Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 6 апреля 2017 г. N 229-н
"О ведомственной целевой программе "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов и признании утратившими силу отдельных приказов департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области"
11 июля, 21 ноября 2017 г., 13 марта 2018 г.
В соответствии с постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области" департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области приказывает:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
2. Признать утратившими силу приказы департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области:
- от 05.02.2016 N 177-н "О ведомственной целевой программе "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов и признании утратившими силу отдельных приказов департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области";
- от 03.06.2016 N 186-н "О внесении изменений в приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 05.02.2016 N 177-н";
- от 27.12.2016 N 213-н "О внесении изменений в приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 05.02.2016 N 177-н".
Пункт 3 изменен с 13 марта 2018 г. - Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 13 марта 2018 г. N 17-н
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора департамента - председателя комитета природных ресурсов и экологии департамента Пенькова Д.В.
4. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Директор департамента |
Ю.В. Фирсов |
Утверждена
приказом департамента
охраны окружающей среды
и природопользования
Ярославской области
от 6 апреля 2017 г. N 229-н
Ведомственная целевая программа
"Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов
11 июля, 21 ноября 2017 г., 13 марта 2018 г.
Паспорт изменен с 13 марта 2018 г. - Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 13 марта 2018 г. N 17-н
Паспорт ВЦП
Раздел изменен с 13 марта 2018 г. - Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 13 марта 2018 г. N 17-н
Общая потребность в ресурсах
Источники финансирования |
Объем финансирования, тыс. руб. |
|||
всего |
в том числе по годам |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
||
Предусмотрено законом об областном бюджете: |
|
|
|
|
- областные средства |
43 432,652 |
15 832,652 |
13 800,00 |
13 800,00 |
- федеральные средства |
23 212,20 |
7 737,40 |
7 737,40 |
7 737,40 |
Итого по ВЦП |
66 644,852 |
23 570,052 |
21 537,40 |
21 537,40 |
I. Краткое описание текущей ситуации и обоснование необходимости ВЦП
Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года", предусмотрено создание условий для сбалансированного, экологически безопасного и устойчивого развития территории, в том числе обеспечение комфортных условий для жизни населения. При этом деятельность Правительства области в данной сфере будет сосредоточена на решении задач повышения качества окружающей среды и эффективного использования природно-ресурсного потенциала.
Заявленные стратегические цели развития области, прежде всего улучшение условий жизни людей и качества окружающей среды и обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста, задают приоритеты и формируют ориентиры в широком спектре полномочий департамента. Эта взаимосвязь стратегических целей развития области и целей деятельности департамента обусловлена тем, что только при хорошем экологическом состоянии территории могут быть гарантированы хорошее здоровье и, следовательно, высокое качество жизни населения. Только рациональное природопользование, то есть хозяйственная деятельность, обеспечивающая рачительное использование природных ресурсов, их охрану и воспроизводство с учётом не только настоящих, но и будущих поколений общества, должно составлять основу для экономического роста.
Департамент осуществляет полномочия, предоставленные области в части государственного управления водо- и недропользованием, а также охраны окружающей среды, разрабатывает проекты законов, государственных программ, региональных программ, областных целевых программ, ведомственных целевых программ, соглашений о взаимодействии и сотрудничестве и иные нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы области в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования и осуществляет контроль за их исполнением.
Область обладает значительными запасами природных ресурсов (минерально-сырьевых, водных и прочих), однако на сегодняшний день существуют серьёзные проблемы, не позволяющие использовать природные богатства в полной мере.
Полезные ископаемые Ярославской области представлены песчано-гравийным, кирпичным и керамзитовым сырьем, строительными песками, торфом, сапропелем. В области территориальным балансом учтены 23 месторождения керамзитового и кирпичного сырья с общими запасами 41 млн. куб. м, 45 месторождений гравийно-песчаного материала с общими запасами более 276 млн. куб. м и 69 месторождений строительного песка, общие запасы которого составляют 302 млн. куб. м. Зарегистрированы 623 месторождения торфа с запасами 178,327 тыс. тонн, а также 13 месторождений сапропеля с запасами 123,3 млн. тонн.
Разведаны значительные запасы минеральных вод различного назначения: лечебно-столовые и бальнеологические. Для их добычи пробурено более 30 эксплуатационных скважин. Наличие развитой минерально-сырьевой базы позволяет не только поддерживать высокий промышленный потенциал Ярославской области, но и экспортировать некоторые виды минерального сырья и продукты его переработки в другие субъекты Российской Федерации.
Доля использования подземных вод в общем балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения составляет 18,5 процента, основной объем водоснабжения приходится на поверхностные источники.
На территории Ярославской области действуют 389 лицензий на право пользования недрами для геологического изучения и добычи подземных вод.
