Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 9
к муниципальной программе
"Эффективное управление
и распоряжение муниципальной
казной на 2019 - 2024 годы"
Паспорт подпрограммы
"Эффективное управление и распоряжение муниципальной собственностью муниципального образования "Город Орск"
муниципальной программы "Эффективное управление и распоряжение муниципальной казной на 2019 - 2024 годы"
(далее - подпрограмма)
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Муниципальное учреждение "Комитет по управлению имуществом города Орска" (далее - КУИ) |
Соисполнители подпрограммы |
- |
Участники подпрограммы |
- |
Приоритетные проекты |
- |
Цели подпрограммы |
Повышение качества управления муниципальным имуществом, в т.ч. земельными участками, являющимся собственностью муниципального образования "Город Орск" |
Задачи подпрограммы |
1. Обеспечение полноты и достоверности учета муниципального имущества, расположенного на территории муниципального образования "Город Орск" 2. Повышение эффективности использования муниципального имущества и земельных ресурсов 3. Реализация мер, направленных на увеличение доходной части бюджета муниципального образования "Город Орск" от использования муниципальной собственности на территории города Орска |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
Доля муниципальных услуг, предоставляемых КУИ г. Орска в соответствии утвержденными административными регламентами |
Доля земельных участков под объектами муниципальной собственности, в отношении которых в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств проведен государственный кадастровый учет | |
Доля земельных участков, в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств сформированных для строительства объектов жилого и нежилого назначения, в том числе строительства многоквартирных жилых домов, индивидуального строительства, в том числе для бесплатного предоставления многодетным семьям, комплексного освоения в целях жилищного строительства | |
Количество земельных участков, ежегодно выставленных на торги (аукцион, конкурс) | |
Доля объектов муниципальной собственности, поставленных на государственный кадастровый учет и в отношении которых в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств проведена государственная регистрация права собственности муниципального образования "Город Орск" | |
Доля объектов муниципальной собственности (за исключением земельных участков), в отношении которых в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств проведена рыночная оценка | |
Доля объектов, выносимых на аукционные торги на право заключения договора аренды муниципального имущества от общего количества объектов, свободных от прав третьих лиц и подлежащих предоставлению в пользование физических и юридических лиц | |
Количество мероприятий по земельному контролю | |
Количество мероприятий по претензионно-исковой работе | |
Сроки реализации подпрограммы |
2019 - 2024 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы с разбивкой по годам |
121 744,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 20 290,7 тыс. рублей; 2020 год - 20 290,7 тыс. рублей; 2021 год - 20 290,7 тыс. рублей; 2022 год - 20 290,7 тыс. рублей; 2023 год - 20 290,7 тыс. рублей; 2024 год - 20 290,7 тыс. рублей |
Характеристика текущего состояния управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования "Город Орск"
Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальная собственность определена как экономическая основа местного самоуправления. Управление муниципальной собственностью предполагает как решение вопросов местного значения путем наиболее целесообразного использования собственного имущества муниципальными образованиями, так и извлечения максимального дохода от распоряжения ею. Реализация правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом требует объективных и точных сведений о его составе, количестве и характеристиках.
КУИ от лица администрации города Орска ведет реестр муниципального имущества города Орска. В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 г. N 424 "Об утверждении порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества" учет муниципального имущества осуществляется КУИ путем формирования электронного банка данных об объектах. С целью эффективной организации управления муниципальным имуществом необходимо осуществлять мероприятия, направленные на совершенствование учета муниципального имущества, на актуализацию данных о муниципальном имуществе.
Учитывая, что не все недвижимое имущество, находящееся в реестре муниципального имущества г. Орска, прошло процедуру постановки на государственный кадастровый учет и процедуру государственной регистрации права муниципальной собственности (право муниципальной собственности является ранее возникшим), а также необходимость оформления в муниципальную собственность бесхозяйных объектов с целью обеспечения надлежащего учета таких объектов недвижимости, необходимо провести мероприятия по изготовлению технической документации на объекты муниципальной собственности, а также осуществление кадастрового учета объектов недвижимости и проведение государственной регистрации права в рамках Федеральных законов от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
С целью передачи объектов недвижимости, находящихся в муниципальной казне города Орска, в аренду и собственность физических и юридических лиц необходимо проведение мероприятий по оценке рыночной стоимости объектов, являющихся собственностью муниципального образования "Город Орск". Осуществление указанных мероприятий проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Данные мероприятия направлены на повышение эффективности учета, актуализацию данных о муниципальном имуществе, а также обеспечение процесса, связанного с распоряжением муниципальным имуществом, направленного на пополнение доходной части городского бюджета, развитие и регулирование социально значимых отраслей городского хозяйства, в том числе уделение особого внимания объектам инженерной инфраструктуры.
