Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к распоряжению Правительства
Нижегородской области
от 30 октября 2018 г. N 1135-р
Концепция
внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей
1) Обоснование потребности в реализации мероприятия по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет средств софинансирования из федерального бюджета.
а) проблематика и предполагаемые результаты.
Нижегородская область является одним из регионов, где обеспечивается бюджетное финансирование образовательных организаций дополнительного образования, в том числе образовательных учреждений культуры, спорта. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются более 240 тысяч детей. Возможность получения дополнительного образования обеспечивается государственными, муниципальными и негосударственными организациями в сфере образования, культуры и спорта.
Однако протяженность Нижегородской области и наличие внутри муниципалитетов сельских поселений, удаленных от муниципальных центров, не позволяет в полной мере обеспечить детям равный доступ к качественным образовательным услугам очного дополнительного образования.
Также существует проблема недостаточной проработанности механизмов и моделей взаимодействия в государственно-частном партнерстве сферы образования, бизнес-сообществах и образовательных организациях, что также не позволяет в полной мере решить проблему всеобщей доступности качественного образования.
Важным фактором, влияющим на качество дополнительного образования, равное распространение современных технологий, форм и методов преподавания во все образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, является наличие кадрового потенциала и уровень квалификации. В настоящее время в системе дополнительного образования Нижегородской области недостаточно педагогов дополнительного образования для реализации программ технической и естественнонаучной направленности, наблюдается "старение" педагогических кадров.
Реализация мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей позволит обеспечить комплексное эффективное функционирование системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей в Нижегородской области, включающее:
- создание современных организационных, правовых и финансово-экономических механизмов управления и развития региональной системы дополнительного образования детей;
- формирование системы обмена опытом и лучшими региональными практиками реализации программ дополнительного образования, действующего общедоступного навигатора по дополнительному образованию детей;
- обеспечение доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности.
В результате в Нижегородской области будут достигнуты показатели, установленные федеральным проектом "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
б) данные по сети организаций Нижегородской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе государственных (муниципальных) и частных организаций, их количеству.
По состоянию на начало 2018 - 2019 учебного года в Нижегородской области функционирует 396 организаций дополнительного образования, в том числе 172 учреждения сферы образования, 122 учреждения сферы культуры, 69 - сферы спорта и 33 негосударственные образовательные организации, в которых организовано более 19 тысяч детских объединений и спортивных секций.
Общая численность обучающихся в учреждениях дополнительного образования региона составляет 236056 детей, в том числе 9381 ребенок в негосударственном секторе.
Распределение учреждений по городской и сельской местности: 336 учреждений расположены в городской местности, в том числе все негосударственные учреждения дополнительного образования и 60 учреждений - в сельской местности.
На базах 902 общеобразовательных организаций функционирует около 15 тысяч детских объединений и спортивных секций.
Распределение обучающихся по направленностям образовательных программ, реализуемых в учреждениях дополнительного образования: техническая - 12 683 ребенка; естественнонаучная - 5 151 ребенок; художественная - 104326 детей; физкультурно-спортивная - 78 161 ребенок; туристско-краеведческая - 5870 детей; социально-педагогическая - 29 865 детей.
в) данные о кадровом составе, привлекаемом к реализации Мероприятий
Кадровый состав учреждений дополнительного образования детей региона составляет 12 229 человек. Из них административно-управленческий персонал - 1211 человек, педагогические работники - 6471 человек, учебно-вспомогательный персонал - 691 человек, иной персонал - 3856 человек.
В общей численности педагогических работников учреждений дополнительного образования высшее профессиональное образование имеют 4481 человек, высшую и первую квалификационные категории - 3725 человек.
Кроме работников учреждений дополнительного образования к реализации Мероприятий планируется привлечь преподавателей организаций высшего профессионального образования, работников ведущих предприятий региона, учителей общеобразовательных организаций.
Для координации сети дополнительного образования в регионе на базах муниципальных учреждений дополнительного образования будут созданы не менее 52 муниципальных опорных центров (далее - МОЦ) - по одному в каждом муниципалитете. В каждом органе, осуществляющем управление в сфере образования, будет закреплен специалист, курирующий Мероприятия на уровне муниципалитета.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Опыт Нижегородской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования.
