Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
администрации города Орска
от 28.03.2018 г. N 1265-п
Положение
об организации планирования, обеспечения и проведения эвакуационных мероприятий на территории муниципального образования "Город Орск" в чрезвычайных ситуациях
(далее - Положение)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации, планирования, обеспечения и проведения эвакуационных мероприятий на территории муниципального образования "Город Орск" при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС).
1.2. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей (далее - эвакуация) - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зоны вероятной или возникшей ЧС, а также жизнеобеспечению эвакуируемых в безопасных районах.
1.3. Безопасный район - территория, находящаяся вне пределов зоны вероятной чрезвычайной ситуации, подготовленная для размещения населения, материальных и культурных ценностей, эвакуируемых из зоны возможной чрезвычайной ситуации или из зоны чрезвычайной ситуации.
1.4. Жизнеобеспечение населения в ЧС - совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных в соответствии с нормами и нормативами для условий ЧС, разработанными и утвержденным в установленном Порядке.
1.5. Основные элементы жизнеобеспечения эвакуируемого населения:
- обеспечение жильем;
- обеспечение водой;
- обеспечение продуктами питания;
- обеспечение предметами первой необходимости;
- обеспечение коммунально-бытовыми услугами;
- охрана общественного порядка;
- противопожарное обеспечение;
- медицинское обеспечение;
- инженерное обеспечение;
- транспортное обеспечение;
- психологическое обеспечение;
- информационное обеспечение;
- материально-техническое обеспечение.
1.6. Основные задачи эвакуационных мероприятий:
- сохранение жизни и здоровья населения;
- снижение возможных потерь среди населения и животных в зоне ЧС;
- сохранение материальных и культурных ценностей в зоне ЧС.
1.7. Эвакуационные мероприятия планируются заблаговременно и осуществляются при угрозе возникновения или в случае возникновения ЧС.
1.8. Источниками возникновения ЧС, при которых проводится эвакуация населения, являются опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, в результате которых произошла или может возникнуть ЧС.
1.9. Эвакуация населения планируется, организуется и осуществляется по территориально-производственному принципу.
1.10. Эвакуируемое население размещается в безопасных районах до особого распоряжения, в зависимости от обстановки с предоставлением стационарных или временных жилых помещений (пункты временного размещения и пункты длительного проживания).
Под пункты временного размещения населения (далее - ПВР) отводятся служебно-бытовые помещения, гостиницы, дома культуры, пансионаты, медицинские организации, туристические базы, дома отдыха, санаторно-курортные организации, а также помещения дошкольных образовательных организаций, средних общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования.
Пункты длительного проживания населения (далее - ПДП) развертываются на базе оздоровительных лагерей, санаториев, профилакториев, домов отдыха и другое.
ПВР предназначены для приема, временного размещения, учета и первоочередного жизнеобеспечения населения, отселенного (эвакуированного) из зоны ЧС или вероятной ЧС.
Перечни учреждений, на базе которых развертываются ПВР и ПДП, утверждаются постановлением администрации города.
1.11. На территории города особенности проведения эвакуационных мероприятий определяются:
- характером источника ЧС (химическое заражение местности, подтопление (затопление) территории, гидродинамические аварии, землетрясение и т.д.);
- масштабами распространения ЧС;
- численностью выводимого (вывозимого) населения;
- способом эвакуации (различные виды транспорта, пеший порядок, комбинированный способ);
- охватом населения эвакуационными мероприятиями;
- временем и срочностью проведения эвакуации (упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная);
- длительностью проведения эвакуации (временная - с возвращением на постоянное место жительства в течение нескольких суток, среднесрочная - до 1 месяца, продолжительная - более 1 месяца).
Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных ЧС проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями.
Основанием для проведения упреждающей (заблаговременной) эвакуации является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток.
Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения проводится в случае возникновения ЧС.
Вывоз (вывод) населения, материальных и культурных ценностей из зоны ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия поражающих факторов источника ЧС.
