Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2 Видение, миссия, бренд города, цели и стратегические направления развития города
2.1 Видение города в 2020 году и в дальнейшей перспективе
В городе Рыбинске в 2020 году за счет реализации Программы должен быть осуществлен комплекс мероприятий, в т.ч. стабилизационных, нацеленный на существенное изменение ключевых демографических показателей: замедление оттока населения и уравновешивание потоков въездной и выездной миграции с перспективой достичь в 2025 году прекращения уменьшения общей численности населения и выхода на траекторию устойчивого роста. Эти амбициозные цели могут быть достигнуты только за счет улучшения условий и качества жизни рыбинцев, реализации потенциала ключевых точек роста, консолидации всех имеющихся ресурсов для городского развития, совершенствования системы городского управления и системы предоставления всех видов услуг для населения.
Федеральная повестка программ импортозамещения, промышленной модернизации крайне актуальна для Рыбинска в силу наличия на его территории крупных вертикально интегрированных предприятий российских госкорпораций. Промышленность города будет по-прежнему определять вектор для устойчивого экономического развития. В прогнозируемом периоде будет обеспечен объем реализованной продукции в промышленности до 94,0 млрд. руб. в 2020 году. В промышленном комплексе Рыбинска за счет реализации ряда крупных инвестпрограмм в предыдущем периоде (модернизация производств, внедрение новых технологий, ввод новых объектов капстроительства) увеличится производительность труда (в среднем до 3,8 млн. руб./чел. в год). Вместе с тем за счет продолжения инвестиционных программ и проектов (инвестиции в основной капитал 9-10 млрд. руб. в год), осуществления деловой активности в городе, стабилизации основных параметров развития малого и среднего бизнеса будет обеспечено решение проблемы занятости населения (сохранение и стабилизация уровня безработицы 1,7%), что сохранит стабильный уровень жизни населения и снизит темп его убыли (рост номинальной средней заработной платы по городу - до 36,2 тыс. руб., в т.ч. в промышленности - до 46,0 тыс. руб.).
Стабильность экономики, формирование и реализация жилищной политики, нацеленной на строительство качественного жилья в доступном ценовом сегменте, совершенствование систем здравоохранения, образования, других социальных систем города обеспечат улучшение демографической ситуации (рост рождаемости до 13,0 чел. на 1000 жителей, снижение смертности до 16,3 чел. на 1000 жителей).
В периоде до 2020 года, в том числе за счет комплексной застройки новых микрорайонов (мкрн. Прибрежный, Пузырево, частично Мариевка), будет обеспечен ввод более 300 тыс. кв.м жилья (ввод до 0,35 кв. м/чел. в год); ликвидация и расселение непригодного жилищного фонда общей площадью 8,0 тыс. кв.м. Сбалансированное освоение новых районов станет возможным только при вхождении в федеральные и региональные программы по созданию инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры, при реализации госпрограммы "Жилье для российской семьи".
Комплексное развитие общественной инфраструктуры для формирования комфортной среды проживания населения будет реализовано через:
- реализацию инвестиционных программ по модернизации систем водоснабжения и водоотведения, в частности строительство насосной станции в мкрн. Мариевка, обеспечение 100% нормативного давления питьевой воды в сети, строительство канализационного дюкера через р. Волга в целях закрытия очистных сооружений канализации в мкрн. "Слип";
- оптимизацию объектов и модернизацию сетей теплоснабжения с предоставлением услуг теплоснабжения нормативного качества;
- увеличение сроков эксплуатации жилищного фонда и снижение уровня износа многоквартирных домов через реализацию программ капитального ремонта многоквартирных домов;
- продолжение программ газификации с обеспечением технической возможности газификации до 93% частных домовладений;
- благоустройство не менее 150 дворовых территорий; озеленение и комплексное благоустройство парков в мкрн. Переборы, Слип, на ул. Волжской Набережной, площадей им. Г. Жукова, им. Герасимова, Комсомольской площади и других общественных территорий;
- снижение напряженности и создание безопасных условий движения на дорогах: строительство 2,0 км новых дорог; ремонт 15,8 км существующих дорог; строительство удобных парковок, оптимизация транспортных развязок (соединение ул. Волочаевской с Окружной автодорогой и формирование магистрали до центра города; ремонт и реконструкция путепровода ул. Фурманова, улиц: Пушкина, 9 мая, Волочаевская, Костромская, Набережная Космонавтов, Чекистов, Кулибина, дороги к ДОЛ "Полянка", транспортных развязок ул. Фурманова, ул. Ворошилова - ул. Суркова (разворотное кольцо), ул. 50 лет ВЛКСМ (в районе ТЦ "Виконда"), Соборная площадь - ул. Горького; подъездной дороги к ДЮЦ "Переборец", ул. С. Перовской, Качалова, Кирова, Карякинской, Ошурковской, Полиграфской, Радищева и др.; проектирование реконструкции моста через р. Волгу);
- реализацию мероприятий по безопасности дорожного движения;
- продолжение программ по берегоукреплению с формированием набережных и другие мероприятия.