Нижегородская область имеет большой опыт в реализации федеральных и международных проектов и мероприятий в области образования.
Обучающиеся нижегородских общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования принимают активное участие в различных международных и всероссийских мероприятиях.
В 2016 году 82 нижегородских школьника приняли участие в международном сопоставительном исследовании PIRLS, 77 школьников выполнили оценочные работы в рамках исследования ICCS. В 2018 году 279 человек участвовали и международном исследовании PISA.
Ежегодно Нижегородская область становится организатором заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников. В 2016 году региональным министерством образования совместно с федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского" проведен заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву. Нижегородская область приняла 245 участников из 57 субъектов Российской Федерации. В 2017 году совместно с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени К.Минина" проведен заключительный этап олимпиады по географии. Нижегородской областью принято 206 участников из 60 регионов России. В 2018 году Нижегородская область снова совместно с федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского" приняла 260 участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву из 65 субъектов Российской Федерации.
Нижегородская область имеет большой опыт в реализации проектов в системе дополнительного образования детей на различных уровнях, в том числе участие и победы во Всероссийском фестивале "РобоФест", в соревнованиях JuniorSkills, Международном проекте "STEM-ЦЕНТРЫ", WRO - Всероссийская олимпиада по робототехнике, Деталька.
С октября 2013 года Нижегородская область в результате подписания соглашения с Фондом "Образование - обществу" стала членом сообщества WorldSkills Russia (WSR). Целью движения является повышение статуса и качества профессиональной подготовки и квалификации, а также обеспечение необходимой мотивации к профессиональному самоопределению, личностному и профессиональному росту граждан Российской Федерации. В апреле 2018 года стартовали Отборочные соревнования, в которых лучшие из лучших будут бороться за право участия в Финале VI Национального чемпионата "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)", активное участие в соревнованиях принимают и нижегородцы. Союз "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" опубликовал список Топ-100 лучших образовательных организаций России. От Нижегородской области в Топ-100 вошли государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Дзержинский педагогический колледж" и государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Нижегородский индустриальный колледж".
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского" является организатором Всероссийских соревнований "Кубок Лобачевского по робототехнике". Соревнования проводятся с целью популяризации научно-технического творчества среди учащихся и студентов образовательных учреждений, приобретения учащимися навыков создания моделей роботов, развития логического мышления, интеллектуальных способностей, сохранения и развития творческого потенциала учащихся.
На уровне Нижегородской области системное решение проблемы повышения престижа инженерно-технических специальностей и воспитание мотивированной, заинтересованной молодежи, готовой справляться с непредвиденными трудностями завтрашнего дня, определило создание и функционирование, в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 4 июля 2018 г. N 715-р, Детского технопарка "Нижегородский Кванториума" по модели "Стандарт". Площадка - Парк науки федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского" (ул. Ульянова, 10Б).
Запуск данного проекта стал ключевым элементом региональной системы мотивации молодежи к выбору научных и инженерных профессий, поддержки личностного и профессионального самоопределения, проектного мышления, формирования технического мышления, воспитания будущих научных и инженерных кадров.
Нижегородская область также имеет большой опыт в реализации проектов и мероприятий в области электронного обучения, онлайн-обучения и дистанционных образовательных технологий, инфраструктурных проектов на различных уровнях образования, в том числе международных.
На протяжении ряда лет в Нижегородской области реализуется международное сотрудничество с крупнейшими IT-компаниями по реализации проектов в сфере образования. Развитие кадрового и инфраструктурного потенциала региональной системы образования Нижегородской области в области современных образовательных технологий электронного обучения и дистанционного обучения детей происходило в рамках многолетнего участия в проектах компании "INTEL" "Обучение для будущего", "Учимся с Intel", "Мобильные технологии - школам", "Создание ИКТ - насыщенной среды в начальной школе", "Формирование у младших школьников навыков и умений 21 века", "STEM-ЦЕНТРЫ", а также компании Microsoft "Исследование влияния электронной среды обучения на качество образования младших школьников".
