В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях разработки проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
2. Министерствам и иным органам исполнительной власти Нижегородской области (субъектам бюджетного планирования областного бюджета) при планировании бюджетных ассигнований на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Врио Губернатора |
Г.С. Никитин |
Утверждены
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 24 сентября 2018 г. N 656
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов разработаны в соответствии со статьей 20 Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. N 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области" с целью определения условий и основных подходов к формированию проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Бюджетная политика Правительства Нижегородской области на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г., Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и Указом от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегии развития Нижегородской области до 2035 года и государственной программой "Управление государственными финансами Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 296.
Налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2019 - 2021 годах, как и прежде, будет направлена на обеспечение поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, в том числе за счет погашения налогоплательщиками задолженности по обязательным платежам в бюджет.
1. Основные итоги реализации бюджетной и налоговой политики Правительства Нижегородской области в 2015 - 2018 годах
Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2015 - 2017 годах была направлена на решение задач бюджетной консолидации в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Нижегородской области.
Реализации основных направлений бюджетной политики способствовало исполнение Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Нижегородской области, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 30 марта 2017 г. N 386-р.
Динамика основных показателей консолидированного бюджета Нижегородской области за 2015 - 2017 годы
млрд рублей
|
2015 год |
темп роста, % |
2016 год |
темп роста, % |
2017 год |
темп роста, % |
Доходы |
152,9 |
102,4 |
164,9 |
107,9 |
175,1 |
106,2 |
в том числе налоговые и неналоговые доходы |
129,2 |
104,3 |
143,9 |
111,3 |
151,8 |
105,5 |
Безвозмездные поступления |
23,7 |
93,4 |
21,1 |
89,0 |
23,3 |
110,4 |
Расходы |
163,9 |
101,8 |
168,8 |
103,0 |
178,8 |
105,9 |
Дефицит |
-11,0 |
|
-3,9 |
|
-3,7 |
|
Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2017 году получены в объеме 175,1 млрд рублей и увеличились за 2015 - 2017 годы на 22,2 млрд рублей или на 14,5 процентов.
Расходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2017 году исполнены в объеме 178,8 млрд рублей и увеличились за 2015 - 2017 годы на 14,9 млрд рублей или на 9 процентов.
Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно более 65% в общем объеме расходов.
Правительством Нижегородской области обеспечено своевременное и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы с учетом повышения оплаты труда в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., по социальному обеспечению льготных категорий граждан, по выплате ежемесячных денежных выплат в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста 3-х лет.
С привлечением средств федерального бюджета осуществлено строительство новых детских дошкольных учреждений и реконструкция старых, реализована программа строительства новых школ в целях ликвидации второй смены, реализованы мероприятия по развитию здравоохранения, сельского хозяйства, малого предпринимательства, по подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Реализованы программы обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Осуществлена поддержка реального сектора экономики, посредством субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные и инновационные проекты, промышленных предприятий, предприятий сельского хозяйства, малого предпринимательства и других отраслей, а также посредством предоставления налоговых льгот и государственных гарантий Нижегородской области.
Проводилась эффективная долговая политика, в том числе посредством привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, краткосрочных кредитов из Управления федерального казначейства по Нижегородской области, а также бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Обеспечено выполнение условий соглашения с Минфином России на предоставление дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, в том числе по осуществлению мер, направленных на снижение уровня дотационности и рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Нижегородской области (оценка эффективности налоговых льгот, устранение с 1 января 2018 г. неэффективных льгот, обеспечение достижения показателей экономического развития).
Осуществлена реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета в 2015 - 2017 годах на общую сумму 20 млрд рублей (бюджетный эффект от проведенной реструктуризации в 2018 году составил 8,8 млрд рублей).
В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2015 - 2017 годах проводилась работа по следующим направлениям:
- формирование и исполнение областного бюджета начиная с 2015 года в программном формате на основе государственных программ Нижегородской области;
- формирование и исполнение областного бюджета с использованием единой комплексной системы управления бюджетным процессом "Государственная информационная система управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области";
- реализация комплекса мероприятий по оптимизации и реструктуризации сети государственных учреждений в целях выявления и ликвидации неэффективных расходов;
- формирование регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, выполняемых государственными (муниципальными) учреждениями Нижегородской области;
- ежегодное формирование государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Нижегородской области;
- применение системы поощрения главных администраторов средств областного бюджета, показавших наилучшие результаты по итогам проводимого мониторинга качества финансового менеджмента, а также поощрения муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, достигающих наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов;
- осуществление финансирования расходов с применением механизма утверждения предельных объемов финансирования на каждый квартал с целью недопущения образования просроченной кредиторской задолженности;
- обеспечение открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе, об исполнении областного бюджета, о бюджетных и социально-экономических показателях области посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" как для специалистов органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, так и для граждан в доступной форме;
- ежегодное проведение публичных слушаний по годовому отчету об исполнении областного бюджета и по проекту областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в целях повышения информационной открытости деятельности Правительства Нижегородской области и выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения областного бюджета.
