Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждён
постановлением Правительства области
от 21 июля 2017 г. N 599-п
Порядок
сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Ярославской области
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает обязательные для исполнения гражданами, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности требования в отношении сбора твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного сбора, на территории Ярославской области (далее - сбор ТКО) в целях организации рациональной системы сбора ТКО, предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения содержащихся в них полезных компонентов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
1.2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с:
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ);
- Федеральным законом от 10 февраля 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156);
- постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда";
- СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года (N 4690-88) (далее - СанПиН 42-128-4690-88);
- СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года;
- Методическими рекомендациями по формированию тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов, утвержденными Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (письмо Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29 мая 2003 года N 11-01/152) (далее - Методические рекомендации);
- Временными правилами охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденными Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов и экологии Российской Федерации 15 июля 1994 года;
- ГОСТ Р 55102-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Руководство по безопасному сбору, хранению, транспортированию и разборке отработавшего электротехнического и электронного оборудования, за исключением ртутьсодержащих устройств и приборов", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.11.2012 N 803-ст "Об утверждении национального стандарта" (далее - ГОСТ Р 55102-2012);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности";
- приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов";
- постановлением Правительства области от 06.05.2016 N 547-п "Об осуществлении полномочий в области обращения с отходами и признании утратившим силу постановления Правительства области от 19.03.2015 N 295-п";
- постановлением Правительства области от 30.12.2016 N 1381-п "Об утверждении региональной программы "Развитие комплексной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ярославской области" на 2016 - 2018 годы";
- приказом департамента жилищно-коммунального комплекса Ярославской области от 30.12.2016 N 103 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ярославской области".
1.3. Используемые в настоящем Порядке понятия употребляются в значениях, которые определены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 и Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ.
2. Общие требования к сбору ТКО
2.1. Территории населенных пунктов Ярославской области подлежат регулярной очистке от твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства Российской Федерации и настоящего Порядка.
2.2. Сбор ТКО обеспечивается региональным оператором по обращению с ТКО на территории Ярославской области (далее - региональный оператор), деятельность которого регулируется Правилами осуществления деятельности региональных операторов, утверждаемыми постановлением Правительства области, и департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - уполномоченный орган) в рамках заключенного соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО (далее - соглашение).
Региональным оператором обеспечивается соответствие осуществления сбора ТКО требованиям региональной программы "Развитие комплексной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ярославской области" на 2016 - 2018 годы", утвержденной постановлением Правительства области от 30.12.2016 N 1381-п "Об утверждении региональной программы "Развитие комплексной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ярославской области" на 2016 - 2018 годы" (далее - региональная программа), территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Ярославской области, утвержденной приказом департамента жилищно-коммунального комплекса Ярославской области от 30.12.2016 N 103 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Ярославской области" (далее - территориальная схема), постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 и настоящего Порядка.
2.3. Сбор ТКО осуществляется на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - договоры), заключенных региональным оператором с потребителями, а также договоров на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО, заключенных региональным оператором с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ТКО.
Потребители осуществляют складирование ТКО в местах их сбора и накопления, определенных договором, в соответствии с территориальной схемой.
Места, объем, время суток и сроки (периоды) сбора ТКО региональным оператором устанавливаются договором.
Региональным оператором обеспечивается своевременный вывоз ТКО из мест приема и накопления: в холодное время года (при температуре - 5 С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время года (при температуре свыше + 5 С) не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз).
Услуги регионального оператора оплачиваются потребителями по цене, определенной в пределах утвержденного уполномоченным органом в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
2.4. Деятельность по сбору ТКО I - IV классов опасности осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получившими соответствующую лицензию.
2.5. Раздельный сбор ТКО, предусматривающий разделение ТКО по видам, классам опасности и другим признакам, складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО, осуществляется в соответствии с разделом 10 настоящего Порядка.
2.6. Способы сбора ТКО определяются в соответствии с договорами.
2.7. Сбор ТКО осуществляется следующими способами:
- с использованием контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах многоквартирных домов (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
- с использованием контейнеров, бункеров, расположенных на контейнерных площадках;
- с использованием пакетов или других предназначенных для их сбора емкостей, предоставленных региональным оператором.