На 01.01.2017 лицензировано 688 источников подземного водоснабжения (водозабора).
Учтена 671 брошенная и бесхозная скважина. Данные скважины являются источником загрязнения подземных питьевых вод и несут угрозу здоровью населения Ярославской области.
Территория области пересечена реками общей протяжённостью около 20 тыс. км; площадь, занятая озерами, составляет около 123 кв. км. В области имеется 83 озера, из них 2 крупных: озеро Неро в Ростовском муниципальном районе (далее - МР) и озеро Плещеево в Переславском МР. На территории области река Волга зарегулирована плотинами и представляет собой каскад Угличского, Рыбинского, Горьковского водохранилищ. Запасы пресных вод в области составляют 254 куб. км. Дефицита природной воды область не испытывает. Вместе с тем основополагающей является проблема рационального использования воды. Общий объём забора воды (с учётом подземных вод) в 2015 году составил 208,75 куб. м/год (в 2014 году - 230,89 млн. куб. м/год), этот показатель с 1994 года имеет общую тенденцию к снижению с небольшими колебаниями в отдельные годы. Наибольший удельный вес использования воды приходится на жилищно-коммунальное хозяйство и электроэнергетику.
Суммарная фактическая мощность сооружений по очистке сточных вод перед выпуском в водные объекты области в 2015 году составила 201,82 млн. куб. м/год. Основной объём загрязняющих неочищенных стоков составили хозяйственно-бытовые стоки. Это обусловлено тем, что большинство очистных сооружений области не обеспечивают эффективной очистки сточных вод. Часть городов имеет морально и физически устаревшие очистные сооружения, некоторые посёлки городского типа и большинство сельских населённых пунктов вообще не имеют очистных сооружений.
В крупных промышленных городах области (Ярославле, Рыбинске, Угличе, Ростове, Переславле-Залесском) отсутствует очистка городских ливневых стоков, в результате чего в водные объекты поступает большое количество загрязняющих веществ. Ситуация усугубляется ещё и тем, что в городские коллекторы ливневой канализации часто сбрасываются подключённые к ним промышленные ливневые сточные воды предприятий (около 1,5 млн. куб. м/год), увеличивая количество сбрасываемых в водный объект неочищенных сточных вод при ухудшении качества.
В сфере водных отношений департамент в рамках своей деятельности выполняет собственные полномочия субъекта Российской Федерации, а также отдельные полномочия, переданные Российской Федерацией Ярославской области в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Российской Федерацией переданы Ярославской области следующие полномочия:
- предоставление в пользование водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ярославской области, кроме Угличского, Рыбинского и Горьковского водохранилищ, на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование;
- осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории области, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территории области и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации (на территории области это Угличское, Рыбинское и Горьковское водохранилища);
- осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории области, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территории области и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации (на территории области это Угличское, Рыбинское и Горьковское водохранилища).
Реализация переданных полномочий Российской Федерации осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Суммарные выбросы загрязняющих веществ (от стационарных источников и автотранспорта) составили в 2015 году 141,179 тыс. тонн (в 2014 году - 187,7 тыс. тонн). Наибольший уровень загрязнения наблюдается на территории города Ярославля (48,5 процента от общего количества выбросов на территории области). Вклад автотранспорта в суммарные выбросы по городу составляет 44,5 процента.
За последние 5 лет выбросы вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников изменялись незначительно как в сторону уменьшения, так и увеличения в зависимости от реализации природоохранных мероприятий и количества отчитывающихся по форме 2-ТП (воздух) предприятий и организаций.
Изменение климата является одной из важнейших международных проблем XXI века, которая выходит за рамки научной проблемы и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2013 года N 752 "О сокращении выбросов парниковых газов" Правительству Российской Федерации поручено обеспечить к 2020 году сокращение объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. N 504-р "Об утверждении плана мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия по достижению поставленной цели.
Одной из традиционных форм природоохранной работы по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия в области является создание единой сети особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), которая обеспечивает поддержание стабильности природной среды путём установления административным порядком особых режимов природопользования с ограничением хозяйственной деятельности. Конечной целью создания ООПТ является формирование их рациональной системы, которая должна обеспечить сохранение и воспроизводство природных ресурсов и генофонда животных, растений и грибов, регулирование и компенсирование различных нарушений в структуре экосистем, а также способствовать в комплексе с другими природоохранными мероприятиями поддержанию экологического равновесия и созданию благоприятной среды для жизнедеятельности людей.