В 2018 году на поступление налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Нижегородской области оказывают влияние следующие изменения налогового и бюджетного законодательства:
1. Изменения федерального и регионального законодательства, оказавшие положительное влияние на доходную часть консолидированного бюджета области:
- с 1 января 2018 г. увеличены налоговые ставки акцизов на автомобильный бензин класса 5 (на 678 рублей за 1 тонну или на 6,4%) и на дизельное топливо (на 593 рубля за 1 тонну или на 8,4%), которые действовали до 1 июня 2018 г.;
- с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. увеличен норматив зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации с 57,1% до 84,41%. Данное решение призвано компенсировать выпадающие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от снижения ставок акцизов на нефтепродукты с 1 июня 2018 г. в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2018 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации";
- с 1 января 2018 г. в 2 раза увеличены ставки по налогу на игорный бизнес. Ставки по налогу на игорный бизнес установлены на максимальном уровне, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации;
- с 3 августа 2018 г. увеличен размер государственной пошлины за выдачу загранпаспорта нового поколения с 3,5 до 5 тысяч рублей, для детей до 14 лет - с 1,5 до 2,5 тысяч рублей. В случае подачи заявления и (или) документов в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг 50% от указанных доходов поступит в местные бюджеты;
- на 2018 год установлены коэффициенты индексации арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Нижегородской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также арендной платы за объекты нежилого фонда областной собственности на уровне среднегодового индекса потребительских цен - 104,0 процента.
2. Изменения федерального и регионального налогового и бюджетного законодательства, приводящие к уменьшению доходов консолидированного бюджета Нижегородской области:
- на 2018 год установлена предельная налоговая ставка по налогу на имущество организаций в размере 1,1% в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств и не освобожденного от налогообложения в соответствии с региональным законодательством;
- с 1 января 2018 г. индивидуальным предпринимателям, уплачивающим единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также индивидуальным предпринимателям, перешедшим на патентную систему налогообложения, предоставлено право уменьшить сумму соответствующего налога на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники в размере не более 18 000 рублей на каждый экземпляр контрольно-кассовой техники при условии ее регистрации в налоговых органах с 1 февраля 2017 г. до 1 июля 2019 г.;
- начиная с налогового периода 2017 года налоговая база по земельному налогу уменьшена на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении для пенсионеров, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства и др.;
- в 2018 году осуществлено списание налоговой задолженности, образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 г. для индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
- с 1 июня 2018 г. снижены налоговые ставки акцизов на автомобильный бензин 5 класса (на 3 000 рублей за 1 тонну или на 26,8%) и на дизельное топливо (на 2 000 рублей за 1 тонну или на 26,1%);
- с 2018 года (за налоговый период 2017 года) при исчислении налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости введен новый коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц, не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом. По ранее действовавшему законодательству в течение переходного периода налог ежегодно увеличивался на 20 процентов.
Исполнение консолидированного бюджета Нижегородской области за январь - июль 2018 года составило по доходам 105,1 млрд рублей или 58% к годовому плану и превышает уровень 2017 года на 6,9 млрд рублей.
Налоговые и неналоговые доходы получены в объеме 94,2 млрд рублей, что составляет 59% к годовому плану и выше уровня 2017 года на 9,2 млрд рублей.
2. Основные направления налоговой политики
Приоритетами налоговой политики Правительства Нижегородской области в ближайшие три года будут являться эффективное и стабильное функционирование налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Основными направлениями налоговой политики в Нижегородской области на 2019 - 2021 годы определены:
- увеличение налогового потенциала Нижегородской области за счет налогового стимулирования деловой активности в регионе, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных и инновационных проектов;
- продолжение политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот, отмена неэффективных и невостребованных льгот;
- государственная поддержка приоритетных отраслей экономики и организаций малого и среднего бизнеса;
- взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал региона, в том числе в рамках заключенных соглашений между Правительством Нижегородской области и крупнейшими предприятиями области;
- дальнейшее совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам областного бюджета и местных бюджетов на территории Нижегородской области, активизация претензионно-исковой деятельности;
- проведение мероприятий по повышению эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, природными ресурсами Нижегородской области, в том числе выявление земельных участков, используемых не по целевому назначению, а также невостребованных земельных участков (долей, паев) из земель сельскохозяйственного назначения для принятия мер по оформлению их в муниципальную собственность.