В отношении объектов нежилого недвижимого муниципального имущества города Орска, находящихся в муниципальной казне и не закрепленных за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, на КУИ, как собственника муниципального имущества, возложена обязанность по содержанию, оплате коммунальных услуг, оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах и охране вышеуказанных объектов недвижимости, на что требуется финансирование. Площадь объектов недвижимости, вовлеченных в хозяйственный оборот, ежегодно снижается в связи с увеличением площади пустующих помещений по причине неликвидности данных объектов и, соответственно, проблематичностью дальнейшего использования указанных нежилых помещений (сдачи в аренду, безвозмездное пользование, продажи на аукционных торгах). Кроме того, зачастую затраты, связанные с охраной, содержанием, ремонтом на объекты недвижимости, не переданные балансодержателю в пользование, попадают под категорию стихийных неплановых расходов, что вызывает серьезные сложности с финансированием данных мероприятий.
В рамках выполнения мероприятий по реализации городской и областной адресных программ по переселению граждан города Орска из аварийного жилищного фонда КУИ приобретались жилые помещения для расселения граждан из аварийного жилья.
Выполнение вышеуказанных мероприятий по расселению граждан требует подготовки пакета документов для регистрации перехода права собственности, в том числе проведение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости. Бремя финансовых затрат по исполнению процедуры ложится на орган местного самоуправления в лице КУИ.
Одним из основных источников неналоговых доходов городского бюджета является арендная плата за пользование муниципальным имуществом и земельными участками.
В связи с проведением мероприятий по отчуждению муниципального имущества, а также вследствие физического износа и списания, имущественная база постоянно сокращается. Следует учесть, что часть имущества поступает в муниципальную собственность г. Орска при передаче из государственной собственности Оренбургской области, федеральной собственности Российской Федерации, при приобретении имущества муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, а также по определениям суда в связи с банкротством хозяйствующих субъектов, находящихся на территории муниципального образования "Город Орск". Это имущество поступает в оперативное управление (хозяйственное ведение) муниципальных учреждений (муниципальных унитарных предприятий) и не участвует в образовании неналоговых доходов бюджета.
Поступление имущества в муниципальную собственность осуществляется также при завершении строительства и вводе в эксплуатацию объектов недвижимого имущества, расположенного на территории муниципального образования "Город Орск". Данное имущество составляют социально значимые объекты (детские сады), которые не подлежат передаче в аренду, а также объекты инженерной инфраструктуры, которые используются для оказания жилищно-коммунальных услуг населению города.
В целях повышения доходности от аренды КУИ на постоянной основе проводится претензионно-исковая работа по взысканию задолженностей с недобросовестных арендаторов муниципального имущества и земельных участков. По оценке специалистов комитета по управлению имуществом г. Орска основным риском при решении данной проблемы является низкая платежеспособность пользователей муниципального имущества и невозможность взыскания задолженности перед бюджетом в связи с банкротством юридических лиц.
В составе муниципального имущества важное место занимают основные средства муниципальных предприятий и учреждений. Поэтому одним из методов повышения эффективности муниципальной собственности является реформирование процесса управления имуществом, закрепленным за этими субъектами на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
В целях реализации принципа "управления результатами" с экономической, управленческой и правовой точек зрения представляется целесообразным построение деятельности МУП по следующим направлениям:
- преобразование муниципальных унитарных предприятий в акционерные общества с долей муниципальных образований и привлечением частного капитала;
- контроль за использованием муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями г. Орска, а также за поступлениями части прибыли в целях увеличения доходной части бюджета города Орска.
Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Оренбургской области в целом, в том числе муниципального образования "Город Орск", является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан.
Очевидно, что только использование современных методов ведения государственного земельного кадастра может обеспечить всех заинтересованных пользователей, и, в первую очередь, органы местного самоуправления достоверной земельно-кадастровой информацией.
Неотъемлемой частью управления земельно-имущественным комплексом является создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости. Без их создания невозможно формирование рынка земли и недвижимости, планирование поступлений и сбор платежей за землю и недвижимость, а также развитие и стимулирование инвестиционных процессов.
