Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к постановлению администрации города
от 16 мая 2016 г. N 1302
3. Подпрограммы Программы
3.1. Подпрограмма "Развитие общественного транспорта"
3.1.1. Паспорт подпрограммы
3.1.2. Текстовая часть подпрограммы
3.1.2.1. Характеристика текущего состояния, описание основных проблем и прогноз развития сферы реализации подпрограммы
Городской пассажирский транспорт общего пользования является одной из социально-значимых отраслей городского хозяйства.
На территории города Нижнего Новгорода в настоящее время внутригородские пассажирские перевозки осуществляются следующими видами транспорта: наземным электрическим транспортом, автотранспортом, метро, а также водным транспортом.
По итогам 2013 года суммарный объем внутригородских перевозок составил 373,8 млн. пассажиров. В расчете на 1 жителя за год выполняется 295 поездок городским пассажирским транспортом. По сравнению с другими городами услуги городского пассажирского транспорта в Нижнем Новгороде гораздо более востребованы, чем в Самаре, Ростове-на-Дону и Казани.
Рис.1 Структура объема перевозок в 2013 году по видам транспорта в Нижнем Новгороде и городах группы сравнения, млн пасс.
В структуре перевозок городским пассажирским транспортом Нижнего Новгорода основная доля приходится на автотранспортные перевозки, включая частные маршрутные такси. В качестве специфической особенности можно выделить преобладание перевозок, выполняемых частными пассажирскими перевозчиками. По итогам 2013 года на долю частных перевозчиков пришлось порядка 60% от общего объема внутригородских перевозок пассажирским автотранспортом.
Около пятой части перевозок выполняется городским электрическим транспортом. Набирает популярность пользование пассажирами подземным скоростным внеуличным рельсовым видом транспорта - метро. Роль метрополитена в обеспечении пассажирских перевозок в Нижнем Новгороде пока что несущественна - на его долю приходится лишь 8% от объема перевозок пассажиров городским пассажирским транспортом, однако, нельзя не отметить положительные тенденции, выявленные при анализе пассажиропотоков - в отрасли осуществляются структурные изменения. С открытием новой станции метро в 2012 году пассажиропоток увеличился на 30%.
Однако качество внутригородских пассажирских перевозок в Нижнем Новгороде пока еще далеко от оптимального уровня, что во многом объясняется высоким уровнем износа муниципального подвижного состава. Общественный транспорт не только не становится привлекательной альтернативой личному автомобилю для ежедневных трудовых поездок, но и не выполняет базовую функцию поддержания транспортного единства городской территории. К настоящему времени состояние основных фондов и другой техники требует принятия неотложных мер по их обновлению во избежание нарастания количества сбоев при перевозке пассажиров.
В целях создания условий для равного доступа жителей города Нижнего Новгорода к транспортным услугам планируется продолжить реализацию мероприятий по созданию доступной среды для жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями и маломобильных групп населения. В связи с этим обеспечение экономической устойчивости и обновление транспортного парка муниципальных предприятий общественного транспорта является приоритетным направлением развития на ближайшую перспективу. В настоящее время администрация города Нижнего Новгорода участвует в подпрограмме "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области" на 2014 - 2016 годы государственной программы Нижегородской области "Социальная поддержка граждан", в рамках которой предусмотрена закупка автобусов, оборудованных для перевозки маломобильных групп населения.
Высокие темпы роста автомобилизации населения и отставание развития улично-дорожной сети являются проблемой не только Нижнего Новгорода, но и большинства активно развивающихся городов мира. Единственный успешно апробированный мировым опытом путь улучшения транспортной доступности и комфортности передвижения по городу - повышение привлекательности и доступности общественного транспорта, прежде всего - электротранспорта. Отлаженная система городского транспорта поможет городу и тесно связанной с ним агломерации динамично развиваться и использовать свой потенциал как регионального промышленного, культурного центра, развивать туризм и привлекать мигрантов.
Нижний Новгород является первым городом России, после Киева, в котором в мае 1896 года было открыто пассажирское движение трамваев "Эрликон". Старейшим предприятием электротранспорта России, осуществляющим пассажирские перевозки трамваями и троллейбусами является муниципальное предприятие "Нижегородэлектротранс". Ежедневный объем перевозок достигает 200 тыс. чел., что составляет более 34% в общей доли пассажиров, перевозимых муниципальным общественным транспортом.
В целях соответствия наземного электротранспорта возлагаемым на него значимым задачам при проведении Чемпионата мира по футболу в 2018 году муниципальное предприятие закупило 12 трамвайных вагонов за счет собственных средств, а в 2013 году трамвайный парк пополнился 20 низкопольными вагонами, закупленными муниципалитетом с использованием федеральных субсидий.
