В целях приведения в соответствие с действующим законодательством приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об управлении по контролю и надзору в сфере образования.
2. Признать утратившими силу:
2.1. Положение об управлении по контролю и надзору в сфере образования, утвержденное пунктом 3 приказа министерства образования Нижегородской области от 23.01.2009 N 23 "О структурных подразделениях Министерства образования".
2.2. Приказ министерства образования Нижегородской области от 07.05.2010 N 471 "О внесении изменений в Положение об Управлении по контролю и надзору в сфере образования Нижегородской области, утвержденное приказом министерства образования Нижегородской области от 23.01.2009 N 23".
2.3. Пункт 1 приказа министерства образования Нижегородской области от 14.09.2010 N 1038 "О внесении изменений в отдельные приказы министерства образования Нижегородской области".
Министр |
С.В. Наумов |
Утверждено
приказом министерства образования
Нижегородской области
от 26 февраля 2013 г. N 366
Положение
об управлении по контролю и надзору в сфере образования
1. Общие положения
1.1. Управление по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Нижегородской области (далее - Управление) создано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании), постановлением Правительства Нижегородской области от 22 января 2009 года N 11 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющем переданные полномочия в области образования", распоряжением Правительства Нижегородской области от 10 марта 2010 года N 315-р "Об утверждении структуры и численности министерства образования Нижегородской области".
1.2. Управление является структурным подразделением министерства образования Нижегородской области (далее - Министерство).
1.3. Управление подчиняется министру образования Нижегородской области, в своей деятельности непосредственно курируется заместителем министра образования Нижегородской области.
1.4. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, приказами, методическими рекомендациями и инструктивными материалами по осуществлению переданных полномочий Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Уставом Нижегородской области, законами Нижегородской области, указами Губернатора Нижегородской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Нижегородской области, приказами Министерства, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, а также настоящим Положением.
1.5. Место нахождения Управления: Россия, 603005, город Нижний Новгород, площадь Минина и Пожарского, дом 2, корпус 2.
1.6. Почтовый адрес Управления: площадь Минина и Пожарского, дом 2, корпус 2, город Нижний Новгород, 603005.
2. Основные задачи Управления
В целях обеспечения осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области образования основными задачами Управления являются:
2.1. Предупреждение, выявление и пресечение нарушений образовательными учреждениями, расположенными на территории Нижегородской области (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона об образовании), иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, их руководителями и иными должностными лицами требований законодательства Российской Федерации в области образования (далее - обязательные требования).
2.2. Принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований, а также мер по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
2.3. Систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности образовательными учреждениями, расположенными на территории Нижегородской области (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона об образовании), иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.
2.4. Обеспечение реализации единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц и соблюдения законодательства Российской Федерации в области защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) в области образования.
2.5. Организация предоставления государственных услуг физическим или юридическим лицам в области образования:
2.5.1. лицензирование образовательной деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории Нижегородской области (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона об образовании), лицензирование образовательной деятельности организаций, которые расположены на территории Нижегородской области и структурные подразделения которых осуществляют реализацию программ профессиональной подготовки (далее - лицензирование образовательной деятельности);
2.5.2. государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории Нижегородской области (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона об образовании) (далее - государственная аккредитация образовательных учреждений);
2.5.3. подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
3. Функции Управления
В целях реализации возложенных задач Управление выполняет следующие функции:
3.1. Разрабатывает и представляет на утверждение министру образования Нижегородской области ежегодный план работы Управления, в том числе проект ежегодного плана проведения плановых проверок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и обеспечивает доведение ежегодного плана проведения плановых проверок до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте в сети "Интернет" либо иным доступным способом.