Различные аспекты профессиональной ориентации детей в области цифрового образования являлись предметом проектирования в рамках международного проекта Еврокомиссии TEMPUS и Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" "Разработка и введение устойчивых структур по воспитанию предпринимательского духа в России" в 2014 - 2016 годах.
Областными ресурсными центрами по координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности, являются государственные образовательные организации дополнительного образования: "Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области", "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий Нижегородской области", "Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области", "Центр технического творчества и ранней профориентации "Поволжский центр аэрокосмического образования", "Детский оздоровительно-образовательный центр Нижегородской области "Дети против наркотиков", "Детско-юношеский центр Нижегородской области "Олимпиец". Общую координацию деятельности по методическому обеспечению организации дополнительного профессионального образования педагогов дополнительного образования осуществляет государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" (далее - ГБОУ ДПО НИРО).
В ГБОУ ДПО НИРО создан Проектно-консалтинговый центр воспитательных систем (далее - Центр).
Центр оказывает ресурсную поддержку образовательным организациям, реализующим дополнительные общеобразовательные программы различной направленности. Специалисты Центра осуществляют научно-методическое сопровождение разработки программ воспитания/программ развития социального воспитательного пространства на уровне муниципального образования, программ воспитания и социализации в рамках ФГОС образовательных организаций, образовательных программ и программ развития организаций дополнительного образования. Также функционирует информационно-методический портал "Дополнительное образование", созданный в целях информационно-методического сопровождения деятельности руководящих и педагогических работников данных организаций.
Результатом работы педагогов Нижегородской области являются победы и призовые места нижегородских школьников на всероссийских и международных мероприятиях (в 2017 - 2018 учебном году 124 школьника заняли первые места и получили ГРАН-при, 184 - стали призерами).
Ежегодно Нижегородская область участвует в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам; победителями и призерами становятся около 55% детей, участвующих в заключительном этапе олимпиады.
Традиционно Нижегородская область является местом проведения заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников:
- в 2016 году на территории Нижегородской области в пятый раз был проведен заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по праву, в котором приняли участие 245 обучающихся 9 - 11 классов из 57 субъектов Российской Федерации;
- в 2017 году - во второй раз проведен заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по географии, в котором приняли участие 206 учащихся 9 - 11 классов из 60 субъектов Российской Федерации;
- в 2018 году Нижегородская область в шестой раз стала местом проведения заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву, в котором приняли участие 260 учащихся 9 - 11 классов из 65 субъектов Российской Федерации.
27 апреля 2018 года в Нижегородской области был проведен окружной этап Всероссийского хорового фестиваля среди хоров и ансамблей (участники - Самарская, Пензенская, Нижегородская области, Пермский край, Республика Башкортостан, Чувашия, Марий Эл и Татарстан).
В 2016 - 2018 годах нижегородские школьники успешно представили регион, участвуя в следующих мероприятиях:
- Чемпионат мира по авиационным кордовым моделям (Австралия) - призеры;
- Международная выставка конкур стендового моделизма (Минск) - дипломанты;
- Международный научно-технический, системно-инженерный конкурс - акселератов "НТСИ - SkAPT" (Сколково) - призер;
- Международный конкурс стендового моделизма "Ugramodell-2017" (Ханты-Мансийск) - победители и призеры;
- Международная выставка-конкурс "PanonKup" (Сербия) - победители;
- Международная выставка-конкурс "Klaipeda-2017" (Литва) - победитель;
- Международная выставка-конкурс "PilsenKit-2017" (Чехия) - победитель;
- Всероссийская робототехническая олимпиада (Казань) - победители и призеры;