На федеральном уровне вступают в силу, а также планируются к принятию с 2019 года следующие изменения законодательства:
- с 1 января 2019 г. из объектов налогообложения налогом на имущество организаций исключается все движимое имущество;
- с 1 января 2019 г. в связи с совершенствованием налогового администрирования вводится единый налоговый платеж физического лица. Физические лица смогут добровольно перечислять денежные средства через кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи в случае отсутствия банка либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на соответствующий счет Федерального казначейства в счет исполнения обязанности по уплате имущественных налогов (транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц);
- с 1 января 2019 г. государственная пошлина за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также плата за предоставление федеральными государственными органами, федеральными казенными учреждениями сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), в случае подачи заявления в электронной форме и выдачи указанных документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг будут зачисляться по нормативу 75% в федеральный бюджет и 25% - в бюджеты субъектов Российской Федерации (ранее 100% зачислялось в федеральный бюджет);
- с 1 января 2019 г. ограничиваются права субъектов Российской Федерации по установлению пониженных ставок по налогу на прибыль организаций (на 4,5 процентных пункта) для отдельных категорий плательщиков. Пониженные налоговые ставки, установленные законами субъектов Российской Федерации до 1 января 2018 г., подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 г.;
- действие договоров о создании консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) или изменений в договоры о создании КГН ограничивается датой окончания их действия, но не позднее 1 января 2023 г.;
- планируется ограничить предельную сумму пеней, начисленных на недоимку, размером этой недоимки;
- планируется, что действие решения по централизации в федеральном бюджете доходов от 1% ставки налога на прибыль организаций будет продлено до 2024 года;
- планируется поэтапная передача с федерального на региональный уровень доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты;
- с 1 января 2019 г. норматив зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации устанавливается в размере 86,65%, с 1 февраля 2019 г. - в размере 58,1%.
На региональном уровне планируются к принятию с 2019 года следующие изменения законодательства:
- установление коэффициента, используемого для расчета суммы фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц для иностранных граждан в Нижегородской области, в размере 2,06;
- установление на соответствующий год коэффициентов индексации арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Нижегородской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также арендной платы за объекты нежилого фонда областной собственности на уровне планируемого среднегодового индекса потребительских цен.
3. Основные направления бюджетной политики
Исходя из текущей экономической ситуации и поставленных Президентом Российской Федерации национальных целей развития на период до 2024 года, бюджетная политика в 2019 - 2021 годах, будет направлена на:
1. Обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости консолидированного и областного бюджетов Нижегородской области, в том числе за счет:
- формирования реалистичного прогноза поступления доходов, основанного на прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов);
- недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками;
- проведения взвешенной долговой политики, реализации мер, направленных на обеспечение безопасного уровня долговой нагрузки на областной бюджет.
2. Повышение эффективности и оптимизация бюджетных расходов, в том числе за счет:
- концентрации финансовых ресурсов на реализации приоритетных направлений государственной политики, в первую очередь на обеспечении софинансирования по национальным проектам;
- формирования качественного бюджета развития; повышения операционной эффективности использования бюджетных средств;
- предоставления мер социальной поддержки населению области исходя из принципа адресности и применения критериев нуждаемости;
- повышения результативности предоставления субсидий юридическим лицам;
- внедрения системы управления налоговыми расходами и обеспечения ее интеграции в бюджетный процесс, после принятия на федеральном уровне соответствующих нормативных правовых актов.
3. Повышение качества оказываемых государственных услуг, в том числе за счет:
- установления государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Нижегородской области в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями услуг;
- использования регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, выполняемых государственными (муниципальными) учреждениями Нижегородской области, в целях более оперативного включения новых услуг и работ, необходимых для формирования государственных заданий;
- определения финансового обеспечения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Нижегородской области на основе нормативных затрат, установленных в соответствии с действующим законодательством;
- повышения ответственности государственных учреждений за невыполнение государственного задания, в том числе за счет реализации требований об обязательном возврате средств субсидии в областной бюджет в случае недостижения показателей, установленных в государственном задании;
- вовлечения организаций, не являющихся государственными учреждениями, в процесс оказания государственных услуг, путем использования механизма социального заказа на оказание государственных услуг.
