Постановление Правительства Ярославской области от 27 февраля 2017 г. N 153-п
"Об утверждении областной целевой программы "Развитие региональной системы оповещения Ярославской области" на 2017 - 2019 годы"
31 октября 2017 г., 30 января 2018 г.
В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", законом Ярославской области от 7 апреля 2003 г. N 19-з "О защите населения и территорий Ярославской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области"
Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие региональной системы оповещения Ярославской области" на 2017 - 2019 годы.
Пункт 2 изменен с 30 января 2018 г. - Постановление Правительства Ярославской области от 30 января 2018 г. N 43-п
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Шабалина А.Ю.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель Правительства области |
Д.А. Степаненко |
Областная целевая программа
"Развитие региональной системы оповещения Ярославской области" на 2017 - 2019 годы
(утв. постановлением Правительства области от 27 февраля 2017 г. N 153-п)
31 октября 2017 г., 30 января 2018 г.
Паспорт изменен с 30 января 2018 г. - Постановление Правительства Ярославской области от 30 января 2018 г. N 43-п
Паспорт ОЦП
Раздел изменен с 30 января 2018 г. - Постановление Правительства Ярославской области от 30 января 2018 г. N 43-п
Общая потребность в финансовых ресурсах
Источники финансирования |
Плановый объём финансирования по годам (тыс. рублей) |
|||
всего |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|
Предусмотрено законом об областном бюджете: |
|
|
|
|
- областной бюджет |
8369,419 |
4369,419 |
2000,0 |
2000,0 |
Итого по ОЦП |
8369,419 |
4369,419 |
2000,0 |
2000,0 |
I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации областной целевой программы
1. Разработка областной целевой программы обусловлена необходимостью продолжения реализации на региональном уровне государственной политики в сфере повышения безопасности населения области в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами области, которые являются базой обеспечения реализации ОЦП и включают:
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
- Указ Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций";
- постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени";
- Закон Ярославской области от 7 апреля 2003 г. N 19-з "О защите населения и территорий Ярославской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- постановление Губернатора области от 31.03.2009 N 132 "Об организации и ведении гражданской обороны в Ярославской области и признании утратившим силу постановления Администрации области от 31.03.2006 N 91";
- распоряжение Губернатора области от 07.09.2011 N 448-р "О порядке оповещения и информирования населения области";
- постановление Правительства области от 04.12.2015 N 1311-п "Об утверждении Положения о региональной системе оповещения Ярославской области";
- постановление Правительства области от 12.03.2013 N 220-п "Об утверждении зон на территории Ярославской области, подлежащих оборудованию комплексной системой экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций";
- постановление Правительства области от 04.02.2016 N 103-п "Об утверждении границ зон экстренного оповещения населения".
В условиях быстро меняющихся рисков возникновения чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), вызываемых изменением экономики, развитием транспортной инфраструктуры и реализацией крупных инфраструктурных проектов, в том числе в труднодоступных местах, требуется пересмотр подходов к дальнейшему развитию систем оповещения.
Так, рост масштабов ЧС и катастрофическое развитие синергетических природно-техногенных процессов, являющихся источниками ЧС, требуют значительного сокращения времени оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС. При этом урбанизация населения, появление значительного количества мест массового пребывания людей определяют необходимость значительного повышения уровня безопасности населения, новых форм и способов его оповещения и информирования.
Актуальной остается проблема внедрения технических средств, способных в кратчайшие сроки гарантированно доводить сигналы оповещения и экстренную информацию о ЧС индивидуально до каждого человека, независимо от места его проживания или нахождения.
На современном этапе развития систем оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или факте возникновения ЧС, повышение оперативности оповещения может быть достигнуто лишь путем автоматизации процессов и минимизации влияния человеческого фактора в них, а в ряде случаев даже полного его исключения, комплексного сопряжения и задействования действующих и внедряемых технических средств и технологий оповещения и информирования населения, а также многократного дублирования каналов передачи сигналов о ЧС.
2. Региональная система оповещения Ярославской области (далее - РСО ЯО) была создана в 1975 году на базе технических средств оповещения "5Ф88". В 1991 году осуществлена модернизация РСО ЯО путем замены аппаратуры "5Ф88", выпущенной в 1974 -1975 годах, на аналогичную аппаратуру, выпущенную в 1988 -1990 годах, и до 2003 года не претерпела каких-либо существенных изменений.
В соответствии с требованиями распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления были возложены полномочия по разработке и осуществлению комплекса организационно-правовых мероприятий по реконструкции и обеспечению готовности действующих территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения, а также по созданию новых территориальных систем, в том числе путем реализации целевых программ.
