Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу министерства здравоохранения
Нижегородской области
от 14.03.2019 N 315-156/19П/од/21-о
Алгоритм
мероприятий по профилактике профессионального заражения медицинского персонала гемоконтактными инфекциями, в том числе ВИЧ при проведении медицинских манипуляций
Мероприятия по профилактике профессионального заражения медицинского персонала гемоконтактными инфекциями, в том числе ВИЧ-инфекцией проводятся в соответствии с установленными требованиями нормативных документов: СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" и СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции", СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", СП 3.1.3263-15. "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах", СП 3.1.1.2341-08. "Профилактика вирусного гепатита B. Санитарно-эпидемиологические правила", СП 3.1.3112-13 "Профилактика вирусного гепатита С" и др.
Профилактические мероприятия проводятся исходя из положения, что каждый пациент расценивается как потенциальный источник гемоконтактных инфекций.
1. При выполнении всех манипуляций медицинский работник должен быть одет в медицинскую спецодежду, шапочку, маску, медицинские перчатки, сменную обувь. Нахождение в медицинской одежде и обуви за пределами медицинской организации не допускается.
2. Для достижения эффективного мытья и обеззараживания рук необходимо соблюдать следующие условия: коротко подстриженные ногти, отсутствие лака на ногтях, отсутствие искусственных ногтей, ювелирных украшений.
Медицинские работники, имеющие раны на руках, экссудативные поражения кожи или мокнущий дерматит, на время заболевания отстраняются от ухода за пациентами и контакта с предметами для ухода. При производственной необходимости все повреждения должны быть закрыты лейкопластырем.
3. Проводить гигиеническую обработку рук в следующих случаях:
- перед непосредственным контактом с пациентом;
- после контакта с неповрежденной кожей пациента (например, при измерении пульса или артериального давления);
- после контакта с секретами или экскретами организма, слизистыми оболочками, повязками;
- перед выполнением различных манипуляций по уходу за пациентом;
- после контакта с медицинским оборудованием и другими объектами, находящимися в непосредственной близости от пациента;
- после лечения пациентов с гнойными воспалительными процессами, после каждого контакта с загрязненными поверхностями и оборудованием.
Гигиеническая обработка рук проводится двумя способами:
- гигиеническое мытье рук мылом и водой;
- обработка рук кожным антисептиком.
Гигиеническую обработку спиртосодержащим или другим разрешенным к применению антисептиком проводят путем втирания его в кожу кистей рук в количестве, рекомендуемом инструкцией по применению.
Непременным условием эффективного обеззараживания рук является поддержание их во влажном состоянии в течение рекомендуемого времени обработки.
Для высушивания рук применяют индивидуальные чистые тканевые полотенца или бумажные салфетки однократного использования.
4. Во избежание аварийных ситуаций медицинские работники должны соблюдать меры предосторожности при выполнении манипуляций с режущими и колющими инструментами (иглы, скальпели, ножницы и др.) и при открытии пробирок с кровью или сывороткой.
Режущие и колющие инструменты не следует передавать из рук в руки, необходимо убирать их в нейтральную зону и затем брать из нее.
5. При сборе медицинских отходов запрещается:
- сгибать и ломать инъекционные иглы после их использования;
- надевать колпачки на использованные иглы;
- вручную разрушать, разрезать отходы классов Б и В, в том числе использованные системы для внутривенных инфузий, в целях их обеззараживания;
- пересыпать (перегружать) неупакованные отходы классов Б и В из одной емкости в другую;
- утрамбовывать отходы классов Б и В;
- использовать мягкую одноразовую упаковку для сбора острого медицинского инструментария и иных острых предметов;
- использовать "груз" в емкости с отходами класса Б и В;
- осуществлять любые операции с отходами без перчаток или необходимых средств индивидуальной защиты и спецодежды.
6. Дезинфекцию, предстерилизационную очистку, ополаскивание медицинского инструментария, пипеток, лабораторной посуды, приборов и аппаратов и т.д. проводить только в медицинских перчатках и спецодежде.
7. При подготовке рабочего места необходимо убедиться в наличии на рабочем месте "Аптечки аварийных ситуаций" и ее укомплектованности ("Аптечка аварийных ситуаций" и инструкция должны быть в каждом кабинете, где проводятся манипуляции с возможностью нарушения целостности кожных покровов).
8. При возникновении аварийной ситуации на рабочем месте медицинский работник обязан незамедлительно провести комплекс мероприятий по предотвращению заражения ВИЧ-инфекцией.
8.1. При повреждении кожных покровов (укол, порез) необходимо:
- немедленно снять перчатки, погрузить в дезинфицирующий раствор;
- выдавить кровь из ранки;
- под проточной водой тщательно вымыть руки с мылом;
- обработать руки 70 гр. спиртом или спиртсодержащим кожным антисептиком;
- обработать ранку 5% спиртовым раствором йода;
- герметично заклеить ранку лейкопластырем.
