Постановление Правительства Нижегородской области от 9 ноября 2016 г. N 759
"О единых дежурно-диспетчерских службах муниципальных образований Нижегородской области"
1 декабря 2017 г.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования Нижегородской области.
Пункт 2 изменен. - Постановление Правительства Нижегородской области от 1 декабря 2017 г. N 861
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области:
руководствоваться Типовым положением, утвержденным настоящим постановлением, при разработке и утверждении соответствующего положения муниципальным правовым актом;
- обеспечить функционирование единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования в соответствии с положением о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования. Определить наиболее приоритетное место размещения единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования в соответствии "ГОСТ Р 22.7.01-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения".
3. Предложить Главному управлению МЧС России по Нижегородской области осуществлять координацию работы муниципальных образований Нижегородской области по функционированию единых дежурно-диспетчерских служб.
4. Министерству финансов Нижегородской области предусмотреть в законе об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, начиная с 1 июля 2017 года, средства на содержание вновь вводимой численности сотрудников единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Нижегородской области при формировании соответствующих межбюджетных отношений.
Пункт 5 изменен. - Постановление Правительства Нижегородской области от 1 декабря 2017 г. N 861
5. Государственной бюджетной образовательной организации дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области имени Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова" осуществлять работу по подготовке и повышению квалификации руководящего состава и персонала ЕДДС, диспетчеров системы - 112 согласно разработанным и утвержденным программам повышения квалификации, ежегодно представляемым заявкам на подготовку и повышение квалификации в соответствии с государственным заданием и планом комплектования слушателей. Сроки, порядок, Программы и выписки из плана комплектования ежегодно доводить до органов местного самоуправления муниципальных образований, органов управления и организаций Нижегородской области.
Постановление дополнено пунктом 5.1. - Постановление Правительства Нижегородской области от 1 декабря 2017 г. N 861
5.1. Департаменту региональной безопасности Нижегородской области организовать и контролировать в дальнейшем подготовку и повышение квалификации руководящего состава и персонала ЕДДС, диспетчеров системы - 112 с использованием учебно-материальной базы государственной бюджетной образовательной организации дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области имени Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова".
6. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Нижегородской области от 20 марта 2012 года N 151 года "О создании единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Нижегородской области";
пункт 15 постановления Правительства Нижегородской области от 30 ноября 2012 года N 869 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области";
постановление Правительства Нижегородской области от 7 августа 2013 года N 527 года "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 20 марта 2012 года N 151";
пункт 18 постановления Правительства Нижегородской области от 23 декабря 2014 года N 925 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области";
пункт 12 постановления Правительства Нижегородской области от 26 августа 2015 года N 535 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области";
пункт 11 постановления Правительства Нижегородской области от 25 апреля 2016 года N 237 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области".
Пункт 7 изменен. - Постановление Правительства Нижегородской области от 1 декабря 2017 г. N 861
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на и.о. заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Р.В. Антонова.
8. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Типовое положение
о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования Нижегородской области
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 9 ноября 2016 г. N 759)
(далее - Положение)
1 декабря 2017 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и полномочия единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования Нижегородской области.
1.2. Правовой основой создания и деятельности единой дежурно-диспетчерской службы на территории муниципальных образований Нижегородской области являются Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 2446-р, распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 1240-р, постановление Правительства Нижегородской области от 14 сентября 2012 года N 635 "О создании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру " 112" на территории Нижегородской области", постановление Правительства Нижегородской области от 7 августа 2013 года N 525 "О создании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Нижегородской области", распоряжение Правительства Нижегородской области от 14 июля 2015 года N 1293-р "Об организации и выполнении мероприятий по построению, внедрению и развитию на территории Нижегородской области аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Нижегородской области, протокол заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28 августа 2015 года N 7, соответствующие муниципальные правовые акты.
Раздел 2 изменен. - Постановление Правительства Нижегородской области от 1 декабря 2017 г. N 861
2. Определения и сокращения
В настоящем Положении используются следующие термины и определения:
аварийная ситуация (АС) - опасное событие (техногенного, природного, биолого-социального характера), приводящее к неожиданному нарушению работы или выходу из строя машин, агрегатов, коммуникаций, сооружений или их систем (в том числе: инциденты, сбои, аварии, технологические нарушения и другие события, вызывающие временное нарушение нормальных условий жизнедеятельности населения);
аналитический центр кризисных ситуаций (оперативно-распорядительный отдел департамента региональной безопасности Нижегородской области) (далее - АЦКС) - орган управления, который осуществляет прием и анализ информации при угрозе или возникновении крупных АС и ЧС от органов управления и ДДС, входящих в ЕСОДУ, и координирует их действия;
ГКУ НО "Служба 112" - государственное казенное учреждение Нижегородской области "Служба 112", обеспечивает функционирование и развитие системы-112 Нижегородской области;
дежурно-диспетчерская служба (ДДС) - дежурный или диспетчерский орган, обеспечивающий оперативное управление городской (районной) службой, дежурный диспетчерский орган объекта (организации), входящие в РСЧС и имеющие силы и средства постоянной готовности к действиям в ЧС;
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (далее - единая система) - объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС);
единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) муниципального образования Нижегородской области (ЕДДС муниципального образования) - орган повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб, действующих на территории муниципального образования, и создаваемый при органах управления муниципального образования, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
единая система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях Нижегородской области (ЕСОДУ) - является подсистемой территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС (ТП РСЧС) Нижегородской области и предназначена для организационно-технического объединения дежурных и диспетчерских органов управления служб, имеющих силы и средства постоянной готовности к экстренным действиям при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций;
объединенная система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ) - организационно-техническое объединение органов управления, ЕДДС, ДДС, ДС, независимо от организационно-правовых и иных форм собственности, расположенных на территории городского округа, муниципального района Нижегородской области, и предназначенная для организации взаимодействия, координации и реализации управленческих решений по оперативному реагированию на ЧС, АС, происшествия и иные нарушения нормальных условий жизнедеятельности населения;
пункт управления ЕДДС (ПУ ЕДДС) - здание (сооружение, помещение), предназначенное для работы дежурно-диспетчерского персонала и оснащенное необходимыми техническими средствами управления, связи и оповещения;
система-112 - система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", предназначенная для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, и обеспечивающая информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб;
узел связи ЕДДС (УС ЕДДС) - организационно-техническое объединение сил и средств связи, развернутых на пункте управления ЕДДС и обеспечивающих обмен информацией в интересах ЕДДС и органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органе местного самоуправления;
комплекс средств автоматизации ЕДДС (КСА ЕДДС) - организационно-техническое объединение программно-технических средств автоматизации управления, включающих в себя средства передачи, ввода, хранения, обработки и выдачи необходимых данных;
автоматизированное рабочее место (АРМ) - программно-технический комплекс, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида. АРМ объединяет программно-аппаратные средства, обеспечивающие взаимодействие человека с компьютером, предоставляет возможность ввода информации (через клавиатуру, компьютерную мышь, сканер и пр.) и ее вывод на экран монитора, принтер, звуковую карту, динамики или иные устройства вывода. Как правило, АРМ является частью АСУ;
автоматизированная система управления (АСУ) - комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. АСУ применяется в различных отраслях промышленности, энергетики, транспорта и т.п.;
ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Нижегородской области" (ЦУКС ГУ МЧС) - орган повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне;
центральная дежурно-диспетчерская служба государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области" (ЦДДС Нижегородской области) - оперативный орган управления, сбора, обобщения и анализа информации о чрезвычайных и аварийных ситуациях на территории Нижегородской
области, координирует действия сил и средств ТП РСЧС Нижегородской области (независимо от организационно-правовых и форм собственности), обладает полномочиями управления ими, при ЧС переходит в оперативное подчинение ЦУКС ГУ МЧС;
ЦОВ системы-112 - центр обработки вызовов системы-112 Нижегородской области, предназначен для приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях) от населения Нижегородской области на номер "112", направления информации о происшествиях, в том числе вызовов в дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования. Информация о происшествиях оформляется оператором ЦОВ системы-112 в электронном виде в форме карточки информационного обмена. ЦОВ системы-112 является структурным подразделением ГКУ НО "Служба 112";
чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
3. Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования Нижегородской области
3.1. ЕДДС муниципального образования является органом повседневного управления муниципального (городского) звена территориальной подсистемы РСЧС. На базе ЕДДС муниципального образования развертывается система-112.
