В соответствии со статьей 17 Положения о бюджетном процессе в городе Нижнем Новгороде, принятого решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 29.05.2013 N 79 (с изменениями и дополнениями), в целях разработки проекта бюджета города Нижнего Новгорода на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов администрация города Нижнего Новгорода постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.
2. Департаменту общественных отношений и информации администрации города Нижнего Новгорода (Амбарцумян Р.М.) обеспечить опубликование настоящего постановления в официальном печатном средстве массовой информации - газете "День города. Нижний Новгород".
3. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Киселева С.Б.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Признать с 1 января 2018 года утратившими силу:
постановление администрации города Нижнего Новгорода от 24.08.2016 N 2601 "Об утверждении Основных направлений бюджетной политики города Нижнего Новгорода на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов";
постановление администрации города Нижнего Новгорода от 31.05.2017 N 2465 "О внесении изменений в Основные направления бюджетной политики города Нижнего Новгорода на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов";
постановление администрации города Нижнего Новгорода от 29.07.2016 N 2274 "Об утверждении основных направлений налоговой политики города Нижнего Новгорода на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Кудрявцеву И.В.
Глава администрации города |
С.В. Белов |
Утверждены
постановлением администрации города
от 29.08.2017 N 4040
Основные направления
бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов разработаны в соответствии со статьей 17 Положения о бюджетном процессе в городе Нижнем Новгороде, принятого решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 29.05.2013 N 79, а также с учетом реализации бюджетной политики и налоговой политики на 2017 год.
При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года, Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, Стратегии социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2017 - 2022 годы.
В 2016 году осуществлен переход к трехлетнему планированию при формировании бюджета. Бюджетная и налоговая политика города Нижнего Новгорода на среднесрочную перспективу обеспечивает преемственность целей и задач предыдущего планового периода и ориентирована, в первую очередь, на достижение стратегической цели - повышение качества жизни населения города Нижнего Новгорода за счет создания условий для обеспечения граждан доступными и качественными муниципальными услугами и обеспечения социальной защищенности.
Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, используемых при составлении проекта бюджета города Нижнего Новгорода на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров до 2020 года, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Главными рисками, которые могут возникнуть в ходе реализации бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода являются:
изменения норм федерального и областного законодательства, влекущие за собой снижение доходов бюджета города Нижнего Новгорода и (или) увеличение расходов бюджета города Нижнего Новгорода;
ухудшение общеэкономической ситуации в Нижегородской области и городе Нижнем Новгороде, приводящее к уменьшению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета города Нижнего Новгорода;
удорожание стоимости привлечения заемных средств в виде кредитов коммерческих банков.
При наступлении указанных рисков могут потребоваться дополнительные меры по минимизации их негативных последствий.
1. Основные задачи бюджетной и налоговой политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Исходя из текущей экономической ситуации и задач, поставленных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Правительством Нижегородской области, бюджетная и налоговая политика на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов будет направлена на:
обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости бюджета города Нижнего Новгорода;
безусловное исполнение действующих расходных обязательств, недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками;
повышение качества бюджетного планирования путем последовательного перехода на долгосрочное планирование;
обеспечение потребности граждан в муниципальных услугах, повышение их доступности и качества;
оптимизацию бюджетных расходов за счет повышения их эффективности в результате перераспределения средств на самые важные направления, снижения неэффективных затрат, применения системы нормирования закупок;
реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития, установленных Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года, а также адресное решение социальных проблем;
повышение качества финансового контроля в управлении бюджетным процессом, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
реализацию принципов открытости и прозрачности управления муниципальными финансами;
поэтапное снижение дефицита бюджета города Нижнего Новгорода;
проведение взвешенной долговой политики;
совершенствование и дальнейшее развитие программно-целевых инструментов бюджетного планирования, внедрение механизмов проектного управления;
повышение качества и доступности информации о бюджете для граждан;
поддержку и стимулирование предпринимательской и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, ведущих экономическую деятельность на территории города в целях получения необходимого объема доходов в бюджет города;
формирование условий для развития механизмов муниципально-частного партнерства, расширения практики заключения концессионных соглашений, передачи части объектов социальной инфраструктуры в управление негосударственным организациям, а также оказания негосударственными организациями отдельных видов услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями.
