Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу М3 РБ
от 31 мая 2019 г. N 324-ОД
Положение о Школе здоровья для пациентов
1. Общие положения
1.1. Основная цель Школы здоровья - повышение информированности пациентов о неинфекционных заболеваниях, факторах риска, методах коррекции и профилактики их развития, обучение навыкам контроля показателей здоровья, само - и взаимопомощи при неотложных состояниях.
1.2. Деятельность Школы здоровья регламентируется приказом главного врача медицинской организации. В приказе утверждается перечень, ответственные за организацию и проведение занятий Школ здоровья, порядок направления пациентов на обучение, график проведения занятий, план работы Школы на год.
1.3. Для работы Школы выделяется отдельное помещение (класс, аудитория), оснащенное в соответствии с настоящим Положением.
1.4. Обучение пациентов в Школе имеют право проводить медицинские работники, в т.ч. врач, фельдшер, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра. Ответственность за подготовку специалистов по вопросам обучения пациентов в Школах здоровья несет руководитель медицинской организации.
1.5. При проведении Школ здоровья используются программы, рассмотренные на методическом Совете и утвержденные главным врачом медицинской организации, а также - практические пособия, разработанные ГБУЗ "Республиканский центр медицинской профилактики им. В.Р. Бояновой" и утвержденные Министерством здравоохранения Республики Бурятия.
1.6. Организационные модели Школы здоровья могут включать две схемы:
1.6.1. обучение пациентов на всех занятиях цикла проводит один специалист;
1.6.2. обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и темы занятия.
1.7. Информация о Школах здоровья должна быть представлена в виде объявления в регистратуре поликлиники, размещена на сайте медицинской организации, в средствах массовой информации, социальных сетях и мессенджерах.
1.8. Время проведения занятий должно быть удобным для всех целевых групп, (в т.ч. для работающих граждан и пациентов, находящихся на стационарном лечении с соблюдением лечебно-охранительного режима стационара).
1.9. В Школу направляются:
1.9.1. на первичный цикл обучения - пациенты с впервые в жизни выявленными заболеваниями, а также не прошедшие обучение ранее;
1.9.2. на повторный цикл (поддерживающее обучение) - ранее обученные пациенты при ухудшении течения заболевания.
1.10. Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется специалистом, ведущим занятия Школы.
1.11. Сведения о работе Школ здоровья в медицинской организации за год вносятся в форму статистического отчета N 30 "Сведения о лечебно-профилактическом учреждении".
2. Задачи Школы здоровья
Основные задачи Школы здоровья:
- повышение качества жизни пациента и его ответственности за сохранение своего здоровья;
- формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;
- формирование у пациентов умений и навыков самоконтроля состояния здоровья, оказания первой доврачебной помощи в случаях обострений заболевания, при жизнеугрожающих заболеваниях и их осложнениях (острый коронарный синдром, острое нарушение мозгового кровообращения, острая сердечная недостаточность, внезапная сердечная смерть);
- формирование у пациентов приверженности к ведению здорового образа жизни; навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (курение, нерациональное питание, низкая физическая активность, пагубное потребление алкоголя, стресс).
3. Организация занятий в Школе
3.1. Пациенты направляются на обучение участковыми врачами, врачами общей практики, врачами-специалистами, фельдшерами фельдшерско-акушерских пунктов (фельдшерского здравпунктов), специалистами ОМПКМП.
3.2. Пациенты со значительной потерей зрения, слуха, с интеллектуально-мнестическими и эмоционально-психическими расстройствами, наличием острых заболеваний или хронических заболеваний в стадии обострения или декомпенсации обучаются по программе Школы индивидуально.
3.3. Занятия в Школе носят цикличный характер и проводятся в интерактивной форме.
3.4. Рекомендуемая численность пациентов в группе 5-8 человек.
Сформированная группа пациентов является "закрытым коллективом", т.е. в процессе обучения не рекомендуется присоединение новых пациентов.
3.5 Занятия должны быть предварительно четко структурированы, хронометрированы. Продолжительность занятия не должна превышать 60 минут.
3.6. Структура занятия:
- 20 - 30% - информационный материал;
- 30 - 50% - обучение практическим навыкам;
- 20 - 30% - ответы на вопросы, обсуждение;
- 10% - индивидуальное консультирование.
3.7. Весь информационно-наглядный материал, используемый на занятиях, должен быть красочным, демонстративным, запоминающимся, понятным, заинтересовывающим и доступным.
3.8. При обучении навыкам самоконтроля показателей здоровья обучаемые ведут Дневник.
3.9. Обязательным является включение в программу каждой Школы вопросов рационального питания, профилактики гиподинамии, отказа от курения, а также обучение правилам оказания первой помощи при жизнеугрожающих заболеваниях и их осложнениях (острый коронарный синдром, острые нарушения мозгового кровообращения, острая сердечная недостаточность, внезапная сердечная смерть).
4. Обязанности специалиста, ведущего Школу здоровья
4.1. Обеспечение работы Школы по утвержденному графику в соответствии с программой обучения.
4.2. Контроль уровня знаний пациентов до и после обучения в Школе.
4.3. Оценка организации, качества и эффективности обучения в Школе.
4.4. Своевременное представление в отделение (кабинет) медицинской профилактики отчетов о работе Школы.