Основополагающим фактором в создании основы для ведения кадастра недвижимости, разграничении земель, обеспечении регистрации прав собственности, владения, пользования землей, увеличении поступлений от налоговых и неналоговых платежей в доходную часть бюджета муниципального образования "Город Орск" является выполнение работ по формированию земель населенных пунктов и постановки их на государственный кадастровый учет.
Разграничение государственной собственности на землю обеспечит на уровне муниципального образования целостность управления и распоряжения земельными участками и объектами недвижимости как единым объектом налогообложения.
Выполнение мероприятий подпрограммы даст возможность получать достоверную информацию о количественном и качественном состоянии земель на территории муниципального образования, активизировать вовлечение земли, как объекта экономических отношений, в гражданский оборот, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, а также совершенствовать систему управления недвижимостью.
Выполнение подпрограммных мероприятий позволит эффективно исполнять закон Оренбургской области от 22.09.2011 г. N 413/90-V-ОЗ "О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей".
Описание приоритетов политики города Орска в сфере реализации подпрограммы
В соответствии с Концепцией развития города Орска и Стратегией города Орска, утвержденных решением Орского городского Совета депутатов, муниципальная собственность должна вносить более весомый вклад в развитие экономики города Орска.
Основные задачи:
- завершение процессов разграничения государственной собственности, включая земельные участки;
- вовлечение большей части муниципальной собственности в хозяйственный оборот;
- эффективное управление муниципальным имуществом, имущественными правами и земельными ресурсами;
- формирование и постановка на кадастровый учет земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Орск" для бесплатного предоставления многодетным семьям;
- получение доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, муниципальных унитарных предприятий;
- проведение технической инвентаризации муниципальных объектов недвижимости, государственной регистрации права муниципальной собственности на них для дальнейшего закрепления за пользователями с целью извлечения выгоды для муниципального образования "Город Орск";
- выявление имущества, не имеющего собственника или собственник которого неизвестен, и оформление права муниципальной собственности на такое имущество;
- привлечение к участию в торгах по продаже права аренды на объекты недвижимости максимального числа заинтересованных лиц;
- повышение эффективности претензионно-исковой работы с арендаторами-должниками и контроля за исполнением судебных решений.
Основной целью муниципальной подпрограммы "Эффективное управление муниципальной собственностью муниципального образования "Город Орск" на 2019 - 2024 годы является повышение качества управления муниципальным имуществом, в т.ч. земельными участками, являющимся собственностью муниципального образования "Город Орск".
Достижение поставленной цели возможно при условии выполнения следующих задач:
1) обеспечение полноты и достоверности учета муниципального имущества, расположенного на территории муниципального образования "Город Орск".
Организация системы учета муниципальной собственности осуществляется путем подготовки документации, необходимой для учета объектов недвижимого имущества, управления ими и сделок с указанными объектами, что в свою очередь предполагает проведение технической инвентаризации объектов недвижимости, постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на них. Реализация данной задачи осуществляется с целью обеспечения ведения реестра муниципального имущества г. Орска, полного учета объектов собственности, расположенных на территории муниципального образования "Город Орск", получения достоверных и систематизированных сведений о них;
2) повышение эффективности использования муниципального имущества и земельных ресурсов.
Эффективное использование муниципального имущества заключается в вовлечении объектов муниципальной собственности в хозяйственный оборот, использовании по целевому назначению муниципального имущества, сохранении муниципальной собственности как надежного источника пополнения доходной части городского бюджета, наличии материальной основы для развития социально значимых отраслей городского хозяйства.
Разграничение государственной собственности на землю призвано обеспечить эффективное использование земли, вовлечение ее в оборот, стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан;
3) реализация мер, направленных на увеличение доходной части бюджета муниципального образования "Город Орск" от использования муниципальной собственности на территории города Орска.
В целях увеличения доходной части городского бюджета свободное имущество передается в аренду, а также обеспечивается защита имущественных интересов города Орска в судах общей юрисдикции и арбитражном суде. Арендная плата определяется по рыночной стоимости муниципального имущества.
Для достижения цели подпрограммы КУИ г. Орска руководствуется в своей работе следующими принципами:
1. Открытости и доступности оказываемых услуг.
2. Прозрачности, публичности, справедливости и профессионализма.
3. Обеспечения законных прав и интересов жителей города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.