Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства области
от 02.10.2018 N 642-пп
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Оренбургской области
на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента от 7 мая 2018 года), стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, бюджетного прогноза Оренбургской области на долгосрочный период до 2030 года, государственных программ Оренбургской области (далее - государственные программы). Кроме того, при определении бюджетной и налоговой политики на ближайшую перспективу использованы сценарные условия социально-экономического развития Оренбургской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
1. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2017 году и первой половине 2018 года
1.1. Доходы областного бюджета
Исполнение консолидированного бюджета по доходам в 2017 году осуществлялось с учетом положений, установленных постановлением Правительства Оренбургской области от 31 марта 2017 года N 224-п "Об утверждении программы консолидации бюджетных средств и оптимизации бюджетных расходов Оренбургской области на 2017 - 2019 годы", а также указа Губернатора Оренбургской области от 26 декабря 2016 года N 751-ук "О мерах по реализации Закона Оренбургской области "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
В 2017 году в структуре налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области наибольший удельный вес занимал налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц.
На увеличение объема поступлений налога на прибыль в 2017 году повлиял рост поступлений от консолидированных групп налогоплательщиков (далее - КГН), который обеспечен за счет увеличения размера перечислений крупнейшим налогоплательщиком (ответственным участником КГН) и снижения сумм возвратов налога по предоставленным налоговым декларациям.
Положительную тенденцию по уплате налога на прибыль в 2017 году показали предприятия газовой и горнодобывающей промышленности, транспортные организации.
На уменьшение поступлений доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в 2017 году по сравнению с предыдущим годом оказало влияние снижение установленного на федеральном уровне норматива зачисления доходов на уплату акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации.
При этом положительная динамика отмечается в поступлениях акцизов на этиловый спирт и пиво в связи с приростом объемов реализации данной продукции.
В целях повышения заинтересованности регионов в обелении рынка розничной продажи крепкой алкогольной продукции с 2017 года изменен порядок распределения доходов от уплаты акцизов на крепкий алкоголь между регионами и федеральным бюджетом, что привело к росту поступлений алкогольных акцизов.
На поступление имущественных налогов продолжает оказывать влияние предоставление на федеральном уровне налоговой льготы в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств. Сумма данной льготы по итогам 2017 года составляет 1,6 млрд. рублей.
На территории Оренбургской области в соответствии с Законом Оренбургской области от 12 ноября 2015 года N 3457/971-V-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Оренбургской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года.
До 31 декабря 2020 года для начинающих предпринимателей при применении упрощенной или патентной системы налогообложения при осуществлении деятельности в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытового обслуживания предусмотрены двухлетние "налоговые каникулы".
В 2017 году внесены изменения в Закон Оренбургской области от 14 ноября 2012 года N 1156/343-V-ОЗ "О патентной системе налогообложения", в соответствии с которыми размер потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в границах территорий опережающего социально-экономического развития, рассчитывается в соответствии с третьей группой муниципальных образований, то есть практически по всем видам предпринимательской деятельности с коэффициентом 0,5.
Увеличению поступлений в бюджеты муниципальных образований в 2017 году способствовала передача в местные бюджеты минимального налога, а также обязательное применение налогоплательщиками с 1 февраля 2017 года при осуществлении расчетов с покупателями контрольно-кассовой техники, которая при расчетах наличными средствами формирует фискальные документы в электронной форме и передает их оператору для направления в налоговую инспекцию.
В связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 года N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", в котором исключены ставки платы за негативное воздействие по ряду загрязняющих веществ (сажа и оксид железа), значительно снизились поступления от платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В целях мобилизации доходной части бюджета в 2017 году увеличен до 50,0 процента объем перечисления в областной бюджет части чистой прибыли государственных унитарных предприятий Оренбургской области и чистой прибыли, подлежащей выплате в виде дивидендов акционерам (участникам) хозяйственных обществ, что позволило мобилизовать в доход областного бюджета 75,5 млн. рублей.
В целях оптимизации налоговых льгот (налоговых расходов), не влияющих на стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности, а также не имеющих социального эффекта, в 2017 году органами государственной власти и органами местного самоуправления Оренбургской области проведена оценка их эффективности.
Перечень налоговых льгот (налоговых расходов) Оренбургской области представлен в приложении к основным направлениям бюджетной и налоговой политики.
Особенности исполнения консолидированного бюджета Оренбургской области за I полугодие 2018 года:
влияние значительного зачета переплаты по налогу на прибыль организаций в счет уплаты текущих платежей;
снижение доходов от уплаты акцизов на крепкую алкогольную продукцию в областной бюджет в связи с изменением порядка распределения акцизов на крепкую алкогольную продукцию;
зачисление в местные бюджеты государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;
увеличение поступлений по налогу на имущество организаций в связи с отменой льгот в отношении органов государственной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и учреждений, учредителями которых является Российская Федерация (за исключением образовательных).
1.2. Расходы областного бюджета
В 2017 году и первой половине 2018 года расходы областного бюджета планировались и производились исходя из четких приоритетов, к которым в первую очередь относились безусловное исполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 - 599, N 606 (далее - указы Президента от 7 мая 2012 года) и исполнение в полном объеме принятых социальных обязательств.
В целях обеспечения данных приоритетов реализовывалась политика жесткого ограничения расходов по таким направлениям, как содержание органов государственной власти, обслуживание долга, проводился комплекс мероприятий по сокращению объемов потребляемых коммунальных услуг, было расширено применение механизма предоставления средств под фактическую потребность. На решение приоритетных задач также направлялись сэкономленные средства, полученные по итогам торгов.
Проведение данных мероприятий позволило в 2017 году своевременно выплачивать заработную плату, в соответствии с графиками предоставлять межбюджетные трансферты муниципальным образованиям, не задерживать социальные выплаты. В полном объеме были выполнены указы Президента от 7 мая 2012 года. По итогам 2017 года показатели средней заработной платы были достигнуты по всем категориям работников бюджетной сферы.
Областной бюджет традиционно остается социально ориентированным: две трети полученных в 2017 году средств были направлены в сферы образования, здравоохранения, культуры, социальной политики.
