Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Оренбурга
от 22.09.2017 N 3829-п
Порядок и методика
оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам
1. Общие положения
1.1. Порядок и методика оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам (далее - Порядок) устанавливают правила и основные способы осуществления оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам.
1.2. Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам проводится в целях оптимизации перечня действующих налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам, их соответствия общественным интересам, повышения точности прогнозирования результатов предоставления налоговых льгот, обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, сокращения потерь местного бюджета.
1.3. Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам осуществляется в зависимости от категории налогоплательщиков и целей предоставления налоговых льгот по следующим критериям: социальная эффективность, экономическая эффективность, бюджетная эффективность.
1.4. Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам осуществляется уполномоченным органом на основании данных органов местного самоуправления муниципального образования "город Оренбург", отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Оренбурга, налогоплательщиков, налоговых органов, отчетности об исполнении бюджета города Оренбурга, официальных статистических данных.
1.5. Источники информации для проведения оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам:
- бухгалтерская отчетность с отметкой налогового органа, налоговая декларация, справки, отчеты, аналитические записки о финансово-экономическом состоянии налогоплательщика;
- сведения о суммах налоговых поступлений (начислений) в бюджет города Оренбурга от пользователей налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам;
- сведения о суммах налогов, не поступивших в бюджет города Оренбурга в связи с предоставлением налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам;
- информация о направлении средств, полученных налогоплательщиками - юридическими лицами в результате использования налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам;
- иная информация, позволяющая произвести необходимые расчеты.
1.6. Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам осуществляется уполномоченным органом с возможным привлечением отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Оренбурга.
1.7. Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам осуществляется в отношении каждой соответствующей категории плательщиков налогов, по которым предоставляются и планируются к предоставлению налоговые льготы (пониженные ставки) по местным налогам, за исключением общественно значимых категорий налогоплательщиков, в том числе:
- муниципальных учреждений и муниципальных казенных предприятий муниципального образования "город Оренбург";
- граждан, имеющих право на получение льгот установленных законодательством Российской Федерации;
- Героев Социалистического Труда;
- инвалидов, имеющих III группу инвалидности;
- пенсионеров, получающих пенсии, назначенные в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;
- молодых многодетных семей, где возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье не превышает 35 лет, имеющих на воспитании трех и более детей в возрасте до 18 лет.
Предоставление налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам перечисленным категориям налогоплательщиков имеет бюджетную эффективность и социальную направленность.
1.8. Результат оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам отражается в аналитической записке, согласованной с отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации города Оренбурга, привлеченными в соответствии с пунктом 1.6 раздела 1 настоящего Порядка.
2. Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам
2.1. Оценка эффективности предоставляемых налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам осуществляется уполномоченным органом ежегодно в срок до 01 октября года, следующего за отчетным.
2.2. Оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам осуществляется в течение 30 календарных дней со дня поступления в уполномоченный орган соответствующего проекта решения Оренбургского городского Совета.
2.3. Проект решения представляется в уполномоченный орган инициатором введения новых налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам (далее - инициатор налоговых льгот) с аналитической запиской, содержащей результат предварительной оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам, проведенной в соответствии с настоящим Порядком, и информацией, на основании которой произведены расчеты.
2.4. Уполномоченный орган ежегодно в срок до 01 июля, следующего за отчетным запрашивает информацию по предоставляемым налоговым льготам (пониженным ставкам) по местным налогам для проведения оценки эффективности у:
- органов местного самоуправления муниципального образования "город Оренбург", отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Оренбурга, осуществляющих нормативное правовое регулирование в сфере (области) муниципального управления, в которой осуществляет деятельность категория налогоплательщиков, которой предоставлены (планируются к предоставлению) налоговые льготы (пониженные ставки) по местным налогам (далее - органы местного самоуправления);
- налогоплательщиков;
- иных заинтересованных лиц, внесших по собственной инициативе предложения об установлении налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам (далее - иные заинтересованные лица).
2.5. Уполномоченный орган в ходе проведения оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам может направлять запросы инициаторам налоговых льгот, органам местного самоуправления, налогоплательщикам и иным заинтересованным лицам для получения дополнительной информации необходимой для расчетов.
2.6. Инициаторы налоговых льгот, органы местного самоуправления, налогоплательщики, иные заинтересованные лица представляют в уполномоченный орган информацию для проведения оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам по формам, согласно приложениям к настоящему Порядку с пояснительной запиской и расчетами.
Пояснительная записка должна содержать:
- сведения о количестве налогоплательщиков, которым предоставлены (планируются к предоставлению) налоговые льготы (пониженные ставки);
- сведения о суммах доходов поступающих в бюджет города Оренбурга от налогоплательщиков, которым предоставлены (планируются к предоставлению) налоговые льготы (пониженные ставки) по местным налогам;
- сведения о суммах потерь бюджета города Оренбурга, связанных с предоставлением (планируемым предоставлением) налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам;
- сведения об источниках восполнения выпадающих доходов бюджета города Оренбурга;
- обоснование целесообразности сохранения, отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам;
- описание необходимости предоставления новых налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам, включающее в себя определение целей предоставления налоговых льгот.
Для осуществления оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам по критерию социальной эффективности, пояснительная записка должна содержать описание благоприятных социальных последствий, достигнутых в результате предоставления налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам, обоснование возможности (невозможности) достижения благоприятных социальных последствий.
2.7. Расчеты для оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам должны производиться в соответствии с настоящим Порядком, данные для расчетов могут использоваться из разных источников.
Расчеты представляются в уполномоченный орган с приложением копий документов на основании которых он был произведен.