5. Примерный перечень оснащения кабинета Школы здоровья
Наименование |
Кол-во |
Мебель офисная | |
Вешалка-стойка или шкаф для одежды |
1 |
Шкаф для документации и наглядного материала |
1 |
Стол для телевизора и компьютера |
1 |
Стол |
5 |
Кушетка медицинская |
1 |
Стулья |
10 |
Оборудование медицинское | |
Весы медицинские |
1 |
Ростомер |
1 |
Тонометр (автоматический или полуавтоматический) |
5 |
Тонометр механический |
1 |
Глюкомегр |
5 |
Тест-полоски, ланцеты к глюкометру и другие расходные материалы к нему материалы |
По потребности |
Пикфлоуметр |
5 |
Мундштуки (загубники) картонные одноразовые к пикфлоуметру; различные формы доставки лекарственных препаратов - дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер. |
По потребности |
Секундомер |
1 |
Сантиметровая лента |
5 |
Калькулятор |
1 |
Техническое оснащение | |
Настенные часы с секундной стрелкой |
1 |
Доска демонстрационная |
1 |
Компьютер, принтер |
1 |
Телевизор с выходом HDMI и или VGA |
1 |
Методическое обеспечение | |
Таблица для определения индекса массы тела |
10 |
Таблица "Шкала SCORE" |
10 |
"Учимся быть здоровыми" методическое пособие для обучения пациентов с АГ, с комплектом наглядных материалов для пациента: буклеты, дневники для самоконтроля показателей здоровья |
1 комплект |
"Будь здоровым сердце!" (методическое пособие для обучения пациентов с ИБС, с комплектом наглядных материалов для пациента: 6 буклетов, дневник самоконтроля показателей |
1 комплект |
"Школа профилактики остеопороза и переломов" Методическое пособие с комплектом наглядных материалов для пациентов, дневник самоконтроля пациента |
1 комплект |
Школа для больных сахарным диабетом Методическое пособие с комплектом наглядного материала для пациента (памятки, дневник самоконтроля пациента) |
1 комплект |
"СТОП-инсульт" Методическое пособие с комплектом наглядных материалов |
1 комплект |
"Дышим легко!" Методическое пособие для обучения пациентов с бронхиальной астмой, с комплектом наглядных материалов |
1 комплект |
"Расти здоровым, малыш!" Методическое пособие с комплектом наглядных материалов |
1 комплект |
"Расту, развиваюсь, взрослею" Методическое пособие с комплектом наглядных материалов |
1 комплект |
6. Учетно-отчетная документация для Школ здоровья
6.1. Журнал регистрации пациентов, обучающихся в Школе здоровья
Учёт пациентов, обучающихся в Школе здоровья, осуществляется в отдельном журнале для каждого вида Школы. В журнале заполняется таблица на каждый цикл занятий (табл. 1). Отметка о присутствии пациента на занятии должна сопровождаться его подписью. Целесообразно перед началом первого занятия предложить пациентам заполнить анкеты для получения информации согласно графам 2-5 таблицы.
Форма рабочего журнала Школы здоровья
Таблица 1
|
ФИО |
Год |
Домашний |
Место |
Страховой |
Клинический |
Сопутствующий |
Отметка о посещении занятий |
Тест-контроль: % |
Овладение практическими навыками |
||||
правильных ответов при тестировании | ||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
пре |
пост |
|
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.2. Медицинская карта амбулаторного больного
В амбулаторной карте (ф 025) пациента, прошедшего обучение, ставится отметка "Школа (наименование Школы)", с указанием даты завершения занятий в Школе "____" __________ 20__ г.
6.3. "Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике" (учетная форма 038у-02) утверждена приказом Минздрава РФ от 23.09.2003 г. N 455 "О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации"
Журнал учета работы МО по медицинской профилактике
Таблица 2
N |
Дата проведения |
Форма работы |
Тема |
Место проведения |
Число слушателей |
Число лиц, обученных ЗОЖ в ШЗ |
Число мед работников, обученных методам МП |
Отв Исп. |
|
Массовые мероприятия |
Школы здоровья |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике" (далее журнал) заполняется сотрудниками отделения (кабинета) медицинской профилактики ЛПУ по мере проведения мероприятий. При проведении школ здоровья учитывается каждое занятие отдельно. В графе 4 (школы здоровья) указывается название школы, организованной в данном ЛПУ в соответствии с Отраслевым стандартом "Сложные и комплексные медицинские услуги", в графе 5 указывается тема очередного занятия школы, в графе 6 указывается место проведения школы, в графе 7 (число слушателей) ставится прочерк, в графе 8 (число лиц, обученных здоровому образу жизни) указывается число присутствующих на занятии.
6.4. Годовая отчетная форма N 30 "Сведения о лечебно-профилактическом учреждении" утверждена постановлением Госкомстата РФ от 10.09.2002 г. N 175 (раздел IV, пункт 10. Деятельность отделений (кабинета) медицинской профилактики) (4809)
6.5. Ежеквартальный отчет о работе Школ здоровья
Форма отчета о работе Школ здоровья
Таблица 3
N |
Наименование Школы |
Количество Школ в МО |
Количество занятий в полном цикле Школы по программе |
Количество проведенных занятий |
Число обученных |
Возрастной состав |
Стаж заболевания |
Примечания |
|
|||||
|
Впервые |
Повторно |
Менее 18 лет |
Трудоспособный Rmnar.T |
старше трудоспособного возраста |
До 5 лет |
До 15 лет |
Более 15 лет |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Оценка эффективности работы Школ здоровья
7.1. Оценка охвата профилактической помощью в Школах здоровья Показатель охвата профилактической помощь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.