Постановление Правительства Нижегородской области от 2 сентября 2016 г. N 599
"Об утверждении Положения о профилактике пожаров в Нижегородской области"
В соответствии с федеральными законами от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и в целях организации и осуществления комплекса мер по профилактике пожаров Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о профилактике пожаров в Нижегородской области (далее - Положение).
2. Органам исполнительной власти Нижегородской области обеспечить исполнение Положения.
3. Предложить Главному управлению МЧС России по Нижегородской области:
- осуществлять координацию деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления Нижегородской области, юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и граждан в части проведения мероприятий по профилактике пожаров в Нижегородской области;
- организовать взаимодействие с органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления Нижегородской области, юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, средствами массовой информации по вопросам организации противопожарной пропаганды, обучения населения мерам пожарной безопасности;
- оказывать методическую помощь органам исполнительной власти Нижегородской области, органам местного самоуправления Нижегородской области, юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы и гражданам при осуществлении профилактической работы в области осуществления пожарной безопасности;
- проводить анализ данных о пожарах и гибели людей на пожарах;
- участвовать в организации и проведении на территории Нижегородской области сезонных пожарно-профилактических операций, указанных в приложении к Положению.
4. Рекомендовать:
4.1. Главному управлению МВД России по Нижегородской области обеспечить участие представителей органов полиции в проведении на территории Нижегородской области сезонных пожарно-профилактических операций "Новый год", "Жилье", "Лето", "Особый противопожарный режим", "Победа", "Детский отдых", "Школа", "Социальная защита", указанных в приложении к Положению, в том числе в работе профилактических групп, создаваемых для осуществления профилактических мероприятий в жилищном фонде, патрулировании территорий населенных пунктов, лесов, межселенных территорий и мест массового отдыха граждан.
4.2. Органам местного самоуправления Нижегородской области:
- руководствоваться Положением при разработке и принятии муниципальных правовых актов о профилактике пожаров на территориях соответствующих муниципальных образований Нижегородской области;
- ввести в штатное расписание администраций муниципальных районов и городских округов Нижегородской области должность, функциональной обязанностью которой является проведение профилактической противопожарной работы, в том числе по совмещению, организовать обучение соответствующих должностных лиц пожарно-техническому минимуму;
- организовать работу пожарно-технических комиссий в администрациях муниципальных районов и городских округов Нижегородской области;
- осуществлять мониторинг обстановки с пожарами на территории муниципальных образований Нижегородской области, проводить на основе данного мониторинга необходимые профилактические мероприятия;
- вести учет муниципальных объектов защиты, в том числе жилищного фонда, мест проживания категорий граждан, являющихся наиболее частыми виновниками пожаров и подверженных наибольшему риску гибели на пожаре, в том числе: одиноких престарелых граждан, многодетных семей, лиц, склонных к злоупотреблению спиртными напитками, и иных социально-неадаптированных граждан;
- разработать поадресные графики осуществления профилактических мероприятий на муниципальных объектах защиты, проводить анализ степени обследования жилищного фонда, мест проживания граждан;
- организовать на территории муниципальных образований Нижегородской области системную работу профилактических групп из числа работников администрации муниципального образования, социальной защиты населения, сотрудников (работники) полиции, сотрудников (работников) государственной противопожарной службы, представителей муниципальной и добровольной пожарной охраны, инструкторов пожарной профилактики, граждан;
- оказывать содействие органам исполнительной власти Нижегородской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности;
- определять должностных лиц органов местного самоуправления Нижегородской области, ответственных за соблюдение и обеспечение пожарной безопасности на территории соответствующих муниципальных образований Нижегородской области, а также за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения;
- утвердить перечни первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря, используемых в помещениях и строениях, находящихся в собственности (пользовании) граждан;
- организовать работу муниципальной пожарной охраны (в городских (сельских) поселениях и городских округах Нижегородской области), создать условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- организовать рассмотрение представительными органами предложений по включению в местные бюджеты расходов на вопросы пожарной безопасности;
- участвовать в проведении на территории муниципальных образований Нижегородской области сезонных пожарно-профилактических операций, указанных в приложении к Положению.
4.3. Организациям, осуществляющим управление и обслуживание жилищного фонда:
- проводить профилактические мероприятия в подведомственном жилищном фонде, в том числе выносить на решение общих собраний собственников жилья вопросы о выполнении противопожарных мероприятий;
- вести учет мест проживания неблагополучных многодетных семей, одиноких престарелых граждан, лиц, склонных к злоупотреблению спиртными напитками, и иных социально-неадаптированных граждан, а также мест пребывания лиц без определенного места жительства в подведомственном жилищном фонде;
- осуществлять противопожарную пропаганду среди населения, проживающего в подведомственном жилищном фонде;
- участвовать в организации и проведении сезонных пожарно-профилактических операций "Жилье", "Лето", "Особый противопожарный режим", "Отопление", указанных в приложении к Положению.
5. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Нижегородской области от 26 июня 2008 года N 253 "О дополнительных мерах по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов и жилищного фонда на территории муниципальных образований Нижегородской области";
постановление Правительства Нижегородской области от 30 сентября 2013 года N 685 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 26 июня 2008 года N 253";
пункт 10 постановления Правительства Нижегородской области от 23 декабря 2014 года N 925 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области";
пункт 8 постановления Правительства Нижегородской области от 26 августа 2015 года N 535 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области";
пункт 7 постановления Правительства Нижегородской области от 25 апреля 2016 года N 237 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области".
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Р.В. Антонова.
7. Настоящее постановление вступает в силу с 22 сентября 2016 года.
8. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Положение
о профилактике пожаров в Нижегородской области
(далее - Положение)
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 2 сентября 2016 г. N 599)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет перечень основных мероприятий, осуществляемых в целях профилактики пожаров.
2. В настоящем Положении используются следующие термины и определения:
- профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;
- профилактическая работа (профилактические мероприятия) - деятельность, направленная на осуществление профилактики пожаров;
- противопожарная пропаганда - информирование общества о путях обеспечения пожарной безопасности;
- объекты защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре;
- объект профилактики - объекты защиты и физические лица, на которых и с которыми соответственно проводится профилактическая работа (профилактические мероприятия);
- элементы системы обеспечения пожарной безопасности - органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- внезапная проверка - проверка соблюдения на объекте защиты работниками организации противопожарного режима, проводимая учредителем и (или) руководителем организации без предупреждения, целью которой является контроль поддержания надлежащего уровня пожарной безопасности. К внезапной проверке по согласованию могут привлекаться представители правоохранительных и надзорных органов. По результатам внезапной проверки в случае выявления нарушений противопожарного режима учредителем (руководителем) организации издается распорядительный документ, предусматривающий меры, направленные на устранение данных нарушений и исключение повторного их возникновения;
- ночная проверка - внезапная проверка, проводимая в период с 20:00 текущих суток до 6:00 следующих суток.
