Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства области
от 28.06.2019 N 448-пп
Изменения, которые вносятся в государственную программу "Формирование комфортной городской среды в Оренбургской области" на 2018 - 2022 годы"
1. Наименование государственной программы "Формирование комфортной городской среды в Оренбургской области" на 2018 - 2022 годы" (далее - Программа) изложить в новой редакции:
"Государственная программа "Формирование комфортной городской среды в Оренбургской области".
2. Паспорт и список определений, используемых в Программе, изложить в новой редакции:
"Паспорт государственной программы
"Формирование комфортной городской среды в Оренбургской области
(далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы |
- |
министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - минстрой) |
Соисполнители Программы |
- |
отсутствуют |
Участники Программы |
- |
отсутствуют |
Подпрограммы Программы |
- |
отсутствуют |
Приоритетные проекты (программы), региональные проекты, реализуемые в рамках Программы |
|
региональный проект "Формирование комфортной городской среды в Оренбургской области" |
Цель Программы |
- |
создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды |
Задачи Программы |
- |
обеспечение формирования единых подходов и ключевых приоритетов формирования современной городской среды на территории Оренбургской области с учетом приоритетов территориального развития; создание универсальных механизмов вовлечения заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований Оренбургской области (далее - муниципальные образования); обеспечение проведения мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований в соответствии с едиными требованиями |
Показатели (индикаторы) Программы |
- |
количество благоустроенных дворовых территорий за отчетный период (единиц); количество благоустроенных общественных территорий за отчетный период (единиц); количество благоустроенных мест массового отдыха населения (городских парков) за отчетный период (единиц); доля органов местного самоуправления поселений, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1000 человек, обеспечивших утверждение нормативных правовых актов, направленных на формирование комфортной городской среды (процентов); доля органов местного самоуправления поселений, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1000 человек, обеспечивших утверждение муниципальных программ формирования современной городской среды (процентов); доля органов местного самоуправления поселений, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1000 человек, обеспечивших проведение инвентаризации уровня благоустройства территорий (процентов); доля дворовых территорий, благоустройство которых выполнено при участии граждан, организаций и заинтересованных лиц (процентов); количество реализованных проектов по благоустройству, отобранных для участия в конкурсе лучших практик, проводимом Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (единиц); доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды, от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды (тысяч человек) |
Срок и этапы реализации Программы |
- |
2018 - 2024 годы, этапы не выделяются |
Объем бюджетных ассигнований Программы |
- |
1 585 304,4 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2018 год - 485 036,00 тыс. рублей; 2019 год - 757 624,80 тыс. рублей; 2020 год - 171 321,80 тыс. рублей; 2021 год - 171 321,80 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
достижение показателей регионального проекта "Формирование комфортной городской среды в Оренбургской области"; формирование базы проектов - лучших практик реализации проектов по благоустройству, направление их на конкурс в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
Список определений, используемых в Программе:
благоустройство территории - комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, предназначенных для обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан, поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния территории;
бульвар - аллея или полоса зеленых насаждений вдоль улицы, вдоль берега реки, предназначенная для прогулок, пешеходного движения, кратковременного отдыха, защиты тротуаров и зданий от пыли и шума;
дворовая территория многоквартирных домов (далее - МКД) - совокупность территорий, прилегающих к МКД, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к МКД;
малые города - населенные пункты, имеющие статус города, с численностью населения до 100 тыс. человек включительно;
дизайн-проект - пакет документации, дающей представление о проекте общественного пространства (генеральный план, визуализации, эскизы малых архитектурных форм, пояснительные записки, фотографии, иллюстрирующие существующее положение, другое);
дополнительные виды работ по благоустройству дворовых территорий - оборудование детских и (или) спортивных площадок, устройство автомобильных парковок, площадок для мусорных контейнеров, озеленение территорий и другие работы (предусмотренные по желаниям жителей, утвержденные протоколом после проведения собрания собственников жилья);
инвентаризация территории - комплекс мероприятий, направленных на выявление и уточнение данных территории в целях учета такой территории;
индекс качества городской среды муниципального образования (далее - индекс) - цифровое значение состояния городской среды населенных пунктов, входящих в муниципальное образование, полученное в результате комплексной оценки количественных и поддающихся измерению показателей, характеризующих уровень комфорта проживания на соответствующей территории (далее - индикаторы), в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации;
комплексный проект благоустройства общественной территории - проект благоустройства, предусматривающий использование различных элементов благоустройства, а также функциональное разнообразие на объекте благоустройства в целях обеспечения привлекательности территории для разных групп населения;
малые архитектурные формы - элементы монументально-декоративного оформления, устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения, водные устройства, городская мебель, коммунально-бытовое и техническое оборудование на территории муниципального образования и другие объекты городского дизайна (урны, скамьи, декоративные ограждения, светильники, декоративные стенки, фонтаны, беседки, вазы для цветов, монументально-декоративные композиции, декоративные скульптуры, оборудование детских, спортивных площадок, площадок для отдыха, другое);
минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий - ремонт дворовых проездов, ремонт (устройство) тротуаров, ремонт подходов к входам МКД, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн;
набережная - сооружение, окаймляющее береговую линию реки или других водных объектов, созданное для укрепления берега, предохранения его от размыва, удобного прохода и проезда вдоль берега;
наружное освещение (в том числе праздничное) - совокупность элементов, предназначенных для освещения в темное время суток магистралей, улиц, площадей, парков, скверов, бульваров, дворов и пешеходных дорожек города;
неблагоприятная среда - состояние городской среды, устанавливаемое в соответствии с Методикой формирования индекса качества городской среды, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2019 года N 510-р, при котором количество набранных муниципальным образованием, в отношении которого устанавливается индекс, баллов составляет менее 50 процентов от максимально возможного количества баллов;
общественные территории (территории общего пользования) - территории муниципальных образований, свободные от транспорта, в том числе пешеходные зоны, площади, улицы, скверы, парки, бульвары, пляжи, набережные, а также наземные, подземные, надземные части зданий и сооружений, специально предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях организации досуга, проведения массовых мероприятий;
