Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 9
к постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 27.04.2018 N 218
Подпрограмма 5 "Создание условий для реализации потребителями своих прав"
Наименование подпрограммы |
Создание условий для реализации потребителями своих прав |
|||||
Ответственный исполнитель |
Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия (далее - министерство) |
|||||
Соисполнители |
Министерство экономики Республики Бурятия, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия (по согласованию), Органы местного самоуправления (по согласованию), Общественные организации потребителей (по согласованию). |
|||||
Цели |
Создание в Республике Бурятия условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей. |
|||||
Задачи |
1. Развитие системы защиты прав потребителей в Республике Бурятия, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты. 2.Содействие повышению правовой грамотности населения Республики Бурятия и формирование навыков рационального потребительского поведения. 3. Повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для их наиболее уязвимых категорий; 4. Стимулирование повышения качества продукции, товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке Республики Бурятия, обеспечение защиты населения Республики Бурятия от недоброкачественных товаров (работ, услуг). 5. Поддержка общественных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей в Республике Бурятия. |
|||||
Целевые индикаторы подпрограммы |
- уменьшение количества нарушений законодательства Российской Федерации в сфере потребительского рынка, связанных с незнанием предпринимателями, производителями, потребителями требований нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Бурятия (процентов); - доля потребителей в общем количестве потребителей, удовлетворенных состоянием уровня защиты их прав как потребителей (процентов); - доля споров с участием потребителей, разрешенных в досудебном и внесудебном порядке, в общем количестве споров с участием потребителей (процентов); - количество предприятий, получивших дипломы на право маркировки продукции знаком "Сделано в Бурятии". |
|||||
Срок реализации подпрограммы |
Сроки реализации: 2018 - 2020 годы |
|||||
Объем финансирования |
Годы |
Общий объем финансирования, млн. руб. |
В том числе: |
|||
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Внебюджетные источники |
||||
2018 - 2020 |
- |
- |
- |
|
||
2018 |
- |
- |
- |
|
||
2019 |
- |
- |
- |
|
||
2020 |
- |
- |
- |
|
||
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
В результате реализации подпрограммы к 2020 году будут достигнуты следующие значения целевых индикаторов: - уменьшение количества нарушений законодательства о защите прав потребителей на потребительском рынке, связанных с незнанием предпринимателями, потребителями, производителями требований нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в указанной сфере на 8%; - увеличение доли потребителей в общем количестве потребителей, удовлетворенных состоянием уровня защиты их прав как потребителей на 15% - увеличение доли потребительских споров, разрешаемых в досудебном порядке на 10%; - количество предприятий, получивших дипломы на право маркировки продукции знаком "Сделано в Бурятии" - 70 ед. |
Характеристика текущего состояния в сфере защиты прав потребителей
В Республике Бурятия функции по контролю и надзору в сфере обеспечения защиты прав потребителей возложены на Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия. Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции координацию и реализацию мероприятий в области защиты прав потребителей.
Немаловажную роль в деле защиты прав потребителей играют общественные организации потребителей, оказывающие юридические, экспертные, консультационные услуги по защите прав и законных интересов граждан.
Защита прав потребителей в республике обеспечивается в рамках взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных организации потребителей Республики Бурятия.
Обеспечение взаимодействия всех составляющих региональной системы защиты прав потребителей будет осуществляется в рамках деятельности созданной в 2018 году межведомственной комиссии по обеспечению взаимодействия в сфере защиты прав потребителей при Правительстве Республики Бурятия.
За период 2015-2017 в Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия поступило более 16 тысяч обращений по вопросам защиты прав потребителей. Количество поступивших обращений по вопросам защиты прав потребителей за последние три года указывает на стабилизацию динамики общего количества поступающих обращений, по сравнению с ранее существовавшей многолетней тенденцией к ежегодному росту.
Из общего количества обращений по вопросам, связанным с защитой прав потребителей (16 128 обращений), доля письменных составила 26,6% (4294 обращения). Необходимо отметить, что из общего количества письменных обращений 16,5% поступили от органов государственной власти и местного самоуправления.
В течение последних трех лет среди общего количества поступающих обращений стабильно превалируют жалобы на нарушения прав потребителей в сфере торговли, доля которых в период с 2015 по 2017 гг. составила - 54,5%.
Однако, актуальность вопросов защиты прав потребителей в сфере различных услуг не снижается, в последние три года остается значительным доля обращений по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг (2336) - 14,5%, бытового обслуживания населения (1564) - 9,7%, оказания различных финансовых услуг (1423) - 8,8%.