3. Сбор ТКО с использованием контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах многоквартирных домов
3.1. Сбор ТКО с использованием контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах, осуществляется в многоквартирных домах, в которых проектом здания предусмотрено наличие комплекса инженерного оборудования, предназначенного для приема, вертикального транспортирования и накопления ТКО.
3.2. Эксплуатация контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах, осуществляется в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88.
3.3. Хранение ТКО в контейнерах, расположенных в мусороприемных камерах, и отбор вторичного сырья из них не допускаются.
3.4. В многоквартирных домах, имеющих мусоропроводы и мусороприемные камеры, обеспечиваются условия для еженедельной чистки, дезинфекции и дезинсекции такого оборудования.
3.5. Ответственность за содержание контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах, и территории, прилегающей к месту выгрузки ТКО из мусороприемной камеры, несут юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом.
4. Сбор ТКО с использованием контейнеров, бункеров, расположенных на контейнерных площадках
4.1. Потребители осуществляют складирование ТКО в контейнерах, бункерах, расположенных на контейнерных площадках, в целях дальнейшего транспортирования ТКО для утилизации, обезвреживания, размещения.
Места размещения контейнерных площадок определяются территориальной схемой и договором.
Контейнерные площадки размещаются в местах, удаленных от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров.
4.2. Размеры контейнерных площадок определяются исходя из количества контейнеров, которые будут на них размещаться, из расчета 1 кв. метр - 1,5 кв. метра на один контейнер.
4.3. Содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов (далее - КГО) и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, обеспечивается собственниками помещений в многоквартирном доме, лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию общего имущества в таком доме.
Содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования КГО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, обеспечивается собственниками земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
Лица, указанные в абзацах первом и втором пункта 4.3 раздела 4 настоящего Порядка (далее - ответственные лица), определяются договорами.
4.4. Для накопления ТКО потребители используют контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, являющихся в соответствии с договором местами приема и накопления ТКО.
Вне контейнеров ТКО не складируются, за исключением случаев, установленных разделом 6 настоящего Порядка.
4.5. Ответственные лица определяют необходимое количество и объем контейнеров, размещаемых на контейнерной площадке, исходя из количества жителей, проживающих в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, для накопления ТКО которых предназначены данные контейнеры, и утверждаемых в установленном порядке нормативов накопления ТКО.
Количество бункеров определяется ответственными лицами исходя из объемов накопления ТКО на контейнерных площадках в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88.
4.6. Для накопления ТКО используются контейнеры следующего объема накапливаемых отходов: 0,05 куб. метра, 0,08 куб. метра, 0,12 куб. метра, 0,24 куб. метра, 0,77 куб. метра, 1,1 куб. метра, бункеры объемом накапливаемых отходов 8 куб. метров.
Для накопления ТКО могут использоваться контейнеры, изготовленные из пластика или металла, имеющие крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков. Контейнеры маркируются с указанием контактов организации, осуществляющей сбор ТКО.
4.7. Контейнерные площадки располагаются на уровне проезжей части, на твердом (водонепроницаемом), прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без их повреждения.
Место расположения контейнеров исключает возможность их самопроизвольного скатывания.
Контейнерные площадки оборудуются ограждением и навесом (крышей) из профильного листа, не допускающим попадание в контейнеры атмосферных осадков. В качестве ограждения контейнерной площадки могут быть использованы зеленые насаждения.
Бункеры размещаются как за ограждением контейнерной площадки под навесом, так и вне ограждения в отсутствие навеса (крыши).
На контейнерных площадках размещается информация об обслуживаемых объектах потребителей, о периодичности удаления ТКО, наименовании организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО, контактах ответственного лица.
Планировка (место размещения), размеры и оформление контейнерных площадок обеспечивают удобный подход от зданий, свободный проезд мусоровоза, отвечают условиям производства погрузочно-разгрузочных работ, не затрудняют маневрирование автомобильного транспорта, Контейнерные площадки располагаются на освещенной территории или при необходимости оборудуются осветительными приборами.
4.8. Контейнерные площадки ежедневно очищаются от снега и льда (в зимний период), отходов (круглогодично), размещенных за пределами контейнеров и (или) бункеров, и подвергаются санитарной обработке.