3. В соответствии с Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 года N Пр-2685, федеральными законами от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" в целях обеспечения пожарной безопасности и повышения эффективности мер по предупреждению пожаров и гибели людей проводятся следующие мероприятия:
- осуществление анализа обстановки с пожарами и гибели на них людей на территории Нижегородской области, муниципальных образований Нижегородской области, объектов защиты, а также отдельных участках данных территорий;
- осуществление анализа противопожарного состояния объектов защиты и территорий населенных пунктов;
- принятие соответствующих нормативных правовых актов, направленных на профилактику пожаров и гибели людей;
- разработка государственных программ Нижегородской области и муниципальных программ финансирования профилактических мероприятий;
- контроль своевременности выполнения необходимых профилактических мероприятий (в соответствии с действующим законодательством);
- организация профилактической работы на подведомственных элементам системы обеспечения пожарной безопасности объектах защиты и территориях;
- организация информирования населения по вопросам пожарной безопасности, обучения мерам пожарной безопасности населения, а также должностных лиц организаций, подведомственных элементам системы обеспечения пожарной безопасности. Проведение других пропагандирующих пожарную безопасность мероприятий;
- проведение сезонных пожарно-профилактических операций согласно перечню сезонных пожарно-профилактических операций и осуществляемых в рамках их проведения мероприятий (приложение к настоящему Положению).
II. Цели, задачи, формы и методы противопожарной пропаганды
4. Основными целями противопожарной пропаганды являются:
- информирование людей о существовании проблемы пожаров;
- формирование общественного мнения и психологических установок на личную и коллективную ответственность за пожарную безопасность окружающей среды;
- способствование готовности людей грамотно действовать в случае опасности пожара.
5. К задачам противопожарной пропаганды относятся:
- воспитание у населения чувства ответственности за сохранение человеческих жизней, материальных и духовных ценностей, окружающей среды от огня;
- воспитание у людей грамотного, с точки зрения обеспечения пожарной безопасности, отношения к предметам и явлениям окружающего мира;
- информирование населения о случаях пожаров и их последствиях, о мерах по предотвращению пожаров и грамотных действиях в случае их возникновения;
- популяризация деятельности работников пожарной охраны и добровольных пожарных организаций;
- повышение престижа пожарной охраны и создание по отношению к ней позитивного общественного мнения;
- освещение передового опыта и научно-технических достижений в области предупреждения и тушения пожаров.
6. Пропагандистское воздействие основано на сочетании форм, методов и средств. Правильно организованная пропаганда пожарно-технических знаний должна постоянно напоминать людям об опасности пожара и необходимости его предупреждения.
7. Под формой противопожарной пропаганды понимается организационный процесс доведения информации до объекта профилактики. К формам противопожарной пропаганды относятся:
- проведение индивидуальных и групповых бесед, инструктажей, лекций;
- проведение конференций, презентаций, семинаров, сборов с руководителями и иными представителями организаций по проблемам пожарной безопасности;
- доведение основных мер пожарной безопасности на тематических встречах с населением: на сходах граждан, общих собраниях жильцов, в трудовых коллективах;
- проведение тематических флэшмобов, дней открытых дверей, спортивно-массовых праздников, соревнований, игр, театрализованных представлений, спектаклей;
- проведение тематических викторин, олимпиад, конкурсов с учащейся молодежью;
- проведение экскурсий на пожарно-технические выставки, в пожарные части;
- издание печатных материалов: листовок, брошюр, памяток, буклетов и их распространение на вышеуказанных и иных мероприятиях, а также использование для этих целей мест возможного потока людей (организации торговли, почтовые отделения, отделения банков и тому подобное);
- научно-техническая пропаганда (издание специальной литературы, журналов, инструктивно-информационных материалов);
- проведение выставок, выпуск плакатов, оформление витрин, уголков пожарной безопасности, изготовление и установка информационных стендов и щитов в местах массового потока или пребывания людей;
- использование средств массовой информации, проведение передач (выступлений) по радио и на телевидении, показ видеороликов, опубликование заметок и статей на противопожарные темы в периодической печати и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- доведение актуальной информации с помощью возможных технических средств в местах массового пребывания людей (системы громкоговорящей связи вокзалов, рынков, торговых центров, общественного транспорта, электронные табло, бегущие строки);
- информирование граждан о мерах пожарной безопасности в ходе проверок по фактам загораний и пожаров;
- иные, не запрещенные законодательством, формы.
8. Методы противопожарной пропаганды рассматриваются, как способы представления соответствующей информации. К ним относятся:
- устный метод (форма устного воздействия (обучения) реализуется в лекциях, беседах, консультациях, интервью, выступлениях по радио и на телевидении);
- печатный метод (способ представления информации, реализуемый в форме листовок, брошюр, буклетов, текстовых материалов в периодической печати, сообщений на электронных табло);
- наглядно-изобразительный метод (основывается на передаче в визуальной форме сведений о предметах и явлениях окружающей действительности - показ видеороликов по телевидению, в кинотеатрах, на информационных экранах, оборудование витрин, стендов, выпуск значков, памятных изделий, сувениров).
9. При выборе форм и методов осуществления противопожарной пропаганды в работе с населением важно учитывать особенности объекта профилактики, такие как неоднородность (различия пола, возраста, образования, профессии) и изменчивость (непрерывные возрастные изменения, социальные перемещения). Объекты воздействия целесообразно разделить на следующие группы:
- дети (3-7, 7-11, 11-15, 15-17 лет);
- учащиеся профессиональных образовательных организаций, студенты;
- рабочая молодежь (16-20, 20-25, 25-30 лет);
- взрослое население (группы по признакам отрасли, профессии, места проживания, образованию; руководители; лица, ответственные за пожарную безопасность);
- домохозяйки;
- одинокие престарелые граждане;
- многодетные семьи;
- лица, злоупотребляющие спиртными напитками и иные социально-неадаптированные граждане;
- безадресное воздействие.
III. Мероприятия, проводимые при осуществлении профилактической работы
10. В целях осуществления профилактической работы по обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области:
10.1. Органы исполнительной власти Нижегородской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность на территории Нижегородской области:
- организуют и проводят работу по обеспечению пожарной безопасности на подведомственных объектах защиты;
- осуществляют обучение в области пожарной безопасности своих сотрудников (работников), проводят разъяснительную работу с ними о соблюдении мер пожарной безопасности.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
10.1. Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области:
- определяет структурное подразделение и должностных лиц министерства, ответственных за организацию профилактической работы в жилищном фонде Нижегородской области;
- осуществляет в рамках компетенции методическую помощь, координацию деятельности органов местного самоуправления Нижегородской области, управляющих организаций и организаций, оказывающих услуги по содержанию общего имущества в многоквартирных домах;
- проводит анализ выполненных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности жилищного фонда органами местного самоуправления Нижегородской области;
- информирует органы местного самоуправления Нижегородской области о фактах неудовлетворительного выполнения работ по содержанию жилищного фонда, связанных с несоблюдением требований пожарной безопасности и их недопустимости;
- информирует органы государственного пожарного надзора о фактах нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в жилищном фонде и на объектах жилищно-коммунального хозяйства, а также о фактах неудовлетворительного содержания данных объектов управляющими и эксплуатирующими организациями, влекущих нарушение требований пожарной безопасности;
- участвует в проведении пожарно-профилактических операций "Жилье", "Лето", "Особый противопожарный режим", "Водоисточник", "Отопление".
