Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к муниципальной программе
"Эффективное управление
муниципальной казной и
муниципальным долгом
на 2019 - 2024 годы"
Паспорт подпрограммы
"Организация бюджетного процесса и повышение эффективности бюджетных расходов в муниципальном образовании город Новотроицк"
(далее - Подпрограмма)
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Финансовое управление администрации муниципального образования город Новотроицк (далее - финансовое управление) |
Соисполнители подпрограммы |
Администрация муниципального образования город Новотроицк (экономический отдел), |
Соисполнители подпрограммы |
Администрация муниципального образования город Новотроицк (экономический отдел), |
Участники подпрограммы |
Главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) |
Цель подпрограммы |
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования город Новотроицк и повышение качества управления муниципальными финансами |
Задачи подпрограммы |
1. Совершенствование бюджетного процесса в муниципальном образовании город Новотроицк (далее - город Новотроицк); 2. Качественная подготовка проекта местного бюджета и надлежащее исполнение местного бюджета; 3. Эффективное управление муниципальным долгом и сохранение объема и структуры муниципального долга города Новотроицка на экономически безопасном уровне; 4. Организация и осуществление первичного и текущего контроля в финансово-бюджетной сфере |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
1. Соблюдение бюджетного законодательства при утверждении объема условно-утвержденных расходов бюджета; 2. Абсолютное отклонение фактического объема доходов (без учета безвозмездных поступлений) за отчетный год от первоначального плана; 3. Просроченная кредиторская задолженность по долговым обязательствам; 4. Доля бюджетных инвестиций в общем объеме расходов бюджета; 5. Доля автономных и бюджетных учреждений, оказывающих услуги, в общем числе муниципальных учреждений; 6. Прирост объема доходов автономных и бюджетных учреждений от приносящих доход деятельности; 7. Доля руководителей органов местного самоуправления, руководителей учреждений для которых оплата их труда определяется с учетом результатов их профессиональной деятельности. |
Сроки реализации подпрограммы |
2019 - 2024 годы |
Объемы финансирования за счет средств местного бюджета (тыс. руб.) с разбивкой по годам |
308 121,5 тыс. рублей, в т.ч.: 2019 г. - 49 771,4 тыс. рублей; 2020 г. - 51 504,2 тыс. рублей; 2021 г. - 51 709,9 тыс. рублей; 2022 г. - 51 712,0 тыс. рублей; 2023 г. - 51 712,0 тыс. рублей; 2024 г. - 51 712,0 тыс. рублей |
Характеристика текущего состояния бюджетного процесса и управления муниципальными финансами в области повышения эффективности бюджетных расходов в городе Новотроицке
Повышение эффективности управления муниципальными финансами невозможно без обеспечения сбалансированности местного бюджета. Устойчивость и сбалансированность являются основными показателями качества состояния и перспектив развития бюджетной системы города.
Необходимыми условиями устойчивости бюджетной системы являются точность прогнозирования доходов местного бюджета, соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов местного самоуправления.
Для повышения устойчивости бюджета города Новотроицка проведена результативная работа по развитию доходной базы, удлинению горизонта бюджетного планирования, формированию нормативно-правовой и организационной базы регулирования бюджетных отношений, автоматизации бюджетного процесса, ведению реестра расходных обязательств, исполнения бюджета по казначейской системе, созданию системы финансового менеджмента.
В целях реализации программно-целевого метода формирования бюджета в городе Новотроицке действует постановление администрации муниципального образования город Новотроицк от 18 августа 2014 года N 1398-п "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования город Новотроицк".
Реализация Подпрограммы окажет положительное влияние на функционирование всей бюджетной системы города Новотроицка в целом: будут обеспечены рост бюджетного потенциала, долгосрочная устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, что приведет к расширению возможностей местного бюджета для активного развития общественной инфраструктуры и повышения качества жизни населения.
В соответствии с законодательством Российской Федерации финансовую основу местного самоуправления в муниципальном образовании составляет местный бюджет. Источниками формирования доходов местного бюджета должны являться налоговые и неналоговые доходы, аккумулируемые на территории муниципального образования.
Так, согласно бюджетному законодательству доходы местного бюджета формируются за счет земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога, государственной пошлины за совершение отдельных нотариальных действий, а также отчислений от федеральных и региональных налогов.
Доходная база местного бюджета складывается из поступлений местных налогов - земельного налога, налога на имущество физических лиц, налоговых доходов от федеральных налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Оренбургской области, в том числе:
налога на доходы физических лиц;
налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
единого сельскохозяйственного налога;
налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения;
государственной пошлины.
