Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлениемПравительства области
от 11 марта 2015 г. N 244-п
(в редакции постановленияПравительства области
от 9 февраля 2018 г. N 72-п)
Областная целевая программа
"Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2015 - 2020 годы
Паспорт ОЦП
Общая потребность в финансовых ресурсах
Источники финансирования |
Плановый объем финансирования (тыс. руб.) |
||||||
всего |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
Предусмотрено законом об областном бюджете: |
|
|
|
|
|
|
|
- областные средства |
22 921,70 |
3 536,09 |
3 201,00 |
3 537,01 |
4 196,90 |
4 225,40 |
4 225,30 |
- федеральные средства |
5 981,26 |
738,06 |
- |
- |
1 701,30 |
1 771,00 |
1 770,90 |
Справочно (за рамками закона об областном бюджете): |
|
|
|
|
|
|
|
- внебюджетные источники |
1 520,00 |
267,00 |
200,00 |
227,00 |
268,00 |
279,00 |
279,00 |
Итого по ОЦП |
30 422,96 |
4 541,15 |
3 401,00 |
3 764,01 |
6 166,20 |
6 275,40 |
6 275,20 |
I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации ОЦП
1. Основные понятия, используемые в ОЦП
В ОЦП используются следующие основные понятия:
многонациональный народ Российской Федерации (российская нация) - сообщество граждан Российской Федерации разной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, осознающих свою гражданскую общность и политико-правовую связь с Российским государством (согражданство);
общероссийская гражданская идентичность - общее для граждан Российской Федерации осознание своего российского гражданства, принадлежности к российской нации;
гармонизация межнациональных отношений - оптимизация государственной национальной политики, сбалансированные межэтнические процессы;
ксенофобия - навязчивый страх перед незнакомыми лицами, иностранцами, нетерпимость к чужому, непривычному;
межнациональный конфликт - форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в которой стороны или одна из сторон мобилизуются и действуют по принципу этнических различий;
миграция населения - перемещение населения, изменение его места жительства;
мониторинг - система постоянных наблюдений, анализа и оценки этнических процессов и явлений с целью определения характера, тенденций и закономерностей в их развитии;
общественные объединения - добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения;
социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СОНКО) - некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" формах и осуществляющие в соответствии с учредительными документами различные виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
толерантность - ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
этническая диаспора - компактно проживающие представители народа вне страны своего происхождения, своей исторической родины;
этническая интеграция - сохранение разными этническими группами, находящимися в межкультурном взаимодействии, присущих им культурных индивидуальностей при объединении их в одно общество на иных основаниях;
этническая культура - совокупность культурных элементов и структур, обладающих этнической спецификой и характерной этнодифференцирующей функцией;
этнокультурный - понятие, включающее в себя национальный этнический аспект как важный и неотъемлемый элемент социокультурных традиций и образа жизни народов.
2. Описание проблемы
2.1. В 2014 году завершилась реализация областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 19.09.2012 N 945-п "Об областной целевой программе "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы".
Целью областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы являлось формирование межэтнической интеграции жителей Ярославской области на основе духовных и нравственных устоев многонационального российского общества (российской нации).
Ключевым результатом реализации областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы стало создание правовых, экономических и организационных условий, максимально способствующих установлению и поддержанию стабильных неконфликтных межнациональных отношений, формированию гражданской солидарности, установок толерантного сознания и поведения в обществе, обеспечению межэтнической интеграции.
Ситуация в этнонациональной сфере региона характеризуется как устойчивая. Вместе с тем этническое разнообразие населения Ярославской области требует разработки и дальнейшей реализации мер по гармонизации межнациональных отношений на территории региона.
2.2. В октябре 2015 года в регионах страны во исполнение пункта 91 Плана мероприятий по реализации в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 367-р, постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" и приказа Федеральной службы государственной статистики от 22.02.2013 N 74 "О проведении федерального статистического наблюдения "Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года" было проведено федеральное статистическое наблюдение "Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года". Однако указанное мероприятие не ставило целью актуализацию национальной структуры населения субъектов Российской Федерации, его данные не репрезентативны для оценки нового процентного соотношения населения тех или иных национальных групп на уровне субъектов Российской Федерации.