- Первенство России по судомодельному спорту (г. Сергиев Пассад) - призер;
- Всероссийский конкурс юных инженеров-исследователей "Спутник" (г. Самара) - дипломанты;
- Всероссийский конкурс "Объединённые космосом" (ВДЦ "Орленок) - дипломанты;
- Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ школьников Образовательного центра "Сириус";
- Первенство России по гоночным радиоуправляемым авиамоделям - победители и призеры;
- Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды -(финалисты);
- Всероссийский конкурса учебно-исследовательских экологических проектов "Человек на Земле" - призеры;
- Всероссийский юниорский лесной конкурс "Подрост" ("За сохранение природы и бережное отношение к природным богатствам") - призеры;
- Всероссийский конкурс "Моя малая родина: природа, культура, этнос" - финалисты;
- Международный конкурс-фестиваль "Новые вершины" (лауреаты 1 и 2 степени, дипломанты 1 степени);
- Международный фестиваль-конкурс "Мой путь" (лауреаты 1 степени);
- Международный фестиваль-конкурс исполнительского мастерства "Надежды Европы" (лауреаты 2 степени);
- Международный конкурс на иностранном языке "Worldsong" (лауреаты 1 и 2 степени);
- Международный конкурс-фестиваль "Новые вершины" (лауреат 2 степени, гран-при);
- Международный конкурс-фестиваль исполнительского мастерства "От Волги до Енисея" (лауреаты 1 и 3 степени);
- Международный конкурс-фестиваль "Страна магнолий" (лауреат 1 степени);
- Международный молодежный конкурс "Балтийская жемчужина" (лауреат 2 степени);
- VII Международный арт-фестиваль "Созвездия в Несебре" (лауреат 1 степени, гран-при);
- Всероссийский конкурс-фестиваль "Мы вместе" (лауреаты 3 степени, дипломанты 1 и 3 степени);
- Всероссийский конкурс-фестиваль "Волга в сердце впадает мое" (лауреаты 1, 2, 3 степени, дипломанты 1 степени, гран-при);
- Всероссийский открытый конкурс юных талантов "Синяя птица" (лауреаты 1 степени, гран-при);
- Всероссийский грантовый многожанровый фестиваль-конкурс "Виват, Победа!" (лауреаты 1 степени, гран-при);
- VIII Всероссийский фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества "Виктория" (лауреат 1 степени).
В 2017 - 2018 учебном году во всероссийских спортивных соревнованиях приняли участие 489 школьников. Победителями и призерами стали 125 человек (1 место - 23). В международных соревнованиях приняли участие 35 человек. Победителями и призерами стали 10 человек.
10 учащихся детско-юношеских спортивных школ области вошли в состав сборной команды России: 4 - по легкой атлетике, 2 - по греко-римской борьбе, 2 - по прыжкам на батуте, 1 - сумо, 1 - по плаванию.
В том числе:
- Международные соревнования Гран-При IPC, легкая атлетика (ОАЭ г. Дубай);
- Grand Prix IPC, легкая атлетика (Бразилия г. Рио-де-Жанейро);
- Международные соревнования "Starts of Afrodite", художественная гимнастика (г. Лимасол Республика Кипр) - 2 место;
- Чемпионат Европы IPC, легкая атлетика (Италия г. Гроссето);
- Чемпионат Европы по прыжкам на батуте, акробатической дорожке и двойном минитрампе (Испания г. Вальядолид);
- Первенство Европы, сумо (Германия) - 2 и 3 места;
- Открытый Международный Кубок Федерации, художественная гимнастика (г. Тула) - 3 место.
3. Организационно-правовая форма организации, наделенной статусом регионального модельного центра дополнительного образования детей.
Региональный модельный центр дополнительного образования детей (далее - РМЦ) будет иметь статус самостоятельного юридического лица. РМЦ планируется создать на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области" (далее - ЦРТДиЮ НО) с соответствующим изменением направлений работы, штатного расписания и функционала работников учреждения. Учредителем ЦРТДиЮ НО является министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.
4. Описание площадки регионального модельного центра
Площадкой для создания РМЦ станет здание ЦРТДиЮНО, расположенное в непосредственной близости к центральной части г. Нижний Новгород (пр-т Гагарина, 100).
Общая площадь здания составляет 2091,6 м2 (3 этажа, подвальное помещение). В настоящее время в здании 23 кабинета, из них 10 используются в учебных целях (реализация программ дополнительного образования, программ повышения квалификации для педагогических работников региона). Актовый зал на 100 мест, площадь 127,8 м2.
