Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации города
от 08.10.2018 N 2674
Положение
о единой дежурно-диспетчерской службе города Нижнего Новгорода
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет основные цели, задачи, функции и полномочия единой дежурно-диспетчерской службы города Нижнего Новгорода (далее - ЕДДС города).
1.2. Правовой основой создания и деятельности ЕДДС города являются Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2010 N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 2446-р "Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", постановление Правительства Нижегородской области от 07.08.2013 N 525 "О создании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Нижегородской области", распоряжение Правительства Нижегородской области от 14.07.2015 N 1293-р "Об организации и выполнении мероприятий по построению, внедрению и развитию на территории Нижегородской области аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", постановление Правительства Нижегородской области от 09.11.2016 N 759 "О единых дежурно-диспетчерских службах муниципальных образований Нижегородской области", протокол заседания Правительственной комиссии по предупреждению и обеспечению пожарной безопасности от 28.08.2015 года N 7, ГОСТ Р 22.7.01-2016 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба".
2. Основные определения и термины
Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде, проживающему населению.
Происшествие - ситуация, которая может привести к возникновению аварии.
Дежурно-диспетчерская служба (ДДС) - дежурно-диспетчерский орган, обеспечивающий оперативное управление городской службой, дежурно-диспетчерский орган объекта (организации), входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и имеющие силы и средства постоянной готовности к действиям в аварийных и чрезвычайных ситуациях.
Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования (ЕДДС) - орган повседневного управления муниципальной звена территориальной подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (далее - дежурно-диспетчерских) служб муниципального образования области.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушили условия жизнедеятельности населения.
3. ЕДДС города
3.1. ЕДДС города - орган повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб, действующих на территории городского округа город Нижний Новгород.
Целью создания ЕДДС города является повышение готовности органов местного самоуправления и служб муниципального образования к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) (происшествий), а также обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципального образования по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от ЧС (происшествий), в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
3.2. ЕДДС города является вышестоящим органом управления для всех дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС), действующих на территории муниципального образования по вопросам сбора, обработки, анализа и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в чрезвычайных ситуациях и при реагировании на происшествия.
3.3. Общее руководство ЕДДС города осуществляет глава города Нижнего Новгорода, координацию деятельности - директор МКУ "Управление ГОЧС г. Н.Новгорода", непосредственное руководство - начальник ЕДДС города.
3.4. ЕДДС города в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, определяющими порядок и объем обмена информацией при взаимодействии экстренных оперативных служб в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), законодательством Нижегородской области, настоящим Положением, а также соответствующими муниципальными правовыми актами.
3.5. ЕДДС города осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральным казенным учреждением "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Нижегородской области", Центральной дежурно-диспетчерской службой государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области", государственным казенным учреждением Нижегородской области "Служба 112", государственным казенным учреждением Нижегородской области "Центр безопасности дорожного движения".
4. Основные задачи ЕДДС города
4.1. Прием от населения и организаций сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия).
4.2. Анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение.
4.3. Сбор и обработка данных (в том числе данных мониторинга подвижных и стационарных объектов), необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также контроля их исполнения.
4.4. Сбор от ДДС, служб контроля и наблюдения за окружающей средой, систем мониторинга и распространения между ДДС, действующих на территории города, полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), о сложившейся обстановке, о действиях сил и средств по ликвидации ЧС (происшествий).
4.5. Обработка и анализ данных о ЧС (происшествиях), определение ее масштаба и уточнение состава сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС, их оповещение о переводе в один из режимов функционирования РСЧС.
4.6. Обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятые меры по ликвидации чрезвычайной ситуации (происшествия), подготовка управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествий), принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий).
4.7. Информирование ДДС города, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий), подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах.
4.8. Представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий) на основе ранее подготовленных и согласованных планов вышестоящим органам управления.
4.9. Доведение задач, поставленных органами управления РСЧС вышестоящего уровня, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия.
4.10. Предоставление оперативной информации о возникших ЧС (происшествиях), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.
4.11. Доведение принятых решений и разработанных планов до исполнителей, информирование заинтересованных вышестоящих и взаимодействующих организаций о сложившейся обстановке, выполняемых решениях и ходе проводимых мероприятий.
4.12. Уточнение и корректировка действий привлеченных дежурно-диспетчерских служб по реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по единому номеру "112".
4.13. Контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие по единому номеру "112" с территории муниципального образования.
5. Функции ЕДДС города
5.1. Своевременное представление главе города Нижнего Новгорода, заместителям главы города и другим заинтересованным органам управления полной, достоверной и актуальной информации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций на территории города Нижнего Новгорода.
5.2. Оперативная подготовка дежурно-диспетчерскими службами обоснованных и согласованных предложений для принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий) и доведение их исполнителям.