Другим стратегически важным направлением развития транспортной системы является развитие Нижегородского метрополитена. Отличаясь исключительной регулярностью движения независимо от погоды и времени суток, метрополитен обладает явным преимуществом по сравнению с другими видами транспорта.
В настоящее время нагорная и заречная части города связаны четырьмя мостами, пропускная способность которых практически исчерпана. В преддверии проведения игр Чемпионата мира по футболу, а также учитывая месторасположение железнодорожного вокзала и стадиона, в перспективе ожидаются концентрированные, как по времени, так и по направлению пассажирские потоки в заречную часть города.
Обеспечение надежной связи заречной и нагорной частей становится первоочередной задачей, поскольку наличие только одной станции метро в нагорной части города существенно сдерживает его социально-экономическое развитие. Первым этапом реализации данного направления послужит "Продление Сормовско-Мещерской линии метрополитена от ст. "Московская" до ст. "Стрелка".
Расположение станции "Стрелка" в шаговой доступности от стадиона обеспечит быструю и комфортную доставку болельщиков как с железнодорожного вокзала, так и из других районов города. Ввод в эксплуатацию данного участка позволит увеличить пассажиропоток метрополитена на 18%.
Второй этап будет реализован в 2018 - 2020 годах. Он предполагает расширение сети метрополитена и пуск второго участка линии метро в нагорной части города до станций "Оперный театр" и "Сенная". Пуск второго участка линии метро даст мощный толчок развития метрополитена в микрорайоны Верхние Печеры и Кузнечиха, а в дальнейшем, со строительством второго метромоста через р. Оку, позволит образовать большое кольцо метрополитена, обеспечив связь со всеми районами города.
С целью совершенствования системы учета проезда граждан, обеспечения полноты сбора оплаты проезда в городском пассажирском транспорте, совершенствования организации учета и своевременности расчетов за оказанные услуги по перевозке пассажиров администрацией города реализуется проект по созданию автоматизированной системы оплаты проезда (далее - АСКОП) на всех видах городского наземного пассажирского транспорта и метрополитене.
Целью создания АСКОП является повышение качества транспортного обслуживания населения города Нижний Новгород, контроль работы персонала и подвижного состава, ввод БСК в качестве средства оплаты проезда на пассажирском транспорте общего пользования.
3.1.2.2. Цели, задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация бесперебойного транспортного обслуживания населения, расширение зоны транспортной доступности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
повышение уровня сервиса и комфортности городского пассажирского транспорта, в том числе для маломобильных групп населения;
обеспечение экономической устойчивости муниципальных транспортных предприятий.
3.1.2.3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется с 2015 года по 2017 год в один этап.
3.1.2.4. Перечень основных мероприятий подпрограммы
Информация об основных мероприятиях подпрограммы приведена в таблице 1 Программы.
3.1.2.5. Индикаторы достижения целей подпрограммы
Информация о составе и значении индикаторов подпрограммы приведена в таблице 2 Программы.
3.2. Подпрограмма "Организация дорожного движения"
3.2.1. Паспорт подпрограммы
3.2.2. Текстовая часть подпрограммы
3.2.2.1. Характеристика текущего состояния, описание основных проблем и прогноз развития сферы реализации подпрограммы
В 2009 - 2013 годах на территории города Нижнего Новгорода реализовывались мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения, в результате которых количество ДТП снижалось, однако, в настоящее время удельный вес ДТП в городе Нижнем Новгороде остается высоким и составляет 41% от всех зарегистрированных по Нижегородской области.
Аварийность на дорогах города Нижнего Новгорода является одной из важных социально-экономических проблем. Всего в 2013 году в Нижнем Новгороде произошло 2 539 ДТП с пострадавшими, в которых 101 человек погиб и 3005 были ранены. По сравнению с 2012 годом количество ДТП с погибшими увеличилось на 26%, с ранеными - на 22%.
К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности, следует отнести:
недостатки системы государственного управления, регулирования и контроля деятельности по безопасности дорожного движения (далее - БДД);
массовое пренебрежение требованиями БДД со стороны участников дорожного движения; недостаточная поддержка мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, со стороны общества.
низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в оценке дорожной обстановки;
недостатки технического обеспечения мероприятий БДД, в первую очередь, несоответствие технического уровня улично-дорожной сети, транспортных средств, технических средств организации дорожного движения современным требованиям;
несвоевременность обнаружения дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП) и оказания медицинской помощи пострадавшим.
Сохраняющаяся сложная обстановка с аварийностью во многом определяется постоянно возрастающей мобильностью населения при перераспределении объемов перевозок от общественного транспорта к личному.