3.2. ЕДДС муниципального образования в пределах своих полномочий взаимодействует со всеми ДДС, ДС, входящими в ОСОДУ городского округа или муниципального района по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных (аварийных) ситуациях, происшествиях и совместных действий при угрозе или возникновении ЧС, АС, происшествий, а также с ЦОВ системы-112 в рамках утвержденных регламентов информационного обмена.
3.3. Целью создания ЕДДС является повышение готовности органов управления органов местного самоуправления и служб муниципальных образований, ДДС и ДС, входящих в ОСОДУ муниципального образования, к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС, АС, происшествий и иных нарушений нормальных условий жизнедеятельности населения, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе ДДС и ДС, входящих в ОСОДУ муниципального образования, при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС, АС, происшествий, а также обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований по организации и осуществлению мероприятий по ГО, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований, защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
3.4. ЕДДС предназначена для приема и передачи сигналов оповещения ГО от вышестоящих органов управления, сигналов на изменение режимов функционирования муниципальных звеньев ТП РСЧС, приема сообщений о ЧС, АС, происшествиях и иных обращений от населения и организаций, оперативного доведения данной информации до соответствующих ДДС, ДС независимо от организационно-правовых и иных форм собственности, входящих в ОСОДУ городского округа или муниципального района Нижегородской области, координации их совместных действий, оперативного управления силами и средствами соответствующего звена ТП РСЧС, оповещения руководящего состава муниципального звена и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, АС, происшествий.
3.5. Общее руководство ЕДДС муниципального образования осуществляет глава администрации муниципального образования, координацию деятельности - сотрудник, уполномоченный решать задачи в области ГО и ЧС администрации муниципального образования, непосредственное руководство - начальник ЕДДС муниципального образования.
3.6. ЕДДС муниципального образования в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законодательством Нижегородской области, настоящим Положением, а также соответствующими муниципальными правовыми актами.
3.7. ЕДДС муниципального образования осуществляет свою деятельность во взаимодействии с ЦУКС ГУ МЧС, ЦДДС Нижегородской области, АЦКС Нижегородской области, органами исполнительной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области, ГКУ НО "Служба 112" в части эксплуатации и развития системы-112.
4. Основные задачи ЕДДС
4.1. ЕДДС муниципального образования выполняет следующие основные задачи:
прием вызовов (сообщений) о ЧС, АС, происшествиях и иной информации по обращениям населения, в том числе по единому номеру вызова экстренных оперативных служб "112", а при введении в эксплуатацию системы-112 - получение из ЦОВ системы-112 карточек информационного обмена с информацией о происшествиях для организации координации и контроля реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие на номер "112", а также формирование карточек информационного обмена на сообщения о происшествиях, принятые персоналом ЕДДС;
прием сигналов на изменение режимов функционирования муниципальных звеньев ТП РСЧС;
оповещение и информирование руководства ГО, муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, органов управления, сил и средств на территории муниципального образования, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, АС, происшествий, сил и средств ГО на территории муниципального образования, населения и ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ муниципального образования, о ЧС, АС, происшествиях, предпринятых мерах и мероприятиях, проводимых в районе ЧС, АС, происшествия через местную (действующую на территории муниципального образования) систему оповещения, оповещение населения по сигналам ГО;
организация взаимодействия в установленном порядке в целях оперативного реагирования на ЧС, АС, происшествия с органами управления РСЧС, администрацией муниципального образования, органами местного самоуправления и ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ муниципального образования;
информирование ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ муниципального образования, сил РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС, АС, происшествий, об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений, вызовов от населения, обобщение информации о произошедших ЧС, АС, происшествиях (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих донесений (докладов) по подчиненности, формирование статистических отчетов по поступившим вызовам;
оповещение и информирование ЕДДС соседних муниципальных образований в соответствии с ситуацией по планам взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;
организация реагирования на сообщения о происшествиях, поступающие через единый номер "112", контроль за реагированием на данные происшествия, анализ и ввод в базу данных системы-112 информации, полученной по результатам реагирования, уточнение и корректировка действий привлеченных ДДС, информирование взаимодействующих ДДС об оперативной обстановке, о принятых и реализуемых мерах;
оперативное управление силами и средствами РСЧС, расположенными на территории муниципального образования, постановка и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других ЧС, АС, происшествий, принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий).
