Приказ Министерства социальной политики Нижегородской области
от 24 января 2017 г. N 42
"Об утверждении Методических рекомендаций по управлению охраной труда для органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления Нижегородской области"
В соответствии со статьей 6 Закона Нижегородской области от 3 февраля 2010 года N 9-З "Об охране труда в Нижегородской области" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по управлению охраной труда для органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления Нижегородской области.
2. Признать утратившим силу приказ министерства социальной политики Нижегородской области от 24 ноября 2011 года N 749 "Об утверждении рекомендаций по организации управления охраной труда на территории муниципального образования Нижегородской области".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра социальной политики Нижегородской области С.Н. Кошелеву.
Заместитель Губернатора, |
Д.В. Сватковский |
Утверждены
приказом министерства социальной
политики Нижегородской области
от 24 января 2017 г. N 42
Методические рекомендации
по управлению охраной труда для органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления Нижегородской области
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по управлению охраной труда для органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления Нижегородской области разработаны на основании:
- статей 210, 212 и 216 Трудового кодекса Российской Федерации;
- Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";
- приказа Минтруда России от 19 августа 2016 года N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда";
- Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 года N 73;
- Устава Нижегородской области;
- статей 6 - 8 Закона Нижегородской области от 3 февраля 2010 года N 9-З "Об охране труда в Нижегородской области";
- подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда в Нижегородской области на 2015 - 2017 годы" государственной программы "Социальная поддержка граждан Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года N 298;
- распоряжения Правительства Нижегородской области от 8 сентября 2008 года N 1540-р "О закреплении видов экономической деятельности за органами исполнительной власти Нижегородской области";
- распоряжения Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2006 года N 1354-р "О работе с органами местного самоуправления Нижегородской области";
- Примерного положения об отделе по труду районной (городской) администрации, утвержденного постановлением Администрации Нижегородской области от 10 марта 1998 года N 59;
- Межгосударственного стандарта ГОСТ ССБТ 12.0.230-2007 "Системы управления охраной труда. Общие требования ILO".
1.2. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда (управление охраной труда) в Нижегородской области обеспечивается согласованными действиями:
- территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
- Правительства Нижегородской области;
- органа исполнительной власти области, осуществляющего государственное управление охраной труда - министерства социальной политики Нижегородской области (далее - МСП НО);
- министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области, выполняющих функции организационно-методического руководства в сфере охраны труда, в пределах их полномочий (далее - ОИВ НО);
- органов местного самоуправления Нижегородской области (далее - ОМСУ);
- работодателей и объединений работодателей;
- профессиональных союзов и их объединений по вопросам охраны труда.
1.3. ОИВ НО являются субъектами отраслевого управления охраной труда по координируемым и по закрепленным в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 8 сентября 2008 года N 1540-р видам экономической деятельности (по отраслям).
1.4. Администрации городских округов, городов и муниципальных районов являются субъектами муниципального управления охраной труда на территории муниципальных образований Нижегородской области.
1.5. Объектами отраслевого и муниципального управления являются работодатели Нижегородской области (предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, расположенные на территории Нижегородской области).
1.6. Принципы участия ОИВ НО и ОМСУ в управлении охраной труда:
- приоритет жизни и здоровья работников;
- сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;
- минимизация рисков возможного материального и социально-экономического ущерба от возникновения несчастных случаев, аварий и инцидентов, профессиональных заболеваний;
- решение вопросов улучшения условий и охраны труда в рамках эффективного социального партнерства;
- контроль и мониторинг состояния условий и охраны труда;
- обеспечение перспективного целевого планирования мероприятий по охране труда и их финансирование;
- развитие информационного обеспечения и пропаганды охраны труда;
- распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
- создание и совершенствование скоординированной системы обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда;
- кадровое обеспечение органов управления охраной труда;
- использование механизмов специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, сертификации в сфере охраны труда, лицензирования, государственных и муниципальных закупок для обеспечения охраны труда и улучшения условий труда;
- стимулирование деятельности по охране труда.