В связи с этим при разработке и последующей актуализации ОЦП для характеристики современного этнического ландшафта Ярославской области вновь использованы данные Всероссийской переписи населения 2010 года, принимаемые тем не менее с серьезными допущениями, основанными на статистических данных последних лет о миграционных потоках в регионе.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Ярославской области проживают представители 150 национальностей и этнических групп. При этом по-прежнему сохраняется абсолютное преобладание русского населения (свыше 90 процентов), которое в целом определяет этническую ситуацию.
Из других национальностей наиболее многочисленными в количественном отношении (в порядке убывания) являются украинцы, армяне, азербайджанцы, татары, езиды, белорусы, узбеки, цыгане, таджики, грузины, немцы и евреи. Отмечено увеличение численности чеченцев, ингушей, лезгин, даргинцев, осетин (преимущественно мужчин).
2.3. По информации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области за 2017 год, в регионе зарегистрировано 395 религиозных организаций, представляющих 18 конфессий. Представлены все четыре мировые религии: христианство (православие, старообрядчество, католицизм, протестантизм), ислам, иудаизм и буддизм. Доминирующее положение в области занимает Русская православная церковь, которой принадлежат 328 (83,2 процента от общего числа) религиозных организаций. Ситуация в сфере религиозных отношений в регионе характеризуется как устойчивая.
По состоянию на 2017 год в регионе зарегистрировано 46 общественных объединений, действующих в сфере межнациональных отношений, из них 17 региональных и местных национально-культурных автономий. С 1999 года активно работает Ярославское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Ассамблея народов России", в которое сейчас входят 23 этнокультурные организации.
2.4. В связи с ростом некоренного населения в регионе обозначилась тенденция формирования компактного проживания этнических групп. Осуществляется процесс их самоорганизации, ведущий к образованию центров влияния, позиционированию части этнической элиты в качестве знаковых фигур общественно-политической жизни Ярославской области. Наблюдается конкуренция между этническими группами в сфере собственности и предпринимательства. Отмечается объединение и позиционирование молодежи и студенчества по этническому принципу.
2.5. Безусловно, одним из наиболее серьезных факторов, заметно влияющих на современную этническую ситуацию в Ярославской области, является иноэтничный миграционный поток в регион.
Положительный миграционный баланс зафиксирован со всеми государствами - участниками СНГ, за исключением Туркменистана. Наибольший прирост населения области обеспечили мигранты с Украины. Также чаще всего в Ярославскую область приезжают жители Узбекистана, Таджикистана, Армении, Азербайджана, Молдовы. Наибольшее количество иностранных граждан прибывает в Ярославскую область для осуществления трудовой деятельности и по частным делам. Указанные цели въезда преобладают на протяжении нескольких последних лет.
Растущие иммиграционные потоки прибывающих в Ярославскую область из бывших республик СНГ граждан объясняются тем, что уже в течение многих лет Ярославская область сохраняет социально-экономическую привлекательность для иностранных мигрантов, в том числе трудовых. По показателям качества жизни и экономического развития в целом ряде сфер качество жизни в регионе опережает среднероссийский уровень. Большую роль играет близость региона к городу федерального значения - Москве. Существенно и то, что Ярославская область не принадлежит к числу регионов, где национальный вопрос стоит наиболее остро.
В свою очередь, тенденция экономического развития региона диктует рост потребности в трудовых ресурсах мигрантов. Основные сферы их использования - строительство, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство.
Безусловно, регулирование миграционных процессов осуществляется областными властями с учетом приоритетов социально-экономического развития региона и на основе принципа приоритетного трудоустройства российских граждан на заявленные работодателем рабочие места.
По прогнозам миграционных служб, в 2015 - 2020 годах, как и в предыдущие годы, заметное влияние на миграционную ситуацию в Ярославской области будут по-прежнему оказывать только выходцы из стран СНГ. Именно оттуда прогнозируется прибытие в регион большей части мигрантов.
2.6. Наряду с экономически позитивным моментом привлечения легальных дополнительных трудовых ресурсов в инвестиционно привлекательный регион, собственно процесс миграции неуклонно приводит к качественно новым этническим и демографическим изменениям в структуре населения Ярославской области и, как следствие, к изменению ее национально-культурного состава.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, численность постоянного населения региона с начала 2016 года уменьшилась на 533 человека и составила к концу 2016 года 1 млн. 271 тыс. 400 человек. Миграционный прирост компенсировал численные потери населения региона на 83,4 процента. На фоне естественной убыли и низкой рождаемости коренного населения Ярославской области в регионе отмечается рост численности представителей некоренных этнических групп. Это происходит как за счет вновь прибывших мигрантов, так и за счет увеличения рождаемости среди мигрантов уже после переселения в регион.
