Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Правительства области
от 04.07.2019 N 485-пп
Концепция
внедрения целевой модели развития системы дополнительного образования детей в Оренбургской области
Обоснование потребности в реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития системы дополнительного образования детей в Оренбургской области (создание регионального модельного центра и муниципальных опорных центров в рамках национального проекта "Образование")
В Оренбургской области обеспечивается бюджетное финансирование образовательных организаций дополнительного образования, в том числе образовательных организаций системы культуры, спорта.
Возможность получения дополнительного образования обеспечивается государственными, муниципальными и негосударственными организациями в сфере образования, культуры и спорта.
Услугами дополнительного образования охвачены 95 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет. Трем государственным организациям дополнительного образования Оренбургской области присвоен статус региональных ресурсных центров, позволяющей выстроить эффективную систему научно-методического обеспечения развития системы дополнительного образования в Оренбургской области.
Однако протяженность Оренбургской области и наличие населенных пунктов, значительно удаленных от городов и районных центров, не позволяет# в полной мере обеспечить детям равный доступ к качественным образовательным услугам дополнительного образования.
Актуальность внедрения целевой модели обусловлена проблемой недостаточной проработанности механизмов и моделей взаимодействия в государственно-частном партнерстве сферы образования, бизнес-сообществах и образовательных организациях, что не позволяет в полной мере обеспечить всеобщую доступность качественного образования.
Важным фактором, влияющим на качество дополнительного образования, равное распространение современных технологий, форм и методов преподавания во все образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, является наличие кадрового потенциала и уровень квалификации педагогических работников. В системе дополнительного образования Оренбургской области недостаточно квалифицированных педагогов дополнительного образования для реализации программ технической и естественнонаучной направленности, наблюдается "старение" педагогических кадров.
Реализация мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей (далее - целевая модель) позволит обеспечить эффективное функционирование системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей в Оренбургской области, включающее:
создание современных организационных, правовых и финансово-экономических механизмов управления и развития региональной системы дополнительного образования детей;
формирование системы обмена опытом и лучшими региональными практиками реализации программ дополнительного образования, действующего общедоступного навигатора по дополнительному образованию детей;
обеспечение открытого доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям, проживающим в сельских населенных пунктах.
Целевая модель создается для поддержки организаций дополнительного образования детей, развития дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ, использования механизма сетевого взаимодействия с организациями дополнительного образования, среднего профессионального и высшего образования, организациями спорта, культуры и искусства, а также формирования сети детских технопарков, инновационных площадок и иных форм дополнительного образования; поддержки одаренных детей, в том числе путем развития системы конкурсов и олимпиад, заочных школ и электронного обучения по программам углубленного изучения предметов.
Описание целевой модели развития системы дополнительного образования детей Оренбургской области
Основные принципы развития целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей
1. Открытость.
Открытый доступ к информации о дополнительных образовательных услугах достигается созданием навигатора по дополнительным общеразвивающим программам, на портале которого размещается доступная информация об освоении каждым обучающимся выбранной образовательной программы.
Дополнительное образование детей ориентировано на создание оптимальной инфраструктуры и целостного содержательного пространства, обеспечивающего возможность социальным заказчикам (дети, семья) получить доступ к освоению дополнительных образовательных программ, поддержку и развитие потребностей, интересов и жизненных стратегий личности обучающегося на уровне региона и муниципальных образований Оренбургской области.
2. Клиентоориентированность.
Клиентоориентированность предполагает выстраивание образовательного процесса (его содержание, описание, структура и другое) и проектирование образовательных программ и образовательных практик на основе мониторинга образовательных потребностей социальных заказчиков с учетом запросов и интересов семьи, общества и государства.
3. Практикоориентированность.
Приоритетная направленность дополнительного образования на практическое освоение жизненного и образовательного пространства детьми и молодежью предполагает обучение в различных организациях и на предприятиях (в том числе бизнес-структурах) с участием представителей реальных практик в качестве наставников, тьюторов, кураторов и преподавателей.
4. Сетевая распределенность.
