Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 26.01.2018 N 27-п
Правила
осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области), главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области), главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области) (далее - главный администратор (администратор) бюджетных средств) внутреннего финансового контроля и на основе функциональной независимости внутреннего финансового аудита.
II. Осуществление внутреннего финансового контроля
2. Внутренний финансовый контроль осуществляется руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами главного администратора (администратора) бюджетных средств, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры). Внутренний финансовый контроль направлен на:
соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, Оренбургской области и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главным администратором бюджетных средств, подведомственными ему администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств;
подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
3. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях главного администратора (администратора) бюджетных средств и получателя средств бюджета, исполняющих бюджетные полномочия.
В случае передачи главным администратором (администратором) бюджетных средств функций по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр бюджетного учета и отчетности" главный администратор (администратор) бюджетных средств запрашивает у вышеуказанного учреждения информацию, необходимую для осуществления внутреннего финансового контроля в части операций внутренних бюджетных процедур, осуществляемых им после передачи функций по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности. При этом порядок взаимодействия при осуществлении внутреннего финансового контроля устанавливается договором (соглашением) о передаче функций по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.
4. Должностные лица подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
а) составление и представление документов в министерство финансов Оренбургской области (органу управления Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Оренбургской области), необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
б) составление и представление документов главному администратору (администратору) бюджетных средств, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета;
в) составление и представление документов в министерство финансов Оренбургской области (органу управления Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Оренбургской области), необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета;
г) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств;
д) составление и направление документов в министерство финансов Оренбургской области (органу управления Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Оренбургской области), необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств;
е) составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) составление (утверждение) свода бюджетных смет;
ж) формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных областных государственных учреждений;
з) составление и исполнение бюджетной сметы;
и) принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
к) осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, таможенным законодательством, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
л) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, таможенным законодательством, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
м) принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, таможенным законодательством, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
н) ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
о) составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
п) исполнение судебных актов по искам к Оренбургской области, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам подведомственных казенных учреждений Оренбургской области;
р) распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств;
с) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
т) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
у) осуществление предусмотренных правовыми актами о выделении в распоряжение главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета, действий, направленных на обеспечение адресности и целевого характера использования указанных ассигнований.
5. При осуществлении внутреннего финансового контроля производятся следующие контрольные действия:
а) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств;
б) подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) в целях установления правомочности их совершения;
в) сверка данных путем их сравнения с аналогичными данными из других источников информации;
г) сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
6. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные.
Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации путем изучения документов и операций в целях подтверждения законности и (или) эффективности исполнения соответствующих бюджетных процедур.
Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц.
Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
7. К способам проведения контрольных действий относятся:
сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
8. При осуществлении внутреннего финансового контроля используются следующие методы: самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, смежный контроль и контроль по уровню подведомственности.
Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом каждого подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также путем оценки причин, негативно влияющих на совершение операции.
Контроль по уровню подчиненности осуществляется руководителем (заместителем руководителя) и (или) руководителем подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств (иным уполномоченным лицом) путем подтверждения (согласования) операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами, сплошным способом или путем проведения проверки в отношении отдельных операций (группы операций) выборочным способом.
Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом руководителем подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств (иным уполномоченным лицом) путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Контроль по уровню подведомственности осуществляется в целях реализации бюджетных полномочий сплошным и (или) выборочным способом главным администратором (администратором) бюджетных средств в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета и администраторами источников финансирования дефицита бюджета, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и Оренбургской области, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам и процедурам, и путем сбора (запроса), анализа и оценки (мониторинга) главным администратором (администратором) бюджетных средств информации об организации и результатах выполнения внутренних бюджетных процедур подведомственными администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств.
Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.
9. Внутренний финансовый контроль главного администратора (администратора) бюджетных средств осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.
Утверждение карт внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств.
10. В карте внутреннего финансового контроля по каждой отражаемой в ней операции указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности, а также способах проведения контрольных действий. Карта внутреннего финансового контроля должна охватывать все внутренние бюджетные процедуры, за результаты которых отвечает соответствующее подразделение.
11. Процесс формирования карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
а) анализ предмета внутреннего финансового контроля в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий (далее - процедуры внутреннего финансового контроля);
б) формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий.
12. Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем каждого подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
13. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:
а) до начала очередного финансового года;
б) при принятии решения руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
в) в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
14. Формирование, утверждение и актуализация карт внутреннего финансового контроля осуществляется в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств.
Актуализация (формирование) карт внутреннего финансового контроля проводится не реже одного раза в год.
15. Внутренний финансовый контроль в подразделениях главного администратора (администратора) бюджетных средств осуществляется с соблюдением периодичности, методов контроля и способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля.
16. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков и о предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля и в отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.
Ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется в каждом подразделении, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур.
Порядок ведения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля, перечни должностных лиц, ответственных за их ведение, устанавливаются главным администратором (администратором) бюджетных средств.
17. Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля подлежат учету и хранению в установленном главным администратором (администратором) бюджетных средств порядке, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
18. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется подразделением, ответственным за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, или уполномоченным подразделением руководителю (заместителю руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств с периодичностью, установленной руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Порядок формирования и направления информации о результатах внутреннего финансового контроля на основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля устанавливается главным администратором (администратором) бюджетных средств.
19. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные на:
а) обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
б) изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски);
в) актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств;
г) уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
д) изменение правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе в части установления (уточнения) нормативов (критериев) в сфере регулирования процедур обоснования бюджетных ассигнований, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и управления активами в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, а также актов, устанавливающих учетную политику;
е) уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
ж) устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
з) проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
и) ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств и руководителей подведомственных получателей бюджетных средств;
к) установление требований к доведению до сотрудников главного администратора (администратора) бюджетных средств информации, необходимой для правомерного выполнения внутренних бюджетных процедур и мероприятий, направленных на повышение экономности и результативности использования бюджетных средств.
20. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля и отчетах внутреннего финансового аудита, представленных руководителю (заместителю руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств.
21. На основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля главным администратором (администратором) бюджетных средств составляется отчетность о результатах внутреннего финансового контроля (далее - отчет).
Порядок составления и представления отчета устанавливается главным администратором бюджетных средств.
К отчету прилагается пояснительная записка, содержащая:
а) описание принятых и (или) предлагаемых мер по устранению выявленных в ходе внутреннего финансового контроля нарушений и недостатков, причин их возникновения в отчетном периоде;
б) сведения о количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый контроль, принимаемых мерах по повышению их квалификации;
в) сведения о ходе реализации мер по устранению нарушений и недостатков, причин их возникновения, а также ходе реализации материалов, направленных в министерство внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области, правоохранительные органы.
22. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств в соответствии с распределением обязанностей.
23. Для проведения анализа осуществления внутреннего финансового контроля главный администратор бюджетных средств по запросу министерства внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области представляет ему запрашиваемые документы и информацию.
III. Осуществление внутреннего финансового аудита
24. Внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора (администратора) бюджетных средств (далее - субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности и ответственности.
25. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:
а) оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
26. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств, подведомственные ему администраторы бюджетных средств и получатели бюджетных средств (далее - объекты аудита).
В случае передачи главным администратором (администратором) бюджетных средств функций по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр бюджетного учета и отчетности" главный администратор (администратор) бюджетных средств запрашивает у вышеуказанного учреждения информацию, необходимую для осуществления внутреннего финансового аудита в части операций внутренних бюджетных процедур, осуществляемых им после передачи функций по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности. При этом порядок взаимодействия при осуществлении внутреннего финансового аудита устанавливается договором (соглашением) о передаче функций по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.
27. В целях обеспечения функциональной независимости аудиторские проверки организуют и осуществляют должностные лица, которые:
а) не принимают участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в текущем периоде;
б) не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;
в) не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами главного администратора (администратора) бюджетных средств, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры;
г) не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе проведения аудиторской проверки.
28. Субъект внутреннего финансового аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов главного администратора (администратора) бюджетных средств, направляемых в министерство финансов Оренбургской области в целях составления и рассмотрения проекта бюджета, в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств.
29. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств (далее - план).
30. Аудиторские проверки подразделяются на:
а) камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
б) выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
в) комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
31. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных работников;
б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) привлекать независимых экспертов, в том числе в целях подготовки актов и заключений.
32. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита обязаны:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и принятых в соответствии с ними правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).
33. Составление, утверждение и ведение плана аудиторских проверок осуществляется в порядке, установленном главным администратором (администратором) бюджетных средств.
34. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указываются тема аудиторской проверки, объект аудита, вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная), проверяемый период, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
35. Перечень тем аудиторских проверок в целях оценки надежности системы внутреннего финансового контроля, экономности и результативности использования бюджетных средств для включения в план формируется исходя из следующих критериев отбора, приведенных в порядке убывания их значимости:
а) объем бюджетных ассигнований, предусмотренный по направлению расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, либо объем поступлений в бюджет по доходному источнику, закрепленному за главным администратором (администратором) бюджетных средств;
б) существенность нарушений, выявленных органами государственного финансового контроля за период времени, прошедший со дня предыдущей аудиторской проверки;
в) период времени, прошедший со дня предыдущей аудиторской проверки (в случае, если указанный период превышает 3 года, аудиторская проверка в отношении соответствующего направления включается в план в обязательном порядке);
г) полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок;
д) наличие существенных изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и Оренбургской области, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, принятых в течение проверяемого периода;
е) опыт и квалификация сотрудников подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляющих операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).
