Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к указу Губернатора области
от 10.03.2017 N 115-ук
План
мероприятий ("дорожная карта") по содействию развитию конкуренции в Оренбургской области на 2016 - 2018 годы
I. Общие положения
План мероприятий ("дорожная карта") по содействию развитию конкуренции в Оренбургской области на 2016 - 2018 годы (далее - "дорожная карта") разработан в соответствии с требованиями стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года N 1738-р.
"Дорожная карта" направлена на развитие конкурентной среды на территории Оренбургской области.
Основными целями реализации "дорожной карты" являются:
включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области (далее - органы исполнительной власти) и органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области (далее - муниципальные образования);
внедрение лучших практик развития конкуренции субъектов Российской Федерации в Оренбургской области;
снижение доли государственного сектора в экономике;
обеспечение субъектам предпринимательства равного доступа к информации о реализации государственного имущества;
совершенствование процессов управления объектами государственной и муниципальной собственности;
развитие конкуренции при осуществлении закупок;
стимулирование новых предпринимательских инициатив;
развитие механизмов поддержки научно-технического творчества детей и молодежи, междисциплинарных исследований и практико-ориентированного образования;
содействие развитию институтов поддержки малого и среднего предпринимательства, создание институциональной среды для внедрения инноваций.
В "дорожной карте" определены контрольные показатели и первоочередные мероприятия по трем основным направлениям:
развитие конкурентной среды на социально значимых рынках Оренбургской области;
развитие конкурентной среды на приоритетных рынках Оренбургской области;
системные мероприятия, направленные на развитие конкурентной среды в Оренбургской области.
II. Состояние конкурентной среды на социально значимых рынках Оренбургской области*)
Рынок услуг дошкольного образования
В Оренбургской области функционируют 933 дошкольные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Общая численность детей, посещающих указанные организации, - 109541 человек. Доля детей, посещающих частные дошкольные образовательные организации, в общей численности детей, посещающих дошкольные образовательные организации Оренбургской области, составляет 0,78 процента. В указанной сфере работают 4 индивидуальных предпринимателя, функционируют 7 негосударственных организаций, 1 негосударственная общеобразовательная организация с дошкольными группами.
По результатам мониторинга на рынке услуг дошкольного образования Оренбургской области наблюдается умеренная конкуренция. Отмечается удовлетворенность потребителей уровнем цен и возможностью выбора организаций, предоставляющих указанные услуги.
Обеспеченность населения Оренбургской области местами в детских дошкольных организациях составляет 95,0 процента. В течение последних пяти лет в муниципальных образовательных организациях введено более 25 тыс. дополнительных мест для приема детей дошкольного возраста.
Вместе с тем услуги негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей остаются востребованными как альтернативная форма получения дошкольного образования.
Невысокая доля участия частных образовательных организаций в региональной системе дошкольного образования обусловлена низкой рентабельностью при высоком уровне первоначальных вложений в развитие бизнеса.
Целями реализуемых на территории Оренбургской области мероприятий являются:
развитие сектора частных дошкольных образовательных организаций;
создание условий для развития вариативных видов и профилей дошкольных организаций с ориентацией на главного заказчика и потребителя - родителей;
обеспечение высокого качества дошкольного образования в соответствии с меняющимися запросами населения;
осуществление финансовой, имущественной и информационно-консультативной поддержки организаций всех форм собственности на рынке услуг дошкольного образования Оренбургской области;
повышение квалификации персонала;
снижение барьеров для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности;
повышение престижа дошкольного образования, закрепление за ним статуса значимой для общества сферы образования.
Реализация мероприятий по развитию сектора частных дошкольных образовательных организаций позволит к 2018 году увеличить долю детей, посещающих частные дошкольные образовательные организации, в общей численности детей, посещающих дошкольные образовательные организации, в 1,6 раза в сравнении с 2015 годом.
Рынок услуг детского отдыха и оздоровления
В Оренбургской области функционируют 1150 детских оздоровительных учреждений различных видов (загородные, санаторные, палаточные лагеря и лагеря с дневным пребыванием детей) и форм собственности. Участие негосударственных организаций в предоставлении услуг детского отдыха и оздоровления составляет 5,0 процента от общего объема оказываемых услуг.
За последние два года открыто четыре новых оздоровительных лагеря:
оздоровительно-образовательный центр "Солнечная страна" в Тюльганском районе (2014 год);
загородный лагерь "Сокол" в Домбаровском районе (2014 год);
оздоровительный центр "Янтарь" в зоне отдыха "Дубки" Оренбурга (2015 год);
палаточный лагерь "Юный патриот" в Адамовском районе (2015 год).
Однако результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что на рынке услуг детского отдыха и оздоровления наблюдаются низкий уровень конкуренции и неудовлетворенность потребителей возможностью выбора организаций, предоставляющих услуги в данной сфере, а также качеством оказываемых услуг и ценовой политикой.
Сложившаяся на рынке ситуация связана с тем, что поддержка частного бизнеса в развитии инфраструктуры детского отдыха осуществляется путем возмещения затрат, связанных с оказанием услуг отдыха и оздоровления детей в пределах денежных средств, предусмотренных сертификатом на отдых и (или) оздоровление в лагерях предприятий-собственников. Однако на сегодняшний день данная поддержка не покрывает всех затрат, которые несут организации, обеспечивающие отдых детей.
Основными целями реализуемых мероприятий являются:
развитие сектора негосударственных (немуниципальных) организаций отдыха и оздоровления детей;
обеспечение предоставления безопасных и качественных услуг в сфере круглогодичного оздоровления, отдыха детей;
обеспечение сохранения и развития инфраструктуры детского отдыха и оздоровления в Оренбургской области;
обеспечение взаимодействия всех субъектов в организации сферы круглогодичного оздоровления, отдыха детей, включая организацию учебного процесса;
создание системы информационно-методической поддержки сферы круглогодичного оздоровления и отдыха детей;
снижение административных барьеров при получении лицензии на осуществление образовательной деятельности;
содействие в повышении квалификации персонала;
стимулирование дифференциации предлагаемых услуг детского отдыха и оздоровления.
Планируется, что благодаря мероприятиям по содействию развитию конкуренции на рынке услуг детского отдыха и оздоровления численность детей в возрасте от 7 до 17 лет, проживающих на территории Оренбургской области, воспользовавшихся сертификатами на отдых и оздоровление, к 2018 году увеличится на 5,0 процента.
Рынок услуг дополнительного образования детей
Система дополнительного образования детей государственного и муниципального уровней в Оренбургской области представлена 224 учреждениями, находящимися в ведении министерства образования Оренбургской области, министерства культуры и внешних связей Оренбургской области и министерства физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области.
Около 300 тысяч детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет занимаются в творческих объединениях и спортивных секциях организаций дополнительного образования детей Оренбургской области.
В настоящее время в Оренбургской области действуют 13 негосударственных организаций дополнительного образования детей, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам. В указанных организациях занимаются 7300 человек.
Рынок услуг дополнительного образования детей в Оренбургской области по результатам проведенного мониторинга характеризуется умеренной конкуренцией, стабильным ростом негосударственных организаций, удовлетворительным уровнем цен и качеством оказываемых услуг.
