В соответствии с Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р, Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития системы профессиональной ориентации детей и молодежи в Республике Бурятия до 2030 года (далее - Стратегия).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия при реализации мероприятий в сфере профессиональной ориентации руководствоваться положениями Стратегии.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Временно исполняющий обязанности Главы Республики Бурятия - Председателя Правительства Республики Бурятия |
А. Цыденов |
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 20 июня 2017 г. N 291
Стратегия
развития системы профессиональной ориентации детей и молодежи в Республике Бурятия до 2030 года
1. Общие положения
В Стратегии развития системы профессиональной ориентации детей и молодежи в Республике Бурятия до 2030 года (далее - Стратегия) определены основная цель, задачи, направления и структура ее функционирования с учетом современных приоритетов и стратегических ориентиров государственной и региональной политики.
Система профессиональной ориентации формируется в целях социально-экономического развития Республики Бурятия с учетом обеспечения реализации свободы индивидуального профессионального выбора и потребностей регионального рынка труда.
Стратегия разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
Правовой основой разработки Стратегии являются следующие документы:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
- Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р;
- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
- постановление Российской Федерации от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы";
- Государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 298;
- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации";
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.2007 N 680 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения";
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.08.2013 N 380н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования";
- Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2013 г.;
- Концепция демографического развития Республики Бурятия на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.01.2011 N 5;
- Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия, утвержденная распоряжением Правительства Республики Бурятия от 24.08.2015 N 512-р.
2. Современное состояние сферы профессиональной ориентации детей и молодежи в Республике Бурятия
Стратегия учитывает возможности развития следующих приоритетных отраслей экономики и социальной сферы Республики Бурятия на среднесрочную перспективу:
- машиностроительный комплекс (авиастроение, приборостроение, вагоностроение и иное);
- жилищно-коммунальное строительство;
- туризм;
- транспортный комплекс, в том числе воздушный транспорт;
- распределение природных ресурсов (вода, древесина и иные ресурсы);
- сельское хозяйство;
- развитие альтернативных видов энергетики;
- производства, в том числе производство пищевых продуктов;
- добыча полезных ископаемых, горнодобывающая промышленность;
- медицинское обслуживание с использованием нетрадиционных видов и природно-географических условий;
- образование и наука.
На протяжении последних десяти лет Правительством Республики Бурятия совместно с работодателями, Союзом промышленников и предпринимателей, органами местного самоуправления в Республике Бурятия ежегодно формируется государственный заказ на подготовку профессиональных кадров. На основании государственного заказа корректируется структура приема и открытия новых специальностей. Согласно распоряжению Главы Республики Бурятия от 04.05.2016 N 28-рг учебные заведения Республики Бурятия организуют обучение по программам профессионального образования в соответствии с потребностью в квалифицированных кадрах, заявленной организациями республики.
Анализ заявок работодателей о потребности в квалифицированных кадрах показывает, что наиболее высокий спрос отмечается на специалистов технического и естественного направления, сельского и лесного хозяйства. Растет спрос на инженерные специальности, связанные с производством. Особенно востребованы инженеры в области горного дела, геологии, сельского хозяйства, тепло- и электрообеспечения, технологии продукции и организации общественного питания, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, металлургии, а также в туризме, гостиничном деле и сфере обслуживания.
В системе профессионального образования востребованы каменщики, бетонщики, сварщики, автомеханики, слесари, трактористы-машинисты, агрономы.
По данным проведенного в 2016 году сплошного профориентационного тестирования учащихся 8 - 11 классов в 16 муниципальных образованиях в Республике Бурятия выявлено, что преобладающее большинство школьников не определилось с выбором профессии и учебного заведения. У более чем половины школьников профессиональные интересы связаны с работой с людьми, творчеством и гуманитарной сферой, только у четверти протестированных преобладают склонности к планово-экономическим, техническим специальностям и практической деятельности. 45% ориентированы на обучение в ВУЗах, 34% - на обучение в профессиональных образовательных организациях, 26% планируют обучаться в республике, 58% - за пределами региона. Наибольшая привлекательность выбранной профессии, по мнению учащихся, заключается в высокой заработной плате, карьерном росте, возможности реализовать себя.
По данным проведенного социологического опроса большинство молодежи (89,6%) заинтересовано в проведении мероприятий, касающихся выбора профессии. 56% абитуриентов при выборе профессии руководствуются личными особенностями развития, 21% - опираются на мнение родителей. Правильный выбор профессии в 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10 - 15% увеличивает производительность труда, в 1,5 - 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.