10.2. Министерство социальной политики Нижегородской области:
- определяет структурное подразделение и должностных лиц министерства социальной политики Нижегородской области, ответственных за организацию профилактической работы на объектах защиты подведомственных учреждений;
- организует подготовку ответственных за организацию профилактической работы должностных лиц министерства социальной политики Нижегородской области с целью приобретения ими знаний о требованиях пожарной безопасности, предъявляемых к объектам защиты подведомственных учреждений;
- осуществляет мониторинг предписаний органов государственного пожарного надзора, выданных подведомственным учреждениям;
- осуществляет в пределах компетенции разработку и исполнение областного бюджета в части расходов на пожарную безопасность объектов защиты подведомственных учреждений;
- разрабатывает и организует выполнение государственных программ Нижегородской области и ведомственных планов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты подведомственных учреждений;
- оказывает подведомственным учреждениям содействие и методическую помощь в вопросах выполнения требований пожарной безопасности, в том числе предписаний органов государственного пожарного надзора;
- доводит до руководителей и должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность в подведомственных учреждениях, требования нормативных документов, методические рекомендации, инструкции по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
- информирует подведомственные учреждения и негосударственные организации, включенные в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, осуществляющих предоставление социальных услуг в условиях круглосуточного пребывания людей, о случаях пожаров на объектах защиты социального обслуживания населения;
- организует проведение внезапных (в том числе ночных) проверок на объектах защиты подведомственных учреждений с круглосуточным пребыванием людей;
- издает в соответствии с действующим законодательством распорядительные документы по обеспечению пожарной безопасности подведомственных учреждений, осуществляющих предоставление социальных услуг в условиях круглосуточного пребывания людей, и усилении противопожарного режима в пожароопасные периоды, длительные периоды выходных и праздничных дней (в том числе новогодние, рождественские, майские праздники) и иные периоды, требующие повышенной бдительности;
- организует работу подведомственных учреждений по проведению профилактической работы среди граждан, находящихся на социальном обслуживании, в части обеспечения мер пожарной безопасности;
- в рамках реализации постановления Правительства Нижегородской области от 23 марта 2007 года N 86 "Об утверждении Порядка предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств" осуществляет меры социальной поддержки граждан по ремонту жилых помещений (в части, касающейся печного отопления и электропроводки);
- организует работу комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области по проверке семей с детьми, признанных находящимися в социально опасном положении, с составлением актов материально-бытовых условий проживания, по результатам которых информирует соответствующие пожарно-технические комиссии;
- участвует в организации и проведении пожарно-профилактических операций "Социальная защита", "Жилье", "Новый год".
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
10.4. Министерство здравоохранения Нижегородской области:
- определяет структурное подразделение и должностных лиц министерства здравоохранения Нижегородской области, ответственных за организацию профилактической работы на объектах защиты подведомственных учреждений;
- организует подготовку ответственных за организацию профилактической работы должностных лиц министерства здравоохранения Нижегородской области с целью приобретения ими знаний о требованиях пожарной безопасности, предъявляемых к объектам защиты подведомственных учреждений;
- осуществляет системный анализ противопожарного состояния объектов защиты подведомственных учреждений;
- осуществляет в пределах компетенции разработку и исполнение областного бюджета в части расходов на пожарную безопасность объектов защиты подведомственных учреждений;
- разрабатывает и организует выполнение государственных программ Нижегородской области и ведомственных планов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты подведомственных учреждений;
- оказывает подведомственным учреждениям содействие и методическую помощь в вопросах выполнения требований пожарной безопасности, в том числе предписаний органов государственного пожарного надзора;
- проводит с руководителями и должностными лицами, ответственными за пожарную безопасность в подведомственных учреждениях, учебно-методические сборы (занятия), семинары-совещания и иные обучающие мероприятия с рассмотрением и изучением вопросов обеспечения пожарной безопасности;
- информирует подведомственные учреждения о случаях пожаров на эксплуатируемых ими объектах защиты;
- организует проведение внезапных проверок (в том числе ночных) на объектах защиты подведомственных учреждений с круглосуточным пребыванием людей;
- осуществляет мониторинг проведения руководителями подведомственных учреждений регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей;
- издает в соответствии с действующим законодательством распорядительные документы по обеспечению пожарной безопасности подведомственных учреждений и усилении противопожарного режима в пожароопасные периоды, длительные периоды выходных и праздничных дней (в том числе новогодние, рождественские, майские праздники) и иные периоды, требующие повышенной бдительности;
- организует в министерстве здравоохранения Нижегородской области работу пожарно-технической комиссии и осуществляет контроль создания руководителями подведомственных учреждений пожарно-технических комиссий в целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров;
- участвует в организации и проведении пожарно-профилактической операции "Социальная защита", "Новый год".
10.5. Министерство образования Нижегородской области:
- определяет структурное подразделение и должностных лиц министерства образования Нижегородской области, ответственных за организацию профилактической работы на объектах защиты подведомственных учреждений;
- организует подготовку ответственных за организацию профилактической работы должностных лиц министерства образования Нижегородской области с целью приобретения ими знаний о требованиях пожарной безопасности, предъявляемых к объектам защиты подведомственных учреждений;
- осуществляет системный анализ противопожарного состояния объектов защиты образовательных организаций;
- осуществляет в пределах компетенции разработку и исполнение областного бюджета в части расходов на пожарную безопасность объектов защиты государственных образовательных организаций;
- осуществляет в пределах компетенции анализ исполнения бюджетов органами местного самоуправления в части расходов на пожарную безопасность объектов защиты муниципальных образовательных организаций;
- разрабатывает и организует выполнение государственных программ Нижегородской области и ведомственных планов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты образовательных организаций;
- организует анализ выполнения муниципальных программ и планов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты муниципальных образовательных организаций;
- оказывает образовательным организациям содействие и методическую помощь в вопросах выполнения требований пожарной безопасности, в том числе предписаний органов государственного пожарного надзора;
- проводит с руководителями и должностными лицами, ответственными за пожарную безопасность в образовательных организациях, учебно-методические сборы (занятия), семинары-совещания и иные обучающие мероприятия с рассмотрением и изучением вопросов обеспечения пожарной безопасности;
- информирует образовательные организации о случаях пожаров в подобных организациях;
- организует проведение внезапных проверок (в том числе ночных) на объектах защиты подведомственных учреждений с круглосуточным пребыванием людей;
- издает в соответствии с действующим законодательством распорядительные документы по обеспечению пожарной безопасности подведомственных учреждений и усилении противопожарного режима в пожароопасные периоды, длительные периоды выходных и праздничных дней (в том числе новогодние, рождественские, майские праздники) и иные периоды, требующие повышенной бдительности;
- организует в министерстве образования Нижегородской области работу пожарно-технической комиссии;
- в целях привития основ безопасности жизнедеятельности и соблюдения требований пожарной безопасности среди детей, а также профилактики пожаров по причине детской шалости с огнем организует разъяснительную работу с детьми в образовательных организациях, направленную на повышение безопасности детей в образовательных организациях, быту и местах отдыха;
- участвует в организации и проведении сезонных пожарно-профилактических операций "Новый год", "Детский отдых", "Школа", "Социальная защита".