4. Повышение эффективности государственного управления, в том числе за счет:
- повышения эффективности и результативности реализуемых в Нижегородской области государственных программ;
- внедрения в механизм формирования и реализации государственных программ принципов проектного подхода;
- повышения качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти и государственных учреждениях.
5. Выравнивание возможностей граждан в получении качественных и доступных государственных и муниципальных услуг и создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий.
6. Развитие и совершенствование систем финансового контроля и контроля в сфере закупок.
7. Реализация принципов открытости и прозрачности управления государственными финансами, раскрытие финансовой и иной информации о бюджете и бюджетном процессе.
4. Основные подходы к формированию областного бюджета
Бюджетная политика Правительства Нижегородской области в части доходов в 2019 - 2021 годах будет направлена в первую очередь на обеспечение роста и укрепление налоговой базы.
Обеспечению необходимых темпов экономического роста и увеличению инвестиционной активности в Нижегородской области будут способствовать меры, предусмотренные Стратегии развития Нижегородской области до 2035 года.
В основу формирования бюджетных назначений по доходным источникам консолидированного бюджета Нижегородской области будет принят прогноз социально-экономического развития области на среднесрочный период (на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов), предусматривающий динамику развития экономики региона в среднесрочной перспективе и рост основных экономических показателей, влияющих на налоговую базу.
В целях создания условий для роста налогооблагаемой базы и доходов консолидированного бюджета Нижегородской области Правительством Нижегородской области продолжится работу по:
- повышению результативности деятельности администраторов доходов областного и местных бюджетов, направленной в первую очередь на безусловное исполнение всеми плательщиками своих обязательств перед бюджетом;
- повышению эффективности использования производственного и налогового потенциалов, стимулированию инвестиционной деятельности;
- активизации работы всех заинтересованных структур в части актуализации баз данных, необходимых для начисления имущественных налогов и расширения налогооблагаемой базы по ним;
- проведению оценки эффективности предоставления льгот по региональным и местным налогам, а также федеральным налогам, зачисляемым в бюджет Нижегородской области, сокращению неэффективных налоговых льгот;
- повышению эффективности управления государственной и муниципальной собственностью и увеличению доходов от ее использования.
Бюджетная политика в области расходов будет ориентирована на безусловное исполнение всех принятых расходных обязательств.
Необходимость достижения приоритетов и целей, определенных в Указе Президента "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года" в условиях ограниченности бюджетных ресурсов увеличивает актуальность разработки и реализации мер по повышению эффективности использования бюджетных средств.
Приоритизация расходов областного бюджета на реализацию национальных и региональных стратегических целей развития будет определяться с учетом разработки и утверждения паспортов национальных проектов на федеральном уровне с учетом включения в них механизмов координации с регионами и муниципальными образованиями.
В среднесрочной перспективе сохраняются действующие приоритеты бюджетных расходов:
- обеспечение выплаты заработной платы отдельным категориям работников социальной сферы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., с учетом достижения целевых показателей повышения оплаты труда работников бюджетной сферы в 2018 году и сохранения достигнутых в 2018 году соотношений в 2019 - 2021 годах;
- индексация заработной платы прочих категорий работников бюджетной сферы, которые не подпадают под действие Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.;
- повышение уровня минимального размера оплаты труда работников бюджетной сферы до величины прожиточного минимума трудоспособного населения;
- индексация социально значимых расходов на уровень инфляции;
- поддержка семей, имеющих детей; реализация мер социальной поддержки населения;
- софинансирование социально-значимых расходов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов;
- реализация государственных программ, направленных на содействие устойчивому развитию экономики Нижегородской области, в том числе программ занятости населения, поддержки приоритетных отраслей экономики, поддержки сельскохозяйственного производства, а также малого бизнеса;
- экономики, поддержки сельскохозяйственного производства, а также малого бизнеса;
- реализация мер по обеспечению доступности транспортного обслуживания льготных категорий граждан, школьников, студентов.
Основные параметры областного бюджета будут определены исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов и необходимости соблюдения условий по ежегодному снижению доли общего объема государственного долга в налоговых и неналоговых доходах.