озеленение - элемент благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающий формирование среды муниципального образования с активным использованием растительных компонентов, а также комплексный процесс, связанный с проведением работ по различным видам инженерной подготовки (вертикальная планировка, террасирование, кронирование и другое) и благоустройству озелененных территорий (непосредственная посадка деревьев, в том числе крупномеров, кустарников, создание травянистых газонов, цветников, альпинариев и розариев, устройство специализированных садов, другое);
парк - озелененная территория, представляющая собой часть территории природного комплекса, на которой располагаются природные и искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты (парк, сад, сквер, бульвар);
парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения;
паспорт объекта - совокупность текстовой информации с описанием принятых архитектурно-планировочных, конструктивных решений здания, в том числе по благоустройству его территории, баланса территории, технико-экономических показателей, и графической информации с изображением цветового решения фасадов с учетом основных и дополнительных элементов и оборудования фасадов и элементов благоустройства территории с указанием средств озеленения;
пешеходная дорожка - размещаемое за пределами проезжей части инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов, обеспечивающее связь между функциональными зонами благоустраиваемой территории;
пешеходные зоны - участки территории населенного пункта, на которых осуществляется движение населения в прогулочных и культурно-бытовых целях, в целях транзитного передвижения и которые обладают определенными характеристиками (наличие остановок скоростного внеуличного и наземного общественного транспорта, высокая концентрация объектов обслуживания, памятников истории и культуры, рекреаций, высокая суммарная плотность пешеходных потоков); могут формироваться на эспланадах, пешеходных улицах, пешеходных частях площадей населенного пункта;
площадь - открытое, архитектурно обрамленное зданиями и зелеными насаждениями пространство, входящее в систему городских пространств;
пляж - территория массового отдыха на берегу водоема с открытым плоским берегом и обустроенной частью водоема в целях безопасного купания;
сквер - объект озеленения города, представляющий собой участок площадью около 0,15 - 2 гектара, размещаемый на площади, перекрестке улиц либо на примыкающем к улице участке квартала; планировка включает дорожки, площадки, газоны, цветники, отдельные группы деревьев, кустарников; предназначается для кратковременного отдыха пешеходов и художественного оформления архитектурного ансамбля;
территории особого городского значения - территории с особым статусом, обладающие повышенной культурно-рекреационной и социальной ценностью, на которых действуют повышенные требования к качеству проектирования, содержанию фасадов и благоустройству территорий в соответствии с перечнем, утвержденным руководителем муниципального образования в установленном порядке;
тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части дворового проезда;
улица - обустроенная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, находящаяся в пределах населенных пунктов, в том числе магистральная дорога скоростного и регулируемого движения, пешеходная, велосипедная и парковая дорога, дорога в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах);
элементы благоустройства территории - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, используемые как составные части благоустройства.".
3. Разделы 1 - 8 Программы изложить в новой редакции:
"1. Характеристика текущего состояния сектора благоустройства в муниципальных образованиях
В ходе анализа текущего состояния, оценки потребностей и спроса населения выявлена необходимость реализации ряда мероприятий, направленных на благоустройство территорий населенных пунктов муниципальных образований в соответствии с современными требованиями.
Благоустройство территорий муниципального образования, в том числе территорий соответствующего функционального назначения (площади, набережные, улицы, пешеходные зоны, скверы, парки, иные территории) (далее - общественные территории) и дворовых территорий, является важнейшей сферой деятельности муниципального хозяйства. Именно в этой сфере создаются условия для населения, которые обеспечивают высокий уровень жизни как для отдельного человека по месту проживания, так и для всех жителей города, района, улицы.
Комфортность проживания в МКД определяется уровнем благоустройства дворовых территорий с учетом организации во дворах дорожно-тропиночной сети, устройства газонов и цветников, озеленения, освещения территории двора, размещения малых архитектурных форм, организации детских и спортивно-игровых площадок, комплектации дворов элементами городской мебели, организации площадок для отдыха взрослых, устройства хозяйственно-бытовых площадок, площадок для индивидуального транспорта, организации площадок для выгула домашних животных, обустройства мест сбора и временного хранения мусора. Жилье не может считаться комфортным, если окружение не благоустроено.
Без благоустройства дворовых территорий благоустройство города не может носить комплексного характера и эффективно влиять на повышение качества жизни населения.
Главными проблемами являются:
недостаточное бюджетное финансирование благоустройства и озеленения населенных пунктов;
неудовлетворительное состояние асфальтобетонного покрытия на придомовых и общественных территориях;
недостаточная обеспеченность жилой среды элементами благоустройства (урны, скамейки, детские и спортивные площадки, парковочные карманы, контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, освещение, объекты, предназначенные для обслуживания лиц с ограниченными возможностями);
неудовлетворительное состояние большого количества зеленых насаждений.
Благоустройство должно обеспечивать интересы пользователей каждого участка жилой и общественной территории. Еще одно важное условие формирования жилой и общественной среды - ее адаптация к требованиям инвалидов и физически ослабленных лиц. При освещении улиц, площадей, скверов, парков и других объектов благоустройства муниципальных образований необходимо внедрение энергосберегающих технологий.
На 1 января 2017 года в Оренбургской области насчитывалось 131 муниципальное образование с численностью населения свыше 1000 человек. На территориях указанных муниципальных образований расположено 548 общественных территорий и 9038 МКД, образующих 6296 дворовых территорий.
По итогам ведомственного мониторинга сферы благоустройства муниципальных образований доля благоустроенных муниципальных территорий общего пользования (парки, скверы, набережные, другое) составила 41,05 процента от общего количества таких территорий; доля благоустроенных дворовых территорий МКД составила 40,4 процента от общего количества дворовых территорий МКД.
За 2017 год уровень благоустроенности дворовых и общественных территорий повысился незначительно (выполнены благоустроительные работы на 36 дворовых и 10 общественных территориях) - в среднем на 2,0 процента.
Анализ существующего состояния благоустройства общественных и дворовых территорий показал, что уровень их комфортности не отвечает современным требованиям, работа по благоустройству городских округов и сельских населенных пунктов пока не приобрела комплексного и постоянного характера.
Перечни дворовых и общественных территорий, подлежащих благоустройству в течение 2018 - 2024 годов, формируются муниципальными образованиями на основании проведенной инвентаризации и утверждаются в муниципальных программах формирования современной городской среды на 2018 - 2024 годы (далее - муниципальные программы).
Реализация мероприятий Программы и муниципальных программ позволит создать к 2024 году благоприятные условия проживания жителей области, обеспечить более эффективную эксплуатацию МКД, сформировать активную гражданскую позицию населения посредством его вовлечения в работу по благоустройству дворовых территорий, повысить уровень благоустроенности городов и сельских населенных пунктов и качество жизни граждан.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению существующих проблем в сфере благоустройства дворовых, общественных территорий, мест массового отдыха населения муниципальных образований, а также повысить эффективность и результативность расходования бюджетных средств.