10.6. Министерство спорта Нижегородской области:
- определяет структурное подразделение и должностных лиц министерства спорта Нижегородской области, ответственных за организацию профилактической работы на объектах защиты подведомственных учреждений;
- организует подготовку ответственных за организацию профилактической работы должностных лиц министерства спорта Нижегородской области с целью приобретения ими знаний о требованиях пожарной безопасности, предъявляемых к объектам защиты подведомственных учреждений;
- осуществляет системный анализ противопожарного состояния объектов защиты спортивных организаций;
- осуществляет в пределах компетенции разработку и исполнение областного бюджета в части расходов на пожарную безопасность объектов защиты государственных спортивных организаций;
- осуществляет в пределах компетенции анализ исполнения бюджетов органами местного самоуправления в части расходов на пожарную безопасность объектов защиты муниципальных спортивных организаций;
- разрабатывает и организует выполнение государственных программ Нижегородской области и ведомственных планов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты спортивных организаций;
- осуществляет анализ выполнения муниципальных программ и планов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты спортивных организаций;
- оказывает спортивным организациям всех форм собственности содействие и методическую помощь в вопросах выполнения требований пожарной безопасности, в том числе предписаний органов государственного пожарного надзора;
- проводит с руководителями и должностными лицами, ответственными за пожарную безопасность в спортивных организациях, учебно-методические сборы (занятия), семинары-совещания и иные обучающие мероприятия с рассмотрением и изучением вопросов обеспечения пожарной безопасности;
- информирует спортивные организации о случаях пожаров в подобных организациях;
- организует проведение внезапных проверок на объектах защиты подведомственных учреждений;
- издает в соответствии с действующим законодательством распорядительные документы по обеспечению пожарной безопасности подведомственных учреждений и усилении противопожарного режима в пожароопасные периоды, длительные периоды выходных и праздничных дней (в том числе новогодние, рождественские, майские праздники) и иные периоды, требующие повышенной бдительности;
- организует в министерстве спорта Нижегородской области работу пожарно-технической комиссии;
- участвует в организации и проведении сезонных пожарно-профилактических операций "Новый год", "Детский отдых", "Школа".
10.7. Министерство культуры Нижегородской области:
- определяет структурное подразделение и должностных лиц министерства культуры Нижегородской области, ответственных за организацию профилактической работы на объектах защиты подведомственных учреждений;
- организует подготовку ответственных за организацию профилактической работы должностных лиц министерства культуры Нижегородской области с целью приобретения ими знаний о требованиях пожарной безопасности, предъявляемых к объектам защиты подведомственных учреждений;
- осуществляет системный анализ противопожарного состояния объектов защиты учреждений культуры;
- осуществляет в пределах компетенции разработку и исполнение областного бюджета в части расходов на пожарную безопасность объектов защиты государственных учреждений культуры;
- осуществляет в пределах компетенции анализ исполнения бюджетов органов местного самоуправления Нижегородской области в части расходов на пожарную безопасность объектов защиты муниципальных учреждений культуры;
- разрабатывает и организует выполнение государственных программ Нижегородской области и ведомственных планов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты учреждений культуры;
- осуществляет анализ выполнения муниципальных программ и планов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты учреждений культуры всех форм собственности;
- оказывает учреждениям культуры всех форм собственности содействие и методическую помощь в вопросах выполнения требований пожарной безопасности, в том числе предписаний органов государственного пожарного надзора;
- проводит с руководителями и должностными лицами, ответственными за пожарную безопасность в учреждениях культуры, учебно-методические сборы (занятия), семинары-совещания и иные обучающие мероприятия с рассмотрением и изучением вопросов обеспечения пожарной безопасности;
- информирует учреждения культуры о случаях пожаров в подобных учреждениях;
- организует проведение внезапных проверок (в том числе ночных) на объектах защиты подведомственных учреждений с круглосуточным пребыванием людей;
- издает в соответствии с действующим законодательством распорядительные документы по обеспечению пожарной безопасности подведомственных учреждений и усилении противопожарного режима в пожароопасные периоды, длительные периоды выходных и праздничных дней (в том числе новогодние, рождественские, майские праздники) и иные периоды, требующие повышенной бдительности;
- организует в министерстве культуры Нижегородской области работу пожарно-технической комиссии;
- участвует в проведении сезонных пожарно-профилактических операций: "Новый год", "Победа".
10.8. Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области:
- определяет структурное подразделение и должностных лиц министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, ответственных за организацию профилактической работы на объектах промышленности и торговли;
- организует подготовку ответственных за организацию профилактической работы должностных лиц министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области с целью приобретения ими знаний о требованиях пожарной безопасности, предъявляемых к объектам защиты промышленного и торгового назначения;
- организует рассмотрение вопросов пожарной безопасности на проводимых совещаниях, семинарах и иных подобных мероприятий с представителями предприятий и организаций промышленности и торговли, субъектов малого и среднего предпринимательства Нижегородской области;
- информирует предприятия и организации промышленности и торговли о характерных фактах пожаров, мерах пожарной безопасности, актуальных изменениях законодательства в этой области;
- учитывает вопросы обеспечения пожарной безопасности при выполнении задач и осуществлении функций, возложенных на министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, в том числе в:
разработке и реализации единой промышленной, научно-технической и инновационной политики;
реализации инновационных и инвестиционных проектов, разработке мер по обеспечению экономической безопасности предприятий и организаций промышленности Нижегородской области;
модернизации основных производственных фондов и внедрении новых технологий на предприятиях промышленности;
разработке методик по проведению анализа состояния промышленности;
участии в работе по размещению на территории Нижегородской области объектов производственного назначения организаций, курируемых министерством отраслей;
организации экспертизы предложений по размещению новых и развитию действующих производств;
участии в работе ведомственных и областных комиссий по обеспечению экономической безопасности, предотвращению аварий и катастроф техногенного характера на объектах промышленности Нижегородской области;
предоставлении зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной собственности Нижегородской области в рамках содействия в создании и организации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого и среднего предпринимательства;
организации работы по формированию информационной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающей получение субъектами малого и среднего предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации.