Однако проблема недостаточной самообеспеченности города Новотроицка стоит довольно остро.
Серьезные трудности для развития финансовой базы Новотроицка, как и большинства других муниципальных образований, создают централизация налоговых и иных обязательных сборов в федеральном бюджете и зависимость местных бюджетов от региональных, а региональных - от федерального. Так, доля налоговых и неналоговых поступлений в общей сумме доходной части бюджета Новотроицка в 2017 году составила 49,5%.
В сложившихся условиях наблюдается ситуация нехватки средств на едином счете местного бюджета. Чтобы не допустить сбоя в работе городской социальной инфраструктуры, для исполнения бюджетных обязательств в критически необходимых объемах в последние годы городом осуществляются муниципальные заимствования. Объем муниципального долга муниципального образования город Новотроицк по состоянию на 01.01.2018 составил 273 000,0 тыс. рублей. Отношение муниципального долга города Новотроицка (за вычетом выданных гарантий) к доходам местного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений по дополнительным нормативам на 1 января 2018 года составило 41,3%.
В свете указанных выше проблем роль долговой политики в составе финансовой политики города Новотроицка в последнее время только возрастает. Эффективное управление муниципальным долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и, прежде всего, создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов, а также публичного раскрытия информации о долговой политике города.
На данном направлении реализации Подпрограммы необходимы работа по совершенствованию структуры муниципального долга и оптимизации расходов по его обслуживанию, регулярный мониторинг соблюдения предельных параметров по объему муниципального долга. Формальное отношение к управлению муниципальным долгом может привести к росту расходов на обслуживание муниципального долга выше экономически обоснованного уровня, недостаточной равномерности распределения во времени расходов на обслуживание муниципального долга.
Несмотря на проводимые преобразования и реализуемые реформы в бюджетном процессе, можно выделить следующие основные проблемы, присущие бюджетной системе в городе Новотроицке:
- стратегическое планирование на местном уровне остается недостаточно увязанным с бюджетным планированием;
- структура и динамика расходов местного бюджета недостаточно увязаны с целями государственной политики;
- отсутствует четкая и прозрачная взаимосвязь между достигнутыми результатами и расходами, направленными на их достижение, как на уровне администрации города, так и на уровне конкретного муниципального учреждения;
- не созданы механизмы для мотивации органов администрации города, а также муниципальных учреждений города в повышении эффективности бюджетных расходов и деятельности в целом.
Необходимость достижения целей, установленных в основных нормативных правовых актах, устанавливающих ориентиры социально-экономического развития города Новотроицка, увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов администрации города, а также по модернизации системы управления общественными финансами города.
Настоящая Подпрограмма распространяется на широкий спектр направлений, в том числе:
- обеспечение сбалансированности и устойчивости местного бюджета;
- реализация программно-целевых принципов организации деятельности органов администрации города;
- развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
- повышение эффективности распределения бюджетных средств;
- оптимизация функций муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения;
- развитие информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов администрации города.
Как видно из структуры мероприятий, сохранилась преемственность направлений преобразований, заложенных в Подпрограмму, с точки зрения реформ, которые были реализованы ранее.
Сменился акцент реформ: со структурных изменений всей системы управления общественными финансами на повышение эффективности деятельности органов власти в рамках сформированной системы и получение положительных финансовых результатов в виде экономии бюджетных средств, повышения качества муниципальных услуг, что нашло отражение в долгосрочной целевой программе "Повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования город Новотроицк на период до 2013 года", утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 29 декабря 2011 года N 2298-п.
Мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов продолжили свою реализацию в 2014 году в рамках муниципальной программы, утвержденной постановлением от 14.10.2013 N 2116-п, и в 2015 году - в рамках муниципальной программы, утвержденной постановлением от 9.09.2014 N 1541-п.
Решение по включению мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов в подпрограмму "Организация бюджетного процесса и повышение эффективности бюджетных расходов в муниципальном образовании город Новотроицк" позволит более целостно и системно подойти к решению поставленных задач, непрерывно до 2024 года работать в данном направлении, а также скоординировано решать поставленные задачи.
Описание основной цели и задач Подпрограммы
Целью Подпрограммы являются обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Новотроицк и повышение качества управления муниципальными финансами.
Достижение указанной цели подразумевает организацию исполнения местного бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, повышение эффективности планирования и расходования средств местного бюджета, организацию текущего финансового контроля, совершенствование нормативной правовой базы бюджетного процесса.