2. Бюджетная и налоговая политика в области доходов
Бюджетная и налоговая политика города Нижнего Новгорода на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в области доходов будет выстраиваться с учетом реализации изменений федерального законодательства, законодательства Нижегородской области, муниципальных правовых актов города Нижнего Новгорода.
Бюджетная и налоговая политика города Нижнего Новгорода будет направлена на обеспечение поступления доходов в бюджет города в запланированных объемах за счет:
обеспечения качественного администрирования доходов участниками бюджетного процесса;
активизации работы в части актуализации базы данных, необходимой для начисления имущественных налогов, и расширения налогооблагаемой базы по ним;
проведения экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, разработки мероприятий по повышению эффективности их работы;
повышения эффективности управления муниципальной собственностью;
проведения мероприятий по развитию застроенных территорий;
сохранения и развития налогового потенциала на территории города;
мобилизации доходов бюджета города за счет эффективного администрирования местных налогов и минимизации задолженности по налогам, поступающим в бюджет города;
применения на территории города налога на имущество физических лиц, исчисляемого от кадастровой стоимости объектов налогообложения;
осуществления бюджетной и налоговой политики с учетом оптимизации налоговых льгот по местным налогам на основе проведения оценки эффективности их предоставления.
В среднесрочном периоде будет продолжена работа по совершенствованию муниципальных правовых актов о налогах, принятых органами местного самоуправления, с учетом изменений федерального законодательства.
Бюджетная и налоговая политика, проводимая органами местного самоуправления города Нижнего Новгорода, будет обеспечивать стабильность системы налогообложения и оптимальный уровень налоговой нагрузки для юридических и физических лиц, с учетом изменений федерального законодательства.
С учетом значительной доли льгот по местным налогам, предоставленных в соответствии с федеральным законодательством, во избежание роста выпадающих доходов бюджета города налоговая политика в плановом периоде будет предусматривать ограничение предоставления новых налоговых льгот. Ежегодно будет проводиться анализ эффективности установленных налоговых льгот. В случае планируемого введения на федеральном уровне моратория на установление новых налоговых льгот, а также поэтапной отмены уже установленных льгот следует ожидать увеличения доли местных налогов в общем объеме доходов бюджета города.
В условиях существующей системы межбюджетных отношений при доминирующей тенденции перераспределения налоговых доходов в пользу вышестоящих бюджетов приоритетное значение будут иметь меры, направленные на повышение эффективности администрирования местных налогов и способствующие мобилизации доходов бюджета города. В целях развития налогооблагаемой базы во взаимодействии с Управлением Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области будет продолжена работа по инвентаризации и оценке потенциальной доходности территории города, привлечению пользователей земельными участками к оформлению прав на них в соответствии с действующим законодательством.
3. Бюджетная и налоговая политика в области расходов
В рамках реализации бюджетной и налоговой политики города на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов планируется доработка и актуализация муниципальных программ, в том числе в части совершенствования системы индикаторов, усиления взаимосвязи со Стратегией социально-экономического развития города Нижнего Новгорода.