36. Выбор объектов аудита, подведомственных главному администратору (администратору) бюджетных средств, для включения в план аудиторских проверок достоверности бюджетной отчетности осуществляется исходя из следующих критериев отбора, приведенных в порядке убывания их значимости:
а) объем активов (обязательств) объекта аудита на конец отчетного финансового года;
б) существенность нарушений в сфере бюджетного учета и отчетности, выявленных органами государственного финансового контроля за период времени, прошедший со дня предыдущей аудиторской проверки;
в) полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок достоверности бюджетной отчетности;
г) период, прошедший со дня окончания предыдущей аудиторской проверки (в случае, если указанный период превышает 3 года, аудиторская проверка в отношении соответствующего направления включается в план в обязательном порядке);
д) организация внутреннего контроля ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;
е) опыт и квалификация сотрудников, необходимые для исполнения ими своих должностных обязанностей по осуществлению операций, связанных с ведением бюджетного учета и отчетности.
37. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года.
38. Аудиторская проверка назначается решением (приказом, распоряжением) руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств.
39. Подготовка к проведению аудиторской проверки включает в себя следующие действия:
а) предварительный анализ данных об объекте аудита, соответствующих теме аудиторской проверки;
б) разработка и утверждение программы аудиторской проверки;
в) формирование аудиторской группы.
40. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
41. В целях составления программы аудиторской проверки субъект внутреннего финансового аудита проводит предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в проверяемом периоде контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
42. Программа аудиторской проверки должна содержать:
а) тему аудиторской проверки;
б) наименование объекта аудита;
в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
Вне зависимости от направления аудиторской проверки программа аудиторской проверки должна содержать следующий перечень вопросов:
а) организация и проведение внутреннего финансового контроля в отношении аудируемой внутренней бюджетной процедуры;
б) применение автоматизированных информационных систем объектами аудита при осуществлении аудируемой внутренней бюджетной процедуры, включая наделение пользователей правами доступа к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем;
в) наличие конфликта интересов у должностных лиц, принимающих участие в осуществлении аудируемой внутренней бюджетной процедуры.
43. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
а) осуществления внутреннего финансового контроля;
б) законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;
в) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
г) применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
д) вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
е) наделения пользователей правами доступа к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
ж) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения пользователей правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
з) бюджетной отчетности.
44. Аудиторская проверка проводится с применением следующих методов аудита:
а) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) материальных активов;
б) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
в) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;
е) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
45. В целях оценки надежности внутреннего финансового контроля в ходе аудиторских проверок изучаются:
а) наличие и полнота нормативного регулирования вопросов организации и осуществления внутреннего финансового контроля;
б) организация планирования внутреннего финансового контроля, в том числе применяемые критерии отбора операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) для их включения в карты внутреннего финансового контроля;
в) содержание указанных в должностных регламентах квалификационных требований к профессиональным знаниям, навыкам и опыту работы, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудников, организующих и осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
г) укомплектованность структурных подразделений, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
д) распределение между сотрудниками обязанностей по осуществлению внутренних бюджетных процедур и ответственности за их результаты;
е) доведение до сотрудников информации, необходимой для выполнения внутренних бюджетных процедур;
ж) учет результатов внутреннего финансового контроля при принятии решений о стимулировании сотрудников или применении к ним мер ответственности;
з) своевременность заполнения журналов (регистров) внутреннего финансового контроля;
и) учет результатов проведения контрольных мероприятий органов государственного финансового контроля и результатов проведения аудиторских проверок при формировании (актуализации) карт внутреннего финансового контроля;
к) наличие (отсутствие) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия таких действий;
л) наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз и не обеспечивших достижения результатов контроля;
м) наличие (отсутствие) излишних операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) излишне применяемых контрольных действий.
46. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, в ходе аудиторских проверок изучаются:
а) непрерывность ведения бюджетного учета;
б) укомплектованность сотрудниками подразделений, ведущих бюджетный учет и формирующих бюджетную отчетность, квалификация таких сотрудников;
в) наличие и практика разрешения разногласий в отношении ведения бюджетного учета между руководителем объекта аудита и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бюджетного учета;
г) наличие и актуальность учетной политики, соответствие ее установленным требованиям, частота и причины ее корректировки;
д) правильность и своевременность оформления и принятия к учету первичных учетных документов;
е) включение в показатели бюджетной отчетности информации, основанной на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства), мнимого или притворного объекта бюджетного учета в регистрах бюджетного учета;
ж) правильность и своевременность ведения регистров бюджетного учета, частота и правильность внесения в них исправлений, соответствие их требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих ведение бюджетного учета;
з) соблюдение установленных требований к проведению инвентаризации активов и обязательств;
и) соответствие состава форм и показателей бюджетной отчетности требованиям, установленным нормативными правовыми актами, регулирующими составление и представление бюджетной отчетности, ее составление на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета;
к) наличие (отсутствие) случаев неверного отражения событий, хозяйственных операций в бюджетной отчетности или их преднамеренного исключения из нее;
л) организация хранения документов бюджетного учета и бюджетной отчетности;
м) наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств, в том числе степень надежности контроля главного администратора бюджетных средств за соблюдением подведомственными администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств требований к составлению и представлению бюджетной отчетности;
н) надежность и эффективность ИТ-контроля, включая контроль, направленный на защиту информационной системы бюджетного учета и отчетности от несанкционированных изменений, неавторизованного использования, повреждения и потери данных;
о) наличие случаев отражения в учете отдельных хозяйственных операций в результате распоряжения руководителя объекта аудита.
47. В целях подготовки предложений объекту аудита по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств в ходе аудиторских проверок изучаются:
а) соответствие кассовых расходов плану-графику финансового обеспечения государственной программы, непрограммных расходов бюджета;
б) качество обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись;
в) полнота обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов, в случае их наличия;
г) полнота обоснования причин возникновения неиспользованных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств в случае их наличия;
д) обоснованность объектов закупок, в том числе обоснованность начальных (максимальных) цен контрактов;
е) равномерность принятия и исполнения обязательств по государственным контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий;
ж) обоснованность выбора способов размещения государственных закупок с целью достижения экономии бюджетных средств;
з) наличие и качество методики определения объемов межбюджетных трансфертов из бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации для достижения целей бюджетного выравнивания;
и) обоснованность объемов межбюджетных трансфертов из бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации для достижения ими значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашениями о предоставлении субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение;
к) обоснованность показателей государственного задания на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) исходя из объема государственных услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства;
л) сопоставление расходов на оказание государственных услуг (выполнение работ) с качественными и количественными характеристиками их предоставления;
м) отклонение стоимости единицы государственной услуги (работы), оказанной в рамках государственного задания, от стоимости единицы услуги на платной основе по одинаковым видам услуг;
н) прозрачность и обоснованность методики по определению стоимости государственных услуг (работ);
о) сопоставление плановых и фактических расходов на оказание государственных услуг (выполнение работ);
п) наличие, объем и структура дебиторской задолженности, в том числе просроченной;
р) наличие, объем и структура кредиторской задолженности, в том числе просроченной;
с) обоснованность расчетов объема эксплуатационных расходов, необходимых для содержания объекта недвижимого имущества после ввода его в эксплуатацию или его приобретения, в случае принятия главным администратором (администратором) бюджетных средств решения об осуществлении капитальных вложений;
т) наличие порядка оплаты труда работников, определяющего зависимость уровня оплаты труда от результативности профессиональной служебной деятельности и предусматривающего осуществление выплат премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
48. В ходе проведения аудиторских проверок могут быть изучены другие вопросы, касающиеся системы внутреннего финансового контроля, процедур ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, экономности и результативности использования бюджетных средств, определяемые руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
49. При проведении аудиторской проверки должны быть получены надежные доказательства. К таким доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
50. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит документы и материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
в) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
г) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
д) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
е) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
ж) акт аудиторской проверки.
51. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются главным администратором (администратором) бюджетных средств.
52. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается руководителем аудиторской группы (должностным лицом, уполномоченным на осуществление внутреннего финансового аудита) и направляется (вручается) им представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Руководитель объекта аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
53. Форма акта аудиторской проверки, порядок направления (вручения) и сроки его рассмотрения объектом аудита устанавливаются главным администратором (администратором) бюджетных средств.
54. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках, в том числе о значимых остаточных бюджетных рисках - рисках, остающихся после применения контрольных действий в ходе внутреннего финансового контроля;
б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
г) выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, достоверности и полноте бюджетной отчетности;
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
55. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств. По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств вправе принять одно или несколько из нижеприведенных решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным в допущении нарушений (недостатков) должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в министерство внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации или Оренбургской области, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
56. Субъекты внутреннего финансового аудита обеспечивают составление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
57. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур, а также к повышению эффективности использования бюджетных средств.
58. Порядок составления и представления отчета о результатах аудиторской проверки и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита устанавливается главным администратором бюджетных средств.
59. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств.
60. Главный администратор бюджетных средств обязан предоставлять в министерство внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области запрашиваемую информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Оренбургской области от 26 января 2018 г. N 27-п "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.