5. Основные функции ЕДДС
5.1. На ЕДДС муниципального образования возлагаются следующие основные функции:
осуществление сбора и обработки информации в области защиты населения и территорий от ЧС, АС, происшествий (в том числе на основе данных аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город");
анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, ДС (в том числе с использованием АПК "Безопасный город"), входящих в ОСОДУ муниципального образования, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
обработка и анализ данных о ЧС, АС, происшествии, определение их масштаба и уточнение сил и средств, состава ДДС, ДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, АС, происшествие, их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования (в том числе с использованием АПК "Безопасный город");
сбор, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС, АС, происшествия (в том числе с использованием АПК "Безопасный город"), подготовка и корректировка заранее разработанных и согласованных со службами жизнеобеспечения муниципального образования вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС, АС, происшествий, принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);
информационное обеспечение координационных органов городского (районного) звена ТП РСЧС Нижегородской области;
обеспечение надежного, устойчивого, непрерывного и круглосуточного функционирования системы управления, комплекса средств автоматизации, местной системы оповещения муниципального образования;
доведение информации о ЧС, АС, происшествии (в пределах своей компетенции) до органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, созданных при органах местного самоуправления и в организациях (на объектах);
доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления РСЧС, до соответствующих ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ муниципального образования, контроль их выполнения и организация взаимодействия;
контроль реагирования на факты ЧС, АС, происшествия, анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования, уточнение и координация действий привлеченных ДДС, ДС, информирование взаимодействующих ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ
муниципального образования, об оперативной обстановке, о принятых и реализуемых мерах по ликвидации нештатных ситуаций;
сбор от ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ, служб мониторинга, наблюдения и контроля муниципального образования информации об угрозе или факте возникновения ЧС, АС, происшествия, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС, АС, происшествия;
представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, АС, происшествия, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС, АС, происшествия на основе ранее подготовленных и согласованных планов в вышестоящий орган управления по подчиненности;
мониторинг состояния комплексной безопасности объектов
социального назначения, здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей, объектов образования и объектов с массовым пребыванием людей;
участие в организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов ЕДДС.
6. Права ЕДДС муниципального образования
6.1. Для обеспечения выполнения поставленных задач и
возложенных функций ЕДДС муниципального образования Нижегородской области имеет право:
- по поручению главы администрации муниципального образования Нижегородской области в пределах установленных полномочий
передавать оперативные поручения и решения оперативных штабов, решения КЧС по вопросам, требующим немедленного решения в
интересах защиты населения и территории от ЧС, АС и иных нарушений нормальных условий жизнеобеспечения, и осуществлять в установленном порядке контроль за их исполнением;
контролировать план-график проведения аварийно-восстановительных и спасательных работ в интересах пострадавшего населения и предотвращения негативного воздействия последствий данного события на окружающую природную и социальную среду;
- запрашивать и получать в установленном порядке от структурных
подразделений ОСОДУ муниципального образования, органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов)
Нижегородской области и организаций, независимо от организационно-правовых форм, необходимую информацию по вопросам сферы
деятельности ЕДДС;
- использовать областные системы связи и коммуникации,
пользоваться банком данных электронной информации органов
исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов)
Нижегородской области;
- использовать информационные базы (в том числе АПК "Безопасный город"), программы по расчету рисков и системы мониторинга;
- ЕДДС обладает иными правами, необходимыми для осуществления возложенных функций и задач.
7. Состав и структура ЕДДС Муниципального образования
7.1. ЕДДС муниципального образования включает в себя:
- начальника ЕДДС муниципального образования (далее - начальник ЕДДС) - 1 единица;
- дежурно-диспетчерский персонал в соответствии с типовым штатным расписанием ЕДДС муниципального образования согласно приложению к настоящему Положению;
- пункт управления, средства связи, оповещения и автоматизации управления.
7.2. В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС должны быть предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета круглосуточного дежурства (24 часа, в четыре смены), с количеством не менее 3-х специалистов в смену.
7.3. Пункт управления ЕДДС (ПУ ЕДДС) представляет собой рабочие помещения для постоянного и дежурно-диспетчерского персонала, диспетчеров системы-112 ЕДДС, оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией. ПУ ЕДДС размещается в помещениях, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области.
7.4. Электроснабжение должно обеспечивать высококачественное бесперебойное электропитание всего комплекса технических средств ЕДДС как в нормальных условиях, так и в случаях нарушения штатного энергоснабжения (независимо от времени отключения промышленной сети) вследствие аварий или ухудшения его качества в условиях промышленных или иных помех. Категория электроснабжения должна быть не ниже первой, а для населенных пунктов с населением свыше 500 тыс. человек - первой категории особой группы.
В ЕДДС должно быть обеспечено заземление комплекса инженерных систем телекоммуникационного оборудования и программно-технических средств сопротивлением не более 4 Ом в любой точке подключения оборудования. Факт измерения величины сопротивления должен быть подтвержден наличием заключения специализированной организации в установленном порядке.
7.5. Комплекс технических средств управления ЕДДС включает в себя следующие системы:
- систему оповещения руководящего состава и населения;
- систему регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, в том числе определения номера звонящего абонента;
- АРМы системы-112;
- прямые каналы связи с ЦУКС ГУ МЧС России по Нижегородской области, ДДС потенциально-опасных объектов, объектами с массовым
пребыванием людей;
- систему видеоконференцсвязи;
- систему радиосвязи;
- систему мониторинга инженерных систем;
- систему фото-видеонаблюдения;
- КСА ЕДДС;
- систему мониторинга окружающей среды;
- навигационную информационную систему.
7.6. Средства связи ЕДДС муниципального образования должны обеспечивать обмен всеми видами информации (телефон, факс и другие) по организованным каналам связи:
телефонная связь;
передача данных;
прием и передача команд, сигналов оповещения и данных; прием вызовов (сообщений) через единый номер "112";
коммутация передаваемого сообщения до соответствующих ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ муниципального района (городского округа);
обмен речевыми сообщениями, документальной и видео информацией, а также данными с вышестоящими и взаимодействующими службами.
ЕДДС муниципального образования Нижегородской области должна иметь резервные каналы связи. Средства связи должны обеспечивать сопряжение с сетью связи общего пользования и вышестоящими органами управления.
7.7. Автоматизированная информационная система ЕДДС (далее - АИС ЕДДС) обеспечивает автоматизацию выполнения задач и функций ЕДДС. АИС ЕДДС сопрягается с региональной автоматизированной информационно-управляющей системой РСЧС и с имеющимися автоматизированными системами взаимодействующих ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ муниципального образования, а также телекоммуникационной подсистемой системы-112.
7.8. КС А ЕДДС предназначен для автоматизации информационно-управленческой деятельности должностных лиц ЕДДС при осуществлении ими функций координации совместных действий ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ муниципального образования, оперативного информирования КЧС и ОПБ. Он включает в себя автоматизированные рабочие места специалистов оперативной дежурной смены, административного и обслуживающего персонала, серверное ядро, программно-технические средства, объединенные в локальную вычислительную сеть. КСА ЕДДС является основой создания и реализации концепции построения и развития АПК "Безопасный город".