Внедрение модели региональной системы дополнительного образования позволит увеличить количество дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме с использованием ресурсов научных и профессиональных организаций, организаций высшего образования, а также организаций спорта, культуры и предприятий реального сектора экономики.
Данные по сети организаций Оренбургской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе государственных (муниципальных) и частных организаций, их количеству
Образовательная система Оренбургской области представлена 1838 организациями всех видов и форм собственности, в которых обучаются и воспитываются более 438 тыс. детей, работают более 40 тыс. педагогических работников.
Система дополнительного образования Оренбургской области представлена 202 организациями, из них подведомственных министерству образования Оренбургской области - 101 организация дополнительного образования, министерству культуры и внешних связей Оренбургской области - 68 организаций, министерству физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области - 6 организаций.
Кроме того, в Оренбургской области осуществляют деятельность 28 негосударственных организаций, имеющих лицензию на осуществлении образовательной деятельности по дополнительному образованию детей, и 44 организации, реализующие программы спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами.
Свыше 290 тыс. детей и молодежи занимаются по дополнительным общеобразовательным программам в творческих объединениях и спортивных секциях организаций дополнительного образования области. Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования составляет 95 процентов.
Данные о кадровом составе
Кадровый состав организаций дополнительного образования детей Оренбургской области составляет свыше 7 тыс. человек.
Вместе с педагогами организаций дополнительного образования к реализации модели региональной системы дополнительного образования будут привлечены преподаватели организаций высшего профессионального образования, работники ведущих предприятий области, учителя общеобразовательных организаций.
С целью внедрения модели развития региональной системы дополнительного образования детей на базах муниципальных организаций дополнительного образования будут созданы не менее 42 муниципальных опорных центров - по одному в каждом городском округе и муниципальном районе Оренбургской области, деятельность которых будут курировать специалисты органов, осуществляющих управление в сфере образования.
Опыт Оренбургской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования
Оренбургская область имеет богатый опыт по организации и проведению масштабных (общероссийских, межрегиональных) программ и проектов.
На протяжении ряда лет Оренбургская область является площадкой для проведения соревнований по техническим видам спорта в рамках всероссийских олимпиад по научно-техническому творчеству - по авиа-моделированию (номинация "Кордовые модели") и автомоделированию (номинация "Трассовые модели").
Совместно со специалистами федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" ежегодно проводятся вступительные экзамены для школьников области в специализированный учебно-научный центр (факультет) - школу-интернат имени А.Н. Колмогорова Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
В ходе реализации проекта "Инженерные каникулы" около 300 обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования приняли участие в цикле образовательных мероприятий на базе ведущих образовательных организаций высшего образования области (практико-ориентированные занятия, научно-познавательные лекции, мастер-классы ведущих специалистов Аэрокосмического института федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Оренбургский государственный университет", Института микро- и нанотехнологий федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Оренбургский государственный университет", федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Оренбургский государственный аграрный университет", экскурсии в испытательный лабораторный центр общества с ограниченной ответственностью "ПромЭксперт", региональный координационный центр "WorldSkills" при государственном автономном профессиональном образовательном учреждение "Гуманитарно-технический техникум" г. Оренбурга и другие).
В государственном бюджетном учреждении дополнительного образования "Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко" функционируют областные очно-заочные школы "ДАР", "Лидер", "Информашка", в каждой из которой обучается от 100 до 400 обучающихся в возрасте от 4 до 17 лет. Многие из выпускников продолжают обучение по техническому профилю в организациях высшего профессионального образования городов Оренбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Саратова и других городов России.
Осуществляется системная поддержка деятельности регионального отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" (охвачено более 5 тыс. детей и подростков).