1.7. Информационно-методическое обеспечение и координацию участия ОИВ НО и ОМСУ в управлении охраной труда осуществляет МСП НО в рамках государственного управления охраной труда.
2. Отраслевое управление охраной труда
2.1. В реализации государственной политики в сфере охраны труда по курируемым отраслям в соответствии со статьей 7 Закона Нижегородской области от 3 февраля 2010 года N 9-З "Об охране труда в Нижегородской области" участвуют ОИВ НО.
2.2. В рамках отраслевого управления охраной труда ОИВ НО взаимодействуют с МСП НО, Государственной инспекцией труда в Нижегородской области, другими органами надзора (контроля), ОМСУ, работодателями, а также подведомственными государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями Нижегородской области (далее - подведомственные организации).
2.3. Из числа руководителей и специалистов ОИВ НО назначается лицо (лица), ответственное за осуществление функций организационно-методического руководства в сфере охраны труда в курируемой отрасли. Должность, фамилия, инициалы, рабочий телефон и адрес электронной почты указанного лица размещаются на официальном сайте ОИВ НО, а также в разделе "Охрана труда в Нижегородской области" официального сайта Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2.4. В целях реализации государственной политики в сфере охраны труда ОИВ НО осуществляют:
- анализ текущего и прогнозирование перспективного развития отрасли;
- разработку и утверждение нормативного правового акта и (или) рекомендаций по организации управления охраной труда (Систем управления охраной труда) у работодателей отрасли;
- организацию и проведение отраслевых смотров-конкурсов (по мере необходимости), а также содействие в проведении региональных этапов всероссийских конкурсов, включающих аспекты и направления (номинации) в сфере охраны труда;
- информирование заинтересованных организаций об изменениях законодательства в сфере охраны труда;
- внесение, обоснование предложений по обеспечению условий и охраны труда работников при формировании разделов по охране труда отраслевых соглашений о взаимодействии в области социально-трудовых отношений, а также последующую реализацию соответствующих разделов;
- организацию и проведение совместно с МСП НО и иными заинтересованными органами власти и организациями отраслевых совещаний, семинаров, "круглых столов", "Дней охраны труда" по актуальным вопросам охраны труда (по мере необходимости);
- направление представителя ОИВ НО, ответственного за осуществление функций организационно-методического руководства в сфере охраны труда в отрасли, в аккредитованные образовательные организации для участия в комиссиях по проверке знаний требований охраны труда у работников отрасли (по согласованию).
2.5. ОИВ НО разрабатывают и реализуют в отношении подведомственных организаций следующие профилактические меры, направленные на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшение условий труда и санитарно-бытового обслуживания работников:
- осуществление ведомственного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в качестве элемента ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в соответствии с Законом Нижегородской области от 22 декабря 2015 года N 198-З "О порядке и условиях осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права";
- координация выполнения требований охраны труда при эксплуатации зданий и сооружений, оборудования, машин и механизмов посредством планово-предупредительных и текущих ремонтов, технического обслуживания;
- обеспечение (в том числе финансовое) внедрения современных безопасных технологий, технического перевооружения, развития и обновления основных производственных фондов;
- обеспечение учета вопросов охраны труда в договорах на проведение строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ с подрядчиками;
- информационное содействие в организации медицинских осмотров работников;
- координация проведения специальной оценки условий труда и реализации перечня мероприятий по ее итогам;
- координация обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов;
- контроль наличия соответствующей компетентности руководителей служб охраны труда и специалистов по охране труда, в том числе их профессиональной переподготовки по профессиональному стандарту "Специалист в области охраны труда", утвержденному приказом Минтруда России от 4 августа 2014 года N 524н, на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;
- проведение периодических оперативных совещаний с руководителями подведомственных организаций по вопросам охраны труда;
- направление материалов специальной оценки условий труда подведомственных организаций в случае возникновения вопросов к качеству проведения данной оценки в МСП НО для проведения государственной экспертизы условий труда.
