Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 15.04.2019 N 190
Подпрограмма 1 "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Республики Бурятия"
Паспорт
1. Характеристика текущего состояния, основные направления развития
Республика Бурятия располагает богатой минерально-сырьевой базой черных, цветных и редких металлов, калийных и фосфорных удобрений, особо чистого кварцевого сырья, каменного и бурого угля, сырья для производства строительных материалов.
В недрах республики сосредоточено:
- из металлов - 48% российских запасов цинка, 32% молибдена, 24% свинца, 20% вольфрама, 11% бериллия, 10% урана;
- из неметаллов - 90% нефрита, 16% флюорита, 15% асбеста, 13% апатита.
Высокая доля запасов цветных и редких металлов Бурятии в общероссийских предопределила включение минерально-сырьевого комплекса в число приоритетных направлений развития республики.
В настоящее время на территории республики осуществляется добыча рудного и россыпного золота, каменного и бурого угля, урана, нефрита, вольфрама, кварцитов и сырья для производства строительных материалов.
Действует 319 федеральных лицензий на твердые полезные ископаемые и минеральные воды, 68 - на подземные воды с объемом добычи свыше 500 куб. м. в сутки.
Индекс промышленного производства в добыче полезных ископаемых в 2017 г. составил 102,8%. Отгружено продукции на сумму 21,6 млрд. рублей, или 97,7% к 2016 г. Это составляет пятую часть объема промышленного производства в республике.
Объем добычи золота в 2017 г. составил 5678 кг, угля - 4251 тыс. тонн, урана - 694 тонны, нефрита - 1333 тонн, вольфрама - 376 тонн.
Среднемесячная заработная плата работников в добыче полезных ископаемых составила в 2017 году 65 тыс. рублей, что в 1,8 раза превышает среднереспубликанский уровень.
Налоговые поступления в консолидированный бюджет Республики Бурятия от организаций добывающей отрасли в 2017 году составили 3,4 млрд. руб. Это составляет 13% от общего уровня доходов республиканского бюджета и 43% от поступлений от организаций промышленности
Инвестиции в основной капитал по крупным и средним организациям отрасли составили около 5,8 млрд. руб., что составляет пятую часть от объема инвестиций в целом по республике. По сравнению с 2016 г. обеспечен рост на 28,6%.
ПАО "Бурятзолото" направляло средства на обновление основных средств и проведение геологоразведочных работ, АО "Хиагда" в освоение месторождений Хиагдинского рудного поля, АО "Разрез Тугнуйский на приобретение современной высокопроизводительной техники и освоение Никольского месторождения каменного угля.
Кроме инвестиционные проектов указанных предприятий, реализуются и планируются к реализации следующие проекты:
- Освоение Троицкого месторождения золота ООО "Рудное" (Баунтовский эвенкийский район);
- Освоение месторождений плавикового шпата ООО "Друза" (Еравнинский район);
- Освоение Урда-Гарганского месторождения кварца ООО "Байкальская финансово-промышленная компания" (Окинский район);
- Освоение Калюмного участка сынныритов ООО "БайкалНедраГео" (Северо-Байкальский район);
- Освоение Инкурского и Холтосонского месторождений вольфрама АО "Твердосплав" (Закаменский район);
- Освоение Озерного месторождения полиметаллов ООО "Озерное" (Еравнинский район);
- Освоение Ермаковского месторождения бериллия ООО "Корпорация Металлы Восточной Сибири" (Кижингинский район);
- "Разработка и эксплуатация Коневинского месторождения золота ООО "Хужир Энтерпрайз";
- Освоение Зун-Оспинского месторождения золота и серебра ООО "С/А Китой";
- Освоение золоторудных месторождений ООО "Рифей" (Владимирское, Барун-Холбинское, Сумсугульское, Людмилинское).
Кроме этого, в нераспределенном фонде недр имеются крупнейшие месторождения калийно-глиноземного сырья и особо чистого кварца, перспективные, но требующие доразведки либо переоценки в современных экономических условиях месторождения полиметаллов, железа, медно-никелевых руд, олова, титана, фосфоритов и целого ряда других полезных ископаемых.
Фондом регионального развития РБ проводится работа по привлечению инвесторов на разработку перспективных месторождений полезных ископаемых (подготовка инвестиционных предложений, продвижение проектов, поиск инвесторов, ведение переговоров и др.)