В настоящее время ЦРТДиЮ НО является региональным ресурсным центром по развитию технического, естественнонаучного и художественного направлений дополнительного образования детей. При получении статуса РМЦ в функционал учреждения будут включены вопросы координирования организационного, методического и аналитического сопровождения развития системы дополнительного образования по туристско-краеведческому, физкультурно-спортивному и социально-педагогическому направлениям.
Региональный модельный центр осуществляет функции исполнителя и (или) регионального проектного офиса по мероприятиям Федерального проекта, а также ресурсного центра в региональной системе дополнительного образования детей:
- обеспечение взаимодействия между участниками Федерального проекта в соответствующем субъекте Российской Федерации;
- обеспечение согласованного развития дополнительных общеразвивающих программ для детей различной направленности.
Зонирование помещений в Региональном модельном центре осуществляется в соответствии с учетом требований, предъявляемых к помещениям, в которых осуществляется образовательная деятельность, в соответствии с действующими нормативными документами.
Брендирование Регионального модельного центра основывается на руководстве по фирменному стилю.
Логотипы федерального проекта размещаются в соответствующих помещениях, логотип Регионального модельного центра размещается на фасаде здания.
Региональный модельный центр является ядром системы дополнительного образования детей субъекта Российской Федерации. Региональный модельный центр обеспечивает эффективное взаимодействие с базовыми организациями, федеральными ресурсными центрами, а также с муниципальными (опорными) центрами дополнительного образования детей, а также центров по выявлению и сопровождению одаренных детей, через оказание ресурсной, учебно-методической, организационной, экспертно-консультационной поддержки.
5. Описание модели функционирования результатов Мероприятий
Реализация мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования позволит обеспечить комплексное эффективное функционирование системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей в субъекте Российской Федерации, включающее создание современных организационных, правовых и финансово-экономических механизмов управления и развития региональной системы дополнительного образования детей, формирование системы обмена опытом и лучшими региональными практиками реализации программ дополнительного образования, действующего общедоступного навигатора по дополнительному образованию детей, обеспечение доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности.
Целевая модель включает реализацию следующих основных мероприятий:
1. Создание и обеспечение деятельности в 2019 - 2021 годах регионального модельного центра дополнительного образования детей (далее - РМЦ) согласно методическим рекомендациям по созданию и функционированию РМЦ, а также создание сети муниципальных опорных центров (далее - МОЦ) в каждом муниципальном образовании субъекта Российской Федерации, который будет:
а) выполнять функции регионального проектного офиса по общей координации реализации регионального проекта на уровне субъекта Российской Федерации, организации проектной деятельности в сфере дополнительного образования детей в субъекте Российской Федерации, а также по взаимодействию рабочей группой и проектным офисом национального проекта (далее - ПО национального проекта);
б) обеспечивать (оказывать содействие) внедрение системы персонифицированного финансирования в Нижегородской область;
в) формировать в Нижегородской области эффективную систему взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, включающую в себя РМЦ как "ядро" региональной системы, муниципальные (опорные) центры дополнительного образования и организации, участвующие в дополнительном образовании детей, а также центры по выявлению и поддержке одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, с учетом опыта Образовательного Фонда "Талант и успех";
г) внедрять пилотные проекты обновления содержания и технологий дополнительного образования;
д) обеспечивать развитие профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей, в том числе непрерывного дополнительного профессионального образования педагогических работников для работы с одаренными детьми;
е) выявлять и распространять лучшие практики реализации современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей, дополнительных общеобразовательных программ, осуществлять программное, методическое, кадровое, информационное и организационное сопровождение развития региональной системы дополнительного образования в субъекте Российской Федерации;
Создание РМЦ в Нижегородской области будет осуществляться в соответствии с методическими рекомендациями, являющимися приложением 5 к документации на участие в отборе (далее - Методические рекомендации).
План первоочередных мероприятий по созданию и функционированию РМЦ в соответствии с приложением 1 к Методическим рекомендациям включает:
1. Отбор, утверждение площадки РМЦ, назначение руководителя и утверждение положения о деятельности РМЦ;
2. Утверждение плана деятельности РМЦ, соответствующего в том числе паспорту федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", а также паспортам и сводным планам региональных проектов в сфере дополнительного образования детей в очередном году и плановом двухлетнем периоде;
3. Привлечение интеллектуальных партнеров;
4. Привлечение бизнес-партнеров из реального сектора экономики и направление в РМЦ скана соответствующего письма со стороны партнера;
5. Создание портала РМЦ, включающего:
5.1. Методический блок - для педагогов, родителей, руководителей.