7.9. Местная система оповещения муниципального образования Нижегородской области (далее - местная система оповещения) представляет собой организационно-техническое объединение специальных технических средств оповещения сетей вещания и каналов связи.
7.10. Система оповещения должна обеспечивать доведение информации до населения, КЧС и ОПБ муниципального образования, служб РСЧС:
сигналов оповещения;
речевых (текстовых) сообщений;
условных сигналов.
Задействование местной системы оповещения должно осуществляться дежурно-диспетчерским персоналом с автоматизированных рабочих мест ЕДДС муниципального образования.
7.11. Минимальный состав документации на ПУ ЕДДС: нормативные правовые акты по вопросам ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности, а также по вопросам сбора и обмена информацией о ЧС, происшествиях;
соглашения об информационном взаимодействии ЕДДС с ДДС, ДС, службами жизнеобеспечения, входящими в ОСОДУ муниципального образования;
журнал учета полученной и переданной информации, полученных и переданных распоряжений и сигналов; журнал оперативного дежурства;
инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС, АС, происшествия;
инструкция диспетчерскому персоналу по работе в системе-112; инструкции о несении дежурства в повседневной деятельности, в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации;
планы взаимодействия ЕДДС муниципального образования с ДДС, ДС, входящими в ОСОДУ муниципального образования, при ликвидации ЧС, АС, происшествий различного характера на территории муниципального образования;
инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации по линии взаимодействующих ДДС, ДС, входящими в ОСОДУ муниципального образования;
алгоритмы действий дежурной смены муниципального образования при возникновении различных аварийных и чрезвычайных ситуаций;
аварийные и аварийные медицинские карточки на все химически опасные вещества и радиационные грузы, перечни радиационно, химически, биологически опасных объектов с прогнозируемыми последствиями ЧС, АС, происшествия;
инструкции по мерам пожарной безопасности и охране труда; схемы и списки оповещения руководства ГО муниципального образования, муниципального звена ТП РСЧС Нижегородской области, органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, АС, происшествий на территории муниципального образования, сил и средств ГО на территории муниципального образования, ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ муниципального образования;
паспорта безопасности муниципального образования, сельских населенных пунктов и потенциально опасных объектов (далее - ПОО), паспорта пожарной безопасности, паспорта территорий всех видов, паспорта состояния комплексной безопасности объектов социальной защиты населения, здравоохранения и образования, паспорта ЕДДС, рабочие карты муниципального образования и Нижегородской области (в том числе и в электронном виде);
план проведения инструктажа перед заступлением на дежурство очередных оперативных дежурных смен;
графики несения дежурства оперативными дежурными сменами;
схемы управления и вызова;
схема местной системы оповещения;
телефонные справочники (администрации муниципального образования, экстренных оперативных служб района, объектов жизнеобеспечения населения);
документация по организации профессиональной подготовки дежурно-диспетчерского персонала;
формализованные бланки отрабатываемых документов с заранее заготовленной постоянной частью текста;
суточный расчет сил и средств муниципального (городского) звена ТП РСЧС Нижегородской области;
расчет сил и средств муниципального образования, привлекаемых к ликвидации ЧС, АС, происшествий;
инструкция по обмену информацией с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при угрозе возникновения и возникновении ЧС, АС, происшествий;
ежедневный план работы дежурно-диспетчерского состава ЕДДС.
Состав оперативной документации может дополняться в зависимости от условий функционирования ЕДДС.
8. Организация работы ЕДДС муниципального образования
8.1. Режимы функционирования ЕДДС Муниципального образования
8.1.1. ЕДДС муниципального образования Нижегородской области функционирует в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации для мирного времени. При приведении в готовность ГО и в военное время в соответствующих степенях готовности.
8.1.2. Режимы функционирования для ЕДДС устанавливает глава администрации муниципального образования Нижегородской области.
8.1.3. В режиме повседневной деятельности ЕДДС муниципального образования осуществляет круглосуточное дежурство в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС, АС, происшествий. В этом режиме ЕДДС муниципального образования обеспечивает:
прием от населения и ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ муниципального образования, сообщений о любых ЧС, АС, происшествиях, их регистрацию по принадлежности ДДС и уровням ответственности, а при введении в эксплуатацию системы-112 - получение из ЦОВ системы-112 карточек информационное обмена с информацией о происшествиях для организации координации и контроля реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие на номер "112", а также формирование карточек информационного обмена на сообщения о происшествиях, принятые персоналом ЕДДС;
передачу информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС, АС, происшествия по подчиненности и подведомственности, в первоочередном порядке в ЦУКС ГУ МЧС, ЦДДС Нижегородской области и АЦКС Нижегородской области;
обобщение и анализ информации о ЧС, АС, происшествиях за текущие сутки и представление соответствующих докладов по подчиненности;
поддержание КСА в постоянной оперативной готовности; контроль готовности ДДС, ДС входящих в ОСОДУ муниципального образования, оперативное их информирование об обстановке и ее изменениях;
своевременное внесение необходимых изменений и дополнений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию на ЧС, АС, происшествия;
своевременное внесение необходимых изменений и дополнений в паспорта территорий всех видов в соответствии с методическими рекомендациями, разрабатываемыми МЧС России;
проведение тренировок со службами муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области, отработка документов при проведении тренировок вышестоящими органами управления, Правительством Нижегородской области.
8.1.4. ДДС, ДС, ходящие в ОСОДУ муниципального образования, в режиме повседневной деятельности функционируют в соответствии со своими инструкциями и представляют в ЕДДС муниципального образования обобщенную статистическую информацию о ЧС, АС, происшествиях и угрозах их возникновения за прошедшие сутки.
8.1.5. Сообщения о ЧС, АС, происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности принявшей их ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ муниципального образования, незамедлительно передаются соответствующей ДДС, ДС по предназначению; сообщения, которые ДДС, ДС, входящие ОСОДУ муниципального образования, идентифицируют как сообщения об угрозе или возникновении ЧС, АС и происшествия, в первоочередном порядке передаются в ЕДДС муниципального образования, а ЕДДС муниципального образования незамедлительно передает информацию в ЦУКС ГУ МЧС.