Цели мероприятий "дорожной карты" заключаются в следующем:
содействие развитию негосударственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
обеспечение вариативности и доступности качественного дополнительного образования для всех слоев и групп детского населения;
стимулирование развития инфраструктуры образовательных организаций дополнительного образования детей;
формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей;
создание условий для привлечения родителей и общественности к участию в управлении развитием системы дополнительного образования детей.
Ожидаемый результат - увеличение численности детей и молодежи Оренбургской области в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование в частных образовательных организациях, в период с 2016 по 2018 год не менее чем на 2,0 процента.
Рынок медицинских услуг
Количество организаций здравоохранения, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи, составляет 162 медицинские организации, в том числе 138 медицинских организаций, заявленных в Территориальной программе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
Доля негосударственных организаций, включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, составляет 4,5 процента.
Низкий уровень конкурентной среды, выявленный при проведении исследований на рынке медицинских услуг, связан с малым количеством организаций на указанном рынке, высоким уровнем цен, неудовлетворенностью потребителей качеством оказываемых услуг.
Основной проблемой, сдерживающей рост доли участия негосударственных медицинских организаций в системе ОМС, являются низкие тарифы на оплату медицинской помощи для частных медицинских организаций, устанавливаемые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области.
Реализуемые на территории Оренбургской области мероприятия направлены на достижение следующих целей:
включение негосударственных (немуниципальных) медицинских организаций в реализацию Территориальной программы ОМС;
увеличение доли затрат на медицинскую помощь по ОМС, оказанную негосударственными (немуниципальными) медицинскими организациями, в общих расходах на выполнение Территориальной программы ОМС;
улучшение качества предоставляемых населению медицинских услуги, как следствие, сокращение смертности населения;
устранение антиконкурентного давления со стороны крупных организаций.
Планируется, что благодаря принятым в Оренбургской области мерам доля затрат на медицинскую помощь по ОМС, оказанную негосударственными (немуниципальными) медицинскими организациями, в общих расходах на выполнение Территориальной программы ОМС к 2018 году увеличится в сравнении с 2015 годом в 2 раза.
Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
В Оренбургской области функционируют 93 образовательные организации, реализующие программу дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). В них обучаются 1724 ребенка с ОВЗ.
Оказание медицинской реабилитационной помощи детям проводится в 58 государственных медицинских организациях Оренбургской области, а также в 3 негосударственных организациях.
В реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) Оренбургской области включены 6 негосударственных (немуниципальных) организаций, оказывающих услуги, направленные на создание условий для оказания ранней помощи детям с ОВЗ.
Низкий уровень конкурентной среды, выявленный при проведении исследований на указанном рынке услуг, связан с малым количеством организаций, оказывающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации детей с ОВЗ (в возрасте до 6 лет). Также отмечена неудовлетворенность потребителей несоответствием высокого уровня цен на оказываемые услуги их качеству.
Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является "непривлекательным" для организации и ведения бизнеса в связи с низкой платежеспособностью населения, нуждающегося в данных услугах. Особенности потребительского поведения на рынке услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ предполагают развитие СОНКО.
Цели реализуемых на территории Оренбургской области мероприятий:
устранение административных барьеров при выходе на указанный рынок;
создание условий для предоставления услуг ранней помощи на межведомственной основе, обеспечивающих раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, интеграцию семьи и детей с ОВЗ в общество;
повышение доступности образования для детей целевой группы посредством привлечения негосударственного (немуниципального) сектора ранней помощи детям и развития сети центров ранней помощи детям с ОВЗ;
повышение удовлетворенности потребителей уровнем доступности информации об услугах, оказываемых на указанном рынке, организациях и специалистах, оказывающих данные услуги.
Реализация мероприятий позволит увеличить долю негосударственных (немуниципальных) организаций, в том числе СОНКО, оказывающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации детей с ОВЗ (в возрасте до 6 лет), в общем количестве организаций, оказывающих услуги психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ с раннего возраста, до 8,0 процента к 2018 году.
Рынок услуг в сфере культуры
В Оренбургской области услуги в сфере культуры оказывают 2029 учреждений культуры.
Жителям области предоставляются услуги в сфере филармонического, театрального искусства, библиотечного, музейного, архивного дела, культурно-досуговой деятельности и кинематографии.
Негосударственные (немуниципальные) организации присутствуют в основном в сфере кинообслуживания и кинопроката. Из 20 кинотеатров Оренбургской области 35,0 процента относятся к частному сектору.
По данным мониторинга, рынок услуг в сфере культуры весьма статичен. Цены на рынке культуры, качество и возможность выбора, по мнению большинства опрошенных потребителей, не изменились в течение 3 лет.
Причины сложившейся на рынке ситуации заключаются в следующем:
сфера культуры - сфера преимущественно некоммерческой деятельности, основным источником доходов в которой являются ассигнования от учредителя;
создание и обеспечение функционирования учреждений культуры требуют значительных финансовых вложений в материально-техническую базу.
Сочетание данных факторов с тем, что услуги в сфере культуры являются бесплатными либо частично платными, делают эту сферу "непривлекательной" для бизнеса. Исключение - сфера кинообслуживания и кинопроката, в которой возможно развитие негосударственного сектора и конкурентной среды.
Цели мероприятий "дорожной карты" заключаются в:
развитии сектора негосударственных (немуниципальных) организаций в сфере культуры с целью сохранения и развития культурного потенциала и культурного наследия Оренбургской области;
расширении доступа населения к культурным ценностям и информации;
продвижении культуры Оренбургской области в другие регионы;
снижении финансовой нагрузки организаций всех форм собственности в сфере культуры.
Реализация указанных мероприятий позволит к 2018 году значительно увеличить долю расходов бюджета, распределяемых на конкурсной основе, выделяемых на финансирование деятельности организаций всех форм собственности в сфере культуры.
Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства
В жилищно-коммунальной сфере Оренбургской области услуги предоставляют 566 предприятий и организаций, в том числе 440 (77,7 процента) - частной формы собственности.
В жилищной сфере работают 246 организаций, из них 241 (98,0 процента) - частной формы собственности.
В Оренбургской области организованы и работают 232 товарищества собственников жилья и 37 жилищно-коммунальных, жилищно-строительных и иных кооперативов.
В коммунальной сфере 320 предприятий и организаций, обеспечивающих всеми коммунальными услугами объекты социальной сферы, организации и предприятия Оренбургской области, из них 199 - частной формы собственности (62,1 процента).
Общее количество потребителей на рынке жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ): население, проживающее в жилищном фонде (351,6 тыс. домов); 1323 объекта культуры; 1804 лечебных учреждения; 861 школа; 712 детских садов; 78 социальных учреждений и 29 интернатов.
Взаимоотношения органов исполнительной власти и муниципальных образований с частным бизнесом строятся на арендных и концессионных принципах. В Оренбургской области заключено 13 концессионных соглашений, 157 договоров долгосрочной аренды.
В соответствии с результатами мониторинга, рынок услуг ЖКХ - рынок с высоким уровнем конкуренции. Уровень цен и возможность выбора оцениваются потребителями как удовлетворительные.
Проблема развития сферы ЖКХ Оренбургской области преимущественно связана с инвестиционной непривлекательностью для концессионеров муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, обусловленной эксплуатацией значительного количества устаревшего энергоемкого оборудования, систем и объектов. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет от 55,0 процента до 80,0 процента.
