Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства социальной защиты
населения Республики Бурятия
от 19 октября 2016 г. N 609
Порядок
проведения проверок исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок проведения проверок исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан (далее - Порядок) определяет сроки и последовательность действий при осуществлении проверок исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований переданных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан.
1.2. Проверки исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований переданных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан (далее - проверки) осуществляет Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее - Министерство).
1.3. Проверки осуществляются в отношении органов местного самоуправления муниципальных образований (далее - органы опеки и попечительства):
1.3.1. Городских округов в Республике Бурятия:
1) "Город Улан-Удэ";
2) "Город Северобайкальск".
1.3.2. Муниципальных районов в Республике Бурятия:
1) "Баргузинский район";
2) "Баунтовский эвенкийский район";
3) "Бичурский район";
4) "Джидинский район";
5) "Еравнинский район";
6) "Заиграевский район";
7) "Закаменский район";
8) "Иволгинский район";
9) "Кабанский район";
10) "Кижингинский район";
11) "Курумканский район";
12) "Кяхтинский район";
13) "Муйский район";
14) "Мухоршибирский район";
15) "Окинский район";
16) "Прибайкальский район";
17) "Северо-Байкальский район";
18) "Селенгинский район";
19) "Тарбагатайский район";
20) "Тункинский район";
21) "Хоринский район".
1.4. Проверки проводятся в форме плановых и внеплановых проверок.
1.5. Плановые и внеплановые проверки проводятся в виде документарных или выездных проверок.
1.6. Предметом проверок является соблюдение при осуществлении переданных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, Республики Бурятия и иными нормативными правовыми актами по опеке и попечительству, в том числе:
1) Гражданским кодексом Российской Федерации;
2) Семейным кодексом Российской Федерации;
3) Трудовым кодексом Российской Федерации;
4) Федеральным законом от 16.04.2001 N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей";
5) Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";
6) Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
7) постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 N 275 "Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства";
8) постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";
9) постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации";
10) постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей";
11) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.02.2015 N 101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей";
12) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.09.2009 N 334 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423";
13) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.06.2009 N 212 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 432";
14) приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2013 N 680н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних";
15) Законом Республики Бурятия от 04.03.2008 N 137-IV "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству, обеспечению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями";
16) Законом Республики Бурятия от 11.10.2012 N 2897-IV "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия";
17) Законом Республики Бурятия от 22.12.2012 N 3102-IV "Об учете и формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Республике Бурятия, и о внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Бурятия";
18) постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.03.2005 N 102 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
19) постановлением Правительства Республики Бурятия от 07.10.2011 N 524 "Об обеспечении сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей";
20) постановлением Правительства Республики Бурятия от 04.09.2015 N 447 "Об организации постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа";
21) иными нормативными правовыми актами об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству (далее - обязательные требования).
1.7. Целью проверок является предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами опеки попечительства обязательных требований.
1.8. Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения расследований, срок проведения проверки может быть продлен председателем Комитета по делам семьи и детей - заместителем министра, первым заместителем министра или министром (либо лицом, его заменяющим) (далее - руководство Министерства), но не более чем на двадцать рабочих дней.
1.9. Министерство проводит проверки органов опеки и попечительства по вопросам, указанным в пунктах 1 - 50 части 1 статьи 4 Закона Республики Бурятия от 04.03.2008 N 137-IV "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству, обеспечению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями".
1.10. При проведении проверок должностные лица Министерства не вправе:
проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Министерства;
требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки;
распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
превышать установленные сроки проведения проверки.
II. Порядок организации и проведения проверки
2.1. Проверка проводится на основании приказа Министерства. Специалист отдела опеки попечительства, ответственный за подготовку и проведение проверки, контроль за исполнением органом опеки и попечительства предписания об устранении нарушений обязательных требований (далее - специалист, ответственный за проведение проверки), готовит проект соответствующего приказа Министерства.
Специалист, ответственный за проведение проверки, согласовывает приказ о проведении проверки с начальником отдела опеки и попечительства, отделом по работе с обращениями граждан и правового обеспечения Министерства, с председателем Комитета по делам семьи и детей - заместителем министра (далее - курирующий заместитель министра) и направляет на подпись министру (лицу, его заменяющему).
2.2. Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом проверок Министерства (далее - ежегодный план проверок).
Проект ежегодного плана проверок на следующий год готовится отделом опеки и попечительства, согласовывается с курирующим заместителем министра и представляется министру (лицу, его заменяющему) для утверждения не позднее 10 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок.
Ежегодный план проверок доводится до сведения органов опеки и попечительства посредством его размещения на официальном сайте Министерства в сети Интернет (www.minsoc-buryatia.ru) в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.
2.3. В отношении одного органа опеки и попечительства плановая проверка может быть проведена не чаще чем один раз в год.