Выявление природных территорий, ценных в хозяйственном, научно-познавательном, культурно-эстетическом и рекреационном отношениях, начато в области с момента образования в 1956 году Ярославской областной общественной организации Всероссийского общества охраны природы. Благодаря многолетней совместной деятельности ярославских учёных, представителей широкой общественности, энтузиастов и членов актива Ярославской областной общественной организации Всероссийского общества охраны природы в области к концу 80-х годов была сформирована достаточно обширная сеть ООПТ. Завершением этого периода работы стала карта-схема "Охраняемые объекты природы Ярославской области". Указанная карта-схема дала представление о количестве и разнообразии охраняемых природных территорий, их пространственном размещении на территории области.
В настоящее время в Ярославской области функционируют 380 ООПТ общей площадью 365 тыс. га, что составляет около 10 процентов площади области. Из них:
- 3 ООПТ федерального значения общей площадью 88,4 тыс. га (Дарвинский государственный природный биосферный заповедник, национальный парк "Плещеево озеро" и государственный природный заказник "Ярославский");
- 366 ООПТ регионального значения общей площадью 271,8 тыс. га (из них 44 государственных природных заказника и 322 памятника природы);
- 11 ООПТ местного значения общей площадью 5 тыс. га.
Кроме того, восемнадцать болот в Ярославской области включены в международный реестр "ТЕЛМА" как типичные болотные ландшафты зоны тайги подзоны смешанных лесов в пределах Российской Федерации. Болотные массивы "Сомино" и "Пыханское" включены в список ценных болот Российской Федерации, охраняемых Рамсарской конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение и подлежащих особой охране. Семь участков в области, в первую очередь Рыбинское водохранилище с прибрежными территориями, также имеют международный статус и отнесены к ключевым орнитологическим территориям европейской части Российской Федерации. Большинство из указанных территорий полностью или частично совпадают с ООПТ федерального, регионального или местного значения.
Функционирование эффективной системы ООПТ способствует сохранению биологического разнообразия и обеспечению устойчивого использования природных ресурсов. Для сохранения уникальных и типичных природных объектов и комплексов на ООПТ регионального значения за последние 6 лет проведены работы по установлению границ всех ООПТ регионального значения и внесению сведений о них в государственный кадастр недвижимости. Сведения об ООПТ и ограничениях в их использовании размещаются на портале органов государственной власти Ярославской области, на интернет-ресурсе "Публичная кадастровая карта" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, геопортале Ярославской области, отражены в документах территориального планирования области и муниципальных образований.
Закон Ярославской области от 28 декабря 2015 г. N 112-з "Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ярославской области" позволяет повысить эффективность государственного управления системой ООПТ Ярославской области, способствует совершенствованию нормативных правовых основ планирования, создания и функционирования ООПТ, обеспечению экологической безопасности, сохранению биологического и ландшафтного разнообразия, природного и культурного наследия области.
Для реализации установленных федеральным законодательством полномочий необходимо проведение работ:
- по обследованию ООПТ в целях получения актуальной информации о состоянии природных комплексов и наличии особо ценных природных объектов, в том числе редких и исчезающих видов, занесенных в Красную книгу Ярославской области, для обеспечения подготовки индивидуальных положений об ООПТ, установления оптимального режима охраны ООПТ для обеспечения сохранения ценных объектов и комплексов, уточнению границ ООПТ регионального значения (на настоящий момент имеется неполная информация о 150 ООПТ);
- по организации комплексного экологического обследования и подготовки иной необходимой документации по созданию 11 новых ООПТ, включенных в соответствии с постановлением Правительства области от 31.12.2014 N 1435-п "Об утверждении Схемы территориального планирования Ярославской области и о признании утратившим силу постановления Правительства области от 23.07.2008 N 385-п" в перечень объектов регионального значения, планируемых для размещения на территории Ярославской области;
- по установлению охранных зон у ООПТ и режима их охраны;
- по изготовлению и установке специальных знаков, информирующих о наличии ООПТ, охранных зон ООПТ и особом режиме их охраны;
- по установлению собственников (владельцев, пользователей) земельных участков в границах памятников природы регионального значения и заключению с ними охранных обязательств;
- по экологическому просвещению по вопросам ООПТ.
Охрана биологического разнообразия требует решения конкретных задач - частных и общих, локальных и планетарных. Все они связаны с необходимостью сохранения живых организмов, населяющих Землю. Каждый вид уникален, а свойства многих видов изучены недостаточно. Исчезновение любого вида является невосполнимой утратой.
В 1984 году был создан Международный союз охраны природы (далее - МСОП), при котором организована постоянная комиссия по исчезающим видам животных и растений. Одним из первых решений МСОП стала подготовка Красной книги. Первая Красная книга МСОП опубликована в 1978 году. В 1983 году вышла "Красная книга РСФСР. Животные", в 1984 году - "Красная книга СССР", в 1988 году - "Красная книга РСФСР. Растения". Красная книга в нашей стране является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению, и служит правовой основой в области сохранения редких видов в регионах и в Российской Федерации в целом. В соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии Российская Федерация обязана осуществлять мероприятия по сохранению редких видов животных и растений.
