Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Правительства области
от 02.10.2018 N 642-пп
Основные направления
долговой политики Оренбургской области
на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
1. Итоги реализации долговой политики Оренбургской области в 2017 году и текущее состояние государственного долга Оренбургской области
Государственный долг по состоянию на 1 января 2018 года составил 27 015,4 млн. рублей, или 45,6 процента от доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, и по сравнению с 1 января 2017 года снизился на 1 445,3 млн. рублей.
В структуре государственного долга Оренбургской области по состоянию на 1 января 2018 года 50,4 процента, или 13 559,5 млн. рублей, занимают государственные ценные бумаги Оренбургской области.
В декабре 2017 года министерством финансов Оренбургской области размещены государственные ценные бумаги Оренбургской области на общую сумму 4 000,0 млн. рублей со сроком обращения 10 лет. В течение 2017 года Оренбургской области произведены выплаты по частичному погашению основного долга по ранее размещенным государственным облигациям в размере 2 080,7 млн. рублей.
Объем долга по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января 2018 года составляет 13 378,0 млн. рублей, или 49,5 процента в общей структуре государственного долга.
В апреле и августе 2017 года в целях финансирования дефицита областного бюджета для погашения долговых обязательств получены бюджетные кредиты из федерального бюджета в размере 2 193,9 млн. рублей.
Погашение бюджетных кредитов, ранее привлеченных в целях финансирования дефицита областного бюджета, составило 2 740,5 млн. рублей.
Оренбургская область участвует в программе реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета, предоставленных в 2015 - 2017 годах. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" 25 декабря 2017 года заключены соглашения с Министерством финансов Российской Федерации, в соответствии с которыми реструктуризированная задолженность Оренбургской области по бюджетным кредитам составила 6 060,2 млн. рублей и будет погашаться в рассрочку до 2024 года.
Условия программы реструктуризации предусматривают погашение основного долга в 2018 - 2019 годах в размере 5,0 процента суммы задолженности ежегодно, в 2020 году - в размере 10,0 процента суммы задолженности, в 2021 - 2024 годах - равными долями по 20,0 процента суммы задолженности ежегодно.
По условиям соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов Оренбургская область должна была обеспечить объем государственного долга в 2017 году на уровне не более 48,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2017 год (фактическое значение - 45,6 процента), в том числе объем рыночного долга на уровне не более 25,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2017 год (фактическое значение - 23,0 процента).
В 2018 году необходимо обеспечить объем государственного долга Оренбургской области на уровне не более 46,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2018 год, в том числе его рыночной составляющей на уровне не более 25,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2018 год.
В 2017 году Оренбургская область активно использовала краткосрочные бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации как механизм ликвидации кассовых разрывов, что позволило финансировать расходные обязательства областного бюджета, не прибегая к рыночным заимствованиям. Их объем составил 16 600,0 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2018 года вышеуказанные бюджетные кредиты полностью погашены, проценты за их пользование составили 2,3 млн. рублей.
В целях обеспечения ликвидности областного бюджета и своевременного исполнения расходных обязательств области за 2017 год привлечены кредиты от кредитных организаций в сумме 10 000,0 млн. рублей, погашено 11 800,0 млн. рублей. Задолженность по кредитам кредитных организаций по состоянию на 1 января 2018 года отсутствует.
Объем долга по государственным гарантиям по состоянию на 1 января 2018 года сложился в размере 37,9 млн. рублей, что составляет 0,14 процента в общей структуре государственного долга.
Расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга Оренбургской области за 2017 год составили 1 635,6 млн. рублей, или 94,8 процента к годовым бюджетным назначениям.
Основные показатели реализации долговой политики Оренбургской области в 2016 - 2017 годах
|
|
(млн. рублей) |
Наименование показателя |
на 01.01.2017 |
на 01.01.2018 |
1 |
2 |
3 |
Объем государственного долга, в том числе: |
28 460,7 |
27 015,4 |
объем долга по государственным ценным бумагам |
11 680,2 |
13 599,5 |
объем долга по бюджетным кредитам |
13 924,6 |
13 378,0 |
объем долга по кредитам от кредитных организаций |
1 800,0 |
0,0 |
объем долга по государственным гарантиям |
1 055,9 |
37,9 |
Объем расходов на обслуживание государственного долга |
1 572,8 |
1 635,6 |
Объем доходов областного бюджета, в том числе: |
74 936,7 |
75 416,5 |
налоговые и неналоговые доходы областного бюджета |
58 113,5 |
59 223,8 |
объем безвозмездных поступлений |
16 823,2 |
16 192,7 |
Отношение объема долга к доходам областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, процентов |
49,0 |
45,6 |
Объем расходов областного бюджета |
75 417,9 |
75 469,1 |
Объем расходов, осуществляемый за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета |
4 513,7 |
4 408,8 |
Объем расходов областного бюджета за исключением субвенций, поступающих из федерального бюджета |
70 904,2 |
71 060,3 |
Отношение объема расходов на обслуживание государственного долга к расходам областного бюджета за исключением субвенций, поступающих из федерального бюджета, процентов |
2,2 |
2,3 |
По состоянию на 1 июля 2018 года государственный долг Оренбургской области составил 29 811,7 млн. рублей.
