Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
муниципального образования
город Новотроицк
от 14.11.2018 N 1942-п
Муниципальная программа
"Управление муниципальной казной и муниципальным долгом на 2019 - 2024 годы"
Паспорт муниципальной программы "Управление муниципальной казной и муниципальным долгом на 2019 - 2024 годы"
(далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы |
Финансовое управление администрации муниципального образования город Новотроицк (далее - финансовое управление) |
Соисполнители Программы |
Администрация муниципального образования город Новотроицк (экономический отдел), |
Участники Программы |
Главные распорядители средств бюджета муниципального образования город Новотроицк |
Подпрограммы Программы |
2. "Управление муниципальной собственностью муниципального образования город Новотроицк". |
Цель Программы |
Совершенствование системы управления муниципальными финансами и муниципальной собственностью |
Задачи Программы |
1. Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании город Новотроицк (далее - город Новотроицк) и повышение эффективности бюджетных расходов; 2. Повышение эффективности управления земельно-имущественным комплексом города Новотроицка |
Основные целевые индикаторы и показатели Программы |
1. Отношение дефицита бюджета к доходам без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений по дополнительным нормативам; 2. Отношение муниципального долга (за вычетом выданных гарантий) к доходам бюджета без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений по дополнительным нормативам; 3. Отношение объема просроченной кредиторской задолженности к расходам бюджета; 4. Удельный вес расходов бюджета, формируемых в рамках муниципальных программ; 5. Количество объектов в Едином Реестре муниципальной собственности; 6. Количество земельных участков под объектами муниципальной собственности, в отношении которых ежегодно проводится государственный кадастровый учет; 7. Отношение прироста расходов бюджета в отчетном финансовом году, не обеспеченных соответствующим приростом доходов бюджета, к объему расходов |
Сроки реализации Программы |
2019 - 2024 годы |
Объемы финансирования за счет средств местного бюджета (тыс. руб.) с разбивкой по годам и подпрограммам |
403 118,9 тыс. рублей, в т.ч.: 2019 г. - 67 017,0 тыс. рублей; 2020 г. - 67 237,4 тыс. рублей; 2021 г. - 67 001,1 тыс. рублей; 2022 г. - 67 287,8 тыс. рублей; 2023 г. - 67 287,8 тыс. рублей; 2024 г. - 67 287,8 тыс. рублей; 1. "Осуществление бюджетного процесса и повышение эффективности бюджетных расходов в муниципальном образовании город Новотроицк" - 308 121,5 тыс. рублей; 2. "Управление муниципальной собственностью муниципального образования город Новотроицк" - 94 997,4 тыс. рублей |
Характеристика текущего состояния управления муниципальной казной города Новотроицка
Муниципальная казна - имущество, которым располагает город Новотроицк, - включает в себя не только финансовые средства, формируемые и расходуемые в соответствии с решением городского Совета депутатов муниципального образования город Новотроицк о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, но также и нефинансовые активы: землю, недвижимое и движимое имущество. Муниципальная казна фактически является фундаментом, на котором органами местного самоуправления принимаются соответствующие решения, поскольку, например, невозможно принять новое расходное обязательство без соответствующего обеспечения. Поэтому повышению эффективности управления муниципальной казной, т.е. получению большего эффекта от ее использования, необходимо уделять особое внимание, что и обеспечивается настоящей Программой.
Повышение эффективности управления муниципальными финансами невозможно без обеспечения сбалансированности местного бюджета. Устойчивость и сбалансированность являются основными показателями качества состояния и перспектив развития бюджетной системы города Новотроицка. Необходимыми условиями устойчивости бюджетной системы являются точность прогнозирования доходов местного бюджета, соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов местного самоуправления.
Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение муниципального долга, не превышает величины доходов. Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджета. Основными способами привлечения средств для покрытия разрыва между расходами и доходами местного бюджета являются муниципальные заимствования.
Для повышения устойчивости местного бюджета проведена результативная работа по развитию доходной базы, удлинению горизонта бюджетного планирования, формированию нормативно-правовой и организационной базы регулирования бюджетных отношений, автоматизации бюджетного процесса, ведению реестра расходных обязательств, исполнения бюджета по казначейской системе, созданию системы финансового менеджмента.