В целях восполнения запасов полезных ископаемых действующих предприятий, выявления новых месторождений на территории Республики Бурятия проводятся работы по геологическому изучению и воспроизводству минерально-сырьевой базы. Данные работы проводятся за счет средств недропользователей и средств федерального бюджета.
Объем финансирования работ из федерального бюджета составил в 2017 году 99,7 млн. рублей (один объект по золоту). За счет недропользователей выполнено геологоразведочных работ на сумму 1984 млн. рублей, в основном, на золото (77%). В результате прирост запасов полезных ископаемых составил: по золоту - 4,9 т, по серебру - 2,5 т, по нефриту-сырцу - 207 т, по нефриту сортовому - 93 т, по вольфраму - 1 т.
Предоставление в пользование участков недр для геологического изучения и добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с федеральным законодательством (Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"). При этом регулирование отношений недропользования на участках недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые на территории республики, относится к полномочиям Республики Бурятия.
Обеспечение потребностей в общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ), прежде всего для строительства жилья, промышленных объектов и автомобильных дорог, имеет исключительно важное значение для социально-экономического развития республики.
Законом Республики Бурятия от 29.11.2005 N 1346-III установлен порядок пользования недрами на участках недр местного значения в Республике Бурятия. Кроме этого, данная сфера регулируется следующими нормативными правовыми актами:
- постановление Правительства Республики Бурятия от 14.07.2006 N 217 "Об утверждении Порядка предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Республики Бурятия";
- постановление Правительства Республики Бурятия от 20.07.2007 N 244 "Об утверждении Порядка изменения условий пользования участками недр местного значения и ограничения, приостановления или досрочного прекращения права пользования участками недр местного значения";
- постановление Правительства Республики Бурятия от 24.08.2010 N 363 "Об утверждении Порядка переоформления лицензий на право пользования участками недр местного значения на территории Республики Бурятия";
- постановление Правительства Республики Бурятия от 12.11.2007 N 352 "Об утверждении Порядка создания и ведения территориальных фондов геологической и иной информации о недрах";
- постановление Правительства Республики Бурятия от 22.06.2006 N 186 "Об утверждении Порядка составления и ведения территориального баланса запасов общераспространенных полезных ископаемых и территориального кадастра месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых и учета участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых";
- постановление Правительства Республики Бурятия от 09.10.2009 N 384 "Об определении Министерства природных ресурсов Республики Бурятия экспертным органом Правительства Республики Бурятия по организации проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации";
- приказ Минприроды Республики Бурятия от 22.01.2018 N 18-пр "Об утверждении Порядка использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод, строительства подземных сооружений собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков
- приказ Минприроды Республики Бурятия от 24.01.2013 N 14-пр "Об утверждении Порядка установления факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых";
- приказ Минприроды Республики Бурятия от 14.08.2013 N 149-пр "О Порядке согласования нормативов потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации";
- приказ Минприроды Республики Бурятия от 13.07.2012 N 176-пр "Об утверждении Административного регламента Министерства природных ресурсов РБ предоставления государственной услуги по выдаче лицензий на пользование участками недр местного значения";
- приказ Минприроды Республики Бурятия от 05.08.2011 N 201-пр "Об утверждении Административного регламента Министерства природных ресурсов РБ предоставления государственной услуги "проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр в части участков недр местного значения".
В настоящее время действуют 132 лицензии на общераспространенные полезные ископаемые и 288 лицензий на подземные воды с объемом добычи до 500 куб. м. в сутки.
Объем добычи общераспространенных полезных ископаемых в 2017 г. составил:
- песчано-гравийных пород - 435 тыс. куб.м.
- магматических пород - 404 тыс. куб.м.
- глинистых пород - 124,6 тыс. куб.м.
Геологическое изучение на участках недр местного значения осуществляется недропользователями за счет собственных средств.
Прирост запасов по общераспространенным полезным ископаемым за 2017 год составил:
- магматические породы (строительный камень) - 5473 тыс. м3,
- песчано-гравийные породы - 4317 тыс. м3,
- глины и суглинки - 22,2 тыс. м3.
Указанный прирост запасов значительно превышает объемы добычи в 2017 году, что свидетельствует о положительной динамике воспроизводства минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых.
В настоящее время в минерально-сырьевом комплексе республики имеется ряд проблем, сдерживающих его развитие:
- Протяженный во времени характер колебаний цен на полезные ископаемые.
На принятие инвестором решения об участии в разработке месторождений полезных ископаемых влияет динамика мировых цен на сырьевые ресурсы.
