Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Дзержинска
от 5.10.2018 N 4150
Муниципальная программа
"Развитие производительных сил городского округа город Дзержинск на 2013 - 2020 годы"
Паспорт Программы
Наименование |
Муниципальная программа "Развитие производительных сил городского округа город Дзержинск на 2013 - 2020 годы" (далее - ПРПС) |
||
Основания для разработки ПРПС |
1. Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года N 127 (с изменениями от 20 марта 2009 года N 130) 2. Постановление Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2010 года N 254 "Об утверждении схемы территориального планирования Нижегородской области" (с изменениями от 1 декабря 2015 года N 775) 3. Постановление Правительства Нижегородской области от 25 января 2012 года N 31 "Об утверждении комплексного инвестиционного плана развития Нижегородской области на период до 2015 года" (с изменениями от 10 апреля 2014 года N 232) 4. Закон Нижегородской области от 8 августа 2012 года N 106-З "Об утверждении Программы социально-экономического развития Нижегородской области на 2012 - 2015 годы" 5. Постановление Администрации города Дзержинска от 04.06.2012 N 2240 "О разработке долгосрочной целевой программы "Развитие производительных сил города Дзержинска на 2013 - 2020 годы" |
||
Заказчик ПРПС |
Администрация городского округа город Дзержинск Нижегородской области |
||
Основные разработчики ПРПС |
Администрация городского округа город Дзержинск Нижегородской области совместно с органами исполнительной власти Нижегородской области |
||
Цель ПРПС |
Создание эффективной конкурентоспособной экономики и повышение инвестиционной привлекательности территории городского округа город Дзержинск |
||
Задачи ПРПС |
1. Модернизация экономики 2. Обеспечение занятости населения, в том числе за счет создания новых рабочих мест 3. Повышение доходной части бюджета 4. Создание благоприятных условий для инвесторов, в том числе реализующих проекты, направленные на производство импортозамещающей продукции. 5. Снятие инфраструктурных ограничений для развития производительных сил города |
||
Основные мероприятия, ключевые инвестиционные проекты ПРПС |
- Строительство машиностроительного предприятия по производству металлургического оборудования ООО "Даниели Волга"; - Переход на увеличенный межремонтный интервал ПОЭиГ ОАО "Сибур-Нефтехим"; - Строительство фабрики по производству виниловых обоев на флизелиновой основе ООО "А.С. и Палитра"; - Строительство и ввод в эксплуатацию завода по производству напольных покрытий компании UNILIN; строительство производственного цеха и склада готовой продукции ООО "Юнилин"; - Организация производства цианистых солей мощностью 40 тыс. т/год. Вторая очередь строительства ЗАО "Корунд-Циан"; - Модернизация и расширение производства ПВХ-труб ЗАО "Хемкор"; - Строительство второй очереди объекта размещения ТБО и строительство комплекса по сортировке ТБО ООО "МАГ Груп"; - Строительство комплекса по производству продуктов разделения воздуха ОАО "Линде Газ Рус"; - Строительство складского комплекс и общественно-торгового центра "Карусель" ООО "Сладкая жизнь"; - Строительство торгово-развлекательного комплекса "Дзержинец" ООО "Тосол-Синтез"; - Строительство и запуск нового химического производства стирол-акриловых, полиуретановых, винил-ацетатных дисперсий и клеев ООО "Компания "Хома"; - Строительство водопровода на промышленный парк "Дзержинск-Восточный" ОАО "Дзержинский Водоканал"; - Цифровая подстанция до 110 кВ модульного типа с базовой релейной защитой (РЗА) и комплектующими АО "НИПОМ"; - Строительство завода по производству акриловых дисперсий производственной мощностью 60000 тонн в год ООО "Оргсинтез ПроЛаб"; - Разработка технологии и создания участка очистки шихты детонационного алмаза АО "ГосНИИмаш" и др. Мероприятия ОАО "Индустриальный парк ОКА-Полимер": - Увеличение выпуска продукции производства кабельных пластикатов до 50 тыс. т в год ЗАО "Хемкор" и др. Мероприятия промпарка "Дзержинск-Восточный": - Организация производства крепежных элементов для автомобилей ООО "А Раймонд Рус"; - Строительство таможенно-логистического комплекса ООО "Технопром" и др. |
||
Исполнители мероприятий ПРПС |
Администрация городского округа город Дзержинск Нижегородской области, предприятия и организации городского округа город Дзержинск |
||
Сроки реализации ПРПС |
2013 - 2020 годы |
||
Источники и объемы финансирования ПРПС |
Общий объем на 2013 - 2020 годы - 37009,0 млн. руб., в т.ч. вложено за 2013 - 2017 годы - 21553,8 млн. руб.): 1. Частные инвестиции (собственные и привлеченные средства) - 36548,8 млн. руб. (в т.ч. 2013 - 2017 годы - 21093,6 млн. руб.) 2. Бюджетные средства: - средства федерального бюджета - 283,5 млн. руб. (в т.ч. 2013 - 2017 годы - 283,5 млн. руб.); - средства областного бюджета - 92,2 млн. руб. (в т.ч. 2013 - 2017 годы - 92,2 млн. руб.); - средства муниципального бюджета - 84,5 млн. руб. (в т.ч. 2013 - 2017 годы - 84,5 млн. руб.). Запланировано инвестиций на 2018 - 2020 годы - 15455,2 млн. руб., в т.ч. за счет частных инвестиций (собственные и привлеченные средства) - 15455,2 млн. руб. Финансирование ПРПС за счет бюджетных средств на 2018 - 2020 годы не предусмотрено. |
||
Индикаторы достижения целей ПРПС |
Наименование индикаторов достижения цели ПРПС |
Ед. изм. |
По окончании реализации ПРПС в 2020 году |
Задача 1. Модернизация экономики | |||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по полному кругу организаций |
млн. руб. |
128906,2 |
|
Объем отгруженной продукции за счет реализации мероприятий ПРПС |
млн. руб. |
46471,72 |
|
Производительность труда - отношение объема отгруженной продукции (по полному кругу организаций) в расчете на 1 работающего в экономике города |
тыс. руб. |
1272,3 |
|
Доля малого предпринимательства в общегородском объеме отгруженной продукции |
% |
16,3 |
|
Задача 2. Обеспечение занятости населения, в том числе за счет создания новых рабочих мест | |||
Уровень регистрируемой безработицы |
% |
0,3 |
|
Общее количество созданных постоянных рабочих мест за счет реализации ПРПС (нарастающим итогом) |
ед. |
4457 |
|
Доля среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения |
% |
40,5 |
|
Среднемесячная заработная плата (по полному кругу организаций) |
тыс. руб. |
32,4 |
|
Задача 3. Повышение доходной части бюджета | |||
Объем налоговых и неналоговых доходов, собираемых на территории города в консолидированный бюджет области |
млн. руб. |
9032,9 |
|
Объем налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет области за счет реализации мероприятий ПРПС |
млн. руб. |
888,67 |
|
Бюджетная обеспеченность (налоговые и неналоговые доходы, собираемые на территории города в консолидированный бюджет области, на душу населения) |
тыс. руб. |
38,1 |
|
Доля расходов на капитальные вложения (за счет средств консолидированного бюджета города) в общем объеме городского бюджета |
% |
2,6 |
|
Задача 4. Создание благоприятных условий для инвесторов, в том числе реализующих проекты, направленные на производство импортозамещающей продукции | |||
Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций в расчете на душу населения |
тыс. руб. |
59,3 |
|
Объем привлеченных инвестиций в экономику города в рамках ПРПС |
млн. руб. |
3514,04 |
|
Задача 5. Снятие инфраструктурных ограничений для развития производительных сил города | |||
Количество введенных в эксплуатацию в рамках ПРПС объектов инженерной инфраструктуры* |
ед. |
2 |
|
Объем привлеченных в рамках ПРПС инвестиций на развитие инфраструктуры* |
млн. руб. |
92,51 |
|
Система организации и контроля исполнения ПРПС |
По итогам реализации ПРПС проводится подготовка отчета один раз в год (по итогам года). Мониторинг и контроль за реализацией программных мероприятий осуществляется департаментом экономики, промышленности и строительства администрации городского округа город Дзержинск Нижегородской области. |
* за период 2018 - 2020 годы
Введение
Программа развития производительных сил города Дзержинска (далее - ПРПС) разработана в рамках реализации действующей Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года (далее - Стратегия), комплексного инвестиционного плана развития Нижегородской области на период до 2015 года, программы социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2015 года.