В связи с выполнением указов Президента от 7 мая 2012 года в 2017 году были увеличены расходы на заработную плату педагогических работников, что привело к увеличению расходов на государственный стандарт общего и дошкольного образования на 595,2 млн. рублей по сравнению с 2016 годом, на среднее профессиональное образование - на 66,0 млн. рублей.
Размер финансовой помощи, оказанной местным бюджетам для достижения необходимых показателей по заработной плате работников культуры и педагогов дополнительного образования детей, в 2017 году составил 143,3 млн. рублей.
В 2018 году заработная плата работников бюджетной сферы в Оренбургской области остается увязанной со средней заработной платой по экономике региона.
Минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ), составлявший по состоянию на 1 января 2017 года 7 800 рублей, был увеличен с 1 января 2018 года до 9 489 рублей и с 1 мая 2018 года - до 11 163 рублей. Поскольку МРОТ выплачивается с учетом районного коэффициента, его фактический размер в Оренбургской области с 1 мая 2018 года составляет 12 837 рублей. Соответствующее увеличение расходов было в полном объеме предусмотрено в областном и местных бюджетах.
В 2017 году и в первой половине 2018 года в областном бюджете изыскивались средства, необходимые для обеспечения условий получения субсидий, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от юридических лиц, имеющих целевое назначение. Благодаря данной работе в областной бюджет были привлечены средства для решения ряда значимых социальных проектов.
Так, в 2017 году в рамках государственной программы по ликвидации второй смены в общеобразовательных организациях Оренбургской области на 2016 - 2025 годы было завершено строительство школ в 19 микрорайоне г. Оренбурга (на 1135 мест) и в с. Претория Переволоцкого района (на 375 мест). В 2018 году была введена в эксплуатацию школа в 20 микрорайоне г. Оренбурга (на 1135 мест).
С 2018 года Оренбургская область приступила к реализации нового мероприятия по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях. Запланировано создание 640 мест в ясельных группах.
С 2017 года Оренбургская область принимает участие в федеральном приоритетном проекте по развитию санитарной авиации, что потребовало увеличения в 2 раза расходов на оказание специализированной скорой медицинской помощи. В 2017 году было осуществлено 123 вылета в удаленные территории области, была оказана помощь 136 жителям, в том числе 38 детям. За 7 месяцев 2018 года помощь оказана 108 жителям удаленных районов Оренбургской области, в том числе 40 детям.
На условиях софинансирования оказывается высокотехнологичная медицинская помощь, что позволило в 2017 году оказать высокотехнологичную медицинскую помощь 5,3 тыс. пациентов, а за первую половину 2018 года - 2,7 тыс. пациентов.
Важной задачей в сфере здравоохранения остается снижение смертности от онкологических заболеваний. В 2017 году было завершено строительство онкологического диспансера в г. Орске, в 2018 году будут обеспечены приобретение и монтаж высокотехнологического оборудования.
В целях улучшения условий оказания первичной медицинской помощи сельским жителям на территории Оренбургской области реализуется программа строительства современных модульных фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАПы). В 2017 году открылось 14 ФАПов, велось строительство 4 ФАПов в Матвеевском районе (с. Верхненовокутлумбетьево), Тюльганском районе (с. Городки), Октябрьском районе (с. Марьевка) и Светлинском районе (пос. Озерный). В 2018 году все 4 ФАПы были открыты, на строительство еще 8 ФАПов планируется направить 46,1 млн. рублей.
Безусловным для Оренбургской области остается выполнение принятых социальных обязательств. В 2017 году и в первой половине 2018 года все социальные выплаты осуществлены своевременно и в полном объеме, причем социальная поддержка за счет средств областного бюджета оказывается с учетом принципов адресности и нуждаемости.
Кроме средств, которые напрямую направлялись из областного бюджета на поддержку семей, детей, материнства, 6 млрд. рублей налоговых расходов областного бюджета остались в семейных бюджетах в виде необлагаемых доходов и льгот.
В областном бюджете ежегодно предусматриваются расходы на улучшение жилищных условий жителей Оренбургской области. Ведется строительство жилья, объектов инфраструктуры, обеспечивается доступность ипотечного кредитования.
В 2017 году в Оренбургской области было выполнено поручение Президента Российской Федерации по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года.
В 2017 году Оренбургская область включилась в приоритетный проект по формированию комфортной городской среды. Участниками проекта стали 13 городов области, в которых проживает более 1 млн. человек - половина населения Оренбургской области. Было благоустроено 36 дворовых территорий, 9 общественных пространств, а также парк в г. Новотроицке.
Особенностью данных проектов является то, что выбор объектов для финансирования из бюджета осуществляется с учетом пожеланий граждан, проживающих в соответствующих населенных пунктах.
В 2018 году в рамках реализации государственной программы "Формирование комфортной городской среды в Оренбургской области" на 2018 - 2022 годы запланировано благоустройство 30 дворовых территорий и 38 общественных территорий.
Социальная направленность областного бюджета не отменяет важнейший вектор развития области - инвестиционную составляющую.
Поддержка производственных секторов экономики осуществляется посредством реализации государственных программ, мероприятия которых были направлены на развитие сельского хозяйства, поддержку малого предпринимательства, развитие транспорта, создание и модернизацию инфраструктуры.
Практически все виды поддержки сельского хозяйства сохранены: оказание поддержки в области растениеводства и животноводства, развитие элитного семеноводства, субсидии на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, на проведение авиационно-химических работ по защите сельскохозяйственных культур от особо опасных вредителей, предоставление грантов начинающим фермерам.
Кроме того, в 2017 году начал действовать новый механизм льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Общий объем предоставленных кредитных средств в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился в 1,9 раза, при этом половина выданных кредитов были льготными. Это позволило снизить финансовую нагрузку на сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку не требовало отвлечения собственных оборотных средств на обслуживание кредита.
В Оренбургской области упор делается на своевременность оказания поддержки. Так, в первом полугодии 2018 года расходы на поддержку сельскохозяйственного производства профинансированы более чем на 70,0 процента от годовых назначений.