2.4. Проверка проводится создаваемой Министерством комиссией по проверке (далее - уполномоченные лица Министерства или проверяющие) или одним специалистом отдела опеки и попечительства Министерства, уполномоченным на проведение проверки (далее - уполномоченное лицо Министерства или проверяющий).
Специалист, ответственный за проведение проверки, включается в приказ о проведении проверки в качестве члена комиссии по проверке при проведении проверки комиссией либо уполномоченного лица Министерства при проведении проверки одним специалистом отдела опеки попечительства.
К проведению мероприятий по контролю могут быть привлечены специалисты подведомственных организаций, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и эксперты.
2.5. Плановая документарная проверка проводится в порядке, установленном разделом III настоящего Порядка.
2.6. Плановая выездная проверка проводится в порядке, установленном разделом IV настоящего Порядка.
2.7. Внеплановая проверка проводится по решению руководства Министерства в случае поступления в Министерство обращений физических и (или) юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов, получения информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, из средств массовой информации, свидетельствующей о наличии признаков таких нарушений, подтверждаемой документами и другими доказательствами, а также с целью контроля за исполнением органом опеки и попечительства предписания об устранении выявленных нарушений (далее - предписание).
2.8. Внеплановая документарная проверка проводится в порядке, установленном разделом III настоящего Порядка.
2.9. Внеплановая выездная проверка проводится в порядке, установленном разделом IV настоящего Порядка.
III. Порядок организации и проведения документарной проверки
3.1. Документарная проверка проводится по месту нахождения Министерства.
3.2. Если для проведения документарной проверки необходимо получение информации из проверяемого органа опеки и попечительства, специалист, ответственный за проведение проверки, готовит проект письма Министерства в орган опеки и попечительства с запросом о представлении документов для проведения проверки и передает для подписания курирующему заместителю министра.
В письме Министерства указывается основание проведения проверки, срок ее проведения, срок представления документов (не менее двух недель со дня направления запроса), перечень запрашиваемых документов. Письмо Министерства направляется в орган опеки и попечительства заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо посредством факсимильной связи с подтверждением получения письма по факсу.
3.3. Орган опеки и попечительства заказным почтовым отправлением или нарочно направляет запрошенные документы в Министерство. Документы, представленные органом опеки и попечительства, передаются председателю комиссии по проверке (проверяющему).
Запрошенные Министерством документы представляются в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя органа опеки и попечительства.
3.4. В ходе проведения документарной проверки комиссия по проверке (проверяющий) проводит рассмотрение:
имеющейся в Министерстве информации о деятельности органа опеки и попечительства по вопросам, подлежащим проверке, в том числе акты предыдущих проверок, обращения граждан и иные документы;
документов по вопросам, подлежащим проверке, представленных органом опеки и попечительства по запросу Министерства.
3.5. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных органом опеки и попечительства документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся в Министерстве и (или) полученным в ходе осуществления проверки документах, информация об этом направляется в орган опеки и попечительства с требованием представить в течение семи дней необходимые пояснения в письменной форме.
3.6. Орган опеки и попечительства, представляющий в Министерство пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, в дополнение к пояснениям представляет в Министерство документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов и сведений.
IV. Порядок организации и проведения выездной проверки
4.1. Выездная проверка проводится по месту нахождения органа опеки и попечительства.
4.2. При проведении плановой выездной проверки, не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала, в орган опеки и попечительства направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении копия приказа Министерства о проведении проверки либо посредством факсимильной связи с подтверждением получения письма по факсу.
4.3. При проведении внеплановой выездной проверки орган опеки и попечительства уведомляется о проведении проверки не менее чем за 24 часа до ее начала посредством факсимильной связи с подтверждением получения письма по факсу.
4.4. До выезда в орган опеки и попечительства комиссия по проверке (проверяющий) осуществляет рассмотрение имеющихся в Министерстве документов, сведений о деятельности органа опеки и попечительства по вопросам, подлежащим проверке.
4.5. По прибытии в орган опеки и попечительства специалист, ответственный за проведение проверки, предъявляет руководителю органа опеки и попечительства (должностному лицу, исполняющему его обязанности) или уполномоченному им должностному лицу служебное удостоверение и заверенную печатью копию приказа Министерства о проведении проверки, представляет указанному лицу уполномоченных лиц Министерства, информирует указанное лицо о порядке проведения проверки.
4.6. В ходе выездной проверки уполномоченные лица Министерства:
запрашивают у уполномоченных должностных лиц органа опеки и попечительства материалы и документы по вопросам, подлежащим проверке, и проводят рассмотрение указанных материалов и документов;
запрашивают у уполномоченных должностных лиц органа опеки и попечительства устные и письменные объяснения по вопросам, подлежащим проверке;
получают копии материалов и документов, устные и письменные объяснения по вопросам, подлежащим проверке.