5.3. Накопление и обновление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных о городе, городских органах управления (в том числе их дежурно-диспетчерских службах), силах и средствах постоянной готовности к действиям в ЧС, потенциально опасных объектах, критически важных объектах, объектах транспортной инфраструктуры и среды обитания, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС.
5.4. Сбор и передача данных об угрозе и факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств при ликвидации ЧС и происшествий социально значимого характера.
5.5. Мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка и контроль сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от различных автоматизированных систем и оконечных устройств.
5.6. Подготовка данных для принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС, их отображения на электронной (цифровой) карте территории города Нижнего Новгорода.
5.7. Предоставление необходимой информации вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим органам управления.
6. Права ЕДДС города
6.1. По поручению главы города, председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) в пределах установленных полномочий передавать исполнителям оперативные поручения и решения оперативных штабов, решения КЧС и ОПБ по вопросам, требующим немедленного решения в интересах защиты населения и территории от ЧС, происшествий социально значимого характера, других нарушений условий жизнеобеспечения населения и осуществлять в установленном порядке контроль за их исполнением.
6.2. Контролировать план-график проведения аварийно-восстановительных и спасательных работ в интересах пострадавшего населения и предотвращения негативного воздействия последствий данного события на окружающую природную среду.
6.3. Запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений, входящих в объединенную систему оперативно-диспетчерского управления (далее - ОСОДУ), администраций районов города и организаций, независимо от организационно-правовых форм, необходимую информацию по вопросам предупреждения и ликвидации возможных ЧС и происшествий на территории города Нижнего Новгорода.
6.4. Использовать информационные базы (в том числе аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город"), программы по расчету рисков и системы мониторинга и прогнозирования ЧС.
6.5. ЕДДС города обладает иными правами, необходимыми для осуществления возложенных функций и задач.
7. Организация работы ЕДДС города
7.1. ЕДДС города функционирует в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации для мирного времени и при военных конфликтах.
7.2. Режимы функционирования для ЕДДС города устанавливает глава города Нижнего Новгорода.
7.3. В режиме повседневной деятельности ЕДДС города осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС. В этом режиме ЕДДС города обеспечивает:
7.3.1. Прием от населения, организаций и ДДС сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия).
7.3.2. Обобщение и анализ информации о чрезвычайных ситуациях, происшествиях, представление соответствующих докладов по подчиненности;
7.3.3. Поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации и средств связи.
7.3.4. Внесение необходимых дополнений и изменений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС города на ЧС.
7.3.5. Уточнение и корректировку действий привлеченных ДДС по реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по единому номеру "112".
7.3.6. Контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие по единому номеру "112" с территории города.
7.4. В режим повышенной готовности ЕДДС города и привлекаемые ДДС переводятся при угрозе возникновения ЧС в тех случаях, когда требуются совместные действия ДДС, действующих на территории города. В этом режиме ЕДДС города дополнительно обеспечивает:
7.4.1. Подготовку дежурно-диспетчерского персонала к возможным действиям в случае возникновения ЧС.
7.4.2. Оповещение и персональный вызов должностных лиц, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города и МКУ "Управление ГОЧС г. Н.Новгорода", ДДС, действующих на территории г. Н.Новгорода.
7.4.3. Получение и обобщение данных наблюдения и контроля за обстановкой на территории города, на потенциально опасных объектах, а также за состоянием окружающей среды.
7.4.4. Прогнозирование возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад их подчиненности.
7.4.5. Корректировку плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
7.4.6. Координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий.
7.5. В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС города и привлекаемые ДДС переводятся при возникновении ЧС. В этом режиме ЕДДС осуществляет решение задач в полном объеме.
7.6. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС города осуществляется через ЕДДС города.
Для этого в ЕДДС города от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация доводится ЕДДС города до всех заинтересованных ДДС города.
7.7. Вся информация, поступающая в ЕДДС города, обрабатывается и обобщается. В зависимости от поступившего сообщения, масштаба ЧС, характера принятых мер по каждому принятому сообщению готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС города информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации ЧС.
8. Порядок работы ЕДДС города
8.1. Вызовы (сообщения) о ЧС, (происшествиях) могут поступать в ЕДДС города от населения по всем имеющимся видам и каналам связи, включая сообщения через единый телефонный номер "112", от сигнальных систем и систем мониторинга, от ДДС, вышестоящих и взаимодействующих органов управления территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области по прямым каналам и линиям связи. Вызовы (сообщения) о ЧС, (происшествиях) принимаются, регистрируются и обрабатываются дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС города.
