Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 12 ноября 2018 г. N 657-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития частного сектора в системе дошкольного образования в Республике Бурятия (далее - Концепция).
2. Министерству образования и науки Республики Бурятия (Жалсанов Б.Б.) совместно с органами местного самоуправления обеспечить реализацию Концепции.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Бурятия - Председатель |
А. Цыденов |
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Бурятия
от 12 ноября 2018 г. N 657-р
Концепция развития частного сектора в системе дошкольного образования в Республике Бурятия
I. Общие положения
Актуальным вопросом региональной образовательной политики остается проблема доступности дошкольного образования. В условиях нарастающего дефицита мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях, связанного с демографическим ростом и высокой степенью внутренней миграции, особая роль отводится негосударственному сектору дошкольного образования.
В целях реализации прав детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет на получение дошкольного образования, а также создания доступных и благоприятных условий для реализации образовательных программ дошкольного образования необходимо развивать и совершенствовать сеть частных дошкольных образовательных организаций, а также индивидуальное предпринимательство по предоставлению услуг присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста.
Принятие Концепции развития частного сектора в системе дошкольного образования в Республике Бурятия (далее - Концепция) обусловлено накопленным опытом в данном направлении. Существующая республиканская и муниципальная поддержка частных дошкольных образовательных организаций и индивидуального предпринимательства по осуществлению присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста позволяет выстроить работу на перспективное развитие и расширение спектра предоставления дошкольного образования.
По итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации дано поручение по созданию механизмов, замещающих предоставление услуг по присмотру и уходу за детьми, используемых при отсутствии возможности предоставления места в дошкольной образовательной организации (подпункт "в" пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 04.03.2014 N Пр-411ГС).
Пунктом 3.2 распоряжения Правительства Республики Бурятия от 08.12.2015 N 731-р органам местного самоуправления рекомендовано расширить механизмы выравнивания стоимости услуг для потребителя.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации заложены необходимые правовые нормы, позволяющие эффективно развивать негосударственный сектор образования.
Часть 6 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Часть 6 статьи 8" имеется в виду "Пункт 6 части 1 статьи 8"
В 2013 году приняты Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.12.2013 N 68).
В соответствии с действующим законодательством в Республике Бурятия приняты постановления Правительства Республики Бурятия:
1. От 17.03.2014 N 110 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на возмещение затрат частных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, частных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования".
2. От 06.10.2017 N 486 "О Порядке предоставления и расходования субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия на софинансирование мероприятий, направленных на возмещение расходов частных дошкольных образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей, возникающих при создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста".
II. Состояние и проблемы дошкольного образования в Республике Бурятия
В соответствии со статьей 64 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование не является обязательным уровнем общего образования. В то же время статья 5 гарантирует право каждого ребенка на получение дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования.
Учитывая рост детского населения за последние годы в Республике Бурятия (количество детей в возрасте от рождения до 7 лет в 2010 году - 113528; количество детей в возрасте от рождения до 7 лет в 2018 году -129821), а также высокую степень внутренней миграции населения в город Улан-Удэ и пригородные районы Республики Бурятия (Тарбагатайский, Иволгинский, Заиграевский) нормативные мощности муниципальных дошкольных образовательных организаций делают невозможным обеспечение 100% доступности дошкольного образования.
На 1 сентября 2018 года доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет в Республике Бурятия составляет 75,27% (в возрасте от 3 до 7 лет - 85,9%). Численность детей, поставленных на учет для предоставления места в дошкольных образовательных организациях Республики Бурятия, составляет 26656 детей, из них в возрасте от 2 месяцев до 3 лет - 19551 ребенок, в возрасте от 3 до 7 лет -7105 детей.
Не обеспеченными местами в дошкольных образовательных организациях на 1 сентября 2018 года остаются 15562 ребенка, из которых в возрасте от 2 месяцев до 3 лет - 8987 детей, от 3 до 7 лет - 6575 детей (в г. Улан-Удэ не обеспечены местом 13016 детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, из них - 5546 детей в возрасте от 3 до 7 лет).
В городе Улан-Удэ ежегодный прирост детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет в среднем составляет более 1000 детей в год. В 2015 г. - 8999 детей, в 2016 г. - 9891 детей, в 2017 г. - 11380 детей поставлены на учет для предоставления места в муниципальной дошкольной образовательной организации.