В соответствии с законодательством Российской Федерации финансовую основу местного самоуправления в муниципальном образовании составляет местный бюджет. Источниками формирования доходов местного бюджета должны являться налоговые и неналоговые доходы, аккумулируемые на территории муниципального образования.
Так, согласно бюджетному законодательству доходы местного бюджета формируются за счет следующих источников:
- местных налогов;
- отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;
- неналоговых доходов;
- безвозмездных поступлений (дотации, субсидии, субвенции).
Местные налоги - это налоги, устанавливаемые представительным органом местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральными законами. К местным налогам относится земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Доходы в местный бюджет от федеральных и региональных налогов, специальных налоговых режимов определяются в соответствии с федеральными законами и законами Оренбургской области по нормативам отчислений (в процентах).
Местные налоги, доходы от федеральных и региональных налогов, а также неналоговые платежи и безвозмездные поступления (за исключением субвенций) в совокупности составляют собственные доходы местного бюджета.
Проблема недостаточной самообеспеченности города Новотроицка стоит довольно остро. Серьезные трудности для развития финансовой базы Новотроицка, как и большинства других муниципальных образований, создают централизация налоговых и иных обязательных сборов в федеральном бюджете и зависимость местных бюджетов от региональных, а региональных - от федерального. Так, доля налоговых и неналоговых поступлений в общей сумме доходной части местного бюджета в 2017 году составила 49,5%.
В свете указанных выше проблем роль долговой политики в составе финансовой политики города Новотроицка в последнее время только возрастает. Эффективное управление муниципальным долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и, прежде всего, создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов, а также публичного раскрытия информации о долговой политике города.
В таких условиях необходимо особое внимание уделить вопросам организации бюджетного процесса в городе, работе по совершенствованию структуры муниципального долга и оптимизации расходов по его обслуживанию.
Бюджетный процесс в городе Новотроицке постоянно претерпевал отдельные изменения, но по-настоящему реформирование муниципальных финансов осуществлено в 2010 - 2013 годах. Только в рамках реализации данной реформы были приняты более 50 муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Новотроицка, позволивших создать автономные учреждения, перейти с 2011 года на трехлетний бюджет - на очередной финансовый год и на плановый период - несмотря на то, что в Бюджетном кодексе Российской Федерации до сих пор сохранена возможность составления бюджета только на очередной финансовый год для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В свете принятия в стране ряда документов (Федеральный закон от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р и др.) акцент реформ направлен на получение положительных финансовых результатов в виде экономии бюджетных средств, повышения качества муниципальных услуг, что нашло отражение в долгосрочной целевой программе "Повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования город Новотроицк на период до 2013 года", утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 29 декабря 2011 года N 2298-п.
Мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов продолжили свою реализацию в 2014 году в рамках муниципальной программы, утвержденной постановлением от 14 октября 2013 года N 2116-п.
В целях обеспечения общей политики эффективного управления муниципальными финансами города в форме включения их в более общую программу с 2015 года реализуется муниципальная программа "Эффективное управление муниципальной казной и муниципальным долгом на 2015 - 2020 годы", утвержденная постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 9 сентября 2014 года N 1541-п, основными приоритетами которой является обеспечение сбалансированности местного бюджета, повышение эффективности бюджетных расходов переход к программно-целевому принципу организации деятельности органов исполнительной власти и программному бюджету. Начиная с 2016 года бюджет муниципального образования город Новотроицк формируется в программном формате, с удельным весом расходов в рамках муниципальных программ - более 90%.
Для совершенствования механизма реализации данных приоритетных направлений, а также обеспечения долгосрочного бюджетного планирования разработана подпрограмма "Организация бюджетного процесса и повышение эффективности бюджетных расходов в муниципальном образовании город Новотроицк" (Приложение N 1).