2.6. Разработка и реализация ОИВ НО профилактических мер, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в отношении подведомственных организаций производится на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, итогов надзорно-контрольной деятельности, предложений профессиональных союзов и их объединений, поручений вышестоящих органов власти.
2.7. ОИВ НО на постоянной основе обеспечивают содействие активному участию организаций отрасли и подведомственных организаций в реализации за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 года N 580н).
2.8. Предоставление ОИВ НО необходимой информации и материалов в рамках компетенции осуществляется по оперативному запросу МСП НО.
2.9. Расследование несчастных случаев на производстве (групповых, с тяжелым и смертельным исходом) в подведомственных организациях осуществляется на основании поступивших сообщений соответствующей комиссией, в состав которой включается лицо, ответственное за осуществление функций организационно-методического руководства в сфере охраны труда в отрасли. ОИВ НО также обеспечивают контроль за соблюдением установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев в подведомственных организациях.
2.10. ОИВ НО вправе:
- направлять рекомендации по вопросам охраны труда подведомственным организациям;
- организовывать отраслевые совещания по вопросам охраны труда;
- направлять в МСП НО предложения по улучшению условий и охраны труда и государственному управлению охраной труда;
- запрашивать в установленном порядке от органов государственного надзора и контроля, ОМСУ, работодателей отрасли информацию, необходимую для осуществления отраслевого управления охраной труда.
3. Муниципальное управление охраной труда
3.1. Администрация муниципального образования, решая задачи его социально-экономического развития, обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда в пределах своих полномочий.
3.2. Координацию вопросов охраны труда на территории муниципального образования осуществляет один из заместителей главы администрации (как правило, курирующий социально-экономическую сферу).
3.3. Непосредственное осуществление муниципального управления охраной труда, взаимодействие с МСП НО, Государственной инспекцией труда в Нижегородской области, координация действий с другими органами надзора (контроля) и работодателями возлагается на руководителя структурного подразделения ОМСУ или отдельного специалиста, курирующих вопросы труда (далее - специалисты по труду). Должность, фамилия, инициалы, рабочий телефон и адрес электронной почты специалиста по труду размещаются на официальном сайте ОМСУ и в разделе "Охрана труда в Нижегородской области" официального сайта Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.4. Администрация муниципального образования в пределах полномочий:
- разрабатывает и реализует муниципальные нормативные правовые акты по вопросам охраны труда, в том числе по организации управления охраной труда (Системе управления охраной труда) в муниципальном образовании;
- разрабатывает, утверждает и реализует муниципальные целевые программы улучшения условий и охраны труда, участвует в реализации соответствующих мероприятий областных программ (подпрограмм) улучшения условий и охраны труда;
- финансирует мероприятия по улучшению условий и охраны труда, в том числе в подведомственных муниципальных организациях, в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами муниципального образования;
- обеспечивает деятельность муниципальной межведомственной комиссии по охране труда;
- обеспечивает реализацию раздела "Охрана труда" территориальных трехсторонних соглашений по регулированию социально-трудовых отношений;
- осуществляет анализ содержания разделов по охране труда коллективных договоров при их уведомительной регистрации с учетом областного трехстороннего и территориального соглашения;
- содействует работодателям в организации обучения и проверки знаний требований охраны труда работников, направляет специалистов по труду для участия в комиссиях по проверке знаний требований охраны труда в аккредитованные образовательные организации, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования (по согласованию);
- участвует в обобщении и распространении передового опыта в сфере безопасности и охраны труда;
- проводит муниципальные смотры-конкурсы, а также оказывает содействие в проведении региональных этапов всероссийских конкурсов, включающих аспекты и направления (номинации) в сфере охраны труда;
- обеспечивает информирование работодателей об изменениях законодательства в сфере охраны труда, принятии новых правил и иных нормативных правовых актов в сфере охраны труда;
- организует территориальные совещания, семинары, "круглые столы", "Дни охраны труда" и иные организационные мероприятия по актуальным вопросам охраны труда с приглашением представителей органов надзора и контроля, МСП НО, иных заинтересованных организаций в плановом порядке - не реже одного раза в год, внеплановых - по необходимости;
- принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве (групповых, с тяжелым и смертельным исходом) у работодателей, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, направляя своих представителей в соответствующие комиссии;
- в случае необходимости принимает решение о введении у отдельных работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований);
- организует сбор и направление в МСП НО информации в рамках мониторинга состояния условий и охраны труда, а также о произошедших на территории муниципального образования несчастных случаях на производстве (групповых, с тяжелым и смертельным исходом);
- направляет в органы государственного надзора (контроля) запрос для проведения внеплановой проверки работодателей, нарушающих требования охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников (при выявлении нарушений в рамках осуществления муниципальных полномочий).