Основная цель ПРПС - создание эффективной конкурентоспособной экономики.
Задачами ПРПС являются: модернизация экономики, обеспечение занятости населения, повышение доходной части бюджета, снятие инфраструктурных ограничений для развития производительных сил района.
Решение поставленных целей и задач основывается на использовании экономического потенциала города, с учетом существующих рисков по достижению целевых показателей.
1. Общая характеристика
Городской округ город Дзержинск территориально расположен западнее центральной части Нижегородской области и непосредственно примыкает к западной границе городского округа г. Нижний Новгород. Расстояние до областного центра составляет 40 км. Городской округ город Дзержинск граничит с западной стороны с Володарским муниципальным районом, с северной стороны - с Балахнинским муниципальным районом, с южной стороны по руслу реки Оки - с Богородским муниципальным районом. Районные центры прилегающих районов - г. Балахна, г. Володарск, г. Богородск находятся в радиусе около 20 км от г. Дзержинска и имеют удобную транспортную связь. Территория городского округа занимает 42,2 тысяч гектаров.
Территория городского округа город Дзержинск включает в себя территории административно-территориальных образований: рабочий поселок Гавриловка; рабочий поселок Горбатовка; рабочий поселок Желнино; территорию административно-территориального образования Пырский сельсовет в составе населенных пунктов: кордон Лесной и сельсовет Пыра - с административным центром в сельском поселке Пыра; территорию административно-территориального образования Бабинский сельсовет в составе населенных пунктов сельских поселков Бабино, Игумново, Колодкино, Петряевка, Юрьевец с административным центром в сельском поселке Бабино; сельских населенных пунктов: поселок Гнилицкие Дворики, поселок Лесная Поляна, поселок Северный, поселок Строителей.
Город имеет удобное географическое положение относительно транспортных магистралей:
- непосредственная близость автодорожной магистрали М-7 Волга, являющейся частью международного транспортного коридора "Лондон - Париж - Берлин - Варшава - Брест - Минск - Москва - Владимир - Нижний Новгород - Екатеринбург",
- железнодорожное сообщение территорий предприятий с международным транспортным коридором (МТК) N 2: "Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород",
- близость международного аэропорта "Стригино" в Нижнем Новгороде,
- судоходная река Ока.
На территории города в районе пос. Пыра и пос. Северный имеются обширные площади торфяников. На восточной окраине города - месторождение силикатных песков промышленного применения. Площадь окружающих город лесных массивов - 16,57 тыс. га. Запасы древесины - 1,4 млн. куб. м, из них хвойных пород - 1,0 млн. куб.м; запасы спелых пород составляют 0,3 млн. куб.м, в том числе хвойных - 0,2 млн. куб.м.
Городской округ город Дзержинск - второй по численности и промышленному значению город Нижегородской области.
Основой экономики города является промышленность в составе 43 крупных и средних предприятий, из них 41 предприятия по основному виду деятельности относятся к обрабатывающим производствам.
Научный потенциал города представлен ведущими научно-исследовательскими институтами: ОАО ГОСНИИ "Кристалл", ФГУП "НИИ Полимеров", ОАО "ГОСНИИМаш", ОАО "НИИК", осуществляющими НИОКР в области химического и оборонного производства. Данный вид деятельности осуществляется также рядом малых предприятий.
На территории города осуществляют образовательную деятельность 6 ВУЗов (филиалы Нижегородских и других ВУЗов), 6 учреждений среднего профессионального образования и одно учреждение начального профессионального образования.
2. Анализ социально-экономического положения
2.1. Итоги социально-экономического развития городского округа город Дзержинск за период с 2007 по 2011 годы
Анализ динамики индикаторов социально-экономического развития города свидетельствует о достаточно стабильном развитии городского округа, на протяжении значительного ряда лет общий уровень социально-экономического развития города превышает среднеобластные значения.
Кризисные и посткризисные явления в экономике отрицательным образом отразились на социально-экономическом состоянии города, главным образом, на его финансовом положении: рейтинг города по финансовым показателям среди муниципальных районов и городских округов Нижегородской области за период 2007 - 2011 годы снизился со 2 места до 4.
Соответственно, произошло снижение общего интегрального показателя с 4 до 7 места. При этом следует отметить, что за данный период повысился рейтинг города по экономическому интегральному показателю (с 18 до 14 места) и значительно вырос рейтинг города по социальному интегральному показателю (с 41 до 8 места).
Общая оценка социально-экономического развития городского округа город Дзержинск
период |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
место |
4 |
8 |
6 |
7 |
7 |
оценка |
выше среднего |
выше среднего |
выше среднего |
выше среднего |
выше среднего |
Одним из основных факторов, определяющих развитие города в рассматриваемом периоде, является реализация программы развития производительных сил городского округа город Дзержинск на 2007 - 2011 годы.
Реализация мероприятий Программы позволила привлечь на развитие территории 9,5 млрд. руб. инвестиций, дополнительно получить 11,6 млрд. руб. отгруженной продукции, 729,4 млн. руб. налоговых поступлений в консолидированный бюджет области, создать около 2,1 тысяч новых рабочих мест.
За период с 2007 по 2011 годы в рамках Программы введены в эксплуатацию и реконструированы следующие основные объекты:
Наименование предприятия |
Наименование объекта (мероприятия) |
Объем инвестиций, млн. руб. |
Количество рабочих мест, ед |
Промышленное производство | |||
ООО "Корунд" |
Производство эмалей и красок мощностью 25,0 тыс. т/год |
392,4 |
107 |
ООО "Корунд" |
Производство труб из ПВХ мощностью 15,2 тыс. т/год |
623,7 |
148 |
ООО "Капелла" |
Техническое перевооружение производства |
313,0 |
44 |
ООО "ВитаРос" |
Экструзионный завод по производству соевых продуктов |
177,0 |
107 |
ЗАО "Ридан" |
Производство теплообменников и блочных тепловых пунктов |
149,9 |
81 |
ООО "Капелла" |
Реализация приоритетного инвестиционного проекта "Техническое перевооружение производства" |
313,0 |
44 |
ОАО "Пластик" |
Модернизация производства |
156,0 |
21 |
ООО "Завод синтанолов" |
Реконструкция и расширение цеха по производству ПАВ методом сульфирования ЛАБ и этоксилированных спиртов |
605,0 |
44 |
Потребительский рынок и платные услуги | |||
ООО "Тосол-Синтез" |
Торгово-развлекательный комплекс "Дзержинец" площадью 6,0 тыс. кв. м. |
444,0 |
490 |
ООО "Ритейл-Парк" |
Общественно-торговый центр "Карусель" площадью 4,0 тыс. кв. м |
410 |
290 |
ООО "Инвест-Жилстрой НН" |
Торговый центр "Скала", площадью 2,0 тыс. кв. м. |
109,0 |
100 |
ООО "ССМУ N 8" |
Торговый дом "Азимут" |
80,0 |
60 |
ООО "Волго-Вятская компания" |
Реконструкция ДК "Корунд" под торговый центр "Дюны" |
200,0 |
160 |
ООО "Центр грузовых автомобилей" |
Центр по продаже и обслуживанию грузовых автомобилей в пос. Строителей |
81 |
40 |
ООО ПСК "Белар" |
Пункт технического обслуживания автомобилей (ул. Красноармейская, 17) |
17,0 |
10 |
За период 2007 - 2011 годы заработная плата в городском округе город Дзержинск выросла в 1,7 раза и составила 15214,0 руб.
Динамика среднемесячной заработной платы работающих по полному кругу организаций, руб.