Цели реализуемых на территории Оренбургской области мероприятий:
повышение качества оказания услуг на рынке управления жильем за счет допуска к этой деятельности организаций, на профессиональной основе осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Оренбургской области;
обеспечение информационной открытости отрасли жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области;
повышение эффективности контроля за соблюдением жилищного законодательства в регионе;
передача в управление частным операторам на основе концессионных соглашений объектов жилищно-коммунального хозяйства всех государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление.
Реализация мероприятий "дорожной карты" позволит обеспечить развитие сферы ЖКХ Оренбургской области, сделать эту отрасль привлекательной для ведения бизнеса, повысить удовлетворенность потребителей качеством оказываемых услуг и ценами на них.
Рынок услуг газификации
Протяженность газораспределительных сетей в Оренбургской области составляет 28281 км, в том числе межпоселковых - 10141,6 км.
Количество населенных пунктов, в которых имеются потребители природного газа, составляет 1340 единиц.
Уровень газификации Оренбургской области - 95,0 процента.
Поставкой газа, в том числе по магистральным сетям, а также газораспределение в Оренбургской области осуществляют общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Газпром трансгаз Екатеринбург", ООО "Газпром межрегионгаз Оренбург", акционерное общество (далее - АО) "Газпром газораспределение Оренбург".
Цели реализуемых на территории Оренбургской области мероприятий:
расширение газораспределительной системы и повышение уровня газификации населенных пунктов Оренбургской области;
оптимизация загрузки существующих газораспределительных сетей и сооружений;
повышение надежности и безопасности предоставления услуг газоснабжения.
По результатам проведенных мероприятий будут созданы условия для газификации 7623 домовладений, доля потребителей, обеспеченных возможностью подключения (технологического присоединения) к сетям газоснабжения, в общем количестве потребителей, включенных в региональную программу газификации, к 2018 составит 100,0 процента.
Розничная торговля
По состоянию на 1 января 2017 года на рынке розничной торговли в Оренбургской области осуществляют деятельность:
18 управляющих рынков компаний;
69 организаторов ярмарок;
более 10,3 тысячи стационарных торговых объектов;
3600 нестационарных торговых объектов (с учетом сезонных торговых объектов);
213 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю лекарственными препаратами.
Распределение оборота розничной торговли по формам собственности:
государственная и муниципальная - 0,75 процента;
иные формы собственности - 99,25 процента.
Доля негосударственных организаций, осуществляющих деятельность:
по организации розничных рынков - 100,0 процента;
по организации ярмарок - 100,0 процента;
по торговле лекарственными препаратами - 95,7 процента.
Проведенные исследования показали, что рынок розничной торговли - рынок высокой конкуренции с постоянным увеличением количества участников. Уровень цен, качество товаров и возможность выбора в Оренбургской области на данном рынке оцениваются потребителями как удовлетворительные.
При этом о проблемах, имеющихся на данном рынке, свидетельствует снижение численности розничных рынков, что, в свою очередь, обусловило снижение доли оборота розничной торговли, осуществляемой на розничных рынках и ярмарках, в структуре оборота розничной торговли на 5,4 процента в течение 4 лет.
Цели реализуемых на территории Оренбургской области мероприятий:
обеспечение возможности осуществления розничной торговли на розничных рынках и ярмарках;
обеспечение возможности населения покупать продукцию в магазинах шаговой доступности (магазинах у дома);
осуществление мониторинга динамики розничных цен на продовольственные товары;
создание условий для увеличения спроса на товары российских (местных) товаропроизводителей;
сокращение присутствия государства на рынке розничной торговли фармацевтической продукцией до необходимого для обеспечения законодательства в области контроля за распространением наркотических веществ минимума.
В сложившихся сложных экономических условиях проводимые в Оренбургской области мероприятия позволят обеспечить прирост оборота розничной торговли, осуществляемой на розничных рынках и ярмарках, в структуре оборота розничной торговли по формам торговли в муниципальных образованиях, а также поддержать долю оборота магазинов "шаговой доступности" (магазинов у дома) в структуре оборота розничной торговли по формам торговли в муниципальных образованиях на уровне не менее 28,0 процента.
Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ в Оренбургской области проводится работа по обеспечению доступности транспортных услуг для населения Оренбургской области.
В рамках указанного Федерального закона создан реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок по сведениям, представленным перевозчиками. В реестр внесено 140 маршрутов, на которых осуществляет перевозки 201 перевозчик, включая 2 муниципальных пассажирских предприятия.
По маршрутам регулярных перевозок автобусами организаций всех видов собственности (включая микропредприятия) и индивидуальных предпринимателей за 2015 год перевезено 178,6 млн. человек с пассажирооборотом 2162,5 млн. пассажиро-километров, что составляет по отношению к 2014 году 98,2 процента.
В Оренбургской области разработан документ планирования регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Оренбургской области, принятый постановлением Правительства Оренбургской области от 12 июля 2016 года N 511-п, которым предусмотрено установление 30 маршрутов, в том числе новых.
На основании полученных в ходе исследования данных рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом в Оренбургской области отнесен к высококонкурентным. Отмечается удовлетворенность потребителей уровнем цен, качеством услуг и возможностью выбора.
Планы по повышению качества предоставляемых услуг включают следующие мероприятия:
повышение квалификации персонала;
содействие внедрению новых технологий;
поддержка в реализации инвестиционных проектов.
Целью проведения мероприятий является создание упорядоченной системы регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Оренбургской области.
Проведение открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок и контроля за качеством транспортных перевозок позволят увеличить количество негосударственных организаций, осуществляющих деятельность на указанном рынке, к 2018 году до 98,0 процента.
Рынок услуг связи
На территории Оренбургской области предоставление услуг проводного или мобильного широкополосного доступа к сети Интернет осуществляют 39 операторов связи. Число негосударственных организаций, осуществляющих деятельность на рынке, составляет 95,0 процента.
Число пользователей услугами Интернет (оценочно) - 1,5 млн. абонентов.
В Оренбургской области рынок услуг связи является рынком с высоким уровнем конкуренции.
Число домохозяйств, имеющих возможность пользоваться данной услугой, составляет 495000 единиц, из них потребителями услуг негосударственных организаций являются 100,0 процента.
Текущий период характеризуется как период развития цивилизованного рынка услуг связи. Рост числа операторов связи предоставил абонентам возможность осуществлять самостоятельный выбор поставщика услуги. Главный критерий рынка - тарифы и тарифные планы. Большинство тарифов устанавливается операторами самостоятельно, в связи с чем наблюдаются стабилизация и частичное снижение тарифов (цен) на услуги доступа к сети Интернет.
Несмотря на планомерное развитие услуг связи, на рынке остались инфраструктурные и административные барьеры, препятствующие созданию благоприятной конкурентной среды:
длительная процедура оформления документов на выделение и использование радиочастот для радиоэлектронных средств;
длительные сроки согласования предоставления земельных участков для размещения объектов и сетей связи;
значительные капитальные затраты операторов связи на строительство телекоммуникационной инфраструктуры из-за значительной протяженности Оренбургской области, сложного рельефа местности и низкой плотности населения.
Целями реализуемых на территории Оренбургской области мероприятий "дорожной карты" являются:
создание условий для развития конкуренции на рынке услуг широкополосного доступа к сети Интернет;
создание условий для привлечения на рынок новых негосударственных организаций с целью расширения сети мобильной связи на территории Оренбургской области;
повышение качества услуг, предоставляемых населению.
