Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Орска
от 31 октября 2018 г. N 5056-п
Муниципальная программа
"О развитии малого и среднего предпринимательства в городе Орске на 2019 - 2024 годы"
Паспорт муниципальной программы города Орска
"О развитии малого и среднего предпринимательства в городе Орске на 2019 - 2024 годы"
(далее - программа)
Ответственный исполнитель программы |
Администрация города Орска (управление потребительского рынка администрации города) |
Соисполнители программы |
Муниципальное бюджетное учреждение "Бизнес-инкубатор "Орский" (далее - МБУ "БИ "Орский") |
Участники программы |
Администрация города Орска (управление потребительского рынка администрации города, управление по связям с общественностью администрации города) |
Подпрограммы программы |
Нет |
Приоритетные проекты |
Нет |
Цели программы |
Улучшение условий для развития малого и среднего предпринимательства |
Задачи программы |
1. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства по приоритетным для муниципального образования направлениям. |
Целевые индикаторы и показатели программы |
1. Количество проведенных публичных мероприятий по вопросам СМП, в том числе по вопросам развития социального предпринимательства. 2. Количество оказанных консультационных услуг СМП. 3. Количество инкубируемых СМП в МБУ "БИ "Орский". 4. Уровень наполняемости МБУ "БИ "Орский". |
Сроки реализации программы |
2019 - 2024 годы |
Объемы бюджетных ассигнований программы с разбивкой по годам |
Объем финансирования мероприятий программы за счет средств городского бюджета оценивается в 26 501,0 тыс. рублей. Из них: - в 2019 году - 4 403,0 тыс. рублей; - в 2020 году - 4 419,6 тыс. рублей; - в 2021 году - 4 419,6 тыс. рублей; - в 2022 году - 4 419,6 тыс. рублей; - в 2023 году - 4 419,6 тыс. рублей; - в 2024 году - 4 419,6 тыс. рублей |
Список сокращений
СМП - среднее и малое предпринимательство.
СМСП - субъекты малого и среднего предпринимательства.
ИП - индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность без образования юридического лица.
СМИ - средства массовой информации.
КФХ - крестьянско-фермерское хозяйство.
I. Характеристика текущего состояния развития малого и среднего предпринимательства в городе
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем.
Малый и средний бизнес в социальном аспекте - это занятость и улучшение качества жизни населения, в экономическом - это развитие города и региона в целом, повышение качества и конкурентоспособности производимых услуг и товаров, увеличение налоговых поступлений в бюджет города.
Деятельность малого и среднего предпринимательства является важным индикатором делового и экономического климата в городе Орске. В сфере малого и среднего бизнеса заложен потенциал для развития конкуренции, увеличения дополнительных рабочих мест, расширения налоговой базы. Малое и среднее предпринимательство в связи с отсутствием серьезных финансовых резервов является наиболее незащищенным от внешних воздействий сектором экономики. В то же время этот фактор экономики должен быть доступен для всех социальных слоев населения, безопасен и относительно прост при осуществлении хозяйственной деятельности. Достижение такой доступности требует системной государственной и муниципальной поддержки.
Настоящая программа разработана на основе Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Опыт реализации предыдущих программ поддержки малого предпринимательства в городе Орске показывает, что программно-целевой подход способствует улучшению условий для развития бизнеса.
Условия и порядок предоставления поддержки субъектам СМП и организации, образующей инфраструктуру поддержки субъектов СМП, которой в соответствии с программой оказывается поддержка, определяются нормативными правовыми актами администрации города Орска.
Реализация мероприятий программы осуществляется, в том числе и на основании договоров, заключаемых согласно Федеральному закону от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Для предпринимателей города на постоянной основе оказывается консультационная, информационная помощь по вопросам регистрации, создания и развития бизнеса, правовым вопросам и вопросам налогообложения, действующим муниципальным и государственным программам поддержки малого предпринимательства, реализуемым мерам поддержки и другой необходимой для предпринимателей информации.
