Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Правительства области
от 30.10.2018 N 700-п
Концепция
по созданию центра опережающей профессиональной подготовки
I. Обоснование потребности в реализации мероприятий по созданию центра опережающей профессиональной подготовки в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета, с указанием проблематики и предполагаемых результатов, данные о системе профессионального образования субъекта Российской Федерации (количество профессиональных образовательных организаций, обучающихся, педагогических кадров, основные направления подготовки кадров и другое)
Согласно Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года решение задачи обеспечения соответствия квалификации выпускников требованиям экономики связано с развитием механизмов взаимодействия сферы образования и сферы труда при проектировании программ, оценке качества образования (освоенных компетенций), повышением гибкости в планировании и прогнозировании потребностей в кадрах, а также оперативности в формировании и обновлении программ.
Оренбургская область - регион с особым уровнем социально-экономического развития, геополитическим, экономико-географическим потенциалом и сложившейся структурой экономики и социальной сферы.
В стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20.08.2010 N 551-пп, обозначена цель развития области - повышение качества жизни населения на основе развития многоукладной экономики, сочетающей модернизацию традиционных отраслей специализации с формированием отдельных сегментов постиндустриальной экономики и активным трансграничным сотрудничеством. В настоящее время в регионе реализуется II этап (2016 - 2020 годы) стратегии - активная модернизация традиционных отраслей и реализация приоритетных инвестиционных проектов.
Развитие экономики Оренбургской области предполагает изменение сложившейся структуры занятости населения, сокращение неэффективных рабочих мест, расширение занятости в сфере услуг и в инновационном секторе. Глубинная перестройка рынка труда потребует перетока кадров между секторами, что может вызвать структурную безработицу.
По данным министерства труда и занятости населения Оренбургской области, в настоящее время в области насчитывается 4858 вакансий, 9576 рабочих мест. На 1 октября 2018 года в государственном казенном учреждении "Центр занятости населения г. Оренбурга и Оренбургского района" поставлены на учет 15316 человек, количество граждан, официально признанных безработными, ищущих работу, - 12009 человек. Уровень безработицы - 1,2 процента.
При этом число выпускников профессиональных образовательных организаций области, обучающихся по программам среднего профессионального образования, составляет 11496 человек.
В соответствии со сведениями о потребности в квалифицированных рабочих и специалистах на 2018 - 2022 годы, опубликованными службой занятости населения Оренбургской области, востребованность в кадрах большинства отраслей промышленности имеет тенденцию к снижению. Современными предприятиями, использующими более технологичное оборудование и передовые методики, повышаются требования к уровню и качеству подготовки специалистов. При этом возникает основа для формирования "точечных" профориентационных запросов у предприятий, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий и удовлетворения потребности в непрерывном профессиональном образовании граждан.
Работодатели в "реальных секторах" предъявляют требования к уровню профессиональной подготовки специалистов, их умению переучиваться и осваивать новые профессии.
Общий контингент обучающихся в профессиональных образовательных организациях области составляет 48 тыс. человек (39,3 тыс. студентов получают специальность и 8,4 тыс. студентов - рабочую профессию), педагогических работников - 1,873 тыс. человек.
В 57 профессиональных образовательных организациях области реализуются образовательные программы по 80 специальностям и 40 профессиям социальной сферы, сельского хозяйства, транспорта, строительства, сферы обслуживания населения, различных технических и производственных секторов экономики области, в том числе 4 тыс. студентов обучается по 19 специальностям и профессиям из перечня наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей.
510 преподавателей и мастеров производственного обучения прошли обучение по вопросам внедрения федеральных государственных образовательных стандартов ТОП-50.
Оренбургская область вошла в список 49 регионов России, прошедших отбор на участие в пилотном проекте по внедрению демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. На базе 3 аккредитованных по требованиям и стандартам WorldSkills Russia специализированных центров компетенций 59 выпускников профессиональных образовательных организаций области 2018 года прошли государственную итоговую аттестацию по компетенциям "Парикмахерское искусство", "Электромонтаж", "Ремонт и обслуживание легковых автомобилей", 87 студентов, обучающихся по специальностям "Педагогика и образовательные науки", "Физическая культура и спорт", - промежуточную аттестацию в форме демонстрационного экзамена.
