Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства области
от 04.07.2019 N 489-пп
Концепция создания
центров образования цифрового и гуманитарного профилей
"Точка роста" в Оренбургской области
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование"
В 2018/2019 учебном году в области функционируют 851 общеобразовательная школа, 107 филиалов, в которых обучается 225,3 тыс. человек.
77,8 процента школ (662) расположено в сельской местности, в них обучается 39,8 процента учащихся (89613 человек).
В силу социально-географических факторов в сельских территориях области остается значительной доля малокомплектных общеобразовательных организаций - 33,7 процента (287 школ), в них обучается 13303 ребенка, что составляет 5,9 процента.
Центры образования цифрового и гуманитарного профилей "Точки роста" (далее - Центры) создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам и расположенных в сельской местности, в малых городах, и направлены на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по предметным областям "Технология", "Математика и информатика", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности".
Целями деятельности Центров являются:
создание условий для внедрения на уровнях начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей;
обновление содержания и совершенствование методов обучения предметных областей "Технология", "Математика и информатика", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности".
Задачами Центров являются охват деятельностью на обновленной материально-технической базе 100,0 процента обучающихся образовательной организации, осваивающих основную общеобразовательную программу по предметным областям "Технология", "Математика и информатика", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности", а также обеспечение охвата дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнерства, не менее 70,0 процента общего контингента обучающихся в образовательной организации.
Центры будут выполнять функцию общественного пространства для развития общекультурных компетенций, цифровой грамотности, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности и должны обеспечить формирование современных компетенций и навыков у школьников.
2. Информация о повышении квалификации педагогических работников предметной области "Технология", "Информатика", "ОБЖ"
Учителя предметных областей "Технология", "Информатика", "ОБЖ" повышают свою квалификацию в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования (далее - ФГБОУ ВО) "Оренбургский государственный университет" и Институте непрерывного образования ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный педагогический университет".
За 3 года 152 учителя технологии, 114 учителей информатики и 95 учителей основ безопасности жизнедеятельности повысили свое профессиональное мастерство.
Программы повышения квалификации разрабатываются и реализуются по актуальным направлениям современного образования с учетом предметных, методических, организационных проблем. Их содержание ежегодно корректируется в соответствии с выявленными проблемными зонами. Занятия носят практико-ориентированный характер, их содержание обсуждается с лучшими учителями-практиками и обязательно согласуется с министерством образования Оренбургской области.
При необходимости для их реализации привлекаются специалисты из ведущих вузов страны.
В настоящее время с принятием концепции преподавания предметной области "Технология" проводятся методические семинары по современным тенденциям преподавания с приглашением специалистов из г. Москвы. Так, 20 июня 2019 года состоялся семинар "Современные тенденции преподавания технологии в условиях реализации Концепции преподавания предметной области "Технология" в образовательных организациях Оренбургской области, реализующих основные общеобразовательные программы". В нем приняли участие 123 человека: учителя технологии, педагоги дополнительного образования, реализующие программы внеурочной деятельности в рамках предметной области "Технология".
3. Опыт Оренбургской области по реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования за последние три года
Оренбургская область имеет значительный опыт работы по организации и проведению мероприятий межрегионального, всероссийского и международного уровней, а также участия в различных федеральных и международных проектах, неоднократно выступала в качестве пилотной площадки по внедрению новых технологий в системе образования.
Успешный опыт работы с одаренными детьми, достаточно высокая результативность участия оренбургских школьников в предметных олимпиадах всероссийского и межрегионального уровней (2019 год - 79,0 процента) позволили области неоднократно становиться площадкой проведения заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по географии, физике, экологии и биологии (2011 - 2014 годы).
В 2018 году впервые Оренбуржье получило право проведения финала Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников системы дополнительного образования "Сердце отдаю детям" благодаря победе на федеральном уровне сразу двух оренбургских педагогов. Елена Николаевна Левшина, педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи г. Оренбурга, стала абсолютным победителем и обладателем главного приза конкурса "Хрустальный ключ" среди 60 участников финала Всероссийского конкурса "Сердце отдаю детям" в декабре 2017 года в г. Ханты-Мансийске, Саян Сергеевич Курмангазиев, педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества г. Оренбурга, - лауреатом третьей степени в физкультурно-спортивной номинации.