Государственная поддержка предпринимательства на областном уровне начиная с 2017 года осуществляется через объекты инфраструктуры малого и среднего бизнеса. В 2017 году усилена роль центра поддержки предпринимательства, созданного на базе некоммерческой организации "Гарантийный фонд для субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области" (далее - Гарантийный фонд), созданы и развиваются новые инфраструктурные формы поддержки малого и среднего предпринимательства - центр поддержки экспорта на базе Корпорации развития Оренбургской области.
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Гарантийным фондом, который выступает поручителем перед кредитными организациями (банками-партнерами), предоставляет микрозаймы. Ежегодно фонд микрозаймов пополняется за счет средств областного и федерального бюджетов.
В 2018 году в рамках поддержки монопрофильных муниципальных образований Оренбургской области софинансируются муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.
Рекордная сумма средств была выделена в 2017 году из дорожного фонда Оренбургской области на развитие автомобильных дорог регионального и местного значения - 8,9 млрд. рублей.
С 2017 года область участвует в реализации приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги". Проект реализуется на дорогах внутри г. Оренбурга и прилегающих к городу обводных дорогах.
В 2017 году расходы областного бюджета на реализацию 25 государственных программ составили 74,6 млрд. рублей, или 98,9 процента к общему объему расходов областного бюджета. Ни одна из 25 государственных программ по результатам оценки за 2017 год не была признана неэффективной. На 2018 год доля расходов областного бюджета, сформированных в рамках 25 государственных программ, составила 99,0 процента.
В целях совершенствования системы программно-целевого планирования были уточнены требования к показателям (индикаторам) государственных программ. Для каждого показателя (индикатора) приводится информация об открытом источнике его значения или методике его расчета, что обеспечивает верифицируемость результатов государственных программ.
Обязательным стало отражение в составе государственных программ налоговых и неналоговых расходов областного бюджета.
Применение программно-целевых инструментов было расширено и на уровне муниципальных образований за счет вовлечения в данную работу сельских поселений, что позволило в 2017 году увеличить долю расходов местных бюджетов, формируемых в рамках муниципальных программ, до 94,5 процента. На 2018 год органам местного самоуправления рекомендовано довести данный показатель до 95,0 процента от общего объема расходов местных бюджетов.
В целях повышения эффективности межбюджетных отношений были внесены изменения в законодательство Оренбургской области.
Изменения в Закон Оренбургской области от 30 ноября 2005 года N 2738/499-III-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Оренбургской области" уточнили его отдельные положения, в том числе:
в целях реализации длительных проектов была учтена возможность предоставления субсидий из областного бюджета на срок сверх одного года;
внесены изменения в порядок расчета налогового потенциала по налогу на имущество физических лиц: инвентаризационная стоимость имущества заменена кадастровой.
С 1 января 2017 года в местные бюджеты по нормативу 100,0 процента переданы отчисления от минимального налога, что позволило увеличить доходы местных бюджетов на 200 млн. рублей.
С 1 января 2018 года в местные бюджеты зачисляется государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, по нормативу 60,0 процента - для бюджетов городских округов, 100,0 процента - для бюджетов муниципальных районов.
При этом оказание финансовой поддержки местным бюджетам из областного бюджета постепенно включает стимулирующие составляющие.
Так, начиная с 2017 года с городскими округами и муниципальными районами области ежегодно заключаются соглашения о мерах по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и оздоровлению муниципальных финансов. Данные соглашения предусматривают обязательства по достижению показателей социально-экономического развития (рост налоговых и неналоговых доходов, рост объема инвестиций, сокращение муниципального долга и т.д.), осуществлению мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов (проведение оценки эффективности налоговых льгот, утверждение плана по отмене налоговых льгот, признанных неэффективными, неустановление обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Оренбургской области к полномочиям органов местного самоуправления и т.д.) и иные положения.
За недостижение установленных показателей социально-экономического развития предусмотрена финансовая ответственность муниципального образования.
Значительные изменения были внесены в Закон Оренбургской области от 6 июля 2009 года N 3044/669-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности за счет средств областного бюджета". Начиная с 2018 года при предоставлении из областного бюджета средств на выравнивание бюджетной обеспеченности производится стимулирование поселений за наращивание налогового потенциала: поселения, у которых прирост налогового потенциала превышает среднеобластные показатели, получают дополнительные объемы средств.
Предсказуемость и прозрачность бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений являются одним из ее приоритетов. Поэтому с 2016 года максимальный объем межбюджетных трансфертов, передаваемых из областного бюджета в бюджеты городских округов и муниципальных районов Оренбургской области, распределяется между муниципальными образованиями до начала финансового года. Доля распределенных межбюджетных трансфертов в первоначальных редакциях закона Оренбургской области об областном бюджете составляет не менее 96,0 процента (в первоначальной редакции областного бюджета на 2017 год - 98,1 процента, по состоянию на конец года - 99,4 процента; доля распределенных межбюджетных трансфертов в первоначальной редакции областного бюджета на 2018 год - 96,3 процента).
Расширению финансовой самостоятельности муниципальных образований способствует и внедрение механизма консолидации предоставляемых в местные бюджеты межбюджетных трансфертов. Это позволяет муниципальным образованиям при получении таких трансфертов самостоятельно устанавливать объем средств на то или иное направление. Оренбургская область стала одним из первых субъектов Российской Федерации в реализации механизма объединения субвенций.
В настоящее время из областного бюджета предоставляются 3 консолидированные субвенции бюджетам городских округов и муниципальных районов:
субвенция на содержание детей в замещающих семьях (предоставляется с 2015 года, включает в себя 3 направления);
единая субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий Оренбургской области (с 2016 года включает в себя 5 направлений, с 2017 года - 7 направлений);
субвенция на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (предоставляется с 2017 года, включает в себя 2 направления).
Всего объем консолидированных субвенций на 2018 год составляет 13,0 млрд. рублей, или 82,6 процента от общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета.
Субсидии местным бюджетам (за исключением субсидий на капитальные вложения в объекты муниципальной собственности и субсидий, софинансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета) предоставляются исключительно в рамках государственных программ по правилу "одна подпрограмма государственной программы - одна субсидия".
Данный подход, с одной стороны, способствует повышению эффективности расходов областного бюджета, а с другой стороны, позволяет софинансировать не отдельные мероприятия, а конкретные расходные обязательства муниципальных образований.
