Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к муниципальной программе
"Эффективное управление
муниципальной казной и
муниципальным долгом
на 2019 - 2024 годы"
Паспорт подпрограммы
"Управление муниципальной собственностью муниципального образования город Новотроицк"
(далее - Подпрограмма)
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования город Новотроицк (далее - КУМИ) |
Соисполнители подпрограммы |
- |
Участники подпрограммы |
- |
Цель подпрограммы |
Обеспечение эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования город Новотроицк (далее - город Новотроицк) |
Задачи подпрограммы |
1. Осуществление контроля за целевым и эффективным использованием муниципального имущества, расположенного на территории города Новотроицка; 2. Разработка и участие в реализации мер, направленных на увеличение доходной части бюджета муниципального образования город Новотроицк (далее - местный бюджет) от использования муниципальной собственности на территории города Новотроицка; 3. Информационное наполнение государственного кадастра недвижимости; 4. Разграничение государственной собственности на землю |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
Ежегодно количество объектов выносимых на аукционные торги по продаже объектов муниципальной собственности; Количество земельных участков, ежегодно выставленных на торгах (аукцион, конкурс); Количество объектов, прошедших рыночную оценку ежегодно; Количество земельных участков, ежегодно формируемых для строительства, жилого и нежилого назначения, в том числе строительство многоквартирных домов, индивидуального строительства комплексного освоения в целях жилищного строительства; Количество проведенных проверок объектов муниципальной собственности ежегодно. |
Сроки реализации подпрограммы |
2019 - 2024 годы |
Объемы и источники финансирования за счет средств местного бюджета (тыс. руб.) с разбивкой по годам |
94 997,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 17 245,6 тыс. рублей; 2020 год - 15 733,2 тыс. рублей; 2021 год - 15 291,2 тыс. рублей; 2022 год - 15 575,8 тыс. рублей; 2023 год - 15 575,8 тыс. рублей; 2024 год - 15 575,8 тыс. рублей |
Характеристика проблемы
Управление муниципальной собственностью в рамках Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предполагает:
- обеспечение финансово-экономической основы деятельности органов местного самоуправления для решения вопросов местного значения;
- повышение доходов местного бюджета от эффективного использования объектов в составе имущества муниципального имущества;
- привлечение инвестиций и создание условий для предпринимательской деятельности;
- совершенствование системы учета, сохранности и содержания объектов в составе муниципального имущества;
- обеспечение полного и непрерывного пообъектного учета и движения объектов в составе муниципального имущества;
- применение наиболее эффективных способов использования объектов в составе муниципального имущества;
- осуществление контроля за использованием и сохранностью объектов в составе муниципального имущества.
Реализация правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом требует объективных и точных сведений о его составе, количестве и характеристиках. Учет муниципального имущества осуществляется КУМИ путем ведения реестра муниципального имущества. Основной проблемой учета муниципальной собственности является отсутствие надлежащего оформления права муниципальной собственности на ряд объектов недвижимости, что затрудняет оперативное принятие решений по вопросам управления и распоряжения имуществом. Для решения данной проблемы продолжается проведение технической инвентаризации объектов недвижимости и государственной регистрации прав муниципальной собственности.
В настоящее время регистрация прав на недвижимое имущество, поступающее в муниципальную собственность, осуществляется КУМИ в плановом порядке, однако многие объекты недвижимости были приняты в муниципальную собственность города Новотроицка без технической документации и надлежащего оформления перехода прав собственности на них, а зачастую с произведенными перепланировками и реконструкцией. Для решения обозначенных проблем возникает необходимость обращения в суд с заявлениями о признании права собственности, узаконения перепланировок, реконструкции или постановке объектов на учет, как бесхозяйных, а также проведение кадастрового учета объекта недвижимости.
В плановом периоде КУМИ планируется продолжить работу по инвентаризации, постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на объекты муниципальной собственности и уделять особое внимание объектам инженерной инфраструктуры (гидротехнические сооружения, газопроводы, автомобильные дороги, водоводы, канализации). По состоянию на 01.01.2018 доля объектов муниципальной недвижимости города, имеющих надлежащую техническую документацию, составляет 93,0%, доля объектов муниципальной недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано, составляет 93,0%.