Центром по работе с предпринимателями в городе Орске является муниципальное бюджетное учреждение "Бизнес-инкубатор "Орский".
Основная цель деятельности инкубатора: обеспечение условий для эффективного развития, повышения конкурентоспособности инкубируемых субъектов малого предпринимательства.
Создание МБУ "БИ "Орский" позволило начинающим предпринимателям решить проблему размещения своего бизнеса. Так на базе МБУ "БИ "Орский" предоставляется имущественная поддержка - льготная аренда помещений на конкурсной основе.
Также на базе учреждения в постоянном режиме проводятся обучающие и информационные семинары, курсы, тренинги, встречи, круглые столы по различным вопросам предпринимательства.
Кроме того, для представителей малого и среднего бизнеса, а также для граждан, желающих начать свое дело, в постоянном режиме проводятся мероприятия, направленные на повышение предпринимательских навыков и компетенций.
МБУ "Бизнес-инкубатор "Орский" совместно с участием активных предпринимателей города проводит активную работу с учебными заведениями города Орска с целью вовлечения молодежи в предпринимательство.
Для создания условий развития малого и среднего предпринимательства, в том числе увеличения многоформатной инфраструктуры потребительских рынков и создания необходимых условий для развития торговли, услуг общественного питания и бытовых услуг, а также поддержки местных товаропроизводителей администрацией города Орска осуществляется работа по организации проведения ярмарок выходного дня и городских ярмарок по реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров.
В рамках позиционирования и популяризации деятельности предпринимателей в городе ежегодно проводится День Российского предпринимательства, в рамках которого проходят такие мероприятия как проведение конференций, круглых столов, тренингов, выставок, дней открытых дверей и т.п.
С целью оценки состояния развития предпринимательства в городе администрацией города осуществлялся мониторинг основных показателей, характеризующих состояние малого и среднего бизнеса в городе, таких как: численность субъектов малого и среднего предпринимательства, численность занятых работников у СМСП, сумма налогов, уплаченных СМСП в бюджет города и т.п.
Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства города Орска представлены в Таблице.
Таблица
Основные показатели
деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства г. Орска
N |
Показатели |
Ед. измерения |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
1 полугодие 2018 г. |
1 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом индивидуальных предпринимателей |
ед. |
5943 |
7249 |
7156 |
7312 |
2. |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) у субъектов малого и среднего предпринимательства |
тыс. чел. |
20,6 |
23,8 |
24,4 |
25,2 |
3. |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций |
% |
25,1 |
25,07 |
26,08 |
25,06 |
4. |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчёте на 10 тыс. человек населения |
ед. |
253 |
308 |
306 |
313 |
5. |
Налоговые поступления в местный бюджет от малого бизнеса |
млн. руб. |
342 |
349 |
409 |
226 |
6. |
Доля налоговых поступлений от субъектов предпринимательства в общей сумме налогов, поступивших в местный бюджет |
% |
29,1 |
27,05 |
29,14 |
33,64 |
На территории муниципального образования "Город Орск" на 01.07.2018 года по данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы города Орска (www.nalog.ru) осуществляют свою деятельность 7312 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них индивидуальных предпринимателей - 4607, малых предприятий - 264, микропредприятий - 2425 и 16 средних.
По итогам 1 полугодия 2018 года налоговые поступления в бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства составили 225 653 тыс. рублей. Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общей сумме налогов, поступающих в местный бюджет в 1 полугодии 2018 года, составляет 33,64%. Это превысило поступления за аналогичный период 2017 года и составило чуть больше 0,19%.
Недостаток финансовых средств не дает бизнесу возможности развиваться, поэтому необходимо создание системы комплексной муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в увязке с уже имеющейся системой государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
В соответствии с этим основная задача на период 2019 - 2024 годов - это оказание комплекса мер, направленных на повышение эффективности их деятельности и статуса, реализацию в полной мере предпринимательского ресурса и эффективную работу инфраструктуры.
Программно-целевой метод позволит определить приоритеты в развитии СМП города и комплексное решение проблемных вопросов в предпринимательстве.