Одним из факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на состояние безопасности дорожного движения, является уровень автомобилизации. Повышение уровня автомобилизации (прирост числа автомобилей) влечет за собой увеличение количества аварий на дорогах, так как существующие дороги не рассчитаны на возросшую интенсивность движения. Как следствие снижается пропускная способность дорог. В 2013 году общее количество транспортных средств, зарегистрированных в УГИБДД ГУВД по Нижегородской области по городу Нижнему Новгороду, возросло по сравнению с 2012 годом на 11 108 единиц и составляет 440 834 (348 единиц на 1 000 жителей города).
При этом наблюдается увеличение диспропорции между приростом числа автомобилей и приростом протяженности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. В результате растет количество участков дорог с критическим уровнем загрузки дорожной сети, при котором вероятность совершения дорожно-транспортных происшествий резко повышается.
Значительно перегружены основные магистрали города Нижнего Новгорода, периодически возникают задержки в движении транспорта.
Ежегодно увеличивается поток транзитных транспортных средств, следующих по дорогам города Нижнего Новгорода в другие субъекты Российской Федерации, что связано с увеличением количества автомобилей в других регионах.
Для сложившейся ситуации характерны высокий уровень аварийности и тяжести последствий ДТП, в том числе высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма, недостаточный уровень безопасности при перевозках пассажиров и грузов.
Среди самых распространенных нарушений ПДД, приводящих к ДТП, отмечаются следующие: несоответствие скорости движения конкретным условиям, управление транспортным средством без права управления, выезд на встречную полосу движения, несоблюдение очередности проезда, неправильный выбор дистанции, эксплуатация незарегистрированного транспортного средства, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии.
Также повышению количества ДТП сопутствуют неудовлетворительные дорожные условия.
Среди неудовлетворительных дорожных условий, сопутствующих совершению ДТП, наиболее часто встречающимися являются: низкие сцепные качества покрытия, недостаточное освещение, несоответствие параметров дороги ее категории. В сложившейся ситуации проблема повышения безопасности дорожного движения в городе Нижнем Новгороде становится одной из важнейших проблем, решение которых должно рассматриваться в качестве основных социально-экономических задач по сохранению жизни и здоровья людей.
По данному направлению администрация города принимает активное участие в реализации мероприятий федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения: в 2006 - 2012 годах в городе проведена модернизация 81 светофорного объекта, установлено 30 157 пог. метров ограждений.
В 2013 году утверждена федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах". Обязательным условием получения федерального оборудования является готовность администрации города обеспечить городским финансированием капитальный ремонт аналогичного количества светофорных объектов и установку дорожных ограждений.
Вместе с тем, за последние годы на работу транспортного комплекса и на всю жизнедеятельность города Нижнего Новгорода существенное влияние оказывают не только высокие темпы роста автомобилизации, но и значительное увеличение транзитного транспортного потока, проходящего через территорию города. В связи с этим возникают проблемы, связанные с возникновением заторов и значительным снижением транспортной доступности различных районов города в часы пик.
В настоящее время разрабатывается комплексная транспортная схема города Нижнего Новгорода на период 2030 года с формированием программы первоочередных мероприятий на 2018 год. В рамках работы по данному направлению произведено обследование транспортных потоков, проведено обследование пассажиропотоков на маршрутах наземного городского и пригородного пассажирского транспорта, проведено социологическое исследование, осуществляется сбор и анализ технических характеристик автомобильных дорог и улично-дорожной сети города. В результате данной работы будут выявлены ключевые проблемы и недостатки транспортной системы Нижнего Новгорода (детальная характеристика) по всем видам транспорта, в том числе запас/дефицит пропускной способности.
Будет разработан оптимальный сценарий развития транспортной системы на основании результатов моделирования по критерию социально-экономической эффективности.
3.2.2.2. Цели, задачи подпрограммы
Целью подпрограммы являются сокращение количества лиц, погибших в результате ДТП, снижение количества ДТП и сокращение количества мест их концентрации, обеспечение безопасности жизни, здоровья граждан и их имущества
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
совершенствование организации движения транспорта и пешеходов;
обеспечение безопасности дорожного движения.
повышение уровня технического обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
3.2.2.3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется с 2015 года по 2017 год в один этап.
3.2.2.4. Перечень основных мероприятий подпрограммы
Информация об основных мероприятиях подпрограммы приведена в таблице 1 Программы.
3.2.2.5. Индикаторы достижения целей подпрограммы
Информация о составе и значении индикаторов подпрограммы приведена в таблице 2 Программы.