В целях повышения эффективности межбюджетного субсидирования показатели результативности субсидий из федерального бюджета включены в соответствующие государственные программы. На органы исполнительной власти Оренбургской области возложена дополнительная обязанность представления отчетов об использовании субсидий за 9 месяцев текущего года, а в четвертом квартале 2017 года проведен ежемесячный анализ использования субсидий из федерального бюджета.
Были установлены сроки распределения субсидий и заключения соглашений об их предоставлении, меры ответственности за нарушение данных сроков. При этом в целях облегчения контроля использования субсидий все соглашения о предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований из областного бюджета заключались по типовой форме, утвержденной министерством финансов Оренбургской области.
Обеспечено предоставление межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в бюджеты муниципальных образований под фактическую потребность. В 2017 году с применением данного механизма предоставлялось 6 субвенций и 4 субсидии, в 2018 году - 8 субвенций и 12 субсидий.
В целях повышения операционной эффективности создан центр бюджетного учета и отчетности при министерстве финансов Оренбургской области, централизующий функции по учету и отчетности в органах государственной власти Оренбургской области.
Обеспечено внедрение казначейского сопровождения договоров (соглашений) при расходовании средств, предоставляемых юридическим лицам из областного бюджета.
Сокращению дебиторской задолженности по расходам областного бюджета способствуют применяемые ограничения на авансовые платежи по контрактам (договорам), заключаемым государственными учреждениями области.
Информация об областном бюджете и о бюджетном процессе в Оренбургской области является открытой, что подтверждено экспертным сообществом.
Научно-исследовательским финансовым институтом по заказу Министерства финансов Российской Федерации ежегодно составляется рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных. По итогам 2017 года Оренбургская область отнесена к группе регионов с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных. В первом полугодии 2018 года область подтвердила данный уровень.
С 2018 года сведения о бюджете и бюджетном процессе Оренбургской области публикуются также на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По итогам мониторинга опубликования информации на данном портале за I полугодие 2018 года Оренбургская область находится на четвертом месте по объему размещенной информации среди всех субъектов Российской Федерации.
Действия Оренбургской области направлены на развитие различных форм участия и вовлечения жителей в решение вопросов местного значения. Для этого, во-первых, обеспечиваются работа и наполнение актуальным контентом портала "Бюджет для граждан", во-вторых, реализуются народный бюджет на муниципальном уровне и инициативное бюджетирование на региональном уровне.
В 2017 году министерством финансов Оренбургской области совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Оренбургской области был внедрен механизм инициативного бюджетирования, целью которого является обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений. По итогам 2017 года были реализованы 32 инициативы сельских жителей из 15 муниципальных районов Оренбургской области, на каждую было направлено до 1 млн. рублей средств из областного бюджета.
На 2018 год география участников инициативного бюджетирования значительно расширена: возможность подать заявку на конкурсный отбор проектов предоставлена также городским округам, имеющим в своем составе сельские населенные пункты. В октябре 2017 года на конкурсной основе к реализации в 2018 году были отобраны 35 инициатив жителей области из 4 городских округов и 11 муниципальных районов. Также новацией 2018 года стали сбор и обработка конкурсных заявок в электронной форме.
1.3. Дефицит областного бюджета
В 2017 году бюджетная политика была направлена на минимизацию бюджетного дефицита. По сравнению с первоначально утвержденным значением (1 852,0 млн. рублей) плановый дефицит областного бюджета был сокращен почти вдвое - на 843,8 млн. рублей и исполнен в рекордно минимальном за последние 10 лет размере - 52,7 млн. рублей. При этом на покрытие дефицита не привлекались дополнительные заимствования.
На 2018 год областной бюджет запланирован без дефицита. Бездефицитные бюджеты на 2018 год также были приняты 40 из 42 городских округов и муниципальных районов области.
2. Внешние условия реализации бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
На налоговую политику Оренбургской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов будут оказывать влияние внешние факторы, прежде всего изменения в федеральном законодательстве.
До 2024 года включительно пролонгируется зачисление в федеральный бюджет суммы налога на прибыль организаций, исчисленной по ставке 3,0 процента, в бюджеты субъектов Российской Федерации - 17,0 процента, в целях последующего распределения одного процентного пункта указанного налога между бюджетами наименее обеспеченных регионов.
Снимается ограничение на применение инвестиционного налогового вычета участниками КГН, расширение сферы его применения в части компенсации затрат налогоплательщиков, осуществляющих строительство объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур в рамках договора о комплексном освоении территории.
Продляются мораторий на создание новых КГН и ограничение на внесение изменений в действующие договоры о создании КГН в части присоединения или выхода организаций из этих групп с установлением предельного срока действия договора о создании КГН до 1 января 2023 года.
Вводятся обязанности для ответственных участников КГН по представлению информации о прогнозируемых поступлениях в налоговый орган по месту своего учета в целях обеспечения эффективного бюджетного планирования.
В целях обеспечения полноты и своевременности уплаты НДФЛ введено право самостоятельного исчисления налоговым органом НДФЛ в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации при продаже недвижимого имущества (с учетом кадастровой стоимости указанного имущества).
Уточнен порядок исчисления и уплаты НДФЛ индивидуальными предпринимателями с учетом отмены декларирования предполагаемого дохода налогоплательщиками, применяющими УСН с объектом налогообложения в виде доходов и использующими контрольно-кассовую технику, обеспечивающую передачу фискальных данных в налоговые органы в режиме "он-лайн".
Сохраняются на уровне, установленном законодательством о налогах и сборах, ставки акцизов на 2019 - 2020 годы. Индексация ставок акцизов на 2021 год планируется в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции (4,0 процента).
Планируется поэтапная передача с федерального уровня на региональный акцизов на нефтепродукты с учетом необходимости решения задачи по поддержке транспортной инфраструктуры городских агломераций при установлении нормативов распределения акцизов между регионами.
Рассматривается возможность частичной передачи с федерального уровня на региональный уровень акцизов на крепкий алкоголь с поэтапным переходом в течение 5 лет на распределение по нормативам исходя из объемов розничной продажи алкоголя по данным, отраженным в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
С 1 января 2019 года движимое имущество исключается из объектов обложения налогом на имущество организаций для создания стимулов для ускоренного внедрения и развития технологий отечественной промышленности, а также обновления активной части основных фондов организаций (машин, оборудования).