Необходимость введения подобной защитной меры, а также сроки ее осуществления определяются комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) соответствующего уровня.
1.12. В зависимости от масштаба распространения ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения проводится локальная, местная или региональная эвакуация.
Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эвакуируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или непострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).
Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность населения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах, смежных с зоной ЧС.
Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.
1.13. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, проводится общая эвакуация или частичная эвакуация.
Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.
Частичная эвакуация проводится при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся средних и профессиональных образовательных учреждений.
Выбор вариантов проведения эвакуации из вариантов, указанных в пунктах 1.11 - 1.13 настоящего Положения, зависит от источника ЧС, масштабов распространения ЧС и достоверности прогноза возникновения ЧС, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.
1.14. Право принятия решения о проведении эвакуации населения в ЧС регионального и межмуниципального характера принадлежит Губернатору Оренбургской области и руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области при угрозе возникновения или в случае возникновения ЧС муниципального характера, руководителю опасного производственного объекта - ЧС локального характера.
В случаях, требующих принятия безотлагательного решения о проведении экстренной эвакуации, носящей локальный характер, экстренная эвакуация может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника дежурно-диспетчерской службы опасного производственного объекта.
1.15. Обеспечение проведения эвакуации населения из зон ЧС на соответствующих территориях осуществляют эвакуационные органы соответствующих уровней.
1.16. В зависимости от обстановки на территории Оренбургской области (города) могут вводиться следующие режимы функционирования эвакуационных органов:
- режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновении ЧС;
- режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
- режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.
2. Эвакуационные органы, их структура и задачи
2.1. Планирование, организация и проведение эвакуации населения в случае ЧС возлагаются на эвакуационные органы, создаваемые главой города, руководителями организаций, расположенных на территории муниципального образования "Город Орск".
Эвакуационные органы работают совместно с органами, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны (далее - ГО) и (или) специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС соответствующего уровня.
Эвакуационные органы совместно с КЧС и ОПБ города несут ответственность за выполнение всего комплекса эвакуационных мероприятий.
Для планирования, организации и проведения эвакуационных мероприятий в случае ЧС в городе создаются следующие эвакуационные органы:
- эвакуационная комиссия города;
- эвакуационные комиссии районов города;
- эвакуационные комиссии предприятий, организаций и учреждений, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;
- оперативные группы по организации вывоза населения;
- сборные эвакуационные пункты (далее - СЭП);
- ПВР;
- ПДП.
Развертывание эвакуационных органов зависит от вида и характера ЧС, масштабов распространения ЧС, времени и сроков проведения эвакуации, способа эвакуации.
2.2. Основными задачами эвакуационных комиссий являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
- разработка планов эвакуации населения совместно с органами, уполномоченными на решение задач в области ГО и (или) специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территории от ЧС соответствующего уровня, и ежегодное уточнение этих планов;
- оказание помощи в разработке планов обеспечения эвакуационных мероприятий и мероприятий по подготовке к размещению эвакуируемого населения в безопасных районах, контроль за выполнением таких мероприятий;
- уточнение расчетов на проведение эвакуации населения из зон вероятных ЧС природного и техногенного характера;
- контроль за созданием, комплектованием и подготовкой подчиненных эвакуационных органов;
- организация проверок готовности подчиненных эвакуационных органов к проведению эвакуационных мероприятий;
- рассмотрение на заседаниях эвакуационных комиссий вопросов планирования эвакуации населения в ЧС природного и техногенного характера, готовности ПВР к приему и размещению эвакуируемого населения, обеспечения эвакуационных мероприятий;
- учет общественных площадей, используемых под ПВР и ПДП на соответствующей территории;
- учет и распределение транспорта для обеспечения эвакуационных мероприятий;
- организация взаимодействия с органами военного командования по вопросам оказания всесторонней помощи при эвакуации;
- проведение командно-штабных учений, тренировок с подчиненными эвакуационными органами с целью проверки реальности разрабатываемых планов эвакуации и получения практических навыков по проведению эвакуационных мероприятий;
- разработка организационно-планирующей документации по вопросам планирования и проведения эвакуационных мероприятий.
