголомом считаются стволы деревьев, погибших не более, чем за два года до момента обследования. Буреломными (снеголомными) являются деревья со сломом ствола ниже одной трети протяженности кроны, считая от вершины. Ветровальными являются поваленные или наклонные деревья с обрывом более трети корней.
Отбор деревьев в рубку в очагах хвое- и листогрызущих насекомых производится после завершения периода восстановления хвои (листвы).
К выборочной санитарной рубке следует приступать в возможно короткие сроки после повреждения древостоев огнем и заканчивать на весенних гарях до 1 июля, раннелетних - до 1 августа, позднелетних и осенних - до 1 мая следующего года.
Очистка лесов от захламления (неликвидной и дровяной древесины, строительного и бытового мусора), загрязнения и иного негативного воздействия, проводится в местах образования ветровала, бурелома, снеголома, верховых пожаров и других повреждений деревьев при наличии неликвидной и дровяной древесины более 90% от общего запаса поврежденной древесины насаждения.
Рубка деревьев и кустарников при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий проводится в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами заготовки древесины, Правилами пожарной безопасности в лесах и Правил ухода за лесами.
5) ликвидация очагов вредных организмов.
Мероприятия по ликвидации очагов вредных организмов, осуществляются в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса (далее - уполномоченные органы).
В соответствии с частью 1 статьи 60.8 ЛК РФ ликвидация очагов вредных организмов в лесах включает в себя следующие меры:
- проведение обследований очагов вредных организмов;
- уничтожение или подавление численности вредных организмов, в том числе с применением химических препаратов (препаратов, в которых действующим началом являются химические вещества);
- рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, зараженных вредными организмами.
Документированная информация, подтверждающая осуществление мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов, вносится в государственный лесной реестр в порядке, установленном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение".
В случае, если осуществление мер по ликвидации очагов вредных организмов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и ЛК РФ.
6) ограничения пребывания граждан в лесах в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах.
Территории насаждений с наличием массовых очагов вредных организмов могут объявляться зоной чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах при использовании лесов не допускается:
а) загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
б) невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации;
в) уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных;
г) уничтожение либо повреждение мелиоративных систем, расположенных в лесах;
д) загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами;
е) иные действия, способные нанести вред лесам.
В лесах запрещаются разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения.
При выборочных рубках и уходе за лесами в первую очередь вырубаются погибшие и поврежденные деревья.
В очагах вредных организмов, повреждающих (поражающих) древесину, порубочные остатки подлежат обязательному сжиганию с соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных в установленном лесным законодательством порядке.
При разработке лесосек и разрубке трасс под линейные объекты запрещается сдвигание порубочных остатков к краю леса (стене леса).
В весенне-летний период не допускается хранение (оставление) в лесах заготовленной древесины более 30 дней без удаления коры (без окорки) или обработки пестицидами. Конкретные сроки (даты) запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной или не обработанной пестицидами заготовленной древесины по лесорастительным зонам и лесным районам устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства.
Заготовленная древесина, заселенная стволовыми вредителями, до их вылета должна быть обработана инсектицидами или окорена (кора должна быть уничтожена). При заселении заготовленной древесины стволовыми вредителями, в отношении которых применение мер защиты малоэффективно или невозможно, необходима срочная вывозка этой древесины из леса или ее переработка.
При использовании лесов для рекреационных целей не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов.
Использование лесов в любых целях не должно ухудшать санитарное состояние лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и на лесных участках, прилегающих к ним.
Лесопатологических обследований на территории лесничества Петропавловск-Камчатского городского округа при лесоустройстве 2015 года не проводилось. Нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий по форме таблиц 15, 15.1 и 15.2 Приложения к Составу лесохозяйственных регламентов в данном разделе не приводятся.
В лесах лесничества городского округа на период действия данного регламента при необходимости планируется рубка отдельных деревьев и индивидуальная защита деревьев: лечение ран, обрезка отдельных усыхающих и поврежденных ветвей, удаление плодовых тел дереворазрушающих грибов.
Лица, допустившие нарушение требований Правил санитарной безопасности в лесах, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вред, причиненный лесам в связи с нарушением требований Правил санитарной безопасности в лесах, возмещается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.17.3 Требования к воспроизводству лесов
В соответствии со статьей 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами.
Воспроизводство лесов лесничества Петропавловск-Камчатского городского округа обеспечивается администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа в пределах ее полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
Воспроизводство лесов, расположенных на территории лесничества городского округа, осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами в соответствии с Правилами лесовосстановления и Правилами ухода за лесами, с учетом Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, Лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного срочного пользования лесными участками.
А) Лесовосстановление.
Лесовосстановление вырубленных, погибших, поврежденных насаждений может быть обеспечено естественным путем, искусственным или комбинированным и должно привести к восстановлению лесных насаждений, сохранению биологического разнообразия и полезных функций лесов (статья 62 ЛК РФ).
Правила лесовосстановления, утвержденные Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.03.2019 N 188, устанавливают требования к лесовосстановлению по лесным районам Российской Федерации.
Лесовосстановление проводится на вырубках, гарях, прогалинах, иных не покрытых лесной растительностью или пригодных для лесовосстановления землях.