Формируется экспертное сообщество WorldSkills, в состав которого входят 335 человек. Благодаря активной работе в системе чемпионатов, эффективному взаимодействию с национальными экспертами в Оренбургской области появились 7 сертифицированных экспертов по компетенциям "Парикмахерское искусство", "Физическая культура и спорт", "Электромонтаж", "Ремонт и обслуживание легковых автомобилей", "Малярные и декоративные работы", "Преподавание в младших классах", "Дошкольное воспитание".
В Академии Ворлдскиллс Россия обучены 225 преподавателей и мастеров производственного обучения по программе "5000 мастеров" и 53 эксперта с правом проведения регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia), 335 преподавателей получили сертификаты экспертов демонстрационного экзамена.
В международное движение "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) Оренбургская область официально вступила в июле 2015 года. За этот период более чем в 16 раз возросла численность участников чемпионата и экспертов, количество компетенций увеличилось с 3 до 40.
Результативность выступления сборной Оренбургской области по итогам национальных чемпионатов за последние 2 года позволила Оренбургской области подняться с 82 позиции на 18 место общего рейтинга.
Количество компетенций регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" увеличилось с 5 до 23, численность участников - с 27 человек до 159 человек.
На протяжении 3 лет в Оренбургской области развивается практика дуального обучения, доля студентов, включенных в практикоориентированные технологии, составляет 62,5 процента. Стейкхолдерами проекта дуального обучения выступают как крупнейшие промышленные предприятия области (открытое акционерное общество "Производственное объединение "Стрела", общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Оренбург", акционерное общество "Оренбургские минералы", общество с ограниченной ответственностью "Медногорский медно-серный комбинат", акционерное общество "Уральская сталь", общество с ограниченной ответственностью "Новотроицкий завод строительных материалов АРГО"), так и крестьянско-фермерские хозяйства, предприятия сферы обслуживания, общественного питания, логистические центры и другие.
По данным доклада Центра стратегических разработок высшей школы экономики "Двенадцать решений для нового образования", в условиях сокращения трудоспособного населения (до 9 процентов к 2025 году) ценен каждый человек, а значит особенно острой становится задача преодоления учебной неуспешности. В 2015 году 28 процентов российских 15-летних школьников не освоили умения практически использовать свои знания (ниже 2 уровня по метрике PISA) хотя бы в одной области из трех (естествознание, математика, коммуникация на родном языке). В большинстве стран организации экономического сотрудничества и развития эти цифры значительно ниже. Как показывают исследования, с высокой вероятностью неуспешные в школе молодые люди не компенсируют эти дефициты на следующих уровнях образования, а впоследствии оказываются неуспешны на рынке труда и не могут работать с достаточной производительностью. Корреляция между образовательной и экономической неуспешностью высока. Снижение школьной неуспешности в 2 раза (до 14 процентов) соответствует на 10-летнем горизонте росту ВВП страны на 2 процента, на 20-летнем - на 5 - 6 процентов, а на 30-летнем - свыше 10 процентов.
Указанные тенденции прослеживаются во всех регионах. При этом опыт, имеющийся в Оренбургской области, показывает, что частичное нивелирование проблемы неуспешности школьников может происходить в том числе за счет внедрения системно-деятельностных профориентационных проектов для мотивированных школьников, таких как "Сезонная школа" и "Калейдоскоп профессий", реализуемых 20 профессиональными образовательными организациями с охватом 4000 обучающихся из 131 общеобразовательной организации и 350 воспитанников из 13 дошкольных образовательных учреждений.
Реализация мероприятий профориентационных проектов ("Открытые отраслевые профориентационные уроки" по укрупненным группам специальностей, профессиональные пробы, профессиональное тестирование, предметные лектории, форсайт-сессии, компетентностные соревнования, субботние мастерские, инженерные школы и другое) влияет на повышение успеваемости, профилизацию обучения и осознанный выбор профессии.