2. Приоритеты государственной политики в сфере благоустройства
Приоритеты государственной политики в сфере благоустройства определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", паспортом национального проекта "Жилье и городская среда", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 года N 16, региональным проектом "Формирование комфортной городской среды в Оренбургской области", утвержденным первым вице-губернатором - первым заместителем председателя Правительства Оренбургской области от 14 декабря 2018 года (далее - региональный проект).
Ключевыми приоритетами в Оренбургской области являются:
увеличение количества городов с благоприятной городской средой;
повышение индекса качества городской среды;
увеличение доли граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в городах, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды
комплексный подход к реализации проектов благоустройства дворовых и общественных территорий населенных пунктов муниципальных образований;
обеспечение доступности городской среды для маломобильных групп населения, в том числе создание безбарьерной среды для маломобильных граждан в зоне общественных пространств;
повышение качества городской среды, не требующее специального финансирования (ликвидация вывесок, нарушающих архитектурный облик зданий, введение удобной нумерации зданий, разработка правил уборки территорий, прилегающих к коммерческим объектам и т.д.);
реализация мероприятий, обеспечивающих поддержание территорий муниципальных образований в надлежащем состоянии.
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года N 169 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды" (далее - постановление N 169), постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - постановление N 1710), приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 марта 2019 года N 162/пр "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" (далее - приказ Минстроя России N 162/пр).
Целью Программы является создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды.
Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующих задач:
обеспечение формирования единых подходов и ключевых приоритетов формирования комфортной городской среды на территории Оренбургской области с учетом приоритетов территориального развития;
создание универсальных механизмов вовлечения заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований;
обеспечение проведения мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований в соответствии с едиными требованиями.
3. Перечень показателей (индикаторов) Программы
Сведения о показателях (индикаторах) Программы, а также информация об открытых источниках их значений (ссылки на официальные документы, интернет-ресурсы, статистические формы и иные источники) представлены в приложении N 1 к Программе.
Муниципальные образования участвуют в реализации мероприятий Программы по результатам отборов. Обязательства муниципальных образований по достижению целевых показателей эффективности использования субсидий, а также показателей регионального проекта включаются в соглашения, заключаемые по результатам отборов между исполнителем мероприятий Программы и муниципальным образованием.
4. Перечень и характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий Программы
Реализация ведомственных целевых программ в рамках Программы не предусмотрена.
Мероприятия программы направлены на реализацию регионального проекта.
В рамках исполнения задач Программы с учетом приоритетов территориального развития Оренбургской области в соответствии с требованиями постановления N 1710 Программой предусмотрено:
установление единых требований к формированию и реализации муниципальных программ формирования современной городской среды;
оказание методологической помощи муниципальным образованиям в информационном обеспечении граждан, организаций;
содействие в обеспечении благоустройства территорий населенных пунктов.
Перечень основных мероприятий Программы представлен в приложении N 3 к Программе.
4.1. Обязательства органов местного самоуправления муниципальных образований
Для участия в реализации Программы органы местного самоуправления муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления) обеспечивают:
1) разработку проектов муниципальных программ (проектов изменений, которые вносятся в действующие муниципальные программы), включающих перечень всех нуждающихся в благоустройстве общественных территорий и дворовых территорий, расположенных в населенных пунктах с численностью населения свыше 1 тыс. человек, опубликование проектов муниципальных программ (изменений, которые вносятся в действующие муниципальные программы) для общественного обсуждения в порядке, установленном органом местного самоуправления;
2) проведение общественных обсуждений проектов муниципальных программ (срок обсуждения - не менее 30 календарных дней со дня опубликования таких проектов муниципальных программ), в том числе при внесении в них изменений;
3) утверждение органами местного самоуправления муниципальных образований, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1 тыс. человек, муниципальных программ (корректировку действующих муниципальных программ), соответствующих единым требованиям и предусматривающих благоустройство всех нуждающихся в благоустройстве общественных территорий и дворовых территорий (исходя из минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий), расположенных в населенных пунктах с численностью населения свыше 1 тыс. человек, и реализацию таких программ в установленные в них сроки;
4) ежегодное проведение органами местного самоуправления муниципальных образований с численностью населения свыше 20 тыс. человек голосования по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации муниципальных программ (далее - голосование по отбору общественных территорий) в год, следующий за годом проведения такого голосования, в порядке, установленном Правительством Оренбургской области:
с учетом завершения мероприятий по благоустройству общественных территорий, включенных в муниципальные программы в 2019 году по результатам голосования по отбору общественных территорий, проведенного в 2018 году;
с учетом завершения мероприятий по благоустройству общественных территорий, включенных в муниципальные программы, отобранных по результатам голосования по отбору общественных территорий, проведенного в году, предшествующем году реализации указанных мероприятий;
актуализацию муниципальных программ и расширение срока их действия на срок реализации регионального проекта по результатам проведения рейтингового голосования;
5) благоустройство дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния), исходя из минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий (ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн, иные виды работ, определенные Программой);
6) размещение органами местного самоуправления в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации о реализации федерального проекта с учетом методических рекомендаций, утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
7) реализацию мероприятий по созданию на территории муниципального образования условий для привлечения добровольцев (волонтеров) к участию в реализации мероприятий по благоустройству территорий;
8) финансовое и (или) трудовое участие собственников помещений в МКД, собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству (далее - заинтересованные лица), в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории в рамках минимального перечня работ по благоустройству, в том числе о доле такого участия.
При разработке муниципальных программ органы местного самоуправления городских округов и поселений, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1000 человек (далее - администрации муниципальных образований):
1) проводят инвентаризацию уровня благоустройства территорий населенных пунктов с составлением паспортов благоустройства в соответствии с положением о проведении инвентаризации дворовых и общественных территорий, территорий, находящихся в ведении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения на территории муниципальных образований (приложение N 2 к Программе);
2) размещают в открытом доступе, в том числе на сайте администраций муниципальных образований:
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
1) проекты муниципальных программ и утвержденные муниципальные программы;
2) порядки общественного обсуждения проектов муниципальных программ, порядки и сроки представления, рассмотрения и оценки предложений граждан и организаций о включении объектов в муниципальные программы;
3) нормативные правовые акты о создании общественных комиссий;
4) порядки аккумулирования и расходования средств заинтересованных лиц, направляемых на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий исходя из дополнительного перечня, и механизм контроля за их расходованием;
3) проводят общественные обсуждения и утверждение (актуализацию) правил благоустройства поселений, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации;
4) утверждают муниципальные программы.