Будет совершенствоваться и обоснованно оптимизироваться социальная сфера города. За счет реализации программ по развитию системы образования будет повышаться обеспеченность местами в детских садах детей от 1,5 до 3 лет, обеспечиваться всестороннее развитие детей, их кругозора, в т.ч. за счет получения дополнительного образования различной направленности. Для этих целей планируется ввод детских садов на ул. Герцена, Новоселов, Приборостроителей, школы на ул. Тракторной.
Реализация программ поддержки педагогических кадров и врачей-специалистов, а также других категорий специалистов бюджетной сферы будет продолжена, что позволит привлечь и удержать перспективных специалистов в городе, увеличить престижность и уровень дохода этих профессий.
Реконструкция и строительство спортивных объектов и сооружений (строительство биатлонного комплекса, крытого ледового корта, спортивного объекта между школами N 18 и 28, ввод спортивного объекта с катком в центре города; реконструкция стадиона "Сатурн"), объектов культурного наследия (Лоцманская биржа, и др.) и учреждений культуры будут сохранены и улучшены условия для активного отдыха, оздоровления, физического (спортивного) и духовного (культурного) развития населения Рыбинска. В реализации данных проектов особую роль будет играть проекты на принципах государственно- или муниципально-частного партнерства и частные проекты (интерактивный музей усадьбы Наумова, общественно-деловые центры, фитнес-центры).
Важным аспектом для комплексного развития Рыбинска станет начало реализации проекта по организации электрифицированного железнодорожного сообщения с Ярославлем в рамках развития Ярославской территориальной экономической агломерации. Дополнительные импульсы для развития культурно-досуговой и туристической среды дадут включение проектов Рыбинска в территориальный туристический кластер "Ярославское взморье", строительство современного стационарного причала.
Профилактические оздоровительные меры, внедрение комплекса ГТО, пропаганда ценностей семьи, здорового образа жизни, массовых видов спорта, спорт-туризма, поддержка молодежных лидерских, патриотических, научных, волонтерских инициатив являются важнейшим приоритетом в области культуры, образования, спорта, молодежной политики. Город предоставляет людям полный спектр услуг для образования, физического и духовного развития, открытого общения и отстаивания своих интересов; сформирован комфортный инвестиционный и деловой климат, обеспечивающий свободу принятия бизнес-решений любого масштаба, самореализации личности в различных видах деятельности.
Вместе с тем, в высоко волатильных экономических условиях повышается значимость адресной помощи отдельным категориям населения. В связи с этим будут продолжены программы по социальной поддержке населения, по жилищной поддержке отдельных категорий граждан, будут реализовываться программы и мероприятия по созданию доступной комфортной среды для людей с ограниченными возможностями. Особое внимание будет направлено на реализацию программ по вовлечению населения в общественное самоуправление, по поддержке некоммерческих, общественных организаций.
Реализация крупных проектов городского развития в предыдущем периоде потребовала привлечения заимствований для формирования расходной части городского бюджета. В плановом периоде учтена задача оптимизации бюджетной и кредитной политики, ответственного управления муниципальным долгом и кредиторской задолженностью. Мероприятия Программы должны быть реализованы в условиях снижения самостоятельности местного бюджета для обеспечения комплексного развития города.
Важным фактором реализации Программы станет продолжение оптимизации системы муниципальных учреждений и предприятий при сохранении уровня качества предоставляемых услуг, совершенствовании компетенций работников Администрации. При этом город продолжает развиваться в соответствии с общеэкономическими трендами, известен и популярен в регионе, России и мире своими сформировавшимися брендами, конкурирует за жителя с другими территориями в сложных экономических условиях.
