Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
приказа министерства образования
Оренбургской области
от 14.03.2018 N 01-21/476
Порядок
проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Оренбургской области
1. Общие положения
Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - организации), проводится в целях:
- предоставления участникам отношений в сфере образования (в том числе, родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации для потребителей образовательных услуг в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся;
- удовлетворения потребностям:
юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества условий осуществления образовательной деятельности через реализацию образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;
учредителя образовательных организаций, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ;
- совершенствования информированности потребителей о качестве условий осуществления образовательной деятельности через:
привлечение к оценке качества условий осуществления образовательной деятельности общественных, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, общероссийских общественных объединений инвалидов, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования; координацию действий ведомств, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и потребностями потребителей образовательных услуг;
совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
повышение эффективности, качества условий осуществления образовательной деятельности и доступности образовательных услуг.
Инициатором проведения сравнительных оценочных процедур могут выступать:
- общественный совет (далее - общественный совет), созданный министерством образования Оренбургской области;
- министерство образования Оренбургской области;
- органы местного самоуправления с учетом перспективы их применения в интересах граждан;
- сами граждане при обращении с соответствующим заказом в общественный совет или организации (к экспертам), осуществляющие такие процедуры.
Нормативной базой проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Оренбургской области, являются следующие федеральные и региональные нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 95 "Независимая оценка качества образования", ст. 95.1, 95.2 в новой редакции от 05.12.2017);
Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 5.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 792-р;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.02.2016 N 172 "Об утверждении Плана работ Министерства образования и науки Российской Федерации по независимой оценке качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере образования, на 2016 - 2018 годы и Порядка рассмотрения результатов независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере образования";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 N 462 "Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации";
Постановление Правительства Оренбургской области "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере образования Оренбургской области" на 2013 - 2018 годы от 30.04.2013 N 348-п (с учетом внесенных изменений согласно постановлению Правительства Оренбургской области N 359-п от 30.05.2014 г. "О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области" от 30.04.2013 N 348-п).
2. Основные принципы функционирования независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность
Основными принципами функционирования независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность организаций, являются:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "деятельность организаций" имеется в виду "деятельность"
- объективность оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечиваемая структурами, независимыми от системы управления образованием;
- учет социально-экономических и этнокультурных особенностей региона;
- открытость и прозрачность процедур независимой оценки качества;
- открытость и доступность информации о качестве условий осуществления деятельности образовательных организаций;
- гласность при обсуждении процедур, технологий и результатов независимой оценки качества условий осуществления деятельности образовательных организаций.
3. Объект независимой оценки качества условий осуществления деятельности образовательных организаций
Объектом независимой оценки качества могут быть условия при реализации:
- образовательных программ;
- образовательного процесса;
- освоения обучающимися образовательных программ.
4. Инструменты независимой оценки качества условий осуществления деятельности образовательных организаций
Инструментом управления и информирования потребителей образовательных услуг могут быть рейтинги, при составлении которых должны быть соблюдены следующие рекомендации:
- размещение информации об осуществляемых процедурах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в открытом доступе, содержащей:
описание методов и индикаторов, используемых при построении рейтинга образовательных организаций;
сведения о баллах и весах для каждого отдельного индикатора, используемых для расчета итогового/комплексного индикатора;
анализ и интерпретацию полученных в ходе оценочных процедур результатов;
- учет специфики характеристик и факторов, влияющих на качество предоставления образовательных услуг (территориальное расположение, направленность образовательных программ, особенности контингента обучающихся);
- возможность уточнения и/или проверки используемых информационных источников, представляемых данных (отчетные данные ведомственной статистики, базы данных, результаты внешних оценочных процедур, мнения школьников, учителей и родителей, и т.п.);
- результаты рейтинга должны быть направлены на удовлетворение запросов целевой аудитории (участников получения, предоставления образовательной услуги, заинтересованных организаций, ведомств) и представлены в открытом доступе в сети Интернет;
- содержание механизмов обратной связи, по которым отдельные пользователи или образовательные организации, включенные в рейтинг, могут получить разъяснения о применяемой методологии, направить свои комментарии;
- публичные доклады, которые размещаются на официальных сайтах органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций;
- открытые статистические данные, характеризующие результаты, условия и процесс образовательной деятельности в образовательных организациях, подготовка и размещение которых соответствует Правилам размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации (постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582).