б) в режиме повышенной готовности:
- контроль за приведением в готовность подчиненных эвакуационных органов;
- контроль за деятельностью подчиненных эвакуационных органов;
- уточнение категорий и численности населения, подлежащего эвакуации;
- уточнение плана эвакуации населения;
- контроль за подготовкой пунктов посадки (высадки) населения;
- контроль за подготовкой транспортных средств для перевозки населения;
- уточнение совместно со службой транспортного обеспечения ликвидации ЧС порядка использования всех видов транспорта, выделяемого для вывоза населения из зоны ЧС в безопасные районы, ПВР и ПДП;
- контроль за приведением (при необходимости) в готовность существующих защитных сооружений ГО;
- уточнение с подчиненными и взаимодействующими эвакуационными комиссиями и службами обеспечения планов приема, размещения и жизнеобеспечения населения в безопасных районах;
в) в режиме ЧС (при проведении эвакуационных мероприятий):
- поддержание связи с подчиненными эвакуационными органами и службой транспортного обеспечения ликвидации ЧС;
- контроль за ходом оповещения населения и подачи транспорта в пункты посадки;
- руководство работой подчиненных эвакуационных органов по сбору эвакуируемого населения и отправке его в безопасные районы;
- информирование эвакуационных комиссий, администраций ПВР и ПДП о количестве выводимого (вывозимого) населения по времени и видам транспорта;
- сбор и обобщение данных о ходе эвакуации населения;
- организация первоочередного жизнеобеспечения в ПВР и ПДП и защиты населения.
2.3. Оперативные группы по организации вывоза населения (далее - оперативные группы) формируются из представителей органов местного самоуправления и соответствующих эвакуационных органов.
Задачами оперативных групп являются:
- оповещение, сбор, учет и организация посадки эвакуируемого населения на транспорт по местонахождению (месту жительства или работы);
- распределение эвакуируемого населения по транспортным средствам, формирование эвакуационных колонн и сопровождение их по маршрутам эвакуации;
- осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирования вышестоящих эвакуационных органов;
- организация и поддержание общественного прядка в зоне их ответственности.
3. Организация планирования и проведения эвакуационных мероприятий
3.1. Порядок организации, проведения и обеспечения эвакуации населения в ЧС природного и техногенного характера определен в плане эвакуации населения, материальных и культурных ценностей муниципального образования "Город Орск" в ЧС природного и техногенного характера (далее - план эвакуации населения).
3.2. Планы эвакуации населения, в случае возникновения ЧС, с приложением расчетов, схем разрабатываются эвакуационными комиссиями совместно с органами, уполномоченными на решение задач в области ГО и (или) специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС соответствующего уровня.
Структура планов эвакуации населения определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Корректировка планов эвакуации населения, материальных и культурных ценностей проводится ежегодно.
3.3. Эвакуация населения из зон возможных ЧС может проводиться пешим порядком, автомобильным транспортом или комбинированным способом.
3.4. Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭПов.
Задачи СЭПов в этих случаях возлагаются на оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы.
3.5. Размещение населения, утратившего жилые помещения или нуждающегося в эвакуации (отселении) из зоны ЧС, проводится в безопасных районах за пределами действия поражающих факторов в ПВР (ПДП).
3.6. Основными задачами ПВР и ПДП являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
- планирование и подготовка к осуществлению мероприятий по организованному приему населения, выводимого из зон возможных ЧС;
- разработка необходимой документации ПВР и ПДП;
- заблаговременная подготовка помещений, инвентаря и средств связи;
- обучение администрации ПВР и ПДП действиям по приему, учету и размещению населения при угрозе возникновения и возникновении ЧС;
- практическая отработка вопросов оповещения, сбора и функционирования администрации ПВР и ПДП;
- участие в учениях, тренировках и других мероприятиях, обеспечивающих подготовку администрации ПВР и ПДП и приобретение практических навыков по развертыванию ПВР и ПДП.