4.2. Единые требования к разработке муниципальных программ формирования современной городской среды
Муниципальные программы должны содержать:
1) адресные перечни всех дворовых территорий МКД, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в указанный период исходя из минимального перечня работ по благоустройству (очередность благоустройства определяется в порядке поступления предложений заинтересованных лиц об их участии в выполнении указанных работ, сроков реализации мероприятий федеральных, региональных и муниципальных программ (планов) строительства (реконструкции, ремонта) объектов недвижимого имущества и инженерных систем; предложения заинтересованных лиц, поданные в администрации муниципальных образований в рамках разработки муниципальных программ;
2) адресный перечень всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве (формируемый исходя из физического состояния общественной территории, а также с учетом предложений заинтересованных лиц) и подлежащих благоустройству в указанный период;
3) адресный перечень объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые подлежат благоустройству не позднее последнего года реализации регионального проекта за счет средств указанных лиц в соответствии с требованиями утвержденных в муниципальном образовании правил благоустройства территории;
4) мероприятия по инвентаризации уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, с заключением по результатам инвентаризации соглашений с собственниками (пользователями) указанных домов (собственниками (землепользователями) земельных участков) об их благоустройстве не позднее последнего года реализации регионального проекта в соответствии с требованиями утвержденных в муниципальном образовании правил благоустройства;
5) мероприятия по образованию земельных участков, на которых расположены МКД, дворовые территории которых благоустраиваются с использованием средств субсидий, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией муниципальных программ формирования современной городской среды;
е) условия о финансовом участии граждан и заинтересованных лиц, при этом:
реализация мероприятий по благоустройству дворовых территорий исходя из минимального перечня работ осуществляется без финансового участия заинтересованных лиц; органом местного самоуправления может быть принято решение об установлении обязательного финансового участия граждан и заинтересованных лиц при выполнении мероприятий по благоустройству дворовых территорий исходя из минимального перечня работ, при этом доля финансового участия не должна превышать 15,0 процента от стоимости таких работ;
реализация мероприятий по благоустройству дворовых территорий исходя из дополнительного перечня работ осуществляется при финансовом участии заинтересованных лиц в объеме не менее 20,0 процента от стоимости таких работ (распространяется на дворовые территории, включенные в соответствующую программу после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2019 года N 106 "О внесении изменений в приложение N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации");
органом местного самоуправления может быть принято решение об установлении доли финансового участия граждан и заинтересованных лиц при выполнении мероприятий по благоустройству дворовых территорий исходя из дополнительного перечня в размере, превышающем минимальный размер, при этом доля финансового участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий в рамках дополнительного перечня работ не должна превышать 50,0 процента от стоимости таких работ, если заинтересованными лицами не определен иной размер доли;
ж) условия о трудовом участии граждан и заинтересованных лиц:
условия трудового участия заинтересованных лиц при проведении работ по благоустройству дворовых территорий определяются муниципальной программой;
порядок аккумулирования и расходования средств заинтересованных лиц, направляемых на выполнение дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий, и механизм контроля за их расходованием, а также порядок трудового участия граждан в выполнении минимального перечня работ устанавливаются муниципальной программой, при этом указанный порядок предусматривает открытие унитарным предприятием, или бюджетным учреждением, или организацией, уполномоченными органом местного самоуправления (далее - уполномоченное предприятие), счетов для перечисления таких средств в российских кредитных организациях, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее 20 млрд. рублей, либо в органах казначейства, необходимость перечисления средств в установленные сроки, а также необходимость ведения уполномоченным предприятием учета поступающих средств в отношении МКД, дворовые территории которых подлежат благоустройству, ежемесячное опубликование указанных данных на сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет);
з) привлечение к участию в мероприятиях по благоустройству студенческих отрядов, к разработке дизайн-проектов - специалистов архитектурных специальностей вузов, в том числе выпускников, и архитекторов;
и) проведение мероприятий по благоустройству дворовых территорий, общественных территорий с учетом необходимости обеспечения физической, пространственной и информационной доступности зданий, сооружений, дворовых и общественных территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения;
к) проведение мероприятий по поддержанию текущего уровня благоустройства (освещение, озеленение, уборка территорий, другое);
л) синхронизацию выполнения работ в рамках муниципальных программ с реализуемыми в муниципальных образованиях федеральными, региональными и муниципальными программами (планами) строительства (реконструкции, ремонта) объектов недвижимого имущества, программ по ремонту и модернизации инженерных сетей и иных объектов, расположенных на соответствующей территории;
м) синхронизацию реализации мероприятий в рамках муниципальных программ, реализуемых в муниципальных образованиях, с мероприятиями в сфере обеспечения доступности городской среды для маломобильных групп населения, цифровизации отрасли городского хозяйства, а также мероприятиями, реализуемыми в рамках национальных проектов "Демография", "Образование", "Экология", "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Культура", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной инициативы", в соответствии с перечнем таких мероприятий и методическими рекомендациями, утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
н) положения о вовлечении граждан и общественных организаций в процессы обсуждения проекта муниципальной программы, отбора дворовых территорий, общественных территорий;
о) право муниципальных образований:
исключать из адресного перечня дворовых и общественных территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации муниципальной программы, территории, расположенные вблизи МКД, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 процентов, а также территории, которые планируются к изъятию для муниципальных или государственных нужд в соответствии с генеральным планом соответствующего поселения при условии одобрения решения об исключении указанных территорий из адресного перечня дворовых территорий и общественных территорий межведомственной комиссией, созданной в соответствии с постановлением N 169 в порядке, установленном такой комиссией;
исключать из перечня дворовых территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации федерального проекта, дворовых территорий, собственники помещений МКД которых приняли решение об отказе от благоустройства дворовой территории в рамках реализации муниципальной программы, или не приняли решения о благоустройстве дворовой территории в сроки, установленные муниципальной программой, или не приняли решений, предусмотренных условиями использования субсидии в целях благоустройства дворовой территории. При этом исключение дворовой территории из перечня дворовых территорий, подлежащих благоустройству, возможно только при условии одобрения соответствующего решения муниципального образования межведомственной комиссией, созданной в соответствии с постановлением N 169 в порядке, установленном такой комиссией.
При формировании муниципальной программы рекомендуется в первоочередном порядке включать в нее все возможные действия по повышению комплексной характеристики городской территории и ее частей, определяющих уровень комфорта повседневной городской жизни для различных слоев населения качества городской среды (далее - повышение качества городской среды), не требующие специального финансирования, как, например, ликвидация вывесок, нарушающих архитектурный облик зданий, введение удобной нумерации зданий, разработка правил уборки территорий, прилегающих к коммерческим объектам (предприятия торговли и услуг).