В соответствии с Соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации, заключенными Правительством Нижегородской области в 2017 году при проведении реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета, необходимо обеспечить:
- на 1 января 2020 года долю общего объема государственного долга не более 60 процентов от объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год;
- на 1 января 2021 года долю общего объема государственного долга не более 58 процентов от объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год;
- на 1 января 2022 года долю общего объема государственного долга не более 54 процентов от объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2021 год.
Планирование расходов областного бюджета будет осуществляться в программном формате с выделением приоритетных проектов, на основании предварительных реестров расходных обязательств субъектов бюджетного планирования, а также показателей государственных заданий на предоставление государственных услуг (работ) с учетом результатов оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг.
При определении предельных объемов бюджетных ассигнований перед субъектами бюджетного планирования будут поставлены задачи по оптимизации расходов.
численности работников государственных учреждений с учетом вновь вводимых объектов социальной сферы и установленного на федеральном уровне минимального размера оплаты труда.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста
Формирование расходов на предоставление мер социальной поддержки населения будет осуществляться с учетом адресности и нуждаемости граждан.
Расходы инвестиционного характера будут осуществляться в рамках государственных программ Нижегородской области и в соответствии с Адресной инвестиционной программой Нижегородской области.
Осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства будет производиться с учетом необходимости финансового обеспечения в первую очередь объектов, имеющих высокую степень готовности, а также объектов, строительство которых служит целям, определенным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204.
Будет продолжена реализация жилищных программ, направленных на реализацию мероприятий Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и от 7 мая 2018 г. N 204, в том числе:
- предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа;
- поддержка молодых семей в целях улучшения жилищных условий;
- обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в Нижегородской области;
- улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан.
В целях обеспечения устойчивого развития экономики региона, а также укрепления продовольственной безопасности предусматривается увеличение финансирования отрасли агропромышленного комплекса на 2019 год по сравнению с 2018 годом.
Одним из приоритетных направлений в обеспечении экологической безопасности станет продолжение ликвидации накопленного экологического ущерба на территории городского округа г. Дзержинск (свалка промышленных отходов "Черная дыра", шламонакопитель "Белое море", полигон твердых бытовых отходов "Игумново") с привлечением средств федерального бюджета.
5. Политика в области формирования межбюджетных отношений
Формирование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями в 2019 - 2020 годах будет основываться на Бюджетном кодексе Российской Федерации и Законе Нижегородской области от 6 декабря 2011 г. N 177-З "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области".
Выравнивание возможностей граждан в получении качественных и доступных государственных и муниципальных услуг, а также создание условий для исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований закрепленных за ними полномочий будет осуществляться посредством следующих инструментов межбюджетного регулирования, предусмотренных бюджетным законодательством:
- закрепление нормативов отчислений от налогов за местными бюджетами;
- выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
- обеспечение сбалансированности местных бюджетов; софинансирование вопросов местного значения; наделение органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями.
В целях повышения эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов и поселений планируется осуществлять распределение межбюджетных трансфертов на 2019 - 2021 годы с учетом "модельных бюджетов" муниципальных образований, рассчитанных в соответствии с методикой, утверждаемой Правительством Нижегородской области, формирование которых позволит:
- определить реальную потребность в средствах, необходимых муниципалитетам для полноценного исполнения собственных полномочий;
- обеспечить гарантии наличия в местных бюджетах расходов на приоритетные статьи расходов, в том на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы в рамках реализации указов Президента Российской Федерации;
- обеспечить контроль за соответствием распределения средств по отдельным группам расходов внутри местных бюджетов модельному бюджету, объемом муниципального долга и кредиторской задолженности.
Для повышения заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании налогооблагаемой базы будет продолжена практика применения при определении налогового потенциала территорий показателя роста налогооблагаемой базы муниципальных образований, не превышающий средних значений по муниципальным образованиям Нижегородской области.
Оказание дополнительной финансовой помощи бюджетам муниципальных районов и городских округов будет осуществляться через предоставление дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных районов и городских округов, рассчитываемых исходя из сложившихся дефицитов консолидированных бюджетов муниципальных районов и бюджетов городских округов, полученных путем расчета "модельных бюджетов" муниципальных образований.
В 2019 году сохранится механизм взимания субсидий из бюджетов сверхобеспеченных поселений "отрицательных трансфертов" в областной бюджет для дальнейшего распределения между высокодотационными поселениями.