10.9. Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области:
- участвует в проведении пожарно-профилактических операций "Лето", "Особый противопожарный режим";
- учитывает вопросы обеспечения пожарной безопасности при выполнении задач и осуществлении функций, возложенных на министерство, в том числе в:
развитии транспортной инфраструктуры и обеспечении соблюдения стандартов в сфере строительства, реконструкции и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;
предупреждении, выявлении и пресечении нарушений обязательных требований на транспорте на территории Нижегородской области;
выработке рекомендаций и реализации в пределах компетенции мер по обеспечению устойчивого функционирования организаций транспортного комплекса;
разработке проектов нормативных правовых актов Нижегородской области по вопросам, отнесенным к ведению министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области;
обеспечении в пределах компетенции обучения и прохождения аттестации работниками, ответственными за безопасность в транспортном комплексе;
осуществлении в установленном порядке контроля за использованием имущества Нижегородской области, закрепленного за подведомственными учреждениями.
10.10. Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области:
- определяет структурное подразделение и должностных лиц министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, ответственных за организацию профилактической работы на объектах сельского хозяйства;
- организует подготовку ответственных за организацию профилактической работы должностных лиц министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области с целью приобретения ими знаний о требованиях пожарной безопасности, предъявляемых к объектам защиты сельскохозяйственного назначения Нижегородской области;
- организует рассмотрение вопросов пожарной безопасности на проводимых совещаниях, семинарах и иных подобных мероприятий с представителями организаций сельскохозяйственного назначения Нижегородской области;
- информирует предприятия и организации агропромышленного комплекса Нижегородской области о характерных фактах пожаров, мерах пожарной безопасности, актуальных изменениях законодательства в этой области;
- участвует в проведении пожарно-профилактической операции "Урожай";
- учитывает вопросы обеспечения пожарной безопасности при выполнении задач и осуществлении функций, возложенных на министерство, в том числе в:
обеспечении развития агропромышленного комплекса Нижегородской области;
участии в разработке и реализации государственных и иных программ развития отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, программ устойчивого развития сельских территорий;
осуществлении мероприятий, способствующих развитию личных подсобных хозяйств граждан, коллективного садоводства и огородничества, подсобных сельскохозяйственных предприятий и организаций, а также подсобных производств и промыслов в сельскохозяйственных предприятиях, учреждениях, организациях;
осуществлении инженерной политики агропромышленного комплекса в области механизации, технического сервиса, внедрения новых, энергоемких прогрессивных технологий;
разработке государственных программ развития агропромышленного комплекса Нижегородской области;
решении вопросов государственной поддержки организаций агропромышленного комплекса и развития социальной сферы в сельской местности;
координации информационно-консультационной деятельности агропромышленного комплекса на сельских территориях;
разработке предложений и рекомендаций по устойчивому развитию сельских территорий;
утверждении предпроектной и проектной документации на предприятия, здания и сооружения агропромышленного комплекса, мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт которых осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов.
10.11. Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области:
- проводит профилактическую работу при осуществлении надзорных функций в установленных сферах деятельности, в том числе в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
- участвует в проведении пожарно-профилактических операций "Лето", "Особый противопожарный режим";
- учитывает вопросы пожарной безопасности при обеспечении безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Нижегородской области.
10.12. Департамент лесного хозяйства Нижегородской области:
- проводит профилактическую работу при выполнении возложенных на департамент лесного хозяйства Нижегородской области задач по обеспечению охраны и защиты лесов;
- участвует в проведении пожарно-профилактических операций "Лето", "Особый противопожарный режим".
10.13. Государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области":
- осуществляет мониторинг обстановки с пожарами на территории Нижегородской области, организует проведение на основе данного мониторинга необходимых профилактических мероприятий;
- организует проведение на территории Нижегородской области сезонных пожарно-профилактических операций, перечисленных в приложении к настоящему Положению;
- организует деятельность инструкторов пожарной профилактики, работников отрядов и пожарных частей противопожарной службы, направленную на организацию противопожарной пропаганды, обучение населения мерам пожарной безопасности;
- ведет анализ противопожарного состояния территорий населенных пунктов Нижегородской области, готовит предложения о включении в областной бюджет расходов на вопросы пожарной безопасности;
- в целях организации и проведения профилактических мероприятий осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти Российской Федерации и Нижегородской области, местного самоуправления Нижегородской области, организациями, средствами массовой информации.
11. Гражданам в целях профилактики пожаров рекомендуется:
- совершенствовать свои знания в области пожарной безопасности;
- принимать участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны;
- проводить разъяснительную работу с детьми, осуществлять присмотр за пожилыми родителями, стариками, принимать меры, направленные на обеспечение пожарной безопасности в их жилых помещениях, в том числе поддерживать в пожаробезопасном состоянии печное отопление и электропроводку;
- поддерживать в рабочем состоянии системы противопожарной защиты в жилых помещениях (автономный дымовой, тепловой пожарный извещатель, бытовой пожарный кран, устройство защитного отключения электрической сети) и местах общего пользования (автоматическая пожарная сигнализация, система противодымной защиты, система оповещения и управления эвакуацией при пожаре, лифт для транспортирования пожарных подразделений, средства спасения людей, противопожарный водопровод, приспособление для самозакрывающихся дверей);
- устанавливать в жилых помещениях, находящихся в их собственности (пользовании), автономные пожарные извещатели.
12. Граждане в целях профилактики пожаров в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О пожарной безопасности" обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности;
- предоставлять в установленном законодательством порядке возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки, принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
- выполнять предписания, постановлении и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
- иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средств тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
- соблюдать запреты, устанавливаемые в связи с введением особого противопожарного режима;
- при обнаружении пожара немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
- до прибытия пожарной охраны, принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожара.