5.2. Дистанционные курсы - для детей, родителей.
5.3. Результаты независимой оценки качества организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.
5.4. Информация о мероприятиях, конкурсах и т.д.
6. Утверждение медиаплана освещения деятельности РМЦ.
7. Утверждение программы краткосрочных обменов педагогов и руководителей организаций дополнительного образования детей в лучших организациях дополнительного образования детей других субъектов Российской Федерации.
8. Повышение квалификации сотрудников и директора РМЦ на базе федерального ресурсного центра по управлению в сфере образования и проектной деятельности.
9. Утверждение годового плана конкурсных и иных мероприятий для обучающихся в системе дополнительного образования детей.
10. Внедрение (при необходимости - разработка новых) типовых моделей, в том числе:
10.1. Сетевого взаимодействия на базе образовательных организаций, не реализующих ранее дополнительное образование детей.
10.2. Разноуровневых программ дополнительного образования.
10.3. Модульных программ для сельской местности.
10.4. Вовлечения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
10.5. Образовательных программ для организаций летнего отдыха и проведения заочных школ.
11. Утверждение и апробация типовых дополнительных профессиональных программ для:
11.1. Педагогических работников.
11.2. Руководителей организаций, реализующих программы дополнительного образования детей.
11.3. Родителей.
11.4. Наставников проектных детских команд.
12. Запуск регионального навигатора по дополнительному образованию детей с муниципальными компонентами (содержательное наполнение регионального и муниципальных сегментов общедоступного навигатора системы дополнительного образования детей).
13. Проведение независимой оценки качества образовательной организации по дополнительным общеобразовательным программам.
14. Подготовка ежегодного отчета о реализации на территории субъекта Российской Федерации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Создание РМЦ и МОЦ будет осуществляться в соответствии с дорожной картой, являющейся приложением к настоящей Концепции.
2. Внедрение и распространение системы персонифицированного финансирования дополнительного (в соответствии с основными требованиями к внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей), обеспечение равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственными, муниципальными и частными организациями, осуществляющими деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ, внедрению эффективных моделей государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей.
Внедрение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Нижегородской области будет осуществляться в соответствии с основными требованиями, являющимися приложением 6 к документации на участие в отборе (далее - Требования).
Целью внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей является предоставление детям формализованного права получать интересующее их (востребованное, качественное и соответствующее ожиданиям детей и семей) дополнительное образование без ограничение возможности выбора организации (индивидуального предпринимателя), реализующей соответствующую образовательную программу.
В основе системы персонифицированного финансирования лежат следующие принципы:
1. Равный и свободный доступ детей к получению сертификата на обучение по дополнительным общеобразовательным (за исключением предпрофессиональных программ, предусматривающих отбор детей для зачисления на программу) программ (без конкурсного отбора, квот и т.д.).
2. Свобода выбора ребенком и его семьей любой дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой на территории Нижегородской области.
3. Право ребенка в любой момент поступить (при открытом наборе на программу) на обучение или сменить дополнительную общеобразовательную программу, по которой он проходит обучение, в том числе наличие понятного и прозрачного механизма изменения дополнительной общеобразовательной программы в рамках одной организации или между разными исполнителями услуг.
4. Информационная открытость и простота получения информации о порядке получения сертификатов, перечне исполнителей образовательных услуг и реализуемых ими дополнительных общеобразовательных программах, порядке реализации сертификата и иных параметрах функционирования системы персонифицированного финансирования.
5. Равный и административно-безбарьерный доступ исполнителей образовательных услуг вне зависимости от организационно-правовой формы к системе персонифицированного финансирования, наличие понятного и прозрачного механизма финансового обеспечения реализации ими дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с сертификатами.
6. Принцип персональной закрепленности средств за получателям сертификата, в том числе именная принадлежность сертификата и запрета (отсутствия возможности) передачи третьим лицам или монетизации.