При формировании мероприятий муниципальной программы помимо мероприятий по благоустройству дворовых территорий, отобранных на основании предложений собственников помещений в МКД, а также мероприятий по благоустройству общественных территорий, рекомендуется включать в нее иные мероприятия, направленные на обеспечение надлежащего состояния и эксплуатации элементов благоустройства на территории муниципального образования (организация уборка мусора, освещения, озеленения общественных территорий) и, соответственно, поддержание территории муниципального образования в надлежащем, комфортном для жителей состоянии.
4.3. Перечень работ по благоустройству дворовых и общественных территорий
Адресные перечни дворовых территорий, подлежащих благоустройству, на очередной финансовый год формируются на основании предложений собственников помещений в МКД, собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах территорий, подлежащих благоустройству (далее - заинтересованные лица), с учетом проведенной инвентаризации и утверждаются нормативным документом администрации муниципального образования.
К минимальному перечню работ по благоустройству дворовых территорий МКД относятся:
ремонт дворовых проездов;
ремонт тротуаров;
ремонт подходов к входам МКД;
освещение дворовых территорий;
установка скамеек;
установка урн для мусора.
К дополнительному перечню работ по благоустройству дворовых территорий МКД относятся:
устройство парковочных карманов (асфальтобетонные и щебеночные покрытия);
устройство новых тротуаров, пешеходных дорожек;
ремонт существующих пешеходных дорожек;
отсыпка растительным грунтом газонов и палисадников за бордюрным камнем;
окраска бордюрного камня;
установка детского, игрового, спортивного оборудования, а также оборудования для хозяйственных площадок (коврочистки, стойки для сушки белья, другое);
устройство травмобезопасных покрытий из резиновой крошки под детское, игровое, спортивное оборудование с обустройством основания под такое покрытие (асфальт, бетон);
устройство спортивных площадок для игры в футбол, волейбол, баскетбол с ограждением по периметру, устройством травмобезопасных покрытий на них (резиновое покрытие, искусственная трава);
установка ограждений газонов, палисадников, детских, игровых, спортивных площадок, парковок;
озеленение территорий, которое включает в себя посадку деревьев, кустарников, газонов, снос и кронирование деревьев, корчевание пней, другое;
работы по демонтажу различных конструкций (металлических, бетонных, деревянных) для последующего благоустройства территорий под ними;
отсыпка, планировка и выравнивание газонов, палисадников, детских, игровых, спортивных и хозяйственных площадок, вазонов, цветочниц;
устройство подпорных стен для укрепления откосов и грунтов на дворовых территориях с их оштукатуриванием, окраской, иной облицовкой или без таковых работ;
устройство лестничных маршей, спусков (из бордюрного камня или бетонных заводского изготовления) с оборудованием их металлическими поручнями;
устройство пандусов для обеспечения беспрепятственного перемещения по дворовой территории МКД маломобильных групп населения;
установка ограждающих устройств (бетонные, металлические столбики для ограждения парковок, тротуаров, детских игровых площадок (кроме шлагбаумов и автоматических ворот);
установка вазонов, цветочниц;
ремонт отмосток МКД;
иные виды работ.
При формировании адресного перечня общественных территорий, подлежащих благоустройству, рекомендуется формировать его таким образом, чтобы в первоочередном порядке в него включались территории, благоустройство которых будет иметь наибольший эффект с точки зрения создания удобств для жителей, повышения привлекательности городского округа или сельского населенного пункта для гостей и развития предпринимательства.
Выбор общественных территорий рекомендуется осуществлять с учетом мнения жителей соответствующих территорий, которые вносят свои предложения и участвуют в обсуждении территорий в установленном органом местного самоуправления порядке.
При выборе общественной территорий рекомендуется руководствоваться следующими критериями, соответствие которым повышает их привлекательность как места для создания общественного пространства:
а) востребованность территории - наличие уже существующих пешеходных потоков и сервисов для жителей, постоянно действующих факторов, способствующих притоку посетителей на данную территорию (например, наличие памятников исторического и культурного наследия, объектов социальной или транспортной инфраструктуры) (степень востребованности территории у населения может выявляться различными методами, в том числе путем подсчета посетителей с помощью счетчиков в контрольных точках, анализа больших массивов данных (данных сотовых операторов, геотегов и прочих), опроса общественного мнения, моделирования транспортных потоков, агрегирования косвенных показателей интенсивности перемещений; функциональное назначение выбранных для благоустройства территорий может быть различным (например, транзитный маршрут, парк, улица с торговыми объектами), при этом возможно изменение функционально-планировочной и объемно-пространственной структуры (например, расширение тротуаров и изменение скоростного режима с целью превращения улицы из транзитного коридора в популярное у горожан место отдыха и общения);
б) значимость территории - ключевая роль выбираемых территорий с точки зрения достижения целей, поставленных согласно стратегии развития муниципального образования (например, для муниципального образования, планирующего развитие туризма, это будут пространства, формирующие туристический маршрут, привязанный к главным городским достопримечательностям, для муниципального образования, стратегическим направлением развития которого является развитие услуг в сфере образования, - территории, прилегающие к территориям образовательных организаций);
в) идентичность территории - возможность использовать свойственные только данному муниципальному образованию черты (например, специфическую планировку городского пространства, наличие уникальных ландшафтных объектов);
г) экономическая эффективность - возможность повышения налоговых поступлений в местный бюджет после благоустройства данной территории;
д) дальнейшее содержание территории - наличие лиц или организаций, способных поддерживать достигнутый уровень благоустройства;
е) связанность с другими выбранными для благоустройства территориями.
К основному перечню работ по благоустройству наиболее посещаемой муниципальной территории общего пользования относятся:
благоустройство парка (сквера, бульвара);
освещение улицы, парка (сквера, бульвара);
благоустройство набережной;
благоустройство места для купания (пляжа);
устройство многофункциональной детской спортивно-игровой площадки;
благоустройство территории возле общественного здания (как правило, дома культуры или библиотеки);
благоустройство территории вокруг памятника;
установка памятников;
реконструкция пешеходных зон (тротуаров) с обустройством зон отдыха (лавочек и других малых архитектурных форм) на конкретной улице;
обустройство родников;
благоустройство пустырей;
благоустройство или организация муниципальных рынков;
благоустройство городских площадей (как правило, центральных);
благоустройство иных общественных территорий муниципального образования.
Необходимость благоустройства общественных территорий, а также перечень видов работ по благоустройству общественных территорий определяются по результатам общественных обсуждений.
Адресные перечни общественных территорий, подлежащих благоустройству на очередной финансовый год, формируются на основании предложений заинтересованных лиц, по результатам голосования по отбору общественных территорий и утверждаются нормативным документом администрации муниципального образования.