Управление муниципальной собственностью в рамках Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предполагает:
- обеспечение финансово-экономической основы деятельности органов местного самоуправления для решения вопросов местного значения;
- повышение доходов местного бюджета от эффективного использования объектов в составе имущества муниципального имущества;
- привлечение инвестиций и создание условий для предпринимательской деятельности;
- совершенствование системы учета, сохранности и содержания объектов в составе муниципального имущества;
- обеспечение полного и непрерывного пообъектного учета и движения объектов в составе муниципального имущества;
- применение наиболее эффективных способов использования объектов в составе муниципального имущества;
- осуществление контроля за использованием и сохранностью объектов в составе муниципального имущества.
Реализация правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом требует объективных и точных сведений о его составе, количестве и характеристиках. Учет муниципального имущества осуществляется КУМИ путем ведения реестра муниципального имущества. Основной проблемой учета муниципальной собственности является отсутствие надлежащего оформления права муниципальной собственности на ряд объектов недвижимости, что затрудняет оперативное принятие решений по вопросам управления и распоряжения имуществом. Для решения данной проблемы продолжается проведение технической инвентаризации объектов недвижимости и государственной регистрации прав муниципальной собственности.
В настоящее время регистрация прав на недвижимое имущество, поступающее в муниципальную собственность, осуществляется КУМИ в плановом порядке, однако, многие объекты недвижимости были приняты в муниципальную собственность города Новотроицка без технической документации и надлежащего оформления перехода прав собственности на них, а зачастую с произведенными перепланировками и реконструкцией. Для решения обозначенных проблем возникает необходимость обращения в суд с заявлениями о признании права собственности, узаконения перепланировок, реконструкции или постановке объектов на учет, как бесхозяйных, а также проведение кадастрового учета объекта недвижимости.
В плановом периоде КУМИ планируется продолжить работу по инвентаризации, постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на объекты муниципальной собственности и уделять особое внимание объектам инженерной инфраструктуры (гидротехнические сооружения, газопроводы, автомобильные дороги, водоводы, канализации). По состоянию на 01.01.2018 доля объектов муниципальной недвижимости города, имеющих надлежащую техническую документацию, составляет 93,0%, доля объектов муниципальной недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано, составляет 93,0%.
В отношении муниципальных объектов нежилого фонда, составляющих муниципальную казну, на КУМИ возложена обязанность по содержанию, оплате коммунальных услуг и охране вышеуказанных объектов недвижимости, на что требуется финансирование. Зачастую затраты, связанные с охраной, содержанием, ремонтом объектов недвижимости, принятых в муниципальную собственность города и не переданных балансодержателю в пользование, попадают под категорию стихийных неплановых расходов, что вызывает серьезные сложности с финансированием данных мероприятий.
Одним из основных источников неналоговых доходов местного бюджета является арендная плата за пользование муниципальным имуществом и земельными участками.
В связи с реализацией норм Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также вследствие физического износа и списания, перечень имущества, составляющего арендный фонд муниципальной собственности Новотроицка сократился.
В связи с отсутствием текущего ремонта объекты муниципального нежилого фонда перешли в разряд аварийных, часть из которых со временем восстановить становится экономически нецелесообразно.
Стоит отметить, что муниципальное имущество, которое предназначено для приватизации или передачи в аренду из-за своего неудовлетворительного состояния, не интересно для инвесторов, так как они не заинтересованы помимо арендной платы дополнительно осуществлять текущий ремонт за свой счет.
Снижение доходов от продажи земельных участков сократилось в связи с принятием 21.09.2015 постановления Правительства Оренбургской области N 727-п "Об утверждении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области при заключении договора купли-продажи земельных участков без проведения торгов", которым после 1 января 2016 года цена земельного участка определяется в размере 100% и 60% его кадастровой стоимости. Высокая кадастровая стоимость земельных участков является препятствием для выкупа их населением города.
Поступление арендных платежей за земельные участки снизилось из-за обращения арендаторов в суды общей юрисдикции о снижении кадастровой стоимости земельных участков.
В связи с перечисленными факторами происходит постоянное снижение доходов муниципального образования от аренды имущества и земельных участков. Данная тенденция в связи с сокращением арендного фонда сохранится и в плановом периоде.