Выполнение мероприятий Программы должно основываться на конструктивном диалоге и партнерстве исполнительной и представительной властей города, при поддержке регионального правительства и Ярославской областной Думы. При системной мобилизации всех доступных ресурсов, объединении опыта и компетенций горожан, основываясь на системе приоритетов, обозначенных в Программе, город сможет адекватно реагировать на стратегические вызовы и гарантировать комфортные условия для проживания и развития человека.
2.2 Миссия города, бренд города, цель программы, участники и ресурсы Программы
Миссия города: город Рыбинск в ходе постоянного устойчивого социально-экономического развития должен стать:
- лидером конкурентной борьбы за все виды ресурсов,
- конкурентоспособным, динамичным, промышленным городом Ярославской области, идущим по пути инновационного развития, с модернизированной диверсифицированной экономикой, обеспечивающей стабильный рост занятости и благосостояния населения и активным городским сообществом, мощной поддержкой всех видов бизнеса, с открытым прозрачным бизнесом и профессиональной администрацией служащей интересам общества;
- городом, известным и узнаваемым не только в Ярославской области, но и в России, и в мире, городом, который интересно и выгодно посещать.
В итоге Рыбинск - город, КОТОРЫЙ ВЫБИРАЮТ ЛЮДИ для организации (ведения) бизнеса, для комфортного проживания, для создания семьи, получения образования, развития, физического и духовного совершенствования, город с высоким уровнем социальных услуг для всех возрастов, экологически чистой средой.
Бренд города: "Рыбинск - комфортный город для жизни!"
Цель Программы: постоянное улучшение условий и качества жизни рыбинцев.
Важнейшее условие выполнения Программы - социальное партнерство органов МСУ, органов государственной власти области, бизнеса, общественных организаций, населения. Социальное партнерство базируется на совпадении интересов и проявляется в стремлении решить самые важные общегородские проблемы, в т.ч. за счет:
- Улучшения инвестиционного климата, способствующего созданию и развитию новых производств, высокооплачиваемых рабочих мест в промышленности, различных секторах малого бизнеса;
- Введения нового и завершения начатого строительства жилых, социальных и производственных объектов, освоения новых микрорайонов, современной комплексной застройки территории;
- Модернизации объектов и улучшения качества жилищно-коммунальных услуг, благоустройства улиц, парковых зон и дворовых площадок, ремонта дорог и улучшения работы городского транспорта;
- Расширения участия горожан в культурно-спортивных, оздоровительных, молодежных, патриотических и иных социальных программах, направленных на обеспечение здорового образа жизни, активного отдыха, полноценного развития личности;
- Обеспечения сбалансированности и устойчивости финансовой базы местного самоуправления.
Роль органов МСУ (в соответствии с Уставом городского округа город Рыбинск): формирование местной нормативно-правовой базы, координация разработки и реализации Программы, обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения города, предоставление качественных социальных и коммунально-бытовых услуг населению и т.д. Укрепляя взаимопонимание с представителями бизнеса, местная власть получает возможность сохранять и расширять налогооблагаемую базу, содействовать усилению экономического потенциала территории.
Предпринимательский сектор, сотрудничая с органами местного самоуправления, в определенной степени нейтрализует свои риски, обеспечивает более стабильные и выгодные условия ведения бизнеса и, в конечном счете, более высокие доходы.
Следует учитывать, что потенциал Рыбинска остается важным объектом областного и федерального внимания. Являясь производителем стратегической продукции для нужд России, город вправе рассчитывать на поддержку его социальных программ со стороны федеральных и региональных органов власти. Платежи рыбинских налогоплательщиков составляют существенную долю доходов областного бюджета, поэтому регион заинтересован в поддержке экономической устойчивости города. Рыбинск всегда ощущает поддержку Правительства области, тесно связан с другими муниципальными образованиями области. Поэтому особого внимания заслуживает аспект взаимного согласования интересов города и области, а также страны в целом, органичного включения рыбинских проблем и задач в долгосрочные стратегические программы развития ЯО в целях усиления совокупного экономического потенциала.
Для населения ясное понимание перспектив городского развития расширяет возможности активного участия в территориальном общественном самоуправлении, решении проблем, связанных с благоустройством городских территорий, улучшением функционирования объектов социально-культурного назначения; повышаются также гарантии и размеры получаемых доходов и др. В конечном итоге социальное партнерство приводит к укреплению местного самоуправления и делает реальным развитие города не просто в интересах горожан, но и их общими усилиями.
