Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к указу Губернатора области
от 06.03.2018 N 113-ук
План мероприятий ("дорожная карта")
по содействию развитию конкуренции в Оренбургской области на 2016 - 2018 годы
I. Общие положения
План мероприятий ("дорожная карта") по содействию развитию конкуренции в Оренбургской области на 2016 - 2018 годы (далее - "дорожная карта") разработан в соответствии с требованиями стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года N 1738-р.
"Дорожная карта" направлена на развитие конкурентной среды на территории Оренбургской области.
Основными целями реализации "дорожной карты" являются:
включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области (далее - органы исполнительной власти) и органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области (далее - муниципальные образования);
внедрение лучших практик развития конкуренции субъектов Российской Федерации в Оренбургской области;
снижение доли государственного сектора в экономике;
обеспечение субъектам предпринимательства равного доступа к информации о реализации государственного имущества;
совершенствование процессов управления объектами государственной и муниципальной собственности;
развитие конкуренции при осуществлении закупок;
стимулирование новых предпринимательских инициатив;
развитие механизмов поддержки научно-технического творчества детей и молодежи, междисциплинарных исследований и практико-ориентированного образования;
содействие развитию институтов поддержки малого и среднего предпринимательства, создание институциональной среды для внедрения инноваций.
В "дорожной карте" определены контрольные показатели и первоочередные мероприятия по трем основным направлениям:
развитие конкурентной среды на социально значимых рынках Оренбургской области;
развитие конкурентной среды на приоритетных рынках Оренбургской области;
системные мероприятия, направленные на развитие конкурентной среды в Оренбургской области.
II. Состояние конкурентной среды на социально значимых рынках Оренбургской области (1)
Рынок услуг дошкольного образования
В Оренбургской области функционируют 933 дошкольные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Общая численность детей, посещающих указанные организации, - 109541 человек. Доля детей, посещающих частные дошкольные образовательные организации, в общей численности детей, посещающих дошкольные образовательные организации Оренбургской области, составляет 0,78 процента. В указанной сфере работают 4 индивидуальных предпринимателя, функционируют 7 негосударственных организаций, 1 негосударственная общеобразовательная организация с дошкольными группами.
По результатам мониторинга на рынке услуг дошкольного образования Оренбургской области наблюдается умеренная конкуренция. Отмечается удовлетворенность потребителей уровнем цен и возможностью выбора организаций, предоставляющих указанные услуги.
Обеспеченность населения Оренбургской области местами в детских дошкольных организациях составляет 95,0 процента. В течение последних пяти лет в муниципальных образовательных организациях введено более 25 тыс. дополнительных мест для приема детей дошкольного возраста.
Вместе с тем услуги негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей остаются востребованными как альтернативная форма получения дошкольного образования.
Особое значение имеет развитие негосударственного сектора услуг дошкольного образования в густонаселенных, а также новых микрорайонах города Оренбурга, муниципальных районах и сельских поселениях Оренбургской области, где дошкольные образовательные организации отсутствуют совсем, в том числе в связи с небольшой численностью детского населения.
Невысокая доля участия частных образовательных организаций в региональной системе дошкольного образования обусловлена низкой рентабельностью при высоком уровне первоначальных вложений в развитие бизнеса.
Целями реализуемых на территории Оренбургской области мероприятий являются:
развитие сектора частных дошкольных образовательных организаций;
создание условий для развития вариативных видов и профилей дошкольных организаций с ориентацией на главного заказчика и потребителя - родителей;
обеспечение высокого качества дошкольного образования в соответствии с меняющимися запросами населения;
осуществление имущественной и информационно-консультативной поддержки организаций всех форм собственности на рынке услуг дошкольного образования Оренбургской области;
повышение квалификации персонала;
снижение барьеров для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности;
повышение престижа дошкольного образования, закрепление за ним статуса значимой для общества сферы образования.
Реализация мероприятий по развитию сектора частных дошкольных образовательных организаций позволит сохранить долю детей, посещающих частные дошкольные образовательные организации, в общей численности детей, посещающих дошкольные образовательные организации.
Рынок услуг детского отдыха и оздоровления
В Оренбургской области функционируют 1150 детских оздоровительных учреждений различных видов (загородные, санаторные, палаточные лагеря и лагеря с дневным пребыванием детей) и форм собственности. Участие негосударственных организаций в предоставлении услуг детского отдыха и оздоровления составляет 5,0 процента от общего объема оказываемых услуг.
Открыто четыре новых оздоровительных лагеря:
оздоровительно-образовательный центр "Солнечная страна" в Тюльганском районе (2014 год);
загородный лагерь "Сокол" в Домбаровском районе (2014 год);
оздоровительный центр "Янтарь" в зоне отдыха "Дубки" города Оренбурга (2015 год);
палаточный лагерь "Юный патриот" в Адамовском районе (2015 год).
Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что на рынке услуг детского отдыха и оздоровления наблюдается умеренный уровень конкуренции и потребители скорее удовлетворены возможностью выбора организаций, предоставляющих услуги в данной сфере, а также качеством оказываемых услуг и ценовой политикой.
Сложившаяся на рынке ситуация связана с тем, что поддержка частного бизнеса в развитии инфраструктуры детского отдыха осуществляется путем возмещения затрат, связанных с оказанием услуг отдыха и оздоровления детей в пределах денежных средств, предусмотренных сертификатом на отдых и (или) оздоровление в лагерях предприятий-собственников. Однако на сегодняшний день данная поддержка не покрывает всех затрат, которые несут организации, обеспечивающие отдых детей.
Основными целями реализуемых мероприятий являются:
развитие сектора негосударственных (немуниципальных) организаций отдыха и оздоровления детей;
обеспечение предоставления безопасных и качественных услуг в сфере круглогодичного оздоровления, отдыха детей;
обеспечение сохранения и развития инфраструктуры детского отдыха и оздоровления в Оренбургской области;
обеспечение взаимодействия всех субъектов в организации сферы круглогодичного оздоровления, отдыха детей, включая организацию учебного процесса;
создание системы информационно-методической поддержки сферы круглогодичного оздоровления и отдыха детей;
снижение административных барьеров при получении лицензии на осуществление образовательной деятельности;
содействие в повышении квалификации персонала;
стимулирование дифференциации предлагаемых услуг детского отдыха и оздоровления.
Планируется, что благодаря мероприятиям по содействию развитию конкуренции на рынке услуг детского отдыха и оздоровления численность детей в возрасте от 7 до 17 лет, проживающих на территории Оренбургской области, воспользовавшихся сертификатами на отдых и оздоровление, к концу 2018 года увеличится на 5,0 процента.
Рынок услуг дополнительного образования детей
Система дополнительного образования детей государственного и муниципального уровней в Оренбургской области представлена 224 учреждениями, находящимися в ведении министерства образования Оренбургской области, министерства культуры и внешних связей Оренбургской области и министерства физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области.
Около 300 тысяч детей и молодых людей в возрасте от 5 до 18 лет занимаются в творческих объединениях и спортивных секциях организаций дополнительного образования детей Оренбургской области.
В настоящее время в Оренбургской области действуют 13 негосударственных организаций дополнительного образования детей, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам. В указанных организациях занимаются 7300 человек.
Рынок услуг дополнительного образования детей в Оренбургской области по результатам проведенного мониторинга характеризуется умеренной конкуренцией, стабильным ростом негосударственных организаций, удовлетворительным уровнем цен и качеством оказываемых услуг.