Достижение цели Подпрограммы обеспечивается за счет решения следующих задач:
1) совершенствование бюджетного процесса в городе Новотроицк;
2) качественная подготовка проекта местного бюджета и надлежащее исполнение местного бюджета;
3) эффективное управление муниципальным долгом и сохранение объема и структуры муниципального долга города Новотроицка на экономически безопасном уровне;
4) организация и осуществление первичного и текущего контроля в финансово-бюджетной сфере.
Для достижения поставленной цели необходимо решить более важную задачу, чем простая оптимизация расходов в условиях дефицита местного бюджета, - в рамках выделенных средств достигать максимальной результативности как при предоставлении муниципальных услуг, так и при реализации крупных проектов и в ежедневной рутинной деятельности муниципальных учреждений, органов администрации города.
Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Подпрограммы
Наибольшую опасность представляют внешние риски, которыми сложно управлять в рамках действия муниципальной программы:
- риски, связанные с ухудшением экономической ситуации в экономике Российской Федерации и Оренбургской области, что повлечет за собой увеличение дефицита местного бюджета, увеличение объема муниципального долга и стоимости его обслуживания;
- риски, связанные с изменением финансового (бюджетного) и налогового законодательства на федеральном и региональном уровне;
- изменение уровня инфляции, кризисные явления;
- принятие нормативных правовых актов органами федеральной и региональной власти, приводящих к необходимости увеличения расходов местного бюджета, принятию новых расходных обязательств.
В целях минимизации последствий данных рисков будут приниматься следующие меры:
- проведение мониторинга изменений (проектов изменений) законодательства Российской Федерации и Оренбургской области;
- своевременное определение приоритетных направлений расходования бюджетных средств, перераспределение бюджетных ассигнований в целях обеспечения финансирования первоочередных задач;
- инвентаризация объема и структуры расходных обязательств муниципального образования город Новотроицк, исполняемых за счет средств местного бюджета, подготовка предложений об исключении финансирования расходных обязательств, не отнесенных к полномочиям муниципального образования.
К внутренним рискам, оказывающим влияние на реализацию Подпрограммы, относятся:
- риски, связанные с увеличением заемных средств, в рамках управления муниципальными финансами;
- риски, связанные с ошибками в управлении программой, несвоевременной разработкой, согласованием и принятием нормативных правовых актов и иных документов, обеспечивающих выполнение основных мероприятий;
- риски, связанные с финансированием программы в неполном объеме.
Управление рисками реализации Подпрограммы будет осуществляться на основе следующих мер:
- анализа показателей долговой устойчивости местного бюджета;
- повышения квалификации и ответственности специалистов участников бюджетного процесса для своевременной и эффективной реализации предусмотренных мероприятий, а также координации их деятельности;
- принятия мер по эффективному распределению имеющихся финансовых средств;
- своевременной корректировки основных мероприятий, сроков их исполнения и индикаторов с сохранением ожидаемых результатов реализации муниципальной программы.
Сроки реализации Подпрограммы
Сроки реализации Подпрограммы - 2019 - 2024 годы, контрольные этапы не выделяются.
Основные меры правового регулирования, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов Подпрограммы
N |
Вид муниципального правового акта |
Основные положения муниципального правового акта |
Срок принятия муниципального правового акта |
1 |
Приказ финансового управления |
Утверждение методики формирования местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период |
Ежегодно, не позднее 1 ноября |
2 |
Решение городского Совета депутатов |
Бюджет муниципального образования город Новотроицк на очередной финансовый год и плановый период |
Ежегодно, не позднее 31 декабря |
3 |
Решение городского Совета депутатов |
Отчет об исполнении бюджета муниципального образования город Новотроицк |
Ежегодно, не позднее 31 июня |
Перечень показателей (индикаторов) Подпрограммы
Перечень целевых индикаторов Подпрограммы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации представлен в приложении N 3 к Программе.
Перечень основных мероприятий Подпрограммы
Перечень основных мероприятий представлен в приложении N 4 к настоящей Программе.
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы
Информация о ресурсном обеспечении реализации программ, подпрограмм программы представлены в приложении N 5 к настоящей программе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "реализации программ, подпрограмм программы" имеется в виду "реализации Подпрограммы"
Методика оценки эффективности Подпрограммы
Оценка эффективности Программы проводится в соответствии с разделом V "Реализация муниципальных программ и оценка их эффективности" Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования город Новотроицк, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 18 августа 2014 года N 1398-п.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.