В целях повышения доходности от аренды КУМИ на постоянной основе проводится претензионно-исковая работа по взысканию задолженностей с недобросовестных арендаторов муниципального имущества и земельных участков. По оценке специалистов КУМИ основным риском при решении данной проблемы является низкая платежеспособность пользователей муниципального имущества и невозможность взыскания задолженности перед бюджетом в связи с банкротством юридических лиц.
Приватизация, предоставление муниципального имущества в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям являются одними из ключевых процессов в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" КУМИ осуществляется приватизация муниципального имущества. Доходы от приватизации имущества в полном объеме поступают в местный бюджет. Необходимо отметить, что проводимые мероприятия по продаже муниципального имущества показали низкую активность потенциальных покупателей. Доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности, являются хорошей поддержкой местного бюджета, однако при одномоментности получения финансовых средств от продажи имущества муниципалитет лишается такого постоянного источника неналоговых доходов, как сдача имущества в аренду.
Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Оренбургской области в целом, в том числе муниципального образования город Новотроицк, является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан.
Очевидно, что только использование современных методов ведения государственного земельного кадастра может обеспечить всех заинтересованных пользователей, и, в первую очередь, органы местного самоуправления достоверной земельно-кадастровой информацией.
Неотъемлемой частью управления земельно-имущественным комплексом является создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости. Без их создания невозможно формирование рынка земли и недвижимости, планирование поступлений и сбор платежей за землю, и недвижимость, а также развитие и стимулирование инвестиционных процессов.
Основополагающим фактором в создании основы для ведения кадастра недвижимости, разграничении земель, обеспечении регистрации прав собственности, владения, пользования землей, увеличении поступлений от налоговых и неналоговых платежей в доходную часть бюджета муниципального образования город Новотроицк является выполнение работ по формированию земель населенных пунктов и постановки их на государственный кадастровый учет.
Разграничение государственной собственности на землю обеспечит на уровне муниципального образования целостность управления и распоряжения земельными участками и объектами недвижимости как единым объектом налогообложения.
Выполнение подпрограммных мероприятий даст возможность получать достоверную информацию о количественном и качественном состоянии земель на территории муниципального образования, активизировать вовлечение земли как объекта экономических отношений в гражданский оборот, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, а также совершенствовать систему управления недвижимостью. Для этого КУМИ проводятся мероприятия по информированию населения о необходимости проведения межевых работ.
Выполнение подпрограммных мероприятий позволит эффективно исполнять Закон Оренбургской области от 22.11.2011 N 413/90-V-ОЗ "О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей", Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части формирования и проведения государственного кадастрового учета земельных участков под многоквартирными домами.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона Оренбургской области N 413/90-V-ОЗ следует читать как "22 сентября 2011 г."
Учитывая вышеуказанные факторы, в настоящую Программу включена подпрограмма "Управление муниципальной собственностью муниципального образования город Новотроицк" (Приложение N 2).
Приоритеты бюджетной политики муниципального образования город Новотроицк в сфере реализации Программы
Решение задач социально-экономического развития муниципального образования город Новотроицк будет осуществляться в условиях преемственности курса общефедеральной бюджетной политики, бюджетной политики Оренбургской области, приоритетными направлениями которой являются:
- реализация программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти;
- улучшение условий жизни граждан, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития области;
- повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых услуг.
При осуществлении расходов бюджетные средства будут сконцентрированы на приоритетных направлениях, ориентированных на улучшение условий жизни населения города, обеспечение адресного решения социальных проблем, повышение качества муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития города при безусловном обеспечении своевременной выплаты заработной платы работникам муниципальных учреждений.
В ближайшей перспективе кардинальных изменений в сфере межбюджетного регулирования не предвидится, поэтому существенного изменения доходных возможностей бюджета не ожидается.
Бюджетная политика города Новотроицка направлена на формирование и исполнение бездефицитного местного бюджета.
Приоритетами бюджетной политики по направлению повышения эффективности бюджетных расходов являются:
обеспечение сбалансированности и устойчивости местного бюджета;
обеспечение реализации программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления;
обеспечение повышения эффективности распределения бюджетных средств;
оптимизация функций муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения;
бесперебойное функционирование информационной системы управления муниципальными финансами;
повышение уровня качества управления муниципальными финансами;
соблюдение принципов открытости бюджетных процедур.