Целевая модель реализации основных мероприятий
1. Создание и обеспечение деятельности регионального модельного центра дополнительного образования детей в Оренбургской области (далее - РМЦ), который:
выполняет функции регионального проектного офиса по общей координации реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", организации проектной деятельности в сфере дополнительного образования детей в Оренбургской области, а также по взаимодействию с рабочей группой и с проектным офисом национального проекта "Образование";
оказывает содействие внедрению системы персонифицированного финансирования в Оренбургской области;
формирует в Оренбургской области эффективную систему взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, включающую в себя РМЦ как "ядро" региональной системы, муниципальные (опорные) центры дополнительного образования и организации, участвующие в дополнительном образовании детей, а также центры по выявлению и поддержке одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, с учетом опыта Образовательного Фонда "Талант и успех";
внедряет пилотные проекты обновления содержания и технологий дополнительного образования;
обеспечивает развитие профессионального мастерства и уровня компетенций педагогических работников и других участников сферы дополнительного образования детей, в том числе непрерывного дополнительного профессионального образования педагогических работников для работы с одаренными детьми;
выявляет и распространяет лучшие практики реализации современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляет программное, методическое, кадровое, информационное и организационное сопровождение развития региональной системы дополнительного образования в Оренбургской области.
2. Внедрение и распространение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Оренбургской области, обеспечение равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственными, муниципальными и частными организациями, осуществляющими деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ, внедрению эффективных моделей государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей.
Целью внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей является предоставление детям формализованного права получать интересующее их (востребованное, качественное и соответствующее ожиданиям детей и семей) дополнительное образование без ограничения возможности выбора организации (индивидуального предпринимателя), реализующей соответствующую образовательную программу.
В основе системы персонифицированного финансирования лежат следующие принципы:
а) равный и свободный доступ детей к получению сертификата на обучение по дополнительным общеобразовательным (за исключением предпрофессиональных программ, предусматривающих отбор детей для зачисления на программу) программ (без конкурсного отбора, квот и другое);
б) свобода выбора ребенком и его семьей любой дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой на территории Оренбургской области;
в) право ребенка в любой момент поступить (при открытом наборе на программу) на обучение или сменить дополнительную общеобразовательную программу, по которой он проходит обучение, в том числе наличие понятного и прозрачного механизма изменения дополнительной общеобразовательной программы в рамках одной организации или между разными исполнителями услуг;
г) информационная открытость и простота получения информации о порядке получения сертификатов, перечне исполнителей образовательных услуг и реализуемых ими дополнительных общеобразовательных программах, порядке реализации сертификата и иных параметрах функционирования системы персонифицированного финансирования;
д) равный и административно-безбарьерный доступ исполнителей образовательных услуг вне зависимости от организационно-правовой формы к системе персонифицированного финансирования, наличие понятного и прозрачного механизма финансового обеспечения реализации ими дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с сертификатами;
е) принцип персональной закрепленности средств за получателями сертификата, в том числе именная принадлежность сертификата и запрета (отсутствия возможности) передачи его третьим лицам или монетизации.
С учетом целей и принципов системы персонифицированного финансирования выделяются следующие критерии системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее - система):
Наименование критерия |
Обоснование признака (соотнесение с мотивом внедрения) |
Наименование признака, определяющего соответствие критериям |
1 |
2 |
3 |
Соблюдение принципа персональной закрепленности средств за потребителем |
в рамках персонифицированного финансирования осуществляется закрепление за ребенком персонального права получить услугу в соответствии с его выбором |
создание реестра детей, обладающих сертификатом дополнительного образования; просчитаны, определены и предусмотрены в областном и местном бюджетах объемы средств на обеспечение сертификатов, установленные правовым актом Оренбургской области |
Обеспечение открытости системы и равных условий деятельности всех участников системы |
в систему персонифицированного финансирования включаются все организации, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного образования (в том числе индивидуальные предприниматели). Обеспечивается равный доступ к бюджетным ресурсам, независимо от формы собственности и места расположения исполнителя услуг |
разработка и введение единого порядка включения поставщиков образовательных услуг (далее - поставщики) в систему. Основным требованием для включения поставщиков в систему будет являться соблюдением ими норм законодательства Российской Федерации в сфере образования; установление однородных нормативов финансового обеспечения реализации поставщиками за счет средств сертификата дополнительного образования однородных образовательных программ |
Использование в рамках системы механизмов, определяющих сертификат в качестве реального инструмента поддержки реализации выбора |
наличие возможности получения дополнительного образования детей на основе финансового обеспечения сертификата у любого исполнителя образовательных услуг, включенного в реестр, с возможностью перенаправления средств в случае изменения выбора ребенком иной образовательной программы |
определение и нормативное закрепление: периодичности изменения ребенком осваиваемой им образовательной программы с соответствующим "переносом" сертификата при принятии решений об изменении места и (или) программы обучения; порядка финансового обеспечения получения ребенком дополнительного образования по сертификату |
3. Формирование современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и из других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ.