3.3. Подпрограмма "Создание единого городского парковочного пространства"
3.3.1. Паспорт подпрограммы
3.3.2. Текстовая часть подпрограммы
3.3.2.1. Характеристика текущего состояния, описание основных проблем и прогноз развития сферы реализации подпрограммы
Текущее состояние численности легкового транспорта характеризуется следующими данными. На 1 января 2014 года на учете в ОГИБДД УМВД по г. Нижнему Новгороду состоит 440 834 единиц автотранспортных средств (по отношению к 2010 количество выросло на 18%), еще около 10 тыс. единиц ежедневно прибывают в город из пригородов и других регионов страны. По экспертным оценкам, одновременно в движении на городской улично-дорожной сети находится до 162,7 тыс. автотранспортных средств, зарегистрированных в городе Нижнем Новгороде.
Прирост автопарка города за 2013 год составил 11 108 автотранспортных средств.
По предварительным прогнозам, к концу 2017 года величина городского автопарка может достигнуть уровня в 513 тысяч единиц автотранспортных средств, а уровень автомобилизации в городе может вырасти с 348 автомобилей на 1000 человек населения в 2013 году до 400 - 420 - к концу 2017 года.
Количество зарегистрированных машиномест на объектах городского парковочного пространства всех видов составляет немногим более 160 тысяч, в том числе:
в гаражах и гаражных комплексах всех типов (наземные, подземные, плоскостные, многоярусные и пр.) - 137,1 тыс. машиномест;
на автостоянках всех типов (без учета стояночных мест на внутридворовых и междомовых территориях) - более 26,9 тысяч машиномест;
Общая обеспеченность официально зарегистрированными машиноместами для размещения автотранспортных средств по состоянию на 1 января 2013 года составила около 36% от общего количества городского автопарка.
Отсутствие комплексного подхода в решении вопросов размещения автотранспортных средств в Нижнем Новгороде:
приводит к снижению пропускной способности городских дорог и способствует возникновению транспортных пробок, аварийных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий;
создает трудности для уборки улично-дорожной сети города (особенно в зимнее время), проведения работ по благоустройству территории, строительству и ремонту дорог;
препятствует осуществлению полномочий специализированных служб и органов (милиции, пожарной и скорой помощи);
создает неудобства для пешеходов;
повышает вероятность совершения противоправных действий в отношении автотранспортных средств;
нарушает архитектурный облик города.
Анализ нормативных правовых актов крупных городов в России показал:
в регионах и крупных городах Российской Федерации пока очень слабо разработана система размещения автотранспортных средств;
отсутствует единая система учета всех объектов парковочного пространства;
не разработана единая тарифная политика, регулирующая размещение автотранспортных средств в различных зонах города и в различное время суток;
Вместе с тем, анализ зарубежного опыта выявил два основных организационно-правовых способа решения транспортных задач:
1. Наращивание пропускной способности улично-дорожной сети или ее отдельных элементов. Способ реализуется через новое дорожно-мостовое строительство или реконструкцию имеющейся дорожной инфраструктуры.
2. Ограничение транспортных потоков до пропускной способности объектов улично-дорожной сети. Данный способ предусматривает применение административных и экономических мер ограничения доступа на городские территории, проблемные с точки зрения транспортной нагрузки и экологии, через введение дополнительной экономической нагрузки на водителей в виде оплаты за размещение автотранспортных средств на платных стоянках, либо оплаты за въезд в отдельную городскую зону.
Комплекс мероприятий, реализуемых в рамках данной подпрограммы, направлен на решение проблем, связанных с размещением автотранспортных средств на территории города, в том числе:
градостроительных;
экономических (включая налоги и платежи, а также привлечение дополнительных инвестиций на развитие городской инфраструктуры);
экологических (в части снижения негативного воздействия автотранспортного комплекса на окружающую среду).
Комплекс мероприятий предусматривает:
1. Создание инфраструктуры парковочного пространства, включающей все виды и типы объектов парковочного пространства, непосредственно или косвенно влияющих на дорожное движение.
2. Реализацию единой технической и информационной политики, в первую очередь, в отношении технологий и оборудования, обеспечивающих сбор платежей за использование городских объектов парковочного пространства, а также контроль за своевременной и полной оплатой услуг при использовании этих городских объектов.
3.3.2.2. Цели, задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является организация регулируемого парковочного пространства для увеличения пропускной способности улично-дорожной сети. Задачи подпрограммы:
создание платных городских парковок в городе Нижнем Новгороде;
сокращение количества нарушений правил дорожного движения при размещении транспортных средств на объектах городской парковки;
формирование единой информационной системы мониторинга и управления парковочным пространством.
3.3.2.3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется с 2015 года по 2017 год в один этап.
3.3.2.4. Перечень основных мероприятий подпрограммы
Информация об основных мероприятиях подпрограммы приведена в таблице 1 Программы.
3.3.2.5. Индикаторы достижения целей подпрограммы
Информация о составе и значении индикаторов подпрограммы приведена в таблице 2 Программы.
<< Приложение N 5 |
||
Содержание Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 16 мая 2016 г. N 1302 "О внесении изменений в постановление администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.