4.9. Контейнер заполняется ТКО до объема, не превышающего верхней кромки. ТКО в контейнере не уплотняются до состояния, препятствующего выгрузке содержимого контейнера в мусоровоз или затрудняющего её.
Горящие, раскаленные или горячие отходы, КГО, снег и лед, жидкие вещества, биологически и (или) химически активные отходы, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию и размещению ТКО, в контейнерах не складируются.
4.10. Ответственные лица обеспечивают установку (приведение в соответствие, замену) контейнеров согласно техническим требованиям, установленным настоящим Порядком.
4.11. В случае обнаружения региональным оператором несоответствия контейнеров техническим требованиям, установленным настоящим Порядком, региональный оператор в течение 5 рабочих дней любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки данного уведомления, уведомляет ответственное лицо о необходимости приведения контейнеров в соответствие с техническими требованиями, установленными настоящим Порядком, или их замены в течение 30 дней после получения уведомления.
Если ответственное лицо в течение 30 дней со дня получения уведомления не выполнит указанные работы самостоятельно либо не заключит договор на оказание соответствующих услуг, региональный оператор обеспечивает выполнение указанных работ за счет собственных средств. В таком случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
4.12. В зонах индивидуальной жилой, дачной застройки и (или) для населенных пунктов с численностью менее тысячи жителей сбор и удаление ТКО осуществляются как с использованием контейнеров, расположенных на контейнерных площадках, так и с использованием бункеров, установленных на контейнерных площадках, а также вне контейнерных площадок.
Вывоз ТКО осуществляется по мере заполнения бункера, но не реже 1 раза в неделю.
5. Сбор ТКО с использованием пакетов или других предназначенных для их сбора емкостей, предоставленных региональным оператором
5.1. В случаях, предусмотренных договором, сбор ТКО осуществляется с использованием пакетов или других предназначенных для их сбора емкостей (далее - емкости), предоставленных региональным оператором.
5.2. Сбор ТКО с использованием емкостей осуществляется в соответствии с территориальной схемой в определенных региональным оператором зонах индивидуальной жилой, дачной застройки и (или) на территориях населенных пунктов с численностью населения менее тысячи жителей.
5.3. В качестве емкостей могут использоваться мешки, пластиковые или металлические баки, предоставленные региональным оператором.
Региональный оператор предоставляет потребителям емкости в местах, определенных договором.
5.4. Потребители согласно установленному региональным оператором графику вывоза ТКО выставляют емкости с ТКО в местах, определенных договором.
5.5. Потребители вправе самостоятельно доставлять емкости с ТКО непосредственно в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках.
6. Сбор КГО
6.1. Сбор и накопление КГО осуществляются:
- в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
- на специальных площадках для складирования КГО.
6.2. Вывоз КГО обеспечивается региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки КГО на площадку для их складирования.
Потребитель направляет заявку в адрес регионального оператора в указанных целях любым доступным способом, позволяющим подтвердить получение такой заявки адресатом. Дата вывоза КГО назначается и доводится региональным оператором до потребителя в течение 3 рабочих дней с момента регистрации заявки региональным оператором.
В день вывоза КГО располагаются потребителем в установленном в договоре месте приема и накопления ТКО.
6.3. Подготовленные к вывозу КГО должны быть свободны от заполнения другими отходами, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы.
6.4. Площадки для сбора КГО могут располагаться совместно с контейнерными площадками для сбора ТКО.
7. Сбор ТКО юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
7.1. Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сбор ТКО осуществляется:
- с использованием контейнеров, бункеров, расположенных на контейнерных площадках;
- с использованием емкостей, предоставленных региональным оператором;
- по заявке на вывоз ТКО.
7.2. Для сбора ТКО с использованием контейнеров, бункеров, расположенных на контейнерных площадках, юридические лица и индивидуальные предприниматели приобретают контейнеры, бункеры самостоятельно. Для размещения контейнеров, бункеров юридические лица и индивидуальные предприниматели оборудуют контейнерные площадки.
Юридические лица вправе заключать договоры возмездного пользования контейнерами.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели - собственники (владельцы) помещений в многоквартирном доме размещают контейнеры на контейнерной площадке, оборудованной для сбора ТКО, образующихся в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение, посредством заключения с собственником контейнерной площадки договора на использование такой площадки для размещения контейнеров для сбора ТКО.