К концу 2018 года доля домохозяйств, имеющих возможность пользоваться услугами проводного или мобильного широкополосного доступа к сети Интернет на скорости не менее 1 Мбит/сек, предоставляемыми не менее чем 2 операторами связи, будет плавно увеличиваться и к 2018 году достигнет 67,0 процента.
Рынок услуг социального обслуживания населения
В Оренбургской области действует сеть организаций социального обслуживания населения, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг. По состоянию на 1 ноября 2016 года социальные услуги предоставляют 69 организаций, в том числе 63 государственных и 6 негосударственных.
Рынок услуг социального обслуживания населения в Оренбургской области оценен как низкоконкуретный#, что связано с малым количеством организаций, оказывающих услуги на указанном рынке, относительной удовлетворенностью потребителей уровнем цен и качеством услуг.
Цели реализуемых на территории Оренбургской области мероприятий:
создание условий для развития на всей территории Оренбургской области негосударственных организаций социального обслуживания, оказывающих услуги комплексного социального обслуживания, обеспечение территориальной доступности их услуг для населения;
обеспечение реализации мер, направленных на повышение уровня квалификации кадров организаций социального обслуживания населения в соответствии с современными требованиями;
повышение эффективности социального обслуживания населения;
внедрение положительных практик других регионов;
создание условий для внедрения инновационных технологий, механизмов социального обслуживания населения.
В целях обеспечения развития конкуренции в сфере социального обслуживания населения в Оренбургской области (в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации") утверждены нормативные правовые акты:
постановление Правительства Оренбургской области от 31 октября 2014 года N 829-п "Об утверждении порядка выплаты поставщику или поставщикам социальных услуг компенсации, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, включенных в реестр поставщиков социальных услуг Оренбургской области, но не участвующих в выполнении государственного задания (заказа)";
приказ министерства социального развития Оренбургской области от 15 октября 2014 года N 450 "Об утверждении положения о порядке формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг";
приказ министерства социального развития Оренбургской области от 26 декабря 2014 года N 647 "Об утверждении форм документов, предоставляемых поставщиком социальных услуг, претендующим на возмещение затрат за предоставленные социальные услуги, и порядка расчета размера компенсации".
Правом на включение в реестр поставщиков социальных услуг воспользовались 6 организаций из числа СОНКО. Организациями предложен широкий спектр социально-бытовых, социально-правовых и социально-педагогических услуг в форме социального облуживания# на дому и в полустационарной форме.
Ожидается, что реализуемые на территории Оренбургской области мероприятия позволят увеличить долю негосударственных организаций социального обслуживания населения к 2018 году до 10,0 процента.
III. Состояние конкурентной среды на приоритетных рынках в Оренбургской области*)
Рынок выращивания и хранения овощей
Сельское хозяйство Оренбургской области в 2015 году по объему произведенной продукции в стоимостном выражении заняла 15-е место среди российских регионов (99,6 млрд. руб.) В общероссийском объеме сельхозпродукции доля Оренбургской области находилась на уровне 2,0 процента. Оренбургская область обеспечила 8,7 процента всей сельскохозяйственной продукции Приволжского Федерального округа (далее - ПФО).
Объемы производства картофеля промышленного выращивания в Оренбургской области в 2015 году увеличились на 7,5 процента и достигли 30,7 тыс. тонн (0,4 процента от общего сбора картофеля в Российской Федерации). Посевные площади под картофель расширились на 0,9 процента, их размер составил 1,5 тыс. гектаров.
Валовые сборы овощей открытого и защищенного грунта промышленного выращивания в Оренбургской области в 2015 году выросли на 17,5 процента и составили 52,4 тыс. тонн (1,0 процента от общероссийского объема производства овощей). Из этого объема 49,9 тыс. тонн пришлось на овощи открытого грунта (1,1 процента). Сборы овощей открытого грунта в регионе по сравнению с показателями 2014 года выросли на 15,6 процента. Посевные площади овощей открытого грунта в Оренбургской области в 2015 году сократились на 28,9 процента - до 1,5 тыс. гектаров.
Самые крупные хозяйства по производству овощей и картофеля:
ООО "Агрофирма "Краснохолмская", обрабатываемая площадь - 325 гектаров;
ООО "Агрофирма "Промышленная", обрабатываемая площадь - 170 гектаров.
Среди лидеров по выращиванию овощебахчевых культур - снабженческо-сбытовой сельскохозяйственный потребительский кооператив (далее - СССПК) "Союз", СССПК "Мечта", крестьянско-фермерское хозяйство (далее - КФХ) Пилюгина И.И., индивидуальный предприниматель КФХ Михайлов С.Н.
Количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих хранение овощей открытого грунта, - 3 единицы, из них 100,0 процента - негосударственные организации.
Объем овощехранилищ в 2015 году составил 11920 тонн.
Включение указанного рынка в перечень приоритетных рынков по содействию развитию конкуренции обусловлено необходимостью импортозамещения и круглогодичного обеспечения населения овощами и зеленными культурами на территории Оренбургской области, выхода на новые географические рынки, создания дополнительных рабочих мест.
Цели реализуемых на территории Оренбургской области мероприятий:
обеспечение насыщения рынка Оренбургской области доступной, безопасной и качественной плодоовощной продукцией;
стимулирование объединений производителей плодоовощной продукции и обслуживающих отраслей, развитие кооперации, в том числе в целях проведения эффективного диалога с розничными торговыми сетями;
поддержка в получении доступа производителей к продаже собственной продукции;
внедрение новых технологий и передового опыта;
содействие росту конкурентоспособности и продвижению плодоовощной продукции местных производителей, в том числе за пределами Оренбургской области.
Планируется, что мероприятия по улучшению конкурентной среды обеспечат стабильный прирост площадей открытого грунта и увеличение емкостей овощехранилищ на 500 тонн ежегодно.
Рынок услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, подчиняющимся расписанию, в муниципальных образованиях
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ в муниципальных образованиях проводится работа по обеспечению доступности для населения транспортных услуг.
Оценивая количество организаций, предоставляющих товары и услуги в городе или районе Оренбургской области, 42,0 процента респондентов отметили достаточное количество организаций на рынке услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, подчиняющимся расписанию, в муниципальных образованиях.
Доля рейсов на муниципальных маршрутах, выполняемых немуниципальными перевозчиками, составляет 70,0 процента.
Сложная финансово-экономическая ситуация, возможный уход с рынка отдельных предпринимателей, сокращение маршрутной сети, необходимость обновления автопарка, оказание услуг лицами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей, оказывают негативное влияние на развитие конкурентной среды на указанном рынке.
Целью мероприятий "дорожной карты" является создание упорядоченной системы регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам на территории Оренбургской области.
Проведение открытых конкурсов на право осуществления перевозок позволит повысить долю рейсов на муниципальных маршрутах, выполняемых немуниципальными перевозчиками, на 10,0 процента.
Рынок композиционных материалов
В Оренбургской области рынок композиционных материалов на сегодняшний день представлен 3 компаниями, из них 100,0 процента - негосударственные (ООО "Оренарматура" (группа компаний Armiq), ООО "Трубополимер", ООО "Стронгруп-ОРЕН").