Основная сумма долгового портфеля области - это задолженность по бюджетным кредитам, привлеченным от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на долю которых в структуре долга приходится 17 378,0 млн. рублей, или 58,3 процента, в том числе на бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах областного бюджета в размере 4 000,0 млн. рублей, или 13,4 процента.
Объем долговых обязательств по государственным ценным бумагам области составляет 12 399,4 млн. рублей, или 41,6 процента от общей суммы долга.
Задолженность по кредитам, полученным от кредитных организаций, по состоянию на 1 июля 2018 года отсутствует.
Задолженность по ранее выданным государственным гарантиям уменьшилась на 3,7 млн. рублей и по состоянию на 1 июля 2018 года составила 34,2 млн. рублей, или 0,1 процента в общей структуре долга.
Расходы по обслуживанию государственного долга Оренбургской области за 6 месяцев 2018 года составили 569,4 млн. рублей, или 30,7 процента к годовым бюджетным назначениям.
В соответствии с Правилами проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531, в Оренбургской области реализуется программа консолидации бюджетных средств и оптимизации бюджетных расходов Оренбургской области на 2017 - 2019 годы, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 31 марта 2017 года N 224-п.
Соглашения о реструктуризации бюджетных кредитов утверждены Законом Оренбургской области от 5 марта 2018 года N 825/206-VI-ОЗ "Об утверждении дополнительных соглашений".
В феврале 2018 года в областной бюджет, утвержденный Законом Оренбургской области от 21 декабря 2017 года N 747/181-VI-ОЗ, были внесены поправки, предусматривающие суммы средств, направляемых на погашение реструктуризированной задолженности и уплату процентов за рассрочку. Одновременно реструктуризация бюджетных кредитов позволила сократить план по рыночным заимствованиям для погашения бюджетных кредитов в 2018 году на 2 350,0 млн. рублей, в 2019 году - на 950,0 млн. рублей. Благодаря этому экономия расходов на обслуживание долга в 2018 году составит 98,4 млн. рублей, в 2019 году - 140,9 млн. рублей, в 2020 году - 127,7 млн. рублей.
15 марта 2018 года во исполнение соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов внесены поправки в порядок предоставления (использования и возврата) из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) бюджетных кредитов, утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области от 13 мая 2011 года N 326-п, установлено обязательство, подлежащее включению в соглашение о предоставлении бюджетного кредита, о возможности привлечения в местный бюджет кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1,0 процента годовых.
2. Цели, принципы и задачи долговой политики Оренбургской области
Долговая политика Оренбургской области является частью государственной политики в сфере бюджетной деятельности в Оренбургской области и определяет основные цели, задачи и направления деятельности Правительства Оренбургской области по управлению государственным долгом Оренбургской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
Управление государственным долгом Оренбургской области - это совокупность бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других операций, направленных на эффективное регулирование государственного долга Оренбургской области и снижение влияния долговой нагрузки на областной бюджет.
Основными целями долговой политики Оренбургской области являются:
обеспечение исполнения расходных обязательств Оренбургской области;
недопущение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении областного бюджета;
поддержание государственного долга Оренбургской области в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств Оренбургской области;
сохранение финансовой устойчивости и сбалансированности областного бюджета.
Долговая политика Оренбургской области в 2019 - 2021 годах будет основываться на следующих принципах:
безусловное выполнение долговых обязательств Оренбургской области;
оптимизация структуры государственного долга Оренбургской области в целях сокращения расходов на его обслуживание;
соблюдение ограничений по объему государственного долга Оренбургской области и расходам на его обслуживание, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и заключенными соглашениями;
сохранение объема государственного долга Оренбургской области на экономически безопасном уровне, контроль за объемом государственного долга Оренбургской области и расходами на его обслуживание;
обеспечение равномерности погашения долговых обязательств Оренбургской области по годам;
недопущение необоснованных заимствований посредством обеспечения взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с потребностями областного бюджета в привлечении заемных средств;
создание необходимых условий для снижения стоимости и обеспечения оптимальных сроков заимствований;
обеспечение доступности информации о государственном долге Оренбургской области.
В процессе управления государственным долгом Оренбургской области необходимо решать следующие задачи:
реализация мероприятий, направленных на рост доходов, оптимизацию расходов областного бюджета и сокращение государственного долга Оренбургской области;
повышение эффективности государственных заимствований Оренбургской области;
сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления государственным долгом Оренбургской области;
совершенствование учета и отчетности по обслуживанию государственного долга Оренбургской области и обеспечение раскрытия информации о государственном долге Оренбургской области;
соблюдение сроков исполнения долговых обязательств Оренбургской области;
привлечение государственных заимствований в объемах, дополняющих доходы областного бюджета до размеров, необходимых и достаточных для обеспечения исполнения принятых расходных обязательств Оренбургской области;
минимизация расходов на обслуживание государственного долга Оренбургской области;
сохранение репутации Оренбургской области как надежного заемщика, безупречно и своевременно выполняющего свои финансовые обязательства;
повышение эффективности операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств областного бюджета;
выполнение условий соглашений о реструктуризации обязательств (задолженности) Оренбургской области по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета.