3.2. Осуществляет федеральный государственный надзор в области образования в отношении образовательных учреждений, расположенных на территории Нижегородской области (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона об образовании), иных осуществляющих образовательную деятельность организаций, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - федеральный государственный надзор), посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок на предмет соблюдения обязательных требований в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.3. Осуществляет федеральный государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории Нижегородской области (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона об образовании), в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями (далее - федеральный государственный контроль качества образования) посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок на предмет соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.4. Осуществляет контроль за соблюдением лицензионных требований и условий образовательными учреждениями, расположенными на территории Нижегородской области (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона об образовании), организациями, расположенными на территории Нижегородской области и структурные подразделения которых осуществляют реализацию программ профессиональной подготовки (далее - лицензионный контроль), посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок на предмет соблюдения лицензионных требований и условий в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.5. Принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности:
3.5.1. выдает предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований образовательным учреждениям, организациям, их учредителям, органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования (далее - предписание), с установлением срока его исполнения;
3.5.2. осуществляет контроль за исполнением предписаний, в том числе посредством рассмотрения отчетов об исполнении выданных предписаний, представленных образовательными учреждениями, иными осуществляющими образовательную деятельность организациями и (или) учредителями, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования;
3.5.3. возбуждает в установленном законодательством Российской Федерации порядке дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 5.57, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20, 19.26, 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и направляет протоколы об административных правонарушениях и иные материалы для рассмотрения судьям, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними;
3.5.4. осуществляет приостановление действия лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) образовательного учреждения или иной осуществляющей образовательную деятельность организации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности филиалов таких образовательного учреждения или иной организации, места осуществления образовательной деятельности;
3.5.5. вносит запись о приостановлении действия лицензии в реестр лицензий и направляет копию приказа Министерства о приостановлении действия лицензии в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения лицензиата;
3.5.6. осуществляет возобновление действия лицензии;
3.5.7. организует подготовку и направление в суд заявления об аннулировании лицензии и осуществляет продление на период до вступления в законную силу решения суда приостановления действия лицензии;
3.5.8. осуществляет приостановление действия свидетельства о государственной аккредитации аккредитованного образовательного учреждения полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, реализуемых в этом образовательном учреждении и (или) его филиале;
3.5.9. осуществляет возобновление действия свидетельства о государственной аккредитации;
3.5.10. осуществляет лишение образовательного учреждения государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, реализуемых в этом образовательном учреждении и (или) его филиале;
3.5.11. направляет в органы прокуратуры Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с их компетенцией материалы (документы) о выявленных нарушениях для принятия мер в соответствии с действующим законодательством.
3.6. Анализирует причины выявленных нарушений обязательных требований при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в области образования.
3.7. Обеспечивает организацию и проведение мониторинга эффективности федерального государственного надзора и федерального государственного контроля, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
3.8. Осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку докладов об осуществлении Министерством государственного контроля (надзора) в области образования, об эффективности такого контроля, о лицензировании образовательной деятельности.
3.9. Осуществляет прием и рассмотрение заявлений и прилагаемых к ним документов по вопросам лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательных учреждений и подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученой степени или ученом звании.
3.10. Осуществляет организацию и проведение проверки возможности выполнения соискателем лицензии или лицензиатом лицензионных требований и условий.
3.11. Осуществляет организацию и проведение аккредитационной экспертизы.
3.12. Осуществляет организацию и проведение проверки сведений, указанных в представленном документе государственного образца об образовании, об ученой степени или ученом звании, представленного к подтверждению.
3.13. Осуществляет проставление на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях апостиля и вносит сведения о проставленных апостилях в федеральную базу данных.
3.14. Осуществляет предоставление лицензий и приложений к ним, временных лицензий, дубликатов лицензий, выдачу свидетельств о государственной аккредитации и приложений к ним, временных свидетельств о государственной аккредитации, дубликатов свидетельств о государственной аккредитации.
3.15. Осуществляет переоформление лицензий, свидетельств о государственной аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.16. Осуществляет прием и рассмотрение заявлений о предоставлении свидетельств об аккредитации гражданам и организациям, привлекаемым Министерством в качестве экспертов, экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю.