3.5. ОМСУ на постоянной основе обеспечивают содействие активному участию организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, и подведомственных организаций в реализации за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 года N 580н).
3.6. В целях управления охраной труда в отношении подведомственных муниципальных организаций администрация муниципального образования:
- осуществляет ведомственный контроль за соблюдением требований охраны труда в рамках ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных муниципальных организациях в соответствии с Законом Нижегородской области от 22 декабря 2015 года N 198-З "О порядке и условиях осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права";
- обеспечивает учет вопросов охраны труда в договорах на проведение строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ с подрядчиками;
- координирует проведение специальной оценки условий труда и реализацию перечня мероприятий по ее итогам, обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, медицинских осмотров работников;
- обеспечивает наличие и соответствующую компетентность руководителей служб охраны труда и специалистов по охране труда, в том числе их профессиональную переподготовку по профессиональному стандарту "Специалист в области охраны труда", утвержденному приказом Минтруда России от 4 августа 2014 года N 524н, на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;
- обеспечивает контроль за соблюдением установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев в подведомственных организациях;
- проводит периодические оперативные совещания с руководителями подведомственных муниципальных организаций по вопросам охраны труда.
3.7. Муниципальная межведомственная комиссия по охране труда.
3.7.1. Для обеспечения взаимодействия и координации деятельности по охране труда на территории муниципального образования создается межведомственная комиссия по охране труда (далее - МВК) под председательством заместителя главы администрации муниципального образования, координирующего вопросы охраны труда.
3.7.2. В состав МВК включаются специалисты по охране труда администрации муниципального образования, представители органов надзора и контроля, территориального филиала Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, работодателей, профсоюзных и иных заинтересованных организаций.
3.7.3. В своей деятельности МВК руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Нижегородской области, Положением о МВК, ежегодным планом работы МВК, а также решениями областной МВК и информацией МСП НО.
3.7.4. Основными задачами МВК являются:
- анализ состояния производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, условий труда у конкретных работодателей с численностью работников менее 1000 человек (в том числе организаций, в которых имели место несчастные случаи на производстве) с разработкой соответствующих рекомендаций по улучшению условий и охраны труда;
- рассмотрение по предложениям органов государственной власти Российской Федерации, Нижегородской области, объединений профсоюзов и работодателей по охране труда, членов МВК актуальных вопросов охраны труда и обеспечения безопасности производственной деятельности;
- распространение и пропаганда передового опыта в сфере безопасности и охраны труда.
3.7.5. МВК имеет право:
- по согласованию с работодателями осуществлять выезд на предприятия и в организации в целях изучения передового опыта в сфере безопасности и охраны труда;
- разрабатывать рекомендации по улучшению условий и охраны труда по итогам рассмотрения соответствующих вопросов;
- разрабатывать и вносить областной МВК, МСП НО предложения по приоритетным направлениям обеспечения безопасных условий труда.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
3.6.6. В случае, если МВК в муниципальном образовании не создана, вопросы охраны труда могут рассматриваться в рамках территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений или на областной МВК.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социальной политики Нижегородской области от 24 января 2017 г. N 42 "Об утверждении Методических рекомендаций по управлению охраной труда для органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления Нижегородской области"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Министерства социальной политики Нижегородской области от 21 июня 2019 г. N 335 настоящий приказ признан утратившим силу