Колебания цен характеризуются цикличностью, протяженной во времени.
Так, в период 2012 - 2016 годы наблюдается тенденция снижения цен на большинство видов полезных ископаемых, имеющихся в Республике Бурятия (золото, уголь, уран, вольфрам, плавиковый шпат, свинец), за исключением цинка.
В 2015 - 2016 годы отмечается рост цен на свинец, цинк, плавиковый шпат металлургического сорта, высококачественный коксующий уголь и золото. Кроме этого, необходимо учитывать динамику курса доллара по отношению к рублю.
Специфика добычи полезных ископаемых также предполагает длительную по времени этапность работ по подготовке месторождений к освоению: разработка проектной документации, проведение геологоразведочных работ, строительство объектов инфраструктуры и горнодобывающих предприятий.
Кроме динамики цен, востребованность тех или иных месторождений полезных ископаемых определяется наличием спроса на отдельные виды сырья со стороны иностранных и российских организаций.
В Республике Бурятия имеется большинство видов сырья, отнесенного к стратегическому: уран, марганец, титан, бокситы, медь, никель, свинец, молибден, вольфрам, олово, бериллий, германий, золото, серебро, особо чистое кварцевое сырье.
При этом некоторые виды стратегического минерального сырья (олово, германий) в последние годы почти не используются российской промышленностью.
Помимо стратегических видов минерального сырья, значимыми для экономики России являются уголь, железные руды, цинк, апатитовые руды, калийные соли, цементное сырье, подземные воды; для отдельных отраслей промышленности - плавиковый шпат.
Вместе с тем, внутреннее потребление отдельных из перечисленных видов сырья в значительной степени обеспечивается вынужденным импортом. К ним относятся полезные ископаемые, минерально-сырьевая база которых в России характеризуется преимущественно низким качеством (уран, марганец, титан, бокситы, бериллий, плавиковый шпат). В данном случае необходимо внедрение эффективных технологий обогащения и переработки минерального сырья.
Минимизировать зависимость от импорта минерального сырья можно и с применением эффективных прогнозно-поисковых комплексов для выявления объектов с качественными и богатыми рудами.
В долгосрочной перспективе, на фоне роста населения планеты и ухудшения экологической ситуации, будет возрастать внутренняя и внешняя потребность в подземных водах.
Изменения конъюнктуры мировых сырьевых рынков, в том числе, снижение цен на сырье, приводят к снижению интереса недропользователей к проведению геологоразведочных работ и работ по разработке месторождений полезных ископаемых.
2) Отсутствие транспортной и энергетической инфраструктуры.
Строительство объектов инфраструктуры для горнодобывающих производств связано со значительными затратами, что влияет на принятие инвестором решения о вложениях в перспективные месторождения нераспределенного фонда недр и на сроки реализации проектов по освоению месторождений полезных ископаемых.
Законодательством предусмотрено предоставление на конкурсной основе государственной поддержки на строительство объектов инфраструктуры за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 16.10.2014 N 1055 и от 09.07.2015 N 693, при этом выделяемые на строительство инфраструктуры средства ограничены.
За счет средств Дорожного фонда Республики Бурятия осуществляется только строительство дорог общего пользования, строительство технологических дорог не предусмотрено.
Вместе с тем, имеется механизм софинансирования со стороны электросетевых организаций строительства объектов энергетической инфраструктуры.
Возможно привлечение проектного финансирования Внешэкономбанка, в том числе на строительство объектов инфраструктуры (развитие промышленности высоких переделов).
3) Недостаточное воспроизводство минерально-сырьевой базы в течение десятков лет.
В последние годы значительно сократилось финансирование геологоразведочных работ на территории Республики Бурятия за счет средств федерального бюджета. Так, если в 2013 г. на данные цели выделялось 604 млн. руб., то в 2017 г. - всего 99 млн. руб.
Ежегодный прирост запасов полезных ископаемых не обеспечивает воспроизводство минерально-сырьевой базы на территории Республики Бурятия (особенно по ликвидному полезному ископаемому - золоту).
В результате истощения запасов полезных ископаемых уменьшаются объемы добычи полезных ископаемых, численность работников предприятий, ежегодные налоговые поступления в консолидированный бюджет РБ.