Виды экономической деятельности |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 (оценка) |
Всего |
8823,3 |
11 406,7 |
11 962,7 |
13 536,9 |
15 214,0 |
16 923,0 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
8230,0 |
11 562,5 |
11 370,2 |
13 244,5 |
13 038,0 |
14898,0 |
Обрабатывающие производства |
10 235,7 |
13 009,0 |
13 533,4 |
15 590,3 |
18 383,0 |
19 820,0 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
13 661,0 |
17 318,0 |
17 958,4 |
18 718,5 |
18 566,0 |
18 828 |
Строительство |
10 095,1 |
13 174,0 |
12 403,3 |
12 579,3 |
12 028,0 |
15 417,0 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
6 114,6 |
8671,1 |
9 211,8 |
10 276,0 |
12 164,0 |
13 870,0 |
Транспорт и связь |
6 701,8 |
10 350,7 |
8 972,4 |
11 159,9 |
12 215,0 |
13 892,0 |
Финансовая деятельность |
20 752,7 |
26 647,3 |
23 589,7 |
27 210,1 |
27 402,0 |
31 361,0 |
Образование |
6 212,7 |
7 816,3 |
9 339,3 |
9 296,9 |
11 653,0 |
13 228,0 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
7 376,0 |
9 107,9 |
10 653,4 |
11 679,1 |
12 682,0 |
13 497,0 |
Другие виды деятельности |
8 763,6 |
10 503,5 |
12 572,9 |
14 757,8 |
15 528,0 |
18 235,0 |
По области всего (по полному кругу) |
10 302,0 |
13 467,7 |
14 746,5 |
16 327,6 |
18 492,4 |
21 000,0 |
Динамика среднемесячной заработной платы в малом бизнесе, руб.
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 (оценка) |
г.о.г. Дзержинск |
6 928,4 |
9 201,3 |
9 642,0 |
10 337,0 |
12 480,2 |
13 767,1 |
По области |
7 338,4 |
9 427,0 |
10 149,5 |
10 664,4 |
11 660,3 |
13 246,0 |
Заработная плата в малом бизнесе составила по итогам 2011 года 12450,2 руб., что отстает от уровня оплаты труда на крупных и средних предприятиях города на 17,7%.
Динамика среднемесячной заработной платы в городском округе город Дзержинск относительно среднеобластных значений
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 (оценка) |
Соотношение среднемесячной заработной платы работающего в городе со среднеобластным значением, % |
85,6 |
84,7 |
81,1 |
82,9 |
82,3 |
80,6 |
2.2. Рынок труда и факторы, влияющие на него
По состоянию на 01.01.2012 численность постоянного населения городского округа город Дзержинск составила 250883 человека, из них 46,9% составляет экономически активное население.
В структуре постоянного населения города основную долю занимают граждане трудоспособного возраста 60,4% или 151,5 тыс. человек, моложе трудоспособного возраста -13,6% или 34,2 тыс. человек. Численность населения старше трудоспособного возраста 65,2 тыс. человек или 26,0%.
Показатели, характеризующие демографическую ситуацию на территории городского округа
Показатель |
Ед. изм |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 (оценка) |
Численность постоянного населения |
чел. |
258 570 |
256 140 |
254 440 |
252662 |
250883 |
249297 |
Численность постоянного населения моложе трудоспособного возраста |
чел. |
35490 |
34820 |
34740 |
34860 |
34180 |
34380 |
Численность постоянного населения в трудоспособном возрасте |
чел. |
163100 |
160580 |
158150 |
154982 |
151513 |
149927 |
Численность постоянного населения старше трудоспособного возраста |
чел. |
59980 |
60740 |
61550 |
62820 |
65190 |
64990 |
Процент лиц моложе трудоспособного возраста в общей численности населения |
% |
13,7 |
13,6 |
13,7 |
13,8 |
13,6 |
13,8 |
Лиц старше трудоспособного возраста на 1 работника |
% |
36,8 |
37,8 |
38,9 |
40,5 |
43,0 |
43,3 |
Коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население (число лиц в возрасте 0-15 лет и в возрасте 60 и старше на 1000 человек населения в возрасте 16 - 59 лет) на 01.01.2012 составляет 655,8
Показатели, характеризующие демографические процессы на территории городского округа
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 (оценка) |
Число родившихся - всего, человек |
2 223 |
2 465 |
2 482 |
2 534 |
2 498 |
2443 |
Число умерших - всего, человек |
4 540 |
4 382 |
4 208 |
4346 |
3 844 |
3864 |
Естественный прирост (убыль) - всего, человек |
-2317 |
-1917 |
-1726 |
-1812 |
-1346 |
-1421 |
Прирост (убыль) населения за счет миграции - всего, человек |
- 111 |
219 |
-13 |
46 |
-262 |
-185 |
Коэффициент естественного прироста (убыли) населения (на 1000 населения), промилле |
-9,0 |
- 7,5 |
- 6,8 |
- 7,2 |
- 5,4 |
- 5,7 |
Коэффициент естественного прироста (убыли) населения (на 1000 населения), промилле - по области |
-8,4 |
-7,7 |
-6,6 |
-6,9 |
-5,4 |
-5,1 |
Ситуация на рынке труда
Структура занятости населения города по отраслям экономики в 2011 году представлена на Диаграмме 1.
Диаграмма 1
Структура занятости населения по отраслям экономики городского округа город Дзержинск в 2011 году
Наибольший удельный вес в структуре занятости населения приходится на обрабатывающие производства (химические производства, предприятия производства и переработки пластмасс) - 28,7%, а также сферу торговли - 15,0%.
|
Уровень регистрируемой безработицы (на конец отчетного периода), % |
|||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 (оценка) |
|
г.о.г. Дзержинск |
0,98 |
1,09 |
1,65 |
1,08 |
1,02 |
0,91 |
По области |
0,61 |
0,79 |
1,98 |
1,19 |
0,92 |
0,9 |
Количество безработных граждан, официально зарегистрированных в Центре занятости населения города на конец 2011 года, составило 1130 человек.
Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, в расчете на одну вакансию) на 01.01.2012 составил 0,58, среднеобластное значение - 0,75.
В приложении 1 приведен баланс трудовых ресурсов по городу до 2020 года.
2.3. Характеристика структуры экономики
Экономика города в 2011 году развивалась стабильно с преобладанием положительной динамики по основным макроэкономическим показателям. В первой половине 2011 года основным фактором роста было промышленное производство. Отмечен рост инвестиций, что также поддержало рост промышленного производства. Позитивные тенденции в промышленности во 2 полугодии 2011 года были прерваны, произошло замедление роста, связанное с последствиями реструктуризации некоторых крупных предприятий города.
Объем отгрузки товаров собственного производства по полному кругу организаций города в 2011 году достиг 65,9 млрд. руб. с ростом к 2010 году на 11,5% в действующих и на 2,3% в сопоставимых ценах. Доля города по показателю отгрузки продукции в общем объеме отгруженной продукции Нижегородской области составила 4,6%, в том числе по обрабатывающим производствам - 5,4%.
По крупным и средним организациям города отгружено товаров собственного производства, выполнено работ, услуг собственными силами на сумму 59,6 млрд. руб. с ростом на 8,5% в действующих ценах, в сопоставимых ценах имеет место снижение на - 2,2%.
Диаграмма 2
Структура объема отгруженной продукции по полному кругу организаций в 2011 году
Доля городского округа город Дзержинска в общеобластных показателях, %
Наименование показателя |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 (оценка) |
Численность занятых в экономике |
6,4 |
6,3 |
6,2 |
6,2 |
6,2 |
6,2 |
Объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг |
4,8 |
5,3 |
5,5 |
5,3 |
4,9 |
4,7 |
Налоговые и неналоговые поступления в консолидированный бюджет области |
5,6 |
5,2 |
6,0 |
5,5 |
5,5 |
4,9 |
2.4. Промышленность
По итогам 2011 года на долю промышленности приходилось 83,6% общего объема отгруженной продукции города.
По состоянию на 01.01.2012 в сфере промышленного производства действовало 260 организаций, из них крупных и средних - 35, малых - 225. Численность занятых - 31,94 тыс. человек, или 30,4% от общей численности занятого населения города.
В составе обрабатывающих производств 23 предприятия химического производства и производства резиновых и пластмассовых изделий. В числе наиболее крупных предприятий химии ОАО "Сибур-Нефтехим", ООО "Корунд", ОАО "ДОС", ОАО "Акрилат", ФКП "Завод им. Свердлова", ООО "Капелла" и др. Производство пластмасс представляют ОАО "Пластик", ЗАО "Биохимпласт", ЗАО "Тико-Пластик".