Приложение
к Положению о профилактике
пожаров в Нижегородской области
Перечень
сезонных пожарно-профилактических операций и осуществляемых в рамках их проведения мероприятий
(далее - Перечень)
1. Операция "Новый год"
Операция "Новый год" проводится в декабре и непосредственно в период "Новогодних каникул" в целях повышения уровня противопожарной защиты объектов, задействованных в проведении новогодних и рождественских праздников, и включает в себя проведение комплекса мероприятий, в том числе:
формирование перечня объектов, задействованных в проведении праздничных мероприятий;
проверку и анализ противопожарного состояния мест проведения новогодних и рождественских праздников (в соответствии с действующим законодательством);
проведение с лицами, ответственными за проведение массовых мероприятий, руководителями учреждений, лицами, ответственными за пожарную безопасность, дежурным персоналом объектов, задействованных в проведении праздничных мероприятий, противопожарных инструктажей и практических тренировок по отработке действий в случае пожара;
осуществление противопожарной пропаганды, направленной на профилактику пожаров, связанных с применением новогодней атрибутики (установка елки, использование электрических гирлянд, пиротехнических изделий и другое) в формах, установленных в разделе 3 Положения о профилактике пожаров в Нижегородской области;
усиление на период новогодних и рождественских праздников противопожарного режима в учреждениях социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей (больницы, дома для престарелых и инвалидов, детские дома, специальные коррекционные школы и так далее);
выделение и оборудование специальных мест (площадок) для использования населением пиротехнических изделий (пуска фейерверков, салютов) (в соответствии с действующим законодательством);
разработку дополнительных мер, направленных на обеспечение комплексной безопасности в период проведения праздничных мероприятий;
рассмотрение вопросов обеспечения пожарной безопасности на заседаниях соответствующих пожарно-технических комиссий, комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
организацию дежурства ответственных должностных лиц в местах проведения новогодних и рождественских праздников;
проведение в жилищном фонде отдельных (адресных) профилактических мероприятий, перечисленных в разделе 2 "Операция "Жилье" настоящего Перечня;
размещение детей из неблагополучных многодетных семей на период продолжительных новогодних праздничных мероприятий в социальных учреждениях интернатного типа (в соответствии с действующим законодательством).
2. Операция "Жилье"
Операция "Жилье" проводится в период с 1 сентября по 31 марта в целях предупреждения возникновения пожаров и гибели на них людей в жилом секторе, минимизации материальных и социальных потерь и включает в себя проведение комплекса превентивных мероприятий, в том числе:
проведение учета (актуализация сведений) жилищного фонда по категориям, в том числе: индивидуальные жилые дома, многоквартирные жилые дома, жилые дома повышенной этажности, многоквартирные жилые дома с низкой степенью огнестойкости, жилые дома с печным отоплением и другое;
проведение учета (актуализация сведений) мест проживания категорий граждан, являющихся наиболее частыми виновниками пожаров и подверженных наибольшему риску гибели на пожаре, в том числе: одиноких престарелых граждан, многодетных семей, лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и иных социально-неадаптированных граждан (далее - граждане, относящиеся к группам риска);
планирование профилактической работы в рамках операции "Жилье" с учетом анализа и выводов из обстановки с пожарами на территории Нижегородской области и соответствующего муниципального образования Нижегородской области;
разработку и исполнение планов мероприятий, направленных на профилактику пожаров в жилищном фонде, которые в том числе должны содержать:
- проведение профилактических мероприятий жилищными организациями в обслуживаемом фонде (проверка мест общего пользования (общего имущества) в многоквартирных жилых домах, в том числе: состояния инженерных систем и систем противопожарной защиты, содержания эвакуационных путей и выходов, ограниченности доступа в подвалы и чердаки, их содержание на предмет соблюдения противопожарных требований, наличия и исправности пожарных лестниц, ограждений по периметрам кровель, подъездов к зданиям и другое);
- проведение профилактических мероприятий (с согласия собственников) в индивидуальных и многоквартирных жилых домах в первую очередь, имеющих низкую степень огнестойкости, печное отопление, ветхую электропроводку, неисправные системы противопожарной защиты и иные признаки и характеристики повышенной пожарной опасности (обследование противопожарного состояния, разъяснение собственникам жилья основных причин пожаров, мер пожарной безопасности, предоставление рекомендаций по их выполнению и тому подобное);
- проведение профилактических мероприятий с гражданами, относящимися к группам риска (обследование противопожарного состояния помещений, где проживают данные граждане, разъяснение основных причин пожаров, мер пожарной безопасности, предоставление рекомендаций по их выполнению, проведение иных законных действий, направленных на предотвращение пожаров);
- проведение сходов (встреч) с населением с целью доведения мер пожарной безопасности, рассмотрения и решения проблемных вопросов, связанных с обеспечением пожарной безопасности;
- осуществление противопожарной пропаганды, направленной на профилактику пожаров в жилищном фонде, в формах, установленных в разделе 3 Положения о профилактике пожаров в Нижегородской области;
- решение вопросов о выделении малоимущим гражданам материальной помощи на ремонт печей и электропроводки, эксплуатирующихся в пожароопасном состоянии (в соответствии с действующим законодательством);
- решение вопросов, связанных с оборудованием жилых помещений граждан автономными пожарными извещателями (далее - АПИ) (информирование населения о необходимости приобретения и установки в жилых помещениях АПИ, осуществление взаимодействия с организациями торговли по распространению (продаже) данных средств защиты, оказание материальной помощи гражданам, относящимся к группам риска, по приобретению и установке АПИ);
- рассмотрение вопросов профилактики пожаров в жилищном фонде на заседаниях соответствующих пожарно-технических комиссий, комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
3. Операция "Лето"
Операция "Лето" проводится перед наступлением и в течение весенне-летнего периода в целях обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, межселенных территорий, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан и объектов экономики в первую очередь подверженных угрозе природных пожаров и включает в себя проведение комплекса мероприятий, в том числе:
подготовку и реализацию нормативных правовых актов Нижегородской области о мерах по обеспечению пожарной безопасности в период пожароопасного сезона;
актуализацию перечня населенных пунктов, садоводческих (дачных) объединений и организаций Нижегородской области, подверженных угрозе распространения лесных пожаров;
выполнение к климатическим срокам начала пожароопасного сезона противопожарных мер по защите населенных пунктов, межселенных территорий, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан и иных объектов от распространения природных пожаров (в том числе выполнение (обновление) минерализованных полос (опашки), обеспечение необходимых противопожарных расстояний от границ населенных пунктов, зданий (строений) до лесных участков, наличия систем звукового оповещения о пожаре, первичных средств пожаротушения, водоисточников и подъездов к ним, проведение очистки территорий от мусора, сухой растительности, порубочных остатков);
проверку готовности территорий к пожароопасному сезону межведомственными комиссиями, создаваемыми на уровне Нижегородской области и муниципальных образований;
актуализацию паспортов населенных пунктов, содержащих информацию о состоянии их пожарной безопасности и готовности к предотвращению угрозы распространения природных пожаров, загораний сухой травы (растительности), мусора и тому подобное;
осуществление противопожарной пропаганды, направленной на профилактику пожаров, характерных для пожароопасного сезона (природные пожары, загорание сухой растительности, разведение костров, сжигание твердых бытовых отходов, мусора и тому подобное) в формах, установленных в разделе 3 Положения о профилактике пожаров в Нижегородской области;
обеспечение готовности звеньев территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к работе в пожароопасный сезон;
организацию и проведение тренировок по отработке планов тушения пожаров, а также сводных планов привлечения сил и средств, предусмотренных для их тушения;
рассмотрение вопросов о защите объектов и территорий от распространения природных пожаров на заседаниях соответствующих комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, пожарно-технических комиссий.
