Постановление Администрации г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 1 июня 2016 г. N 156
"Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств местного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов местного бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита местного бюджета (их уполномоченными должностными лицами) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита"
2 мая 2017 г.
В целях обеспечения единого подхода к организации и проведению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также повышения эффективности деятельности по осуществлению главными распорядителями (распорядителями) средств местного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов местного бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита местного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, постановляю:
1.1. Утвердить Порядок осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств местного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов местного бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита местного бюджета (их уполномоченными должностными лицами) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
1.2. Утратил силу. - Постановление Администрации г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 2 мая 2017 г. N 106.
См. текст пункта 1.2
И.о. руководителя Администрации г. Улан-Удэ |
О.Г. Екимовский |
Порядок
осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств местного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов местного бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита местного бюджета (их уполномоченными должностными лицами) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
(утв. постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 1 июня 2016 г. N 156)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств местного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов местного бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита местного бюджета (далее - главный администратор (администратор) средств местного бюджета) внутреннего финансового контроля и на основе функциональной независимости внутреннего финансового аудита.
2. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит основываются на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности и системности.
II. Осуществление внутреннего финансового контроля
3. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами главного администратора (администратора) средств местного бюджета, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения местного бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры). Внутренний финансовый контроль направлен:
а) на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения местного бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главным администратором (администратором) средств местного бюджета, подведомственными ему администраторами средств местного бюджета и получателями средств местного бюджета;
б) на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
4. Внутренний финансовый контроль осуществляется главными администраторами (администраторы) средств местного бюджета и получателями средств местного бюджета, исполняющих бюджетные полномочия.
5. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора) средств местного бюджета, в соответствии с распределением обязанностей.
6. Должностные лица подразделений главного администратора (администратора) средств местного бюджета осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными инструкциями в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
а) составление и представление в Комитет по финансам Администрации г. Улан-Удэ документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта местного бюджета, в том числе обоснований бюджетных ассигнований, реестров расходных обязательств;
б) составление и представление главному администратору (администратору) средств местного бюджета документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта местного бюджета;
в) составление и представление в Комитет по финансам Администрации г. Улан-Удэ документов, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам местного бюджета, расходам местного бюджета и источникам финансирования дефицита местного бюджета;
г) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета;
д) составление и представление в Комитет по финансам Администрации г. Улан-Удэ документов, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств местного бюджета;
е) доведение лимитов бюджетных обязательств до подведомственных распорядителей и получателей средств местного бюджета;
ж) составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) свода бюджетных смет;
з) формирование и утверждение муниципальных заданий в отношении подведомственных муниципальных учреждений;
и) составление и исполнение бюджетной сметы;
к) принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
л) осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита местного бюджета) в местный бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
м) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
н) принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в местный бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
о) ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
п) составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
р) обеспечение соблюдения получателями субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
с) исполнение судебных актов по искам к публично-правовому образованию, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений;
т) использование бюджетных ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита местного бюджета.
7. При осуществлении внутреннего финансового контроля производятся следующие контрольные действия:
а) проверка оформления документов на соответствие требованиям федеральных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов Республики Бурятия, муниципальных правовых актов регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов и процедур;
б) авторизация операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), подтверждающая правомочность их совершения;
в) сверка данных;
г) сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
8. Формами проведения внутреннего финансового контроля являются контрольные действия, указанные в пункте 7 настоящего Порядка (далее - контрольные действия), применяемые в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности) (далее - методы контроля).
9. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц. Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
10. К способам проведения контрольных действий относятся:
а) сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
б) выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
11. Подготовка к проведению внутреннего финансового контроля заключается в формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля руководителем каждого подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
12. В карте внутреннего финансового контроля по каждой бюджетной процедуре и составляющие ее операции указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры); периодичности выполнения операции; должностных лицах, осуществляющих контрольные действия; методах и способах контроля; периодичности контрольных действий.
13. Перед составлением карты внутреннего финансового контроля в подразделении, ответственном за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, необходимо сформировать перечень операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) (далее - Перечень).