Красная книга Ярославской области была впервые издана в 2004 году и имеет основные цели - выявление и регистрация редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, дикорастущих растений, грибов и лишайников, а также осуществление специальных мер по их охране в соответствии с федеральными законами от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и указом Губернатора области от 08.11.2011 N 501 "О Красной книге Ярославской области и признании утратившим силу постановления Губернатора области от 31.07.2007 N 702".
Постановлением Правительства области от 09.02.2011 N 86-п "Об утверждении перечней (списков) видов грибов, лишайников, растений и животных, занесенных в Красную книгу Ярославской области, исключенных из Красной книги Ярославской области" утверждены перечни (списки) видов грибов, лишайников, растений и животных, занесённых в Красную книгу Ярославской области, исключённых из Красной книги Ярославской области.
В 2014 году проведены работы по сбору, обработке, анализу данных о численности, условиях обитания и ареалах редких и исчезающих видов грибов, лишайников, растений и животных, занесённых или рекомендуемых к занесению в Красную книгу Ярославской области. По результатам проведения работ внесены изменения в ранее утверждённые перечни (списки) видов грибов, лишайников, растений и животных, занесённых в Красную книгу Ярославской области, исключённых из Красной книги Ярославской области, для более эффективной охраны биоразнообразия на территории Ярославской области.
В 2015 году подготовлено второе издание Красной книги Ярославской области. Основное содержание Красной книги составляют очерки о диких животных и дикорастущих растениях, лишайниках и грибах. Данные очерки содержат справочные сведения по номенклатуре, распространению, степени редкости, принятым мерам охраны, мерам, предлагаемым для охраны на территории области. Выпущен тираж Красной книги Ярославской области на DVD-дисках c удобным интерактивным меню, электронным оглавлением и предметным указателем.
Для получения актуальной информации о редких и исчезающих видах необходимо проведение систематических научно-исследовательских работ на территории области, в первую очередь, на ООПТ.
В соответствии с постановлением Правительства области от 29.12.2011 N 1199-п "Об осуществлении государственного контроля (надзора)" департамент осуществляет региональный государственный экологический надзор на территории области, который включает в себя:
- региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
- региональный государственный надзор в области обращения с отходами;
- региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
- региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
- региональный государственный надзор в области охраны и использования ООПТ регионального значения.
Постановлением Правительства области от 29.12.2011 N 1199-п "Об осуществлении государственного контроля (надзора)" также определён перечень лиц, уполномоченных на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Региональный государственный экологический надзор осуществляется в соответствии с планом проведения плановых проверок, согласованным Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой, планами работ государственных инспекторов по контролю исполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений, планами проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований, а также по обращениям граждан, предприятий и организаций о фактах нарушений требований природоохранного законодательства. В целях установления фактических объемов добычи общераспространенных полезных ископаемых, выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и определения видов и количества отходов при проведении контрольно-надзорных мероприятий департаментом привлекаются аккредитованные аналитические лаборатории, а также маркшейдеры, маркшейдерские и геодезические организации, имеющие соответствующие лицензии.
Департамент осуществляет полномочия по выдаче разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и проведение экологической экспертизы объектов регионального уровня.
В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постепенно из оборота исчезают лампы накаливания и большое распространение получают энергосберегающие ртутьсодержащие лампы (далее - ЭРЛ).
Наиболее острым вопросом при использовании ЭРЛ является проблема обеспечения их безопасного использования и утилизации: каждая ЭРЛ содержит 3 - 5 мг паров ртути, относящейся к первому классу чрезвычайно опасных химических веществ с предельной допустимой концентрацией в атмосферном воздухе жилых и общественных помещений всего 0,0003 мг/ куб. м. Опасность представляет не только процесс утилизации отработанных ЭРЛ, но и небрежное обращение с ними: проникновение ртути в организм происходит при вдыхании ее паров, не имеющих запаха, с дальнейшим поражением нервной системы, печени, почек, желудочно-кишечного тракта. В результате повреждения одной ЭРЛ в условиях закрытого помещения в течение нескольких часов возможно достижение концентрации паров ртути, превышающей предельную допустимую концентрацию в атмосферном воздухе жилых более чем в 160 раз.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правила). Правила обязательны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц.
Согласно Правилам потребители ЭРЛ (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ЭРЛ. Накопление отработанных ЭРЛ производится отдельно от других видов отходов. Органы местного самоуправления муниципальных образований области организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ЭРЛ у потребителей ЭРЛ. У потребителей ЭРЛ, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ЭРЛ обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов. Сбор отработанных ЭРЛ у потребителей осуществляют специализированные организации.