Цели мероприятий "дорожной карты" заключаются в следующем:
содействие развитию негосударственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
обеспечение вариативности и доступности качественного дополнительного образования для всех слоев и групп детского населения;
стимулирование развития инфраструктуры образовательных организаций дополнительного образования детей;
формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей;
создание условий для привлечения родителей и общественности к участию в управлении развитием системы дополнительного образования детей;
развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей;
создание системы информационно-методической поддержки сферы дополнительного образования детей;
усовершенствование нормативно-правовой базы с целью расширения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг дополнительного образования детей.
Ожидаемый результат - увеличение численности детей и молодежи Оренбургской области в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование в частных образовательных организациях, в период с января 2016 года по декабрь 2018 года не менее чем на 2,0 процента.
Рынок медицинских услуг
Количество организаций здравоохранения, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи, составляет 162 медицинские организации, в том числе 138 медицинских организаций, заявленных в территориальной программе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
Доля негосударственных организаций, включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, составляет 4,5 процента.
Низкий уровень конкурентной среды, выявленный при проведении исследований на рынке медицинских услуг, связан с малым количеством организаций на указанном рынке, высоким уровнем цен, неудовлетворенностью потребителей качеством оказываемых услуг.
Основной проблемой, сдерживающей рост доли участия негосударственных медицинских организаций в системе ОМС, являются низкие тарифы на оплату медицинской помощи для частных медицинских организаций, устанавливаемые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области.
Реализуемые на территории Оренбургской области мероприятия направлены на достижение следующих целей:
включение негосударственных (немуниципальных) медицинских организаций в реализацию территориальной программы ОМС;
увеличение доли затрат на медицинскую помощь по ОМС, оказанную негосударственными (немуниципальными) медицинскими организациями, в общих расходах на выполнение территориальной программы ОМС;
улучшение качества предоставляемых населению медицинских услуг и, как следствие, сокращение смертности населения;
устранение антиконкурентного давления со стороны крупных организаций.
Планируется, что благодаря принятым в Оренбургской области мерам доля затрат на медицинскую помощь по ОМС, оказанную негосударственными (немуниципальными) медицинскими организациями, в общих расходах на выполнение территориальной программы ОМС к концу 2018 году увеличится в сравнении с декабрем 2015 года в 2 раза.
Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
В Оренбургской области функционируют 93 образовательные организации, реализующие программу дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). В них обучаются 1724 ребенка с ОВЗ.
Оказание медицинской реабилитационной помощи детям проводится в 58 государственных медицинских организациях Оренбургской области, а также в 3 негосударственных организациях.
В реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) Оренбургской области включены 6 негосударственных (немуниципальных) организаций, оказывающих услуги, направленные на создание условий для оказания ранней помощи детям с ОВЗ.
Низкий уровень конкурентной среды, выявленный при проведении исследований на указанном рынке услуг, связан с малым количеством организаций, оказывающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации детей с ОВЗ (в возрасте до 6 лет). Также отмечена неудовлетворенность потребителей несоответствием высокого уровня цен на оказываемые услуги их качеству.
Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является "непривлекательным" для организации и ведения бизнеса в связи с низкой платежеспособностью населения, нуждающегося в данных услугах. Особенности потребительского поведения на рынке услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ предполагают развитие СОНКО.
Цели реализуемых на территории Оренбургской области мероприятий:
устранение административных барьеров при выходе на указанный рынок;
создание условий для предоставления услуг ранней помощи на межведомственной основе, обеспечивающих раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, интеграцию семьи и детей с ОВЗ в общество;
повышение доступности образования для детей целевой группы посредством привлечения негосударственного (немуниципального) сектора ранней помощи детям и развития сети центров ранней помощи детям с ОВЗ;
повышение удовлетворенности потребителей уровнем доступности информации об услугах, оказываемых на указанном рынке, организациях и специалистах, оказывающих данные услуги.
Реализация мероприятий позволит увеличить долю негосударственных (немуниципальных) организаций, в том числе СОНКО, оказывающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации детей с ОВЗ (в возрасте до 6 лет), в общем количестве организаций, оказывающих услуги психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ с раннего возраста, до 8,0 процента к декабрю 2018 года.
Рынок услуг в сфере культуры
В Оренбургской области услуги в сфере культуры оказывают 2029 учреждений культуры.
Жителям области предоставляются услуги в сфере филармонического, театрального искусства, библиотечного, музейного, архивного дела, культурно-досуговой деятельности и кинематографии.
Негосударственные (немуниципальные) организации присутствуют в основном в сфере кинообслуживания и кинопроката. Из 20 кинотеатров Оренбургской области 35,0 процента относятся к частному сектору.
По данным мониторинга, рынок услуг в сфере культуры весьма статичен. Цены на рынке культуры, качество и возможность выбора, по мнению большинства опрошенных потребителей, не изменились в течение 3 лет.
Причины сложившейся на рынке ситуации заключаются в следующем:
сфера культуры - сфера преимущественно некоммерческой деятельности, основным источником доходов в которой являются ассигнования от учредителя;
создание и обеспечение функционирования учреждений культуры требуют значительных финансовых вложений в материально-техническую базу.
Сочетание данных факторов с тем, что услуги в сфере культуры являются бесплатными либо частично платными, делают эту сферу "непривлекательной" для бизнеса. Исключение - сфера кинообслуживания и кинопроката, в которой возможно развитие негосударственного сектора и конкурентной среды.
Цели мероприятий "дорожной карты" заключаются в:
развитии сектора негосударственных (немуниципальных) организаций в сфере культуры с целью сохранения и развития культурного потенциала и культурного наследия Оренбургской области;
снижении финансовой нагрузки организаций всех форм собственности в сфере культуры;
повышении качества и разнообразия предоставляемых услуг населению;
повышении уровня подготовки руководителей учреждений культуры по вопросам формирования благоприятной конкурентной среды.
Реализация указанных мероприятий позволит к окончанию 2018 года увеличить долю расходов бюджета, распределяемых на конкурсной основе, выделяемых на финансирование деятельности организаций всех форм собственности в сфере кинематографии.
Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства
В жилищно-коммунальной сфере Оренбургской области услуги предоставляют 566 предприятий и организаций, в том числе 440 (77,7 процента) - частной формы собственности.
В жилищной сфере работают 246 организаций, в том числе 241 (98,0 процента) - частной формы собственности.
В Оренбургской области организованы и работают 232 товарищества собственников жилья и 37 жилищно-коммунальных, жилищно-строительных и иных кооперативов.
В коммунальной сфере насчитывается 320 предприятий и организаций, обеспечивающих всеми коммунальными услугами объекты социальной сферы, организации и предприятия Оренбургской области, в том числе 199 - частной формы собственности (62,1 процента).
Общее количество потребителей на рынке жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ): население, проживающее в жилищном фонде (351,6 тыс. домов); 1323 объекта культуры; 1804 лечебных учреждения; 861 школа; 712 детских садов; 78 социальных учреждений и 29 интернатов.
Взаимоотношения органов исполнительной власти и муниципальных образований с частным бизнесом строятся на арендных и концессионных принципах. В Оренбургской области заключено 13 концессионных соглашений, 157 договоров долгосрочной аренды.
Согласно результатам мониторинга, рынок услуг ЖКХ - рынок с высоким уровнем конкуренции. Уровень цен и возможность выбора оцениваются потребителями как удовлетворительные.
Проблема развития сферы ЖКХ Оренбургской области преимущественно связана с инвестиционной непривлекательностью для концессионеров муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, обусловленной эксплуатацией значительного количества устаревшего энергоемкого оборудования, систем и объектов. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет от 55,0 процента до 80,0 процента.