8.1.6. В режим повышенной готовности ЕДДС муниципального образования и привлекаемые ДДС и ДС, входящие в ОСОДУ муниципального образования, переводятся соответствующим решением главы администрации муниципального образования в тех случаях, когда для ликвидации угрозы требуются совместные действия сил и средств муниципального (городского) звена ТП РСЧС; в режиме повышенной готовности ЕДДС муниципального образования обеспечивает:
заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения соответствующей ЧС, АС, происшествия;
оповещение должностных лиц КЧС и ОПБ, администрации муниципального образования, ЕДДС, взаимодействующих ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ муниципального образования, населения;
получение и обобщение данных служб мониторинга, наблюдения и контроля за обстановкой на территории муниципального образования и Нижегородской области в целом, на ПОО, а также за состоянием окружающей среды;
прогнозирование развития обстановки и подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и их доклад по подчиненности;
координацию действий ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ муниципального образования, сил РСЧС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС, АС, происшествия или смягчению ее последствий;
своевременное внесение необходимых дополнений и изменений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию на ЧС, АС, происшествия;
своевременное внесение необходимых дополнений и изменений в паспорта территорий муниципальных образований, сельских населенных пунктов и объектов, на которых создается угроза возникновения ЧС (АС, происшествия) в соответствии с методическими рекомендациями, разрабатываемыми МЧС России".
8.1.7. В случае, если для организации предотвращения ЧС, АС, происшествия организована работа КЧС и ОПБ или оперативного штаба, ЕДДС муниципального образования обеспечивает доведение их указаний и организует информационное обеспечение управленческой деятельности. Управление по предотвращению ЧС, АС, происшествия может передаваться соответствующим подразделения МЧС России, ЕДДС муниципального образования в части действий по указанной ЧС (АС, происшествию) выполняет их указания.
8.1.8. В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС муниципального образования, привлекаемые ДДС, ДС, входящие в ОСОДУ муниципального образования, переводятся решением главы администрации муниципального образования при возникновении ЧС; при этом ЕДДС муниципального образования выполняет следующие задачи:
координация действий ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ муниципального образования, и привлекаемых сил и средств РСЧС при
проведении работ по защите населения и территории от ЧС, АС, происшествий;
контроль за выдвижением и отслеживание передвижения оперативных групп по территории муниципального образования;
оповещение и передача оперативной информации между органами управления при организации ликвидации соответствующей ЧС и в ходе аварийно-спасательных работ, мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
контроль за установлением и перемещением границ зоны соответствующей ЧС, своевременное оповещение и информирование населения о складывающейся обстановке и опасностях в зоне ЧС;
осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в зоне ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории;
осуществление (организация) информирования населения о ходе развития, ликвидации ЧС;
привлечение дублирующей оперативно-дежурной смены для функционирования ЕДДС в режиме чрезвычайной ситуации;
своевременное внесение необходимых дополнений и изменений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию на ЧС, АС, происшествия;
своевременное внесение необходимых дополнений и изменений в паспорта территорий муниципальных образований, сельских населенных пунктов и объектов, на которых возникла ЧС (АС, происшествие) в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми МЧС России".
8.1.9. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС, ДС, входящими в ОСОДУ муниципального образования, силами и средствами городского (районного) звена ТП РСЧС Нижегородской области осуществляется непосредственно через ЕДДС муниципального образования. Поступающая информация о сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах и средствах доводится ЕДДС муниципального образования всем взаимодействующим ДДС, ДС, входящим в ОСОДУ муниципального образования, органам управления городского (муниципального) звена ТП РСЧС Нижегородской области, ЦУКС ГУ МЧС.
8.1.10. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:
а) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;
б) местный уровень реагирования:
решением главы поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного поселения;
решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района;
решением главы городского округа при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории городского округа.
8.2. Порядок работы ЕДДС
8.2.1. Вызовы (сообщения) о ЧС, АС, происшествиях могут поступать в ЕДДС муниципального образования от населения по всем имеющимся видам и каналам связи, включая сообщения через единый телефонный номер "112", от сигнальных систем и систем мониторинга, от ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ муниципального образования, вышестоящих и взаимодействующих органов управления ТП РСЧС Нижегородской области по прямым каналам и линиям связи. Вызовы (сообщения) о ЧС, АС, происшествиях принимаются, регистрируются и обрабатываются дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС муниципального образования.
8.2.2. При классификации сложившейся ситуации как ЧС, АС, происшествие, ЕДДС муниципального образования поручает проведение ликвидации ЧС соответствующим ДДС, ДС, входящим в ОСОДУ муниципального образования, и силам городского (районного) звена ТП РСЧС Нижегородской области, в компетенции которых находится реагирование на случившуюся ЧС, АС, происшествие, при необходимости уточняет действия привлеченных ДДС, ДС.
8.2.3. При классификации сложившейся ситуации как ЧС выше локального уровня, оперативный дежурный ЕДДС муниципального
образования немедленно докладывает главе администрации, председателю КЧС и ОПБ муниципального образования, в ЦУКС ГУ МЧС, оценивает обстановку, уточняет состав привлекаемых сил и средств, проводит их оповещение, отдает распоряжения на необходимые действия и контролирует их выполнение. Одновременно готовятся формализованные документы о факте ЧС для последующей передачи в вышестоящие органы управления РСЧС и задействованные ДДС, ДС.
8.2.4. При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения доводится информация о способах защиты. Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ муниципального образования, сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления ТП РСЧС Нижегородской области, обеспечивается информационная поддержка деятельности администраций всех уровней и их взаимодействие со службами, привлекаемыми для ликвидации ЧС.
8.2.5. Ежесуточно в режиме видеоконференцсвязи принимает участие в подведении итогов по уточнению оперативной обстановки за текущие сутки с вышестоящими органами управления Нижегородской области в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 27 декабря 2005 года N 323 "О единой системе оперативно-диспетчерского управления при авариях и чрезвычайных ситуациях Нижегородской области".
8.2.6. Ежемесячно проводится анализ функционирования ЕДДС муниципального образования, который доводится до ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ муниципального образования, разбирается на занятиях с дежурно-диспетчерским составом ЕДДС и ежеквартально рассматривается на заседании КЧС и ОПБ соответствующего уровня.
8.3. Порядок взаимодействия ЕДДС муниципального образования с ДДС и ДС, входящими в ОСОДУ муниципального района (городского округа)
Порядок взаимодействия ЕДДС муниципального образования и ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ муниципального образования, определяется межведомственными нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Нижегородской области, устанавливающими порядок взаимодействия и обмена информацией между экстренными оперативными службами при катастрофах, стихийных бедствиях и ЧС, АС, происшествиях.
9. Требования к составу и структуре ЕДДС
9.1. Комплектование и подготовка кадров ЕДДС
9.1.1. Комплектование личным составом ЕДДС муниципального образования осуществляется начальником ЕДДС. Начальник ЕДДС назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке руководителем администрации органа местного самоуправления.