В Ярославской области в рамках ВЦП уже несколько лет производится финансирование утилизации ртутьсодержащих отходов, включая ЭРЛ, от населения области и от бюджетных организаций. За 2016 год в рамках ВЦП утилизировано в пересчете на лампы 1 978 685 штук.
Ежегодно на утилизацию ЭРЛ из областного бюджета, а также из бюджета г. Ярославля выделяются финансовые средства. В связи с вытеснением с рынка ламп накаливания все чаще возникает вопрос о необходимости принятия срочных мер по формированию системы национального рециклинга ЭРЛ.
Особое внимание следует обратить на организацию централизованной системы экологически безопасного сбора, транспортировки и утилизации ЭРЛ от населения. Также следует обратить внимание на воспитание санитарно-гигиенической и экологической культуры значительной части населения. Необходимо не только информировать население о ртутной опасности, но и экономически заинтересовать его в максимально полном возврате непригодных для использования ЭРЛ.
Всеобщая компьютеризация, наряду с новыми возможностями, породила острую проблему утилизации "электронного лома" - непригодной для дальнейшего использования электронной техники, комплектующих и расходных материалов, включая различные источники питания. Моральное устаревание IT-устройств наступает во много раз быстрее, чем в любой другой отрасли.
Отработавший свой срок "электронный лом" попадает на полигоны твердых бытовых отходов, загрязняя окружающую среду опасными токсичными веществами (свинец, ртуть, шестивалентный хром, бромидные соединения, кадмий, никель и другие). В 2010 - 2015 годах в рамках ВЦП выделялись финансовые средства на утилизацию "электронного лома", собранного от бюджетных организаций и населения области. В 2015 году утилизировано 20 тонн непригодной для дальнейшего использования электронной техники, комплектующих и расходных материалов, включая 235 кг различных источников питания. С 2016 года в связи с развитием предпринимательства в указанной сфере прием "электронного лома" производится двумя организациями бесплатно. Однако еще остается нерешенной проблема утилизации пришедших в негодность компактных источников питания (батареек). Департамент планирует продолжить проведение работ по утилизации компактных источников питания, собранных от населения и бюджетных организаций.
Большое значение имеют вопросы экологического просвещения и информирования населения о качестве окружающей среды. Экологическое образование и просвещение - актуальная задача всего международного сообщества, получившая отражение в решениях конференции Организации Объединённых Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, к которым присоединилась и Российская Федерация.
С 1993 года в нашей стране ежегодно, с 15 апреля по 05 июня, проводятся общероссийские Дни защиты от экологической опасности. Эта акция, будучи общественной инициативой, получила поддержку Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 686 "О проведении Дней защиты от экологической опасности" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченным государственным природоохранным органам поручено оказывать организационную поддержку в проведении этой акции.
Ярославская область участвует в Днях защиты от экологической опасности с первого года их проведения. Цель Дней защиты от экологической опасности - скоординировать и объединить усилия органов власти всех уровней, государственных природоохранных организаций, хозяйствующих субъектов и профсоюзов, деятелей науки и широкой общественности для реализации основополагающего принципа: "Экология - Безопасность - Жизнь".
Большая роль в ходе Дней защиты от экологической опасности уделяется вопросам экологического образования и просвещения населения.
Ежегодно готовятся сборники "Об экологической ситуации в Ярославской области" и доклады о состоянии и об охране окружающей среды Ярославской области.
В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 1 августа 2015 года N 392 "О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий" и от 5 января 2016 года N 7 "О проведении в Российской Федерации Года экологии" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимых в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий и Года экологии.
В Ярославской области на основе предложений государственных и общественных организаций разработан План проведения в 2017 году в Ярославской области Года экологии и Года особо охраняемых природных территорий, утвержденный постановлением Правительства области от 27.12.2016 N 1335-п "Об утверждении Плана проведения в 2017 году в Ярославской области Года экологии и Года особо охраняемых природных территорий".
В 2017 году мероприятия в рамках Года экологии и Года особо охраняемых природных территорий пройдут во всех городах и муниципальных районах области.
В настоящее время экологическое состояние области не является критическим. В конце прошлого века антропогенная нагрузка на природную среду региона снизилась в связи со спадом производства, однако экологическая обстановка на территории области остаётся напряжённой, что связано с высокой техногенной нагрузкой и использованием устаревших технологий.