Цели реализуемых на территории Оренбургской области мероприятий:
повышение качества оказания услуг на рынке управления жильем за счет допуска к этой деятельности организаций, на профессиональной основе осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Оренбургской области;
обеспечение информационной открытости отрасли ЖКХ Оренбургской области;
повышение эффективности контроля за соблюдением жилищного законодательства в Оренбургской области.
Реализация мероприятий "дорожной карты" позволит обеспечить развитие сферы ЖКХ Оренбургской области, сделать эту отрасль привлекательной для ведения бизнеса, повысить удовлетворенность потребителей качеством оказываемых услуг и ценами на них.
Рынок услуг газификации
Протяженность газораспределительных сетей в Оренбургской области составляет 28281 километр, в том числе межпоселковых - 10141,6 километра.
Количество населенных пунктов, в которых имеются потребители природного газа, составляет 1340 единиц.
Уровень газификации Оренбургской области - 95,0 процента.
Поставку газа, в том числе по магистральным сетям, а также газораспределение в Оренбургской области осуществляют общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Газпром трансгаз Екатеринбург", ООО "Газпром межрегионгаз Оренбург", акционерное общество (далее - АО) "Газпром газораспределение Оренбург".
Цели реализуемых на территории Оренбургской области мероприятий:
расширение газораспределительной системы и повышение уровня газификации населенных пунктов Оренбургской области;
оптимизация загрузки существующих газораспределительных сетей и сооружений;
повышение надежности и безопасности предоставления услуг газоснабжения.
По результатам проведенных мероприятий планируется создать условия для газификации 7798 домовладений. Уровень газификации природным газом жилищного фонда Оренбургской области, подлежащего газификации, к концу 2018 года составит 95,3 процента.
Розничная торговля
На рынке розничной торговли в Оренбургской области осуществляют деятельность:
18 управляющих рынков компаний;
69 организаторов ярмарок;
более 10,3 тысячи стационарных торговых объектов;
3600 нестационарных торговых объектов (с учетом сезонных торговых объектов);
213 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю лекарственными препаратами.
Распределение оборота розничной торговли по формам собственности:
государственная и муниципальная - 0,75 процента;
иные формы собственности - 99,25 процента.
Доля негосударственных организаций, осуществляющих деятельность:
по организации розничных рынков - 100,0 процента;
по организации ярмарок - 100,0 процента;
по торговле лекарственными препаратами - 95,7 процента.
Проведенные исследования показали, что рынок розничной торговли - рынок высокой конкуренции с постоянным увеличением количества участников. Уровень цен, качество товаров и возможность выбора в Оренбургской области на данном рынке оцениваются потребителями как удовлетворительные.
При этом о проблемах, имеющихся на данном рынке, свидетельствует снижение численности розничных рынков, что, в свою очередь, обусловило снижение доли оборота розничной торговли, осуществляемой на розничных рынках и ярмарках, в структуре оборота розничной торговли на 5,4 процента в течение 4 лет.
Цели реализуемых на территории Оренбургской области мероприятий:
обеспечение заинтересованности представителей торгового бизнеса в развитии торговли в удаленных и малонаселенных пунктах;
обеспечение доступа в торговые сети производителей с небольшими объемами производства продукции;
обеспечение возможности осуществления розничной торговли на розничных рынках и ярмарках;
обеспечение возможности населения покупать продукцию в магазинах шаговой доступности (магазинах у дома);
повышение уровня конкурентоспособности малых предприятий перед крупными сетевыми компаниями;
осуществление мониторинга динамики розничных цен на продовольственные товары;
создание условий для увеличения спроса на товары российских (местных) товаропроизводителей;
сокращение присутствия государства на рынке розничной торговли фармацевтической продукцией до необходимого для обеспечения законодательства в области контроля за распространением наркотических веществ минимума.
Проводимые в Оренбургской области мероприятия позволят обеспечить прирост оборота розничной торговли, осуществляемой на розничных рынках и ярмарках, в структуре оборота розничной торговли по формам торговли в муниципальных образованиях, а также увеличить долю оборота магазинов "шаговой доступности" (магазинов у дома) в структуре оборота розничной торговли по формам торговли в муниципальных образованиях.
Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) в Оренбургской области проводится работа по обеспечению доступности транспортных услуг для населения Оренбургской области.
В рамках указанного Федерального закона создан реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок по сведениям, представленным перевозчиками. В реестр внесено 140 маршрутов, на которых осуществляет перевозки 201 перевозчик, включая 2 муниципальных пассажирских предприятия.
По маршрутам регулярных перевозок автобусами организаций всех видов собственности (включая микропредприятия) и индивидуальных предпринимателей за 2015 год перевезено 178,6 млн. человек с пассажирооборотом 2162,5 млн. пассажиро-километров, что составляет по отношению к 2014 году 98,2 процента.
В Оренбургской области разработан документ планирования регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Оренбургской области, принятый постановлением Правительства Оренбургской области от 12 июля 2016 года N 511-п. Указанным постановлением предусмотрено установление 30 маршрутов, в том числе новых.
На основании полученных в ходе исследования данных рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом в Оренбургской области отнесен к высококонкурентным. Отмечается удовлетворенность потребителей уровнем цен, качеством услуг и возможностью выбора.
Планы по повышению качества предоставляемых услуг включают следующие мероприятия:
повышение квалификации персонала;
содействие внедрению новых технологий.
Целью проведения мероприятий является создание упорядоченной системы регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Оренбургской области.
Проведение открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок и контроля за качеством транспортных перевозок позволят увеличить количество негосударственных организаций, осуществляющих деятельность на указанном рынке, к концу 2018 года до 98,0 процента.
Рынок услуг связи
На территории Оренбургской области предоставление услуг проводного или мобильного широкополосного доступа к сети Интернет осуществляют 39 операторов связи. Число негосударственных организаций, осуществляющих деятельность на рынке, составляет 95,0 процента.
Согласно данным статистического сборника "Информационное общество в Российской Федерации" число пользователей услугами Интернет в Оренбургской области составляет 76,4 процента жителей, или 1,5 миллиона абонентов.
В Оренбургской области рынок услуг связи является рынком с высоким уровнем конкуренции.
Число домохозяйств, имеющих возможность пользоваться данной услугой, составляет 495000 единиц, из них потребителями услуг негосударственных организаций являются 100,0 процента.
Рост числа операторов связи предоставил абонентам возможность осуществлять самостоятельный выбор поставщика услуги. Главный критерий рынка - тарифы и тарифные планы. Большинство тарифов устанавливается операторами самостоятельно, в связи с чем наблюдаются стабилизация и частичное снижение тарифов (цен) на услуги доступа к сети Интернет.
Несмотря на планомерное развитие услуг связи, на рынке остались инфраструктурные и административные барьеры, препятствующие созданию благоприятной конкурентной среды:
длительная процедура оформления документов на выделение и использование радиочастот для радиоэлектронных средств;
значительные капитальные затраты операторов связи на строительство телекоммуникационной инфраструктуры из-за значительной протяженности Оренбургской области, сложного рельефа местности и низкой плотности населения.
Целями реализуемых на территории Оренбургской области мероприятий "дорожной карты" являются:
создание условий для развития конкуренции на рынке услуг широкополосного доступа к сети Интернет;
создание условий для привлечения на рынок новых негосударственных организаций с целью расширения сети мобильной связи на территории Оренбургской области;
повышение качества услуг, предоставляемых населению.