3.17. Осуществляет выдачу свидетельств об аккредитации граждан и организаций, привлекаемых Министерством в качестве экспертов, экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю, переоформление свидетельств об аккредитации, продление срока действия свидетельств, приостановление, возобновление и прекращение действия свидетельств об аккредитации, аннулирование свидетельств об аккредитации.
3.18. Осуществляет привлечение, в случае необходимости, в установленном законодательством Российской Федерации порядке к проведению проверок экспертов и экспертных организаций, осуществляет отбор из числа экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на соответствующий вид деятельности, для привлечения их к проведению мероприятий по контролю, обеспечивает заключение с ними гражданско-правовых договоров.
3.19. Осуществляет отбор экспертов для проведения аккредитационной экспертизы и привлечение их к проведению аккредитационной экспертизы, организует их аттестацию.
3.20. Разрабатывает проекты приказов Министерства и иных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
3.21. Рассматривает поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.57, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20, 19.26, 19.30 КоАП РФ, и по результатам рассмотрения возбуждает дело об административном правонарушении или отказывает в возбуждении дела об административном правонарушении.
3.22. Обеспечивает рассмотрение актов прокуратуры Нижегородской области, прокуратур муниципальных районов и городских округов по вопросам, входящим в компетенцию, подготовку ответов на них.
3.23. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
3.24. Обобщает в установленном порядке информацию по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
3.25. Готовит предложения по совершенствованию нормативных правовых актов Российской Федерации и Нижегородской области в области образования по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в том числе осуществляет разработку проектов нормативных правовых актов.
3.26. Организует профессиональную подготовку государственных служащих Управления, повышение их квалификации и стажировку.
3.27. Осуществляет информационное обеспечение деятельности по вопросам, входящим в компетенцию Управления, в том числе обеспечивает размещение на официальном сайте в сети "Интернет" информации о деятельности Управления в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
3.28. Осуществляет информационный обмен и взаимодействие с образовательными учреждениями, иными осуществляющими образовательную деятельность организациями, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования Нижегородской области, Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
3.29. Обеспечивает подготовку и своевременное представление в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки за подписью Губернатора, Председателя Правительства Нижегородской области:
3.29.1. ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления;
3.29.2. экземпляров нормативных правовых актов, принятых по вопросам переданных полномочий;
3.29.3. сведений (в том числе баз данных), необходимых для формирования и ведения федеральных баз данных, по вопросам государственного контроля (надзора) в области образования;
3.29.4. иных документов и информации, необходимых для государственного контроля (надзора) в области образования за полнотой и качеством осуществления переданных полномочий.
3.30. Осуществляет формирование, ведение и обеспечение использования предусмотренных законодательством Российской Федерации информационных систем, в том числе формирование и ведение следующих реестров:
3.30.1. реестр лицензий (в том числе внесение сведений в сводный реестр лицензий федерального лицензирующего органа);
3.30.2. реестр аккредитованных образовательных учреждений;
3.30.3. реестр экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений;
3.30.4. реестр выданных свидетельств об аккредитации граждан и организаций, привлекаемых Министерством в качестве экспертов, экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю.
3.31. Осуществляет направление физическим и юридическим лицам (по их заявлениям) сведений, содержащихся в реестрах, в виде выписок, за исключением информации, распространение которой ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.32. Осуществляет межведомственное информационное взаимодействие при предоставлении государственных услуг в пределах компетенции Управления.
3.33. Осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документационной информации в пределах своей компетенции.
3.34. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации, Нижегородской области работу по комплектованию, хранению, учету документов, сформированных по направлению своей деятельности, в том числе формирование, хранение дел по осуществлению государственного контроля (надзора) в области образования, дел об административных правонарушениях, лицензионных и аккредитационных дел.
3.35. Осуществляет иные полномочия в пределах своей компетенции, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области.
4. Права Управления
Управление для выполнения возложенных на него функций имеет право:
4.1. Подготавливать в установленном законодательством Российской Федерации порядке запросы федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования Нижегородской области, образовательным учреждениям, иным организациям и гражданам.