Основными экологическими проблемами остаются загрязнение водных объектов, почвы, атмосферного воздуха, увеличивающееся количество отходов. Одним из важных путей решения указанных проблем является снижение техногенной нагрузки на компоненты окружающей среды: воздух, поверхностные и подземные воды, почву. Актуальность решения данной задачи связана с происходящим и планируемым в будущем ростом производства в регионе. В значительной степени увеличение объёмов выпускаемой продукции происходит экстенсивно, то есть на прежнем оборудовании в рамках технологических укладов, сформировавшихся еще в дореформенное время, для которых характерно значительное негативное воздействие на окружающую среду.
Многообразие, сложность и комплексность задач свидетельствуют о необходимости их решения программно-целевым методом. Департамент в силу своих полномочий предусматривает разработку, участие в разработке и реализации государственной программы Ярославской области и целого ряда целевых программ.
Раздел II изменен с 13 марта 2018 г. - Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 13 марта 2018 г. N 17-н
II. Цель ВЦП
Цель ВЦП - организация природоохранной и природоресурсной деятельности на территории Ярославской области в рамках полномочий департамента.
Показатели цели | |||||
наименование показателя |
единица измерения |
базовое значение, 2016 год |
планируемое значение (нарастающим итогом) |
||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|||
Обоснованные претензии к качеству исполнения полномочий Ярославской области в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования |
нет/ да |
нет |
нет |
нет |
нет |
Обеспеченность потребности экономики Ярославской области минерально-сырьевыми ресурсами |
процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
Поступление в бюджеты всех уровней платы за негативное воздействие на окружающую среду, за пользование недрами и водными объектами |
млн. рублей |
223,05 |
97,27 |
256,59 |
420,65 |
Раздел III изменен с 13 марта 2018 г. - Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 13 марта 2018 г. N 17-н
III. Задачи, результаты и мероприятия ВЦП
N п/п |
Наименование задачи, результата и мероприятия |
Единица измерения |
Источник финансирования |
Значение результата, объем финансирования |
||
очередной финансовый год (2017 год) |
первый год планового периода (2018 год) |
второй год планового периода (2019 год) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Задача 1. Обеспечение государственного надзора за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования |
тыс. руб. |
областные средства |
1 000,00 |
500,00 |
500,00 |
1.1. |
Результаты: |
|
|
|
|
|
1.1.1. |
Доля проведенных плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от числа запланированных в соответствии с ежегодным планом проведения департаментом плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
процентов |
|
98 |
100 |
100 |
1.1.2. |
Количество предприятий, получивших разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух |
штук |
|
150 |
130 |
130 |
1.1.3. |
Количество проведенных государственных экологических экспертиз |
штук |
|
11 |
15 |
15 |
1.2. |
Мероприятие - финансирование осуществления регионального государственного экологического надзора (в том числе кредиторская задолженность 334,62138 тыс. руб.) |
тыс. руб. |
|
1 000,00 |
500,00 |
500,00 |
2. |
Задача 2. Осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений |
тыс. руб. |
федеральные средства |
7 737,4 |
7 737,4 |
7 737,4 |
2.1. |
Результаты: |
|
|
|
|
|
2.1.1. |
Протяженность расчищенных участков русел рек |
метров |
|
400 |
- |
- |
2.1.2. |
Количество договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование |
штук |
|
16 |
16 |
16 |
2.2. |
Мероприятие - финансирование осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности |
тыс. руб. |
|
7 737,4 |
7 737,4 |
7 737,4 |
3. |
Задача 3. Обеспечение безопасных условий при обращении с опасными отходами потребления (ртутьсодержащими отходами, непригодной для дальнейшего использования электронной техникой, комплектующими и расходными материалами) |
тыс. руб. |
областные средства |
2 300,00 |
1 000,00 |
1 000,00 |
3.1. |
Результаты: |
|
|
|
|
|
3.1.1. |
Количество обезвреженных ртутьсодержащих отходов (в пересчете на лампы) |
штук |
|
150 000 |
120 000 |
120 000 |
3.1.2. |
Количество обезвреженных непригодных для дальнейшего использования компактных источников питания (батареек) |
тонн |
|
1,2 |
1,0 |
1,0 |
3.2. |
Мероприятия: |
|
|
|
|
|
3.2.1. |
Финансирование услуг по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов, образующихся у бюджетных организаций и населения (в том числе кредиторская задолженность 690,68174 тыс. руб.) |
тыс. руб. |
|
1 900,00 |
900,00 |
900,00 |
3.2.2. |
Финансирование услуг по обезвреживанию непригодных для дальнейшего использования компактных источников питания (батареек), собранных от бюджетных организаций и населения области |