8.2. При попадании крови или других биологических жидкостей на кожные покровы:
- вымыть руки мылом и водой;
- тщательно высушить руки одноразовым или индивидуальным полотенцем;
- дважды обработать кожным антисептиком в соответствии с инструкцией по применению препарата.
8.3. При попадании крови или других биологических жидкостей на спецодежду снять рабочую одежду продезинфицировать.
8.4. При попадании крови или других биологических жидкостей на слизистые глаз одним из трех указанных способов:
- обильно промыть водой (не тереть);
- или 1% водным раствором борной кислоты;
- или 0,01% раствором марганцовокислого калия
8.5. При попадании крови или других биологических жидкостей на слизистую носа обработать одним из двух указанных способов:
- 1% раствором протаргола (препарат "Сиалор");
- или 0,01% раствором марганцовокислого калия.
8.6. При попадании крови или других биологических жидкостей на слизистую рта провести обработку одним из указанных способов:
- прополоскать 70% раствором этилового спирта;
- или 0,05% раствором марганцовокислого калия;
- или 1% водным раствором борной кислоты.
9. При возникновении аварийных ситуаций необходимо:
9.1. Собрать эпидемиологический анамнез у пациента о наличии у него заболеваний, передающихся через биологические жидкости. Провести дотестовое консультирование.
9.2. Провести экспресс-тестирование образцов крови обоих участников аварийной ситуации (медицинского работника и пациента).
9.3. Провести кодирование образцов крови потенциального источника заражения (пациента) и контактного лица (медицинского работника) кодом "120" в соответствии с методическими рекомендациями Минздравсоцразвития от 6 августа 2007 г. N 5950-PX "О проведении обследования на ВИЧ-инфекцию".
9.4. Оформить единый бланк на исследование образцов крови в двух экземплярах на пациента и медицинского работника, с отметкой в правом верхнем углу - "аварийная ситуация" и результатов экспресс-тестирования обоих участников.
9.5. Отправить образцы крови с бланком на исследование в лабораторию ГБУЗНО "НОЦ СПИД".
9.6. Зафиксировать сведения об аварийной ситуации в "Журнале аварийных ситуаций" по месту аварийной ситуации (приложение 3). Оформить акт (приложение 8).
Довести данную информацию до должностного лица, ответственного за профилактику профессионального заражения ВИЧ в учреждении. Заверить запись об аварийной ситуации двумя подписями.
9.7. Провести постконтактную профилактику заражения ВИЧ антиретровирусными препаратами:
Прием антиретровирусных препаратов должен быть начат в течение первых двух часов после аварии, но не позднее 72 часов.
Стандартная схема постконтактной профилактики заражения ВИЧ-инфекцией: МНН лопинавир/ритонавир 200/50 мг N 120 (по 2 таб. x 2 раза в день) (Торговое название - "Калетра") + МНН зидовудин/ламивудин 300/150 N 60 (по 1 таб. x 2 раза в день) (Торговые названия - "Комбивир", "Виракомб", "Дизаверокс", "Зидолам", "Зилакомб" и т.д.) в течение 4 недель.
10. Персоналу, у которого произошел контакт с материалом, инфицированным вирусом гепатита B, вводится одновременно специфический иммуноглобулин (не позднее 48 ч.) и вакцина против гепатита B в разные участки тела по схеме 0 - 1 - 2 - 6 мес. с последующим контролем за маркерами гепатита (не ранее 3 - 4 мес. после введения иммуноглобулина). Если контакт произошел у ранее вакцинированного медработника, целесообразно определить уровень анти-HBs в сыворотке крови. При наличии концентрации антител в титре 10 МЕ/л и выше вакцинопрофилактика не проводится, при отсутствии антител - целесообразно одновременное введение 1 дозы иммуноглобулина и бустерной дозы вакцины (таблица 1).
Таблица 1
Экстренная профилактика ВГВ
Медработник, пострадавший в аварийной ситуации |
Мероприятия в зависимости от ситуации, когда статус источника |
||
Не установлен |
HBsAg - отриц. |
HBsAg - полож. |
|
Не привит |
Начать плановую вакцинацию |
Вакцинация по экстренной схеме + иммуноглобулин |
|
Ранее привит (концентрация антител на момент контакта менее 10 м МЕ /мл) |
Однократная ревакцинация |
Однократная ревакцинация |
Однократная ревакцинация + иммуноглобулин |
Ранее привит (концентрация антител на момент контакта более 10 м МЕ /мл) |
Мероприятия не проводятся |
Мероприятия не проводятся |
Мероприятия не проводятся |
<*> Вакцинация начинается не позднее 48 часов от аварийной ситуации
<**> Способ применения и доза иммуноглобулина определяется инструкцией к препарату
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.