В целях поддержки субъектов малого предпринимательства планируется расширить перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения (далее - ПСН), за счет включения в него видов деятельности, связанных с растениеводством и животноводством, а также услуг, связанных с этими видами деятельностями#.
Субъектам Российской Федерации предоставляются полномочия по установлению ограничений для применения ПСН:
по общей площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
по общему количеству автотранспортных средств и судов водного транспорта;
по общему количеству объектов розничной торговли и общественного питания и (или) их общей площади.
При подаче заявления о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме электронного документа планируется снижение размера государственной пошлины "до нуля" при подаче заявления о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме электронного документа ("старт за ноль")#.
Планируется установить дифференцированный подход к определению размера государственной пошлины для лиц, осуществляющих розничную торговлю алкогольной продукцией, в зависимости от количества мест осуществления деятельности.
В целях расширения бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) предусматривается возможность установления единых нормативов отчислений в бюджеты соответствующих видов муниципальных образований от отдельных неналоговых платежей, что создаст условия для расширения доходной базы местных бюджетов, позволит учитывать данные неналоговые поступления при взимании "отрицательных" трансфертов и при выравнивании бюджетной обеспеченности в составе доходного потенциала бюджетов муниципальных образований.
Планируется зачисление в областной бюджет части государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий и платы за предоставление федеральными государственными органами сведений, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), в случае подачи заявления в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В целях увеличения дорожных фондов субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования бюджетных ассигнований дорожных фондов" бюджетные ассигнования дорожного фонда субъекта предусматриваются с учетом доходов бюджета субъекта от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
В настоящее время остается актуальной задача эффективного использования финансовых ресурсов, в том числе за счет анализа бюджетных расходов и повышения их эффективности. В связи с этим планируется внедрение в бюджетный процесс системы учета, анализа и контроля налоговых расходов, что обусловлено их значимостью для достижения целей социально-экономической политики, необходимостью оценить полный объем бюджетных ресурсов, направленных на достижение таких целей.
Создание системы мониторинга налоговых расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулярный анализ объемов и оценка их эффективности позволят провести оптимизацию налоговых льгот и преференций при сохранении установленных целевых показателей государственных программ, по которым они должны быть распределены.
Вопросы развития межбюджетных отношений на среднесрочный период приобретают особую актуальность в связи новыми задачами, поставленными Указом Президента от 7 мая 2018 года.
Формирование национальных проектов проводится с учетом включения в них механизмов координации с регионами и муниципальными образованиями. В федеральных проектах будут установлены целевые показатели в разрезе субъектов Российской Федерации. Эти показатели затем будут отражены в соглашениях о предоставлении финансовой поддержки бюджетам регионов. Достижение установленных значений показателей будет учитываться при составлении отраслевых рейтингов эффективности работы регионов, а в отдельных случаях - при оценке деятельности губернаторов и при финансовом поощрении регионов за счет грантов.
При формировании целевых показателей будут учитываться как текущее состояние отрасли на конкретной территории и необходимость ее модернизации, так и возможности региона.
Выполнение субъектами Российской Федерации задач, поставленных в Указе Президента от 7 мая 2018 года, потребует ресурсного обеспечения, для чего планируется реализация комплекса мер в сфере межбюджетных отношений:
проведение переориентации и приоритизации целевых межбюджетных трансфертов с учетом задач и приоритетов Указа Президента от 7 мая 2018 года и Стратегии пространственного развития Российской Федерации (на основе дифференцированного подхода к направлениям и мерам государственной поддержки различных типов территорий, с учетом экономической специализации субъектов Российской Федерации, выявленными точками роста и инфраструктурными ограничениями);
пересмотр уровня софинансирования из федерального бюджета в рамках национальных проектов;
принятие мер по расширению доходной базы регионов, изменению разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерацией.
При формировании федерального бюджета на 2019 - 2021 годы также планируется закрепление результатов, достигнутых в рамках повышения эффективности предоставления межбюджетных трансфертов:
распределение федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год всех субсидий и максимального количества иных межбюджетных трансфертов, обеспечение роста количества распределенных субсидий и иных межбюджетных трансфертов на плановый период;
расширение полномочий субъектов Российской Федерации по определению направлений софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации за счет консолидированных субсидий;
повышение финансовой дисциплины субъектов Российской Федерации и главных распорядителей бюджетных средств;
исключение случаев предоставления иных межбюджетных трансфертов на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) в целях недопущения роста объема незавершенного строительства;
сохранение действующих принципов распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации исходя из расчетного налогового потенциала с учетом применения при распределении части дотации относительного показателя расчетных объемов расходных обязательств субъекта Российской Федерации к фактическим расходам.
Использование расчетных объемов расходных обязательств субъекта Российской Федерации будет также осуществляться как для оценки потребности при распределении дополнительной финансовой помощи (дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации), так и в качестве аналитического инструмента для сравнения с другими регионами и средним уровнем по Российской Федерации.
Стимулирование развития экономического потенциала субъектов Российской Федерации и повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами планируется осуществлять по следующим направлениям:
предоставление субъектам Российской Федерации грантов за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала в объеме по 20 млрд. рублей ежегодно;
предоставление дотаций в целях стимулирования роста налогового потенциала по налогу на прибыль организаций;
использование стимулирующих механизмов, содержащихся в методике распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, в том числе исключение из налогового потенциала налоговых льгот, введение которых обеспечивает бюджеты субъектов Российской Федерации дополнительными налоговыми поступлениями.
Продолжится работа по исключению (минимизации) установления на федеральном уровне требований (правил, норм, нормативов, стандартов), предопределяющих объемы расходов региональных и местных бюджетов на реализацию расходных полномочий.
Расширение бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) предусматривает возможность установления единых нормативов отчислений в бюджеты соответствующих видов муниципальных образований от отдельных неналоговых платежей, создаст условия для увеличения доходной базы местных бюджетов, позволит учитывать данные неналоговые поступления при взимании "отрицательных" трансфертов и при выравнивании бюджетной обеспеченности в составе доходного потенциала бюджетов муниципальных образований.