V. Оформление результатов проверки
5.1. По результатам проверки в течение 5 рабочих дней со дня ее завершения составляется акт проверки в двух экземплярах согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Если в результате проверки выявлены нарушения по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, специалист, ответственный за проведение проверки, в течение 2 рабочих дней со дня ее завершения составляет проект предписания согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
Проект предписания в течение 3 рабочих дней рассматривается и подписывается руководством Министерства.
К акту проверки прилагаются объяснения работников органа опеки и попечительства, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписание об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
5.2. В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключение по результатам проведенных специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения такого заключения.
5.3. При проведении выездной проверки, если составление акта проверки осуществляется в органе опеки и попечительства, в акте проверки указываются сведения об ознакомлении с актом проверки руководителя органа опеки и попечительства (должностного лица, исполняющего его обязанности) или уполномоченного должностного лица, подпись указанного лица или сведения об отказе указанного лица от ознакомления с актом проверки.
Первый экземпляр акта проверки остается у специалиста, ответственного за проведение проверки, для последующего представления в Министерство. Второй экземпляр акта проверки передается под расписку руководителю органа опеки и попечительства (должностному лицу, исполняющему его обязанности) или уполномоченному должностному лицу.
В случае отсутствия руководителя органа опеки и попечительства (должностного лица, исполняющего его обязанности) или уполномоченного должностного лица, отказа указанных лиц дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется в орган опеки и попечительства заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
При проведении документарной проверки, а также в случае если составление акта выездной проверки осуществляется в Министерстве, второй экземпляр акта проверки направляется в орган опеки и попечительства заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передается под расписку руководителю органа опеки и попечительства (должностному лицу, исполняющему его обязанности) или уполномоченному должностному лицу либо посредством факсимильной связи с подтверждением получения акта проверки по факсу.
5.4. По результатам проверки в журнал учета проверок органа опеки и попечительства вносится запись, которая содержит сведения о наименовании органа, осуществлявшего контроль, датах начала и окончания проведения проверки, выданном предписании (при наличии), фамилии, имени, отчестве (при наличии) и должности специалиста, ответственного за проведение проверки. Запись в журнале учета проверок органа опеки и попечительства скрепляется подписью специалиста, ответственного за проведение проверки.
При отсутствии журнала учета проверок в органе опеки и попечительства в акте проверки делается соответствующая запись.
5.5. Если в результате проверки выявлены нарушения по вопросам, входящим в компетенцию иного органа государственной власти, специалист, ответственный за проведение проверки, в течение 5 рабочих дней со дня ее завершения готовит проект письма Министерства в соответствующий орган.
Если в результате проверки получена информация о нарушениях, содержащих признаки противоправного деяния, специалист, ответственный за проведение проверки, в течение 5 рабочих дней со дня ее завершения готовит проект письма Министерства в органы прокуратуры и (или) в иной правоохранительный орган по месту нахождения органа опеки и попечительства.
Проекты писем Министерства в течение 3 рабочих дней рассматриваются и подписываются руководством Министерства.
Письма Министерства направляются в соответствующие органы заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, нарочно либо посредством факсимильной связи с подтверждением получения предписания или письма по факсу.
5.6. Специалист, ответственный за проведение проверки, вносит в базу данных информацию о проведении проверки, о ее результатах, о принятых мерах и сроках проведения контрольных мероприятий по исполнению предписания.
5.7. Орган опеки и попечительства в случае несогласия с предписанием в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки, предписания вправе представить в Министерство в письменной форме возражения. При этом орган опеки и попечительства вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.
VI. Контроль исполнения органами опеки и попечительства предписаний
6.1. Орган опеки и попечительства в срок, установленный предписании, направляет информацию об исполнении предписания в Министерство.
6.2. В случае если орган опеки и попечительства не представил информацию об исполнении предписания в сроки, установленные предписанием, либо не исполнил предписание, специалист, ответственный за проведение проверки, готовит проект письма Министерства с информацией о выявленных нарушениях в органы прокуратуры по месту нахождения органа опеки и попечительства и (или) в Прокуратуру Республики Бурятия.
Проекты писем Министерства согласовываются с председателем Комитета по делам семьи и детей - заместителем министра, в течение 3 рабочих дней рассматриваются и подписываются министром (лицом, его заменяющим). Письма Министерства направляются в соответствующие органы заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, нарочно либо посредством факсимильной связи с подтверждением получения письма по факсу.
6.3. Специалист, ответственный за проведение проверки, осуществляет учет проводимых проверок, последующий контроль исполнения органом опеки и попечительства выданных предписаний.
6.4. Специалист, ответственный за проведение проверки, проводит ежеквартальный мониторинг, по результатам которого готовит справку, в которой указывается список органов опеки и попечительства, в отношении которых проведены проверки с его участием, количество проверок, информация о выявленных нарушениях, мерах, принятых органом опеки попечительства в целях исполнения предписаний, письмах, направленных в органы прокуратуры.
6.5. Начальник отдела опеки и попечительства ежеквартально представляет результаты ежеквартального мониторинга курирующему заместителю министра и представляет для утверждения министру (лицу, его замещающему).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.