С целью исполнения указанных полномочий в области последовательно были реализованы несколько областных целевых программ. В рамках их реализации в период с 2007 года по 2014 год в 20 муниципальных образованиях области были созданы единые дежурно-диспетчерские службы, оснащенные типовыми автоматизированными рабочими местами оповещения, имеющими в своем составе по 2 телефонных канала.
Дальнейшее совершенствование РСО ЯО развивалось по пути её оснащения техническими средствами оповещения (далее - ТСО) нового поколения. В 2013 году на площадях публичного акционерного общества "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком") была установлена аппаратура запуска и мониторинга оконечных средств оповещения "УЗС-1" (32 единицы) для управления стойками группового запуска сирен. На объектах филиала федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Ярославский областной радиотелевизионный передающий центр" были установлены "УЗС-3" (3 единицы) для перехвата передатчиков теле- и радиовещания. Кроме того, непосредственно на объектах оповещения были установлены "УЗС-1" (24 единицы) для индивидуального запуска сирен.
3. В результате мероприятий, проведённых с целью модернизации РСО ЯО, были достигнуты следующие результаты:
- произведён переход на цифровые каналы связи, в результате чего появилась возможность управления оконечными средствами оповещения через мультисервисную информационно-телекоммуникационную сеть Правительства области, которая построена на каналах связи федеральных операторов связи ПАО "Ростелеком" и публичного акционерного общества "Мегафон", арендуемых департаментом информатизации и связи области;
- проведено программное и техническое сопряжение РСО ЯО с муниципальными и локальными системами оповещения, в результате чего повысилась гибкость управления системой, появилась возможность оперативного мониторинга, как всей системы, так и её отдельных элементов не только центральным пунктом управления, но и едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований области, а также дежурно-диспетчерскими службами потенциально опасных объектов (далее - ПОО);
- проведено сопряжение РСО ЯО с современным цифровым оборудованием объектов связи общего пользования и системами передачи данных, которое позволило осуществлять:
автономное (децентрализованное) управление муниципальными и локальными системами оповещения;
автоматизированный перехват теле- и радиовещания;
речевое оповещение в телефонных сетях общего пользования и SMS-оповещения в мобильных сетях связи;
аппаратно-программное сопряжение действующей РСО ЯО с системами мониторинга природных и техногенных ЧС, с системами поддержки принятия решений;
удаленную диагностику и тестирование цифровых каналов связи, блоков группового запуска и оконечных средств оповещения в режиме реального времени.
4. Мероприятия по дальнейшей модернизации РСО ЯО необходимо проводить с учётом следующих имеющихся в настоящее время проблем:
- аппаратура дистанционного управления централизованным вызовом АДУ-ЦВ (СЦВ-30, АБ-60, ПС-60, ОБ-60) выработала свой ресурс, изношена, морально и физически устарела, не обеспечивает гарантированную работу системы оповещения в целом, в связи с чем требует списания;
- не завершены мероприятия по совершенствованию схемы управления комплексами электросиренного оповещения (далее - КЭО) (по медным линиям связи абонентской сети ПАО "Ростелеком" управляется около 80 процентов КЭО, количество медных линий имеет тенденцию к сокращению, в связи с переходом сетей связи и информатизации на новые технологии и уходом абонентов в сети мобильных операторов);
- высокая стоимость аренды и эксплуатационно-технического обслуживания технических средств оповещения, находящихся на площадях провайдера;
- большой парк (более 500 единиц) станционного оборудования, не задействованного в оповещении и требующего демонтажа с площадей ПАО "Ростелеком" для оптимизации дальнейшего финансирования РСО ЯО;
- большая часть КЭО выработала установленный ресурс, требует либо капитального ремонта, либо замены;
- изношенные медные линии абонентской сети связи ПАО "Ростелеком" не обеспечивают надежность управления, требуется принятие решения об альтернативных способах запуска сирен, в том числе посредством радиоприемопередающих устройств в диапазоне GSM;
- не охвачены оповещением новые густонаселенные жилые районы крупных городов области;
- не обеспечен автоматизированный перехват цифрового телевизионного вещания на территории области;
- не обеспечен автоматизированный перехват FM-радиовещания на территории городских округов г. Ярославля и г. Рыбинска, за исключением FM-передатчиков филиала федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Ярославский областной радиотелевизионный передающий центр";
- не обеспечено сопряжение РСО ЯО с современными системами информирования населения;
- не в полном объеме осуществлено интегрирование локальных систем оповещения ПОО в РСО ЯО;
- не осуществляется информирование населения о сигналах гражданской обороны посредством современных электронных средств массовой информации (интернет-поисковые браузеры, информационные порталы обмена данных).