Производство пищевых продуктов представлено крупными предприятиями: ОАО "ДЭМКА", ОАО "Дзержинскхлеб", ООО "Калинов мост", ООО "Дзержинский пивзавод".
Текстильное и швейное производства представляют ЗАОР "Русь", ОАО "Канат", ООО ТД "Аленка", работают 2 предприятия по производству стройматериалов - ООО "Кнауф Гипс Дзержинск" и ООО "Силикатстрой".
Объем отгрузки обрабатывающих производств за 2011 год вырос на 7,6%, и составил 43,9 млрд. руб., индекс физического объема (ИФО) - 94,1%.
Диаграмма 3
Структура объема отгруженной продукции обрабатывающих производств в 2011 году
Химическое производство продолжает занимать доминирующее положение в структуре объема отгрузки обрабатывающих производств городского округа город Дзержинск, в 2011 году его доля составила 55,6%. За 2011 год отгружено продукции на сумму 24,4 млрд. руб., ниже уровня предыдущего года на 2,1% в действующих ценах (индекс физического объема - 72,9%).
Доля объема отгруженной продукции обрабатывающих производств предприятий города составила в 2011 году 5,4% в общем объеме отгрузки обрабатывающих производств Нижегородской области.
В составе обрабатывающих производств высокие тепы роста в 2011 году показали:
- производство резиновых и пластмассовых изделий: объем отгрузки - 6728,3 млн. руб., индекс физического объема - 112,9%;
- металлургическое производство: объем отгрузки - 2047,3 млн. руб.; индекс физического объема - 134,1%;
- производство прочих неметаллических минеральных продуктов: объем отгрузки - 1502,2 млн. руб., индекс физического объема - 110,5%;
- производство электрооборудования: объем отгрузки - 941,3 млн. руб., индекс физического объема - 122,7%.
Продукцию инновационного характера выпускали 8 предприятий обрабатывающих производств (ООО "Корунд", ООО "Синтез-ПКЖ", ЗАО "Химсорбент", ООО "Синтез Ока", ФКП "З-д им. Свердлова", ОАО "Авиабор", ОАО ДПО "Пластик", ООО "Юнистад"). Доля отгруженных товаров инновационного характера в общем объем отгрузки по обрабатывающим производствам остается невысокой - 3,1%.
В энергетике в течение всего 2011 года наблюдались высокие темпы роста, но к концу года рост немного замедлились. В этом секторе за отчетный год отгружено продукции на сумму 8,9 млрд. руб. с приростом на 24,6% в сопоставимых ценах. Выработано 3 035,2 млн. кВт. ч электроэнергии, или 111,5% к уровню 2010 года, теплоэнергии - 4 639,6 тыс. Гкал, или 78,7%.
Производительность труда в промышленности по городскому округу город Дзержинск составила 2 249,2 тыс. руб. на одного работающего в промышленности (по области - 3 299,3 тыс. руб.).
2.5. Торговля
В городе действует 17 крупных торговых центров (ТЦ "Дзержинец", ОАО ЦУМ, ТЦ "Рояль", ТЦ "Дюны", ТЦ "Азимут", ТД "Союз", ТЦ "Лида", ТЦ "Дом мебели", ТЦ "Кристалл" и др.), 697 магазинов (в т.ч. 329 магазинов продовольственной торговли), 3160 торговых точек, принадлежащих индивидуальным предпринимателям. Кроме того, имеется 50 организаций, осуществляющих оптовую торговлю, а также 300 предприятий общественного питания.
Основные показатели развития торговли за период 2007 - 2012 годы
Наименование показателя |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 (оценка) |
Оборот розничной торговли во всех каналах реализации, млн. руб. |
12 658,2 |
16 765,5 |
15 578,7 |
18 580,9 |
21 102,5 |
23 777,5 |
Оборот розничной торговли в расчете на душу населения, тыс. руб./чел. |
49,2 |
65,7 |
61,4 |
73,8 |
84,4 |
95,7 |
Темп роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах к прошлому году, % |
103,8 |
109,6 |
88,2 |
105,4 |
110,9 |
106,6 |
Среднесписочная численность работающих, чел. |
7 773 |
9 619 |
8 574 |
9 234 |
9 404 |
10 130 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
526,6 |
952,0 |
184,0 |
103,6 |
117,4 |
124,4 |
Несмотря на достаточно динамичное развитие сферы торговли, по обороту розничной торговли на душу населения город отстает от среднеобластного уровня (2011 год: город Дзержинск - 84,4 тыс. руб./чел.; область - 127,6 тыс. руб./чел.).
Наибольший объем в обороте розничной торговли приходится на сетевые компании (ОАО "Сладкая жизнь НН", ЗАО "Тандер"), в оптовой торговле лидером является ООО "Сладкая жизнь".
2.6. Строительство
В строительном комплексе объём работ, выполненных за 2011 год, по полному кругу организаций составил 2,0 млрд. руб. и снизился (в сопоставимых ценах) на 11,0%.
Основная доля выполненных работ в строительстве приходится на малый бизнес - 55,7%, или 1,13 млрд. руб. с приростом на 24,9% в сопоставимых ценах к уровню 2010 года.
По крупным и средним организациям строительного сектора в 2011 году произошло снижение объема выполненных работ (индекс физического объема 65,4%), что связано с завершением работ по строительству производства компонентов землеройной техники ООО "Либхер - Нижний Новгород".
В городе зарегистрировано более 330 частных строительных организаций - юридических лиц. Основные направления деятельности строительных организаций - производство общестроительных работ по возведению зданий и сооружений, монтажные и отделочные работы, прокладка коммуникаций.
Основные показатели развития строительства за период 2007 - 2012 годы
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 (оценка) |
Объем выполненных строительных работ млн. руб. |
1 793,5 |
1 457,9 |
2 495,0 |
2 080,0 |
2 026,2 |
2 131,3 |
Темп роста в сопоставимых ценах к прошлому году - по городу, % - по области, % |
96,9 101,5 |
81,3 156,1 |
170,0 96,5 |
83,4 90,9 |
89,0 |
100,9 |
Среднесписочная численность работающих, чел. |
4 027 |
3 881 |
3 274 |
3 513 |
2 620 |
2 261 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
38,0 |
89,1 |
147,9 |
100,9 |
161,0 |
170,2 |
В числе наиболее крупных строительных организаций, осуществляющих деятельность на территории города: ООО "Саровэнергострой", ЗАО "Пирс", ООО "СМУ N 8", Нижегородское монтажное управление (филиал ОАО "Центрэнергомонтаж"). По итогам 2011 года наибольший объем строительных работ (строительство гидротехнических сооружений) выполнен ЗАО "Пирс" (158,5 млн. руб.).
2.7. Транспорт
Предприятиями и организациями, осуществляющими деятельность в области транспорта и связи, в 2011 году выполнено работ и услуг по полному кругу организаций - на сумму 1616,6 млн. руб. с увеличением на 11,2% в сопоставимых ценах, в т.ч. по крупным и средним предприятиям соответственно - 1308,3 млн. руб. с ростом на 3,6%.
Крупные предприятия продолжают оптимизировать свои структуры, выводя из состава вспомогательные цеха. В 2010 - 2011 годах образовались новые транспортные организации ЗАО "Сибур-Транс", ООО "НН Авто", ООО "Химэкспо", обслуживающие такие предприятия как ОАО "Сибур-Нефтехим", ООО "Дзержинское Оргстекло", ООО "Корунд" и др.
Услуги по перевозке пассажиров на регулярных муниципальных маршрутах оказывает МУП "Экспресс", 7 частных организаций и 3 индивидуальных предпринимателя. Городским электротранспортом обслуживается 6 троллейбусных маршрутов общей протяженностью соответственно - 57,9 км и 91,6 км.
Автомобильным транспортом обслуживается: 18 городских маршрутов общей протяженностью 301,6 км, 12 пригородных маршрутов (418,3 км); 7 междугородних маршрутов (1209,9 км).