8.2. При классификации сложившейся ситуации как ЧС выше локального уровня, оперативный дежурный ЕДДС города немедленно докладывает главе, председателю КЧС и ОПБ, в ЦУКС ГУ МЧС, оценивает обстановку, уточняет состав привлекаемых сил и средств, проводит их оповещение, отдает распоряжения на необходимые действия и контролирует их выполнение. Одновременно готовятся формализованные документы о факте ЧС для последующей передачи в вышестоящие органы управления РСЧС и задействованные ДДС, ДС.
8.3. При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения доводится информация о способах защиты. Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС, сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области, обеспечивается информационная поддержка деятельности администраций всех уровней и их взаимодействие со службами, привлекаемыми для ликвидации ЧС.
8.4. ЕДДС города, ежесуточно, в режиме видеоконференцсвязи, принимает участие в подведении итогов по уточнению оперативной обстановки за текущие сутки с вышестоящими органами управления Нижегородской области.
8.5. Ежемесячно проводится анализ функционирования ЕДДС города, который доводится до ДДС, разбирается на занятиях с дежурно-диспетчерским составом ЕДДС, и ежеквартально рассматривается на заседании КЧС и ОПБ г. Н.Новгорода.
9. Порядок взаимодействия ЕДДС города с ДДС
Порядок взаимодействия ЕДДС города и ДДС определяется межведомственными нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Нижегородской области, устанавливающими порядок взаимодействия и обмена информацией между экстренными оперативными службами при катастрофах, стихийных бедствиях и ЧС (происшествиях).
10. Требования к составу и структуре ЕДДС города
10.1. Комплектование ЕДДС города:
ЕДДС города включает в себя руководство службы, дежурно-диспетчерский и технический персонал, пункт управления, средства связи, оповещения и автоматизации управления.
Руководство и дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС города должны знать:
административно-территориальное устройство города Нижнего Новгорода и Нижегородской области в целом. Должности и фамилии руководящего состава администрации города Нижнего Новгорода и администраций городских районов и адреса аварийно-спасательных формирований дежурных служб, входящих в городское звено территориальной подсистемы РСЧС, а также структуру системы - 112;
административные границы города Нижнего Новгорода, районы выезда пожарно-спасательных подразделений, наименование местностей и транспортных магистралей, организацию системы дежурно-диспетчерских служб города;
зону территориальной ответственности ЕДДС города и зоны территориальной ответственности служб экстренного реагирования, действующих на территории города;
дислокацию, назначение и состав сил и средств, привлекаемых для ликвидации и предупреждения ЧС, происшествий, размещение складов специальных средств спасения и пожаротушения;
потенциально опасные объекты, критически важные объекты, социально значимые объекты, расположенные в зоне ответственности ЕДДС города;
наименование объектов и населенных пунктов соседних муниципальных образований, куда для оказания взаимопомощи могут привлекаться местные пожарные и спасательные подразделения;
правила техники безопасности при использовании средств автоматизации;
риски возникновения ЧС (происшествий), характерные для города Нижнего Новгорода;
порядок информационного обмена.
10.2. Основными формами обучения дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС города являются: тренировки оперативных дежурных смен, участие в учебных мероприятиях (учениях), занятия по профессиональной подготовке и самостоятельная подготовка.
Учебные мероприятия (в том числе тренировки и заслушивания), проводимые с дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС города, осуществляются в соответствии с планом МКУ "Управление ГОЧС г. Н.Новгорода", с учетом тренировок, проводимых Центром управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Нижегородской области, по плану, утвержденному начальником ГУ МЧС России по Нижегородской области.
Профессиональная подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС города проводится по специально разработанной МЧС России программе.
Подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС города осуществляется:
в государственном образовательном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области имени Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова", курсах ГО, учебных центрах и учебных пунктах федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, других образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии по подготовке специалистов указанного вида деятельности;
ежемесячно по 6 часов в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке по специально разработанной МЧС России тематике. Тематика определяется исходя из решаемых вопросов и характерных ЧС, (происшествий), а также самостоятельной подготовки;
в ходе проведения ежедневного инструктажа заступающих на дежурство диспетчеров ЕДДС города;
в ходе тренировок с дежурной сменой ЕДДС города, Центром управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Нижегородской области (при этом каждая дежурная смена должна принять участие в заслушиваниях и тренировках не менее 2 раз в год);
в ходе проведения тренировок с дежурными сменами ДДС, при проведении различных учений и тренировок с органами и силами РСЧС.
10.3. Практическая стажировка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС города организуется на базе Центром управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Нижегородской области согласно графикам и планам стажировки, а также в других органах управления муниципального образования.
10.4. Не реже одного раза в полугодие принимаются зачеты, по результатам которых принимается решение о допуске дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС города к несению оперативного дежурства.
11. Требования к помещениям ЕДДС города
Расчет потребностей в площадях помещений ЕДДС города производится на базе требований действующих санитарных правил и норм (СанПиН).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.