Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 17.03.2017 N 104
Приложение N 1
к Государственной программе
Республики Бурятия
"Управление государственными финансами
и государственным долгом"
Паспорт подпрограммы "Повышение качества управления региональными финансами" Государственной программы Республики Бурятия "Управление государственными финансами и государственным долгом"
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз ее развития
Повышение качества управления региональными финансами невозможно без обеспечения сбалансированности республиканского бюджета. Устойчивость и сбалансированность являются основными показателями качества состояния и перспектив развития бюджетной системы.
Необходимыми условиями устойчивости бюджетной системы являются точность прогнозирования доходов республиканского бюджета, соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов государственной власти, повышение эффективности бюджетных расходов республиканского бюджета, использование подходов корпоративного финансового менеджмента к управлению государственными финансами.
Для повышения устойчивости бюджетной системы в Республике Бурятия проведена работа по развитию доходной базы, удлинению горизонта бюджетного планирования, формированию нормативно-правовой и организационной базы регулирования бюджетных отношений, автоматизации бюджетного процесса, ведению реестра расходных обязательств, исполнению бюджета по казначейской системе, созданию системы государственного финансового менеджмента.
Меры бюджетного реформирования, осуществляемые в последние несколько лет, позволили установить четкий, регламентированный характер бюджетного процесса.
В целях перехода на программно-целевой метод формирования бюджета в Республике Бурятия приняты следующие правовые акты:
- постановление Правительства Республики Бурятия от 27.09.2011 N 500 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия";
- распоряжение Правительства Республики Бурятия от 30.11.2011 N 852-р, которым утвержден Перечень государственных программ Республики Бурятия;
- приказ Министерства экономики Республики Бурятия от 24.04.2012 N 36 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Республики Бурятия".
Несмотря на проведенную работу по реформированию бюджетной системы в целом, следует отметить, что не все инструменты, влияющие на качественное улучшение управления финансовыми ресурсами бюджета, работают в полную силу. На сегодняшний день остается ряд существенных недостатков таких, как:
- отсутствие взаимосвязи бюджетного планирования со стратегическим;
- низкое качество представляемых главными распорядителями бюджетных средств материалов для формирования реестра расходных обязательств Республики Бурятия;
- неудовлетворительное качество финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств республиканского бюджета, которое выражается, в частности, в ежегодном наличии остатков средств на конец года на счетах главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств республиканского бюджета;
- отсутствие комплексной системы автоматизированного управления бюджетным процессом на этапе внедрения программно-целевых принципов формирования бюджета;
- недостаточная открытость и доступность для граждан и организаций информации о деятельности публично-правовых образований по управлению общественными финансами в Республике Бурятия.
Устранение существующих недостатков возможно в рамках данной подпрограммы путем реализации основных мероприятий, направленных на совершенствование бюджетного процесса. В целом реализация подпрограммы окажет положительное влияние на функционирование всей бюджетной системы Республики Бурятия: будут обеспечены рост бюджетного потенциала, долгосрочная устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, что приведет к расширению возможностей республиканского бюджета для активного развития общественной инфраструктуры и повышения качества жизни населения.
2. Основные цели и задачи
Цель подпрограммы - обеспечение условий для эффективного использования средств республиканского бюджета. Достижение указанной цели подразумевает организацию исполнения республиканского бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, повышение эффективности планирования и расходования средств республиканского бюджета, организацию государственного финансового контроля, совершенствование нормативной правовой базы бюджетного процесса.
Достижение указанной цели обеспечивается за счет решения следующих задач подпрограммы:
Задача 1. Совершенствование бюджетного процесса.
Для решения данной задачи предусмотрены следующие основные мероприятия:
1. Повышение эффективности бюджетных процедур.
2. Соблюдение равномерности исполнения показателей кассового плана республиканского бюджета.
3. Анализ причин отнесения платежей к невыясненным поступлениям.
4. Обеспечение функционирования и модернизации автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом.
41. Обеспечение открытости и прозрачности управления общественными финансами.
Задача 2. Обеспечение внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок.
Для решения данной задачи предусмотрены следующие основные мероприятия:
5. Организация и осуществление внутреннего государственного финансового контроля.
6. Организация и осуществление контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Реализация подпрограммы позволит обеспечить своевременное исполнение расходных обязательств Республики Бурятия, повышение эффективности планирования и расходования средств республиканского бюджета.
3. Целевые индикаторы подпрограммы
Показатели (индикаторы) подпрограммы отражены в приложении к подпрограмме (таблица 1).