Тенденции развития сферы образования Оренбургской области в направлении модернизации системы среднего профессионального образования, включая создание центра опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП), позволит обеспечить решение следующих задач:
устранение дисбаланса рынка труда и рынка образовательных услуг посредством мониторинга и прогнозирования развития системы профессионального образования на основе определения перспектив развития современных технологий и технологических процессов в реальном производстве, требующем непрерывного обновления компетенций и получения новых знаний;
разработка механизмов сближения позиций заинтересованных министерств Оренбургской области в подходах к рассмотрению вопросов кадровой подготовки востребованных и конкурентоспособных специалистов;
удовлетворение корпоративных требований работодателей к уровням профессиональной подготовки специалистов, основным образовательным программам, дополнительным профессиональным программам, направленным на формирование навыков будущего;
необходимость поиска и внедрения форматов образования, учитывающих сокращение жизненного цикла традиционных профессий и перехода от обучения новым профессиям к формированию набора навыков, освоение которых позволит выпускникам закрепиться в той или иной сфере деятельности будущего, демонстрируя готовность к последующему непрерывному образованию;
увеличение охвата школьников профориентационными проектами посредством создания интерактивного образовательного пространства для школьников и студентов по принципу "Точка кипения" для генерации проектов и стартапов, проб первой профессии, поддержки юниорского движения WorldSkills;
увеличение доли мастеров производственного обучения, охваченных программами повышения профессионального мастерства в рамках сетевого взаимодействия с предприятиями реального сектора экономики;
увеличение доли выпускников, осваивающих программы среднего профессионального образования, прошедших аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена на площадках Центра инноваций ЦОПП;
повышение эффективности бюджетирования контрольных цифр приема и привлечения средств из различных источников для обеспечения персонифицированного заказа на подготовку, переподготовку, повышение квалификации, профессиональное обучение.
Целью создания ЦОПП является модернизация профессионального образования в Оренбургской области с последующим формированием условий для создания опережающей подготовки кадров, минимизирующей кадровые дефициты в соответствии с технологическими вызовами и перспективными требованиями рынка труда.
Функциями ЦОПП будут являться:
мониторинг и прогнозирование востребованности рабочих кадров на среднесрочную перспективу, обеспечение внедрения опережающих практикоориентированных и гибких программ;
организация профориентации и профессионального обучения школьников и студентов;
создание условий для реализации индивидуальных траекторий обучения по программам среднего профессионального образования;
осуществление подготовки, переподготовки, повышение квалификации граждан по наиболее востребованным профессиям совместно с другими профессиональными организациями Оренбургской области, а также в интересах предприятий реального сектора экономики;
обеспечение нормативно-правовых и организационно-методических условий внедрения демонстрационного экзамена в профессиональных образовательных организациях области;
выполнение функций регионального оператора и уполномоченной организации, обеспечивающей персонифицированное финансирование и движение сертификатов профессионального обучения, держателя информационного ресурса "Навигатор профессионального обучения";
формирование реестров образовательных программ, обеспечение рекрутинга педагогов и мастеров производственного обучения для реализации гибких образовательных программ;
обеспечение профессионального педагогического сопровождения кадрового роста в системе среднего профессионального образования, повышение квалификации по наиболее востребованным профессиям;
создание условий для проведения итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования с использованием механизма демонстрационного экзамена;
взаимодействие с институтом наставничества и привлечение его к реализации опережающих образовательных программ;
зонирование и оборудование пространства для коллективной работы целевых групп (преподаватели профессиональных образовательных организаций, эксперты, мастера производственного обучения, учителя технологии, студенты, школьники, наставники) - зоны образовательных стартапов "Точка кипения".
Для привлечения общественных деловых объединений и участия работодателей в обновлении образовательных программ и определения векторов развитии системы профессионального образования в целом образуется межведомственный региональный совет по профессиональному образованию, в состав которого входят представители Правительства и профильных министерств Оренбургской области, ассоциации работодателей, отраслевых профсоюзов, Оренбургского областного союза промышленников и предпринимателей (Регионального объединения работодателей) и Союза "Торгово-промышленная палата Оренбургской области". Взаимодействие ЦОПП с заказчиками и поставщиками образовательных услуг приведено на рисунке.
Рисунок. Взаимодействие ЦОПП с заказчиками и поставщиками образовательных услуг
II. Опыт Оренбургской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования
Оренбургская область имеет положительный опыт участия в следующих федеральных проектах:
"Поддержка семей, имеющих детей";
"Цифровая образовательная среда";
"Доступная среда";
"Учитель будущего".
III. Организационно-правовая форма организации, реализующей мероприятия по созданию ЦОПП
ЦОПП будет являться структурным подразделением государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Гуманитарно-технический техникум" г. Оренбурга.