3. Риски при реализации долговой политики Оренбургской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Основными рисками при реализации долговой политики Оренбургской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов являются:
риск снижения поступления доходов в областной бюджет, влекущего увеличение потребности в осуществлении государственных заимствований и соответственно увеличение размера государственного долга Оренбургской области;
риск роста процентной ставки, следствием которого является вероятность неблагоприятного для Оренбургской области изменения стоимости заимствований в зависимости от времени и объема потребности в заемных ресурсах;
риск рефинансирования, то есть вероятность невозможности провести рефинансирование накопленных долговых обязательств по приемлемым процентным ставкам (текущим либо более низким) или невозможность рефинансировать текущие обязательства вовсе;
риск снижения ликвидности рынка.
С целью снижения вышеуказанных рисков реализация долговой политики осуществляется на основе прогнозов поступления доходов, финансирования расходов и привлечения государственных заимствований, анализа исполнения бюджета предыдущих лет с соблюдением следующих требований:
при планировании государственных заимствований должны учитываться экономические возможности по привлечению ресурсов, текущая и ожидаемая конъюнктура на рынках заимствований;
государственные заимствования должны носить планомерный характер, при этом объемы заимствований должны распределяться в течение года таким образом, чтобы снизить риск ухудшения условий заимствований;
при исполнении областного бюджета необходимо осуществлять управление ликвидностью счета бюджета для сглаживания пиков платежей по финансированию дефицита бюджета и погашению государственного долга.
4. Основные мероприятия долговой политики Оренбургской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Основными мероприятиями долговой политики Оренбургской области являются:
направление остатков средств на едином счете областного бюджета (без учета безвозмездных поступлений, имеющих целевое значение и подлежащих возврату в доход федерального бюджета), образовавшихся на начало текущего финансового года, и доходов, фактически полученных при исполнении областного бюджета сверх утвержденного законом Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий год и плановый период общего объема доходов, на замещение государственных заимствований и погашение государственного долга Оренбургской области;
привлечение временно свободных остатков средств на счетах государственных бюджетных учреждений Оренбургской области и государственных автономных учреждений Оренбургской области для покрытия кассовых разрывов в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
равномерное распределение выплат по погашению государственного долга Оренбургской области;
осуществление среднесрочных (от 1 года до 5 лет) и долгосрочных (более 5 лет) государственных заимствований. Привлечение краткосрочных заимствований (менее 1 года) возможно только для поддержания текущей ликвидности областного бюджета;
выпуск государственных облигаций Оренбургской области преимущественно с амортизационными выплатами и на возможно длительный срок обращения;
привлечение кредитов от кредитных организаций в рамках возобновляемых кредитных линий с возможностью досрочного погашения кредитов;
осуществление регулярного мониторинга рынка кредитных ресурсов для оптимизации структуры государственного долга Оренбургской области с целью сокращения стоимости обслуживания долговых обязательств Оренбургской области и при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры проведение работы по замещению ранее привлеченных кредитов на кредиты под более низкие процентные ставки;
привлечение в областной бюджет кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1,0 процента годовых;
мониторинг исполнения областного бюджета с целью определения возможных кассовых разрывов, покрытие которых будет осуществляться за счет привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации в Управлении Федерального казначейства по Оренбургской области;
включение в состав источников финансирования дефицита областного бюджета и программу государственных заимствований бюджетных кредитов из федерального бюджета осуществляется после принятия решений о предоставлении таких кредитов (за исключением бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации);
отказ от планирования предоставления государственных гарантий Оренбургской области;
обеспечение дефицита областного бюджета в 2019 - 2021 годах на уровне не более 10,0 процента от суммы доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год;
обеспечение в 2019 - 2021 годах годового объема платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Оренбургской области, не погашенного по состоянию на 1 января отчетного финансового года, на уровне не более 13,0 процента от общего объема налоговых, неналоговых доходов областного бюджета и дотаций, предоставленных из федерального бюджета, за соответствующий финансовый год;
обеспечение доли общего объема государственного долга Оренбургской области:
на 1 января 2020 года - не более 43,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год;
на 1 января 2021 года - не более 41,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год;
на 1 января 2022 года - не более 39,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2021 год;
обеспечение доли общего объема долговых обязательств Оренбургской области по государственным ценным бумагам Оренбургской области и кредитам, полученным от кредитных организаций:
на 1 января 2020 года - не более 24,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год;
на 1 января 2021 года - не более 24,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год;
на 1 января 2022 года - не более 25,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2021 год;
поддержание минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств Оренбургской области с учетом ситуации на финансовом рынке;
обеспечение в 2019 - 2021 годах годового объема расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга Оренбургской области на уровне не более 5,0 процента объема расходов областного бюджета за соответствующий финансовый год, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета;
обеспечение прозрачности долговой политики Оренбургской области;
обеспечение регулярного раскрытия актуальной информации о проводимой долговой политике Оренбургской области, а также об объеме и составе накопленных долговых обязательств Оренбургской области, о сроках их погашения и процентных ставках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.