4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы и ожидаемые результаты
Мероприятие 1. Повышение эффективности бюджетных процедур.
Важным условием, необходимым для реализации мероприятия, является качественное и своевременное осуществление планирования и исполнения бюджета, а также формирование бюджетной отчетности, являющиеся неотъемлемыми частями бюджетного процесса и прямыми задачами Министерства финансов Республики Бурятия. Результатом исполнения указанных задач являются разработка и внесение на рассмотрение в Народный Хурал Республики Бурятия проекта республиканского бюджета, исполненный в сроки и в полном объеме республиканский бюджет, а также составленный согласно законодательным требованиям отчет об его исполнении, утвержденный республиканским законом.
Своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении республиканского бюджета позволяет предоставить участникам бюджетного процесса необходимую для анализа, планирования и управления бюджетными средствами информацию, оценить выполнение расходных обязательств Республики Бурятия, оценить финансовое состояние бюджетных учреждений.
Кроме того, деятельность Министерства финансов Республики Бурятия направлена на совершенствование бюджетного процесса. Регулярное внесение изменений в нормативные правовые акты по вопросам бюджетного процесса вызвано внесением изменений в Бюджетный кодекс, реализацией задач по повышению эффективности бюджетных расходов, определенных Правительством Российской Федерации.
В настоящее время важнейшим направлением совершенствования нормативной правовой базы бюджетного процесса является переход к формированию республиканского бюджета на основе государственных программ Республики Бурятия.
Согласно Перечню, утвержденному распоряжением Правительства Республики Бурятия от 30.11.2011 N 852-р, разрабатываются и утверждаются государственные программы Республики Бурятия. Внесены изменения в Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия, утвержденный постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.09.2011 N 500, что повлекло пересмотр структуры и состав утвержденных государственных программ. При этом важно обеспечить согласованность действий различных исполнительных органов государственной власти при решении задач, носящих комплексный характер, ориентацию их деятельности на конечные результаты.
Корректировка государственных программ будет осуществляться с учетом результатов мониторинга качества финансового менеджмента. Положение о проведении мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств республиканского бюджета, утверждено постановлением Правительства Республики Бурятия от 20.07.2010 N 292. Начиная с 2013 года 100% главных распорядителей средств республиканского бюджета охвачены мониторингом качества финансового менеджмента. Данный мониторинг должен быть автоматизирован на базе программного комплекса "Хранилище-КС".
Начиная с формирования бюджета на 2017 год и плановый период на 2018 и 2019 годы необходимо обеспечить формирование бюджетного прогноза Республики Бурятия, в котором будут определены приоритетные направления и ориентиры бюджетной политики на долгосрочный период.
Для повышения качества бюджетного планирования и обеспечения безусловного исполнения расходных обязательств необходимо осуществить переход к обоснованному планированию финансового обеспечения расходных обязательств на основе нормативов финансовых затрат.
Нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства Республики Бурятия, в обязательном порядке должны содержать оценку финансового обеспечения на их реализацию.
Планирование финансового обеспечения государственных заданий будет осуществляться на основе системы нормативов, предусматривающих финансирование из республиканского бюджета оказываемой гражданам услуги, а не содержание предоставляющего данную услугу учреждения. Расчет финансового обеспечения оказания государственных услуг по всем государственным учреждениям Республики Бурятия должен осуществляться на основе единых однотипных (групповых) нормативов. Не подлежат нормированию расходы капитального характера и расходы, осуществляемые учреждениями за счет средств целевых субсидий.
Качественная реализация данного мероприятия внесет значительный вклад в выполнение показателя, закрепленного на уровне государственной программы:
- степень качества управления региональными финансами Республики Бурятия в рейтинге качества управления региональными финансами в субъектах Российской Федерации, проводимого Министерством финансов Российской Федерации.
Мероприятие 2. Соблюдение равномерности исполнения показателей кассового плана республиканского бюджета.
Одним из инструментов повышения качества планирования и исполнения бюджета является формирование, утверждение и ведение кассового плана, предусматривающего составление главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета и главными распорядителями бюджетных средств помесячного распределения прогноза кассовых поступлений и кассовых выплат из бюджета. Составление и ведение кассового плана республиканского бюджета наряду со сводной бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств и объемами финансирования является основой обеспечения стабильности исполнения республиканского бюджета, позволяет прогнозировать и исключить возможность возникновения кассовых разрывов при исполнении республиканского бюджета. При возникновении временных кассовых разрывов могут привлекаться бюджетные кредиты из федерального бюджета.