К концу 2018 года доля домохозяйств, имеющих возможность пользоваться услугами проводного или мобильного широкополосного доступа к сети Интернет на скорости не менее 1 Мбит/сек, предоставляемыми не менее чем 2 операторами связи, будет плавно увеличиваться и достигнет 67,0 процента.
Рынок услуг социального обслуживания населения
В Оренбургской области действует сеть организаций социального обслуживания населения, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг. В Оренбургской области социальные услуги предоставляют 69 организаций, в том числе 63 государственных и 6 негосударственных.
Рынок услуг социального обслуживания населения в Оренбургской области оценен как низкоконкуретный#, что связано с малым количеством организаций, оказывающих услуги на указанном рынке, относительной удовлетворенностью потребителей уровнем цен и качеством услуг.
Цели реализуемых на территории Оренбургской области мероприятий:
создание условий для развития на всей территории Оренбургской области негосударственных организаций социального обслуживания, оказывающих услуги комплексного социального обслуживания, обеспечение территориальной доступности их услуг для населения;
обеспечение реализации мер, направленных на повышение уровня квалификации кадров организаций социального обслуживания населения в соответствии с современными требованиями;
повышение эффективности социального обслуживания населения;
внедрение положительных практик других регионов.
В целях обеспечения развития конкуренции в сфере социального обслуживания населения в Оренбургской области (в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации") утверждены нормативные правовые акты:
постановление Правительства Оренбургской области от 31 октября 2014 года N 829-п "Об утверждении порядка выплаты поставщику или поставщикам социальных услуг компенсации, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, включенных в реестр поставщиков социальных услуг Оренбургской области, но не участвующих в выполнении государственного задания (заказа)";
приказ министерства социального развития Оренбургской области от 15 октября 2014 года N 450 "Об утверждении положения о порядке формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг";
приказ министерства социального развития Оренбургской области от 26 декабря 2014 года N 647 "Об утверждении форм документов, предоставляемых поставщиком социальных услуг, претендующим на возмещение затрат за предоставленные социальные услуги, и порядка расчета размера компенсации".
Правом на включение в реестр поставщиков социальных услуг воспользовались 6 организаций из числа СОНКО. Организациями предложен широкий спектр социально-бытовых, социально-правовых и социально-педагогических услуг в форме социального облуживания# на дому и в полустационарной форме.
Ожидается, что реализуемые на территории Оренбургской области мероприятия позволят увеличить долю негосударственных организаций социального обслуживания населения к декабрю 2018 года до 10,0 процента.
_______________________________
1) Данные о количестве организаций, предоставляющих услуги на указанных рынках, и потребителях услуг приведены по состоянию на 1 января 2016 года.
III. Состояние конкурентной среды на приоритетных рынках в Оренбургской области (2)
Рынок выращивания и хранения овощей
Сельское хозяйство Оренбургской области в 2015 году по объему произведенной продукции в стоимостном выражении заняла 15-е место среди российских регионов (99,6 млрд. руб.) В общероссийском объеме сельскохозяйственной продукции доля Оренбургской области находилась на уровне 2,0 процента. Оренбургская область обеспечила 8,7 процента всей сельскохозяйственной продукции Приволжского федерального округа (далее - ПФО).
Объемы производства картофеля промышленного выращивания в Оренбургской области в 2015 году увеличились на 7,5 процента и достигли 30,7 тыс. тонн (0,4 процента от общего сбора картофеля в Российской Федерации). Посевные площади под картофель расширились на 0,9 процента, их размер составил 1,5 тыс. гектаров.
Валовые сборы овощей открытого и защищенного грунта промышленного выращивания в Оренбургской области в 2015 году выросли на 17,5 процента и составили 52,4 тыс. тонн (1,0 процента от общероссийского объема производства овощей). Из этого объема 49,9 тыс. тонн пришлось на овощи открытого грунта (1,1 процента). Сборы овощей открытого грунта в Оренбургской области по сравнению с показателями 2014 года выросли на 15,6 процента. Посевные площади овощей открытого грунта в Оренбургской области в 2015 году сократились на 28,9 процента - до 1,5 тыс. гектаров.
Самые крупные хозяйства по производству овощей и картофеля:
ООО "Агрофирма "Краснохолмская", обрабатываемая площадь - 325 гектаров;
ООО "Агрофирма "Промышленная", обрабатываемая площадь - 170 гектаров.
Среди лидеров по выращиванию овощебахчевых культур - снабженческо-сбытовой сельскохозяйственный потребительский кооператив (далее - СССПК) "Союз", СССПК "Мечта", крестьянско-фермерское хозяйство (далее - КФХ) Пилюгина И.И., индивидуальный предприниматель КФХ Михайлов С.Н.
Количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих хранение овощей открытого грунта, - 3 единицы, из них 100,0 процента - негосударственные организации.
Объем овощехранилищ в 2015 году составил 11920 тонн.
Включение указанного рынка в перечень приоритетных рынков по содействию развитию конкуренции обусловлено потребностью импортозамещения и круглогодичного обеспечения населения овощами и зеленными культурами на территории Оренбургской области, выхода на новые географические рынки, создания дополнительных рабочих мест.
Цели реализуемых на территории Оренбургской области мероприятий:
обеспечение насыщения рынка Оренбургской области доступной, безопасной и качественной плодоовощной продукцией;
стимулирование объединений производителей плодоовощной продукции и обслуживающих отраслей, развитие кооперации, в том числе в целях проведения эффективного диалога с розничными торговыми сетями;
поддержка производителей в получении доступа к продаже собственной продукции;
внедрение новых технологий и передового опыта;
содействие росту конкурентоспособности и продвижению плодоовощной продукции местных производителей, в том числе за пределами Оренбургской области.
Планируется, что мероприятия по улучшению конкурентной среды обеспечат стабильный прирост площадей открытого грунта и увеличение емкостей овощехранилищ на 500 тонн ежегодно.
Рынок услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, подчиняющейся расписанию, в муниципальных образованиях
В соответствии с Федеральным законом N 220-ФЗ в муниципальных образованиях проводится работа по обеспечению доступности для населения транспортных услуг.
Оценивая количество организаций, предоставляющих товары и услуги в городе или районе Оренбургской области, 42,0 процента респондентов отметили достаточное количество организаций на рынке услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, подчиняющейся расписанию, в муниципальных образованиях.
Доля рейсов на муниципальных маршрутах, выполняемых немуниципальными перевозчиками, составляет 70,0 процента.
Возможный уход с рынка отдельных предпринимателей, сокращение маршрутной сети, потребность обновления автопарка, оказание услуг лицами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей, оказывают негативное влияние на развитие конкурентной среды на указанном рынке.
Целью мероприятий "дорожной карты" является создание упорядоченной системы регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам на территории Оренбургской области.
Проведение открытых конкурсов на право осуществления перевозок позволит повысить долю рейсов на муниципальных маршрутах, выполняемых немуниципальными перевозчиками, на 10,0 процента.
Рынок композиционных материалов
Анализ мирового опыта показывает, что наиболее перспективным и массовым рынком для строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги, железные дороги, аэродромы и аэропорты, нефтепроводы, газопроводы, линии электропередачи), ЖКХ, транспортного машиностроения (включая автопром), производства спортивных товаров и оборудования является рынок развития композитных материалов.
В долгосрочной перспективе создание условий для широкого применения современных и эффективных композитов, конструкций и изделий из них в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, ЖКХ, физкультуры и спорта на территории Оренбургской области будет способствовать обеспечению регионального экономического роста за счет потребления инновационной продукции композитной отрасли, диверсификации экономики.