Деятельность предприятий Оренбургской области направлена на производство:
стеклопластиковой арматуры в специальной базальтовой оплетке (продукция применяется при строительстве фундаментов, в стяжках пола, в стенах малоэтажных строений, при производстве домов из несъемной опалубки, при строительстве бассейнов, в качестве гибкой связи и т.д.);
коррозионностойких гибких труб, предназначенных для транспортировки нефти, нефтепродуктов и технических жидкостей с высоким содержанием агрессивных органических и неорганических соединений;
неметаллической композитной арматуры, базальтовой кладочной сетки, фибры строительной (полипропиленовая, базальтовая).
Для выхода на устойчивый ускоренный инновационный путь развития промышленного комплекса Оренбургской области необходим системный подход в решении следующих существующих проблем:
техническая и технологическая отсталость многих промышленных предприятий Оренбургской области, высокий моральный и физический износ основных фондов, особенно их активной части;
высокий уровень затрат (сырьевых, топливно-энергетических) на производство и реализацию продукции, низкая эффективность результатов деятельности предприятий;
отсутствие современного оборудования для производства конкурентоспособной инновационной высокотехнологичной продукции, невысокий уровень инвестиционной и инновационной деятельности, низкая восприимчивость к внедрению инноваций;
кадровая проблема в ряде производств обрабатывающей промышленности, низкие возможности предприятий по созданию условий для привлечения высококвалифицированных специалистов и профессиональных рабочих кадров;
недостаточные финансово-экономические возможности для реализации инновационных мероприятий и программ.
Цель проводимых на территории Оренбургской области мероприятий заключается в формировании диверсифицированной структуры обрабатывающей промышленности, способной адаптироваться к изменениям мировой конъюнктуры, и создании условий для роста производства композиционных материалов и изделий из них.
К 2018 году, благодаря реализуемым мерам, количество предприятий, осуществляющих производство композиционных материалов и изделий из них, должно увеличиться до 5 единиц, темп роста объема отгруженной продукции организациями-производителями композиционных материалов и изделий из них составит 102,0 процента.
Рынок туристических и рекреационных услуг
В Оренбургской области развивается выездной туризм, а также, как показывают результаты исследования, все больше туроператоров и турагентств области обращаются к внутреннему туристскому продукту. В конце 2015 года в Оренбургской области было 8 туроператоров по внутреннему туризму, сегодня эта цифра составляет 13. Численность занятых в сфере туризма на конец 2015 года увеличилась на 26,0 процента по сравнению с 2014 годом и составляет 14575 человек.
Сегодня туристская отрасль Оренбуржья имеет в своем активе 155 туристских фирм, в том числе 13 туроператоров, 2 туристско-информационных центра, 180 гостиниц, 3 из которых классифицированы, 27 санаториев, 24 туристских баз и домов отдыха.
Проблемы развития конкуренции на рынке туристических услуг в Оренбургской области:
низкое качество предоставления туристических услуг;
отсутствие современных технологий в сфере предоставления туристических услуг и квалифицированных кадров;
отсутствие взаимодействия туроператоров и организаций, предоставляющих услуги по размещению туристов;
отсутствие материально-технической базы туроператоров Оренбургской области;
отсутствие интереса федеральных туроператоров к туристическим продуктам Оренбургской области.
Целями проводимых в Оренбургской области мероприятий в рамках содействия развитию конкуренции на рынке туристических и рекреационных услуг в Оренбургской области являются:
установление прочных взаимоотношений между участниками туристического рынка;
предоставление потребителю услуг высокого качества по доступным ценам;
увеличение туристического потока;
создание реестра квалифицированных кадров в сфере туризма;
создание пакетных туристических продуктов Оренбургской области, которые вызовут заинтересованность федеральных туроператоров.
IV. Системное развитие конкурентной среды в Оренбургской области
Оптимизация процедур государственных и муниципальных закупок, а также закупок товаров, работ и услуг хозяйствующими субъектами, доля участия Оренбургской области или муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов
В целях оптимизации процедур закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Оренбургской области и повышения их эффективности, совершенствования условий и механизмов системы государственных закупок в Оренбургской области и обеспечения конкуренции в сфере закупок Правительством Оренбургской области принимаются следующие меры:
увеличение числа участников конкурентных процедур осуществления государственных закупок, что в большей степени влияет на эффективность системы закупок;
централизация государственных закупок для нужд Оренбургской области;
внедрение институтов планирования, прогнозирования, нормирования, мониторинга государственных закупок;
автоматизация государственных закупок для нужд Оренбургской области, а также внедрение современных инструментов проведения закупок;
проведение мониторинга правоприменения законодательства о контрактной системе в сфере закупок и подготовка предложений по его совершенствованию с целью устранения противоречий, выявленных по результатам указанного мониторинга, а также совершенствование законодательства Оренбургской области в сфере государственных закупок с целью приведения его в соответствие с законодательством о контрактной системе в сфере закупок;
профессиональная переподготовка, повышение квалификации специалистов в области государственных закупок;
материально-техническое обеспечение деятельности по управлению государственными закупками;
совершенствование взаимодействия между государственными заказчиками Оренбургской области, уполномоченным органом и финансовыми органами Оренбургской области.
В целях централизации государственных закупок для нужд Оренбургской области Правительство Оренбургской области нормативно закрепило функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Оренбургской области за государственным казенным учреждением "Центр организации закупок", полномочия учредителя которого осуществляет министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.
Устранение избыточного государственного и муниципального регулирования, а также снижение административных барьеров
Правительством Оренбургской области значительное внимание уделяется вопросам создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, повышения деловой и инвестиционной активности, снижения административных барьеров.
В целях создания условий для повышения инвестиционной привлекательности Оренбургской области, а также стимулирования развития конкуренции в Оренбургской области действует общественный совет при Губернаторе Оренбургской области по улучшению инвестиционного климата.
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" осуществляется экспертиза нормативных правовых актов Оренбургской области и их проектов на наличие коррупциогенных факторов.
Сегодня в Оренбургской области успешно функционирует институт оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ), определен уполномоченный орган по информационно-методическому обеспечению проведения ОРВ проектов и экспертизы действующих нормативных правовых актов - министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.
Вся необходимая информация по ОРВ размещается в сети Интернет на специализированном портале (http://regulation.orb.ru).
В целях привлечения к процедуре ОРВ экспертов, представителей бизнес-сообщества заключены соглашения о взаимодействии с крупными региональными общественными организациями, представляющими интересы бизнеса.
В целях обеспечения гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, их соблюдения органами власти всех уровней и их должностными лицами в 2013 году создан институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Оренбургской области (далее - Уполномоченный).
Назначены 22 ообщественных# представителя Уполномоченного по отраслевым направлениям деятельности.
На сайте Уполномоченного действует сервис "Интернет-приемная", который значительно упрощает процедуру обращений.
Основная масса обращений связана с незаконными решениями, бездействием администраций муниципальных образований, нарушениями в сфере земельных и имущественных отношений, превышением полномочий, необоснованными отказами должностных лиц по заявлениям предпринимателей и неисполнением органами исполнительной власти, муниципальными образованиями своих ообязанностей#.
Оренбургская область в 2016 году одна из первых стала участником пилотного проекта "Многофуциональный центр для бизнеса", организованного Министерством экономического развития Российской Федерации в субъектах Российской Федерации. По итогам года в семи муниципальных образованиях создана структура многофуционального центра (далее - МФЦ) для поддержки малого и среднего предпринимательства, общее количество окон, осуществляющих прием представителей бизнеса, - 13.#
В целях сокращения сроков и оптимизации процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в Оренбургской области проводится мониторинг государственных услуг органов исполнительной власти для субъектов малого и среднего предпринимательства на предмет возможности предоставления по принципу "одного окна" в МФЦ, изучение регламентов предоставления услуг, статистики обращений и определение наиболее востребованных услуг в сфере предпринимательства.