Приоритетными направлениями бюджетной политики в сфере внутреннего финансового контроля являются развитие системы внутреннего муниципального финансового контроля и повышение качества финансового менеджмента участников бюджетного процесса.
Исходя из приоритетов бюджетной политики будет обеспечиваться контроль за соблюдением законодательства, регулирующего бюджетные правоотношения, и в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд в финансово-бюджетной сфере города.
Описание основных цели и задач Программы
Целью Программы является совершенствование системы управления муниципальными финансами и муниципальной собственностью. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Организация бюджетного процесса в городе Новотроицке и повышение эффективности бюджетных расходов местного бюджета;
2. Повышение эффективности управления земельно-имущественным комплексом города Новотроицка.
Реализация каждой задачи осуществляется в рамках соответствующей подпрограммы к настоящей Программе.
Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей муниципальной программы
Успешная реализация муниципальной программы во многом зависит от своевременной оценки рисков.
Наибольшую опасность представляют внешние риски, которыми сложно управлять в рамках действия муниципальной программы:
- риски, связанные с ухудшением экономической ситуации в экономике Российской Федерации и Оренбургской области, что повлечет за собой увеличение дефицита местного бюджета, увеличение объема муниципального долга и стоимости его обслуживания;
- риски, связанные с изменением финансового (бюджетного) и налогового законодательства, законодательства в сфере управления имуществом на федеральном и региональном уровне;
- изменение уровня инфляции, кризисные явления;
- риски, связанные с судебными спорами;
- принятие нормативных правовых актов органами федеральной и региональной власти, приводящих к необходимости увеличения расходов местного бюджета, принятию новых расходных обязательств.
В целях минимизации последствий данных рисков будут приниматься следующие меры:
- проведение мониторинга изменений (проектов изменений) законодательства Российской Федерации и Оренбургской области;
- своевременное определение приоритетных направлений расходования бюджетных средств, перераспределение бюджетных ассигнований в целях обеспечения финансирования первоочередных задач;
- инвентаризация объема и структуры расходных обязательств города Новотроицк, исполняемых за счет средств местного бюджета, подготовка предложений об исключении финансирования расходных обязательств, не отнесенных к полномочиям муниципального образования.
Кроме того, к внутренним рискам, оказывающим влияние на реализацию муниципальной программы, относятся:
- риски, связанные с увеличением заемных средств, в рамках управления муниципальными финансами;
- риски, связанные с ошибками в управлении программой, несвоевременной разработкой, согласованием и принятием нормативных правовых актов и иных документов, обеспечивающих выполнение основных мероприятий муниципальной программы;
- риски неэффективного использования муниципального имущества, как следствие увеличение расходов на его содержание;
- риски, связанные с финансированием программы в неполном объеме.
Управление рисками реализации муниципальной программы будет осуществляться на основе следующих мер:
- анализа показателей долговой устойчивости местного бюджета;
- повышения квалификации и ответственности специалистов участников бюджетного процесса для своевременной и эффективной реализации предусмотренных мероприятий, а также координации их деятельности;
- решения стратегических и тактических задач в работе по управлению муниципальным имуществом, принятием управленческих решений, влияющих на реализацию Программы (привлечение инвесторов путем предоставления льгот, преференций по передаче муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование и др.);
- принятия мер по эффективному распределению имеющихся финансовых средств;
- своевременной корректировки основных мероприятий, сроков их исполнения и индикаторов с сохранением ожидаемых результатов реализации муниципальной программы.
Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2019 - 2024 годы, контрольные этапы не выделяются.
Перечень показателей (индикаторов) Программы
Сведения о показателях (индикаторах) Программы, подпрограмм Программы и их значениях представлены в приложении N 3 к настоящей Программе.
Перечень основных мероприятий Программы
Перечень основных мероприятий представлен в приложении N 4 к настоящей Программе.
Ресурсное обеспечение реализации Программы
Информация о ресурсном обеспечении реализации программ, подпрограмм программы представлены в приложении N 5 к настоящей программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.