В результате реализации программы в 2019 - 2024 годах будут достигнуты следующие показатели:
- проведение не менее 10 публичных мероприятий ежегодно по вопросам развития СМП, проведение информационных и обучающих семинаров для предпринимателей, в том числе по вопросам развития социального предпринимательства;
- обеспечение предоставления консультационной поддержки СМП по вопросам организации деятельности и развития предпринимательства в общем объеме не менее 400 консультаций ежегодно;
- не менее чем 15 экономически устойчивых инкубируемых субъектов СМП ежегодно;
- доведение уровня наполняемости МБУ "БИ "Орский" до 80 - 90%.
II. Описание приоритетов политики города Орска в сфере реализации программы
В соответствии с Концепцией развития города Орска до 2030 года и Стратегией города Орска до 2020 года приоритеты политики города Орска в сфере реализации программы соответствуют приоритетному направлению развития города - "Динамичная диверсифицированная экономика" и стратегической цели - "Повышение уровня конкурентоспособности экономики и обеспечение динамичного устойчивого роста объемов производства, как основы стабильного улучшения качества жизни населения".
Основными приоритетными задачами, направленными на поддержку развития предпринимательства, являются:
- совершенствование механизмов и инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- повышение образовательного уровня и снижение кадрового дефицита в предпринимательской среде;
- увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в экономику города в целом с одновременными структурными изменениями в пользу производственного и инновационного сектора;
- модернизация форм взаимодействия бизнеса с органами местного самоуправления города Орска по вопросам развития и поддержки малого и среднего предпринимательства;
- содействие созданию в городе Орске массового слоя предпринимателей, популяризация и пропаганда идей предпринимательства, формирование среди населения положительного имиджа предпринимательства, в том числе социального предпринимательства;
- улучшение инвестиционного климата в городе Орске в сфере малого и среднего предпринимательства.
Цель программы: улучшение условий для развития малого и среднего предпринимательства, способствующих:
- устойчивому росту уровня социально-экономического развития города Орска и благосостояния граждан;
- формированию экономически активного среднего класса;
- ускорению развития малого и среднего предпринимательства в приоритетных сферах;
- созданию новых рабочих мест.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;
- устранение административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию бизнеса на территории муниципального образования;
- обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимательскими структурами в интересах экономического и социального развития в целях совершенствования системы муниципального управления и методов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- содействие развитию малого и среднего предпринимательства по приоритетным для муниципального образования направлениям;
- развитие системы финансовой, имущественной, образовательной, информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- оказание содействия субъектам предпринимательства в продвижении на рынок производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности;
- формирование благоприятного общественного мнения и популяризация идей предпринимательства.
Решение вышеуказанных задач позволит достичь главной цели данной программы.
III. План реализации программы
План реализации программы представлен в приложении N 1 к муниципальной программе.
IV. Перечень целевых индикаторов программы
Перечень целевых индикаторов программы представлен в приложении N 2 к муниципальной программе.
V. Перечень подпрограмм, ведомственных целевых программ и основных мероприятий программы
В рамках программы запланировано проведение мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Орске.
Основное мероприятие программы с указанием ответственных исполнителей и ожидаемых непосредственных результатов приведено в приложении N 3 к муниципальной программе.
VI. Ресурсное обеспечение реализации программы
Ресурсное обеспечение реализации программы представлено в приложении N 4 к муниципальной программе.
VII. Анализ рисков реализации программы и описание мер управления рисками
Анализ возможных рисков реализации программы и описание мер управления рисками представлен в приложении N 5 к муниципальной программе.
VIII. Оценка эффективности реализации программы
Оценка эффективности реализации программы производится в соответствии с постановлением администрации города Орска от 20 августа 2013 г. N 6082-п "Об утверждении положения о муниципальных программах города Орска".
Сбор информации, необходимой для оценки эффективности реализации программы, будет осуществляться на основе отчетной информации, представленной ответственными исполнителями мероприятий программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.