14. В Перечне указываются внутренние бюджетные процедуры; операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры); данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции; уровень рисков, связанных с проведением операции; необходимость или отсутствие необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций, методы контроля.
15. При составлении Перечня оцениваются бюджетные риски, связанные с проведением указанной в Перечне операции, в целях ее включения в карту внутреннего финансового контроля или исключения из карты внутреннего финансового контроля, определения применяемых к ней контрольных действий.
16. Оценка бюджетных рисков состоит в идентификации рисков по каждой указанной в Перечне операции и определении уровня риска.
17. Идентификация рисков заключается в определении по каждой операции возможных событий, наступление которых негативно повлияет на результат внутренней бюджетной процедуры (например, несвоевременность выполнения операции, ошибки, допущенные в ходе выполнения операции, и т.д.).
18. Идентификация рисков проводится путем проведения анализа информации, указанной в представлениях и предписаниях органов государственного (муниципального) финансового контроля, рекомендациях (предложениях) внутреннего финансового аудита, иной информации об имеющихся нарушениях и недостатках в сфере бюджетных правоотношений, их причинах и условиях.
19. Каждый бюджетный риск оценивается по критерию "вероятность", характеризующему ожидание наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренних бюджетных процедур, и критерию "последствия", характеризующему размер возможного наносимого ущерба, потери репутации главного администратора (администратора) средств местного бюджета, существенность налагаемых санкций за допущенное нарушение бюджетного законодательства, снижение показателя результативности (экономности) использования бюджетных средств. По каждому критерию определяется шкала уровней вероятности (последствий) риска:
уровень по критерию "вероятность" - невероятный (от 0 до 20%), маловероятный (от 20 до 40%), средний (от 40 до 60%), вероятный (от 60 до 80%), ожидаемый (от 80 до 100%);
уровень по критерию "последствия" - низкий, умеренный, высокий, очень высокий.
20. Оценка вероятности осуществляется на основе анализа информации о следующих причинах рисков:
а) недостаточность положений правовых актов главного администратора (администратора) средств местного бюджета, а также иных актов, распоряжений (указаний) и поручений, регламентирующих выполнение внутренней бюджетной процедуры и (или) их несоответствие нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
б) длительный период приведения средств автоматизации подготовки документов и (или) отражения соответствующих операций в соответствие с требованиями актуальных положений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
в) низкое качество содержания и (или) несвоевременность представления документов, представляемых должностным лицом, осуществляющим внутренние бюджетные процедуры, необходимые для проведения операций;
г) наличие конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
д) отсутствие разграничения прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
е) неэффективность средств автоматизации подготовки документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры;
ж) недостаточная укомплектованность подразделения, ответственного за выполнение внутренней бюджетной процедуры, а также недостаточный уровень квалификации сотрудников указанного подразделения;
з) иные причины риска.
21. Оценки по критерию "вероятность" и критерию "последствия" объединяются в матрицу бюджетного риска, в которой по каждому сочетанию вероятности и последствий устанавливается уровень риска (низкий, средний, высокий, очень высокий). К матрице бюджетного риска прилагаются обоснования уровней риска с предложениями по характеристикам применяемого к операции контрольного действия (метод, вид, способ и периодичность контроля) и устранению причин риска. Оценка бюджетного риска рассчитывается по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
22. Операции с уровнем риска "средний", "высокий", "очень высокий" включаются в карту внутреннего финансового контроля.
23. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля. Карта внутреннего финансового контроля заполняется по форме, приведенной в приложении N 2.
24. Утверждение карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств местного бюджета.
25. Карта внутреннего финансового контроля формируется и утверждается до начала очередного финансового года. Уточнение карт внутреннего финансового контроля необходимо проводить:
а) при принятии решения руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств местного бюджета о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
б) в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющие необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
26. Подразделение, ответственное за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, после утверждения карты внутреннего финансового контроля представляет уполномоченным должностным лицам главного администратора (администратора) средств местного бюджета информацию об оценке бюджетных рисков.