Важным аспектом деятельности органов исполнительной власти области является обеспечение всестороннего (межфункционального и межтерриториального) взаимодействия в сфере развития и совершенствования систем оповещения.
Необходимость этого обусловлена тем, что в соответствии с действующим законодательством местное самоуправление представляет собой самостоятельный институт власти, организационно обособленный от системы государственных органов.
В связи с этим актуальным является вопрос совершенствования форм взаимодействия между органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления муниципальных образований области в сфере повышения безопасности населения, в том числе посредством развития муниципальных систем оповещения и РСО ЯО в рамках реализации мероприятий ОЦП.
При этом межфункциональное и межтерриториальное взаимодействие органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления должно включать в себя:
- формирование общих методологических подходов органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления к решению вопросов эффективного функционирования систем оповещения разного уровня;
- разработку организационных и методических документов, регламентирующих вопросы развития и совершенствования систем оповещения и информирования населения на территории муниципальных образований области;
- повышение знаний и навыков руководителей органов управления гражданской обороны, территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций, обслуживающих ПОО, по поддержанию в работоспособном состоянии и применению в ЧС систем оповещения и информирования населения.
5. Для эффективного решения задач по модернизации РСО ЯО необходим комплексный подход, требующий значительного финансирования с концентрацией усилий по следующим направлениям:
5.1. Обеспечение эффективного управления оконечными средствами оповещения. Для решения этой задачи необходимо оснастить комплексы электросиренного оповещения устройствами запуска сирен нового поколения (до 140 единиц) с доведением современных каналов связи до каждого комплекса. Это позволит повысить оперативность и надежность управления, а также осуществлять непрерывный мониторинг цифровых каналов связи и каждого оконечного устройства.
5.2. Увеличение количества зон оповещения РСО ЯО. Для решения этой задачи необходимо разработать стратегию расширения зон РСО ЯО по множеству критериев, в том числе: густонаселенность; появление новых микрорайонов в городах; угроза подтопления, химического заражения; вероятность пожаров, расположение потенциально опасных объектов вблизи населенных пунктов.
В результате возрастет количество населения, оповещаемого с помощью технических средств нового поколения, сократится время доведения сигналов оповещения и экстренной информации о возникновении ЧС или об угрозе возникновения ЧС, снизится вероятность гибели людей.
5.3. Обеспечение перехвата аналогового теле- и радиовещания передающими центрами г. Любима и пос. Пречистое филиала федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Ярославский областной радиотелевизионный передающий центр". Для выполнения этой задачи на основании технического задания необходимо разработать проектно-сметную документацию по установке и интеграции в РСО ЯО оконечного оборудования перехвата теле- и радиотрансляционных сетей. В результате проведения указанных мероприятий значительно увеличится доля населения, проживающего в северной и северо-восточной части области, оповещаемого посредством аналогово телевидения.
5.4. Обеспечение автоматизированного перехвата цифрового телевизионного вещания в связи с тем, что к концу 2018 года на территории Ярославской области планируется полный переход на цифровое телевещание в формате DVB-T2 с трансляцией 20 телеканалов и охватом более 99,5 процента населения области.
5.5. Обеспечение автоматизированного перехвата передатчиков FM-радиовещания. В связи с массовым внедрением на территории Ярославской области радиопередающего оборудования, работающего в FM-диапазоне частот (от 87,5 МГц до 108 МГц), с охватом аудитории слушателей до 96 процентов и растущей популярностью этого диапазона.
5.6. Реализация возможностей современных телекоммуникационных сетей для оповещения, информирования и обучения населения в области гражданской обороны и ЧС (интернет, электронные средства массовой информации, сотовая связь) в качестве дополнения к имеющимся каналам информирования населения о ЧС, учитывая, что интернет присутствует почти в каждом доме, на каждом рабочем месте, мобильном устройстве, его использование в целях оповещения и информирования населения крайне актуально в современных условиях, и станет значительным дополнением к существующей системе оповещения и информирования.
Выполнение вышеперечисленных мероприятий развития и модернизации РСО ЯО в 2017 - 2019 годах позволит существенно увеличить охват населения области оповещением, поднимет на новый уровень возможности по информированию и обучению населения действиям при возникновении ЧС, а также значительно повысит уровень индивидуальной защищенности человека и безопасности населения области в целом.
