Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3 изменено. - Постановление администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области от 20 марта 2019 г. N 403-п
Приложение N 3
к муниципальной программе
"Развитие системы образования
на территории муниципального
образования город Новотроицк
на 2019 - 2024 годы"
Паспорт подпрограммы
"Обеспечение доступности и качества дополнительного образования"
муниципальной программы "Развитие системы образования на территории муниципального образования город Новотроицк на 2019 - 2024 годы"
(далее - Подпрограмма N 3)
20 марта 2019 г.
1. Характеристика проблемы обеспечения доступности и качества дополнительного образования
В системе образования администрации муниципального образования город Новотроицк функционирует 3 образовательных учреждений дополнительного образования детей (МОАУ ДОД "ЦРТДЮ", МОАУ ДОД "СДЮТурЭ", МОАУ ДОД "СЮТ"), на базе которых в 441 объединении обучаются более 7767 человек по программам дополнительного образования, что составляет 79% от общего числа обучающихся в общеобразовательных организациях города без учета посещения детьми 2 или более творческих объединений.
На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:
- создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
- формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Серьезное внимание уделяется развитию научного творчества учащихся. В городе сложилась практика проведения городских научно-исследовательских и научно-практических конференций.
Образовательные учреждения города более десяти лет сотрудничают с филиалом ОГУ Орским государственным технологическим институтом, с ВУЗами г. Оренбурга. За эти годы накоплен определенный опыт.
Кроме этого, на базе МАУДО "Центр развития творчества детей и юношества" работают 4 группы научного общества учащихся с охватом 100 человек.
Ежегодно осуществляется поддержка высокомотивированных и творчески одаренных детей: в рамках праздника "Талантливые дети" учащиеся - победители и призеры олимпиад награждаются дипломами и ценными призами, педагоги - благодарственными письмами муниципального управления образования и министерства образования области.
Члены городского Актива лидеров отделения ОООО "ФДО" "Единство плюс" МАУДО "ЦРТДЮ" входят в состав областной Детской общественной Правовой Палаты и областного Совета лидеров Ученического самоуправления.
Воспитанники "Центра дорожного контроля" городского Штаба ЮИД - ежегодные победители и призеры областных конкурсов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Педагогами и обучающимися МАУДО "СДЮТурЭ" за последний год совершено 3 спортивных туристских походов 1 - 4 категории сложности с участием 30 спортсменов-туристов. В походах выходного дня ежегодно принимают участие до 1100 человек.
Традиционно проводятся социально значимые массовые мероприятия среди детей и педагогов, профилактические акции и операции, в их числе:
- конкурсы "Учитель года", "Ученик года" под девизом: "Горжусь, что я - новотройчанин!", "Лидер XXI века";
- участие образовательных организаций в фестивале самодеятельного творчества "Новотроицкая весна" с охватом более 4000 детей и педагогов, из которых в 2018 году 1500 награждены дипломами комитета по культуре;
- слеты юных туристов-краеведов и ориентировщиков, "Школа безопасности", "Туристёнок", "Золотая осень", "Новогодняя снежинка", "Подснежник" и др.;
- мероприятия в рамках областного Дня детства (программа "Играй город", праздничная акция "Счастливый день детства", патриотическая акция "Птица мира - птица счастья!", развлекательная программа "Это твой мир!", праздничный флешмоб на улицах города и др.), участие в областном марафоне добрых дел "Вселенная! Россия! Дети!";
- городской фестиваль самодеятельного творчества "Звездопад" под девизом: "Здравствуй, лето красное!" (среди 17 лагерей дневного пребывания при образовательных учреждениях);
- конкурс программ в сфере летнего отдыха и оздоровления школьников среди лагерей дневного пребывания;
- межведомственные акции и операции: "Аллея славы", "Подросток", "Помоги ребенку", "Внимание, дети!", "Скажи, где торгуют смертью", и др.;
- месячники правовых знаний, профилактики наркомании, правонарушений, правилам безопасности в быту и на дорогах и другие.
В последние годы в среднем на 20% отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе. Растет число детей дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы. Заметно увеличилась мотивация семей и детей к участию в различных конкурсных мероприятиях. Возрастает активность подростков и молодежи в использовании образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в том числе массовых открытых онлайн-курсов, видеозанятий.
Отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной регламентации, с одной стороны, позволяет создавать необходимую вариативность и обновляемость программ, с другой стороны, не всегда обеспечивает предоставление услуг достойного качества и эффективное расходование средств бюджетов всех уровней.
Инфраструктура современного дополнительного образования детей создана десятилетия назад и отстает от современных требований. Система испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ.