4. Операция "Особый противопожарный режим"
Операция "Особый противопожарный режим" проводится при ухудшении обстановки с пожарами и введении на территории Нижегородской области или муниципального образования Нижегородской области соответствующего режима и предусматривает усиление мер пожарной безопасности, принимаемых в рамках операции "Лето", и проведение дополнительных превентивных мероприятий, обусловленных установлением сухой жаркой погоды, в том числе:
введение запрета на посещение гражданами лесов при наступлении в них IV - V класса пожарной опасности, обеспечение закрытия шлагбаумами въездов, ведущих в леса, организации стационарных и подвижных постов, оборудования мест отдыха и курения (в соответствии с действующим законодательством);
введение запрета на разведение костров, сжигание твердых бытовых отходов, мусора на землях лесного фонда, населенных пунктов и прилегающих территориях, выжигание травы, в том числе на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, к землям сельскохозяйственного назначения, к защитным и озеленительным лесным насаждениям, а также на проведение иных пожароопасных работ (в соответствии с действующим законодательством);
введение запрета на использование сооружений для приготовления пищи на углях на землях лесного фонда и прилегающих территориях, а также на земельных участках, примыкающих к землям сельскохозяйственного назначения (в соответствии с действующим законодательством);
обязательность патрулирования населенных пунктов, межселенных территорий и лесов силами мобильных оперативных групп из числа работников администраций муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области, органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, лесничеств, муниципальной пожарной охраны, добровольных пожарных команд (дружин), инструкторов пожарной профилактики, местного населения (по согласованию) с первичными средствами пожаротушения;
организацию дежурства населения с целью патрулирования улиц населенных пунктов в ночное время;
организацию контрольно-пропускных пунктов, создание мобильных групп из наиболее подготовленных работников лесничеств, сотрудников полиции (по согласованию) для патрулирования наиболее опасных в пожарном отношении лесных участков, обеспечение их средствами связи (в соответствии с действующим законодательством);
привлечение населения для оказания помощи муниципальной и добровольной пожарной охране;
задействование максимально возможного количества источников распространения информации в целях осуществления противопожарной пропаганды, в том числе информирование населения с использованием средств массовой информации и главных страниц официальных сайтов органов местного самоуправления Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" о введении на территории Нижегородской области или соответствующего муниципального образования Нижегородской области особого противопожарного режима и связанных с этим ограничениях, регулярная публикация материалов о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности;
принятие мер по оперативному оповещению населения, в том числе с использованием средств массовой информации и главных страниц официальных сайтов органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о классе пожарной опасности в лесах и введении запрета на посещение лесов, а также о снижении класса пожарной опасности в лесах;
подготовку для возможного использования в тушении пожаров имеющейся водовозной и землеройной техники;
перевод на режим повышенной готовности органов управления, сил и средств, предусмотренных документами оперативного планирования тушения лесных пожаров.
5. Операция "Водоисточник"
Операция "Водоисточник" проводится весной (в апреле и мае) и осенью (в сентябре и октябре) службами водоканала, собственниками сетей, используемых в качестве противопожарного водопровода, администрациями городских округов и поселений Нижегородской области, организациями, имеющими на территориях источники противопожарного водоснабжения, (по согласованию) и включает в себя следующий комплекс мероприятий:
обеспечение работоспособности и требуемого расхода на цели пожаротушения водопроводных сетей;
обеспечение готовности противопожарных водоисточников и подъездных путей к ним, а также пирсов для установки пожарных автомобилей;
утепление сетей противопожарного водопровода, обустройство незамерзающих прорубей, своевременность их очистки от снега и льда в рамках подготовки к применению в условиях низких температур;
осуществление совместно с подразделениями государственной противопожарной службы корректировки списков исправных (неисправных) водоисточников;
информационное освещение дополнительных противопожарных мероприятий в средствах массовой информации;
рассмотрение вопросов о состоянии противопожарного водоснабжения населенных пунктов на заседаниях соответствующих комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, пожарно-технических комиссий.
6. Операция "Победа"
Операция "Победа" проводится перед празднованием Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г.г. (в апреле, мае) в целях повышения уровня противопожарной защиты объектов и мест, задействованных в праздновании Дня Победы, и включает в себя проведение комплекса превентивных мероприятий, в том числе:
формирование перечня объектов, задействованных в праздновании Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г.г. (места проведения торжественных мероприятий, вокзалы, гостиницы);
определение времени, мест и порядка проведения торжественных мероприятий, маршруты, пути следования и размещения прибывающих гостей;
проверку и анализ противопожарного состояния указанных объектов;
разработку дополнительных противопожарных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности в период проведения праздничных мероприятий;
проведение противопожарных инструктажей с лицами, ответственными за организацию праздничных мероприятий, руководителями объектов, дежурным персоналом;
организацию взаимодействия с ответственными за организацию праздничных мероприятий, другими оперативными службами;
оценку своевременности периодических испытаний систем противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, система противодымной защиты и другое);
проверку наличия и исправности первичных средств пожаротушения, своевременность перезарядки огнетушителей;
обеспечение мер пожарной безопасности при запуске праздничных салютов.
7. Операция "Детский отдых"
Операция "Детский отдых" проводится перед началом и в период летних каникул (в мае - августе) в целях обеспечения пожарной безопасности на объектах, задействованных в летней детской оздоровительной кампании, и включает в себя следующий комплекс мероприятий:
корректировку списков детских оздоровительных лагерей;
организацию работы по обеспечению пожарной безопасности объектов, задействованных в летней оздоровительной кампании (в том числе обеспечение готовности и исправности систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, систем противодымной защиты и другое), путей эвакуации, первичных средств пожаротушения, противопожарного водоснабжения и подъездов к ним, выполнение (обновление) минерализованных полос (опашки) и другое);
организацию работы областного (городского, районного) координационного совета по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи;
работу комиссий муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области по приемке организаций отдыха и оздоровления детей к началу летней оздоровительной кампании;
проведение противопожарных инструктажей с лицами, ответственными за обеспечение пожарной безопасности, руководителями объектов, задействованных в летней детской оздоровительной кампании, дежурным персоналом;
осуществление противопожарной пропаганды в образовательных организациях, детских оздоровительных учреждениях, направленной на профилактику пожаров, возникающих по причине детской шалости с огнем;
практическую отработку вопросов взаимодействия с администрацией, обслуживающим и дежурным персоналом объектов, задействованных в летней детской оздоровительной кампании, на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;
обеспечение детских оздоровительных учреждений средствами телефонной связи для возможности сообщения о пожаре в пожарную охрану;
проведение конкурсов детско-юношеского творчества на противопожарную тематику, соревнований по пожарно-спасательному спорту среди юношей, учебно-познавательных занятий с детьми в летних (зимних) оздоровительных лагерях;
дежурство ответственных должностных лиц в местах отдыха детей;
формирование добровольных пожарных дружин из работников оздоровительных лагерей;
рассмотрение вопросов о противопожарном состоянии объектов детского отдыха на заседаниях комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
8. Операция "Школа"
Операция "Школа" проводится в июле, августе и сентябре с целью повышения уровня противопожарной защиты образовательных организаций к новому учебному году и включает в себя проведение следующих мероприятий:
определение перечня противопожарных мероприятий, которые необходимо выполнить в образовательных организациях к началу нового учебного года и их непосредственное выполнение;
получение консультаций в органах государственного пожарного надзора по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности при производстве строительно-ремонтных работ;
проведение обучающих семинаров, конференций с органами управления образования органов местного самоуправления Нижегородской области, руководителями образовательных организаций по вопросам пожарной безопасности;
рассмотрение вопросов комплексной безопасности образовательных организаций на заседаниях соответствующих комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, пожарно-технических комиссий;
организация работы межведомственных комиссий по приемке образовательных организаций к новому учебному году (в части обеспечения пожарной безопасности);
проведение противопожарных инструктажей с лицами, ответственными за обеспечение пожарной безопасности, руководителями объектов защиты, дежурным персоналом;
проведение "Уроков безопасности" в рамках "Дня знаний" перед началом учебного года и по его завершению с целью формирования у учащихся навыков соблюдения требований пожарной безопасности с проведением противопожарных инструктажей и тренировок по отработке действий на случай возникновения пожара с практической эвакуацией учащихся.