В 2011 - 2013 годах область вошла в число субъектов Российской Федерации, реализующих мероприятия по направлению "Модернизация муниципальных систем дошкольного образования". В результате реализации федеральной программы к 2013 году в области было введено более 25 тыс. мест для дошкольников.
Это позволило обеспечить потребность населения в получении дошкольных образовательных услуг детьми в возрасте от 1,5 года до 3 лет более чем на 95,0 процента и на 2 года раньше запланированного срока выполнить поставленную Президентом Российской Федерации Путиным В.В. задачу по обеспечению стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Оренбургская область вошла в число 8 субъектов Российской Федерации, где данная проблема была решена в 2013 году.
В 2017 году уровень доступности дошкольного образования для детей от 1,5 года до 3 лет составил 96,5 процента. В целях обеспечения доступности дошкольного образования для всех детей области в возрасте до 3 лет с 2019 по 2021 год будет создано более четырех тысяч новых мест в детских садах. Уже в 2019 году ведется строительство 19 объектов дошкольного образования на 1598 мест в 9 муниципальных образованиях.
Кроме того, в рамках проекта модернизации региональных систем дошкольного образования на базе Института непрерывного образования ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный педагогический университет" были созданы стажировочная площадка, а также 15 базовых (опорных) площадок в детских садах г. Оренбурга, г. Орска, г. Сорочинска, г. Кувандыка, г. Бузулука, г. Бугуруслана, г. Ясного, с. Октябрьского Октябрьского района, основной целью деятельности которых является распространение передового опыта работы с детьми дошкольного возраста. Оборудование площадок системой видео-конференц-связи позволило значительно расширить число участников проекта.
В результате обучены свыше тысячи педагогических и руководящих работников муниципальных команд из Оренбургской области и четырех субъектов Российской Федерации (Республика Башкортостан, Свердловская, Ульяновская и Волгоградская области), а также индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению в сфере дошкольного образования.
В 2016 - 2018 годах область реализовала мероприятия Всероссийского проекта Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки "Лонгитюдное исследование качества дошкольного образования", в ходе которого апробирован инструментарий оценки качества дошкольного образования, выявлены типичные проблемы реализации федерального государственного образовательного стандарта. Участниками исследования сформирован план мероприятий по повышению качества образовательных услуг. В 2019 году 3 дошкольные образовательные организации области по результатам исследования приглашены к участию в международном проекте "Европейский знак качества дошкольного образования" под руководством государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы "Московский городской педагогический университет", организатор исследования - Институт исследований и развития в сфере дошкольного образования "PdQUIS" (Германия).
С 2015 года область является участником проекта по ремонту спортивных залов сельских школ. За 4 года его реализации отремонтировано 148 спортивных залов на общую сумму около 411,1 млн. рублей (более 262 млн. рублей - средства областного бюджета). Это позволило открыть дополнительные школьные спортивные клубы и увеличить число занимающихся спортом и физической культурой в современных условиях. В результате в 2015 году Оренбургская область вошла в десятку лучших территорий России, где успешно развиваются школьный спорт и физическая культура.
В 2019 году в области функционируют 739 школьных спортивных клубов, в которых занимаются около 150 тысяч воспитанников.
В 2016 году Оренбургская область была отмечена как лучший регион по реализации всероссийской программы по ремонту сельских спортивных залов. Другим субъектам Российской Федерации было предложено изучить и использовать опыт Оренбуржья по реализации проекта.
С 2015 года по настоящее время Оренбургская область является официальным участником чемпионатного движения "Ворлдскиллс" и "Абилимпикс".
За четыре года участия области в международном движении "Ворлдскиллс" число компетенций регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills) увеличилось с 4 до 40, количество участников - с 20 до 345, экспертов - с 51 человека до 355 человек.
За два года существования Национального чемпионата профессионального мастерства для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов "Абилимпикс" число участников увеличилось с 27 до 159 человек, число компетенций - с 5 до 23.
Студенты организаций среднего профессионального образования и учащиеся общеобразовательных организаций области достойно представляют область на чемпионатах российского уровня.