В числе крупных организаций, осуществляющих грузовые перевозки, - ООО "Химэкспо" (железнодорожные перевозки) и представительство ЗАО "Сибур-Транс".
Основные направления деятельности транспортных организаций города - пассажирские перевозки.
Основные показатели развития транспортной отрасли за период 2007 - 2012 годы:
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 (оценка) |
Объем выполненных работ (услуг) по транспортным организациям, млн. руб. |
882,7 |
730,0 |
751,5 |
878,0 |
1 616,6 |
2 124,6 |
Среднесписочная численность работающих, чел. |
2 972 |
2 776 |
3 129 |
3 769 |
5 074 |
5 112 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
92,4 |
52,3 |
74,9 |
26,4 |
24,4 |
71,0 |
2.8. Вклад в экономику малого бизнеса
В 2011 году вклад малого бизнеса в общий объем отгрузки товаров собственного производства, работ и услуг по городскому округу город Дзержинск составил, по данным органов статистики, - 9,6%.
Диаграмма 4
По состоянию на 01.01.2012 в городе зарегистрировано 1435 малых предприятий и 7965 предпринимателей без образования юридического лица.
Основные виды деятельности малых предприятий города: промышленность - 15,5% предприятий, торговля - 45,8%, строительство - 8,3%, прочие виды деятельности - 30,5%.
Деятельность субъектов малого предпринимательства согласно данным органов государственной статистики характеризуется следующими показателями
Вид экономической деятельности |
Количество малых предприятий, ед. (без ИП) |
Объем инвестиций, млн. руб. |
Объем отгруженной продукции, млн. руб. |
Численность работающих, чел. |
Промышленность |
222 |
38,0 |
2 337,7 |
4 853 |
Строительство |
119 |
1,8 |
1 128,8 |
1 855 |
Лесное хозяйство |
4 |
- |
6,3 |
25 |
Торговля |
657 |
67,8 |
419,3 |
8 219 |
Транспорт и связь |
69 |
10,6 |
308,3 |
767 |
Прочие виды деятельности |
364 |
104,8 |
2 107,3 |
5 776 |
ИТОГО |
1 435 |
223,0 |
6 307,7 |
21 495 |
В городе действуют организации, осуществляющие разносторонние меры поддержки субъектам малого предпринимательства:
- Автономная некоммерческая организация "Центр развития предпринимательства г. Дзержинска" (действует с октября 2007 года);
- Муниципальное бюджетное учреждение "Бизнес-инкубатор г. Дзержинска" (действует с сентября 2011 года).
2.9. Анализ состояния финансовых ресурсов
2.9.1. Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет области:
Наименование показателя |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 (по оценке минфина Нижегородской области) |
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет области, млн. руб. |
3429,8 |
4349,3 |
4195,6 |
4507,1 |
5128,5 |
5411,4 |
Доля налоговых и неналоговых доходов района в общей сумме налоговых и неналоговых поступлений, собираемых на территориях в консолидированный бюджет области, % |
5,6 |
5,2 |
6,0 |
5,5 |
5,5 |
4,9 |
Городской округ город Дзержинск относится к территориям с высоким уровнем самообеспеченности. Объемы поступления налоговых и неналоговых доходов с территории городского округа в консолидированный бюджет области, в целом, имеют стабильную положительную динамику.
2.9.2. Исполнение городского бюджета
Исполнение городского бюджета, млн. руб.
ПОКАЗАТЕЛИ |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 (оценка) |
ИТОГО ДОХОДОВ |
2416,3 |
2638,9 |
2480,4 |
2491,6 |
2837,3 |
2333,2 |
Налоговые и неналоговые доходы |
1499,2 |
1883,7 |
1661,8 |
1698,1 |
2009,6 |
2298,2 |
Налоговые доходы |
841,3 |
1180,1 |
1063,5 |
1148,3 |
1253,3 |
1781,8 |
НДФЛ |
523,1 |
753,7 |
621,4 |
627,5 |
695,9 |
1328,7 |
Налоги на совокупный доход |
103,4 |
110,4 |
116,4 |
133,9 |
143,9 |
153,0 |
Налог на имущество физических лиц |
3,8 |
10,7 |
16,9 |
12,5 |
9,0 |
15,0 |
Земельный налог |
141,7 |
208,8 |
194,8 |
226,0 |
242,8 |
266,7 |
Прочие налоговые доходы |
69,3 |
96,5 |
114,0 |
148,4 |
161,7 |
18,4 |
Неналоговые доходы |
657,9 |
703,6 |
598,3 |
549,8 |
756,3 |
516,4 |
Доходы от использования муниципального имущества |
237,9 |
361,4 |
318,7 |
318,7 |
320,9 |
301,8 |
Доходы от реализации муниципального имущества |
383,5 |
240,6 |
167,6 |
135,5 |
173,8 |
60,0 |
Доходы от продажи земельных участков |
0,0 |
40,0 |
59,7 |
29,9 |
152,2 |
30,0 |
Прочие неналоговые доходы |
36,5 |
61,6 |
52,3 |
65,7 |
109,4 |
124,6 |
Безвозмездные перечисления |
731,6 |
755,2 |
818,6 |
793,5 |
827,7 |
821,5 |
Безвозмездные перечисления от других бюджетов бюджетной системы |
288,3 |
333,2 |
306,0 |
236,7 |
255,1 |
746,5 |
Дотации |
142,0 |
22,6 |
2,5 |
35,3 |
8,6 |
2,5 |
Субсидии |
27,6 |
298,2 |
288,8 |
187,7 |
160,3 |
153,9 |
Иные межбюджетные трансферты |
118,7 |
12,4 |
14,7 |
13,7 |
86,2 |
590,1 |
Прочие безвозмездные перечисления |
|
|
|
|
|
75,0 |
ИТОГО РАСХОДОВ |
2416,9 |
2746,9 |
2659,6 |
2582,3 |
2855,7 |
3 253,1 *(1) |
Заработная плата |
735,0 |
874,0 |
977,3 |
984,9 |
1109,6 |
1 106,5 |
Коммунальные услуги |
199,9 |
221,6 |
283,0 |
279,8 |
288,4 |
283,7 |
Работы, услуги по содержанию имущества |
291,1 |
451,6 |
297,2 |
322,9 |
382,2 |
607,5 |
Прочие работы, услуги |
92,1 |
179,2 |
139,5 |
143,5 |
131,1 |
199,7 |
Увеличение стоимости основных средств (КОСГУ 310) |
474,5 |
459,5 |
200,5 |
151,2 |
186,6 |
118,6 |
Материальные затраты (КОСГУ 340) |
132,1 |
102,9 |
120,7 |
101,9 |
129,4 |
112,6 |
*(1) Уточненный план на 01.06.2012
2.10. Использование инвестиционного потенциала в 2007 - 2011 годах и меры, предпринимаемые Администрацией города для его повышения
Городской округ город Дзержинск располагает развитой промышленной базой, имеет высококвалифицированные кадры и обладает научным потенциалом. Значительным конкурентным преимуществом города для привлечения инвестиций является логистика: наличие поблизости федеральной трассы М-7, железной дороги, аэропорта и речного пути.
На территории города действуют высшие и средние специальные учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов для различных отраслей экономики. На территории города имеется значительное количество свободных "коричневых" и "зеленых" площадок для организации как химических, так и иных производств (Приложение 2).
Поддержка инвестиционной деятельности регулируется постановлением Городской Думы города Дзержинска от 31.10.2002 N 343 "Об утверждении Положения о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории города" и другими нормативно-правовыми актами Администрации города.
Как результат, всего за 2007 - 2011 годы в экономику района привлечено 33,5 млрд. руб. инвестиций, в т.ч. в рамках ПРПС - 9,5 млрд. руб.
Наибольшая доля инвестиций в общей сумме инвестиций приходится на предприятия обрабатывающих производств.
2.11. Состояние инженерной инфраструктуры и наличие инфраструктурных ограничений, сдерживающих развитие реального сектора экономики
Коммунальная инфраструктура города имеет достаточно высокую степень износа основных коммуникаций и оборудования:
- водопроводные сети - 72,0%;
- тепловые сети - более 50,0%;
- канализационные сети - более 80,0%;
- электрические сети - 25,0%;
- газопроводы - более 35,0%;
- оборудование более половины котельных имеет степень износа 60,0 и более процентов.