Мероприятия по благоустройству территорий включают в себя разработку и реализацию в соответствии с требованиями Программы дизайн-проектов, предусматривающих выполнение работ по благоустройству объектов городской среды, в том числе создание безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, в зоне дворовых и общественных пространств.
Ежегодно по результатам реализации мероприятий по благоустройству министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - минстрой) на основании предложений муниципальных образований представляет не позднее 1 декабря текущего финансового года в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) на конкурс по отбору лучших практик (проектов) по благоустройству не менее 2 реализованных в таком году проектов по благоустройству общественных территорий.
4.4. Мероприятия по вовлечению граждан в решение вопросов городской среды
Вовлечение граждан и общественных организаций в процессы обсуждения проекта муниципальной программы, отбора дворовых территорий, общественных территорий для включения в муниципальную программу осуществляется в соответствии с Целевой моделью по организации общественного участия, а также вовлечения бизнеса и граждан в реализацию проектов благоустройства городской среды, разработанной Минстроем России.
Мероприятия по вовлечению граждан, заинтересованных организаций в процесс обсуждения проектов муниципальных программ предусматривают проведение информационно-разъяснительной работы, размещение материалов в печатных и электронных средствах массовой информации, проведение конкурсов и другое.
Муниципальным образованиям рекомендуется утвердить порядки общественного обсуждения проектов муниципальных программ, порядки и сроки представления, рассмотрения и оценки предложений граждан и организаций по планируемым объектам благоустройства в одном распорядительном акте органа местного самоуправления, в которых установить:
1) срок приема заявок от жителей на включение территорий благоустройства в муниципальные программы на очередной финансовый год - не менее 30 календарных дней;
2) срок проведения общественных обсуждений проектов муниципальных программ - не менее 30 календарных дней;
3) типовую визуализацию образцов элементов благоустройства, предлагаемых к размещению на дворовой территорий, из минимального перечня работ;
4) нормативную стоимость по всем видам работ, которые входят в минимальный и дополнительный перечни работ по благоустройству территорий;
5) осуществление общественного контроля;
6) проведение общественных обсуждений с использованием интернет-технологий.
Муниципальным образованиям рекомендуется разработать унифицированные формы, по которым заинтересованные лица представляют соответствующие предложения.
Разработка сметной документации и дизайн-проектов осуществляется по результатам рассмотрения и оценки предложений граждан и организаций, проведения общественных обсуждений и определения перечня работ по благоустройству конкретной территории.
Дизайн-проект подлежит согласованию с жителями и заинтересованными лицами.
Все решения, касающиеся благоустройства муниципальных территорий общего пользования, принимаются открыто и гласно, с учетом мнения жителей соответствующего муниципального образования.
Информация о реализации муниципальных программ размещается органами местного самоуправления в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ).
В целях достижения показателей по вовлечению граждан в решение вопросов городской среды муниципальные образования организуют проведение голосования по отбору общественных территорий, опросы с использованием электронных сервисов, общественные обсуждения проектов благоустройства и иные средства вовлечения граждан.
В целях осуществления контроля за ходом реализации муниципальных программ образуется межведомственная комиссия под председательством Губернатора Оренбургской области.
На уровне муниципального образования образуется общественная комиссия из представителей органов местного самоуправления, политических партий и движений, общественных организаций, иных лиц (далее - муниципальная общественная комиссия) для организации обсуждения, проведения комиссионной оценки предложений заинтересованных лиц, а также для осуществления контроля за реализацией муниципальной программы после ее утверждения в установленном порядке.
Организация деятельности муниципальной общественной комиссии осуществляется в соответствии с положением об общественной комиссии, утвержденной с учетом типовой формы, подготовленной Минстроем России. При этом проведение заседаний муниципальной общественной комиссии рекомендуется осуществлять в открытой форме с использованием видеофиксации с последующим размещением соответствующих записей, протоколов заседаний в открытом доступе на сайте органа местного самоуправления в сети Интернет.
Информация о ходе реализации Программы и муниципальных программ размещается на официальном сайте минстроя в сети Интернет.
5. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Финансирование основных мероприятий Программы предусматривается за счет средств областного бюджета при финансовой поддержке из федерального бюджета.
Общий объем финансирования Программы в 2018 - 2024 годах за счет средств областного и федерального бюджетов составит 1 585 304,4 тыс. рублей.
Решение задач Программы осуществляется при участии органов местного самоуправления.
Реализация муниципальных программ осуществляется за счет средств местных бюджетов, внебюджетных источников, в том числе средств юридических лиц и средств собственников помещений, которые согласовываются индивидуально в рамках муниципальных программ.
Ресурсное обеспечение реализации Программы из областного бюджета представлено в приложении N 4 к Программе.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств областного бюджета и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию Программы средств федерального бюджета представлены в приложении N 4.1 к Программе.
6. Правила предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований в рамках реализации Программы
1. Настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из областного бюджета на реализацию муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды (далее - субсидия) в рамках Программы бюджетам муниципальных образований.
2. Субсидии предоставляются городским округам и сельским поселениям, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1000 человек (далее - муниципальные образования), в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией муниципальных программ формирования современной городской среды, предусматривающих мероприятия по:
а) благоустройству территорий соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории) и мероприятия по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий (далее - строительство объектов капитального строительства, объекты капитального строительства), а также осуществление строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства;
б) благоустройству дворовых и общественных территорий, мероприятий по строительству объектов капитального строительства и осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства в рамках благоустройства дворовых и общественных территорий.
3. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до минстроя как получателя средств областного бюджета, на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.
Субсидия с привлечением средств федерального бюджета предоставляется муниципальным образованиям на софинансирование расходных обязательств, связанных с реализацией муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящих Правил.
4. В целях предоставления субсидии производится отбор дизайн-проектов муниципальных образований. Порядок отбора дизайн-проектов муниципальных образований (далее - отбор) устанавливается Правительством Оренбургской области.
Отбор осуществляется минстроем ежегодно в сроки, установленные минстроем с учетом соблюдения сроков, установленных нормативными правовыми актами Оренбургской области, регулирующими порядок составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, в пределах объема бюджетных ассигнований, определенного минстроем на цели предоставления субсидии, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, на очередной финансовый год исходя из предельного объема бюджетных ассигнований, доведенного министерством финансов Оренбургской области.
Ежегодно в перечень получателей субсидии в обязательном порядке включаются муниципальные образования, являющиеся:
административным центром Оренбургской области;
монопрофильным муниципальным образованием;
историческим поселением федерального значения;
муниципальным образованием - финалистом Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.
