Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 24.12.2018 N 842-пп
Государственная программа Оренбургской области "Доступная среда"
Паспорт государственной программы Оренбургской области "Доступная среда" (далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы |
- |
министерство социального развития Оренбургской области |
Соисполнители Программы |
- |
отсутствуют |
Участники Программы |
- |
министерство образования Оренбургской области; министерство культуры и внешних связей Оренбургской области; министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области; министерство труда и занятости населения Оренбургской области; министерство здравоохранения Оренбургской области; министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области; департамент молодежной политики Оренбургской области |
Подпрограммы Программы |
- |
"Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения"; "Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации отдельных категорий граждан" |
Приоритетные проекты (программы), реализуемые в рамках Программы |
- |
"Повышение доступности объектов и услуг в социальной сфере, труда и занятости"; "Создание универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей-инвалидов" |
Цель Программы |
- |
обеспечение инвалидам и другим маломобильным группам населения (далее - МГН) равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных законодательством Российской Федерации, повышение уровня их жизни |
Задачи Программы |
- |
создание благоприятных условий для улучшения качества жизни инвалидов; совершенствование системы реабилитации инвалидов |
Показатели (индикаторы) Программы |
- |
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Оренбургской области; численность инвалидов, обеспеченных индивидуальными средствами реабилитации и реабилитационными услугами в текущем году; численность граждан из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших адресную социальную помощь |
Срок и этапы реализации Программы |
- |
2019 - 2024 годы, этапы не предусмотрены |
Объем бюджетных ассигнований Программы |
- |
739 031,9 тыс. рублей, из них по годам реализации: 2019 год - 131 410,2 тыс. рублей; 2020 год - 119 215,3 тыс. рублей; 2021 год - 116 538,3 тыс. рублей; 2022 год - 128 960,7 тыс. рублей; 2023 год - 121 453,7 тыс. рублей; 2024 год - 121 453,7 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения; увеличение числа граждан, обеспеченных индивидуальными средствами реабилитации и реабилитационными услугами за счет средств областного бюджета; преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
В Оренбургской области проживают 200,2 тысячи инвалидов, из них более 9,3 тысяч - дети-инвалиды. Доля инвалидов в численности населения Оренбургской области составляет 10,1 процента, что обусловливает необходимость создания специальных условий жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Создание условий безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения во всех социальных сферах представляет собой один из основных векторов современной государственной политики Российской Федерации.
Подписание Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 декабря 2006 года (далее - Конвенция), определило ее принципы как базовые при реализации в Российской Федерации политики в отношении инвалидов.
Задача формирования безбарьерной среды для маломобильных групп населения является приоритетной в сложившейся системе социальной защиты населения. Принят Федеральный закон от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов".
Согласно Конвенции о правах инвалидов инвалиды должны иметь равные возможности для реализации своих прав и свобод во всех сферах жизнедеятельности. Одними из основных принципов Конвенции являются принципы доступности, равенства возможностей, полного и эффективного вовлечения и включения в общество маломобильных групп населения, включая инвалидов.
Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации и беспрепятственный доступ к ней. Русский жестовый язык признается языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов. Уполномоченные органы оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами.
В настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области выделяется необходимость первоочередного решения вопросов устранения отношенческих и средовых барьеров, во многом формирующих ограничения жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями и мешающих их полному и эффективному включению в социум.
С целью обеспечения согласованного взаимодействия органов государственной власти, общественных формирований в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 14 ноября 2006 года N 380-п "О создании межведомственного координационного совета по делам ветеранов и инвалидов при Правительстве Оренбургской области" образован межведомственный координационный совет по делам ветеранов и инвалидов при Правительстве Оренбургской области, на заседаниях которого рассматриваются наиболее значимые проблемы инвалидов, проживающих на территории Оренбургской области.
В рамках реализации Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" принят ряд нормативных правовых актов Оренбургской области, в том числе законы Оренбургской области:
от 6 марта 2015 года N 3026/831-V-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области";
от 8 мая 2015 года N 3220/862-V-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области";
от 3 июля 2015 года N 3299/899-V-ОЗ "О внесении изменения в Закон Оренбургской области "Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг на территории Оренбургской области";
от 2 сентября 2015 года N 3361/935-V-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере содействия занятости населения в Оренбургской области";
от 28 декабря 2015 года N 3651/1020-V-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О физической культуре и спорте в Оренбургской области";
от 20 июня 2016 года N 3933/1077-V-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области";
от 27 октября 2016 года N 35/13-VI-ОЗ "О внесении изменения в Закон Оренбургской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере содействия занятости населения в Оренбургской области";
от 21 декабря 2016 года N 207/44-VI-OЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "Об организации торговой деятельности в Оренбургской области";
от 2 мая 2017 года N 375/93-VI-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области".
Кроме того, приняты иные нормативные правовые акты Оренбургской области, направленные на совершенствование законодательства Оренбургской области, регулирующего вопросы реабилитации и абилитации инвалидов, формирования доступной для них среды жизнедеятельности.
Нерешенность проблемы формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:
дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на их образовательном и культурном уровне, а также уровне и качестве их жизни;
высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
равнодушное отношение граждан к инвалидам и социальная разобщенность, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;
ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лица преклонного возраста, временно нетрудоспособные, беременные, дети дошкольного возраста и другие).
Создание доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.
Немаловажным является вопрос реабилитации и абилитации инвалидов.