9. Операция "Социальная защита"
Операция "Социальная защита" осуществляется ежегодно по решению органов исполнительной власти Нижегородской области, а также в случаях ухудшения обстановки с пожарами на соответствующей категории объектов защиты. Проводится с целью повышения уровня противопожарной защиты объектов социальной сферы (здравоохранения, социальной защиты, образования) с круглосуточным пребыванием людей и включает в себя реализацию следующего комплекса мероприятий:
обследование противопожарного состояния объектов социальной сферы и выполнение необходимых противопожарных мероприятий;
проведение практических тренировок по отработке действий дежурного персонала в случае возникновения пожара, проведение противопожарных инструктажей с лицами, ответственными за обеспечение пожарной безопасности, руководителями объектов защиты, дежурным персоналом;
осуществление противопожарной пропаганды среди граждан, подверженных наибольшему риску гибели на пожарах, в формах, установленных разделом 3 Положения о профилактике пожаров в Нижегородской области;
проведение показательных занятий с руководителями учреждений по отработке действий дежурного персонала в случае возникновения пожара с эвакуацией обслуживаемых граждан;
проведение руководителями учреждений, при необходимости с привлечением сотрудников органов государственного пожарного надзора (по согласованию), внезапных проверок подведомственных учреждений, в том числе ночных;
рассмотрение вопросов комплексной безопасности учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образовательных организаций на заседаниях соответствующих пожарно-технических комиссий, комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также совещаниях и семинарах с руководителями указанных организаций.
10. Операция "Отопление"
Операция "Отопление" проводится в период подготовки к отопительному сезону с целью профилактики пожаров, причинами которых являются системы отопления (печи, котельные, теплогенерирующие, калориферные установки и камины, другие отопительные приборы и системы на всех видах топлива) и предусматривает реализацию следующего комплекса мероприятий:
проверку состояния и готовности систем отопления к отопительному сезону, в том числе в индивидуальных жилых домах, а так же в котельных, обслуживающих жилищный фонд и объекты социальной сферы (в соответствии с действующим законодательством);
приведение вышеуказанных систем отопления в соответствие с требованиями пожарной безопасности (в том числе: проведение очистки дымоходов и печей (отопительных приборов) от сажи; побелку дымовых труб и стен, в которых проходят дымовые каналы; выполнение необходимых противопожарных разделок (отступок) от горючих конструкций; выполнение предтопочных листов из негорючего материала; устранение прогаров и повреждений в разделках (отступках) и предтопочных листах; обеспечение целостности колосниковой решетки, дверок зольника и топливника, герметичности лючков на дымовых каналах, наличие тяги в дымовом канале, целостности кирпичной кладки и мест соединения патрубков с дымовыми каналами, исправности оголовка; устранение подтеканий жидкого топлива (утечек газа) из систем топливоподачи, а также вентилей у топки и у емкостей с топливом; обеспечение исправности запорно-регулирующей арматуры, работоспособности систем автоматического контроля подачи топлива; оборудование искрогасителями дымовых труб котельных установок, работающих на твердом топливе), а также поддержание их в исправном состоянии на протяжении всего отопительного периода;
проверка в установленном действующим законодательством порядке знаний работников, занятых на работах, связанных с обслуживанием и эксплуатацией энергоустановок, выдача соответствующих удостоверений;
информирование населения о порядке использования печей, электробытовых и газовых нагревательных приборов, мерах пожарной безопасности при аварийных отключениях систем отопления жилья в холодное время года, осуществление противопожарной пропаганды, направленной на профилактику пожаров, характерных для холодного времени года, в формах, установленных в разделе 3 Положения о профилактике пожаров в Нижегородской области;
реализацию мер по профилактике пожаров в бесхозяйных строениях и других местах возможного проживания лиц без определенного места жительства;
рассмотрение вопросов готовности объектов и населенных пунктов к началу отопительного сезона на заседаниях соответствующих комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, пожарно-технических комиссий.
11. Операция "Урожай"
Операция "Урожай" проводится перед наступлением и в период уборки сельскохозяйственных культур в целях повышение уровня противопожарной защиты и недопущения пожаров в местах проведения уборочных работ, на объектах хранения и переработки нового урожая, и включает в себя следующий комплекс мероприятий:
подготовку объектов хранения, приведение их в соответствие с требованиями пожарной безопасности (в пределах компетенции);
подготовку уборочных агрегатов и автомобилей к проведению уборочных работ (в том числе оснащение первичными средствами пожаротушения, оборудование техники исправными искрогасителями, укомплектование ящиками с песком, кошмой, флягой с водой) (в пределах компетенции);
проведение противопожарного инструктажа с лицами, непосредственно задействованными в уборке урожая, а также проведение мероприятий по пропаганде противопожарных знаний в трудовых коллективах на объектах сельскохозяйственного производства, обучение работников действиям в случае возникновения пожара;
противопожарное обустройство полей с сельскохозяйственными культурами перед уборочной кампанией (в соответствии с действующим законодательством).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 2 сентября 2016 г. N 599 "Об утверждении Положения о профилактике пожаров в Нижегородской области"
Настоящее постановление вступает в силу с 22 сентября 2016 г.
Текст постановления опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 8 сентября 2016 г., в газете "Нижегородские новости" от 30 сентября 2016 г. N 102
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 16 июня 2022 г. N 454
Изменения вступают в силу с 16 июня 2022 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 30 сентября 2020 г. N 809
Изменения вступают в силу с 30 сентября 2020 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 16 апреля 2020 г. N 311
Изменения вступают в силу с 16 апреля 2020 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 1 марта 2019 г. N 113