б) при возникновении ЧС:
- полное развертывание ПВР и ПДП для эвакуируемого населения, подготовка к приему и размещению людей;
- организация учета прибывающего населения и его размещения;
- установление связи с КЧС и ОПБ города, МБУ "ЕДДС г. Орска", организациями, участвующими в жизнеобеспечении эвакуируемого населения;
- организация жизнеобеспечения эвакуируемого населения;
- информирование населения, прибывающего в ПВР;
- представление донесений о ходе приема и размещения населения в КЧС и ОПБ города;
- подготовка пострадавшего населения к отправке в ПДП (при продолжительном периоде восстановительных работ);
- организация персонального учета каждого прибывающего и осуществление паспортного режима (только для ПДП).
3.7. Проведение эвакуации населения из зоны ЧС в каждом конкретном случае определяется условиями возникновения и развития ЧС, характером и пространственно-временными параметрами воздействия поражающих факторов источника ЧС.
При получении достоверного прогноза возникновения ЧС организуются и проводятся мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода населения из зоны ЧС:
а) подготовительные мероприятия:
- приведение в готовность эвакуационных органов и уточнение порядка их работы;
- уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;
- подготовка транспорта к обеспечению эвакуационных мероприятий;
- подготовка маршрутов эвакуации населения, установка дорожных знаков и указателей;
- подготовка к развертыванию ПВР и ПДП и пунктов посадки (высадки);
- проверка готовности систем оповещения и связи;
- приведение при необходимости в готовность существующих защитных сооружений ГО.
б) организационные мероприятия (с получением распоряжение на проведении эвакуации населения):
- оповещение населения о начале и порядке проведения эвакуации;
- уточнение порядка проведения эвакуационных мероприятий с учетом сложившейся обстановки;
- развертывание эвакуационных органов;
- сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации (отселению);
- контроль за своевременностью подачи транспортных средств к пунктам посадки населения и организацией работы по выполнению эвакоперевозок;
- прием и размещение эвакуируемого населения в заблаговременно подготовленных безопасных районах;
- организация первоочередного жизнеобеспечения населения.
3.8. В целях защиты населения от воздействия аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ) в зонах химического заражения проводится упреждающая (заблаговременная) или экстренная (безотлагательная) эвакуация.
В случае аварии на химически опасных объектах города проводится экстренный вывод (вывоз всеми видами транспорта) населения, попадающего в зону заражения, за границы распространения облака АХОВ. Население, проживающее в непосредственной близости от химически опасного объекта, ввиду быстрого распространения облака АХОВ, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых (производственных и служебных) зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений на верхних или нижних этажах с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания. Вид средств индивидуальной защиты органов дыхания, а также места размещения населения (верхний или нижний этажи) зависят от типа и характера распространения АХОВ.
Очередность вывода (вывоза) населения планируется заблаговременно, маршруты движения определяются складывающейся химической обстановкой.
Экстренный вывод (вывоз) населения планируется по данным предварительного прогноза и производится из тех домов и учреждений (объектов экономики), где создалась или может создаться в зависимости от изменения метеорологических условий опасная химическая обстановка.
Размещение населения проводится в ПВР (ПДП).
Транспортное обеспечение и временное размещение населения осуществляется как по заранее отработанным планам, так и в оперативном порядке.
Эвакуационные органы на период экстренного вывода населения, как правило, не развертываются.
В случае аварии на химически опасном объекте, в результате которой образуется значительная площадь заражения и потребуется вывод (вывоз) большого количества населения, мероприятия по экстренному выводу (вывозу) населения производятся с развертыванием эвакуационных органов. Размещение населения и транспортное обеспечение осуществляются не только по заранее отработанным планам, но и производятся в оперативном порядке.
Отгон сельскохозяйственных животных производится в заранее спланированные места размещения.