Сокращение объема проведения геологоразведочных работ на территории Республики Бурятия обусловлено рядом причин:
- Общее сокращение финансирования работ по геологическому изучению и воспроизводству минерально-сырьевой базы за счет средств федерального бюджета. Так, если в 2014 г. на данные цели выделялось порядка 40 млрд. руб., то в 2018 г. по плану - 29,6 млрд. руб. На федеральном уровне осуществляется государственное финансирование геолого-разведочных работ ранних стадий.
- Средства направляются на финансирование приоритетных направлений - изучение Арктики, Антарктики и континентального шельфа, Мирового океана, в основном, финансируются работы на углеводородное сырье.
Вместе с тем, в соответствии с Государственной программой РФ "Воспроизводство и использование природных ресурсов" Байкальский регион, включающий территорию Республики Бурятия, определен приоритетной территорией, на которой осуществляется реализация мероприятий Программы, в том числе по воспроизводству минерально-сырьевой базы.
- Отсутствие подготовленных обоснований для постановки геологоразведочных работ за счет федерального бюджета.
Это обусловлено проведенной реорганизацией территориальных органов Роснедра с делением на Департаменты и отделы и определением АО "Росгеология" единственным исполнителем госзаказа на проведение геологоразведочных работ за счет средств федерального бюджета.
При подготовке обоснований приоритетными являются работы на высоколиквидные, наиболее привлекательные для лицензирования, полезные ископаемые (в основном, золото), а также остродефицитные черные и редкие металлы.
С целью восстановления и развития фонда объектов "поискового задела", фонда перспективных объектов лицензирования должно быть существенно увеличено государственное финансирование крупномасштабных региональных геологических исследований.
Вместе с тем, в соответствии с проектом Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года в последующие годы финансирование поисковых работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы будет замещаться средствами недропользователей. Ситуацию усложняет отсутствие в России рынка рискового капитала, за счет которого в развитых сырьевых странах финансируется значительная часть геолого-разведочных работ ранних стадий.
4) Экологические ограничения осуществления деятельности на Байкальской природной территории.
На Байкальской природной территории (52% территории Бурятии):
- запрещаются или ограничиваются виды деятельности, оказывающие негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал;
- запрещается строительство новых и реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы ПСД.
В Центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещаются:
- добыча металлических руд;
- разведка и разработка новых месторождений, ранее не затронутых эксплуатационными работами;
- добыча полезных ископаемых на акватории озера Байкал, в его водоохранной зоне, в руслах нерестовых рек и их водоохранных зонах.
В границах водоохранных зон запрещается разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.
Запрет, введенный в 2013 году, ограничивает возможность добычи общераспространенных полезных ископаемых, в том числе таких значимых для строительного комплекса видов полезных ископаемых, как гравийно-песчаная смесь, строительный песок, строительный гипс. Месторождения данных полезных ископаемых расположены в основном в долинах рек, то есть в водоохранных зонах. Кроме того, данное ограничение фактически исключает из оборота значительное количество числящихся на государственном балансе ранее разведанных месторождений общераспространенных полезных ископаемых, расположенных в водоохранных зонах, на разведку которых потрачены значительные государственные средства. При этом полезные ископаемые, не относящиеся к общераспространенным (нефть, алмазы, химическое сырье и другие), под данный запрет не попали, хотя их добыча наносит больший вред окружающей среде и водным объектам. Следует также отметить, что лесное законодательство Российской Федерации разрешает добычу полезных ископаемых, в том числе общераспространенных, в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах.
В плане экологического обеспечения освоения недр необходимо:
- совершенствование экологических требований при недропользовании с учетом отечественного и мирового опыта;
- усиление экологического контроля за недропользованием на всех стадиях ГРР и освоения месторождения;
- создание прозрачной системы санкций за нарушение экологических требований пользования недрами;
- стимулирование использования новых технологий геологоразведочных и добычных работ, позволяющих снизить негативное влияние на окружающую среду;
- формирование базы данных наилучших доступных технологий и инженерных решений (в том числе российских) для экологически безопасного освоения недр и отработки техногенных месторождений;
- вовлечение в освоение отходов горнопромышленного производства.
- разработка и совершенствование технологий рентабельной добычи и переработки низкокачественных руд остродефицитного и высоколиквидного минерального сырья.
5) Отсутствие апробированных технологий переработки и обогащения специфического сырья (сынныриты, силлиманиты и др.).
Разработка отдельных месторождений полезных ископаемых на территории РФ и Республики Бурятия в частности сдерживается ограничением доступа российских компаний к современным мировым технологиям добычи и переработки минерального сырья и отставанием от уровня, достигнутого ведущими зарубежными компаниями.