Проектная мощность дошкольных образовательных организаций в городе Улан-Удэ составляет 13673 места. При этом охват детей дошкольным образованием в детских садах города Улан-Удэ составляет 22706 человек.
Несмотря на увеличение объемов комплектования ежегодно в среднем на 30% остаются в очереди 40% детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Так, ежегодно (с 2016 года) в г. Улан-Удэ остаются в очереди свыше 3000 детей в возрасте от 3 до 7 лет: на 1 июня 2016 г. - 3200 детей, на 1 июня 2017 г. - 3446 детей, на 1 июня 2018 г. - 4223 ребенка.
Министерством образования и науки Республики Бурятия разработана и утверждена Концепция строительства дошкольных образовательных организаций в Республике Бурятия (приказ от 05.04.2018 N 639), которой предусмотрено строительство 43 объектов дошкольного образования в 15 районах Республики Бурятия.
Контингент воспитанников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования на 1 сентября 2018 года, составляет 58281 ребенок в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Из них, количество детей, посещающих муниципальные образовательные организации, составляет 55274 ребенка, федеральные детские сады, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, - 874 ребенка, частные дошкольные образовательные организации - 2133 ребенка.
За последние годы отмечен высокий рост количества частных лицензированных дошкольных образовательных организаций с 11 - в 2016 году до 25 - в 2018 году. Количество воспитанников при этом возросло с 1396 - в 2016 году до 2181 - в 2018 году.
Продолжает оставаться востребованным присмотр и уход за детьми дошкольного возраста, предоставляемые индивидуальными предпринимателями. На 1 сентября 2018 года в Республике Бурятия осуществляют деятельность 34 индивидуальных предпринимателя, которые оказывают услугу по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста для 480 детей.
В настоящее время финансовая поддержка реализуется путем предоставления субсидий из республиканского бюджета лицензированным частным образовательным организациям. В 2018 году в республиканском бюджете на финансирование частных образовательных организаций предусмотрено 152 031,1 тыс. рублей (в 2014 - 33547,1 тыс. руб., в 2015 - 57977,2 тыс. руб., в 2016 - 71549,8 тыс. руб., в 2017 - 87703,4 тыс. рублей).
На возмещение расходов частных дошкольных образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, возникающих при создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, в 2018 году заложены средства республиканского бюджета в объеме 37 594,7 тыс. рублей.
III. Цель и задачи Концепции
Основной целью Концепции является повышение доступности и качества дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а также качества предоставления услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста у индивидуальных предпринимателей.
Основными задачами являются:
- создание условий для реализации образовательных программ дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях;
- создание условий для повышения качества оказания услуг присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста и расширение форм их предоставления у индивидуальных предпринимателей;
- обеспечение условий к выравниванию родительской платы в частных дошкольных образовательных организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих присмотр и уход за детьми дошкольного возраста;
- повышение качества образования в частных дошкольных образовательных организациях в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- создание условий для развития социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере дошкольного образования в Республике Бурятия.
Реализация Концепции позволит обеспечить для всех детей Республики Бурятия независимо от их места жительства, социального, имущественного статуса и состояния здоровья доступность качественного дошкольного образования, предоставляемого негосударственным сектором дошкольного образования, соответствующего всем требованиям законодательства.
При этом будут обеспечены:
- развитие инфраструктуры системы дошкольного образования на основе типового и видового многообразия организаций, а также создания новых форм, моделей и структур дошкольного образования различных форм собственности, реализующих программы дошкольного образования;
- ввод новых дополнительных мест;
- доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет различными формами дошкольного образования (муниципальные дошкольные образовательные организации, семейные детские сады, дошкольные группы на базе различного типа образовательных организаций, негосударственные организации) до 100 процентов к 2024 году;
- внедрение информационных технологий в управление и содержание дошкольного образования путем электронного учета детей дошкольного возраста в информационной системе "Электронное образование Республики Бурятия";
- реализация новых подходов к формированию развивающей среды, способствующих наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей дошкольного возраста;
- развитие информационного обеспечения деятельности дошкольных образовательных организаций путем учета контингента воспитанников в информационной системе "Электронное образование Республики Бурятия";
- определение новых подходов к финансовому обеспечению развития системы дошкольного образования;
- создание механизмов нормативно-правового регулирования модернизации системы дошкольного образования;
- развитие государственно-частного партнерства;
- реализация государственно-общественных механизмов управления качеством дошкольного образования в 100 процентах организаций дошкольного образования всех типов собственности.