Уточнение положений, регламентирующих форму, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов на региональном и местном уровнях, приведет к расширению форм предоставления межбюджетных трансфертов для местных бюджетов посредством введения "горизонтальных" субсидий, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности, единой субвенции.
Одним из приоритетных направлений повышения эффективности бюджетных расходов в предстоящем периоде будет выступать развитие института государственных (муниципальных) программ на проектных принципах управления. С учетом интеграции предусмотренных Указом Президента от 7 мая 2018 года национальных проектов (программ) государственные программы должны стать простым и эффективным инструментом организации как проектной, так и процессной (текущей) деятельности государственных органов, учитывающим взаимосвязь затраченных ресурсов и полученных результатов.
Кроме того, предполагается внедрение комплексного механизма аудита (обзора) бюджетных расходов.
В целях повышения операционной эффективности бюджетных расходов предполагается дальнейшее совершенствование процедур планирования и технологий исполнения областного бюджета, включая:
расширение практики внедрения обоснований бюджетных ассигнований для получателей бюджетных средств и создание на федеральном уровне единой системы обоснования расходов;
введение в процедуру планирования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства механизма обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита;
формирование и ведение реестра конечных получателей субсидий из областного бюджета;
продолжение работы по установлению общих требований к правилам предоставления грантов в форме субсидий различным категориям грантополучателей, а также по разработке и утверждению типовых форм соглашений о предоставлении указанных грантов;
совершенствование порядка авансирования по государственным контрактам (контрактам, договорам);
расширение применения механизма казначейского сопровождения на новые виды целевых средств, в том числе с применением казначейского обеспечения обязательств;
внедрение бюджетного мониторинга (сбора, анализа информации о движении и использовании бюджетных средств) на всех этапах бюджетного процесса.
В целях обеспечения справедливой конкуренции на рынке государственных (муниципальных) услуг в предстоящем периоде предстоит завершение формирования нормативно-правовой базы, обеспечивающей доступ негосударственных организаций к оказанию государственных услуг.
Необходимым условием повышения эффективности бюджетных расходов также является обеспечение подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов. В рамках данного направления предполагаются:
внедрение и применение единых федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, устанавливающих единые принципы определения и основания проведения проверок, ревизий и обследований, права и обязанности должностных лиц органов контроля и объектов контроля, закрепляющих риск-ориентированные подходы к планированию контрольной деятельности, а также обеспечивающих исключение дублирования контрольных мероприятий органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;
обеспечение взаимосвязи внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита с системой оценки качества финансового менеджмента главных администраторов (администраторов) бюджетных средств за внедрение и применение единых федеральных стандартов внутреннего финансового аудита;
совершенствование методологии ведения бюджетного учета, составления финансовой отчетности в целях повышения качества и прозрачности информации, раскрываемой в бюджетной отчетности, путем внедрения и применения федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора;
развитие методологии формирования информации по статистике государственных финансов;
обеспечение открытости бюджетного процесса и вовлечение в него граждан.
В целях повышения эффективности государственных расходов предполагается дальнейшее развитие контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд посредством:
завершения работы по переводу всех государственных и муниципальных закупок в электронную форму;
дальнейшего наполнения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
дальнейшего упрощения действий должностных лиц заказчиков при нормировании, планировании, определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и участников закупок при подготовке заявок на участие в закупках;
упорядочения полномочий органов контроля.
В целях формирования комплекса конкретных мер по повышению эффективности бюджетных расходов Правительством Российской Федерации планируется утверждение Концепции повышения эффективности бюджетных расходов на 2019 - 2024 годы.
3. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
3.1. Доходы областного бюджета
Для обеспечения стабильного социально-экономического развития Оренбургской области и муниципальных образований путем привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест на территории Оренбургской области планируется установить специальные налоговые условия для региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов.
В Оренбургской области будет продолжена реализация положения Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", предусматривающего особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности и особенности налогообложения резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР).
Для создания комфортных налоговых условий для осуществления новых инвестиционных проектов в Оренбургской области предполагается интегрировать в региональное законодательство механизм инвестиционного налогового вычета в случае предоставления соответствующего права субъектам Налоговым кодексом Российской Федерации (право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль на сумму расходов, связанных с реконструкцией или модернизацией существующих производств в части имущества по 3 - 7 амортизационным группам).
Планируется продолжить работу по переходу к налогообложению объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости.
Для перехода на определение налоговой базы исходя из кадастровой оценки имущества по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц, используемого для предпринимательской деятельности, планируется утверждение перечня объектов недвижимости в отношении отдельных видов недвижимого имущества (административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания).
Планируется расширение перечня доходных источников, подлежащих зачислению в региональный дорожный фонд, в том числе за счет денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов:
на региональном уровне утверждены положения, согласно которым ежегодно максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор при применении патентной системы налогообложения (Закон Оренбургской области от 21 апреля 2017 года N 341/75-VI-ОЗ "О внесении изменения в Закон Оренбургской области "О патентной системе налогообложения");
реализуется механизм поощрения муниципальных образований за достижение наивысших темпов роста налогов при применении специальных налоговых режимов (постановление Правительства Оренбургской области от 15 мая 2012 года N 414-п "Об утверждении методики проведения оценки качества управления муниципальными финансами и результативности мер по повышению эффективности бюджетных расходов городских округов и муниципальных районов Оренбургской области");
планируется индексация размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по отдельным видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.
Сохраняют актуальность следующие задачи:
1. Внедрение системы управления налоговыми расходами (выпадающими доходами бюджета, обусловленными налоговыми льготами, преференциями по налогам и сборам, предусмотренным в качестве мер государственной поддержки в соответствии с целями государственных программ и (или) целями социально-экономической политики, не относящимися к государственным программам) и обеспечение ее интеграции в бюджетный процесс.
2. Распределение действующих налоговых льгот по местным налогам по муниципальным программам.
3. Корректировка существующей методики оценки эффективности налоговых льгот, в том числе предоставляемых физическим лицам.