9.1.2. Личный состав ЕДДС муниципального образования обязан знать требования руководящих документов, регламентирующих его деятельность, и применять их в практической работе.
9.1.3. Основными формами обучения дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС муниципального образования являются: тренировки оперативных дежурных смен, участие в учебных мероприятиях (учениях) и занятия по профессиональной подготовке.
9.1.4. Учебные мероприятия (в том числе тренировки и заслушивания), проводимые с дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС муниципального образования, осуществляются в соответствии с планом, разработанным заблаговременно и утвержденным руководителем администрации органа местного самоуправления с учетом тренировок, проводимых ЦУКС ГУ МЧС. Тренировки оперативных дежурных смен ЕДДС с оперативной дежурной сменой ЦУКС ГУ МЧС проводятся ежедневно.
9.1.5. Профессиональная подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС муниципального образования проводится по специально разработанной МЧС России программе.
Подпункт 9.1.6 изменен. - Постановление Правительства Нижегородской области от 1 декабря 2017 г. N 861
9.1.6. Подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС муниципального образования осуществляется:
в государственной бюджетной образовательной организации дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области имени Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова", курсах ГО, учебных центрах и учебных пунктах федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, других образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии по подготовке специалистов указанного вида деятельности;
ежемесячно по 6 часов в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке по специально разработанной МЧС России тематике. Тематика определяется исходя из решаемых вопросов и характерных ЧС, АС, происшествий, а также личной подготовки специалистов;
в ходе проведения ежедневного инструктажа заступающего на оперативное дежурство дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС;
в ходе тренировок с оперативной дежурной сменой ЕДДС муниципального образования, проводимых ЦУКС ГУ МЧС (при этом каждая оперативная дежурная смена должна принять участие в заслушиваниях и тренировках не менее 2 раз в год);
в ходе проведения тренировок с оперативными дежурными сменами ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ муниципального образования, при проведении различных учений и тренировок с органами и силами РСЧС, на которые привлекаются те или иные ДДС, ДС, входящие в ОСОДУ муниципального образования.
9.1.7. В ходе подготовки дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС особое внимание обращается на организацию приема информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС, АС, происшествий, своевременном оповещении органов управления и сил РСЧС, населения, а также доведения сигналов оповещения ГО.
9.1.8. Практическая стажировка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС организуется на базе ЦУКС ГУ МЧС согласно графикам и планам стажировки, а также в других органах управления муниципального образования.
Не реже одного раза в полгода принимаются зачеты, по результатам которых принимается решение о допуске дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС к несению оперативного дежурства.
Ежемесячно анализируется состояние дел по подготовке персонала и представляется главе администрации органа местного самоуправления.
9.2. Требования к дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС
9.2.1. Руководство и дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС муниципального образования должны знать:
административно-территориальное устройство соответствующего муниципального образования и Нижегородской области в целом. Должности и фамилии руководящего состава системы безопасности муниципального образования и адреса аварийно-спасательных формирований дежурных служб, входящих в структуру указанной системы в муниципальном образовании, а также структуру системы-112;
административные границы муниципального образования, районы выезда пожарно-спасательных подразделений, наименование местностей и транспортных магистралей, имеющихся в муниципальном образовании;
организацию системы дежурно-диспетчерских служб в муниципальном образовании;
зону территориальной ответственности ЕДДС муниципального образования и зоны территориальной ответственности служб экстренного реагирования, действующих на территории муниципального образования;
дислокацию, назначение и состав сил и средств, привлекаемых для ликвидации и предупреждения ЧС, происшествий, размещение складов специальных средств спасения и пожаротушения;
ПОО, социально значимые объекты, расположенные в районах выезда муниципального образования, их адреса, полное наименование и установленный ранговый набор пожарной и аварийно-спасательной техники;
назначение и тактико-технические характеристики автоматизированной системы ЕДДС, порядок выполнения возложенных на нее задач, порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, установленного на пункте управления ЕДДС;
наименование объектов и населенных пунктов соседних муниципальных образований, куда для оказания взаимопомощи могут привлекаться местные пожарные и спасательные подразделения;
правила техники безопасности при использовании средств автоматизации;
риски возникновения ЧС, АС, происшествий, характерные для муниципального образования;
порядок информационного обмена.
9.2.2. Начальник ЕДДС должен знать федеральное законодательство, законодательство Нижегородской области, приказы вышестоящих органов и другие руководящие, нормативно-технические и методические документы, определяющие функционирование ЕДДС, системы-112.
9.2.3. Начальник ЕДДС муниципального образования должен уметь:
организовывать выполнение поставленных перед ЕДДС задач и обеспечивать контроль их выполнения;
разрабатывать нормативно-методическую базу развития и обеспечения функционирования ЕДДС, а также приказы (графики) о заступлении очередной оперативной дежурной смены на дежурство;
организовывать оперативно-техническую службу, профессиональную подготовку и обучение личного состава ЕДДС; организовывать проведение занятий, тренировок и учений; осуществлять контроль за работой по сбору, обработке и своевременному внесению необходимой информации в паспорта территорий всех видов;
разрабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию, развитию и повышению технической оснащенности ЕДДС.
9.2.4. Требования к начальнику ЕДДС: высшее образование, стаж оперативной работы не менее 3 лет на оперативных должностях в системе комплексной безопасности населения и территорий и обучение по установленной программе, допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при необходимости).
9.2.5. Заместитель начальника ЕДДС обязан:
уметь работать на технических средствах связи, управления и электронно-вычислительной техники (далее - ЭВТ), установленной в ЕДДС;
своевременно и в полном объёме проводить техническое обслуживание ЭВТ и средств связи, установленной в помещениях ЕДДС;
обучать дежурный персонал ЕДДС грамотной и безаварийной эксплуатации, закреплённой за дежурной сменой ЭВТ и средств связи;
вести учёт неисправностей оборудования и средств связи, своевременно организовывать их ремонт;
организовывать техническое оснащение ЕДДС средствами ЭВТ и связи, программными продуктами, необходимыми для функционирования ЕДДС муниципального образования;
осуществлять эксплуатацию КСА ЕДДС (в том числе на базе АПК "Безопасный город");
осуществлять своевременное обновление и корректировку паспортов ЕДДС на серверах ведомственной сети МЧС России "Интранет";
организовывать в рамках своих обязанностей межведомственное взаимодействие с подразделениями федеральных органов исполнительной власти на территории муниципального образования, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями Нижегородской области по вопросам деятельности ЕДДС;
вести служебную переписку за подписью руководства муниципального образования с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями Нижегородской области по вопросам оперативной и аналитической деятельности;
осуществлять подготовку служебных документов для руководителей муниципального образования по вопросам оперативного дежурства и информационного взаимодействия;
осуществлять подготовку проектов служебных документов (соглашений, инструкций) между органами повседневного управления РСЧС по организации информационного обмена на территории муниципального образования, а также с соседними (граничащими) ЕДДС;
осуществлять организацию и контроль работы по сбору, обработке и своевременному внесению необходимой информации в паспорта территорий всех видов;
осуществлять подготовку информационных баз данных их подготовку и наполнение оперативной и обзорной информацией, использовать на практике расчетные программы и проводить обучение дежурно-диспетчерского состава ЕДДС по применению данных программных продуктов.