2 серебряные, 2 бронзовые медали и 3 медали за мастерство завоевала команда Оренбургской области в финале VI Национального чемпионата "Молодые профессионалы" WorldSkills (2018 год, г. Южно-Сахалинск), 2 серебряные, 4 бронзовые медали - в финале VII Национального чемпионата "Молодые профессионалы" (2019 год, г. Казань).
В IV Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов "Абилимпикс", проходившем в Москве, оренбуржцы завоевали две золотые, восемь серебряных и три бронзовые медали. Оренбургская область отмечена дипломом "За активное участие в IV Национальном чемпионате "Абилимпикс", региональный центр развития движения "Абилимпикс" на базе Оренбургского автотранспортного колледжа имени заслуженного учителя Российской Федерации В.Н. Бевзюка награжден дипломом "Лучший региональный центр развития движения "Абилимпикс".
По итогам 2017 года государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Гуманитарно-технический техникум" г. Оренбурга вошло в список 100 лучших профессиональных образовательных организаций Российской Федерации по развитию движения Ворлдскиллс, в 2018 году - государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Педагогический колледж им. Н.К. Калугина" г. Оренбурга. Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Нефтегазоразведочный техникум" г. Оренбурга стало лауреатом Всероссийского конкурса "100 лучших ССУЗов Российской Федерации - 2018".
Оренбуржцы неоднократно входили с состав национальной сборной для участия в мировом чемпионате по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills. В 2019 году участником по компетенции "Поварское дело" станет выпускник государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Колледж сервиса г. Оренбурга". Еще двое оренбуржцев вошли в расширенный состав Национальной сборной WorldSkills Russia.
С 2018 года Оренбургская область является пилотной территорией по внедрению демонстрационного экзамена в сфере среднего профессионального образования. Функционирует 14 центров по проведению демонстрационного экзамена, аккредитованных Союзом WorldSkills. В 2019 году демонстрационный экзамен проведен по 14 компетенциям (в том числе по компетенциям ИТ-профиля: "ИТ-решения для бизнеса на платформе "1С: Предприятие 8" и "Программное решение для бизнеса") с участием 592 студентов из 20 профессиональных образовательных организаций.
31 учреждение среднего профессионального образования области участвует в реализации федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" по обучению лиц предпенсионного возраста компьютерной грамотности. Реализуется более 500 программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования различных сфер деятельности (образование, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, сфера услуг, транспорт, экономика, IT-технологии, машиностроение и другое).
В 2015 году опыт Оренбургской области по развитию оценки качества образования одобрен на всероссийском уровне и рекомендован для распространения в других регионах Российской Федерации. Важным показателем работы по данному направлению стали стабильные результаты государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). С 2002 года регион являлся пилотной площадкой по проведению ГИА в формате ЕГЭ. В период с 2010 по 2012 год в рейтинге субъектов Российской Федерации по результатам государственной итоговой аттестации школьников Оренбургская область переместилась с 67 на 12 место. С 2013 года результаты ЕГЭ по всем предметам выше среднероссийских показателей. По итогам ЕГЭ последних лет Оренбургская область входит в число лучших субъектов Российской Федерации.
Оренбургская область была отмечена благодарностью заместителя председателя Правительства Российской Федерации за работу системы образования по подготовке и проведению в 2016 году ЕГЭ на высоком организационном уровне.
Более 700 учителей, 10 тыс. обучающихся в 338 школах области являются участниками образовательного проекта "Яндекс.Учебник". В рамках соглашения с обществом с ограниченной ответственностью "Яндекс" в области началась работа по созданию школ программирования для обучающихся 8-9 классов "Яндекс.Лицей".
4. Иная дополнительная информация
Ежегодно с 2015 года школьники области становятся победителями и призерами на олимпиаде по физической культуре, технологии, ОБЖ.
Победителями регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии стали 28 учеников, информатике - 17 учеников, основам безопасности жизнедеятельности - 30 учеников.
Победителями заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии стали 9 учеников, по информатике - 2 ученика, основам безопасности жизнедеятельности - 1 ученик.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Таблица индикаторов |
|
Содержание Постановление Правительства Оренбургской области от 4 июля 2019 г. N 489-пп "О создании центров образования цифрового... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.