В связи с этим, требуется:
- разработка и внедрение технологий комплексного использования сырья, попутного извлечения полезных ископаемых из вскрышных и вмещающих пород, а также при переработке руд и отходов недропользования;
- вовлечение в освоение ранее выявленных месторождений с бедными и труднообогатимыми рудами на основе новых технологических решений.
Будут проведены работы по привлечению средств федерального бюджета на разработку указанных технологий отраслевыми НИИ (ФГБУ "ВИМС", "ЦНИГРИ" и др.)
6) Подготовка кадров и отток квалифицированных кадров
В настоящее время существуют следующие проблемы в сфере подготовки кадров:
- нехватка кадров рабочих специальностей (токарь, фрезеровщик, сварщик, электрик, водители спецтехники);
- недостаточный уровень квалификации молодых специалистов для работы на современном оборудовании;
- отсутствие связи между научными институтами, учреждениями образования и производства;
- нехватка квалифицированных педагогических кадров;
- обучение специалистов по старым образовательным программам;
- проблема трудоустройства выпускника (опыт);
- отсутствие современного оборудования в учебных заведениях;
- недостаточное количество бюджетных мест для горных специальностей.
В связи с этим, требуется проведение работы с образовательными учреждениями по повышению качества подготовки кадров (изменение образовательных программ, повышение квалификации преподавателей, улучшение материально-технической базы и др.), более тесное взаимодействие с предприятиями добывающей отрасли по вопросам прохождения практики, стажировки студентов, трудоустройства выпускников и другим вопросам.
В целях снижения оттока квалифицированных кадров необходимо проведение работы с предприятиями по повышению заработной платы работников, улучшению социального обеспечения работников (условия работы, обеспечение жильем, обучение, медицинское обслуживание и др.).
Кроме этого, процесс привлечения инвестиций в разработку перспективных месторождений полезных ископаемых нераспределенного фонда затрудняется:
- недостаточной степенью информатизации геологической отрасли - ограниченностью и несовершенством автоматизированных систем сбора, обработки, хранения, поиска и предоставления в пользование цифровой геологической информации;
- отсутствием технико-экономических показателей освоения месторождений в современных экономических условиях (требуется геолого-экономическая переоценка их освоения);
- отсутствием разведанных месторождений по наиболее ликвидным полезным ископаемым (золото, нефрит, каменный уголь);
- высокими требованиями иностранных инвесторов к оформлению предпроектной документации на стадии принятия решения об инвестировании;
- требуемым значительным объемом инвестиций в реализацию проекта при длительных сроках окупаемости.
Таким образом, предлагается 2 направления достижения цели Подпрограммы:
- количественное наращивание минерально-сырьевой базы за счет увеличения инвестиционной привлекательности ГРР всех стадий, повышения эффективности прогнозирования и поисков новых месторождений
- рациональное использование уже имеющейся минерально-сырьевой базы за счет использования современных технологий переработки, обогащения и комплексного извлечения полезных ископаемых на известных неразрабатываемых месторождениях, повышения качества и глубины переработки минерального сырья.
2. Цели и задачи подпрограммы, ожидаемые результаты реализации подпрограммы
Развитие и использование минерально-сырьевой базы Республики Бурятия является одним из основных направлений работы Министерства природных ресурсов Республики Бурятия.
В связи с этим, перед Министерством поставлена задача - создание условий для развития добычи полезных ископаемых и инвестиционной деятельности.
В результате решения задачи будет достигнута стратегическая цель - обеспечены потребности экономики страны (включая экспортные) в минерально-сырьевых ресурсах.
Кроме этого, реализация инвестиционных проектов по освоению месторождений золота, угля, урана, полиметаллических руд, бериллия, урана, вольфрама, плавикового шпата, сынныритов и кварца позволит достичь и другую цель, а именно значительно увеличить долю добычи полезных ископаемых в промышленности республики, а также увеличить вклад отрасли в валовой региональный продукт, создать новые рабочие места и увеличить налоговые поступления от организаций отрасли в бюджетную систему РФ.
3. Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
Сведения по индикаторам подпрограммы и их значениям приведены в приложении 1 к Программе.
4. Мероприятия подпрограммы
Достижение цели и решение задач подпрограммы осуществляются путем выполнения следующих мероприятий:
Ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы представлено в приложении N 7.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Республики Бурятия от 15 апреля 2019 г. N 190 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.