В отношении муниципальных объектов нежилого фонда, составляющих муниципальную казну, на КУМИ возложена обязанность по содержанию, оплате коммунальных услуг и охране вышеуказанных объектов недвижимости, на что требуется финансирование. Зачастую, затраты, связанные с охраной, содержанием, ремонтом объектов недвижимости, принятых в муниципальную собственность города и не переданных балансодержателю в пользование, попадают под категорию стихийных неплановых расходов, что вызывает серьезные сложности с финансированием данных мероприятий.
Одним из основных источников неналоговых доходов местного бюджета является арендная плата за пользование муниципальным имуществом и земельными участками.
В связи с реализацией норм Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также вследствие физического износа и списания, перечень имущества, составляющего арендный фонд муниципальной собственности Новотроицка сократился.
В связи с отсутствием текущего ремонта объекты муниципального нежилого фонда перешли в разряд аварийных, часть из которых со временем восстановить становится экономически нецелесообразно.
Стоит отметить, что муниципальное имущество, которое предназначено для приватизации или передачи в аренду из-за своего неудовлетворительного состояния, не интересно для инвесторов, так как они не заинтересованы помимо арендной платы дополнительно осуществлять текущий ремонт за свой счет.
Снижение доходов от продажи земельных участков сократилось в связи с принятием 21.09.2015 постановления Правительства Оренбургской области N 727-п "Об утверждении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области при заключении договора купли-продажи земельных участков без проведения торгов", которым после 1 января 2016 года цена земельного участка определяется в размере 100% и 60% его кадастровой стоимости. Высокая кадастровая стоимость земельных участков является препятствием для выкупа их населением города.
Поступление арендных платежей за земельные участки снизилось из-за обращения арендаторов в суды общей юрисдикции о снижении кадастровой стоимости земельных участков.
В связи с перечисленными факторами происходит постоянное снижение доходов муниципального образования от аренды имущества и земельных участков. Данная тенденция в связи с сокращением арендного фонда сохранится и в плановом периоде.
В целях повышения доходности от аренды КУМИ на постоянной основе проводится претензионно-исковая работа по взысканию задолженностей с недобросовестных арендаторов муниципального имущества и земельных участков. По оценке специалистов КУМИ, основным риском при решении данной проблемы, является низкая платежеспособность пользователей муниципального имущества и невозможность взыскания задолженности перед бюджетом в связи с банкротством юридических лиц.
Приватизация, предоставление муниципального имущества в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям являются одними из ключевых процессов в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" КУМИ осуществляется приватизация муниципального имущества. Доходы от приватизации имущества в полном объеме поступают в местный бюджет. Необходимо отметить, что проводимые мероприятия по продаже муниципального имущества показали низкую активность потенциальных покупателей. Доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности, являются хорошей поддержкой местного бюджета, однако при одномоментности получения финансовых средств от продажи имущества муниципалитет лишается такого постоянного источника неналоговых доходов, как сдача имущества в аренду.
Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Оренбургской области в целом, в том числе муниципального образования город Новотроицк является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан.
Очевидно, что только использование современных методов ведения государственного земельного кадастра может обеспечить всех заинтересованных пользователей, и, в первую очередь, органы местного самоуправления достоверной земельно-кадастровой информацией.
Неотъемлемой частью управления земельно-имущественным комплексом является создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости. Без их создания невозможно формирование рынка земли и недвижимости, планирование поступлений и сбор платежей за землю, и недвижимость, а также развитие и стимулирование инвестиционных процессов.
Основополагающим фактором в создании основы для ведения кадастра недвижимости, разграничении земель, обеспечении регистрации прав собственности, владения, пользования землей, увеличении поступлений от налоговых и неналоговых платежей в доходную часть бюджета муниципального образования город Новотроицк является выполнение работ по формированию земель населенных пунктов и постановки их на государственный кадастровый учет.
Разграничение государственной собственности на землю обеспечит на уровне муниципального образования целостность управления и распоряжения земельными участками и объектами недвижимости как единым объектом налогообложения.
Выполнение Подпрограммных мероприятий даст возможность получать достоверную информацию о количественном и качественном состоянии земель на территории муниципального образования, активизировать вовлечение земли как объекта экономических отношений в гражданский оборот, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, а также совершенствовать систему управления недвижимостью. Для этого КУМИ проводятся мероприятия по информированию населения о необходимости проведения межевых работ.
Выполнение подпрограммных мероприятий позволит эффективно исполнять Закон Оренбургской области от 22.11.2011 N 413/90-V-ОЗ "О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей", Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части формирования и проведения государственного кадастрового учета земельных участков под многоквартирными домами.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона Оренбургской области N 413/90-V-ОЗ следует читать как "22 сентября 2011 г."