Раздел II изменен с 30 января 2018 г. - Постановление Правительства Ярославской области от 30 января 2018 г. N 43-п
II. Цель ОЦП
Наименование цели |
Показатель |
|||||
наименование |
единица измерения |
базовое значение (2016 год) |
плановое значение (годы) |
|||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Повышение безопасности населения при возникновении ЧС и угрозах возникновения ЧС путем внедрения в существующую РСО ЯО средств оповещения нового поколения, с повышением надежности функционирования РСО ЯО |
доля внедренных средств оповещения населения нового поколения в общем количестве имеющихся в области средств оповещения, не менее |
% |
16 |
22 |
27 |
31 |
III. Задачи ОЦП
N п/п |
Наименование задачи |
Результат |
||||
наименование |
единица измерения |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Развитие и совершенствование форм и методов межфункционального взаимодействия органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления в сфере создания и развития систем оповещения и информирования населения |
обеспечено межфункциональное взаимодействие |
да/нет |
да |
да |
да |
2. |
Модернизация и оснащение региональной системы оповещения Ярославской области |
модернизация РСО ЯО осуществлена |
да/нет |
да |
да |
да |
IV. Механизмы реализации ОЦП
Механизм реализации ОЦП предусматривает использование комплекса организационных, экономических и правовых мероприятий, необходимых для достижения цели и решения задач ОЦП. Механизм разработан в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.
Реализация ОЦП (оперативное планирование, проведение мероприятий, контроль проведения мероприятий, внесение изменений в ОЦП) осуществляются ответственным исполнителем ОЦП - ДРБ ЯО.
Мероприятия ОЦП реализуются в соответствии с разделом V ОЦП и сроками оперативного плана реализации ОЦП.
Финансирование ОЦП осуществляется за счет средств областного бюджета в объеме, определенном системой программных мероприятий, путем выделения целевых бюджетных ассигнований ответственному исполнителю ОЦП.
Приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для реализации программных мероприятий, осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При возникновении необходимости в ходе реализации ОЦП ДРБ ЯО инициирует внесение изменений в ОЦП. Ответственным за своевременное выполнение всех процедур процесса внесения изменений в ОЦП является ДРБ ЯО.
Соисполнителями ОЦП являются управление массовых коммуникаций Правительства области и государственное казенное учреждение Ярославской области "Безопасный регион", функционально подчиненное ДРБ ЯО.
Ответственный исполнитель и соисполнители ОЦП осуществляют:
- реализацию закрепленных за ними мероприятий ОЦП;
- финансирование мероприятий ОЦП за счёт средств областного бюджета;
- контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию ОЦП;
- заключение с органами местного самоуправления муниципальных образований области соглашений, определяющих порядок участия ОМСУ в реализации закрепленных за исполнителем ОЦП мероприятий;
- подготовку перечней государственных и муниципальных учреждений, задействованных в реализации закрепленных за исполнителем ОЦП мероприятий;
- заключение с организациями, претендующими на участие в ОЦП, соглашений, определяющих порядок участия организаций в реализации закрепленных за исполнителем ОЦП мероприятий.
Контроль за целевым использованием средств областного бюджета, направленных на реализацию ОЦП, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Раздел V изменен с 30 января 2018 г. - Постановление Правительства Ярославской области от 30 января 2018 г. N 43-п
V. Перечень мероприятий ОЦП
Список сокращений, используемых в таблице
ГКУ ЯО "Безопасный регион" - государственное казённое учреждение Ярославской области "Безопасный регион"
СМИ - средства массовой информации
УМК ЯО - управление массовых коммуникаций Правительства области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа разработана в целях повышения безопасности населения при возникновении ЧС и угрозах возникновения ЧС путем внедрения в существующую региональную систему оповещения Ярославской области средств оповещения нового поколения.
Разработка Программы обусловлена необходимостью продолжения реализации на региональном уровне государственной политики в сфере повышения безопасности населения области в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами области, которые являются базой обеспечения реализации Программы.
В качестве первостепенных задач отмечены развитие и совершенствование форм и методов межфункционального взаимодействия органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления в сфере создания и развития систем оповещения и информирования населения, а также модернизация и оснащение региональной системы оповещения области.
Общая потребность в финансовых ресурсах Программы составляет 13 223,937 тыс. рублей.
Постановление вступает в силу с момента подписания.
Постановление Правительства Ярославской области от 27 февраля 2017 г. N 153-п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие региональной системы оповещения Ярославской области" на 2017 - 2019 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления опубликован в газете "Документ-Регион" от 7 марта 2017 г. N 16, на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28 февраля 2017 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ярославской области от 31 января 2019 г. N 48-п
Изменения вступают в силу с 31 января 2019 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 16 апреля 2018 г. N 255-п
Изменения вступают в силу с 16 апреля 2018 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 30 января 2018 г. N 43-п
Изменения вступают в силу с 30 января 2018 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 31 октября 2017 г. N 814-п
Изменения вступают в силу с 31 октября 2017 г.