тыс. руб. |
|
400,00 |
100,00 |
100,00 |
4. |
Задача 4. Экологическое просвещение, пропаганда и обеспечение населения области информацией о состоянии окружающей среды и природопользования |
тыс. руб. |
областные средства |
4 145,00 |
0,00 |
0,00 |
4.1. |
Результаты: |
|
|
|
|
|
4.1.1. |
Количество массовых природоохранных мероприятий |
штук |
|
50 |
- |
- |
4.1.2. |
Количество экологических изданий и публикаций в средствах массовой информации, включая электронные |
штук |
|
16 240 |
- |
- |
4.1.3. |
Число участников природоохранных мероприятий |
чел. |
|
23 000 |
- |
- |
4.2. |
Мероприятия: |
|
|
|
|
|
4.2.1. |
Финансирование подготовки и издания информационных материалов, в том числе размещение в средствах массовой информации, включая электронные |
тыс. руб. |
|
3 367,00 |
0,00 |
0,00 |
4.2.2. |
Финансирование проведения природоохранных мероприятий |
тыс. руб. |
|
778,00 |
0,00 |
0,00 |
5. |
Задача 5. Обеспечение органов управления специализированной информацией |
тыс. руб. |
областные средства |
5 155,167 |
5 300,00 |
5 300,00 |
5.1. |
Результаты: |
|
|
|
|
|
5.1.1. |
Количество подготовленных бюллетеней и обзоров о состоянии окружающей среды |
штук |
|
28 |
28 |
28 |
5.1.2. |
Количество населенных пунктов (городов) Ярославской области, в которых осуществляется наблюдение за состоянием атмосферного воздуха |
штук |
|
7 |
7 |
7 |
5.1.3. |
Протяженность обследованных участков русел рек |
километров |
|
100,0 |
80,0 |
80,0 |
5.2. |
Мероприятия: |
|
|
|
|
|
5.2.1. |
Финансирование проведения мониторинговых и исследовательских работ по оценке состояния окружающей среды и природных ресурсов для принятия управленческих решений (в том числе кредиторская задолженность 1 001,34286 тыс. руб.) |
тыс. руб. |
|
4 545,167 |
4 800,00 |
4 800,00 |
5.2.2. |
Финансирование подготовки и издания доклада о состоянии и охране окружающей среды Ярославской области |
тыс. руб. |
|
610,00 |
500,00 |
500,00 |
6. |
Задача 6. Осуществление полномочий в сфере управления ООПТ и биоразнообразием |
тыс. руб. |
областные средства |
3 232,485 |
7 000,00 |
7 000,00 |
6.1. |
Результаты: |
|
|
|
|
|
6.1.1. |
Количество ООПТ регионального значения Ярославской области с актуализированной информацией |
штук |
|
20 |
20 |
20 |
6.1.2. |
Количество выданных заключений по вопросам использования ООПТ |
штук |
|
340 |
340 |
350 |
6.1.3. |
Количество установленных специальных информационных знаков (аншлагов) |
штук |
|
432 |
200 |
200 |
6.2. |
Мероприятия: |
|
|
|
|
|
6.2.1. |
Финансирование услуг по изготовлению и установке специальных информационных знаков (аншлагов) на территории ООПТ регионального значения (в том числе кредиторская задолженность 1 336,8745 тыс. руб.) |
тыс. руб. |
|
1 982,489 |
3 600,00 |
3 600,00 |
6.2.2. |
Финансирование проведения научно-исследовательских и кадастровых работ для обеспечения актуальной информацией о состоянии региональных ООПТ и биоразнообразия на территории Ярославской области |
тыс. руб. |
|
1 249,996 |
3 400,00 |
3 400,00 |
Итого по ВЦП |
тыс. руб. |
всего |
23 570,052 |
21 537,40 |
21 537,40 |
|
областные средства |
15 832,652 |
13 800,00 |
13 800,00 |
|||
федеральные средства |
7 737,40 |
7 737,4 |
7 737,4 |
Приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 11 июля 2017 г. N 248-н в раздел IV настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного приказа
IV. Механизмы реализации и управления ВЦП
Финансирование мероприятий ВЦП осуществляется департаментом в соответствии с требованиями казначейского исполнения бюджета.
Бюджетные средства будут использованы на финансирование отдельных мероприятий ВЦП, не финансируемых за счёт средств на содержание и обеспечение деятельности департамента, а именно:
- расчистку русел рек;
- проведение мониторинговых и научно-исследовательских работ в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- подготовку и издание доклада о состоянии и охране окружающей среды Ярославской области;
- проведение работ по утилизации ртутьсодержащих отходов и непригодных для дальнейшего использования компактных источников питания (батареек);
- изготовление и установку специальных информационных знаков (аншлагов) на территории региональных ООПТ;
- проведение научно-исследовательских работ для обеспечения актуальной информацией о состоянии региональных ООПТ и биоразнообразия на территории Ярославской области, а также обеспечение функционирования ООПТ и ведения Красной Книги Ярославской области;
- подготовку и издание информационных материалов, в том числе размещение в средствах массовой информации, включая электронные;
- проведение природоохранных мероприятий;
- оказание услуг аккредитованных лабораторий для контроля источников загрязнения, а также маркшейдеров, маркшейдерских и геодезических организаций, имеющих соответствующие лицензии.