5. Заказчики независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность
В качестве заказчиков процедур независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность могут выступать:
- общественные советы, общественные объединения, региональная общественная палата - формируют заказ на проведение сопоставительных оценочных процедур для определения качества работы и результатов деятельности образовательных организаций совместно с организациями, осуществляющими процедуры независимой оценки качества образования;
- учредитель образовательной организации - обращается к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, для включения подведомственной организации (с учетом согласия на участие в соответствующей программе со стороны органа государственно-общественного управления данной организации) в соответствующие программы оценочных процедур (в том числе рейтинги, формы общественно-профессиональной аккредитации, др.);
- органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Оренбургской области, органы местного самоуправления - согласовывают с общественным советом инициативу по проведению соответствующих оценочных процедур и совместно формируют заказ организациям, осуществляющим процедуры независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивая открытость этапов обсуждения и согласования заказа;
- руководитель образовательной организации - обращается к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также экспертам в области оценки качества образования с целью независимой оценки качества реализуемых его организацией образовательных программ;
- родители обучающихся - обращаются непосредственно к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки, либо к экспертам в соответствующей области с целью определения качеств условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность (выбранная организация с учетом образовательной программы, осваиваемой обучающимся, разрабатывает и проводит оценочные процедуры, по результатам которых формирует рекомендации родителям обучающегося);
- обучающиеся старших классов - имеют право обратиться в одну из организаций, осуществляющих процедуры проведения независимой оценки качества, пройти независимое анкетирование и получить информацию о качестве условий осуществления образовательной деятельности интересующей образовательной организации.
6. Участники независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность
6.1. Образовательные организации:
- обеспечивают сбор информации по показателям деятельности, подготовку публичных докладов и размещение их в открытом доступе на официальных электронных ресурсах образовательных организаций в информационно-коммуникационной сети Интернет;
- предоставляют в открытом доступе в сети Интернет отчет о результатах самообследования, а также информацию в соответствии с принципами открытости согласно действующему Федеральному закону;
- по результатам участия в процедурах независимой оценки качества образования разрабатывают, согласовывают с органами государственно-общественного управления образовательной организации и утверждают планы мероприятий по улучшению качества работы образовательных организаций;
- используют результаты независимой оценки качества для решения задач, отраженных в основной образовательной программе (программах) организации, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
- обеспечивают открытость и доступ к всесторонней информации об осуществлении независимой оценки качества образования на всех ее этапах;
- могут принимать участие в общероссийских, международных сопоставительных мониторинговых исследованиях.
Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями не проводится в отношении образовательных организаций, созданных в уголовно-исполнительной системе, а также в отношении федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
6.2. Организации и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образовательной деятельности:
- формируют перечень показателей деятельности образовательных организаций, предлагаемых для оценки, предложения по периодичности, механизмам получения информации;
- разрабатывают порядок проведения оценочных процедур, контрольно-измерительные инструменты, методики и другие инструменты, с помощью которых организуется работа по проведению независимой оценки качества образования;
- анализируют полученные результаты оценочных процедур, по итогам анализа формируют рекомендации по дальнейшему развитию образовательных организаций, региональной системы образования;
- разрабатывают методологию и проводят рейтингование образовательных организаций, другие оценочные процедуры;
- проводят по заказу образовательных организаций экспертизу качества образования, которая заключается в систематическом, независимом и документированном процессе, экспертной оценке качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, их подразделениями, реализуемых ими отдельных образовательных программ на основе представленных материалов, и установлении соответствия объекта исследования определенным и согласованным критериям оценки;
- участвуют в работе общественных советов для обсуждения общей стратегии развития независимой оценки качества в регионе, результатов оценочных процедур;
- участвуют в разработке или разрабатывают электронную среду для организации оценочных процедур с использованием с целью повышения эффективности и прозрачности этих процедур;
- участвуют (по согласованию) в процедурах государственной аккредитации образовательной деятельности;
- готовят аналитические справки, доклады о состоянии образования на основе проведенных оценочных процедур.
Организации и отдельные эксперты осуществляют свою деятельность в соответствии со сформированным техническим заданием на проведение независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
К осуществлению независимой системы оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, могут быть привлечены:
- некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
- коммерческие рейтинговые агентства (при условии наличия в регионе достаточных финансовых ресурсов для проведения рейтингования образовательных организаций), имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы;
- региональные центры оценки качества образования;
- отдельные эксперты или группы экспертов, имеющие соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества образования.
Возможно привлечение нескольких исполнителей под разные технические задачи: разработка методики оценочных процедур, проведение оценки, создание базы данных, статистико-математическая обработка результатов, анализ результатов оценочных процедур; подготовка материалов к публикации и публикация.
6.3. Общественный совет:
- участвует по поручению министерства образования в подготовке проектов распорядительных документов, вносит в них свои предложения и замечания;
- вносит в органы государственной власти Оренбургской области в установленном порядке предложения по совершенствованию нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере общего образования и закрепляющих выбранные приоритеты развития образования Оренбургской области;
- формирует предложения для разработки технического задания для организации, которая осуществляет сбор, обобщение и анализ информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями (далее оператор);
- разрабатывает мероприятия и программы содействия общественности, общественным объединениям и благотворительным организациям в создании здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в общеобразовательных организациях, содействия в привлечении системой общего образования средств из внебюджетных источников;
- проводит общественные обсуждения критериев планируемых оценочных процедур, итогов независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности при участии экспертных организаций и отдельных экспертов, готовит предложения по улучшению качества услуг, предоставляемых образовательными организациями;
- оказывает содействие деятельности рейтинговых агентств, организаций и отдельных экспертов, осуществляющих оценочные процедуры, социологические исследования при реализации процедур независимой оценки качества образования;
- координирует деятельность по организации общественной экспертизы предлагаемых и реализуемых методик независимой оценки качества образования;
- информирует средства массовой информации о деятельности Совета;
- заслушивает, согласовывает и представляет общественности ежегодный публичный отчет о функционировании системы образования Оренбургской области по итогам учебного и финансового года.