С учетом целей и принципов системы персонифицированного финансирования (далее - Система) Требованиями выделяются следующие критерии системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей:
1. В рамках системы соблюдение принципа персональной закрепленности средств за потребителем.
Для соответствия данному критерию в Нижегородской области будет:
- введен реестр детей, обладающих сертификатом дополнительного образования;
- просчитаны, определены и предусмотрены в соответствующем уровне бюджета (муниципальный, региональный) объемы средств на обеспечение сертификатов, а также установлены соответственно региональным (муниципальным) правовым актом.
2. Обеспечение открытости системы и равных условий деятельности всех участников системы.
Для соответствия данному критерию в Нижегородской области будет:
- разработан и введен единый порядок включения поставщиков образовательных услуг (далее - Поставщики) в Систему. Основным требованием для включения Поставщиков в Систему будет являться соблюдением ими норм законодательства в сфере образования;
- установлены однородные нормативы финансового обеспечения реализации Поставщиками за счет средств сертификата дополнительного образования однородных образовательных программ.
3. В рамках системы использование механизмов, определяющих сертификат в качестве реального инструмента поддержки реализации выбора.
Для соответствия данному критерию в Нижегородской области будет:
- определена и нормативно закреплена периодичность изменения ребенком осваиваемой им образовательной программы с соответствующим "переносом" сертификата при принятии решений об изменении места и/или программы обучения;
- определен и нормативно закреплен порядок финансового обеспечения получения ребенком дополнительного образования по сертификату.
3. Формирование современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и из других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ (в соответствии с актом Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении Стандарта целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей).
4. Проведение инвентаризации инфраструктурных, материально-технических ресурсов образовательных организаций различного типа, научных организаций, организаций культуры, спорта, и реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ для реализации образовательных программ, а также анализа кадрового потенциала для повышения эффективности системы образования региона (в соответствии с методическими рекомендациями о проведении инвентаризации).
5. Реализация дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, вовлечение в реализацию образовательных программ образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных организаций высшего образования, а также научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики (в соответствии с актом Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении Стандарта целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей).
6. Выравнивание доступности предоставления дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одаренных детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) (в соответствии с актом Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении Стандарта целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей).
7. Внедрение общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующего функциональным требованиям, позволяющего семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам и уровню подготовки детей;
а также иные мероприятия федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" с учетом региональной специфики системы дополнительного образования детей.
Смета расходования средств на реализацию мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в 2019 году
N |
Наименование мероприятия |
Итого |
|||
Фед. Бюджет |
Бюджет субъекта РФ |
Внебюджетные и иные источники |
Итого по всем источникам |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=3+4+5 |
Мероприятия по созданию и обеспечению деятельности в 2019 - 2021 годах регионального модельного центра дополнительного образования детей | |||||
1 |
Обеспечение деятельности регионального модельного центра дополнительного образования детей (РМЦ) |
|
599257 |
|
599257 |
2 |
Создание портала РМЦ |
400000 |
163662 |
|
563662 |
3 |
Приобретение оборудования |
500000 |
|
500000 |
1000000 |
4 |
Приобретение расходных материалов |
500000 |
300000 |
467910 |
1267910 |
5 |
Повышение квалификации специалистов РМЦ |
|
604000 |
|
604000 |
6 |
Проведение независимой оценки качества |
|
|
51600 |
51600 |
Мероприятия по внедрению и распространению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечению равных условий доступа к финансированию за счёт бюджетных ассигнований государственными, муниципальными и частными организациями, осуществляющими деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ внедрению эффективных моделей государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей | |||||
1 |
Разработка автоматизированной системы для определения стоимости услуги |
200000 |
|
15000 |
215000 |
2 |
Ведение реестра поставщиков услуги дополнительного образования |
|
97650 |
|
97650 |
3 |
Ведение реестра дополнительных общеразвивающих программ |
|
97650 |
|
97650 |
4 |
Разработка и поддержка системы персонифицированного финансирования |
500000 |
|
|
500000 |
Мероприятия по формированию современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и из других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ | |||||
1 |
Повышение квалификации специалистов РМЦ |
|
1691200 |
|
1691200 |