27. Уполномоченные должностные лица главного администратора (администратора) средств местного бюджета составляют реестр бюджетных рисков и представляют его с прилагаемыми предложениями по уменьшению выявленных бюджетных рисков руководителю (заместителю руководителя) главного администратора (администратора) средств местного бюджета.
28. Формирование, утверждение карт внутреннего финансового контроля осуществляется в порядке, установленном главным распорядителем (распорядителем) средств местного бюджета.
Формирование (актуализация) карт внутреннего финансового контроля проводится не реже одного раза в год.
29. Внутренний финансовый контроль в подразделениях главного администратора (администратора) средств местного бюджета осуществляется с соблюдением периодичности, методов контроля и способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля.
30. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом каждого подразделения главного администратора (администратора) средств местного бюджета путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие федеральным нормативным правовым актам, нормативным правовым актам Республики Бурятия, муниципальным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и процедурам и должностным регламентам, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции. Самоконтроль осуществляется в соответствии с картой внутреннего финансового контроля.
31. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом руководителем (заместителем руководителя) и (или) руководителем подразделения главного администратора (администратора) средств местного бюджета (иным уполномоченным лицом) путем авторизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами. Контроль по уровню подчиненности осуществляется в соответствии с картой внутреннего финансового контроля.
32. Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями средств местного бюджета, администраторами доходов местного бюджета и администраторами источников финансирования дефицита местного бюджета, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям федеральных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов Республики Бурятия, муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам и процедурам, и (или) путем сбора и анализа информации о своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, точности и обоснованности информации, отраженной в указанных документах, а также законности совершения отдельных операций. Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.
33. Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению отражаются в журналах внутреннего финансового контроля.
Ведение журналов внутреннего финансового контроля осуществляется в каждом подразделении, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур.
34. Журналы внутреннего финансового контроля подлежат учету и хранению в установленном главным администратором (администратором) средств местного бюджета порядке, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
35. Информация о выявленных недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур направляется в 5-дневный срок со дня обнаружения подразделением, ответственным за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, руководителю (заместителю руководителя) главного администратора (администратора) средств местного бюджета.
36. По итогам рассмотрения информации о выявленных недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур в течение 5 рабочих дней принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные:
а) на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
б) на изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски);
в) на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
г) на изменение внутренних стандартов и процедур;
д) на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
е) на устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
ж) на проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
з) на ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора (администратора) средств местного бюджета.
37. Главный администратор (администратор) средств местного бюджета определяет порядок составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля на основе данных журналов внутреннего финансового контроля.
38. Главный администратор (администратор) средств местного бюджета обязан предоставлять Комитету по финансам запрашиваемые им информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового контроля.
III. Осуществление внутреннего финансового аудита
39. Внутренний финансовый аудит осуществляется уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора (администратора) средств местного бюджета (далее - подразделение внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.
Деятельность подразделения внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
40. Целями внутреннего финансового аудита являются:
а) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств местного бюджета.
41. Объектами внутреннего финансового аудита являются главные администраторы (администраторы) средств местного бюджета, подведомственные ему администраторы средств местного бюджета и получатели средств местного бюджета (далее - объекты аудита).
42. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) средств местного бюджета (далее - план). Внеплановые проверки проводятся по поручению руководителя главного администратора (администратора) средств местного бюджета в порядке, утвержденном для проведения плановых проверок.
43. Подразделение внутреннего финансового аудита осуществляет подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов главного администратора (администратора) средств местного бюджета, направляемых в Комитет по финансам Администрации г. Улан-Удэ в целях составления и рассмотрения проекта местного бюджета, в порядке, установленном главным администратором (администратором) средств местного бюджета.
44. Аудиторские проверки подразделяются:
а) на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения подразделения внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
б) на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
в) на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения подразделения внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
45. Должностные лица подразделения внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) привлекать независимых экспертов.
Главный администратор (администратор) средств местного бюджета устанавливает предельный срок направления и исполнения указанного запроса. Срок направления и исполнения указанного запроса составляет не более 30 календарных дней.
46. Должностные лица подразделения внутреннего финансового аудита обязаны:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).
47. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора (администратора) средств местного бюджета.
48. Главный администратор (администратор) средств местного бюджета обязан предоставлять Комитету по финансам Администрации г. Улан-Удэ запрашиваемые им информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита.
49. Составление, утверждение и ведение плана осуществляется в порядке, установленном главным администратором (администратором) средств местного бюджета.
50. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указывается тема аудиторской проверки, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
51. При составлении плана и программы аудиторской проверки учитываются:
а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора (администраторов) средств местного бюджета в случае неправомерного исполнения этих операций;
б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
в) наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
г) степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
е) наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
52. В целях составления плана подразделение внутреннего финансового аудита обязано провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой Республики Бурятия, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия, Министерством финансов Республики Бурятия, Контрольно-счетной палатой г. Улан-Удэ, Комитетом по финансам Администрации г. Улан-Удэ в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
53. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года.
54. Аудиторская проверка назначается решением руководителя главного администратора (администратора) средств местного бюджета.
55. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем подразделения внутреннего финансового аудита.
56. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа, состоящая из работников, проводящих аудиторскую проверку, и распределяются обязанности между членами аудиторской группы. Программа аудиторской проверки должна содержать:
а) тему аудиторской проверки;
б) наименование объектов аудита;
в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
57. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
а) осуществления внутреннего финансового контроля;
б) законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств республиканского бюджета;
в) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
г) применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
д) вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
е) наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
ж) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
з) бюджетной отчетности.
58. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
а) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
б) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
в) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;
е) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
59. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
60. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) копии договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
з) акт аудиторской проверки.
61. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются главным администратором (администратором) средств местного бюджета.
Срок проведения аудиторской проверки не может превышать 45 рабочих дней.
62. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается им представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
63. Форма акта аудиторской проверки, порядок направления и сроки его рассмотрения объектом аудита устанавливаются главным администратором (администратором) средств местного бюджета.
64. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
г) выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств республиканского бюджета.
65. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю главного администратора (администратора) средств местного бюджета. По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель главного администратора (администратора) средств местного бюджета вправе принять одно или несколько из следующих решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в Комитет по финансам Администрации г. Улан-Удэ, правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
66. Подразделение внутреннего финансового аудита обеспечивает составление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
67. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) средств местного бюджета.
Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур, а также к повышению эффективности использования средств местного бюджета.
68. Порядок составления и представления годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита устанавливается главным администратором (администратором) средств местного бюджета.
69. О результатах осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главный администратор (администратор) средств местного бюджета ежеквартально информируют Комитет по финансам Администрации г. Улан-Удэ.
Приложение N 1
Форма
Оценка бюджетного риска
1. Операция: _______________________________________________
2. Наименование риска: _____________________________________
Уровень по критерию "Вероятность" |
Уровень по критерию "Последствия" |
|||
|
низкий |
умеренный |
высокий |
очень высокий |
Невероятный (от 0 до 20%) |
низкий |
низкий |
низкий |
средний |
Маловероятный (от 20 до 40%) |
низкий |
низкий |
средний |
высокий |
Средний (от 40 до 60%) |
средний |
средний |
высокий |
очень высокий |
Вероятный (от 60 до 80%) |
средний |
высокий |
очень высокий |
очень высокий |
Ожидаемый (от 80 до 100%) |
высокий |
высокий |
очень высокий |
очень высокий |
3. Обоснование уровня риска и предложения по устранению причин риска, применению контрольных действий в отношении операции: ____________.
Приложение N 2
Карта внутреннего финансового контроля
Данное приложение в справочной правовой системе не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 1 июня 2016 г. N 156 "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств местного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов местного бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита местного бюджета (их уполномоченными должностными лицами) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита"
Текст постановления опубликован в газете "Муниципальный вестник города Улан-Удэ" от 3 июня 2016 г. N 22 (без приложения N 2)
Постановлением Администрации г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 17 декабря 2018 г. N 316 настоящее постановление признано утратившим силу с 26 декабря 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 2 мая 2017 г. N 106
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного постановления