9.2.6. На заместителя начальника ЕДДС распространяются требования и запреты, установленные подпунктами 9.2.7, 9.2.9, 9.2.10.
9.2.7. Оперативный дежурный ЕДДС должен знать:
Конституцию Российской Федерации;
функциональные обязанности и порядок работы оперативного дежурного и помощника оперативного дежурного ЕДДС, диспетчера системы-112;
руководящие документы, регламентирующие работу оперативного дежурного, помощника оперативного дежурного ЕДДС, диспетчера системы-112;
структуру и технологию функционирования ЕДДС; нормативные документы, регламентирующие деятельность ЕДДС; документы, определяющие деятельность оперативного дежурного ЕДДС по сигналам оповещения, гражданской обороны и другим сигналам; правила ведения документации;
порядок составления и представления отчетности и докладов;
основы трудового законодательства;
правила по охране труда и пожарной безопасности.
9.2.8. Оперативный дежурный ЕДДС должен уметь:
проводить анализ и оценку достоверности поступающей информации;
обеспечивать оперативное взаимодействие, координацию, руководство и управление силами и средствами ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ муниципального образования;
координировать деятельность дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб при реагировании на вызовы;
организовывать взаимодействие с вышестоящими и взаимодействующими органами управления РСЧС (в том числе с управляющими центрами ЕСОДУ Нижегородской области) в целях оперативного реагирования на ЧС, АС, происшествия, с администрацией муниципального образования и органами местного самоуправления;
эффективно работать с коммуникационным оборудованием, основными офисными приложениями для операционной системы Microsoft Windows (Word, Excel, PowerPoint) или эквивалент;
осуществлять эксплуатацию КСА ЕДДС (в том числе на базе АПК "Безопасный город");
использовать гарнитуру при приеме информации; четко говорить по радио и телефону одновременно с работой за компьютером;
применять коммуникативные навыки; быстро принимать решения;
эффективно использовать информационные ресурсы системы-112 для обеспечения выполнения задач, поставленных перед ЕДДС;
повышать уровень теоретической и практической подготовки; сохранять конфиденциальную информацию, полученную в процессе выполнения своих обязанностей.
9.2.9. Оперативному дежурному ЕДДС запрещено: вести телефонные переговоры, не связанные с несением оперативного дежурства;
представлять какую-либо информацию средствам массовой информации и посторонним лицам без указания руководства муниципального образования;
допускать в помещения ЕДДС посторонних лиц; отлучаться с места несения оперативного дежурства без разрешения начальника ЕДДС;
выполнение обязанностей, не предусмотренных должностными обязанностями и инструкциями.
9.2.10. Требования к оперативному дежурному ЕДДС:
высшее профессиональное (техническое) образование, дополнительное профессиональное образование по установленной программе, стаж работы по направлению деятельности не менее 3 лет;
знание нормативных документов, определяющих функционирование ЕДДС муниципального образования;
навыки работы на компьютере на уровне уверенного пользователя (знание Microsoft Windows (Word, Excel, PowerPoint) или эквивалент, умение пользоваться электронной почтой, Интернет);
умение пользоваться информационной справочной системой.
9.2.11. Помощник оперативного дежурного ЕДДС должен знать: Конституцию Российской Федерации;
функциональные обязанности и порядок работы оперативного дежурного и помощника оперативного дежурного ЕДДС;
руководящие документы, регламентирующие работу помощника оперативного дежурного ЕДДС;
структуру и технологию функционирования ЕДДС; нормативные документы, регламентирующие деятельность ЕДДС; документы, определяющие деятельность помощника оперативного дежурного ЕДДС по сигналам оповещения; правила ведения документации; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.
9.2.12. Помощник оперативного дежурного ЕДДС должен уметь: проводить анализ и оценку достоверности поступающей
информации;
обеспечивать оперативное взаимодействие, координацию, руководство и управление силами и средствами ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ муниципального образования;
координировать деятельность дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб при реагировании на вызовы;
организовывать взаимодействие с органами управления РСЧС в целях оперативного реагирования на ЧС, АС, происшествия, с администрацией муниципального образования и органами местного самоуправления;
эффективно работать с коммуникационным оборудованием, основными офисными приложениями для операционной системы Microsoft Windows (Word, Excel, PowerPoint) или эквивалент;
осуществлять эксплуатацию КСА ЕДДС (в том числе на базе АПК "Безопасный город");
использовать гарнитуру при приеме информации; четко говорить по радио и телефону одновременно с работой за компьютером;
применять коммуникативные навыки; быстро принимать решения;
эффективно использовать информационные ресурсы для обеспечения выполнения задач, поставленных перед ЕДДС;
повышать уровень теоретической и практической подготовки; сохранять конфиденциальную информацию, полученную в процессе выполнения своих обязанностей.
9.2.13. Помощнику оперативного дежурного ЕДДС запрещено: вести телефонные переговоры, не связанные с несением оперативного дежурства;
представлять какую-либо информацию средствам массовой информации и посторонним лицам без указания руководства муниципального образования;
допускать в помещения ЕДДС посторонних лиц; отлучаться с места несения оперативного дежурства без разрешения начальника ЕДДС или оперативного дежурного ЕДДС;
выполнять обязанности, не предусмотренные должностными инструкциями.
9.2.14. Требования к помощнику оперативного дежурного ЕДДС: среднее профессиональное (техническое) образование, стаж работы
по направлению деятельности не менее 1 года;
знание нормативных документов, определяющих функционирование ЕД ДС муниципального образования;
навыки работы на компьютере на уровне уверенного пользователя (знание Microsoft Windows (Word, Excel, PowerPoint) или эквивалент, умение пользоваться электронной почтой, Интернет);
умение пользоваться информационной справочной системой.
9.2.15. Требования к диспетчеру системы-112 ЕДДС:
среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы;
специальная подготовка по установленной программе по
направлению деятельности;
знание нормативных документов, определяющих функционирование ЕДДС, системы-112;
навыки работы на компьютере на уровне уверенного пользователя (знание Microsoft Windows (Word, Excel, PowerPoint) или эквивалент, умение пользоваться электронной почтой, Интернет);
умение пользоваться информационной справочной системой.