Проводится работа по выявлению и устранению законодательных ограничений предоставления государственных услуг исполнительных органов исполнительной власти по принципу "одного окна" в МФЦ с целью реализации доступности услуг субъектам малого и среднего предпринимательства.
Совершенствование процессов управления в рамках полномочий органов исполнительной власти или муниципальных образований, закрепленных за ними законодательством Российской Федерации, объектами государственной собственности Оренбургской области и муниципальной собственности, а также на ограничение влияния государственных и муниципальных предприятий на конкуренцию
В целях повышения эффективности управления государственным имуществом Оренбургской области постановлением Правительства Оренбургской области от 5 сентября 2014 года N 654-пп утверждена государственная программа "Управление земельно-имущественным комплексом Оренбургской области" на 2015 - 2020 годы (далее - государственная программа).
Реализация государственной программы позволит достичь следующих результатов:
повышение конкурентоспособности организаций с государственным участием, привлечение инвестиций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности;
оптимизация количества субъектов государственной собственности с учетом задач обеспечения полномочий органов государственной власти;
обеспечение поступления в областной бюджет неналоговых доходов ежегодно не менее 90,0 процента плановых значений за счет применения рациональных инструментов управления;
проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и земель;
осуществление распорядительных действий в сфере земельных отношений и предоставление министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области государственных услуг организациям и гражданам, а также органам исполнительной власти и муниципальным образованиям на территории Оренбургской области.
Стимулирование новых предпринимательских инициатив за счет проведения образовательных мероприятий, обеспечивающих возможности для поиска, отбора и обучения потенциальных предпринимателей
Для имущественной поддержки начинающего бизнеса в Оренбургской области создано и успешно функционирует государственное бюджетное учреждение "Оренбургский областной бизнес-инкубатор" (далее - Оренбургский областной бизнес-инкубатор).
Оренбургский областной бизнес-инкубатор создан в соответствии с указом главы администрации Оренбургской области от 16 сентября 2005 года N 98-ук в целях создания благоприятных условий для стартового развития субъектов малого предпринимательства и предоставления в аренду нежилых офисных и производственных помещений на льготных условиях.
Это направление государственной поддержки начинающих субъектов малого предпринимательства в Оренбургской области осуществляется в рамках реализации статьи 9 Закона Оренбургской области от 29 сентября 2009 года N 3118/691-IV-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области".
Открытие Оренбургского областного бизнес-инкубатора позволило создать благоприятные условия для роста числа субъектов малого предпринимательства и новых рабочих мест.
Оренбургский областной бизнес-инкубатор призван стать своеобразным бизнес-центром для малого предпринимательства, спектр услуг которого направлен не только на начинающих, но и на действующих предпринимателей.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" органами исполнительной власти и муниципальными образованиями оказывается имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.
В рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Оренбургской области "Экономическое развитие Оренбургской области" на 2013 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года реализуются меры финансовой поддержки:
выдача субсидий на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста;
предоставление грантов начинающим предпринимателям;
возмещение затрат по кредитным договорам, договорам лизинга, затрат по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях.
Также в регионе активно работает программа предоставления гарантий и поручительств по кредитным обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.
Запланировано создание двух новых объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства:
центра поддержки предпринимательства Оренбургской области;
центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
Развитие механизмов поддержки технического и научно-технического творчества детей и молодежи, а также повышения их информированности о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечения поддержки научной, творческой и предпринимательской активности
В Оренбургской области реализуется программа поддержки одаренных детей, талантливой молодежи, молодых ученых и изобретателей.
В частности, в соответствии с указом Губернатора Оренбургской области от 22 сентября 2006 года N 176-ук "Об учреждении стипендий для поддержки способной и талантливой молодежи" ежегодно присуждается 100 стипендий в размере 400 рублей учащимся общеобразовательных организаций, 25 стипендий в размере 500 рублей учащимся организаций начального профессионального образования, 25 стипендий в размере 600 рублей учащимся организаций среднего профессионального образования и 25 стипендий в размере 1 200 рублей студентам организаций высшего профессионального образования (1 009 125 рублей).
Указом Губернатора Оренбургской области от 28 ноября 2011 года N 862-ук "Об учреждении премий Губернатора Оренбургской области для талантливой молодежи" учреждены 20 премий в размере 30 тысяч рублей каждая для аспирантов, обучающихся по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в образовательных организациях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях Оренбургской области.
Согласно Закону Оренбургской области от 27 сентября 2010 года N 3806/871-IV-ОЗ "О государственной поддержке молодых ученых в Оренбургской области" молодым ученым - кандидатам и докторам наук - ежегодно выплачивается 9,9 млн. рублей:
50 персональных стипендий для молодых ученых - кандидатов наук - в размере 10 тыс. рублей каждая;
10 персональных стипендий для молодых ученых - докторов наук - в размере 20 тыс. рублей каждая;
20 персональных премий для молодых ученых - кандидатов наук - в размере 50 тыс. рублей каждая;
5 персональных премий для молодых ученых - докторов наук - в размере 100 тыс. рублей каждая.
Обеспечение равных условий доступа к информации о реализации государственного имущества в Оренбургской области и имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, а также ресурсов всех видов, находящихся в государственной собственности Оренбургской области и муниципальной собственности
Информация о реализации ресурсов всех видов, находящихся в государственной собственности Оренбургской области и муниципальной собственности, размещается в открытом доступе на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в сети Интернет (www.torgi.gov.ru) и на официальном сайте уполномоченного органа власти по проведению торгов.
Развитие мобильности трудовых ресурсов, способствующей повышению эффективности труда
В целях обеспечения трудовой мобильности, направленной на укомплектование необходимыми кадрами предприятий и организаций, расширение возможностей трудоустройства, органами службы занятости Оренбургской области осуществляются мероприятия по содействию гражданам в переезде в другую местность для трудоустройства.
Проводится соответствующая информационно-разъяснительная работа. Во всех центрах занятости населения Оренбургской области оформлены информационные стенды, на которых размещаются материалы о потребности в работниках, в том числе в другой местности. Кроме того, указанная информация публикуется в средствах массовой информации (далее - СМИ) содержится в информационных киосках и на Всероссийском портале "Работа в России".
В целях координации совместных действий в сфере внутренней трудовой миграции между министерством труда и занятости населения Оренбургской области и службами занятости Самарской, Воронежской, Пензенской, Кировской, Иркутской областей, Республик Татарстан и Ингушетия, Алтайского и Ставропольского краев заключены соглашения о сотрудничестве по трудоустройству российских граждан на рабочие места, на которые предполагается привлечение иностранных работников.
Содействие развитию и поддержке междисциплинарных исследований, включая обеспечение условий для коммерциализации и промышленного масштабирования результатов, полученных по итогам проведения таких исследований
В целях развития и поддержки междисциплинарных исследований в регионе принят Закон Оренбургской области от 29 сентября 2009 года N 3072/692-IV-ОЗ "Об областных грантах в сфере научной и научно-технической деятельности", в соответствии с которым ежегодно выделяется 5,7 млн. руб. в виде двух видов грантов:
14 грантов в размере 50 тыс. рублей каждый для финансирования разработок студентов;
10 грантов в размере 500 тыс. рублей каждый для финансирования разработок аспирантов.