Кроме того, для реализации ряда крупных инвестиционных проектов отсутствует необходимая инфраструктура в промышленных зонах города (дороги, инженерные коммуникации).
С учетом того, что городской округ г. Дзержинск является участником территориальной конкуренции между муниципальными образованиями Российской Федерации в привлечении инвестиций, факторы подготовленности инвестиционных площадок к вложению инвестиций (обеспеченность автодорогами, коммунальной инфраструктурой, заблаговременное проведение земляных работ, формирование земельных участков) приобретают решающее значение. В 2009 - 2011 годах реализовывалась инвестиционная программа компании "Нижегородские коммунальные системы" по модернизации Центральных тепловых пунктов. С 2012 года приняты к реализации инвестиционные проекты по развитию инженерной инфраструктуры в промышленном районе города "Дзержинск-Восточный" и под малоэтажное жилищное строительство.
2.12. Риски социально-экономического развития города
2.12.1. В числе наиболее важных факторов, являющихся как источником преимуществ, открывающих новые возможности для роста, так и источником проблем городского округа следует отметить следующие:
1) близость экономически развитых территорий.
Более привлекательные условия оплаты и возможности на рынке труда, развитая инфраструктура и условия для жизни за пределами городского округа стимулируют отток наиболее перспективных и талантливых, особенно молодых специалистов, как в областной центр, так и в другие регионы России и за рубеж.
С другой стороны, уникальное географическое положение города является хорошей предпосылкой для создания на его территории конкурентоспособной транспортно-логистической инфраструктуры, а развитая промышленная база и наличие квалифицированного персонала является положительным фактором для развития промышленности и инфраструктуры.
Население близлежащих муниципальных районов Нижегородской области, а также Владимирской и Ивановской областей обеспечивает высокий уровень потребления товаров массового спроса, а промышленные предприятия являются потребителями сырья, оборудования и других индустриальных товаров. Все это открывает существенные дополнительные возможности для предприятий города;
2) безопасность, экология и здоровье.
Усиление экологических стандартов и требований приведет к необходимости значительных дополнительных инвестиций в модернизацию экологически проблемных производств, прежде всего химических, а также существенных финансовых вложений в решение экологических проблем, образовавшихся на территории муниципального округа в предыдущие периоды.
Нерешенный вопрос с утилизацией промышленных отходов современными методами влечет существенные ограничения в развитии инвестиционного потенциала города. Ряд инвесторов, рассматривавших возможность размещения производств в г. Дзержинске (Peugeot-Citroen, Solvay и прочие) остановили свой выбор на других территориях после детального изучения. Основной негативный фактор - неблагополучное экологическое состояние. Ликвидация накопленного экологического ущерба требует значительных финансовых ресурсов, реализация не представляется возможной только за счет средств муниципального бюджета и средств хозяйствующих субъектов. Надлежащее внимание к экологическим проблемам г. Дзержинска позволит Российской Федерации позиционировать себя страной, осознающей и полностью принимающей свои обязательства по охране окружающей среды, а эффективное использование его инвестиционного потенциала послужит примером грамотного отношения к окружающей среде в условиях промышленно развитого города.
2.12.2. В числе ключевых проблем развития города следует отметить следующие:
1) недостаточно развитая транспортная и инженерная инфраструктуры.
Несмотря на относительно высокую плотность автомобильных и железных дорог, существует ряд проблем в сфере транспортно-логистической инфраструктуры, что ограничивает возможности реализации потенциала, определяемого выгодным географическим положением города. Ограничения с реализацией крупных инвестиционных проектов в ряде случаев обусловлены проблемами с подведением инженерных коммуникаций и подъездных путей;
2) ограничения энергетической системы.
В Нижегородской области существуют ограничения по обеспечению устойчивого энергоснабжения в связи с дефицитом энергетических мощностей и отсутствием природного топлива на территории Нижегородской области. Эти ограничения особенно затрагивают вновь создаваемые или расширяющиеся производственные объекты. Одной из главных проблем энергетического комплекса области является неразвитость магистральных и распределительных сетей, высокая степень изношенности генерирующих мощностей. Дефицит энергетических мощностей ощущается и в Дзержинске.
Большинство развивающихся предприятий сталкиваются с трудностями и задержками в процессе подключения к энергосистеме. Получение технических условий на выделение энергетических мощностей сопряжено со значительными сложностями и высокими затратами.
Существует также необходимость развития инфраструктуры подачи газа: недостаточна степень газификации поселков, расположенных на территории городского округа;
3) качество условий для жизни.
Качество условий для жизни является одним из значимых факторов инвестиционной привлекательности города, а также зачастую является критическим фактором в борьбе за талантливых и квалифицированных специалистов. Понятие "условия для жизни" объединяет комплекс параметров: качество жилищных условий, безопасность, экологическая обстановка в городе, наличие и уровень развития инфраструктуры для культуры, отдыха, спорта, качество системы здравоохранения.
Экологическая обстановка на территории городского округа требует существенного улучшения.
Наибольшую угрозу представляют объекты размещения отходов, большая часть которых была введена в эксплуатацию в советское время и располагалась на территориях предприятий, либо вблизи их границ. Данные мониторинга доказывают выполненную ненадлежащим образом защиту грунтовых вод от загрязнения.
В результате широкомасштабной приватизации в 90-х годах прошлого столетия значительное количество экономически непривлекательных активов в виде объектов размещения отходов стали бесхозяйными. Вывод из эксплуатации промышленных мощностей стал причиной образования брошенных промышленных корпусов, строительные материалы которых содержат значительное количество токсичных веществ.
Функционирующие в настоящее время предприятия зачастую используют в своей деятельности устаревшие технологии, захоронение отходов происходит в шлаконакопителях, использовавшихся еще в советское время, защита окружающей среды которых не соответствует современным требованиям.
Обеспеченность жильем населения городского округа город Дзержинск (22,05 кв. м на чел.) ниже среднеобластного значения (24,3 кв. м на чел.). Ограниченные возможности по предоставлению доступного жилья препятствуют улучшению демографической ситуации в городе, закреплению квалифицированных кадров.
3. Выбор целей и разработка сценариев развития городского округа город Дзержинск
3.1. Цели и задачи ПРПС
Основной целью ПРПС является создание эффективной конкурентоспособной экономики и повышение инвестиционной привлекательности территории городского округа город Дзержинск.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- модернизация экономики;
- обеспечение занятости населения, в т.ч. за счет создания новых рабочих мест;
- повышение доходной части бюджета;
- создание благоприятных условий для инвесторов, в том числе реализующих проекты, направленные на производство импортозамещающей продукции;
- снятие инфраструктурных ограничений для развития производительных сил города.