4. Определение конечных сроков действия льготных режимов и целевых индикаторов, механизмов регулярной оценки эффективности льготы с точки зрения поставленных целей и механизмов корректировки или отмены в случае, если цели не достигаются.
В 2019 - 2021 годах планируется проведение комплекса мер в области улучшения администрирования доходов бюджета, в том числе за счет дальнейшей цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации и потоков данных в единое информационное пространство с последующей автоматизацией ее анализа на основе внедрения современных технологий обработки больших массивов. При этом особое внимание будет уделяться повышению собираемости зарплатных налогов, а также созданию единой информационной среды налоговых органов.
В целях улучшения условий исполнения физическими лицами обязанности по уплате платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации, планируется предоставление им права:
уплаты таких платежей через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в случаях, когда регионом на них возложены соответствующие функции;
добровольного перечисления в бюджетную систему Российской Федерации единого платежа в счет предстоящей уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Результатами проводимой работы должно стать дальнейшее увеличение платежей в бюджеты всех уровней, обеление соответствующих секторов экономики.
3.2. Расходы областного бюджета
Формирование бюджетных ассигнований областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов будет осуществляться с учетом необходимости решения задач, поставленных в Указе Президента от 7 мая 2018 года, приоритетного направления бюджетных средств на реализацию национальных проектов.
Планирование предельных объемов бюджетных ассигнований областного бюджета на 2019 и 2020 годы будет осуществляться исходя из "базовых" объемов, утвержденных Законом Оренбургской области от 21 декабря 2017 года N 747/181-VI-ОЗ "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", с учетом особенностей планирования бюджетных ассигнований, установленных методикой формирования областного бюджета.
В соответствии с соглашением, заключенным с Министерством финансов Российской Федерации на предоставление дотации из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности, для Оренбургской области установлены обязательные к достижению показатели социально-экономического развития и финансового оздоровления экономики.
Аналогичные условия социально-экономического развития и финансового оздоровления экономики будут установлены и обязательны для муниципальных образований области, являющихся получателями дотации из областного бюджета.
Кроме того, Оренбургская область является получателем бюджетных кредитов из федерального бюджета, следовательно, планирование основных параметров областного бюджета должно производиться с учетом соблюдения целевых показателей, установленных подписанными соглашениями о предоставлении Оренбургской области бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Формирование расходов областного бюджета на 2019 - 2021 годы будет осуществляться исходя из следующих приоритетов.
Первоочередной задачей является направление средств областного бюджета на реализацию национальных проектов в целях решения задач, поставленных в Указе Президента от 7 мая 2018 года.
Безусловным остается сохранение в 2019 - 2021 годах уровней соотношений заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, достигнутых в 2018 году в соответствии с указами Президента от 7 мая 2012 года и принятыми региональными планами мероприятий (дорожными картами) по развитию отраслей социальной сферы.
Работникам, не поименованным в указах Президента от 7 мая 2012 года, фонд оплаты труда будет проиндексирован на 4,7 процента с 1 октября 2019 года.
Объем расходов на оплату труда должен учитывать обеспечение минимального размера оплаты труда в соответствии с решениями, принятыми на федеральном уровне.
Расходы на коммунальные услуги в 2019 году будут предусмотрены с учетом увеличения общего объема расходов на 4,7 процента.
Объем средств на предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований рассчитывается с учетом предварительной прогнозной индексации оплаты труда сотрудников органов местного самоуправления, осуществляющих исполнение переданных полномочий Оренбургской области, с 1 октября 2019 года на 4,7 процента.
Средства на выполнение публичных нормативных обязательств должны быть запланированы в полном объеме с учетом изменения численности получателей социальных выплат и пособий, пенсий.
Обеспечение лекарственными препаратами граждан для лечения редких (орфанных) заболеваний будет осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Объем расходов на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование будет определяться исходя из численности категорий неработающего населения и тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, установленных законодательством Российской Федерации.
В областном бюджете на 2019 - 2021 годы предусматриваются расходы на уплату в полном объеме налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В 2019 году будет продолжена работа по переводу на финансовое обеспечение учреждений спортивной подготовки в соответствии с требованиями федеральных стандартов и программ спортивной подготовки.
В 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 годов участие в государственных программах Российской Федерации будет осуществляться исходя из учета возможностей областного бюджета, а также единого предельного уровня софинансирования расходных обязательств Оренбургской области за счет средств федерального бюджета - 75,0 процента.
Государственная поддержка сельского хозяйства, субъектов малого и среднего предпринимательства будет осуществляться на основе анализа эффективности бюджетных расходов, распределения объемов финансирования в пользу тех мероприятий, которые отвечают критериям наибольшей эффективности и обеспечивают расширение производства продукции, достижению показателей результативности, отраженных в соглашениях о предоставлении субсидий из федерального бюджета.
Поддержка предпринимательства будет осуществляться исходя из возможностей областного бюджета. Тем не менее, неизменными в среднесрочной перспективе останутся меры поддержки в виде пониженных налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения:
10,0 процента - для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка, предусмотренная Налоговым кодексом Российской Федерации, составляет 15,0 процента);
5,0 процента - для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, в сфере бытовых услуг населению (ставка, предусмотренная Налоговым кодексом Российской Федерации, составляет 6,0 процента).
Кроме того, до 31 декабря 2020 года начинающие предприниматели при применении упрощенной или патентной системы налогообложения при осуществлении деятельности в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытового обслуживания смогут воспользоваться двухлетними "налоговыми каникулами".
В 2019 - 2021 годах продолжится поддержка транспортной отрасли области, основанной на модели удовлетворения спроса пассажиров на транспортное обслуживание всеми видами транспорта.
Финансирование мероприятий в сфере дорожного хозяйства будет осуществляться исключительно за счет средств дорожного фонда Оренбургской области, объем которого в связи с изменением источников его формирования будет увеличен. Средства будут направлены на развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, а также местного значения, прирост протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, увеличение удельного веса сельских населенных пунктов, имеющих связь по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог, а также повышение безопасности дорожного движения.