4. Реализация дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, вовлечение в реализацию образовательных программ образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных организаций высшего образования, а также научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики.
5. Выравнивание доступности предоставления дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одаренных детей, детей, проживающих в сельской местности, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации).
6. Внедрение общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующего функциональным требованиям, представленным в приложении N 1 к настоящей Концепции, позволяющего семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам и уровню подготовки детей; а также иные мероприятия федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" с учетом специфики системы дополнительного образования детей Оренбургской области.
Организационно-правовая форма организации, наделенной статусом регионального модельного центра дополнительного образования детей
РМЦ организуется в форме структурного подразделения на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко" (далее - ГБУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко). Штатное расписание РМЦ представлено в приложении N 2 к настоящей Концепции.
Учредителем ГБУДО "ООДТДМ им. В.П. Поляничко" является министерство образования Оренбургской области.
План первоочередных мероприятий по созданию РМЦ и положение о РМЦ представлены в приложении N 3 и N 4 к настоящей Концепции.
Описание площадки регионального модельного центра
Площадкой для создания РМЦ станет здание ГБУДО "ООДТДМ им. В.П. Поляничко", расположенное по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, дом 41.
Общая площадь здания составляет 4400 кв. метров (3 этажа, подвальное помещение). В здании 23 кабинета, из них 10 используются в учебных целях (реализация программ дополнительного образования, программ повышения квалификации для педагогических работников региона). Актовый зал на 450 мест, площадь 127,8 кв. метра.
При осуществлении функций РМЦ учреждение будет решать вопросы координирования организационного, методического и аналитического сопровождения развития региональной системы дополнительного образования по всем направлениям.
РМЦ осуществляет функции исполнителя и (или) регионального проектного офиса по мероприятиям федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", а также ресурсного центра в региональной системе дополнительного образования детей:
обеспечение взаимодействия участников федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" в Оренбургской области;
обеспечение согласованного развития дополнительных общеразвивающих программ для детей различной направленности.
Зонирование помещений в РМЦ осуществляется в соответствии с учетом требований, предъявляемых к помещениям, в которых осуществляется образовательная деятельность (приложение N 5 к настоящей Концепции).
Брендирование РМЦ основывается на руководстве по фирменному стилю.
Логотипы федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" размещаются в соответствующих помещениях, логотип РМЦ размещается на фасаде здания.
РМЦ является ядром системы дополнительного образования детей Оренбургской области.
РМЦ обеспечивает эффективное взаимодействие с муниципальными опорными центрами, а также центром по выявлению и сопровождению одаренных детей путем оказания ресурсной, учебно-методической, организационной, экспертно-консультационной поддержки.
Описание результатов мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей
Реализация мероприятий по внедрению целевой модели позволит обеспечить комплексное эффективное функционирование системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей в Оренбургской области, включающее создание современных организационных, правовых и финансово# экономических механизмов управления и развития региональной системы дополнительного образования детей, формирование системы обмена опытом и лучшими региональными практиками реализации программ дополнительного образования, действующего общедоступного навигатора по дополнительному образованию детей, обеспечение доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности.
Эффективность внедрения целевой модели определяется индикаторами (приложение N 6 к настоящей Концепции).
В целях внедрения целевой модели с ведомственным проектным офисом федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" согласовывается смета расходования средств на реализацию соответствующих мероприятий по внедрению целевой модели в 2021 году получения субсидий.