В целях обеспечения эффективной организации кассового исполнения республиканского бюджета посредством ведения кассового плана главным администраторам доходов бюджета, главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета, главным распорядителям бюджетных средств необходимо повысить качество планирования и помесячного распределения кассовых поступлений и кассовых выплат из бюджета, усилить ответственность за соблюдение показателей кассового плана.
При этом, главным распорядителям бюджетных средств следует обеспечить равномерность планирования и исполнения расходов республиканского бюджета.
Качественное составление и ведение кассового плана республиканского бюджета будет способствовать повышению качества управления государственными финансами республиканского бюджета, эффективности использования средств республиканского бюджета.
Мероприятие 3. Анализ причин отнесения платежей к невыясненным поступлениям.
В рамках данного мероприятия будет проводиться разъяснительная работа с администраторами доходов, в результате которой планируется снижение среднегодового уровня невыясненных поступлений в объеме налоговых и неналоговых поступлений.
Мероприятие 4. Обеспечение функционирования и модернизации автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом.
Организация и совершенствование бюджетного процесса невозможны без внедрения современных информационных технологий, способствующих эффективности деятельности государственных органов. Автоматизация бюджетного процесса в Республике Бурятия направлена на повышение качества, оперативности и прозрачности его организации. Она позволила упростить консолидацию необходимой информации по прогнозированию, планированию, анализу и исполнению бюджета в исполнительных органах государственной власти республики, в органах местного самоуправления для мониторинга оценки качества управления бюджетным процессом в республике, принятия управленческих решений.
В Министерстве финансов Республики Бурятия создана современная информационная система управления общественными финансами. Началом полномасштабной автоматизации бюджетного процесса в Республике Бурятия стало принятие в 2008 году Концепции автоматизации бюджетного процесса в Республике Бурятия, реализация которой позволила:
- объединить существующие разрозненные информационные системы в единую комплексную систему управления;
- создать единую информационную систему исполнения бюджета;
- создать единую информационную систему планирования бюджета;
- создать единую информационную систему "Свод отчетности Министерства финансов Республики Бурятия";
- создать хранилище данных для возможности анализа бюджетного процесса;
- создать информационную систему государственного финансового контроля;
- организовать электронный обмен документами с использованием электронной подписи при планировании и исполнении бюджета, своде бюджетной отчетности (в том числе по консолидированному бюджету Республики Бурятия);
- создать комплексную систему информационной безопасности.
Приоритетными направлениями внедрения автоматизации являются:
- автоматизация процессов сбора информации, ее хранения и использования при прогнозировании, планировании и анализе показателей финансовой деятельности;
- создание системы анализа бюджетного процесса в Республике Бурятия;
- построение единой системы электронного документооборота и объединение всех участников бюджетного процесса в единую информационно-технологическую систему;
- обеспечение информационной безопасности и защиты данных как важнейшего фактора взаимодействия республиканских и муниципальных информационных ресурсов в единой автоматизированной системе управления бюджетным процессом в Республике Бурятия.
В рамках реализации Государственной программы будет выполняться указанный ниже Перечень мер по совершенствованию автоматизации бюджетного процесса в Республике Бурятия, которые будут осуществлены в рамках единой информационной системы управления общественными финансами:
1. Организация мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств республиканского бюджета.
2. Внедрение программного комплекса по учету государственных заданий (в увязке с планированием бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг).
3. Внедрение программно-целевого метода формирования республиканского бюджета.
4. Обеспечение всестороннего анализа финансовой информации, имеющейся в информационных системах управления бюджетным процессом в Республике Бурятия.
5. Развитие информационной системы государственного финансового контроля для поддержки принятия управленческих решений по пресечению повтора нарушений.
6. Обеспечение безопасности информации, обрабатываемой в информационных системах Министерства финансов Республики Бурятия.
Дальнейшее сопровождение и развитие программных комплексов по автоматизации бюджетного процесса в Республике Бурятия будет осуществляться на основе единого подхода при реализации развития системы управления общественными финансами, учитывающего требования по обеспечению информационной безопасности, а также требования по обеспечению открытости и доступности информации о деятельности публично-правовых образований по управлению общественными финансами для граждан и организаций.
Также будет осуществляться содействие автоматизации бюджетного процесса в муниципальных образованиях, в том числе:
- внедрение электронной подписи при информационном взаимодействии с финансовыми органами муниципальных образований;
- обеспечение работы по составлению и своду отчетов об исполнении местных бюджетов и консолидированного бюджета Республики Бурятия в единой базе данных "Свод-WEB", разработка форм анализа данных;
- обеспечение реализации многомерного анализа финансовой информации, имеющейся в информационных системах Министерства финансов Республики Бурятия.