Председатель/секретарь общественного совета:
- принимает участие в заседаниях коллегий министерства образования при рассмотрении вопросов, подготовленных с учетом предложений и рекомендаций Совета, а также других вопросов, связанных с его деятельностью;
- принимает участие в областных мероприятиях, проводимых министерством образования: совещаниях, конференциях, выставках, образовательных и культурных мероприятиях;
- представляет по поручению министра интересы министерства в общественных организациях.
6.4. Министерство образования Оренбургской области:
- содействует созданию условий для формирования и развития в регионе независимых организаций, обеспечивающих проведение объективных, независимых оценочных процедур в отношении результатов и качества образования;
- формирует и координирует деятельность общественных советов;
- вносит на рассмотрение общественных советов предложения по планам мероприятий, направленных на проведение независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе рейтингов, на муниципальном, региональном уровнях, по содержанию технического задания на разработку методики оценки, в том числе рейтингов;
- развивает региональные центры оценки качества образования;
- обеспечивает подготовку и размещение в открытом доступе на официальных электронных ресурсах в сети Интернет информации о деятельности региональной системы образования, публичных докладов, содержащих описание результатов независимой оценки качества образования;
- способствует проведению рейтингов для образовательных организаций, содействует их многообразию и учету их результатов при проведении региональных и муниципальных оценочных процедур;
- координирует деятельность по созданию условий для обеспечения информационной открытости образовательных организаций;
- формирует и размещает открытый список организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, физических лиц - экспертов регионального уровня на сайте министерства образования Оренбургской области;
- обеспечивает открытость при формировании заказа на оценку деятельности образовательных организаций, при согласовании набора критериев оценки, методологии оценочных процедур.
В качестве форматов переговорных площадок рекомендуется использовать официальные электронные ресурсы в информационно-коммуникационной сети Интернет, общественные слушания, заседания общественного совета, др.
6.5. Государственное бюджетное учреждение "Региональный центр развития образования Оренбургской области".
Государственное бюджетное учреждение "Региональный центр развития образования Оренбургской области" (далее - ГБУ РЦРО) является подведомственной организацией министерства образования Оренбургской области, среди направлений деятельности которого является:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "которого является" имеется в виду "которого выделяются"
- информационное и организационно-методическое обеспечение и организация итоговых аттестаций выпускников образовательных организаций начального, основного общего и среднего общего образования, региональных экзаменов, среднего профессионального образования, мониторинговых исследований по оценке качества образования;
- обеспечение процедур контроля за соответствием уровня и качества образования учащихся и подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, общего образования, среднего профессионального образования;
- информационно-технологическое сопровождение деятельности по проведению мониторинговых и социологических исследований в сфере образования.
В рамках проведения независимой оценки качества образовательной деятельности ГБУ РЦРО осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности общественного совета по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Оренбургской области (далее - Общественный совет):
- участвует в разработке нормативной и инструктивно-методической документации Общественного совета;
- обеспечивает взаимодействие Общественного совета, министерства образования Оренбургской области и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
- оказывает консалтинговую помощь Общественному совету, а также организациям и отдельным экспертам, осуществляющим процедуры независимой оценки качества образования;
- размещает на официальных сайтах министерства образования Оренбургской области и ГБУ РЦРО, на сайте www.bus.gov.ru:
информацию о деятельности общественного совета;
о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
нормативно-правовую и инструктивно-методическую документацию о проведении независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
рейтинги в сфере образования и открытые статистические данные, характеризующие результаты, условия и процесс образовательной деятельности в образовательных организациях.
7. Использование инструментов независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность
Процедуры независимой оценки качества осуществляются с целью повышения качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и призваны способствовать:
- развитию конкурентной среды;
- выявлению и распространению подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
- сохранению и развитию при сохранении единого образовательного пространства разнообразия образовательных программ.
При подготовке управленческих решений на уровне региона на основе результатов независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность необходимо обеспечить соблюдение ряда условий:
министерство образования Оренбургской области и ГБУ РЦРО обсуждают возможность использования результатов независимой оценки качества для соответствующих управленческих решений, обеспечивают открытость информации о результатах обсуждения;
при разработке предложений (методологии, инструментария) по проведению оценочных процедур учитываются актуальные интересы потребителей образовательных услуг;
пакет предложений по проведению процедур независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
включая инструменты оценки качества, согласовываются с Общественным советом, протоколы согласования размещаются на официальном электронном ресурсе министерства образования и ГБУ РЦРО;
министерство образования Оренбургской области и ГБУ РЦРО:
- размещают информацию о деятельности общественного совета, о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность на официальных сайтах министерства образования Оренбургской области и ГБУ РЦРО, которые и являются ответственными за ее содержание и размещение;
- обеспечивают открытость, доступность и прозрачность предоставляемой информации, не противореча законодательству Российской Федерации.
Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводится общественными советами по независимой оценке качества не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года в отношении одной и той же организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.