Обоснование потребности в ресурсах, необходимых для реализации ВЦП, приведено в приложении к ВЦП.
Механизм управления ВЦП состоит из следующих действий:
- периодический (1 раз в квартал) мониторинг и анализ хода выполнения мероприятий ВЦП ответственным должностным лицом;
- рассмотрение результатов периодического мониторинга и анализа хода выполнения мероприятий ВЦП руководством департамента, принятие корректирующих решений и проведение соответствующих мероприятий (при необходимости);
- внесение изменений в мероприятия ВЦП (при необходимости);
- представление полугодовой и годовой отчётности;
- проведение корректировок по замечаниям контролирующих структур.
Департамент обеспечивает реализацию ВЦП и её финансирование, осуществляет координацию деятельности её участников, формирует отчёт о реализации ВЦП, организует проведение мероприятий.
ВЦП реализуется через систему периодического уточнения показателей реализации ВЦП и оценку промежуточных и итоговых результатов, выполнение мероприятий в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.
В ходе выполнения ВЦП планируется тесное взаимодействие департамента с органами местного самоуправления муниципальных образований области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и другими федеральными структурами в части полномочий, касающихся достижения цели, поставленной в ВЦП. Для выполнения ряда мероприятий ВЦП предполагается привлечение образовательных, общественных организаций и различных средств массовой информации.
Отдельные мероприятия ВЦП предполагается реализовывать путём проведения закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
За реализацию программных мероприятий, указанных в разделе III ВЦП, отвечают в части исполнения мероприятий ВЦП, указанных:
- в подпункте 1.2 пункта 1, подпункте 6.2 пункта 6, - заместитель директора департамента - председатель комитета государственного экологического надзора департамента;
- в подпункте 2.2 пункта 2, подпункте 3.2 пункта 3, подпункте 5.2.1 пункта 5, - заместитель директора департамента - председатель комитета природных ресурсов и экологии департамента;
- в подпункте 4.2 пункта 4, подпункте 5.2.2 пункта 5, а также всех остальных мероприятий (в части обеспечения финансирования и участия в проведении процедур закупок) - заместитель директора департамента.
Должностные лица департамента, участвующие в реализации мероприятий ВЦП, несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной гражданской службе.
В целях успешной реализации задач будут обеспечены информационное сопровождение, информационная открытость и общий доступ ко всем данным о мероприятиях ВЦП посредством размещения информации на странице департамента на портале органов государственной власти Ярославской области.
Контроль за реализацией ВЦП будет осуществляться куратором ВЦП - заместителем Председателя Правительства области Колесовым Р.А.
Приложение
к ВЦП
Обоснование
потребности в ресурсах, необходимых для реализации ведомственной целевой программы "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов
Расходные обязательства Ярославской области в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования определяются следующими нормативными правовыми актами:
- Водный Кодекс Российской Федерации;
- федеральные законы:
от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 668 "Об утверждении методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации".
Планирование объёмов субвенции из федерального бюджета осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с методикой определения общего объёма субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 636 "Об утверждении методики определения общего объёма субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации".
Объём субвенций из федерального бюджета бюджету Ярославской области на 2017 - 2019 годы утвержден Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Закупка товаров, работ и услуг для реализации мероприятий ведомственной целевой программы "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Затраты, предусмотренные в ведомственной целевой программе "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, рассчитаны исходя из сложившегося уровня цен на соответствующие работы и услуги, что зафиксировано в прайс-листах и/или коммерческих предложениях компаний и организаций, которые их оказывают на территории Ярославской области. Расходы будущих периодов рассчитаны исходя из темпов инфляции, предусматриваемых дефлятором валового внутреннего продукта, который предлагает использовать в прогнозах Министерство экономического развития Российской Федерации.
Все указанные средства будут расходоваться целевым образом в соответствии со сметами расходов, утверждёнными в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 6 апреля 2017 г. N 229-н "О ведомственной целевой программе "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов и признании утратившими силу отдельных приказов департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области"
Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в газете "Документ-Регион" от 18 апреля 2017 г. N 28
Приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 15 мая 2018 г. N 31-н настоящий приказ признан утратившим силу с 28 мая 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 13 марта 2018 г. N 17-н
Изменения вступают в силу с 13 марта 2018 г.
Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 21 ноября 2017 г. N 266-н
Изменения вступают в силу с 21 ноября 2017 г.
Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 11 июля 2017 г. N 248-н
Изменения вступают в силу с момента подписания названного приказа