В Оренбургской области рынок композиционных материалов на сегодняшний день представлен 7 компаниями, из них 100,0 процента - негосударственные (ООО "Пластик", ООО "Оренарматура", ООО "Трубополимер", ППК Групп, Производственное предприятия Антакомпозит, ООО "АНП", ООО "Стронгруп-Орен").
Деятельность предприятий Оренбургской области направлена на производство:
стеклопластиковой арматуры в специальной базальтовой оплетке (продукция применяется при строительстве фундаментов, в стяжках пола, в стенах малоэтажных строений, при производстве домов из несъемной опалубки, при строительстве бассейнов, в качестве гибкой связи и т.д.);
коррозионностойких гибких труб, предназначенных для транспортировки нефти, нефтепродуктов и технических жидкостей с высоким содержанием агрессивных органических и неорганических соединений;
неметаллической композитной арматуры, базальтовой кладочной сетки, фибры строительной (полипропиленовая, базальтовая).
Цель проводимых на территории Оренбургской области мероприятий заключается в формировании благоприятных условий для внедрения и применения композитов, конструкций и изделий из них, в том числе посредством разработки нормативно-правовой базы, привлечении инвесторов, а также содействии в реализации инвестиционных проектов по производству композиционных материалов, продвижении изделий и конструкций из композитов на международный рынок.
К концу 2018 года благодаря реализуемым мерам темп роста объема отгруженной продукции организациями-производителями композиционных материалов и изделий из них составит 102,0 процента.
Рынок туристических и рекреационных услуг
В Оренбургской области развивается выездной туризм, а также, как показывают результаты исследования, все больше туроператоров и турагентств области обращаются к внутреннему туристскому продукту.
В конце 2015 года в Оренбургской области было 8 туроператоров по внутреннему туризму, сегодня эта цифра составляет 13. Численность занятых в сфере туризма на конец 2015 года увеличилась на 26,0 процента по сравнению с 2014 годом и составляет 14575 человек.
Сегодня туристская отрасль Оренбуржья имеет в своем активе 155 туристских фирм, в том числе 13 туроператоров, 2 туристско-информационных центра, 180 гостиниц, 3 из которых классифицированы, 27 санаториев, 24 туристских баз и домов отдыха.
Проблемы развития конкуренции на рынке туристических услуг в Оренбургской области:
низкое качество предоставления туристических услуг;
отсутствие современных технологий в сфере предоставления туристических услуг и квалифицированных кадров;
отсутствие взаимодействия туроператоров и организаций, предоставляющих услуги по размещению туристов;
отсутствие материально-технической базы туроператоров Оренбургской области;
отсутствие интереса федеральных туроператоров к туристическим продуктам Оренбургской области.
Целями проводимых в Оренбургской области мероприятий в рамках содействия развитию конкуренции на рынке туристических и рекреационных услуг в Оренбургской области являются:
установление прочных взаимоотношений между участниками туристического рынка;
предоставление потребителю услуг высокого качества по доступным ценам;
увеличение туристического потока;
создание реестра квалифицированных кадров в сфере туризма;
создание пакетных туристических продуктов Оренбургской области, которые вызовут заинтересованность федеральных туроператоров.
_______________________________
2) Данные о количестве организаций, предоставляющих услуги на указанных рынках, и потребителях услуг приведены по состоянию на 1 января 2016 года.
IV. Системное развитие конкурентной среды в Оренбургской области
Оптимизация процедур государственных и муниципальных закупок, а также закупок товаров, работ и услуг хозяйствующими субъектами, доля участия Оренбургской области или муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов
В целях оптимизации процедур закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Оренбургской области и повышения их эффективности, совершенствования условий и механизмов системы государственных закупок в Оренбургской области, а также обеспечения и развития конкуренции в сфере закупок Правительством Оренбургской области принимаются следующие меры:
увеличение числа участников конкурентных процедур осуществления государственных закупок, что в большей степени влияет на эффективность системы закупок;
централизация государственных закупок для нужд Оренбургской области;
внедрение институтов планирования, прогнозирования, нормирования, мониторинга государственных закупок;
автоматизация государственных закупок для нужд Оренбургской области, а также внедрение современных инструментов проведения закупок;
проведение мониторинга правоприменения законодательства о контрактной системе в сфере закупок и подготовка предложений по его совершенствованию с целью устранения противоречий, выявленных по результатам указанного мониторинга, а также совершенствование законодательства Оренбургской области в сфере государственных закупок с целью приведения его в соответствие с законодательством о контрактной системе в сфере закупок;
обеспечение расширения доступа субъектов малого предпринимательства, СОНКО к закупкам государственных и муниципальных заказчиков Оренбургской области;
профессиональная переподготовка, повышение квалификации специалистов в области государственных закупок;
материально-техническое обеспечение деятельности по управлению государственными закупками;
совершенствование взаимодействия между государственными заказчиками Оренбургской области, уполномоченным органом и финансовыми органами Оренбургской области;
проведение семинаров, конференций, круглых столов, панельных дискуссий и т.п. для участников закупок, в том числе для субъектов малого предпринимательства, СОНКО, по вопросам участия в закупках товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В целях централизации государственных закупок для нужд Оренбургской области Правительство Оренбургской области нормативно закрепило функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Оренбургской области за государственным казенным учреждением Оренбургской области "Центр организации закупок" (далее - ГКУ "ЦОЗ"), полномочия учредителя которого осуществляет министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.
В рамках оптимизации процедур закупок товаров, работ и услуг хозяйствующими субъектами, доля участия Оренбургской области или муниципального образования Оренбургской области в которых составляет 50 и более процентов, развития конкуренции, а также расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам конкретных заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 Федерального Закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ и услуг отдельными юридическими лицами" (далее - конкретный заказчик) (далее - Федеральный Закон N 223-ФЗ), осуществляются мероприятия по проведению:
оценки соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, в отношении конкретных заказчиков;
семинаров, конференций, круглых столов, панельных дискуссий и т.п. для участников закупок, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства, по вопросам участия в закупках товаров, работ, услуг в соответствии Федеральным законом N 223-ФЗ.
Для обеспечения расширения доступа субъектов среднего и малого предпринимательства к закупкам конкретных заказчиков министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области определено органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, годовых отчетов о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства, годовых отчетов о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства) требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке.
Устранение избыточного государственного и муниципального регулирования, а также снижение административных барьеров
Правительством Оренбургской области значительное внимание уделяется вопросам создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, повышения деловой и инвестиционной активности, снижения административных барьеров.
В целях создания условий для повышения инвестиционной привлекательности Оренбургской области, а также стимулирования развития конкуренции в Оренбургской области действует общественный совет при Губернаторе Оренбургской области по улучшению инвестиционного климата.
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" осуществляется экспертиза нормативных правовых актов Оренбургской области и их проектов на наличие коррупциогенных факторов.
Сегодня в Оренбургской области функционирует институт оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ), определен уполномоченный орган по информационно-методическому обеспечению проведения ОРВ проектов и экспертизы действующих нормативных правовых актов - министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.
Вся необходимая информация по ОРВ размещается в сети Интернет на специализированном портале (http://regulation.orb.ru).
В целях привлечения к процедуре ОРВ экспертов, представителей бизнес-сообщества заключены соглашения о взаимодействии с крупными региональными общественными организациями, представляющими интересы бизнеса.
В целях обеспечения гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, их соблюдения органами власти всех уровней и их должностными лицами в 2013 году создан институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Оренбургской области (далее - Уполномоченный).