Смета расходования средств на реализацию развития системы дополнительного образования детей Оренбургской области в 2021 году
|
|
(тыс. рублей) |
||||
N |
Наименование мероприятия |
Всего |
||||
бюджет субъекта Российской Федерации |
внебюджетные и иные источники |
итого по всем источникам (гр. 3 + гр. 4+ гр. 5) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Мероприятия по созданию и обеспечению деятельности РМЦ в 2021 году | ||||||
1. |
Обеспечение деятельности РМЦ |
|
7 196,5 |
5 948,8 |
13 145,3 |
|
2. |
Создание портала РМЦ |
400, 0 |
16,7 |
|
416,7 |
|
3. |
Приобретение оборудования |
500,0 |
20,8 |
|
520,8 |
|
4. |
Приобретение расходных материалов |
500,0 |
20,8 |
|
520,8 |
|
5. |
Повышение квалификации специалистов РМЦ |
|
604,0 |
|
604,0 |
|
Мероприятия по внедрению и распространению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечению равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственными, муниципальными и частными организациями, осуществляющими деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ, внедрению эффективных моделей государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей | ||||||
1. |
Разработка автоматизированной системы для определения стоимости услуги |
200,0 |
8,4 |
|
208,4 |
|
2. |
Ведение реестра поставщиков услуги дополнительного образования |
|
97,7 |
|
97,7 |
|
3. |
Ведение реестра дополнительных общеразвивающих программ |
|
97,7 |
|
97,7 |
|
4. |
Разработка и поддержка системы персонифицированного финансирования |
500,0 |
20,8 |
|
520,8 |
|
Мероприятия по формированию современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и из других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ | ||||||
1. |
Повышение квалификации специалистов РМЦ |
|
208,5 |
|
208,5 |
|
Мероприятия по проведению инвентаризации инфраструктурных, материально-технических ресурсов образовательных организаций разного типа, научных организаций, организаций культуры, спорта, и реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ, а также анализа кадрового потенциала для повышения эффективности системы образования Оренбургской области | ||||||
1. |
Проведение работ по инвентаризации кадровых, материально-технических и инфраструктурных ресурсов системы дополнительного образования Оренбургской области |
|
97,7 |
|
97,7 |
|
2. |
Разработка базы данных и обучение сотрудников |
500,0 |
20,8 |
|
520,8 |
|
Мероприятия по реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, вовлечении в реализацию образовательных программ образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных и организаций высшего образования, а также научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики | ||||||
1. |
Приобретение оборудования и программного обеспечения |
1 000,0 |
41,7 |
|
1 041,7 |
|
2. |
Монтаж оборудования для видео-конференц-связи |
500,0 |
20,9 |
|
520,9 |
|
Мероприятия по выравниванию доступности предоставления дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одаренных детей, детей, проживающих сельской местности, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) | ||||||
1. |
Приобретение оборудования и расходных материалов |
2 000,0 |
83,3 |
1 334,8 |
3 418,1 |
|
Мероприятия по внедрению общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующий утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации функциональным требованиям, позволяющий семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам и уровню подготовки детей | ||||||
1. |
Разработка, запуск и ведение общедоступного навигатора |
400,0 |
97,6 |
|
497,6 |
|
2. |
Разработка и поддержка баз данных, обучение сотрудников |
1 500,0 |
62,5 |
|
1 562,5 |
Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование РМЦ представлена в приложении N 7 к настоящей Концепции.
Предполагаемая сеть муниципальных опорных центров (далее - МОЦ), которые будут созданы в каждом городском округе и муниципальном районе Оренбургской области для развития системы дополнительного образования, представлена в приложении N 8 к настоящей Концепции.
Иная дополнительная информация
В системе образования Оренбургской области формируются и развиваются комплексные качественные модели реализации образовательных программ, которые могут стать региональными "инновационными точками роста" для реализации программ модернизации и дальнейшего развития дополнительного образования. В настоящее время ГБУДО "ООДТДМ им. В. П. Поляничко" является региональным ресурсным центром по развитию художественного и социально-педагогического направленностей дополнительного образования. Данная образовательная организация дополнительного образования находится в центре г. Оренбурга, имеет удобную транспортную развязку, а также всю необходимую инфраструктуру, обеспечивающую доступность маломобильных групп населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.