3. Методика оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам
3.1. Оценка эффективности предоставляемых налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам осуществляется ежегодно за предшествующий налоговый период.
3.2. Оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам осуществляется по прогнозным данным на планируемый период действия льгот.
3.3. Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам проводится в три этапа.
3.3.1. На первом этапе уполномоченным органом проводится инвентаризация установленных решениями Оренбургского городского Совета налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам, составляется реестр по форме N 1 согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
3.3.2. На втором этапе уполномоченным органом, инициаторами налоговых льгот, органами местного самоуправления, налогоплательщиками, иными заинтересованными лицами определяется сумма выпадающих доходов бюджета города Оренбурга от предоставления налоговых льгот.
В случаях освобождения от налогообложения части налоговой базы или от уплаты налога полностью сумма выпадающих доходов рассчитывается по формуле:
, где:
- сумма выпадающих доходов в случае предоставления налоговой льготы;
- сумма сокращения налоговой базы по причине предоставления налоговой льготы (размер налоговой базы, исключенный из налогообложения);
- налоговая ставка, действующая в период предоставления налоговой льготы.
В случае если предоставление налоговой льготы заключается в обложении налоговой базы (или ее части) по сниженной налоговой ставке сумма выпадающих доходов рассчитывается по формуле:
, где:
- сумма выпадающих доходов в случае предоставления налоговой льготы;
- размер налоговой базы, на которую распространяется действие льготной налоговой ставки;
- налоговая ставка, действующая в период предоставления налоговой льготы;
- льготная налоговая ставка.
Сведения о выпадающих доходах бюджета города Оренбурга, связанных с предоставляемыми (планируемыми к предоставлению) налоговыми льготами (пониженными ставками) по местным налогам за отчетный период (планируемый период) представляются в уполномоченный орган по форме N 2 согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Уполномоченный орган составляет сводную информацию о выпадающих доходах бюджета города Оренбурга, связанных с предоставляемыми (планируемыми к предоставлению) налоговыми льготами (пониженными ставками) по местным налогам, в разрезе категорий получателей налоговых льгот (пониженных ставок).
3.3.3. На третьем этапе определяется оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам.
Выявляются цели налоговых льгот (пониженных ставок). Цели могут быть установлены законодательно, иным нормативным путем или определены исходя из формулировки (характеристики) льготы.
В зависимости от цели проводится оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам.
Цели налоговых льгот (пониженных ставок) разбиваются на три группы:
1) технические - устранение (уменьшение) встречных финансовых потоков, оптимизация бюджетных расходов;
2) социальные - поддержка определенных групп населения;
3) стимулирующие - стимулирование развития определенных видов деятельности, проектов, территорий и т.п.
Если цель - устранение (уменьшение) встречных финансовых потоков, оптимизация бюджетных расходов, то эффективность таких льгот определяется тем, устраняются (уменьшаются) ли встречные финансовые потоки. Если такая цель достигается, то льгота признаётся эффективной.
Если цель - материальная поддержка определённых групп населения, то эффективность таких льгот определяется оценкой того, повысился ли уровень жизни этих групп населения.
Если цель - стимулирование развития определённых видов деятельности, проектов, территорий и т.п., то для оценки эффективности рассчитываются имеющиеся показатели экономической, бюджетной или социальной эффективности.
Вывод об эффективности или неэффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам делается на основании рассчитанных показателей и отражается в аналитической записке.
Бюджетная эффективность
Бюджетная эффективность рассчитывается по формуле:
, где:
- бюджетная эффективность налоговых льгот;
- сумма налогов, уплаченных в бюджет города Оренбурга за последний отчетный год (оценка на планируемый год);
- сумма налогов, уплаченных в бюджет города Оренбурга за год, предшествующий последнему отчетному году (планируемому году).
Экономическая эффективность
Экономическая эффективность проводится в отношении предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (пониженных ставок) по земельному налогу и определяется на основе сравнения показателей, характеризующих экономическую деятельность по соответствующей категории налогоплательщиков, на которую распространяются налоговые льготы:
- объем инвестиций в основной капитал;
- выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных платежей);
- прибыль (убыток) до налогообложения;
- среднемесячная заработная плата работников;
- задолженность по платежам в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе в бюджет города Оренбурга;
- объем платных услуг населению;
- рост объемов производства продукции и (или) услуг;
- расширение ассортимента продукции (работ, услуг);
- производство новых конкурентоспособных видов продукции;
- освоение новых технологических процессов, ввод производственных мощностей.
Для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения:
- численность налогоплательщиков;
- налоговая база;
- инвестиции в основной капитал малых предприятий.
Экономическая эффективность налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам, планируемых к предоставлению, оценивается сравнением темпов роста показателей оцениваемого года с планируемыми показателями года, следующего за отчетным.
Сведения для определения экономической эффективности в отношении предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (пониженных ставок) по земельному налогу предоставляются инициаторами налоговых льгот, органами местного самоуправления, налогоплательщиками, иными заинтересованными лицами в уполномоченный орган по форме N 3 согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
Социальная эффективность
Социальная эффективность определяется на основании динамики среднесписочной численности работников и (или) роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в расчете на одного работника за отчетный период и год, предшествующий отчетному периоду.
Социальная эффективность налоговых льгот определяется по формуле:
, где:
- среднесписочная численность работников в отчетном году (для планируемых к предоставлению налоговых льгот - в очередном году);
- среднесписочная численность работников в году, предшествующем отчетному году (для планируемых к предоставлению налоговых льгот - в текущем году),
и (или) по формуле:
, где:
- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника в отчетном году (для планируемых к предоставлению налоговых льгот - в очередном году);
- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника в году, предшествующем отчетному году (для планируемых к предоставлению налоговых льгот - в текущем году).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.