Показателем социально-экономической эффективности реализации Концепции станет общедоступность качественных услуг, предоставляемых частными дошкольными образовательными организациями, а также индивидуальными предпринимателями по предоставлению услуг присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста в Республике Бурятия.
IV. Принципы развития дошкольного образования детей в Республике Бурятия
Развитие частных дошкольных образовательных организаций, а также индивидуального предпринимательства по предоставлению услуг присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста в Республике Бурятия сопряжено с выстраиванием ответственного отношения к образовательному процессу в сфере дошкольного образования. Дошкольное образование в Республике Бурятия, реализуемое образовательными организациями независимо от уровня и типа собственности, должно развиваться по принципам, заложенным в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155, а также опираться на принципы, отвечающие этнокультурной специфике региона.
Основными принципами развития дошкольного образования в Республике Бурятия являются:
- принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных способностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Не объектом педагогических усилий, а именно субъектом, чьи интересы и познавательные потребности, а также особенности индивидуального развития должны учитывать в построении образовательной работы;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- принцип партнерства с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через включение в различные виды деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
V. Основные направления и механизмы реализации Концепции
Основными направлениями реализации Концепции являются:
1. Финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.
2. Возмещение расходов частных дошкольных образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, возникающих при создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста.
3. Совершенствование финансово-экономических инструментов стимулирования частных дошкольных образовательных организаций и индивидуального предпринимательства.
Основными механизмами реализации Концепции являются:
- создание положительного имиджа частных дошкольных образовательных организаций, а также индивидуальных предпринимателей по предоставлению услуг присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста в Республике Бурятия;
- интеграция республиканских и муниципальных ресурсов при осуществлении финансовой и организационной поддержки частных дошкольных образовательных организаций, а также индивидуальных предпринимателей по предоставлению услуг присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста;
- содействие созданию условий для сетевого взаимодействия частных дошкольных образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих присмотр и уход за детьми дошкольного возраста с государственными и муниципальными образовательными организациями;
- содействие развитию партнерства государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семьи;
- участие общественности в контроле качества реализации программы дошкольного образования частными дошкольными образовательными организациями;
- создание конкурентоспособной среды для повышения эффективности работы частных дошкольных образовательных организаций, а также индивидуальных предпринимателей по предоставлению услуг присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста;
- информационная открытость, обеспечение доступа граждан к полной и объективной информации о качестве дошкольных образовательных программ, реализуемых частными дошкольными образовательными организациями.
VI. Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции имеет долгосрочный характер направлений и механизмов реализации.
Концепция будет осуществляться в 2 этапа: I этап - 2018 - 2021 годы и II этап - 2021 - 2024 годы.
На I этапе планируется разработка плана мероприятий по реализации Концепции, а также создание механизмов ее реализации (управление, финансирование, информационное, научно-методическое обеспечение).
На II этапе будет продолжено выполнение плана мероприятий по реализации Концепции.
VII. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции позволит обеспечить следующие результаты:
- доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, предоставляемого частными дошкольными образовательными организациями и индивидуальными предпринимателями, к 2024 году составит не менее 10% от общей численности детей, охваченных дошкольным образованием в Республике Бурятия;
- формирование мотивации к занятию социально ориентированной деятельности в сфере дошкольного образования;
- создание условий для благоприятного ведения деятельности частными дошкольными образовательными организациями и индивидуальными предпринимателями по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста;
- предоставление доступа семьям с детьми дошкольного возраста к полной и объективной информации о частных дошкольных образовательных организациях и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих присмотр и уход за детьми дошкольного возраста, обеспечение консультационной поддержкой в выборе образовательных организаций;
- обеспечение высокого качества и обновляемости дошкольных образовательных программ, предоставляемых частными дошкольными образовательными организациями;
- стимулирование и поддержка эффективных механизмов профессионального развития педагогических и управленческих кадров частных дошкольных образовательных организаций;
- привлекательность для предпринимательской инициативы в сфере дошкольного образования;
- создание благоприятных условий для государственно-частного партнерства, социально ориентированной активности;
- создание комплексной инфраструктуры современного дошкольного образования на основе взаимодействия государственного, муниципального и частного объединения ресурсов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 12 ноября 2018 г. N 657-р
Настоящее распоряжение вступает в силу с 13 ноября 2018 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 13 ноября 2018 г., на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 13 ноября 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 14 марта 2019 г. N 133-р
Изменения вступают в силу с 14 марта 2019 г.