К настоящему времени потенциальными получателями профориентационных услуг в республике являются:
- учащиеся 8 - 11 классов общеобразовательных школ (33309 человек);
- студенты профессиональных образовательных организаций (20541 человек);
- студенты образовательных организаций высшего образования (25185 человек);
- молодые люди, находящиеся в поиске работы и состоящие на учете в центре занятости населения.
В настоящее время межведомственное взаимодействие в сфере профориентации осуществляется в рамках комплекса мер, направленных на создание условий для развития и самореализации детей в процессе воспитания и обучения в Республике Бурятия на 2016 - 2018 годы, предусматривающего следующие меры:
- организационно-методическое обеспечение (проведение семинаров, "круглых столов", повышение квалификации специалистов);
- информационное сопровождение (выпуск телепередач, информационных сборников, публикаций в СМИ, проведение Дней карьеры);
- организация мероприятий по профориентации школьников (выставки-ярмарки учебных мест, чемпионат "Молодые профессионалы", научно-практические конференции, вовлечение молодежи в добровольческую деятельность, поддержка социальных проектов, "дни открытых дверей", профориентационное тестирование, экскурсии на предприятия).
В сфере профессиональной ориентации населения Республики Бурятия существуют следующие проблемы:
отсутствие правильного восприятия необходимости проведения профориентационной работы;
слабое взаимодействие участников профориентационной работы;
отсутствие системного подхода к профориентационному сопровождению выбора будущей профессии (специальности) обучающейся молодежи;
дефицит квалифицированных специалистов, занимающихся профориентационной работой;
фрагментарность научно-методического обеспечения профориентационной работы;
низкая ценностная мотивация молодежи, недостаточная сформированность у выпускников общеобразовательных организаций базовых качеств (трудолюбие, ответственность, инициативность);
слабая материально-техническая база образовательных организаций, необходимая для организации эффективного процесса профессиональной ориентации обучающихся;
отсутствие эффективного стратегического планирования процессов подготовки и переподготовки кадров как на уровне организаций, так и на уровне республики в целом;
отсутствие единой информационной среды профессионального самоопределения граждан в Республике Бурятия.
Необходим единый подход к решению проблем в данной области, который определяет основные векторы развития профессиональной ориентации в системе непрерывности образования с учетом социально-экономических и демографических особенностей региона.
В настоящее время систему профессиональной ориентации следует рассматривать как один из ключевых факторов, формирующих и развивающих кадровый потенциал региона.
Обеспечение согласованных действий субъектов системы профессиональной ориентации может осуществляться Координационным советом при Правительстве Республики Бурятия либо иными координационно-совещательными органами.
3. Основные цели, задачи и принципы Стратегии
Основными целями Стратегии являются:
- обеспечение функционирования комплексной многоуровневой системы профессиональной ориентации, обеспечивающей взаимодействие и рациональное использование ресурсов образовательных организаций и предприятий-работодателей при решении вопросов профессионального самоопределения и становления детей и молодежи;
- формирование у детей и молодежи навыков личностного и профессионального самоопределения для осознанного выбора профессионального пути.
Последовательное и целенаправленное развитие республиканской системы профессиональной ориентации может быть достигнуто посредством решения следующих задач:
- разработка нормативных правовых документов, предусматривающих обеспечение и развитие республиканской системы профессиональной ориентации с учетом приоритетных направлений развития экономики;
- обеспечение эффективного взаимодействия субъектов системы профессиональной ориентации;
- создание и развитие инфраструктуры системы профессиональной ориентации;
- организация комплексного методического сопровождения профориентационной работы;
- развитие единой информационной среды профориентации, обеспечивающей психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей и молодежи;
- поддержка предпринимательских инициатив среди молодежи в сфере организации профессиональной ориентации, формирование правовой грамотности граждан в сфере трудовых отношений;
- совершенствование кадрового обеспечения системы профессиональной ориентации;
- формирование у граждан представления о необходимости осознанного выбора профессии;
- формирование прогноза потребности в подготовке кадров для экономики и социальной сферы Республики Бурятия, формирование прогноза привлечения трудовых ресурсов на ближайшую перспективу (5 - 7 лет).
Формирование и развитие системы профессиональной ориентации определяется следующими базовыми принципами:
- соблюдение прав граждан на свободный выбор рода деятельности;
- многоэтапность и непрерывность профориентационной работы;
- социально-экономическая ориентация, учет региональных потребностей;
- предоставление гражданам равных возможностей получения профориентационных услуг.