7.3. При осуществлении сбора ТКО путем направления заявки на вывоз ТКО юридические лица и индивидуальные предприниматели направляют заявку согласно порядку, установленному пунктом 6.2 раздела 6 настоящего Порядка.
8. Сбор опасных видов ТКО
8.1. К опасным видам ТКО относятся осветительные приборы и ртутьсодержащие лампы, химические источники тока и другие отходы, представляющие опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды.
8.2. При осуществлении сбора опасных видов ТКО устанавливаются контейнеры для сбора таких ТКО на контейнерных площадках в соответствии с территориальной схемой.
8.3. Сбор, транспортирование, размещение и обезвреживание опасных видов ТКО осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение опасных отходов, имеющими лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности.
8.4. Контейнер для сбора опасных видов ТКО представляет собой стационарную герметичную запирающуюся на ключ емкость, обеспечивающую сбор и сохранность опасных видов ТКО при их накоплении, хранении и извлечении из контейнера.
Для сбора опасных видов ТКО используются контейнеры, имеющие механизм, предотвращающий повреждение содержимого контейнера и несанкционированное извлечение ТКО.
Конструкцией контейнера для сбора опасных видов ТКО обеспечиваются защита от попадания в контейнер снега, водонепроницаемость и полный сток воды с частей, доступных действию осадков, а также защита от поверхностных вод.
8.5. Транспортирование опасных видов ТКО осуществляется на специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средствах, необходимых для выполнения работ по транспортировке опасных видов ТКО и соответствующих установленным законодательством требованиям.
8.6. На контейнерной площадке с наличием контейнера для сбора опасных видов ТКО ответственными лицами размещается информация об опасности их смешивания с другими видами ТКО.
8.7. График вывоза опасных видов ТКО устанавливается региональным оператором и размещается на контейнерах для сбора опасных видов ТКО.
8.8. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение опасных отходов, имеющие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, осуществляют сбор и накопление опасных ТКО также в специально создаваемых пунктах сбора.
Организация взаимодействия с региональным оператором по обращению с ТКО в части опасных видов ТКО в многоквартирных домах обеспечивается ответственными лицами.
9. Сбор отходов электротехнического и электронного оборудования
9.1. К отходам электротехнического и электронного оборудования относятся отходы в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, классифицируемые как оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее свои потребительские свойства.
9.2. Обращение с отходами электротехнического и электронного оборудования осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 55102-2012.
9.3. Сбор, хранение, транспортирование отходов электротехнического и электронного оборудования могут осуществлять следующие хозяйствующие субъекты:
- производители электротехнического и электронного оборудования;
- предприятия по переработке вышедшего из эксплуатации электротехнического и электронного оборудования;
- специализированные пункты сбора и хранения отработавшего электротехнического и электронного оборудования;
- пункты сбора вторичного сырья.
9.4. Отходы электротехнического и электронного оборудования не размещаются в местах сбора, предназначенных для сбора ТКО.
11. Транспортирование ТКО
11.1. Транспортирование ТКО осуществляется мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям, требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
11.2. Необходимое количество мусоровозов определяется региональным оператором в соответствии с Методическими рекомендациями.
11.3. Места приема и передачи ТКО, маршруты движения мусоровозов определяются территориальной схемой, а также в соответствии с территориальной схемой договорами на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО в случае заключения региональным оператором таких договоров с операторами по обращению с ТКО.
11.4. Региональный оператор (оператор по обращению с ТКО в соответствии с договором на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО) при осуществлении сбора и транспортирования ТКО обеспечивает:
- наличие необходимого количества мусоровозов;
- содержание мусоровозов в исправном состоянии и осуществление их санитарной обработки;
- окрашивание мусоровозов в единый узнаваемый цвет;
- соответствие эксплуатируемых мусоровозов экологическим стандартам не ниже класса ЕВРО-4;
- оснащение мусоровозов аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
- ведение в отношении каждого мусоровоза маршрутного журнала, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО по форме, утвержденной приказом уполномоченного органа.
11.5. Уплотнение ТКО при транспортировании осуществляется до предельно допустимого значения уплотнения, установленного договором на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО.
<< Назад |
>> 10. Раздельный сбор ТКО |
|
Содержание Постановление Правительства Ярославской области от 21 июля 2017 г. N 599-п "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.