Оценка результата работы по данному мероприятию осуществляется по следующему показателю:
- доля реализации мероприятий по Перечню мер по совершенствованию автоматизации бюджетного процесса в Республике Бурятия.
Мероприятие 5. Организация и осуществление внутреннего государственного финансового контроля.
В 2013 году на уровне Российской Федерации приняты два федеральных закона, регулирующие вопросы внутреннего государственного финансового контроля:
- от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В связи с этим в 2013 году Министерством финансов Республики Бурятия проведена определенная работа по приведению в соответствие с федеральным законодательством нормативно-правовых актов Республики Бурятия, направленных на реализацию полномочий по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля.
Министерство финансов Республики Бурятия как уполномоченный орган внутреннего государственного финансового контроля Республики Бурятия осуществляет контроль за:
- соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий;
- соблюдением требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок;
- соблюдением правил нормирования в сфере закупок;
- обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
- применением заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
- своевременностью, полнотой и достоверностью отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
- соответствием использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Помимо контрольных полномочий Министерство финансов Республики Бурятия как уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля будет осуществлять бюджетные полномочия по проведению анализа осуществления главными администраторами средств республиканского бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Оценка результатов работы по данному мероприятию осуществляется по следующему показателю:
- отношение объема расходов республиканского бюджета, охваченных проверками, ревизиями при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля, к общей сумме расходов республиканского бюджета.
Мероприятие 6. Организация и осуществление контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" расширил сферы контроля, в связи с чем существенно возросли роль и значимость контроля.
Контроль в сфере закупок как важная часть бюджетного процесса должен обеспечивать эффективность и результативность осуществления закупок, а также достижение целей закупок.
В связи с вступлением в силу вышеназванного Закона приоритетом политики в сфере реализации подпрограммы является совершенствование организации и осуществления контроля в сфере закупок, а также создание надлежащих правовых и организационных условий, позволяющих эффективно контролировать закупки, в рамках полномочий Министерства финансов Республики Бурятия.
Контроль в сфере закупок осуществляется, в том числе путем проведения плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд Республики Бурятия, в отношении специализированных организаций, выполняющих отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд Республики Бурятия.
Порядок проведения плановых контрольных мероприятий установлен в административных регламентах Министерства финансов Республики Бурятия по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рамках данного мероприятия обеспечивается:
- формирование планов проверок соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
- осуществление мероприятий по подготовке к проведению плановых проверок;
- проведение плановых проверок;
- оформление актов проверки;
- выдача предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществление контроля за их исполнением;
- возбуждение административного производства по фактам нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, установленных в ходе проведения проверок;
- рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере осуществления закупок.
Выполнение вышеуказанного комплекса мероприятий обеспечит соблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в части осуществления контроля в сфере закупок и будет способствовать предупреждению нарушений в указанной сфере в будущем.
Оценка результата работы по данному мероприятию осуществляется по следующему показателю:
- доля закупок, в которых выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, к общему количеству проверенных закупок.
Ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы представлено в приложении к подпрограмме (таблица 2).
Приложение
к Подпрограмме
"Повышение качества управления региональными
финансами" Государственной программы Республики Бурятия
"Управление государственными финансами и государственным долгом"
Таблица 1
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы "Повышение качества управления региональными финансами" Государственной программы Республики Бурятия "Управление государственными финансами и государственным долгом"
NN п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Задача 1. Совершенствование бюджетного процесса | |||||||
1. |
Доля реализации мероприятий по Перечню мер по совершенствованию автоматизации бюджетного процесса в Республике Бурятия |
% |
65 |
70 |
75 |
80 |
90 |
Задача 2. Обеспечение внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок | |||||||
2. |
Отношение объема расходов республиканского бюджета, охваченных проверками, ревизиями при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля, к общей сумме расходов республиканского бюджета |
% |
7,5 |
8,0 |
8,5 |
9,0 |
10,0 |
3. |
Доля закупок, в которых выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, к общему количеству проверенных закупок |
% |
50 |
45 |
42 |
41 |
40 |
Таблица 2
Перечень основных мероприятий подпрограммы "Повышение качества управления региональными финансами" Государственной программы Республики Бурятия "Управление государственными финансами и государственным долгом"
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Республики Бурятия от 17 марта 2017 г. N 104 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.