5. В случае если в рамках реализации дизайн-проектов предусматриваются строительство, реконструкция объектов капитального строительства муниципальной собственности, муниципальные образования в составе документов, направляемых для отбора дизайн-проектов, представляют в минстрой:
муниципальный правовой акт органа местного самоуправления о принятии решения об осуществлении капитальных вложений в объект капитального строительства муниципальной собственности, содержащий сведения о наименовании и мощности объекта капитального строительства, сроке ввода его в эксплуатацию, сметной стоимости и объема инвестиций по срокам реализации, размере бюджетных ассигнований, планируемых на финансирование объекта капитального строительства;
копию положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации (в случае если проведение такой экспертизы является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации);
документы об утверждении проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае если подготовка проектной документации является обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации);
копию положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства;
титульные списки вновь начинаемых и переходящих объектов капитального строительства, утвержденные заказчиком;
документ, содержащий результаты оценки эффективности использования бюджетных средств, направляемых на капитальные вложения;
паспорт инвестиционного проекта по форме, установленной Министерством экономического развития Российской Федерации;
копии правоустанавливающих документов на земельный участок.
Перечень объектов капитального строительства муниципальной собственности, отобранный для реализации в рамках регионального проекта с привлечением средств федерального бюджета, минстрой направляет в Минстрой России для включения в установленном порядке в Федеральную адресную инвестиционную программу.
Предложения о внесении изменений в перечень объектов капитального строительства, софинансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, представляются органами местного самоуправления в минстрой не позднее 1 августа года предоставления субсидии.
Перечень объектов капитального строительства муниципальной собственности, софинансирование строительства которых осуществляется за счет субсидии, в том числе источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, включается в областную адресную инвестиционную программу в порядке, утвержденном Правительством Оренбургской области.
6. Объем субсидии на софинансирование дизайн-проектов i-му муниципальному образованию рассчитывается по формуле:
, где:
- объем субсидии i-му муниципальному образованию;
- суммарный объем средств, необходимых на реализацию дизайн-проектов i-го муниципального образования, прошедших отбор (за исключением проекта финалиста Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды);
- уровень софинансирования из областного бюджета, устанавливаемый в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности i-го муниципального образования;
- объем субсидии финалисту Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, определенный по формуле:
, где:
- размер вознаграждения, которое могло бы получить муниципальное образование - финалист Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в случае победы в соответствии с правилами предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2018 года N 237.
При этом условием использования субсидии муниципальным образованием - финалистом Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды является завершение реализации дизайн-проектов муниципального образования - финалиста Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в срок не позднее 31 декабря года, следующего за годом подведения итогов конкурса и выполнения обязательств по финансированию дизайн-проекта за счет средств местного бюджета не ниже установленного уровня софинансирования.
Уровень софинансирования за счет средств областного бюджета (в том числе источником софинансирования которого являются средства федерального бюджета) устанавливается в зависимости от вида (статуса) муниципального образования:
Вид (статус) муниципального образования |
Доля средств областного бюджета |
Доля средств местного бюджета |
Городской округ |
95,0 |
5,0 |
Сельское поселение |
95,0 |
5,0 |
Административный центр Оренбургской области |
90,0 |
10,0 |
Муниципальные образования определяют объемы финансовых средств, направляемых на реализацию дизайн-проектов, с учетом установленного уровня софинансирования из областного бюджета, потребностей в проведении мероприятий и сроков их выполнения.
Субсидия, источником финансирования которой являются средства федерального бюджета, используется муниципальными образованиями на цели, предусмотренные подпунктом "а" пункта 2 настоящих Правил.
В целях достижения наибольшего значения целевых показателей доля средств областного бюджета может быть уменьшена минстроем в одинаковой пропорции всем муниципальным образованиям в случае недостаточности объема субсидии на софинансирование отобранных проектов.
Распределение субсидии между бюджетами муниципальных образований утверждается законом Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
В случае экономии бюджетных ассигнований, образовавшейся в течение текущего финансового года в результате проведения конкурсных процедур и (или) изменения стоимости работ по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости, и (или) по итогам реализации мероприятий дизайн-проекта, органы местного самоуправления вправе направить невостребованные средства на финансирование мероприятий другого дизайн-проекта, прошедшего в установленном порядке отбор, при условии одновременного наличия:
у муниципального образования нескольких реализуемых дизайн-проектов в текущем финансовом году;
потребности в финансировании дизайн-проектов в текущем финансовом году.
В случае экономии бюджетных ассигнований, образовавшейся по результатам реализации дизайн-проектов в течение текущего финансового года, и отсутствия у муниципальных образований потребности в финансировании дизайн-проектов в текущем финансовом году и (или) в случае увеличения минстрою объема бюджетных ассигнований на предоставление субсидий, минстрой распределяет высвободившиеся (дополнительные) средства между муниципальными образованиями на реализацию дизайн-проектов, прошедших отбор в установленном порядке при наличии потребности в дополнительном финансировании в текущем финансовом году. При отсутствии таких проектов объявляется новый отбор в установленном порядке. Распределение дополнительного объема (изменение распределения) субсидии между бюджетами муниципальных образований утверждается постановлением Правительства Оренбургской области с последующим внесением изменений в закон Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, если это предусмотрено указанным законом.
В случае нарушения органами местного самоуправления сроков проведения конкурсных процедур и заключения контрактов (договоров) по результатам закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, установленных пунктом 9 настоящих Правил, в целях реализации муниципальных программ, за исключением случаев, когда такой срок не был соблюден по причине обжалования соответствующей закупки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, бюджетные ассигнования муниципального образования, которым были допущены нарушения, могут быть перераспределены другим муниципальным образованиям на реализацию дизайн-проектов, прошедшим отбор в установленном порядке, при наличии потребности в дополнительном финансировании в текущем финансовом году. При отсутствии таких проектов объявляется новый отбор в установленном порядке.
7. Субсидии предоставляются при соблюдении муниципальными образованиями следующих условий:
а) наличие утвержденной муниципальной программы в соответствии с требованиями к муниципальным программам, установленными разделом 4 "Перечень и характеристика ведомственных целевых программ" Программы;
б) наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования по финансовому обеспечению мероприятий, указанных в пункте 2 настоящих Правил, софинансирование которых осуществляется из областного бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению субсидии;
в) заключение соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил;
г) наличие утвержденного дизайн-проекта, прошедшего отбор в порядке, установленном Правительством Оренбургской области;
д) наличие правового акта органа местного самоуправления, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования, на исполнение которого предоставляется субсидия;
е) выполнение требований пункта 5 настоящих Правил (в случае предоставления субсидий из бюджетов муниципальных образований на софинансирование строительства объектов капительного строительства муниципальной собственности).