4. Основные направления развития системы профессиональной ориентации детей и молодежи
Профессиональная ориентация включает:
профессиональную информацию - ознакомление молодежи с видами производства, состоянием рынка труда, потребностями экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
профессиональную консультацию - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении в целях принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также региональных потребностей;
профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям на основе результатов психологической, психофизиологической диагностики;
профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (специальности) в соответствии с нормативными требованиями (медицинские показания, индивидуальные особенности развития, препятствующие получению профессии);
профессиональную, производственную и социальную адаптацию - систему мер, способствующую профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Успешная реализация поставленных целей и задач, ориентированных на создание условий для профессиональной самореализации личности в условиях регионального рынка труда, напрямую зависит и определяется качеством работы по каждому из следующих рекомендуемых направлений, различаемых по реализуемым уровням и объектам профессиональной ориентации:
первое направление - профессиональное самоопределение учащихся 5, 8, 10 классов;
второе направление - профессиональный отбор абитуриентов;
третье направление - профессиональная адаптация выпускников профессиональных образовательных организаций.
Первое направление имеет несколько векторов развития, ориентированных на профессиональное самоопределение учащихся:
диагностика профессиональных интересов и склонностей учащихся;
создание и функционирование классов с углубленным изучением предметных дисциплин;
в структуре профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования открываются учебные лаборатории и мастерские для организации предпрофильной и допрофессиональной подготовки, профильного и профессионального обучения учащихся;
развитие учебно-производственной деятельности учащихся 8, 9 классов на базе профессиональных образовательных организаций;
одаренным учащимся предоставляется возможность участия в выполнении исследовательских проектов образовательных организаций;
на предприятиях размещаются совместные учебно-производственные лаборатории и участки для формирования практических и профессиональных компетенций;
реализация организациями профессионального образования программ подготовки учащихся к олимпиадам.
Второе направление ориентировано на формирование профессиональной мотивации абитуриентов и включает:
мониторинг поступления в организации профессионального образования выпускников общеобразовательных организаций;
деятельность центров и кабинетов профессиональной ориентации;
организацию контрактно-целевой подготовки;
проведение конкурсов профессионального мастерства, выставок научно-технического творчества;
деятельность молодежных трудовых отрядов.
Организация работы по третьему направлению обеспечивает профессиональную самореализацию, адаптацию и мобильность выпускников и включает:
мониторинг трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций;
стипендиальную и грантовую поддержку выпускников по приоритетным направлениям, достигших значительных успехов в освоении профессий и специальностей;
реализацию программ дополнительного профессионального образования в рамках получаемой квалификации;
развитие предпринимательских компетенций студентов;
консультирование выпускников (выстраивание карьерной и профессиональной траектории личности).
В профессиональных образовательных организациях должна проводиться планомерная работа по созданию условий для успешной социализации и эффективной профессиональной самореализации обучающихся.
5. Инфраструктура функционирования системы профессиональной ориентации
В качестве основной идеи развития региональной системы профессиональной ориентации является подготовка, воспитание высококвалифицированных и востребованных профессионалов, удовлетворяющих региональным потребностям и личностному восприятию.
Комплексный подход всех организаций и ведомств, включенных в систему профориентационной работы, позволит разрешить ключевые проблемы профессионального самоопределения, профессиональной подготовки молодежи и создания условий для профессиональной реализации и развития.
При этом особое значение приобретают скоординированность действий и взаимосвязь всех субъектов системы профессиональной ориентации.
В систему профессиональной ориентации молодежи Республики Бурятия должны входить: исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственное управление в сфере молодежной политики, образования, экономики, содействия занятости населения, информационной политики, органы местного самоуправления (далее - субъекты системы профессиональной ориентации).
На каждый из субъектов системы профессиональной ориентации возлагаются определенные функции.
Все субъекты системы профориентации детей и молодежи:
совместно с общественными молодежными объединениями участвуют в проведении массовых и тематических профориентационных мероприятий для молодежи;
содействуют общественным объединениям и коммерческим структурам в реализации проектов, направленных на профессиональную ориентацию детей и молодежи;
участвуют в разработке республиканских и отраслевых программ профориентации детей и молодежи.
Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия совместно с Министерством образования и науки Республики Бурятия:
создают условия для формирования у детей и молодежи осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами и способностями каждого и с учетом потребностей региона;
обеспечивают разработку соответствующих нормативных правовых актов и методических рекомендаций по реализации профориентации детей и молодежи;
обеспечивают организационно-методическое сопровождение республиканской системы профессиональной ориентации молодежи;
организуют профессиональное просвещение и профессиональное консультирование учащихся, формирует у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом ее индивидуальных, психофизиологических особенностей, состояния здоровья и региональной потребности в кадрах.
Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия, Министерство образования и науки Республики Бурятия, Министерство экономики Республики Бурятия, Республиканское агентство занятости населения разрабатывают предложения по осуществлению деятельности инфраструктурных элементов системы профессиональной ориентации.