Назначены 22 ообщественных# представителя Уполномоченного по отраслевым направлениям деятельности.
На сайте Уполномоченного действует сервис "Интернет-приемная", который значительно упрощает процедуру направления обращений.
Основная масса обращений связана с незаконными решениями, бездействием администраций муниципальных образований, нарушениями в сфере земельных и имущественных отношений, превышением полномочий, необоснованными отказами должностных лиц по заявлениям предпринимателей и неисполнением органами исполнительной власти, муниципальными образованиями своих обязанностей.
В Оренбургской области проводится работа по внедрению 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации. В Оренбургской области созданы специализированные рабочие группы по достижению каждой целевой модели, разработаны мероприятия соответствующих "дорожных карт". 12 утвержденных "дорожных карт" размещены на специально созданной Агентством стратегических инициатив информационной площадке "REGION-ID" в Интернете, где в режиме реального времени можно получить сведения по внедрению целевых моделей и реализации "дорожных карт" в Оренбургской области.
Наиболее заметные успехи достигнуты при внедрении следующих целевых моделей:
регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества;
поддержка малого и среднего предпринимательства;
получение разрешения на строительство и территориальное планирование.
В целях сокращения сроков и оптимизации процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в Оренбургской области проводится мониторинг государственных услуг органов исполнительной власти для субъектов малого и среднего предпринимательства на предмет возможности их предоставления по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах (далее - МФЦ), изучение регламентов предоставления услуг, статистики обращений и определение наиболее востребованных услуг в сфере предпринимательства.
Совершенствование процессов управления в рамках полномочий органов исполнительной власти или муниципальных образований, закрепленных за ними законодательством Российской Федерации, объектами государственной собственности Оренбургской области и муниципальной собственности, а также на ограничение влияния государственных и муниципальных предприятий на конкуренцию
В целях повышения эффективности управления государственным имуществом Оренбургской области постановлением Правительства Оренбургской области от 5 сентября 2014 года N 654-пп утверждена государственная программа "Управление земельно-имущественным комплексом Оренбургской области" на 2015 - 2020 годы (далее - государственная программа).
Реализация государственной программы позволит достичь следующих результатов:
повышение конкурентоспособности организаций с государственным участием, привлечение инвестиций, улучшение финансово-экономических показателей деятельности указанных организаций;
оптимизация количества субъектов государственной собственности с учетом задач обеспечения полномочий органов государственной власти;
обеспечение поступления в областной бюджет неналоговых доходов ежегодно в размере не менее 90,0 процента плановых значений за счет применения рациональных инструментов управления;
проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и земель;
осуществление распорядительных действий в сфере земельных отношений и предоставление министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области государственных услуг организациям и гражданам, а также органам исполнительной власти и муниципальным образованиям на территории Оренбургской области.
Стимулирование новых предпринимательских инициатив за счет проведения образовательных мероприятий, обеспечивающих возможности для поиска, отбора и обучения потенциальных предпринимателей
Для имущественной поддержки начинающего бизнеса в Оренбургской области создано и успешно функционирует государственное бюджетное учреждение "Оренбургский областной бизнес-инкубатор" (далее - Оренбургский областной бизнес-инкубатор).
Оренбургский областной бизнес-инкубатор создан в соответствии с указом главы администрации Оренбургской области от 16 сентября 2005 года N 98-ук "О создании Оренбургского областного бизнес-инкубатора" в целях создания благоприятных условий для стартового развития субъектов малого предпринимательства и предоставления в аренду нежилых офисных и производственных помещений на льготных условиях.
Это направление государственной поддержки начинающих субъектов малого предпринимательства в Оренбургской области осуществляется в рамках реализации статьи 9 Закона Оренбургской области от 29 сентября 2009 года N 3118/691-IV-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области".
Открытие Оренбургского областного бизнес-инкубатора позволило создать благоприятные условия для роста количества субъектов малого предпринимательства и новых рабочих мест.
Оренбургский областной бизнес-инкубатор призван стать своеобразным бизнес-центром для малого предпринимательства, услуги которого направлены не только на начинающих, но и на действующих предпринимателей.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" органами исполнительной власти и муниципальными образованиями оказывается имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.
В рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Оренбургской области "Экономическое развитие Оренбургской области" на 2013 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года реализуются меры государственной поддержки.
Также в Оренбургской области активно работает программа предоставления гарантий и поручительств по кредитным обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется предоставление микрозаймов.
В Оренбургской области инфраструктурную поддержку оказывают:
центр поддержки предпринимательства Оренбургской области;
центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
Развитие механизмов поддержки технического и научно-технического творчества детей и молодежи, а также повышения их информированности о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечения поддержки научной, творческой и предпринимательской активности
В Оренбургской области реализуется программа поддержки одаренных детей, талантливой молодежи, молодых ученых и изобретателей.
В частности, в соответствии с указом Губернатора Оренбургской области от 22 сентября 2006 года N 176-ук "Об учреждении стипендий для поддержки способной и талантливой молодежи" ежегодно присуждается 100 стипендий в размере 400 рублей учащимся общеобразовательных организаций, 50 стипендий - студентам профессиональных образовательных организаций Оренбургской области в размере 600 (шестьсот) рублей каждая; 25 стипендий - студентам организаций высшего образования Оренбургской области в размере 1200 (одна тысяча двести) рублей каждая.
Указом Губернатора Оренбургской области от 28 ноября 2011 года N 862-ук "Об учреждении премий Губернатора Оренбургской области для талантливой молодежи" (далее - указ Губернатора Оренбургской области N 862-ук) учреждены 20 премий в размере 30 тысяч рублей каждая для аспирантов, обучающихся по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в образовательных организациях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях Оренбургской области.
Согласно Закону Оренбургской области от 27 сентября 2010 года N 3806/871-IV-ОЗ "О государственной поддержке молодых ученых в Оренбургской области" молодым ученым - кандидатам и докторам наук -ежегодно выплачивается 9,9 млн. рублей:
50 персональных стипендий для молодых ученых - кандидатов наук - в размере 10 тыс. рублей каждая;
10 персональных стипендий для молодых ученых - докторов наук - в размере 20 тыс. рублей каждая;
20 персональных премий для молодых ученых - кандидатов наук - в размере 50 тыс. рублей каждая;
5 персональных премий для молодых ученых - докторов наук - в размере 100 тыс. рублей каждая.
Обеспечение равных условий доступа к информации о реализации государственного имущества в Оренбургской области и имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, а также ресурсов всех видов, находящихся в государственной собственности Оренбургской области и муниципальной собственности
Информация о реализации ресурсов всех видов, находящихся в государственной собственности Оренбургской области и муниципальной собственности, размещается в открытом доступе на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в сети Интернет (www.torgi.gov.ru) и на официальном сайте уполномоченного органа власти по проведению торгов.
Развитие мобильности трудовых ресурсов, способствующей повышению эффективности труда
В целях обеспечения трудовой мобильности, направленной на укомплектование необходимыми кадрами предприятий и организаций, расширение возможностей трудоустройства, органами службы занятости Оренбургской области осуществляются мероприятия по содействию гражданам в переезде в другую местность для трудоустройства.
Проводится соответствующая информационно-разъяснительная работа. Во всех центрах занятости населения Оренбургской области оформлены информационные стенды, на которых размещаются материалы о потребности в работниках, в том числе в другой местности. Кроме того, указанная информация публикуется в средствах массовой информации (далее - СМИ) и содержится в информационных киосках, на Всероссийском портале "Работа в России".