Мероприятия по проведению инвентаризации инфраструктурных, материально-технических ресурсов образовательных организаций разного типа, научных организаций, организаций культуры, спорта, и реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ, а также анализа кадрового потенциала для повышения эффективности системы образования региона | |||||
1 |
Проведение работ по инвентаризации кадровых, материально-технических и инфраструктурных ресурсов системы дополнительного образования Нижегородской области |
|
97650 |
195300 |
97650 |
2 |
Разработка базы данных и обучение сотрудников |
500000 |
|
|
500000 |
Мероприятия по реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, вовлечении в реализацию образовательных программ образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных и организаций высшего образования, а также научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики | |||||
1 |
Реализация дополнительных общеразвивающих программ художественной, технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, социально-педагогической, туристско-краеведческой направленности |
|
4533597 |
550000 |
5083597 |
2 |
Приобретение оборудования и программного обеспечения |
1000000 |
|
|
1000000 |
3 |
Монтаж оборудования для ВКС |
500000 |
|
|
500000 |
Мероприятия по выравниванию доступности предоставления дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одаренных детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | |||||
1 |
Приобретение оборудования и расходных материалов |
2000000 |
|
4000000 |
6000000 |
2 |
Организация и проведение мероприятий |
|
100000 |
310000 |
410000 |
Мероприятия по внедрению общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующий утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации функциональным требованиям, позволяющий семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам и уровню подготовки детей | |||||
1 |
Разработка, запуск и ведение общедоступного навигатора |
400000 |
97650 |
|
497650 |
2 |
Разработка и поддержка баз данных, обучение сотрудников |
1500000 |
|
|
1500000 |
Итоговая сумма реализации проекта на 3 года: 60 898200 рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 8000000,0 рублей;
региональный бюджет - 8326300,0 рублей;
внебюджетные источники - 6089,8 рублей.
Дорожная карта по внедрению целевой модели
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Срок |
1. |
Утверждено положение о Региональном модельном центре, план деятельности Регионального модельного центра |
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области |
февраль |
2. |
Согласованы штатное расписание и перечень обязательных функциональных зон Регионального модельного центра с правительным офисом (далее - ПО) национального проекта |
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, ПО национального проекта |
февраль - март |
3. |
Согласована смета реализации Мероприятий с ПО национального проекта |
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, ПО национального проекта |
февраль - март |
4. |
Утвержден медиаплан Регионального модельного центра |
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области |
февраль |
5. |
Определены и наделены статусов муниципальных опорных центров соответствующие организации во всех муниципальных образованиях Нижегородской области |
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области |
февраль - март |
6. |
Проведены мероприятия по инвентаризации инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов системы образования Нижегородской области |
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области |
февраль - март |
7. |
Проведены организационные мероприятия и утверждена нормативная документация в целях внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей |
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области |
февраль - июнь |
8. |
Обеспечена выдача сертификатов персонифицированного финансирования дополнительного образования детей обучающимся по дополнительным общеобразовательным программам |
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области |
сентябрь |
9. |
Прошли повышение квалификации (профмастерства) сотрудники региональных модельных центров, муниципальных опорных центров, а также ведущих организаций дополнительного образования детей |
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области |
апрель - август |
10. |
Определен поставщик на оказание услуг по внедрению регионального общедоступного навигатора дополнительного образования детей |
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области |
апрель |
11. |
Внедрен региональный общедоступный навигатор дополнительного образования детей |
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области |
сентябрь |
12. |
Внедрены модели реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме |
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области |
сентябрь |
13. |
Внедрены модели выравнивания доступности дополнительных общеобразовательных программ для детей с различными образовательными возможностями и потребностями, в том числе для одаренных детей из сельской местности, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области |
сентябрь |
Приложения к настоящей Концепции:
приложение 1 "Дорожная карта создания регионального модельного центра и муниципальных опорных центров в Нижегородской области";
приложение 2 "Таблица индикаторов";
приложение 3 "Штатное расписание регионального модельного центра";
приложение 4 "Инфраструктура регионального модельного центра".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.