IV. Описание площадки ЦОПП
ЦОПП будет располагаться в помещениях 2 корпуса государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Гуманитарно-технический техникум" г. Оренбурга по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко, 249, в центральной части г. Оренбурга, транспортная доступность обеспечивается маршрутными городскими автобусами N 30, N 38, N 63, N 26.
ЦОПП планируется разбить на следующие зоны, функционально связанные между собой:
1) 1 зона - мониторинговый центр (общая площадь - 137,5 кв. метра), включающий в себя:
лабораторию мониторинга и прогнозирования востребованности рабочих кадров (2 этаж учебного корпуса, общая площадь 15,7 кв. метра);
лабораторию маркетинга и пиар-менеджмента (2 этаж учебного корпуса, общая площадь 15,6 кв. метра);
лабораторию профориентационной работы (1 этаж мастерских, общая площадь 106,2 кв. метра);
2) 2 зона - учебно-методический центр (общая площадь - 74,8 кв. метра), включающий в себя:
учебный отдел (1 этаж учебного корпуса, общая площадь 45,6 кв. метра);
отдел кадрового обеспечения (рекрутинга) (2 этаж учебного корпуса, общая площадь 16 кв. метров);
отдел навигации и обучения в сети поставщиков услуг (2 этаж учебного корпуса, общая площадь 13,2 кв. метра);
3) 3 зона - центр инноваций (общая площадь - 258,2 кв. метра), включающий в себя:
цех "Интернет вещей" (1 этаж учебного корпуса, общая площадь 46,3 кв. метра). Осуществляет концепцию вычислительной сети физических предметов ("вещей"), оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой, с использованием технологии киберфизических систем "умный дом", "умная теплица", "умная дорога" и другое;
цех "Индустрия 4.0" (1 этаж мастерских, общая площадь 105,7 кв. метра). Связан с массовым внедрением киберфизических систем в производство (индустрия 4.0), обслуживанием человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг;
форум-цех (пространство для коворкинга) (1 этаж мастерских, общая площадь 106,2 кв. метра). Предназначен для коллективной работы целевых групп (преподаватели профессиональных образовательных организаций, эксперты, мастера производственного обучения, учителя технологии, студенты, школьники, наставники) - зоны образовательных стартапов "Точка кипения".
В ЦОПП также имеются следующие помещения:
медиазона (1 этаж учебного корпуса, общая площадь 66,4 кв. метра);
компьютерный класс (2 этаж учебного корпуса, общая площадь 96 кв. метра);
2 аудитории-трансформера (1 этаж учебного корпуса, площадь 63,8 кв. метра и 47,3 кв. метра);
заведующий структурным подразделением (2 этаж учебного корпуса, общая площадь 31,1 кв. метра);
системный администратор (1 этаж учебного корпуса, общая площадь 15,4 кв. метра);
заместители заведующего структурным подразделением (1 этаж мастерских, общая площадь 67,5 кв. метра);
педагоги и мастера производственного обучения (1 этаж учебного корпуса, общая площадь 48,8 кв. метра).
Ядро ЦОПП включает в себя:
коворкинг (106,2 кв. метра);
лекторий (109,6 кв. метра);
медиазону (66,4 кв. метра);
зону для проектной деятельности (105,7 кв. метра);
компьютерный класс (96 кв. метров);
3 аудитории-трансформера (46,3 кв. метра, 63,8 кв. метра и 47,3 кв. метра).
Общая площадь ядра ЦОПП составляет 641,3 кв. метра.
Общая площадь ЦОПП составляет 906,8 кв. метра.
V. Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование ЦОПП
Смета расходов
N |
Наименование расходов |
Сумма |
1. |
Статья 212 "Прочие выплаты", в том числе: |
1 225, 0 |
суточные |
100, 0 |
|
проездные |
500, 0 |
|
проживание |
625, 0 |
|
2. |
Статья 221 "Услуги связи", в том числе: |
95, 4 |
телефон |
60, 0 |
|
Интернет |
35,4 |
|
сопровождение программных продуктов |
120,0 |
|
3. |
Статья 340 "Приобретение материальных запасов", в том числе: |
2 080,0 |
канцелярские товары |
1 900,0 |
|
расходные материалы к оргтехнике |
180,0 |
|
4. |
Заработная плата |
9 773,4 |
Всего |
16 694,2 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.