В целях координации совместных действий в сфере внутренней трудовой миграции между министерством труда и занятости населения Оренбургской области и службами занятости Самарской, Воронежской, Пензенской, Кировской, Иркутской областей, Республик Татарстан и Ингушетия, Алтайского и Ставропольского краев заключены соглашения о сотрудничестве по трудоустройству российских граждан на рабочие места, на которые предполагается привлечение иностранных работников.
Содействие развитию и поддержке междисциплинарных исследований, включая обеспечение условий для коммерциализации и промышленного масштабирования результатов, полученных по итогам проведения таких исследований
В целях развития и поддержки междисциплинарных исследований принят Закон Оренбургской области от 29 сентября 2009 года N 3072/692-IV-ОЗ "Об областных грантах в сфере научной и научно-технической деятельности", в соответствии с которым ежегодно устанавливаются следующие гранты:
14 грантов в размере 50 тыс. рублей каждый - для финансирования инновационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ студентов;
10 грантов в размере 500 тыс. рублей каждый - для финансирования поддержки инновационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ аспирантов;
5 грантов в размере 1 млн. рублей каждый - для финансирования инновационных проектов научных коллективов;
2 гранта в размере 1 млн. рублей каждый - для финансирования научно-исследовательских работ научных работников или научных коллективов;
2 гранта в размере 1,5 млн. рублей каждый - для финансирования разработки технологических процессов и технологического оборудования организациям, осуществляющим инновационную деятельность;
3 гранта в размере 2,5 млн. рублей каждый - для финансирования перспективных научных исследований и создания промышленных образцов машин, оборудования и продукции организациям, осуществляющим инновационную деятельность;
2 гранта в размере 5 млн. рублей каждый - для финансирования внедрения в хозяйственный оборот области результатов научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ научным организациям, организациям, осуществляющим инновационную деятельность, индивидуальным предпринимателям.
В Оренбургской области ежегодно проводится конкурс на соискание премий Губернатора Оренбургской области для талантливой молодежи. Конкурс проводится в соответствии с положением, утвержденным указом Губернатора Оренбургской области N 862-ук.
Оренбургская область является одним из 62 субъектов Российской Федерации, заключивших соглашение с Российским фондом фундаментальных исследований. Взаимодействие осуществляется в форме совместного проведения конкурсов. Проведение таких мероприятий и широкое привлечение к этой работе представителей органов власти субъектов, научных и учебных учреждений всегда направлены на решение актуальных социально-экономических задач.
За последние пять лет по итогам областных конкурсов было поддержано более 70 проектов. Подавляющее число из них (96,0 процента) выполнялось по конкурсу инициативных исследований, 4,0 процента средств было выделено на проведение научных конференций.
В целях обмена опытом и вовлечения молодежи в научно-практическую деятельность на территории Оренбургской области регулярно проводятся научно-практические конференции. Информация о мероприятиях, проводимых в других регионах, публикуется на официальном сайте министерства образования Оренбургской области. (www.minobr.orb.ru/nauka/nauka.php).
Развитие механизмов практико-ориентированного (дуального) образования и механизмов кадрового обеспечения высокотехнологиных# отраслей промышленности по сквозным рабочим профессиям (с учетом стандартов и разработок международной организации World Skills International)
В Оренбургской области за каждой профессиональной образовательной организацией закреплены базовые предприятия, в том числе крупные предприятия нефтегазодобывающей отрасли, оборонного и машиностроительного комплекса: открытое акционерное общество (далее - ОАО) "ОРМЕТО-ЮУМЗ", АО "Производственное объединение "Стрела", ОАО "Уральская сталь", публичное акционерное общество (далее - ПАО) "Газпром", ООО "Орский машиностроительный завод", ОАО "Гайский ГОК", АО "Оренбургские минералы", ПАО "Орскнефтеоргсинтез", ООО "Газпром добыча Оренбург". 100,0 процента обучающихся осваивают практическую часть образовательных программ на базовых предприятиях на основании договоров о сотрудничестве. Для обеспечения соответствия квалификаций выпускников требованиям рынка труда профессиональными образовательными организациями проводятся следующие мероприятия:
заключаются договоры о сотрудничестве с базовыми предприятиями;
пересматриваются графики учебного процесса согласно принципам дуального образования;
разрабатываются образовательные программы с участием работодателей;
разрабатывается вариативная часть учебных планов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов по формированию компетенций для конкретных производств;
создаются МФЦ прикладных квалификаций, способные гибко реагировать на потребности экономики в кадрах новых направлений подготовки;
устанавливаются связи с предприятиями, имеющими высокотехнологичное оборудование, с целью обучения педагогического персонала;
проводится работа по восстановлению института наставничества;
развивается система внешней оценки качества образования.
В рамках частно-государственного партнерства создано более 50 учебно-производственных участков и 11 учебных фирм. В образовательных организациях более 250 специалистов-производственников принимают участие в реализации образовательного процесса: преподают в качестве совместителей профессиональные модули и учебные дисциплины, являются руководителями курсового и дипломного проектирования, непосредственно участвуют в проведении государственной итоговой аттестации.
За последние 3 года за счет реализации практико-ориентированных образовательных программ число учащихся, принятых на обучение на основе договоров с предприятиями, выросло на 2,0 процента, число выпускников, завершивших образование с отличными результатами, - на 1,0 процента, число студентов, подтвердивших повышенный разряд по рабочей профессии, увеличилось на 2,0 процента. Растет число выпускников, трудоустроенных по полученной специальности в течение первого года выпуска.
Создание институциональной среды, способствующей внедрению инноваций и увеличению возможности хозяйствующих субъектов по внедрению новых технологических решений
В Оренбургской области осуществляется внедрение инновационной платформы "АгроБиоТех" (далее - АБТ). Указанный ресурс объединяет на одной площадке предпринимателей, бизнес-экспертов, ученых и общественных деятелей из Оренбургской области, регионов Российской Федерации и стран Евразийского экономического союза.
Целью создания инновационной платформы является оказание содействия в организации малых инновационных предприятий, разработке и реализации специализированных образовательных программ, формирующих управленческий проектный аппарат малых инновационных предприятий.
Проекты проходят предварительный online-отбор с целью их дальнейшей коммерциализации на базе АБТ.
Проекты, набравшие наибольшее количество баллов, допускаются для презентации перед профессиональными инвесторами и экспертами.
Перечень профессиональных тематических направлений, из которых отбираются перспективные проекты с целью привлечения инвестиций, ежегодно расширяется.
К участию принимаются проекты, реализуемые на различных стадиях на территории Российской Федерации и в странах Евразийского экономического союза.
Создание и развитие институтов поддержки субъектов малого предпринимательства в инновационной деятельности (прежде всего, финансирование начальной стадии развития организации, гарантия непрерывности поддержки), обеспечивающих благоприятную экономическую среду для среднего и крупного бизнеса
В Оренбургской области осуществляет свою деятельность региональное представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее - представительство Фонда).
Целью открытия представительства Фонда является организация совместной работы по ускорению темпов развития малого инновационного предпринимательства в области и реализации научно-технических проектов молодых ученых вузов, НИИ, промышленных предприятий, а также ежегодное проведение конкурсного отбора проектов для их финансирования представительством Фонда.
Представительство Фонда реализует программы инновационного развития, направленные на создание новых и развитие действующих высокотехнологичных компаний, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, привлечение инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства, создание новых рабочих мест.