Оценка успешности возобновления и, как следствие, назначение хозяйственных мероприятий по лесовосстановлению проведена с использованием "Шкалы оценки возобновления в лесах Дальнего Востока" (ДальНИИЛХ) в части, которая согласуется с приложением 2 к Правилам лесовосстановления, определяющим способы лесовосстановления в зависимости от естественного лесовосстановления ценных лесных древесных пород.
Естественное восстановление лесов осуществляется за счет мер содействия лесовосстановлению:
- сохранением возобновившегося под пологом лесных насаждений жизнеспособного поколения основных лесных древесных пород;
- сохранением подроста лесных пород при проведении рубок лесных насаждений;
- минерализацией поверхности почвы;
- уходом за подростом ценных лесных древесных пород на не покрытых лесной растительностью площадях;
- огораживанием площадей.
Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, черенков или посева семян лесных растений.
Комбинированное восстановление лесов осуществляется за счет сочетания естественного и искусственного лесовосстановления.
Реконструкция малоценных молодняков не относится к лесовосстановительному мероприятию, а считается видом ухода за лесами (пункт 44 Правил ухода за лесами).
К объектам (фонду) реконструкции могут быть отнесены насаждения, не отвечающие экономическим, экологическим требованиям, не соответствующие условиям местопроизрастания и не отвечающие в связи с этим своему целевому назначению.
На территории лесничества городского округа при проведении лесоустройства в 2015 году выявлен фонд лесовосстановления (площадь не покрытых лесной растительностью земель), составляющий 5,8 га.
Насаждений, требующих ухода за молодняками и иных мероприятий по уходу за лесами, не связанных с рубками ухода на территории лесничества городского округа не выявлено. Сведения по форме таблицы 16 приложения к Составу Лесохозяйственных регламентов не приводятся.
Нормативы и параметры мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению приведены в данном Лесохозяйственном регламенте в таблице 13 - по форме таблицы 17 приложения к Составу Лесохозяйственных регламентов.
Таблица 13 - Нормативы и параметры мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению
(площадь, га) | |||||||
Показатели |
Не покрытые лесной растительностью земли |
Лесосеки сплошных рубок предстоящего периода |
Лесоразведение |
Всего |
|||
гари и погибшие насаждения |
вырубки |
прогалины и пустыри |
итого |
||||
Земли, нуждающиеся в лесовосстановлении, всего |
|
|
5,8 |
5,8 |
|
|
5,8 |
в том числе по породам: - хвойным - твердолиственным - мягколиственным |
|
|
5.8 5.8 |
5.8 5.8 |
|
|
5.8 5.8 |
В том числе по способам: |
|
|
|
|
|
|
|
Искусственное (создание лесных культур), всего в том числе по породам: - хвойным - твердолиственным - мягколиственным |
|
|
|
|
|
|
|
Комбинированное, всего в том числе по породам: - хвойным - твердолиственным - мягколиственным |
|
|
|
|
|
|
|
Естественное заращивание, всего в том числе по породам: - хвойным - твердолиственным - мягколиственным |
|
|
5,8 5, 8 |
5,8 5, 8 |
|
|
5,8 5, 8 |
Б) Уход за лесами.
Уход за лесами - часть воспроизводства лесов (статья 61 ЛК РФ) осуществляемая в целях повышения продуктивности лесов и сохранения их полезных функций путем вырубки части деревьев и кустарников, проведения агролесомелиоративных и иных мероприятий.
Уход за лесами осуществляется в соответствии с Лесохозяйственным регламентом, а также проектом освоения лесов. Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании договоров аренды в соответствии с проектом освоения лесов или органами местного самоуправления в соответствии со статьей 19 ЛК РФ.
При уходе за лесами осуществляются рубки лесных насаждений любого возраста (рубки ухода за лесом), направленные на улучшение породного состава и качества лесов, повышение их устойчивости к негативным воздействиям и усиление защитных функций.
Мероприятия по уходу за лесами должны быть направлены на достижение целей сохранения санитарно-гигиенических и оздоровительных функций лесов.
В лесничестве городского округа данным регламентом допускается проведение ландшафтных рубок, но поскольку фонд таких рубок ухода при таксации лесов не выявлен, ежегодный объем этого мероприятия устанавливается после специальных обследований.
Нормативы и параметры ухода за молодняками и иных мероприятий по уходу за лесами, не связанных с рубками ухода для лесничества городского округа по форме таблицы 16 Приложения к Составу Лесохозяйственных регламентов в данном Лесохозяйственном регламенте не приводятся.
К иным мероприятиям по уходу за лесами относятся - другие мероприятия:
- формирование полян и лужаек, уход за ними;
- создание видовых площадок;
- прорубка и расчистка троп;
- размещение малых архитектурных форм (навесов от дождя, беседок, павильонов);
- иные мероприятия по благоустройству.
Возрастные периоды проведения различных видов рубок ухода за лесом, включая рубки ухода за молодняками, и нормативы режима рубок ухода при ландшафтных рубках, приведены в разделе 2.1.2 настоящего Лесохозяйственного регламента.
<< Приложение 1 Приложение 1 |
||
Содержание Постановление Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 12 июля 2019 г. N 1466 "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.