Индикаторы достижения целей ПРПС городского округа город Дзержинск
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2014 (факт) |
2017 (факт) |
2018 (оценка) |
Прогноз |
|
2019 |
2020 |
||||||
Задача 1. Модернизация экономики | |||||||
1.1. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по полному кругу организаций |
млн. руб. |
79096,9 |
105772,4 |
112488,1 |
120361,5 |
128906,2 |
1.2. |
Объем отгруженной продукции за счет реализации мероприятий ПРПС |
млн. руб. |
7125,92 |
31440,36 |
30999,67 |
37168,8 |
46471,72 |
1.3. |
Производительность труда - отношение объема отгруженной продукции (по полному кругу организаций) в расчете на 1 работающего в экономике города |
тыс. руб. |
763,0 |
1044,79 |
1110,83 |
1188,25 |
1272,3 |
1.4. |
Доля малого предпринимательства в общегородском объеме отгруженной продукции |
% |
14,5 |
15,6 |
15,6 |
15,9 |
16,3 |
Задача 2. Обеспечение занятости населения, в том числе за счет создания новых рабочих мест | |||||||
2..1. |
Уровень зарегистрированной безработицы на конец отчетного периода |
% |
0,44 |
0,40 |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
2.2. |
Общее количество созданных постоянных рабочих мест за счет реализации ПРПС (нарастающим итогом) |
ед. |
1216 |
3278 |
3785 |
4118 |
4457 |
2.3 |
Доля среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения |
% |
37,5 |
37,5 |
37,5 |
38,8 |
40,5 |
2.4 |
Среднемесячная заработная плата (по полному кругу организаций) |
руб. |
21577 |
26402,7 |
28384,1 |
30526,6 |
32358,3 |
Задача 3. Повышение доходной части бюджета | |||||||
3.1. |
Объем налоговых и неналоговых доходов, собираемых на территории города в консолидированный бюджет области |
млн. руб. |
6277,8 |
7353,0 |
8320,1 |
8671,4 |
9032,9 |
3..2. |
Объем налоговых и неналоговых поступлений за счет реализации мероприятий ПРПС |
млн. руб. |
559,18 |
1227,1 |
525,43 |
752,41 |
888,67 |
3..3. |
Бюджетная обеспеченность (налоговые и неналоговые доходы, собираемые на территории города в консолидированный бюджет области, на душу населения) |
тыс. руб. |
25,7 |
30,5 |
34,7 |
36,3 |
38,1 |
3..4. |
Доля расходов на капитальные вложения (за счет средств консолидированного бюджета города) в общем объеме расходов городского бюджета |
% |
7,9 |
10,6 |
4,5 |
2,8 |
2,6 |
Задача 4. Создание благоприятных условий для инвесторов, в том числе реализующих проекты, направленные на производство импортозамещающей продукции | |||||||
4.1 |
Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций в расчете на душу населения |
тыс. руб. |
80,2 |
50,2 |
52,1 |
55,7 |
59,3 |
4.2 |
Объем привлеченных инвестиций в экономику города в рамках ПРПС |
млн. руб. |
4305,2 |
5063,3 |
8894,33 |
3046,86 |
3514,04 |
Задача 5. Снятие инфраструктурных ограничений для развития производительных сил города | |||||||
5.1. |
Количество введенных в эксплуатацию в рамках ПРПС объектов инженерной инфраструктуры |
ед. |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
5.2. |
Объем привлеченных в рамках ПРПС инвестиций на развитие инфраструктуры |
млн. руб. |
378,0 |
- |
37,51 |
55,0 |
- |
3.2. Разработка возможных сценариев реализации целей ПРПС, согласование со Стратегией развития области
В рамках ПРПС рассматриваются следующие два варианта развития города:
- без учета реализации мероприятий ПРПС, исходя из складывающихся тенденций развития экономики города;
- с учетом реализации мероприятий ПРПС.
Анализ возможных сценариев развития города показал, что для достижения поставленной цели потребуется порядка 8 лет. В 2020 году ключевыми отраслями экономики города будут перерабатывающие производства, а также сфера малого предпринимательства, что соответствует отраслевым стратегическим приоритетам Нижегородской области.
Сценарии развития городского округа город Дзержинск на период до 2020 года в разрезе основных социально-экономических показателей
Показатели |
Ед. изм. |
2014 факт |
2017 факт |
2018 оценка |
2018 к 2014% |
2019 прогноз |
2020 прогноз |
2020 к 2014% |
Численность постоянного населения | ||||||||
Всего без учета мероприятий Программы |
чел. |
244616 |
241376 |
240029 |
98,1 |
238688 |
237300 |
97,0 |
Численность занятых в экономике | ||||||||
Всего без учета мероприятий Программы |
чел. |
102442 |
101063 |
100758 |
98,4 |
100960 |
100982 |
98,6 |
в % к пред. году |
99,0 |
102,6 |
99,7 |
|
100,2 |
100,02 |
|
|
Всего с учетом мероприятий Программы |
чел. |
103658 |
101238 |
101265 |
97,7 |
101293 |
101321 |
97,7 |
в % к пред. году |
99,7 |
99,7 |
100,03 |
|
100,03 |
100,03 |
|
|
Прирост (за счет ПРПС) |
чел. |
1216 |
3278 |
3785 |
|
4118 |
4457 |
|
Объем инвестиций в основной капитал | ||||||||
Всего без учета мероприятий Программы |
млн. руб. |
15303,1 |
7060,1 |
3619,4 |
23,7 |
10239,5 |
10566,1 |
69,1 |
в % к пред. году |
142,6 |
140,1 |
51,3 |
|
282,9 |
103,2 |
|
|
Всего с учетом мероприятий Программы |
млн. руб. |
19608,3 |
12123,4 |
12513,7 |
63,8 |
13286,4 |
14080,1 |
71,8 |
в % к пред. году |
142,6 |
112,7 |
103,2 |
|
106,2 |
106,0 |
|
|
Прирост (за счет ПРПС) |
млн. руб. |
4305,2 |
5063,3 |
8894,3 |
|
3046,9 |
3514,0 |
|
Налоговые поступления в консолидированный бюджет области | ||||||||
Всего без учета мероприятий Программы |
млн. руб. |
5022,0 |
5649,5 |
7432,2 |
147,9 |
7625,8 |
7846,0 |
156,2 |
в % к пред. году |
97,8 |
88,0 |
131,6 |
|
102,6 |
102,9 |
|
|
Всего с учетом мероприятий Программы |
млн. руб. |
5581,2 |
6876,6 |
7957,6 |
142,6 |
8378,2 |
8734,7 |
156,5 |
в % к пред. году |
102,4 |
96,9 |
115,7 |
|
105,3 |
104,3 |
|
|
Прирост (за счет ПРПС) |
млн. руб. |
559,2 |
1227,1 |
525,4 |
|
752,4 |
888,7 |
|
Объем отгруженной продукции (по полному кругу организаций) | ||||||||
Всего без учета мероприятий Программы |
млн. руб. |
71971,0 |
74332,0 |
81488,4 |
113,2 |
83192,7 |
82434,5 |
114,5 |
в % к пред. году |
102,3 |
85,8 |
109,6 |
|
102,1 |
99,1 |
|
|
Всего с учетом мероприятий Программы |
млн. руб. |
79096,9 |
105772,4 |
112488,1 |
142,2 |
120361,5 |
128906,2 |
163,0 |
в % к пред. году |
105,1 |
99,2 |
106,3 |
|
107,0 |
107,1 |
|
|
Прирост (за счет ПРПС) |
млн. руб. |
7125,9 |
31440,4 |
30999,7 |
|
37168,8 |
46471,7 |
|
Прибыль прибыльных организаций | ||||||||
Всего без учета мероприятий Программы |
млн. руб. |
3878,4 |
3674,8 |
3775,0 |
97,3 |
4039,3 |
4323,4 |
111,5 |
в % к пред. году |
91,0 |
60,7 |
102,7 |
|
107,0 |
107,0 |
|
|
Всего с учетом мероприятий Программы |
млн. руб. |
5196,0 |
7142,1 |
7277,0 |
140,1 |
7611,3 |
7966,9 |
153,3 |
в % к пред. году |
109,6 |
70,5 |
101,9 |
|
104,6 |
104,7 |
|
|
Прирост (за счет ПРПС) |
|
1317,6 |
3467,3 |
3502,0 |
|
3572,0 |
3643,5 |
|
Фонд оплаты труда | ||||||||
Всего без учета мероприятий Программы |
млн. руб. |
22403,5 |
21596,8 |
23056,2 |
102,9 |
24849,4 |
26419,1 |
117,9 |
в % к пред. году |
111,3 |
162,7 |
106,8 |
|
107,8 |
106,3 |
|
|
Всего с учетом мероприятий Программы |
млн. руб. |
25918,7 |
26804,6 |
28973,6 |
111,8 |
31160,6 |
33030,3 |
127,4 |
в % к пред. году |
119,9 |
107,0 |
108,1 |
|
107,5 |
106,0 |
|
|
Прирост (за счет ПРПС) |
|
3515,2 |
5207,8 |
5917,4 |
|
6311,2 |
6611,2 |
|
Уровень регистрируемой безработицы (на конец отчетного периода) | ||||||||
Всего без учета мероприятий Программы |
% |
0,44 |
0,41 |
0,34 |
-0,1 п.п. |
0,32 |
0,32 |
-0,12 п.п. |
Всего с учетом мероприятий Программы |
% |
0,44 |
0,40 |
0,30 |
-0,14 п.п |
0,30 |
0,30 |
-0,14 п.п. |
Снижение уровня регистрируемой безработицы |
п.п. |
- |
-0,01 |
-0,04 |
|
-0,02 |
-0,02 |
|
4. Система программных мероприятий
Система мероприятий (Приложение 3 в разрезе отраслей экономики) состоит из:
1. Мероприятий, реализуемых с использованием механизма государственно-частного партнерства, в рамках развития кластеров.