Создание условий для развития конкуренции на рынке строительства
Строительная отрасль Оренбургской области объединяет около 3 тысяч подрядных строительных, монтажных, ремонтно-строительных организаций и предприятий строительной индустрии, на которых трудятся более 70 тыс. человек - около 7,0 процента всех занятых в экономике Оренбургской области.
В 2015 году в рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы за счет средств федерального и областного бюджетов предприятиям строительной индустрии Оренбургской области оказана государственная поддержка по возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов:
создание в городе Оренбурге современного производства стеновых элементов крупнопанельного домостроения (ООО "Орен-Орс");
строительство дробильно-сортировочного завода переработки гранита в пос. Новоорск Оренбургской области (закрытое акционерное общество "ОлТрейд").
В 2015 году в Беляевском районе на базе гипсового рудника "Дубенское" реализован инвестиционный проект по строительству завода ООО "Волма-Оренбург" по производству строительных материалов на основе гипсового вяжущего - пазогребневых плит мощностью 480 тыс. кв. метров в год и сухих строительных смесей мощностью 120 тыс. тонн в год.
По данным на 1 июня 2016 года, доля прибыльных строительных организаций по области составила 72,0 процента, что выше аналогичных показателей по России и ПФО (68,0 процента и 69,0 процента соответственно). Кроме того, доля прибыльных организаций Оренбургской области в сфере строительства существенно превышает этот показатель по экономике области в целом (65,0 процента).
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", в I полугодии 2016 года составил 14,1 млрд. рублей, что соответствует аналогичному периоду прошлого года (91,5 процента).
Ввод жилья в Оренбургской области с 2010 по 2015 год увеличился вдвое (в Российской Федерации - на 46,0 процента, в ПФО - на 36,0 процента): с 586,6 тыс. кв. метров в 2010 году до 1190,1 тыс. кв. метров в 2015 году. За 6 лет построено более 5 млн. кв. метров жилищного фонда. Достижению этих показателей способствовала реализация мероприятий государственной поддержки, предусмотренных в областных целевых и государственных программах, направленных на стимулирование жилищного строительства.
Осуществляются строительство объектов общего образования, а также модернизация региональных систем дошкольного образования и здравоохранения, в том числе за счет внебюджетного финансирования.
Содействие развитию негосударственных (немуниципальных) СОНКО
Поддержка негосударственных (немуниципальных) СОНКО в Оренбургской области осуществляется в рамках реализации подпрограммы "Повышение эффективности государственной поддержки СОНКО" государственной программы "Социальная поддержка граждан Оренбургской области", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области 30 августа 2013 года N 734-пп, и в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 27 февраля 2015 года N 127-п "Об утверждении порядка распределения и предоставления субсидии из областного бюджета социально ориентированным общественным организациям пенсионеров, ветеранов и инвалидов, зарегистрированным и действующим на территории Оренбургской области".
В соответствии с законодательством Российской Федерации министерство социального развития Оренбургской области осуществляет формирование и ведение государственных реестров:
СОНКО - получателей государственной поддержки в соответствии со статьями 7, 10 Закона Оренбургской области от 6 мая 2014 года N 2263/649-V-ОЗ "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Оренбургской области";
поставщиков социальных услуг в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
В 2016 году в реестр СОНКО - получателей поддержки из областного бюджета - вошли 4 организации.
В рамках реализации комплекса мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016 - 2020 годы, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации от 23 мая 2016 года N 3468п-П44, в Оренбургской области указом Губернатора Оренбургской области от 29 июля 2016 года N 392-ук образован координационный совет по обеспечению поэтапного доступа СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению.
План мероприятий ("дорожная карта")
по содействию развитию конкуренции в Оренбургской области на 2016 - 2018 годы
Примечание. Органы и организации, не входящие в систему органов исполнительной власти, участвуют в реализации настоящего Плана на основании соглашения или по согласованию.
Приложение
к плану мероприятий ("дорожной карте")
по содействию развитию конкуренции
в Оренбургской области
на 2016 - 2018 годы
Мероприятия,
предусмотренные утвержденными в Оренбургской области стратегическими и программными документами, реализация которых влияет на состояние конкуренции
N |
Мероприятие, предусмотренное планом мероприятий ("дорожной картой") по содействию развитию конкуренции в Оренбургской области на 2016 - 2018 годы |
Мероприятие, предусмотренное утвержденными в Оренбургской области стратегическими и программными документами |
Наименование стратегического и программного документа, утвержденного в Оренбургской области |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Обеспечение государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) в Оренбургской области |
формирование и ведение государственного реестра СОНКО Оренбургской области - получателей государственной поддержки |
план мероприятий по реализации положений Закона Оренбургской области от 6 мая 2014 года N 2263/649-V-ОЗ "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Оренбургской области" (http://publication.pravo.gov.ru/SignatoryAuthority/region56) |
подготовка информации об эффективности мер государственной поддержки, направленной на развитие СОНКО Оренбургской области - получателей государственной поддержки | |||
утверждение положения о региональной информационной системе в сфере поддержки СОНКО Оренбургской области | |||
2. |
Реализация подпрограммы "Развитие торговли в Оренбургской области" по оказанию государственной поддержки субъектам предпринимательской деятельности |
выделение субвенции бюджетам городских округов и муниципальных районов на выполнение государственных полномочий по формированию торгового реестра |
государственная программа "Экономическое развитие Оренбургской области" на 2014 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года (http://publication.pravo.gov.ru/SignatoryAuthority/region56) |
формирование и ведение торгового реестра | |||
развитие сельской торговли | |||
поддержка организаций пищевой и перерабатывающей промышленности и сельскохозяйственных товаропроизводителей | |||
повышение качества торгового обслуживания | |||
содействие товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам в реализации произведенной ими продукции путем организации нестационарной и мобильной торговли | |||
3. |
Совершенствование процессов управления государственной собственностью Оренбургской области |
реализация прогнозного плана (программы) приватизации областного имущества |
государственная программа Оренбургской области "Управление земельно-имущественным комплексом Оренбургской области" на 2015 - 2020 годы (http://publication.pravo.gov.ru/SignatoryAuthority/region56) |
решение задач для принятия и реализации управленческих решений в сфере оценки, учета, инвентаризации, регистрации областного имущества и аудита государственных унитарных предприятий (далее - ГУП) | |||
реализация полномочий собственника в отношении областных ГУП | |||
актуализация данных об областном имуществе в реестре государственного имущества Оренбургской области | |||
4. |
Реализация мероприятий государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства |
информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства и совершенствование внешней среды для развития предпринимательства |
государственная программа "Экономическое развитие Оренбургской области" на 2014 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года (http://publication.pravo.gov.ru/SignatoryAuthority/region56) |
государственная поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства | |||
поддержка малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства | |||
5. |
Выполнение комплекса мер по газификации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области |
строительство сетей газораспределения |
региональная программа "Развитие газификации в Оренбургской области в 2017 - 2021 годах" (http://publication.pravo.gov.ru/SignatoryAuthority/region56) |
6. |
Реализация мероприятий государственной программы Оренбургской области "Развитие физической культуры, спорта и туризма" на 2014 - 2020 годы (постановление Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2013 года N 1054-пп") |
государственная поддержка в сфере туризма |
государственная программа Оренбургской области "Развитие физической культуры, спорта и туризма" на 2014 - 2020 годы (http://publication.pravo.gov.ru/SignatoryAuthority/region56) |
создание туристско-рекреационных кластеров |
<< Приложение N 1 |
||
Содержание Указ Губернатора Оренбургской области от 6 марта 2018 г. N 113-ук "О внесении изменений в указ Губернатора Оренбургской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.