По результатам рассмотрения письменных обращений в 63,2% случаев заявителям были даны необходимые разъяснения (2712),21,6% обращений направлены на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (929), 15,3% стали основанием для проведения проверок (656).
Наиважнейшую роль в обеспечении защиты прав потребителей играют судебные органы власти.
Наибольшее количество исковых требований со стороны потребителей республики за последние три года было предъявлено в сфере розничной торговли непродовольственными товарами - 46%, также в сфере предоставления различных видов финансовых услуг - 18,2%.
Анализ количества и содержания обращений потребителей свидетельствует о том, что с каждым годом потребительская грамотность населения республики повышается.
Вместе с тем, как показала практика, имеется немалое количество проблем правового, экономического, организационного и социального характера.
Быстро развивающийся рынок товаров и услуг не может обеспечить всем потребителям равных возможностей во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Появление все новых методов продаж, быстрое развитие средств связи, развитие потребительского кредита и других видов услуг сказывается на изменении потребительских отношений, что в конечном счете сказывается на социально-экономическом положении потребителей. В этих условиях для поддержки потребителей необходимы постоянное воздействие государства на организацию и поддержание упорядоченных отношений в сфере потребительской политики; постоянная подготовка новых членов общества к реализации своих потребительских прав цивилизованным путем; своевременная и комплексная оценка последствий для потребителей новаций хозяйствующих субъектов, оценка результатов изменения законодательства, выявление пробелов в нем и подготовка предложений по совершенствованию нормативной базы.
Таким образом, основным направлением в вопросах защиты прав потребителей на территории Республики Бурятия должно стать создание благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечения их соблюдения. Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей, является не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика.
Приоритетным направлением подпрограммы является проведение превентивных мероприятий с населением, которые позволят повысить уровень потребительской грамотности и самозащиту гражданами своих прав. Кроме того, в целях снижения количества правонарушений на потребительском рынке и удовлетворения требований потребителей в добровольном порядке эффективной является деятельность, направленная на обучение основам законодательства в сфере защиты прав потребителей представителей хозяйствующих субъектов.
Немаловажной частью подпрограммы является гарантия соблюдения прав потребителей на приобретение качественной продукции в целях обеспечения полноценного питания, профилактики заболеваний, увеличения продолжительности и повышения качества жизни населения, стимулирования развития производства и оборота на рынке пищевой продукции надлежащего качества.
С учетом изложенной информации, для достижения поставленной цели - создание в Республике Бурятия условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей необходимо решение следующих задач:
1. Развитие системы защиты прав потребителей в Республике Бурятия, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты;
2. Содействие повышению правовой грамотности и информированности населения Республики Бурятия в вопросах защиты прав потребителей, формирование навыков рационального потребительского поведения;
3. Повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для их наиболее уязвимых категорий населения республики.
4. Стимулирование повышения качества продукции, товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке Республики Бурятия, обеспечение защиты населения Республики Бурятия от недоброкачественных товаров (работ, услуг).
5. Поддержка общественных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей Республики Бурятия.
Реализация цели и задач подпрограммы будет осуществляться за счет реализации мероприятий.
Комплекс мероприятий включает в себя следующие направления:
- нормативно-правовое и организационное обеспечение;
- просвещение и информирование потребителей;
- ориентирование на производство продукции гарантированного качества и обеспечение наличия в обороте качественной и безопасной продукции;
- поддержка общественных организации, осуществляющих защиту прав потребителей.
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных программой, позволит решить обозначенные выше задачи, будет способствовать дальнейшему повышению уровня защищенности потребителей.