Согласно статье 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Актуальность проблемы реабилитации и абилитации инвалидов в Оренбургской области определяется рядом факторов:
необходимость сохранения достигнутого в Оренбургской области уровня реабилитационной помощи и совершенствования комплексной реабилитации инвалидов;
ведомственная принадлежность реабилитационных учреждений и структур (министерство здравоохранения Оренбургской области, министерство образования Оренбургской области, министерство социального развития Оренбургской области и другие);
усиление социального партнерства с общественными объединениями инвалидов, повышение их роли и ответственности в сфере защиты прав инвалидов.
Реализация основных мероприятий Программы позволит проводить единую политику в сфере комплексной реабилитации инвалидов всеми заинтересованными организациями и общественными объединениями и достигать реальных результатов по формированию в Оренбургской области безбарьерной среды жизнедеятельности, повышению качества жизни инвалидов, адаптации их в обществе.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
увеличение числа граждан, обеспеченных индивидуальными средствами реабилитации и реабилитационными услугами за счет средств областного бюджета;
преодоление социальной разобщенности и отношенческих барьеров в обществе.
2. Перечень показателей (индикаторов) Программы
Показателями (индикаторами) Программы являются:
1) доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Оренбургской области.
Значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
В / А х 100, где:
А - общая численность опрошенных инвалидов в Оренбургской области;
В - численность инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности.
Значение данного показателя рассчитывается на основании ежеквартальных отчетов учреждений, подведомственных министерству социального развития Оренбургской области;
2) численность инвалидов, обеспеченных индивидуальными средствами реабилитации и реабилитационными услугами в текущем году.
Значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
А + В, где:
А - численность инвалидов, обеспеченных индивидуальными средствами реабилитации;
В - численность инвалидов, получивших реабилитационные услуги в реабилитационных центрах для инвалидов.
Значение данного показателя рассчитывается на основании отчетов учреждений, подведомственных министерству социального развития Оренбургской области, об оказании реабилитационных услуг и обеспечении граждан индивидуальными средствами реабилитации, а также с учетом данных о количестве фактически закупленных министерством социального развития Оренбургской области технических средств реабилитации, входящих в региональный перечень технических средств реабилитации, предоставляемых отдельным категориям граждан;
3) численность граждан из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших адресную социальную помощь.
Значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
А + В + С + D + E, где:
А - численность граждан отдельных категорий, проживающих на территории Оренбургской области, получивших дополнительные меры социальной поддержки;
В - численность граждан, страдающих хронической почечной недостаточностью, получивших возмещение расходов на проезд к месту получения программного гемодиализа в учреждениях здравоохранения, расположенных на территории Оренбургской области вне населенного пункта проживания гражданина, и обратно;
С - численность граждан, получивших областную ежеквартальную надбавку детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, воспитывающимся в неполных семьях;
D - численность граждан, получивших возмещение 50,0 процента расходов на оплату малобелковых продуктов питания для детей, больных фенилкетонурией;
E - численность инвалидов, получивших выплату компенсации страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Значение данного показателя (индикатора) соответствует данным отчета о производимых выплатах (меры социальной поддержки) и информации о численности граждан отдельных категорий, проживающих на территории Оренбургской области, получивших дополнительные меры социальной поддержки.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы, подпрограмм Программы и их значениях представлены в приложении N 1 к Программе.
3. Перечень подпрограмм, ведомственных целевых программ и основных мероприятий Программы
Реализация ведомственных целевых программ в рамках Программы не предусмотрена.
Основные мероприятия Программы включены в две подпрограммы, в рамках которых планируется реализация основных мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации с целью интеграции инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество, повышение уровня их жизни.
Подпрограммы Программы представлены в приложениях N 7, N 8 к Программе.
Перечень ведомственных целевых программ и основных мероприятий Программы представлен в приложении N 2 к Программе.
4. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Ресурсное обеспечение реализации Программы представлено в приложении N 3 к Программе. Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств областного бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию Программы средств федерального бюджета представлены в приложении N 4 к Программе.
5. План реализации Программы
План реализации Программы представлен в приложении N 6 к Программе.
6. Обоснование необходимости применения и описание применяемых налоговых, таможенных, тарифных, кредитных и иных инструментов (налоговых и неналоговых расходов) для достижения цели и (или) ожидаемых результатов Программы, а также ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет налоговых и неналоговых расходов
В рамках Программы предусматривается предоставление налоговой льготы в части освобождения от уплаты транспортного налога общественных организаций инвалидов, использующих транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности (далее - налоговая льгота), в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 года N 322/66-III-ОЗ "О транспортном налоге".
Предоставление налоговой льготы окажет влияние на достижение значения показателя (индикатора) "Доля общественных организаций инвалидов, использующих транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности, получивших льготу по транспортному налогу, в общем числе обратившихся, имеющих право на получение льготы по транспортному налогу в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области".
Основное мероприятие по предоставлению налоговой льготы представлено в подпрограмме "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения".
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет налоговых и неналоговых расходов представлено в приложении N 5 к Программе.
Список сокращений, используемых в приложениях к Программе:
ДМП |
- |
департамент молодежной политики Оренбургской области; |
МГН |
- |
маломобильные группы населения; |
МЗ |
- |
министерство здравоохранения Оренбургской области; |
МКиВС |
- |
министерство культуры и внешних связей Оренбургской области; |
МО |
- |
министерство образования Оренбургской области; |
МСР |
- |
министерство социального развития Оренбургской области; |
МТиЗН |
- |
министерство труда и занятости населения Оренбургской области; |
МФКСиТ |
- |
министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области; |
МЭРППиТ |
- |
министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области; |
ОИВ |
- |
органы исполнительной власти Оренбургской области; |
ОМС |
- |
органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области; |
ОСАГО |
- |
обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.