Приоритетными направлениями работы Правительства Нижегородской области в сфере межбюджетных отношений в 2019 - 2021 годах будут являться:
- повышение эффективности реализации приоритетов государственной политики на местном уровне;
- мотивация органов местного самоуправления Нижегородской области к экономическому развитию и наращиванию налоговой базы;
- повышение финансовой дисциплины муниципальных образований Нижегородской области, получателей межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
6. Политика в области управления государственным долгом Нижегородской области
Долговая политика Правительства Нижегородской области в 2019 - 2021 годах будет строиться в соответствии с Концепцией управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 12 октября 2011 г. N 817, а также Планом мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Правительства Нижегородской области, утверждаемому на соответствующий год и плановый период.
Долговая политика будет направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного исполнения областного бюджета и нацелена на сохранение безопасного уровня долговой нагрузки, безусловное выполнение принятых долговых обязательств области. Это будет способствовать повышению рейтинга Нижегородской области и, как следствие, позволит области снизить стоимость заимствований.
Основными задачами реализации долговой политики являются:
- поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне долговой устойчивости (с учетом всех возможных рисков);
- поддержание объема дефицита, объема государственного долга в пределах ограничений, установленных соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации, заключенными Правительством Нижегородской области в 2017 году при проведении реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета.
- активное использование механизма привлечения государственных ценных бумаг Нижегородской области как источника долгосрочного финансирования дефицита бюджета, в том числе поддержание его на уровне не менее 50% от объема государственного долга;
- повышение эффективности государственных заимствований, сокращение рисков, связанных с их осуществлением;
- оптимизация структуры государственного долга с целью минимизации стоимости его обслуживания, в том числе за счет частичного замещения рыночных долговых обязательств бюджетными кредитами из федерального бюджета;
- обеспечение открытости и прозрачности информации о государственном долге Нижегородской области.
7. Повышение эффективности управления исполнением областного бюджета
В рамках повышения эффективности управления исполнением областного бюджета основные мероприятия будут ориентированы на повышение эффективности и прозрачности использования денежных средств, повышение качества управления средствами областного бюджета и строгое соблюдение бюджетной дисциплины всеми участниками бюджетного процесса, включая:
- повышение качества прогнозирования кассового плана, в том числе за счет усиления действенности механизма предельных объемов финансирования;
- повышение эффективности управления ликвидностью областного бюджета;
- расширение применения механизма казначейского сопровождения контрактов;
- совершенствование порядка авансирования по государственным контрактам (договорам);
- обеспечение ритмичности исполнения областного бюджета в течение финансового года и недопущение на конец текущего года неиспользованных лимитов бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг;
- совершенствование системы учета и отчетности в государственном секторе, централизация бухгалтерского учета Нижегородской области;
- обеспечение доступности к информации о финансовой деятельности органов государственной власти и государственных учреждений, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области и муниципальных учреждений, результатах использования бюджетных средств.
8. Политика в сфере финансового контроля
Одним из приоритетных направлений повышения эффективности бюджетных расходов в предстоящем периоде будет выступать развитие и совершенствование систем финансового контроля и контроля в сфере закупок.
Деятельность Правительства Нижегородской области в сфере финансового контроля и контроля в сфере закупок будет направлена на:
- совершенствование процедур государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок, направленных на оценку эффективности использования государственных ресурсов;
- стандартизацию контрольной деятельности, предусматривающую единые принципы, определения, основания проведения контрольных мероприятий, закрепляющую риск-ориентированные подходы к планированию контрольной деятельности, а также обеспечивающую исключение дублирования контрольных мероприятий;
- построение системы контроля, основанной на непрерывном процессе управления рисками и направленной на предотвращение нарушений законодательства;
- расширение сферы государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок, обеспечение контроля за соблюдением получателями средств из бюджета условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных контрактов;
- повышение результативности использования бюджетных средств за счет обеспечения контроля за достижением показателей результативности при реализации государственных программ и выполнении государственных заданий;
- совершенствование порядка реализации результатов государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок с целью пресечения и исключения негативных последствий нарушений законодательства, обеспечение применения ответственности за нарушения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе;
- проведение информационной работы по предупреждению нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе;
- развитие и совершенствование ведомственного контроля, осуществляемого органами исполнительной власти Нижегородской области в сфере закупок, за деятельностью государственных учреждений, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- оказание методической помощи контрольным органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в целях совершенствования систем муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок, повышения их качества и переориентацию на предупреждение нарушений законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 24 сентября 2018 г. N 656 "Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Текст постановления опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 25 сентября 2018 г.