Министерство экономики Республики Бурятия совместно с Республиканским агентством занятости населения оказывают содействие исполнительным органам государственной власти республики по формированию и реализации кадровой политики в целях обеспечения социально-экономического развития республики.
Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия:
осуществляет общее руководство организацией профориентационной работы детей и молодежи в Республике Бурятия;
организует межведомственную координацию профориентационной деятельности всех субъектов системы;
организует создание и поддержку в актуальном состоянии информационных профориентационных ресурсов, справочных материалов, методических пособий, профессиографических и других материалов по вопросам профессиональной ориентации детей и молодежи;
организует работу по переподготовке и повышению квалификации специалистов, осуществляющих работу по профессиональной ориентации детей и молодежи;
организует участие представителей республики в окружных, всероссийских мероприятиях по профессиональной ориентации;
осуществляет координацию деятельности общественных объединений и организаций по работе с детьми и молодежью по профессиональной ориентации.
Министерство образования и науки Республики Бурятия:
обеспечивает условия для организации контрактно-целевой профессиональной подготовки кадров, внедрения механизмов практикоориентированного обучения;
поддерживает деятельность центров (кабинетов) по профессиональной ориентации и центров (бюро) содействия трудоустройству выпускников в профессиональных образовательных организациях, содействует их оснащению методическими пособиями и оборудованием;
обеспечивает создание условий по переподготовке и повышению квалификации специалистов, осуществляющих работу по профессиональной ориентации детей и молодежи.
Министерство экономики Республики Бурятия:
формирует прогноз потребности в квалифицированных кадрах и специалистах с учетом перспектив развития экономики и рынка труда республики.
Республиканское агентство занятости населения:
организует информирование населения республики о государственных услугах, оказываемых службой занятости, в т. ч. по профессиональной ориентации (размещение информации в СМИ, на сайте службы занятости республики в Internet, на информационных стендах; разработка и тиражирование справочно-информационных материалов, бюллетеней и буклетов);
осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности подведомственных центров занятости населения в вопросах профессиональной ориентации;
координирует работу подведомственных центров занятости населения по профессиональной ориентации безработных граждан и населения республики;
проводит мониторинг профессионально-квалификационного состава безработных граждан из числа выпускников профессиональных и высших профессиональных образовательных организаций республики;
принимает участие в информационно-массовых и тематических мероприятиях по профессиональной ориентации безработных граждан, незанятого населения, различных категорий граждан;
взаимодействует по вопросам организации профориентации населения с заинтересованными структурами (органами местного самоуправления, общественными организациями, образовательными организациями, работодателями и т. д.);
участвует в организации и проведении профориентационной работы с учащимися общеобразовательных организаций республики, их родителями;
оказывает в соответствии с законодательством о занятости населения государственные услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
осуществляет профориентационное сопровождение профессионального обучения безработных граждан по профессиям, востребованным на региональном рынке труда путем подбора наиболее подходящих профессий (специальностей) с учетом индивидуальных особенностей граждан.
Информационно-аналитический комитет Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия:
оказывает содействие исполнительным органам государственной власти республики, организациям в установлении взаимодействия со средствами массовой информации по вопросам профессиональной ориентации детей и молодежи;
информирует население о состоянии рынка труда, потребности экономики в квалифицированных кадрах;
информирует население о содержании и перспективах рынка профессий, формах и условиях их освоения, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку, возможностях профессионально-квалификационного роста;
информирует молодежь о современных видах производства.
Органам местного самоуправления в Республике Бурятия (на уровне муниципальных районов и городских округов) рекомендуется:
осуществлять координацию работы по профессиональной ориентации детей и молодежи;
осуществлять руководство подведомственными организациями в работе по профессиональной ориентации детей и молодежи с учетом перспектив развития экономики и рынка труда;
организовывать мероприятия по профессиональной ориентации детей и молодежи;
разрабатывать муниципальные программы профориентации детей и молодежи;
обеспечивать создание условий для методического сопровождения системы профессиональной ориентации молодежи.
6. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
В результате выполнения мероприятий по реализации Стратегии будут обеспечены:
- мотивированный выбор учащимися будущей профессии;
- сокращение уровня безработицы среди молодежи;
- установление баланса спроса и предложений на рынке труда;
- сокращение времени на профессиональную адаптацию молодых специалистов в первый год работы;
- сокращение расходов на дополнительную переподготовку и обучение безработных граждан;
- сокращение текучести кадров в организациях и на предприятиях республики;
- увеличение производительности труда молодых специалистов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 20 июня 2017 г. N 291 "Об утверждении Стратегии развития системы профессиональной ориентации детей и молодежи в Республике Бурятия до 2030 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован на официальном портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 21 июня 2017 г., на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 23 июня 2017 г., в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 27 июня 2017 г. N 11