При аварии на магистральном газопроводе население подлежит временному отселению за пределы зоны возможного заражения.
В зависимости от вида и масштабов аварии с выбросом АХОВ в окружающую среду и продолжительности действия поражающих факторов пребывание эвакуируемого населения в районах временного размещения может составить от нескольких часов до нескольких суток.
Решение на проведение реэвакуации населения принимается после проведения работ по обеззараживанию территории и ликвидации последствий химического заражения.
Планирование эвакуации из зон возможного химического заражения осуществляется совместно с руководителями химически опасных объектов, расположенных в пределах территории муниципального образования "Город Орск".
3.9. Эвакуация населения из зон катастрофического затопления (наводнения) проводится при угрозе или в случае разрушения гидротехнических сооружений и повышения уровня воды во время паводка в реках и других водоемах, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения данного стихийного явления.
При наличии достоверного прогноза о прорыве гидротехнического сооружения (далее - ГТС) проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация:
а) при достаточном времени упреждения эвакуация проводится по производственно-территориальному принципу с развертыванием СЭП;
б) при небольшом периоде упреждения эвакуация проводится по территориальному принципу, как правило, без развертывания СЭП. Эвакуируемое население вывозится (выводится) в ППЭ, а затем доставляется в места временного размещения или вывозится (выводится) непосредственно в места временного размещения без развертывания ППЭ.
При угрозе прорыва ГТС проводится экстренная эвакуация из зоны возможного катастрофического затопления в пределах четырехчасового добегания волны прорыва при разрушении ГТС. За пределами зоны четырехчасового добегания волны прорыва при разрушении ГТС эвакуация проводится исходя из прогнозируемой или реально сложившейся гидрологической обстановки.
При непосредственной угрозе катастрофического (природного или техногенного характера) затопления эвакуация населения проводится по территориальному принципу, без развертывания СЭП. При этом оперативные группы, сформированные из личного состава СЭП, организуют вывоз (вывод) эвакуируемого населения на границу зоны ЧС с последующей отправкой к местам временного размещения. Эвакуируемое население может размещаться в безопасном районе путем подселения в имеющийся жилой фонд.
Возвращение (реэвакуация) населения возможна только после проведения значительного объема восстановительных работ.
3.10. Вывод (вывоз) населения в период весеннего паводка планируется и производится:
- заблаговременно из тех домов и учреждений, которые могут подвергнуться подтоплению (затоплению) в соответствии с прогнозом максимального уровня подъема воды в реках;
- экстренно - при подтоплении (затоплении) домов.
Размещение населения производится в ПВР. Перечень ПВР содержится в плане эвакуации населения, материальных и культурных ценностей муниципального образования "Город Орск" в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Подселение населения в квартиры местных жителей не планируется.
Эвакуационные органы города на период вывода (вывоза) населения, как правило, не разворачиваются. Ответственность за проведение экстренного вывода (вывоза) населения возлагается на руководителей противопаводковых комиссий и организаций.
3.11. При возникновении лесных (степных) пожаров, угрожающих жизни и здоровью населения и сельскохозяйственных животных, эвакуационные мероприятия зависят от скорости распространения пожара, метеоусловий и характера местности.
Вывод (вывоз) населения из населенных пунктов при угрозе распространения лесных (степных) пожаров проводится:
- заблаговременно - из населенных пунктов, подверженных угрозе распространения лесных (степных) пожаров, при получении достоверного прогноза о возможности распространения лесного (степного) пожара на населенные пункты;
- экстренно (при возникновении лесных (степных) пожаров) - из населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости с лесным (степным) пожаром.
Эвакуационные органы города на период вывода (вывоза) населения, как правило, не разворачиваются. Ответственность за проведение экстренного вывода (вывоза) населения возлагается на КЧС и ОПБ города и организаций.
3.12. В случае введения чрезвычайного положения на территории области (муниципального образования "Город Орск") предусматриваются следующие меры:
- временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением этим жителям стационарных или временных иных помещений;
- эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повре
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.