9.2.16. Диспетчер системы-112 ЕДДС должен знать:
Конституцию Российской Федерации;
нормативные правовые акты в области предупреждения и ликвидации ЧС, организации дежурно-диспетчерских служб экстренных служб, информационного обмена и межведомственного взаимодействия;
состав и структуру функциональных и территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области и муниципального образования, основные вопросы взаимодействия, сферу деятельности и ответственности, входящих в территориальную подсистему РСЧС организаций;
состав сил и средств постоянной готовности функциональных и территориальных подсистем РСЧС муниципального образования, их задачи, порядок их привлечения к ликвидации последствий ЧС (происшествий) и организации взаимодействия;
схему организации связи дежурно-диспетчерских служб функциональных и территориальных подсистем РСЧС Нижегородской области;
организацию работы и алгоритм действий дежурной смены системы 112 муниципального образования в различных режимах функционирования;
состав и функционирование комплекса средств автоматизации и специального программного обеспечения системы-112;
состав, возможности, порядок функционирования комплекса средств связи, оповещения, средств автоматизации;
зоны территориальной ответственности служб экстренного реагирования, действующих на территории муниципального образования;
паспорта территории муниципального образования, объектов экономики;
административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности муниципального образования и области, а также другую информацию о регионе;
основы трудового законодательства;
правила по охране труда и пожарной безопасности.
9.2.17. Диспетчер системы-112 ЕДДС должен уметь:
пользоваться всеми функциями телекоммуникационного оборудования на автоматизированном рабочем месте;
работать с коммуникационным оборудованием, общесистемным и специальным программным обеспечением, в том числе с текстовыми редакторами, редакторами таблиц, геоинформационными системами мониторинга транспортных средств на основе ГЛОНАСС;
обрабатывать входящую информацию в соответствии с принятыми в системе-112 стандартами, правилами и процедурами;
организовывать сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения ЧС, АС, происшествий и ходе проведения их ликвидации;
обеспечивать ведение необходимой документации системы-112; использовать психологическое сопровождение позвонившего абонента;
безошибочно набирать на клавиатуре текст со скоростью не менее 120 символов в минуту.
9.2.18. Руководство ЕДДС муниципальных образований может предъявлять к дежурно-диспетчерскому персоналу дополнительные требования.
9.3. Требования к помещениям ЕДДС
Расчет потребностей в площадях помещений ЕДДС муниципального образования производится на базе требований действующих санитарных правил и норм (СанПиН) и на основе значений количества специалистов оперативной дежурной смены, численный состав которых определяется в зависимости от местных условий, наличия потенциально опасных объектов и рисков возникновения ЧС, АС, происшествий, а также исходя из количества населения в муниципальном образовании, средней продолжительности обработки звонка и количества звонков в сутки.
9.4. Требования к оборудованию ЕДДС
9.4.1. В обязательном порядке в состав оборудования должно входить:
АРМ специалистов оперативной дежурной смены;
АРМ (КСА) системы-112;
АРМ руководства и обслуживающего персонала; активное оборудование локальной вычислительной сети; структурированная кабельная сеть; серверное оборудование;
специализированные средства хранения данных; комплект оргтехники; средства связи;
АРМ управления местной системой оповещения; средства видеоотображения коллективного пользования и системы видео-конференц-связи;
специально оборудованный металлический сейф для хранения пакетов на изменение режимов функционирования; метеостанция;
прибор радиационного контроля; источники гарантированного электропитания.
9.4.2. В состав оборудования может входить центр обработки данных в составе серверного оборудования и системы хранения данных, объединенных выделенной высокоскоростной вычислительной сетью. Выбор серверов производится на основании результатов анализа требуемой производительности оборудования для приложений или сервисов, планируемых для работы на этих серверах. Серверная платформа должна иметь подтвержденный производителем план существования и развития не менее чем на 5 лет с момента поставки, а также быть совместимой с другими элементами ЕДДС. В части решений серверного ядра оптимальным предполагается применение решений на базе отказоустойчивого серверного кластера и резервированного хранилища данных, объединенных в резервированную высокоскоростную вычислительную сеть с организацией гарантированного электропитания.
10. Финансирование ЕДДС
10.1. Финансовое обеспечение функционирования ЕДДС муниципального образования осуществляется за счет средств местного бюджета и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение
к Типовому положению
о единой дежурно-диспетчерской службе
муниципального образования
Нижегородской области
Типовое штатное расписание
единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования Нижегородской области
Категории и должности работников |
Должностной оклад (руб.) |
||
При количестве проживающего населения в муниципальном образовании (тыс. чел.) | |||
I |
II |
III |
|
до 50 |
от 50 до 100 |
свыше 100 |
|
Начальник единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования Нижегородской области |
9 122 |
10034 |
10946 |
Заместитель начальника единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования Нижегородской области |
7 739 |
8513 |
9287 |
Оперативный дежурный единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования Нижегородской области |
7 463 |
7836 |
8209 |
Помощник оперативного дежурного единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования Нижегородской области |
7200 |
||
Диспетчер системы - 112 единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования Нижегородской области |
6910 |
Система оплаты труда работников ЕДДС муниципальных образований разрабатывается органами местного самоуправления муниципальных образований области в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования является органом повседневного управления муниципального (городского) звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На базе ЕДДС муниципального образования развертывается система-112.
Целью создания ЕДДС является повышение готовности органов управления органов местного самоуправления и служб муниципальных образований к реагированию на угрозы возникновения или возникновение чрезвычайных ситуаций.
Постановление Правительства Нижегородской области от 9 ноября 2016 г. N 759 "О единых дежурно-диспетчерских службах муниципальных образований Нижегородской области"
Текст постановления опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 10 ноября 2016 г.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 мая 2023 г. N 464 настоящий документ признан утратившим силу с 30 мая 2023 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 16 июня 2022 г. N 454
Изменения вступают в силу с 16 июня 2022 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 17 января 2022 г. N 16
Изменения вступают в силу с 17 января 2022 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 24 июня 2021 г. N 539
Изменения вступают в силу с 24 июня 2021 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 16 апреля 2020 г. N 311
Изменения вступают в силу с 16 апреля 2020 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 25 июля 2019 г. N 511
Постановление Правительства Нижегородской области от 1 марта 2019 г. N 113
Постановление Правительства Нижегородской области от 9 июня 2018 г. N 424
Постановление Правительства Нижегородской области от 1 декабря 2017 г. N 861