Решение задачи по улучшению демографической ситуации будет осуществляться путем строительства (выкупа) объектов, оснащенных оборудованием и средствами обучения и воспитания, для размещения муниципальных дошкольных образовательных организаций для детей в возрасте до 3 лет и муниципальных общеобразовательных организаций.
В соответствии с Указом Президента от 7 мая 2018 года поставлена задача по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, для этого в период 2019 - 2024 годов Оренбургской областью будет обеспечиваться расселение непригодного для проживания жилищного фонда в объемах не менее прогнозируемого к признанию такового в этот период. Предполагается предоставление государственной поддержки со стороны Российской Федерации начиная с 2019 года, что будет способствовать максимальному ускорению темпов реализации программы по переселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда.
В 2019 - 2021 годах будет продолжена реализация приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" на территории Оренбургской области, что позволит создать благоприятные условия проживания жителей области, обеспечить более эффективную эксплуатацию многоквартирных домов, сформировать активную гражданскую позицию населения через вовлечение его в работу по благоустройству дворовых территорий, повысить уровень и качество жизни граждан.
Необходимость достижения приоритетов и целей, определенных в документах стратегического планирования, в условиях ограниченности бюджетных ресурсов увеличивает актуальность разработки и реализации мер по повышению эффективности использования бюджетных средств.
В предстоящем периоде продолжится работа по повышению качества и эффективности реализации государственных программ как основного инструмента интеграции стратегического целеполагания, бюджетного планирования и операционного управления, а также эффективности и результативности предоставления межбюджетных субсидий в рамках программ.
Будет продолжено проведение ежегодной оценки эффективности государственных программ на этапе формирования проекта областного бюджета и на этапе оценки результатов исполнения бюджета, ежегодной оценки потребности в оказании государственных услуг (дважды в год) и оценки эффективности результативности предоставления межбюджетных субсидий.
На основе ежеквартального мониторинга реализации государственных программ Оренбургской области и выполнения соглашений с органами местного самоуправления и федеральными органами государственной власти о предоставлении субсидий будут формироваться предложения по внесению изменений в государственные программы и соглашения о предоставлении субсидий.
Одним из приоритетных направлений повышения эффективности бюджетных расходов в предстоящем периоде будет выступать развитие института государственных программ на проектных принципах управления. С учетом интеграции предусмотренных Указом Президента от 7 мая 2018 года национальных проектов (программ) государственные программы должны стать простым и эффективным инструментом организации как проектной, так и процессной (текущей) деятельности органов исполнительной власти, отражающим взаимосвязь затраченных ресурсов и полученных результатов.
Прежде всего, предстоит организовать работу по совершенствованию применения механизмов проектного управления в государственных программах, а именно обеспечить отражение в них утвержденных региональных приоритетных проектов, а также включение в государственные программы мероприятий, направленных на реализацию национальных и федеральных проектов (по мере их разработки) в рамках реализации Указа Президента от 7 мая 2018 года, устанавливающего национальные цели развития государства.
На основе этих документов необходимо будет сформировать актуализированные программные мероприятия с горизонтом планирования на срок действия Указа Президента от 7 мая 2018 года - до 2024 года. В этой связи необходимо обеспечить уже в текущем году разработку и утверждение государственных программ на период реализации 2019 - 2024 годов.
При этом процессные мероприятия государственных программ должны обеспечить качественное поддержание достигнутого уровня развития государственных институтов (надлежащее исполнение существующих функций органов публичной власти, должная реализация направлений их деятельности), характеризоваться цикличностью, устоявшимися процедурами.
Повышение эффективности бюджетных расходов требует повышения операционной эффективности использования бюджетных средств. В рамках данной работы необходима реализация следующих мероприятий:
оптимизация перечня целевых статей областного бюджета;
дальнейшее совершенствование качества составления и ведения кассового плана исполнения областного бюджета в целях предупреждения рисков неисполнения социально значимых и первоочередных обязательств;
ограничение предельных объемов авансовых платежей по закупкам областных государственных учреждений;
систематический мониторинг просроченной кредиторской задолженности, в том числе по исполненным государственным контрактам, и принятие мер по ее сокращению и ликвидации;
расширение применения механизма казначейского сопровождения;
предоставление межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в бюджеты муниципальных образований под фактическую потребность;
осуществление контроля в сфере закупок в рамках законодательства Российской Федерации;
обеспечение открытости бюджетного процесса.
Участие населения в обсуждении и принятии бюджетных решений рассматривается не только как одна из задач бюджетной политики, но и как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов.
В целях обеспечения прозрачности и открытости государственных финансов, повышения доступности и понятности информации о бюджете будет продолжена регулярная практика публикации интернет-брошюры "Бюджет для граждан" к закону Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также наполнение актуальным контентом интернет-портала "Бюджет для граждан".
Действенным инструментом вовлечения граждан в бюджетный процесс является инициативное бюджетирование, позволяющее решать вопросы местного значения путем финансирования из бюджета проектов, прошедших конкурсный отбор с участием самих граждан.
Работа по содействию реализации проектов инициативного бюджетирования в Оренбургской области будет продолжена и в 2019 - 2020 годах. Целью является вовлечение к 2021 году не менее 15,0 процента граждан в процедуры отбора предложений и распределения части бюджетных средств путем реализации ежегодно не менее 30 объектов общественной инфраструктуры, отобранных на конкурсной основе.
Вовлеченность жителей должна возрасти в 1,8 раза (с 7 тыс. человек до 13 тыс. человек) к 2021 году. Практика инициативного бюджетирования будет распространена в большинстве муниципальных образований.
3.3. Дефицит областного бюджета
В условиях экономии бюджетных средств одним из важных направлений бюджетной политики в текущем финансовом году и на предстоящие 3 года будет являться обеспечение бездефицитности областного бюджета как по плановым значениям, так и по фактическим.
В целях минимизации имеющихся рисков несбалансированности областного и местных бюджетов органы государственной власти и органы местного самоуправления Оренбургской области должны обеспечить направление дополнительных поступлений по доходам на снижение бюджетного дефицита, а не на увеличение расходных обязательств.
Источниками финансирования погашения долговых обязательств области в рассматриваемом периоде будут являться государственные ценные бумаги, кредиты от кредитных организаций, изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов субъектов, и прочие источники финансирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.