4.2. Получать в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования Нижегородской области, образовательных учреждений, иных организаций и граждан сведения, материалы и документы, необходимые для реализации функций Управления.
4.3. Подготавливать проекты приказов Министерства, гражданско-правовых договоров, заключаемых с привлекаемыми к проведению мероприятий по контролю экспертами и экспертными организациями, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4.4. Организовывать и осуществлять в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выездные и документарные проверки образовательных учреждений, иных осуществляющих образовательную деятельность организаций, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
4.5. Организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) в области образования.
4.6. Привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в случае необходимости, для обеспечения осуществления государственного контроля (надзора) в области образования к проведению проверок аккредитованных экспертов, экспертных организаций.
4.7. Выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в пределах установленной компетенции.
4.8. Осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проверку заявителя - организации, обратившейся в Министерство с заявлением об аккредитации, предметом которой является оценка возможности выполнения заявителем требований к аккредитации посредством участия или организации и проведения проверки в выездной форме.
4.9. Осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в течение срока действия свидетельства об аккредитации проверку выполнения экспертной организацией требований по аккредитации.
4.10. Участвовать в пределах установленной компетенции в проведении совместных проверок с другими органами, осуществляющими государственный контроль (надзор).
4.11. Отказать по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в принятии документов к рассмотрению по существу в рамках оказываемых государственных услуг, в предоставлении заявителю государственной услуги.
4.12. Давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
4.13. Заверять копии документов Управления, копии документов Министерства, подготовленных Управлением и находящиеся в Управлении.
4.14. Получать в установленном порядке информацию и материалы (федеральные законы, нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы Нижегородской области, постановления Законодательного Собрания Нижегородской области, правовые акты Губернатора Нижегородской области, Правительства Нижегородской области, министерств и иных органов исполнительной власти области и другие документы), необходимые для исполнения должностных обязанностей.
4.15. Вносить предложения о совершенствовании работы Управления, об изменении структуры Управления.
4.16. Вносить предложения по совершенствованию нормативных правовых актов Российской Федерации и Нижегородской области в области образования по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
4.17. Организовывать и проводить конференции, совещания, семинары по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
4.18. Осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
5. Руководство Управлением
5.1. Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром образования Нижегородской области.
5.2. Начальник Управления имеет заместителя, назначаемого на должность и освобождаемого от должности министром образования Нижегородской области по представлению начальника Управления.
5.3. Начальник осуществляет руководство Управлением на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций.
5.4. Начальник Управления:
5.4.1. представляет министру образования Нижегородской области:
проект положения об Управлении;
предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителя начальника Управления, о структуре Управления;
план работы Управления (ежегодный, ежемесячный, еженедельный);
проект ежегодного плана проведения плановых проверок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
проект доклада об осуществлении Министерством государственного контроля (надзора) в области образования, об эффективности такого контроля;
отчет о деятельности Управления (ежегодный, еженедельный);
5.4.2. ведет прием граждан, организует и контролирует работу с письмами и обращениями;
5.4.3. вносит проекты приказов, писем и иных документов;
5.4.4. подписывает служебные документы Министерства в соответствии с правом подписи, установленным приказом Министерства;
5.4.5. обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины, сохранность средств и материальных ценностей;
5.4.6. осуществляет иные права, установленные в пределах законодательства Российской Федерации.
6. Взаимоотношения Управления
По вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Управление взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами государственной власти Нижегородской области, органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, российскими организациями, органами государственной власти иностранных государств, международными, иностранными организациями и гражданами.
Осуществляет межведомственное информационное взаимодействие при предоставлении государственных услуг.
Взаимодействие осуществляется в письменной форме или путем обмена электронными документами с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Нижегородской области от 26 февраля 2013 г. N 366 "Об утверждении Положения об управлении по контролю и надзору в сфере образования"
Текст приказа официально опубликован не был