Бюджетная и налоговая политика в области расходов будет направлена на обеспечение безусловного исполнения действующих обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов за счет:
определения основных параметров бюджета города Нижнего Новгорода исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов и допустимого уровня дефицита бюджета;
планирования бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ с учетом результатов их реализации за предыдущий год, а также в тесной увязке с целевыми индикаторами и показателями, характеризующими достижение поставленных целей указанных муниципальных программ;
увязки муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг с целями муниципальных программ, усиление текущего контроля и ответственности за выполнением муниципальных заданий;
недопущения увеличения действующих и принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми источниками, а также применения бюджетного маневра, означающего, что любые дополнительные расходы обеспечиваются за счет внутреннего перераспределения средств с наименее приоритетных;
участия, исходя из возможностей бюджета города, в реализации приоритетных проектов (программ), государственных программах и мероприятиях, софинансируемых из федерального бюджета и бюджета Нижегородской области;
повышения эффективности муниципального финансового контроля, усиления ведомственного финансового контроля в отношении муниципальных учреждений;
повышения эффективности контроля в сфере закупок для муниципальных нужд города Нижнего Новгорода;
использования конкурентных способов отбора организаций для оказания муниципальных услуг, в том числе путем проведения конкурсов и аукционов, а также с использованием механизмов муниципально-частного партнерства;
расширения применения механизма казначейского сопровождения расчетов по исполнению муниципальных контрактов (договоров, соглашений), по субсидиям, предоставляемым из бюджета города Нижнего Новгорода.
В прогнозируемой ситуации ограниченности финансовых ресурсов приоритетными на 2018 - 2020 годы признаются бюджетные расходы на:
обеспечение бесперебойного финансирования действующих расходных обязательств города Нижнего Новгорода;
обеспечение достижения к 2018 году повышения заработной платы отдельным категориям работников социальной сферы, согласно утвержденным во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года "дорожным картам" развития отраслей социальной сферы;
участие в областных и федеральных программах, в том числе направленных на строительство и ремонт зданий общеобразовательных муниципальных учреждений для ликвидации второй смены обучения;
реализацию мер социальной поддержки населения, в первую очередь исходя из адресности и нуждаемости граждан;
обеспечение финансирования мероприятий по подготовке к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года, празднованию 150-летия со дня рождения великого русского писателя - земляка А.М. Горького и 800-летия со дня основания города Нижнего Новгорода.
Осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства будет производиться с учетом финансового обеспечения, в первую очередь, объектов, включенных в государственные программы и обеспеченные софинансированием из федерального и (или) областного бюджетов; объектов, по которым сложилась кредиторская задолженность по ранее принятым обязательствам. Средства на новые объекты будут планироваться с учетом их первостепенной важности и охвата населения, на которое они рассчитаны.
При решении задачи повышения заработной платы отдельным категориям работников социальной сферы, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, будет учитываться привлечение высвободившихся средств от оптимизации сети учреждений социальной сферы, а также внебюджетные источники финансирования.
4. Бюджетная и налоговая политика в области формирования межбюджетных отношений
Межбюджетные отношения в 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годов будут формироваться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Нижегородской области от 06.12.2011 N 177-З "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области".
Исполнение органами местного самоуправления города Нижнего Новгорода передаваемых государственных полномочий будет осуществляться за счет субвенций из областного и федерального бюджетов.
5. Бюджетная и налоговая политика в области управления муниципальным долгом
Бюджетная и налоговая политика в области управления муниципальным долгом города Нижнего Новгорода на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов будет строиться в соответствии с Концепцией управления муниципальным долгом города Нижнего Новгорода на период до 2022 года, утвержденной постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 28.11.2012 N 5078.
Реализация долговой политики направлена на обеспечение выполнения принятых долговых обязательств в среднесрочной и долгосрочной перспективе при наименьших затратах и разумной степени риска, которая будет способствовать поддержанию рейтинга города Нижнего Новгорода как надежного заемщика на финансовом рынке капитала.
Основными задачами управления муниципальным долгом при реализации долговой политики являются:
поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне;
повышение эффективности муниципальных заимствований;
оптимизация структуры муниципального долга с целью минимизации стоимости его обслуживания;
переход от краткосрочных к долгосрочным муниципальным заимствованиям в целях уменьшения рисков рефинансирования муниципальных долговых обязательств;
обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями бюджета города в привлечении заемных средств;
развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом;
обеспечение публичности информации о муниципальном долге.