Таблица 4. Основные участники и ресурсы участников Программы
Участники Программы | |||
Органы местного самоуправления, организации общественного управления: - Глава городского округа, - Администрация города, - Муниципальный Совет, - Комитеты территориального общественного самоуправления, - Общественная палата |
Хозяйствующие субъекты: - Крупный, средний и малый бизнес, в т.ч. финансовые и иные структуры, - Некоммерческие, общественные организации, - Муниципальные предприятия и учреждения, - СМИ |
Население и общественные организации: - Работающее население, - Учащаяся молодежь, - Пенсионеры, - Общественно-политические формирования, - Соотечественники, проживающие вне города |
Внешние участники: - Правительство области, - Федеральные структуры и органы власти, - Хозяйствующие субъекты вне города, - Общероссийские партии и движения, СМИ и др. |
Ресурсы участников Программы | |||
- Бюджет города, - Муниципальная собственность (земля, недвижимость в т.ч. соц. инфраструктура, культурно-историч. и природные памятники), - Нормотворческая деятельность, - Аналитическая деятельность, - Информационные ресурсы, - Кадровый потенциал муниципальных служащих, - Организационный опыт по реализации планов и программ развития |
- Прибыль, доходы, - Собственность (в т.ч. интеллектуальная), - Финансовая устойчивость, - Предпринимательская инициатива, - Трудовые ресурсы, - Корпоративная культура, - Инвестиционные и социальные проекты |
- Денежные средства (заработная плата, вклады и др.), - Собственность граждан (недвижимость, земля, авторские права и др.), - Крепкая семья и семейные традиции, - Общественные инициативы, выраженная гражданская позиция, - Рабочая сила, интеллектуальный потенциал |
- Областной и федеральный бюджеты и государственные программы, - Внебюджетные фонды, средства внешних инвесторов, - Федеральная и областная собственность, - Экономическая и политическая стабильность, - Законотворчество, - Информационные ресурсы |
Люди - главное богатство Рыбинска. Они создают уникальную атмосферу в городе и обеспечивают достойную репутацию Рыбинска за его пределами. Расширение участия добровольных объединений граждан в управлении делами города является выражением развития гражданского общества (деятельность активных граждан и НКО по достижению общественного согласия в развитии города).
Развитие общественного самоуправления само по себе служит механизмом партнерства между органами власти и гражданским обществом в реализации социальной политики. Чем больше населения будет вовлечено в гражданское общество, тем выше будет его активность, тем эффективнее пройдет реализация всех общегородских программ.
На ход выполнения и эффективность реализации Программы существенное влияние оказывает совокупность факторов внутреннего и внешнего характера.
В зависимости от этих факторов возможны три сценария выполнения Программы: оптимистический, реалистический и пессимистический.
Оптимистический характер предполагает, что:
- политическая обстановка в стране и регионе стабильная;
- экономическая ситуация в стране и регионе благоприятная;
- социальная напряженность в обществе относительно низкая.
В этом случае гарантировано эффективное проведение и выполнение программных мероприятий в срок и в полном объеме, что позволит достичь программных целей и задач.
При реалистическом (наиболее вероятном) сценарии внешние факторы соответствуют текущему моменту в политической, экономической и социальной сферах общества. В данном случае существуют в основном удовлетворительные условия для успешной реализации Программы. В то же время отдельные программные мероприятия могут быть выполнены не в полном объеме, что приведет к снижению эффективности реализации этих мероприятий и Программы в целом.
Пессимистический сценарий предполагает наличие неблагоприятных внешних факторов для осуществления Программы: дефицит финансирования, непопулярность и непринятие населением отдельных мероприятий, затягивание сроков реализации мероприятий, пассивность и неэффективность действий участников Программы.
2.3 Стратегические направления развития города и приоритеты Программы
Ключевая фигура социально-экономического развития города - ЧЕЛОВЕК с его разнообразными потребностями и интересами, проблемами и возможностями.
Стратегические направления Программы, равно как и перспективные направления развития города Рыбинска на перспективу до 2020 г., вытекают из основной целевой задачи - повышение качества жизни рыбинцев. Качество жизни человека - естественная жизненная реальность. Это - наличие благоустроенного жилья, качественные коммунальные услуги, ухоженные дворовые территории, безопасность на улицах, удобный городской транспорт, доступность социальных услуг, эффективное управление городом, возможность получения разнообразного образования и выбора форм и сфер трудовой занятости, обеспечивающей благополучие семьи, интересный активный познавательный отдых, здоровый образ жизни и многое другое.