8. Предоставление субсидии, источником финансового обеспечения которой в том числе являются средства федерального бюджета, осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашение 1).
Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 20 июня 2016 года N 430-п "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области" (далее - постановление Правительства Оренбургской области N 430-п) и типовой формой, утвержденной министерством финансов Оренбургской области (далее - соглашение 2).
9. Соглашения о предоставлении субсидии, предусмотренные пунктом 8 настоящих Правил, должны включать следующие положения:
а) обязательства муниципального образования:
о завершении в полном объеме реализации мероприятий муниципальной программы, соответствующей в том числе требованиям, установленным разделом 4 "Перечень и характеристика ведомственных целевых программ" Программы в сроки, установленные муниципальной программой;
об обеспечении органами местного самоуправления контроля за ходом реализации муниципальных программ, в том числе за ходом выполнения конкретных мероприятий в рамках указанных программ;
об обеспечении проведения органами местного самоуправления работ по образованию земельных участков, на которых расположены МКД, в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий которых бюджету муниципального образования предоставляется субсидия (в отношении соглашения 2);
о выполнении условия об обязательном установлении минимального трехлетнего гарантийного срока на результаты выполненных работ по благоустройству дворовых и общественных территорий, софинансируемых за счет средств субсидии,
о выполнении условия о предельной дате заключения контрактов (договоров) по результатам закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в целях реализации муниципальных программ не позднее 1 июля года предоставления субсидии - для заключения контрактов (договоров) на выполнение работ по благоустройству общественных территорий, не позднее 1 мая года предоставления субсидии - для заключения контрактов (договоров) на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) заказчика, и (или) комиссии по осуществлению закупок, и (или) оператора электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при которых срок заключения таких соглашений продлевается на срок указанного обжалования;
о выполнении обязательств муниципальными образованиями - получателями субсидий, предусмотренных подпунктами 4 - 8 подраздела 4.1. "Обязательства органов местного самоуправления муниципальных образований" раздела 4 "Перечень и характеристика ведомственных целевых программ" Программы;
б) перечень объектов капитального строительства муниципальной собственности, софинансирование строительства которых осуществляется за счет субсидий;
в) рекомендации главам муниципальных образований по обеспечению привлечения к выполнению работ по благоустройству дворовых территорий студенческих строительных отрядов;
г) порядок осуществления расходов местных бюджетов, связанных с выполнением работ по благоустройству дворовых территорий, софинансирование которых осуществляется из областного бюджета, который должен предусматривать возможность осуществления расходов местного бюджета, софинансируемых из областного бюджета:
путем предоставления субсидий из местного бюджета бюджетным и автономным учреждениям, в том числе субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания;
путем закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности казенных учреждений);
путем предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам на возмещение затрат на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий (в случае если дворовая территория образована земельными участками, находящимися полностью или частично в частной собственности) (в отношении соглашения 2);
д) порядок и условия возврата субсидии из местного бюджета муниципальным образованием - получателем субсидии;
10. Перечисление субсидии осуществляется в соответствии с соглашениями, указанными в пункте 8 настоящих Правил, в пределах суммы, необходимой для софинансирования оплаты денежных обязательств получателей средств местного бюджета, соответствующих целям предоставления субсидии, в размере установленного для соответствующего муниципального образования соглашением уровня софинансирования.
Перечисление субсидий муниципальным образованиям осуществляется территориальным органом Федерального казначейства в соответствии с переданными ему полномочиями получателя средств федерального бюджета по перечислению субсидии в порядке, установленном Федеральным казначейством, после проведения санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, на основании заявок органов местного самоуправления, составленных по форме, утвержденной минстроем, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных минстрою на цели предоставления субсидии, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, на основании:
контрактов (договоров) на выполнение работ (оказание услуг);
документов о стоимости фактически выполненных и принятых объемов работ (оказанных услуг).
Перечисление субсидии на цели, предусмотренные подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется после представления документов об образовании земельных участков, на которых расположены МКД, в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий которых бюджету муниципального образования предоставляется субсидия.
11. Муниципальные образования используют субсидию на финансирование мероприятий по благоустройству дворовых территорий при условии:
принятия собственниками помещений в таком МКД решения о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества МКД;
финансового участия граждан при выполнении дополнительного перечня работ в соответствии с разделом 4 "Перечень и характеристика ведомственных целевых программ" Программы.
12. Не использованные на 1 января очередного финансового года остатки субсидии подлежат возврату в областной бюджет в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.
13. Уполномоченные органы местного самоуправления осуществляют контроль за выполнением работ и представляют в минстрой отчеты об использовании субсидии и расходах местных бюджетов, о достижении значений показателей результативности использования субсидии, об участии граждан в реализации проектов благоустройства дворовых территорий по формам и в сроки, установленные соглашениями 1, 2.
14. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется путем сравнения фактически достигнутых в отчетном году и установленных соглашением о предоставлении субсидии значений следующих показателей результативности (результатов) использования субсидии:
а) количество благоустроенных общественных территорий;
б) доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды, от общего количества граждан в возрасте от 14 лет;
в) количество благоустроенных дворовых территорий;
г) доля дворовых территорий, благоустройство которых выполнено при участии граждан, организаций и заинтересованных лиц.
15. Органы местного самоуправления несут ответственность за достоверность представляемых отчетных данных, целевое использование субсидии, соблюдение условий ее предоставления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. Контроль за соблюдением органами местного самоуправления условий, целей и порядка предоставления субсидии осуществляется минстроем, иными уполномоченными органами в соответствии с установленными полномочиями.
17. В случае если по результатам оценки минстроем выявлено нарушение исполнения показателей результативности использования субсидии, установленных соглашениями о предоставлении субсидии, муниципальное образование обязано возвратить в областной бюджет средства субсидии в объеме и порядке в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области N 430-п.
18. В случае нецелевого использования субсидии, несоблюдения условий ее предоставления средства субсидии подлежат возврату в доход областного бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области.
7. План реализации Программы
План реализации Программы и значения показателей представлены в приложении N 5 к Программе.
8. Обоснование необходимости применения и описание применяемых налоговых, таможенных, тарифных, кредитных и иных инструментов (налоговых и неналоговых расходов) для достижения цели и (или) ожидаемых результатов Программы
Налоговые, таможенные, тарифные, кредитные и иные инструменты (налоговые и неналоговых расходы) для достижения цели и (или) ожидаемых результатов Программы не применяются.".
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Оренбургской области от 28 июня 2019 г. N 448-пп "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.