Наметившаяся тенденция повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования пока не приостановила отток наиболее квалифицированных кадров и не привела к массовому привлечению талантливых молодых специалистов.
Благодаря программному подходу произошел рост участников соревнований, олимпиад и конкурсов областного, зонального и всероссийского уровня с 43% до 60%. Наряду с этим, при наблюдаемой позитивной тенденции увеличения числа и расширения спектра направлений конкурсных мероприятий пока не обеспечен необходимый уровень системности проводимой работы, позволяющий реализовать ее потенциал как механизма мотивации семей, выявления талантливых детей, и мониторинга эффективности работы организаций дополнительного образования.
Меры, принимаемые государством по развитию системы дополнительного образования детей, нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", согласно которому Правительству Российской Федерации к 2020 году поручено обеспечить увеличение числа детей в возрасте от 5 лет до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 - 75%.
Во всех учреждениях дополнительного образования детей согласно приказу Минобрнауки России от 29.08.2013 г. N 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" проведено обновление нормативно-правовой основы. Их деятельность направлена на реализацию мероприятий "Дорожной карты" в части дополнительного образования в соответствии с таблицами Всероссийского мониторинга. В настоящее время:
- охват детей программами дополнительного образования составляет - 86%, что на 3% выше планового показателя "Дорожной карты"; наблюдается динамика качества освоения общеобразовательной программы в системе работы УДО,
- увеличивается средняя наполняемость групп и объединений с 13,7 (чел./мест) в 2016 году до 17,7 в 2018 году;
- незначительно снизился процент охвата детей кружками технической направленности (с 7,1% в 2016 году до 5,4%), более значительно - туристско-краеведческой направленности (с 7,8% в 2016 году до 4,6%) по причине занятости педагогов-совместителей во внеурочной деятельности по их основному месту работы в рамках ФГОС и изменения штатного расписания УДО в связи с сокращением бюджетного финансирования;
- увеличился процент программ дополнительного образования, реализуемых с использованием ИКТ - с 10% в 2017 году до 14%, но остается на 9% ниже требуемого уровня;
- доля педагогических работников в возрасте до 35 лет составляет 17,2% (2017 - 25,6%) в сравнении с нормой в 31%.
На 5% снизилось количество подростков, состоящих на учете за употребление наркотических и токсических веществ. Однако, систематическая занятость обучающихся, состоящих на различных видах профилактического учета, в творческих объединениях, в том числе в системе дополнительного образования, на данный момент не является стопроцентной. С учетом занятости этой категории детей и подростков в социально значимой деятельности на школьном и муниципальном уровнях их общая занятость составляет всего 96%.
Остается острой проблемой сохранение видового многообразия системы дополнительного образования, в том числе туристско-краеведческой и технического направленности.
Отмечая позитивные изменения в работе с одаренными детьми, необходимо решать задачу по изучению и распространению сложившегося в городе положительного опыта по созданию условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями как основы интеллектуального, творческого и культурного потенциала города.
2. Основная цель и задачи Подпрограммы N 3
Основной целью Подпрограммы является обеспечение качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей.
Приоритетными задачами развития сферы дополнительного образования детей являются:
- Обеспечение современного качества, доступности и эффективности воспитания и дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования;
- Обеспечение сохранения и развития единого культурного и информационного пространства города при создании условий и механизмов устойчивого развития системы воспитания и дополнительного образования детей;
- Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблемы по выявлению и обучению одарённых и талантливых детей, поддержка педагогов;
- Создание условий для укрепления здоровья учащихся, снижение уровня преступности, повышение качества подготовки молодежи к службе в вооруженных силах Российской Федерации; создание целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья учащихся;
- Обеспечение реализации проекта Школа приемных родителей "Добро пожаловать домой!".
3. Сроки реализации Подпрограммы N 3
Сроки реализации Подпрограммы: 2019 - 2024 годы.
4. Объем финансирования Подпрограммы N 3
Финансирование Подпрограммы осуществляется за счет средств муниципального бюджета (Приложение N 9 к настоящей муниципальной Программе). Иных средств Подпрограммой не предусмотрено.
5. Целевые индикаторы Подпрограммы N 3
Перечень целевых индикаторов Подпрограммы N 3 представлен в Приложении N 7 к настоящей муниципальной Программе.
6. Основные мероприятия Подпрограммы N 3
Перечень основных мероприятий Подпрограммы N 3 представлен в Приложении N 9 к настоящей муниципальной Программе.
7. Методика оценки эффективности Подпрограммы N 3
Оценка эффективности Подпрограммы N 3 проводится в соответствии с разделом V "Реализация муниципальных программ и оценка их эффективности" Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования город Новотроицк, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 18 августа 2014 года N 1398-п. "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования город Новотроицк".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.