Таблица 6
Мероприятия подпрограммы 5 "Создание условий для реализации потребителями своих прав"
Наименование |
Единицы измерения |
Прогнозный период |
|||||||
2014 год |
2015 год |
2026 год |
2017 год |
2018 год |
2019год |
2020 год |
|||
Цель: Создание в Республике Бурятия условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей. | |||||||||
Задача 1: Развитие системы защиты прав потребителей в Республике Бурятия, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты. | |||||||||
Целевые индикаторы: |
|
||||||||
Уменьшение количества нарушений законодательства Российской Федерации в сфере потребительского рынка, связанных с незнанием предпринимателями, производителями, потребителями требований нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Бурятия |
% |
|
|
|
|
6 |
7 |
8 |
|
Мероприятие: |
Источники финансирования, млн. руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. Подготовка предложений в действующие и разрабатываемые нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам защиты прав потребителей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2. Создание условий для защиты прав потребителей в муниципальных районах и городских округах Республики Бурятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3. Организация работы межведомственной комиссии по обеспечению взаимодействия в сфере защиты прав потребителей при Правительстве Республики Бурятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ожидаемый результат |
Уменьшение количества нарушений законодательства Российской Федерации в сфере потребительского рынка, связанных с незнанием предпринимателями, производителями, потребителями требований нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Бурятия |
||||||||
Задача 2: Содействие повышению правовой грамотности информированности населения Республики Бурятия в вопросах защиты прав потребителей, формирование навыков рационального потребительского поведения. | |||||||||
Целевые индикаторы: | |||||||||
Увеличение доли потребителей в общем количестве потребителей, удовлетворенных состоянием уровня защиты их прав как потребителей |
% |
|
|
|
|
5 |
10 |
15 |
|
Мероприятие: |
Источники финансирования, млн. руб. |
|
|||||||
2.1. Организация и проведение просветительских мероприятий среди населения и хозяйствующих субъектов основам законодательства в сфере защиты прав потребителей (семинары, конференции) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2. Разработка, выпуск и распространение печатной продукции (буклетов, памяток), научно-методической литературы, рекомендаций в области защиты прав потребителей. |
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
РБ |
|
|
|
|
|
|
|
||
ВИ |
|
|
|
|
|
|
|
||
2.3. Освещение в средствах массовой информации актуальной информации по вопросам защиты прав потребителей |
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
РБ |
|
|
|
|
|
|
|
||
ВИ |
|
|
|
|
|
|
|
||
Ожидаемый результат |
Повышение уровня потребительской грамотности, информированности населения, необходимой потребителям для реализации предоставленных им законодательством прав |
||||||||
Задача 3. |
Повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для их наиболее уязвимых категорий населения республики. |
||||||||
Целевые индикаторы: |
|
||||||||
увеличение доли потребительских споров, разрешаемых в досудебном порядке. |
% |
|
|
|
|
5 |
7 |
10 |
|
Мероприятие. |
Источники финансирования, млн. руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1. Организация профилактической информационно-разъяснительной работы через систему многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Бурятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2. Содействие в организации на базе общественных объединений потребителей, практики бесплатного проведения экспертиз товаров (работ, услуг) для социально уязвимых категорий потребителей и оказания им правовой помощи; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ожидаемый результат |
Обеспечение защиты прав потребителей в том числе наиболее уязвимых категорий потребителей, повышение уровня доступности и оперативности защиты нарушенных прав потребителей; |
||||||||
Задача 4. |
Стимулирование повышения качества продукции, товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке Республики Бурятия, обеспечение защиты населения Республики Бурятия от недоброкачественных товаров (работ, услуг). |
||||||||
Количество предприятий, получивших дипломы на право маркировки продукции знаком "Сделано в Бурятии" |
Ед. |
|
|
|
|
50 |
60 |
70 |
|
Мероприятие: |
Источники финансирования, млн. руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1. Содействие в организации мероприятий по предотвращению производства и реализации на территории Республики Бурятия некачественных и опасных товаров (работ, услуг) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.2. Содействие развитию системы добровольной сертификации в целях повышения качества и конкурентоспособности товаров (работ, услуг) предприятий Республики Бурятия. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. 3. Оказание содействия общественным организациям потребителей в организации дегустаций продовольственных товаров, реализуемых на потребительском рынке Республики Бурятия, сравнительных экспертиз и лабораторных исследований по идентификации продукции, выявлению контрафактных и фальсифицированных товаров, наличия генетически модифицированных организмов в продовольственных товарах с последующим освещением результатов в средствах массовой информации |
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
РБ |
|
|
|
|
|
|
|
||
ВИ |
|
|
|
|
|
|
|
||
Ожидаемый результат |
Стимулирование повышения качества, конкурентоспособности товаров и услуг, предоставляемых на потребительском рынке Республики Бурятия |
||||||||
Задача 5. |
Поддержка общественных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей Республики Бурятия. |
||||||||
Мероприятие: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.1 Предоставление общественным организациям и иным юридическим лицам на конкурсной основе субсидий (грантов) в целях возмещения части затрат, связанных с развитием материально-технической базы (лабораторное оборудование для проведения исследований и экспертиз), мероприятий по проверки качества продукции, реализуемых в торговых сетях. |
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
РБ |
|
|
|
|
|
|
|
||
ВИ |
|
|
|
|
|
|
|
||
Ожидаемый результат |
Повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций потребителей |
<< Приложение N 8 |
Приложение >> N 10 |
|
Содержание Постановление Правительства Республики Бурятия от 27 апреля 2018 г. N 218 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.