Развитие механизмов практико-ориентированного (дуального) образования и механизмов кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности по сквозным рабочим профессиям (с учетом стандартов и разработок международной организации World Skills International)
В Оренбургской области за каждой профессиональной образовательной организацией закреплены базовые предприятия, в том числе крупные предприятия нефтегазодобывающей отрасли, оборонного и машиностроительного комплекса: открытое акционерное общество (далее - ОАО) "ОРМЕТО-ЮУМЗ", АО "Производственное объединение "Стрела", ОАО "Уральская сталь", публичное акционерное общество (далее - ПАО) "Газпром", ООО "Орский машиностроительный завод", ОАО "Гайский ГОК", АО "Оренбургские минералы", ПАО "Орскнефтеоргсинтез", ООО "Газпром добыча Оренбург". 100,0 процента обучающихся осваивают практическую часть образовательных программ на базовых предприятиях на основании договоров о сотрудничестве. Для обеспечения соответствия квалификаций выпускников требованиям рынка труда профессиональными образовательными организациями проводятся следующие мероприятия:
заключаются договоры о сотрудничестве с базовыми предприятиями;
пересматриваются графики учебного процесса согласно принципам дуального образования;
разрабатываются образовательные программы с участием работодателей;
разрабатывается вариативная часть учебных планов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов по формированию компетенций для конкретных производств;
создаются МФЦ прикладных квалификаций, способные гибко реагировать на потребности экономики в кадрах новых направлений подготовки;
устанавливаются связи с предприятиями, имеющими высокотехнологичное оборудование, с целью обучения педагогического персонала;
проводится работа по восстановлению института наставничества;
развивается система внешней оценки качества образования.
В рамках частно-государственного партнерства создано более 50 учебно-производственных участков и 11 учебных фирм. В образовательных организациях более 250 специалистов-производственников принимают участие в реализации образовательного процесса: преподают в качестве совместителей профессиональные модули и учебные дисциплины, являются руководителями курсового и дипломного проектирования, непосредственно участвуют в проведении государственной итоговой аттестации.
За последние 3 года за счет реализации практико-ориентированных образовательных программ число учащихся, принятых на обучение на основе договоров с предприятиями, выросло на 2,0 процента, число выпускников, завершивших образование с отличными результатами, - на 1,0 процента, число студентов, подтвердивших повышенный разряд по рабочей профессии, увеличилось на 2,0 процента. Растет число выпускников, трудоустроенных по полученной специальности в течение первого года выпуска.
Создание институциональной среды, способствующей внедрению инноваций и увеличению возможности хозяйствующих субъектов по внедрению новых технологических решений
В Оренбургской области осуществляются разработка и внедрение инновационной платформы "АгроБиоТех". Планируется, что указанный ресурс объединит на одной площадке предпринимателей, бизнес-экспертов, ученых и общественных деятелей из Оренбургской области, регионов Российской Федерации и стран Евразийского экономического союза.
Целью создания инновационной платформы является оказание содействия в организации малых инновационных предприятий, разработке и реализации специализированных образовательных программ, формирующих управленческий проектный аппарат малых инновационных предприятий.
Создание и развитие институтов поддержки субъектов малого предпринимательства в инновационной деятельности (прежде всего, финансирование начальной стадии развития организации, гарантия непрерывности поддержки), обеспечивающих благоприятную экономическую среду для среднего и крупного бизнеса
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и в рамках реализации государственной программы "Экономическое развитие Оренбургской области" на 2014 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года (постановление Правительства Оренбургской области от 10 сентября 2013 года N 767-пп) в Оренбургской области утвержден порядок предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с реализацией инновационных проектов (постановление Правительства Оренбургской области от 8 октября 2015 года N 792-п).
Размер субсидии составляет 75,0 процента от объема произведенных субъектом затрат, связанных с реализацией инновационного проекта в текущем финансовом году, но не более 2 млн. рублей на одного субъекта.
В целях привлечения молодежи в научно-техническую, инновационную и производственную сферу в Оренбургской области создан центр молодежного инновационного творчества.
Создание условий для развития конкуренции на рынке строительства
Строительная отрасль Оренбургской области объединяет около 3 тысяч подрядных строительных, монтажных, ремонтно-строительных организаций и предприятий строительной индустрии, на которых трудятся более 70 тыс. человек - около 7,0 процента всех занятых в экономике Оренбургской области.
В 2015 году в рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы за счет средств федерального и областного бюджетов предприятиям строительной индустрии Оренбургской области оказана государственная поддержка по возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов:
создание в г. Оренбурге современного производства стеновых элементов крупно-панельного домостроения (ООО "Орен-Орс");
строительство дробильно-сортировочного завода переработки гранита в пос. Новоорск Оренбургской области (закрытое акционерное общество "ОлТрейд").
В 2015 году в Беляевском районе на базе гипсового рудника "Дубенское" реализован инвестиционный проект по строительству завода ООО "Волма-Оренбург" по производству строительных материалов на основе гипсового вяжущего - пазогребневых плит мощностью 480 тыс. кв. метров в год и сухих строительных смесей мощностью 120 тыс. тонн в год.
По данным на 1 июня 2016 года, доля прибыльных строительных организаций по области составила 72,0 процента, что выше аналогичных показателей по России и ПФО (68,0 процента и 69,0 процента соответственно). Кроме того, доля прибыльных организаций Оренбуржья в сфере строительства существенно превышает этот показатель по экономике области в целом (65,0 процента).
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", в I полугодии 2016 года составил 14,1 млрд. рублей, что соответствует аналогичному периоду прошлого года (91,5 процента).
Ввод жилья в Оренбургской области с 2010 по 2015 год увеличился вдвое (в Российской Федерации - на 46,0 процента, в ПФО - на 36,0 процента): с 586,6 тыс. кв. метров в 2010 году до 1190,1 тыс. кв. метров в 2015 году. За 6 лет построено более 5 млн. кв. метров жилищного фонда. Достижению этих показателей способствовала реализация мероприятий государственной поддержки, предусмотренных в областных целевых и государственных программах, направленных на стимулирование жилищного строительства.
Осуществляются строительство объектов общего образования, а также модернизация региональных систем дошкольного образования и здравоохранения, в том числе за счет внебюджетного финансирования.
Содействие развитию негосударственных (немуниципальных) СОНКО
Поддержка негосударственных (немуниципальных) СОНКО в Оренбургской области осуществляется в рамках реализации подпрограммы "Повышение эффективности государственной поддержки СОНКО" государственной программы "Социальная поддержка граждан Оренбургской области", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области 30 августа 2013 года N 734-пп, и в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 27 февраля 2015 года N 127-п "Об утверждении порядка распределения и предоставления субсидии из областного бюджета социально ориентированным общественным организациям пенсионеров, ветеранов и инвалидов, зарегистрированным и действующим на территории Оренбургской области".
В соответствии с законодательством Российской Федерации министерство социального развития Оренбургской области осуществляет формирование и ведение государственных реестров:
СОНКО - получателей государственной поддержки в соответствии со статьями 7, 10 Закона Оренбургской области от 6 мая 2014 года N 2263/649-V-ОЗ "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Оренбургской области";
поставщиков социальных услуг в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
В 2016 году в реестр СОНКО - получателей поддержки из областного бюджета - вошли 4 организации.