2. Мероприятий, реализуемых за счет внебюджетных источников.
Всего за 2018 - 2020 годы реализации ПРПС будет реализовано 42 проекта (мероприятия) с общим объемом инвестиций 15455,23 млн. рублей.
4.1. Мероприятия, направленные на модернизацию экономики
В целом по данному направлению предусматривается реализация 42 проектов, что позволит за 2018 - 2020 годы создать 1179 новых рабочих мест, увеличить объем отгруженной продукции, товаров и услуг на 95,1 млрд. руб., дополнительный объем товарооборота на 19,5 млрд. руб.; налоговые поступления в консолидированный бюджет области - на 2,2 млрд. руб.
Проект / Мероприятие |
2018 - 2020 годы |
||||
Инвестиции, млн. руб. |
Новые рабочие места, чел. |
Дополнительный объем отгруженной продукции, млн. руб. |
Дополнительный объем товарооборота, млн. руб. |
Дополнительные налоговые поступления в консолидированный бюджет области, млн. руб. |
|
1. Промышленность |
13584,14 |
1005 |
81941,12 |
9037,4 |
1638,35 |
2. Сельское хозяйство |
37,5 |
- |
319,5 |
- |
3,69 |
3. Торговля, платные услуги и общественное питание |
1503,99 |
133 |
564,2 |
10468,77 |
224,27 |
4. Промышленные и индустриальные парки |
329,6 |
41 |
12309,2 |
- |
300,2 |
ИТОГО по реальному сектору экономики |
15455,23 |
1179 |
95134,02 |
19506,17 |
2166,51 |
Электронная база инвестиционных паспортов ключевых проектов, реализуемых в рамках ПРПС, находится в администрации городского округа город Дзержинск Нижегородской области.
В Приложении 4 приведена потребность в кадрах для реализации инвестиционных проектов под реализацию проектов ПРПС.
5. Сроки и этапы реализации ПРПС
Действие ПРПС предусмотрено на период 2013 - 2020 годы.
Реализация предусматривается в 2 этапа:
- администрация городского округа разрабатывает и утверждает целевые индикаторы (плановые задания) до 2020 года, на которые территория должна выйти, чтобы обеспечить реализацию Стратегии в целом по области;
- разработан детальный план мероприятий ПРПС на 3 года, который будет ежегодно корректироваться с учетом фактических данных за прошедший год.
6. Система управления и механизм реализации ПРПС
6.1. Система управления
Программа разработана администрацией городского округа город Дзержинск Нижегородской области в соответствии с рекомендациями Правительства Нижегородской области в целях реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года.
Администрация городского округа город Дзержинск Нижегородской области осуществляет:
1) мониторинг реализации Программы;
2) подготовку нормативных правовых актов о корректировке перечня системы программных мероприятий в зависимости от изменения социально-экономических условий;
3) информационное сопровождение реализации Программы.
Мониторинг хода реализации Программы является существенной частью системы программного управления:
1) сбор и обработка информации по выполнению, корректировке и уточнению программных мероприятий;
2) анализ достижения целевых показателей, установленных Программой;
3) выявление причин недостижения целевых показателей;
4) включение в программу новых мероприятий за счет привлечения инвесторов к участию в Программе.
Корректировка Программы (уточнение мероприятий Программы, объёмов финансирования и целевых индикаторов) проводится ежегодно (по итогам года) по результатам мониторинга ее реализации и получения уточненной информации по проектам от инвесторов, участвующих в реализации Программы.
Общее методическое руководство за формированием и реализацией Программы осуществляет министерство экономического развития и инвестиций Нижегородской области. Администрация городского округа город Дзержинск Нижегородской области направляет в министерство экономического развития и инвестиций Нижегородской области отчет по итогам года о ходе реализации мероприятий Программы в соответствии с формами, установленными министерством экономического развития и инвестиций области.
6.2. Основные механизмы реализации ПРПС
Программа реализуется через систему программных мероприятий.
Механизм реализации Программы предполагает соблюдение следующих принципов:
- соответствие целям и задачам Программы;
- ответственность исполнителей за реализацию мероприятий Программы.
Достижение цели Программы оценивается через систему целевых индикаторов, характеризующих выполнение каждой задачи Программы. Система целевых показателей достижения цели и задач Программы выстраивается в соответствии с рекомендациями министерства экономики Нижегородской области, направленными на реализацию Стратегии развития Нижегородской области.
7. Ресурсное обеспечение ПРПС
Для реализации запланированных мероприятий предполагается привлекать:
1) Бюджетные средства в рамках государственных программ Российской Федерации и Нижегородской области (в т.ч. на компенсацию процентной ставки по банковским кредитам).
2) Кредитные средства.
3) Собственные средства организации.
Источники финансирования, млн. руб.
Мероприятия ПРПС |
Объем финансирования на 2018 - 2020 годы |
в т.ч.: |
||||||||||||||||||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||||||||||||||||
ВСЕГО |
федеральные |
областные |
муниципальные |
частные (собственные и привлеченные) |
ВСЕГО |
федеральные |
областные |
муниципальные |
частные (собственные и привлеченные) |
ВСЕГО |
федеральные |
областные |
муниципальные |
частные (собственные и привлеченные) |
ВСЕГО |
федеральные |
областные |
муниципальные |
частные (собственные и привлеченные) |
|
Мероприятия, направленные на модернизацию экономики, всего |
15455,23 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
15455,23 |
8894,33 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
8894,33 |
3046,86 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3046,86 |
3514,04 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3514,04 |
в том числе: | ||||||||||||||||||||
в промышленности |
13584,14 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
13584,14 |
8048,38 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
8048,38 |
2927,66 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2927,66 |
2608,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2608,1 |
в сельском хозяйстве |
37,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
37,5 |
37,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
37,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
в сфере торговли, общественного питания, платных услуг |
1503,99 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1503,99 |
619,44 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
619,44 |
31,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
31,7 |
852,85 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
852,85 |
по промышленным и индустриальным паркам |
329,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
329,6 |
189,01 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
189,01 |
87,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
87,5 |
53,09 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
53,09 |
ВСЕГО по Программе: |
15455,23 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
15455,23 |
8894,33 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
8894,33 |
3046,86 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3046,86 |
3514,04 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3514,04 |
8. Ожидаемые результаты
Социально-экономическая эффективность ПРПС оценивается по степени достижения запланированных к 2020 году значений установленных целевых индикаторов.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
План |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Объем привлеченных инвестиций в экономику города в рамках ПРПС |
млн. руб. |
5063,3 |
8894,33 |
3046,86 |
3514,04 |
Объем отгруженной продукции за счет реализации мероприятий ПРПС |
млн. руб. |
31440,36 |
30999,67 |
37168,8 |
46471,72 |
Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области за счет реализации мероприятий ПРПС |
млн. руб. |
1227,1 |
525,43 |
752,41 |
888,67 |
Общее количество созданных постоянных рабочих мест за счет реализации ПРПС (нарастающим итогом) |
ед. |
3278 |
3785 |
4118 |
4457 |
Уровень регистрируемой безработицы |
% |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Приложения к программе развития производительных сил городского округа город Дзержинск:
Приложение 1. Баланс трудовых ресурсов городского округа город Дзержинск
Приложение 2. Реестр свободных площадок городского округа город Дзержинск
Приложение 3. Перечень мероприятий (проектов) программы развития производительных сил городского округа город Дзержинск на 2018 - 2020 годы
Приложение 4. Потребность в кадрах под реализацию проектов программы развития производительных сил городского округа город Дзержинск
Приложение 5. Перечень паспортов ключевых инвестиционных проектов по городскому округу город Дзержинск
Директор департамента экономики, промышленности |
|
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 5 октября 2018 г. N 4150 "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.