6. Совершенствование управления исполнением бюджета города Нижнего Новгорода
Управление исполнением бюджета города Нижнего Новгорода в первую очередь будет ориентировано на повышение эффективности использования бюджетных средств, повышение качества управления средствами бюджета города и строгое соблюдение бюджетной дисциплины всеми участниками бюджетного процесса, включая:
исполнение бюджета города Нижнего Новгорода на основе кассового плана;
совершенствование управления ликвидностью бюджета города Нижнего Новгорода в целях эффективного использования бюджетных средств;
ежеквартальное доведение предельных объемов финансирования до получателей средств бюджета города;
принятие главными распорядителями бюджетных средств бюджетных обязательств только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств;
планирование кассовых разрывов и резервов их покрытия;
повышение эффективности предоставления субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода за счет унификации соглашений о предоставлении субсидий: введение типовых форм соглашений;
совершенствование процедуры кассового исполнения бюджета города, осуществляемого через лицевые счета, открытые в департаменте финансов администрации города Нижнего Новгорода и в Управлении Федерального казначейства по Нижегородской области;
обеспечение контроля за отсутствием кредиторской задолженности по принятым обязательствам;
осуществление контроля за соответствием планов закупок и планов-графиков закупок объемам финансового обеспечения, предусмотренным в расходах бюджета города Нижнего Новгорода для их осуществления;
совершенствование системы учета и отчетности в муниципальном секторе Нижнего Новгорода;
интеграция бюджетного и закупочного процесса через развитие института нормирования закупок, автоматизацию контрольных процедур, создание условий для минимизации дебиторской задолженности по контрактам, развитие информационного пространства в целях повышения, прозрачности и подотчетности, в том числе за счет внедрения муниципальной информационно-аналитической системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Нижнего Новгорода.
7. Бюджетная и налоговая политика в области финансового контроля
Деятельность администрации города Нижнего Новгорода в сфере финансового контроля и контроля в сфере закупок будет направлена на:
усиление контроля за эффективным управлением и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода;
усиление муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства и контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе, в том числе за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика, информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок;
совершенствование системы муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в сфере муниципального финансового контроля, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
применение мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе;
повышение надежности и эффективности внутреннего финансового контроля в структурных подразделениях администрации города Нижнего Новгорода, направленных на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главными распорядителями бюджетных средств и подведомственными получателями бюджетных средств;
развитие эффективной системы ведомственного контроля в сфере закупок, осуществляемого органами местного самоуправления города Нижнего Новгорода, повышение уровня его организации и качества контрольных мероприятий;
усиление контроля за осуществлением закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд и исполнением контрактов, договоров, заключенных по итогам таких закупок, в целях эффективного использования средств бюджета города муниципальными учреждениями;
оптимизация порядка осуществления казначейского контроля, предусмотренного законодательством о контрактной системе в сфере закупок, в целях повышения эффективности его применения, исключения случаев необоснованного автоматического блокирования закупочной деятельности заказчиков, сокращения их временных и финансовых затрат при осуществлении закупок;
проведение анализа и оценки деятельности получателей средств городского бюджета в целях определения экономичности и результативности использования бюджетных средств для выполнения возложенных на них функций и реализации поставленных перед ними задач;
проведение информационной работы по предупреждению нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе;
обеспечение целевого и эффективного использования средств, предоставленных для осуществления переданных государственных полномочий.
В ближайшей перспективе ожидается введение ежеквартального мониторинга, который позволит с большей оперативностью проводить анализ эффективности расходования бюджетных средств и результативности реализации муниципальных программ, а также повысит прозрачность бюджетного процесса для граждан.
Контроль финансовой дисциплины и своевременное выявление проблем в достижении целей являются необходимым условием для обеспечения эффективного бюджетирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 29 августа 2017 г. N 4040 "Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
Текст постановления опубликован на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода (http://нижнийновгород.рф) 30 августа 2017 г., в газете "День города. Нижний Новгород" от 1 сентября 2017 г. N 69