В рамках реализации комплекса мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016 - 2020 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации от 23 мая 2016 года N 3468п-П44, в Оренбургской области указом Губернатора Оренбургской области от 29 июля 2016 года N 392-ук образован координационный совет по обеспечению поэтапного доступа СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению.
________________________
*) Данные о количестве организаций, предоставляющих услуги на указанных рынках, и потребителях услуг приведены по состоянию на 1 января 2016 года.
План
мероприятий ("дорожная карта") по содействию развитию конкуренции в Оренбургской области на 2016 - 2018 годы
Примечание. Органы и организации, не входящие в систему органов исполнительной власти, участвуют в реализации настоящего Плана на основании соглашения или по согласованию.
Приложение
к плану мероприятий ("дорожной карте")
по содействию развитию
конкуренции в Оренбургской области
на 2016 - 2018 годы
Мероприятия, предусмотренные
утвержденными в Оренбургской области стратегическими и программными документами, реализация которых влияет на состояние конкуренции
N п/п |
Мероприятие, предусмотренное планом мероприятий ("дорожной картой") по содействию развитию конкуренции в Оренбургской области на 2016 - 2018 годы |
Мероприятие, предусмотренное утвержденными в Оренбургской области стратегическими и программными документами |
Наименование стратегического и программного документа, утвержденного в Оренбургской области |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Обеспечение государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) в Оренбургской области (приложение к "дорожной карте") |
определение уполномоченных органов по осуществлению государственной поддержки СОНКО Оренбургской области |
план мероприятий по реализации положений Закона Оренбургской области от 6 мая 2014 года N 2263/649-V-ОЗ "О государственной поддержке СОНКО в Оренбургской области" |
формирование перечня СОНКО Оренбургской области, оказывающих социально значимые услуги | |||
разработка подпрограммы "Поддержка СОНКО Оренбургской области государственной программы "Социальная поддержка граждан Оренбургской области" на 2014 - 2020 годы | |||
внесение изменений в государственную программу "Социальная поддержка граждан Оренбургской области" на 2014 - 2020 годы путем дополнения подпрограммой "Поддержка СОНКО Оренбургской области" | |||
определение порядка предоставления из областного бюджета субсидий СОНКО Оренбургской области | |||
утверждение критериев оценки проектов м# Оренбургской области | |||
утверждение порядка определения объема субсидий на осуществление государственной поддержки СОНКО Оренбургской области | |||
утверждение требований по обеспечению прозрачности в деятельности СОНКО Оренбургской области, оказывающих социально значимые услуги | |||
формирование и ведение государственного реестра СОНКО Оренбургской области - получателей государственной поддержки | |||
утверждение порядков имущественной поддержки СОНКО Оренбургской области | |||
утверждение порядков формирования комиссий (других коллегиальных органов), принимающих решения по вопросам осуществления государственной поддержки СОНКО Оренбургской области | |||
формирование перечня государственного имущества, свободного от третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) СОНКО Оренбургской области (далее - перечень государственного имущества) | |||
утверждение перечня государственного имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Оренбургской области, с обязательным опубликованием перечня государственного имущества | |||
обеспечение размещения информации о деятельности СОНКО Оренбургской области на официальных сайтах органов исполнительной власти Оренбургской области в сети Интернет | |||
организация семинаров-совещаний, круглых столов по вопросам осуществления государственной поддержки СОНКО Оренбургской области | |||
мониторинг выполнения плана мероприятий по осуществлению государственной поддержки СОНКО Оренбургской области | |||
подготовка информации об эффективности мер государственной поддержки, направленной на развитие СОНКО Оренбургской области - получателей государственной поддержки | |||
утверждение положения о региональной информационной системе в сфере поддержки СОНКО Оренбургской области | |||
2. |
Реализация подпрограммы "Развитие торговли" по оказанию государственной поддержки субъектам предпринимательской деятельности |
выделение субвенции бюджетам городских округов и муниципальных районов на выполнение государственных полномочий по формированию торгового реестра |
государственная программа "Экономическое развитие Оренбургской области" на 2014 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года |
формирование и ведение торгового реестра | |||
развитие сельской торговли | |||
поддержка организаций пищевой и перерабатывающей промышленности и сельскохозяйственных товаропроизводителей | |||
повышение качества торгового обслуживания | |||
содействие товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам в реализации произведенной ими продукции путем организации нестационарной и мобильной торговли | |||
3. |
Совершенствование процессов управления государственной собственностью Оренбургской области |
реализация прогнозного плана (программы) приватизации областного имущества |
государственная программа Оренбургской области "Управление земельно-имущественным комплексом Оренбургской области" на 2015 - 2020 годы |
решение задач для принятия и реализации управленческих решений в сфере оценки, учета, инвентаризации, регистрации областного имущества и аудита государственных унитарных предприятий (далее - ГУП) | |||
реализация полномочий собственника в отношении областных ГУП | |||
актуализация данных об областном имуществе в реестре государственного имущества Оренбургской области | |||
4. |
Реализация мероприятий государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства |
информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства и совершенствование внешней среды для развития предпринимательства |
государственная программа "Экономическое развитие Оренбургской области" на 2014 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года |
государственная поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства | |||
поддержка малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства | |||
5. |
Выполнение комплекса мер по газификации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области (в том числе строительство сетей газораспределения согласно программе газификации Оренбургской области на 2016 - 2018 годы), предусматривающих реализацию законодательства Российской Федерации |
утверждение порядка разработки и утверждения программы газификации Оренбургской области, финансируемой за счет специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями, контроля за целевым использованием финансовых средств, полученных в результате введения специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями (постановление Правительства Оренбургской области от 2 февраля 2015 года N 33-п) |
программа газификации Оренбургской области на 2016 - 2018 годы, финансируемая за счет средств специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа АО "Газпром газораспределение Оренбург" |
6. |
Стимулирование спроса на композиционные материалы |
направление приглашений для участия в выставках производителям разработчикам композиционных материалов, потенциальным потребителям композитов, конструкций и изделий из них, государственных и муниципальных заказчиков |
государственная программа "Экономическое развитие Оренбургской области" на 2014 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года |
мониторинг развития предприятий, производящих композиты и изделия из них | |||
подготовка перечня предприятий, осуществляющих производство композитов | |||
осуществление мониторинга инвестиционных проектов, направленных на развитие обрабатывающей отрасли промышленности в части производства композиционных материалов, а так же# содействие реализации инвестиционных проектов | |||
участие представителей министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области в выставках, презентациях, конференциях по привлечению инвесторов в целях развития производства композитов на территории Оренбургской области | |||
7. |
Реализация мероприятий государственной программы Оренбургской области "Развитие физической культуры, спорта и туризма" на 2014 - 2020 годы (постановление Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2013 года N 1054-пп") |
государственная поддержка в сфере туризма |
государственная программа Оренбургской области "Развитие физической культуры, спорта и туризма" на 2014 - 2020 годы |
создание туристско-рекреационных кластеров |
<< Приложение N 1 |
||
Содержание Указ Губернатора Оренбургской области от 10 марта 2017 г. N 115-ук "О внесении изменений в указ Губернатора Оренбургской области... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.