Описание основных цели и задач Подпрограммы
Подпрограмма направлена на реализацию мероприятий в области эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью города Новотроицк с целью максимального извлечения прибыли и доходности от использования имущественных ресурсов муниципального образования город Новотроицк.
Целью Подпрограммы является обеспечение эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью города Новотроицка.
Достижение поставленной цели возможно при условии выполнения следующих задач:
1. Осуществление контроля за целевым и эффективным использованием муниципального имущества, расположенного на территории города Новотроицка.
Эффективное использование муниципального имущества заключается в вовлечении объектов муниципальной собственности в хозяйственный оборот, контролировании экономической эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий, сохранности и использовании по целевому назначению муниципального имущества;
2. Разработка и участие в реализации мер, направленных на увеличение доходов местного бюджета от использования муниципальной собственности.
Повышение уровня доходности основано на осуществлении оценки объектов муниципальной собственности и взимании арендной платы за использование объектов муниципальной собственности, а также обеспечении защиты имущественных интересов муниципального образования в судах общей юрисдикции и Арбитражном суде;
3. Информационное наполнение государственного кадастра недвижимости;
4. Разграничение государственной собственности на землю, обеспечивающее эффективное использование земли, вовлечение ее в оборот, стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан.
Для достижения целей Подпрограммы КУМИ руководствуется в своей работе следующими принципами:
1. Открытости и доступности оказываемых услуг;
2. Прозрачности, публичности, справедливости и профессионализма;
3. Обеспечения законных прав и интересов жителей города.
Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Подпрограммы
Наибольшую опасность представляют внешние риски, которыми сложно управлять в рамках действия муниципальной программы:
- риски, связанные с изменением законодательства в сфере управления имуществом на федеральном и региональном уровне;
- высокая зависимость от цен на проведение землеустроительных, инвентаризационных, кадастровых и оценочных работ;
- риски, связанные с судебными спорами;
- принятие нормативных правовых актов органами федеральной и региональной власти, приводящих к необходимости увеличения расходов местного бюджета, принятию новых расходных обязательств.
В целях минимизации последствий данных рисков будут приниматься следующие меры:
- проведение мониторинга изменений (проектов изменений) законодательства Российской Федерации и Оренбургской области;
- своевременное определение приоритетных направлений расходования бюджетных средств, перераспределение бюджетных ассигнований в целях обеспечения финансирования первоочередных задач.
К внутренним рискам, оказывающим влияние на реализацию Подпрограммы, относятся:
- риски неэффективного использования муниципального имущества, как следствие увеличение расходов на его содержание;
- риски, связанные с ошибками в управлении программой, несвоевременной разработкой, согласованием и принятием нормативных правовых актов и иных документов, обеспечивающих выполнение основных мероприятий;
- риски, связанные с финансированием программы в неполном объеме.
Управление рисками реализации Подпрограммы будет осуществляться на основе следующих мер:
- решения стратегических и тактических задач в работе по управлению муниципальным имуществом, принятием управленческих решений, влияющих на реализацию Программы (привлечение инвесторов путем предоставления льгот, преференций по передаче муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование и др.);
- повышения квалификации и ответственности специалистов для своевременной и эффективной реализации предусмотренных мероприятий, а также координации их деятельности;
- принятия мер по эффективному распределению имеющихся финансовых средств;
- своевременной корректировки основных мероприятий, сроков их исполнения и индикаторов с сохранением ожидаемых результатов реализации муниципальной программы.
Сроки реализации Подпрограммы
Сроки реализации Подпрограммы - 2019 - 2024 годы, контрольные этапы не выделяются.
Перечень показателей (индикаторов) Подпрограммы
Перечень целевых индикаторов Подпрограммы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации представлен в приложении N 3 к Программе.
Перечень основных мероприятий Подпрограммы
Перечень основных мероприятий представлен в приложении N 4 к настоящей Программе.
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы
Информация о ресурсном обеспечении реализации программ, подпрограмм программы представлены в приложении N 5 к настоящей программе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "реализации программ, подпрограмм программы" имеется в виду "реализации Подпрограммы"
Методика оценки эффективности Подпрограммы
Оценка эффективности Программы проводится в соответствии с разделом V "Реализация муниципальных программ и оценка их эффективности" Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования город Новотроицк, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 18 августа 2014 года N 1398-п.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.