Принципы выбора приоритетных направлений и первоочередных мероприятий Программы (обусловлены усиливающейся конкурентной борьбой за ограниченные ресурсы, отражают позицию органов МСУ, несущих ответственность за решение комплекса вопросов местного значения):
1. Реальная оценка городского потенциала, тенденций развития общеэкономической ситуации в регионе, стране в целом, ресурсов и возможностей участников Программы.
2. Концентрация на наиболее проблемных задачах, решение которых обеспечивает разносторонний социально-экономический эффект.
3. Планирование и финансирование в первоочередном порядке мероприятий по преодолению накопившихся проблем, определенных населением.
Стратегические приоритеты - важнейшие, наиболее проблемные направления развития города, оказывающие принципиальное влияние на решение всего комплекса городских проблем и предопределяющие возможность реального сохранения и улучшения качества жизни, заметного улучшения облика города, качества городской среды, условий и результативности ведения бизнеса и благополучия семей.
Стратегические приоритеты Программы:
1. Сокращение темпов снижения общей численности населения, прекращение миграционной убыли населения
2. Укрепление экономического базиса, развитие научно-производственного (инновационного), инвестиционного потенциала
- размещение новых высокоэффективных предприятий на территории города, создание дополнительных рабочих мест, сохранение и приумножение кадрового потенциала,
- улучшение инвестиционного климата,
- поддержка участия предприятий города в федеральных и региональных программах,
- сохранение среднего и малого бизнеса, создание условий для увеличения деловой активности,
- комплексное привлечение всех видов ресурсов во всех отраслях на территорию города,
- поддержка международной и межрегиональной деятельности,
- формирование бренда (брендов) и имиджа города как промышленного, инновационного, интеллектуального центра.
3. Развитие социальной сферы
- эффективная и адресная социальная защита населения, борьба с бедностью, социализация инвалидов,
- обеспечение безопасности и правопорядка,
- обеспечение экологической безопасности, в т.ч. берегоукрепительных работ,
- содействие привлечению медицинских специалистов в город,
- пропаганда ценностей здоровой семьи,
- современное образование, соответствующее федеральным стандартам, оптимальная структура образования, обеспечение кадровых потребностей экономики,
- активная молодежная политика, развитие волонтерского движения, развитие патриотизма,
- современные физкультура и спорт, пропаганда здорового образа жизни,
- сохранение культурно-досугового и исторического потенциала города,
- развитие инфраструктуры туризма,
- реализация муниципальных услуг через проекты ГЧП, создание конкурентной среды на рынке муниципальных услуг.
4. Жилищно-коммунальное хозяйство, инфраструктура, благоустройство
- развитие коммунальной инфраструктуры,
- повышение качества жилищных услуг,
- обеспечение качественного и своевременного капитального ремонта многоквартирных домов,
- повышение энергоэффективности и энергосбережение в жилищно-коммунальной сфере,
- модернизация транспортной инфраструктуры, в т.ч. приведение в соответствие качества дорог и межквартальных проездов к нормативным требованиям,
- продолжение газификации частного жилого сектора города,
- современное благоустройство городских территорий, в том числе дворовых территорий.
5. Строительство, комфортное и доступное жилье
- освоение новых жилых микрорайонов, в т.ч. с вовлечением в государственные программы, с оптимальным размещением социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, формирование современного архитектурного облика города,
- охрана историко-архитектурной среды.
6. Социальная поддержка граждан в сфере обеспечения жильем
- расселение непригодного для проживания жилья, программы предоставления жилья (малообеспеченным категориям граждан, молодым семьям, ипотека и др.),
7. Совершенствование органов местного самоуправления, эффективное взаимодействие власти и общества
- оптимизация, повышение эффективности, ответственности, открытости органов МСУ,
- оптимизация муниципального сектора экономики,
- оптимизация структуры бюджетных учреждений,
- развитие информационно-коммуникационных технологий,
- активизация гражданского общества, повышение социальной ответственности, развитие территориального общественного самоуправления, поддержка НКО, общественных организаций.
8. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы
- эффективное управление муниципальным долгом,
- оптимальная система программ городского округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.