2.7. Низкий уровень социокультурной адаптации мигрантов к условиям принимающего сообщества приводит к тому, что определенная их часть сохраняет характерные для мест традиционного проживания социокультурные и поведенческие стереотипы, которые слабо согласуются с местными традициями и культурой, демонстрирует пренебрежение к местным культурным традициям и обычаям. Это вызывает раздражение местного населения, недоброжелательность в отношениях между коренными жителями региона и вновь прибывающими из бывших республик СНГ гражданами, становится причиной бытовых конфликтных ситуаций.
Очевидно, что данные процессы и явления активно влияют и будут в дальнейшем активно влиять на все стороны жизни региона, что уже сегодня находит свое негативное отражение в состоянии межнациональных отношений на территории области.
2.8. В ходе социологического опроса населения Российской Федерации на тему "Общественное мнение о межнациональных отношениях", проведенного Службой специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - ФСО) в феврале 2014 года, жителям Ярославской области был задан вопрос "Что, по Вашему мнению, в наибольшей степени способствует обострению отношений между людьми различных национальностей в населенном пункте, где Вы живете?".
Основными причинами ярославцы назвали:
- вызывающее поведение представителей некоторых национальностей, игнорирование ими местных традиционных норм поведения и обычаев коренного населения (51,5 процента от общего числа респондентов);
- безработица, конкуренция на рынке труда (30,5 процента);
- захват представителями некоторых национальностей наиболее престижных или экономически выгодных сфер производства, бизнеса и культуры, вытеснение из них представителей других национальностей (26 процентов);
- деятельность преступных группировок, организованных по национальному признаку (25,8 процента).
Характерно, что в целом по Российской Федерации и в Центральном федеральном округе основные претензии россиян расположились точно в такой же последовательности.
2.9. Летом 2017 года ДОС ЯО был проведен очередной этап мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе. Отвечая на вопрос "Какие проблемы в отношениях с представителями иных национальностей Вы могли бы выделить?" 52,4 процента жителей региона указали "вызывающее поведение приезжих". Кроме этого, ярославцев беспокоит влияние приезжих на региональный рынок труда (29,2 процента).
Необходимо констатировать, что латентная межнациональная напряженность в Ярославской области существует, но уровень межнациональных противоречий между коренным населением и мигрантами разных национальностей невысок.
Для измерения результатов реализации областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы ДОС ЯО разработал индикаторы для диагностики состояния и динамики межэтнических и межконфессиональных отношений в регионе в параметрах стабильности/напряженности и толерантности/нетерпимости, которые выявлялись с помощью социологических исследований.
Результаты социологического исследования, проведенного в декабре 2013 года, показали, что в сравнении с результатами аналогичного опроса, проведенного в декабре 2012 года, существенно изменились два показателя. Значительно сократилась доля респондентов, которые заявили о единичных случаях проявления национальной (религиозной) нетерпимости (дискриминации) (с 19,7 процента до 6,9 процента), и увеличилась доля респондентов, заявивших об отсутствии подобных случаев (с 59,8 процента до 81,4 процента).
Формулируя свои чувства к представителям иных национальностей, вероисповеданий и политических взглядов, большинство опрошенных заявили о своем нейтральном отношении. Еще четверть опрошенных отметили, что представители иных национальностей, вероисповеданий и политических взглядов ничем от них не отличаются.
В отношении распространенности конфликтных ситуаций на почве межэтнических отношений 61 процент опрошенных заявили, что не участвовали в подобных конфликтах и не слышали о таких случаях (снижение за год на 3,3 процентного пункта). Около 19 процентов опрошенных слышали о межэтнических конфликтах, а 15,4 процента респондентов признались, что были их участниками.
Касаясь вопросов сохранения и развития своей национальной культуры, традиций, уклада жизни, подавляющее большинство респондентов выразили неудовлетворенность имеющимися возможностями для реализации своих национальных потребностей. В свою очередь, довольны имеющимися возможностями для реализации своих национальных потребностей лишь 4,5 процента опрошенных.
Социологические исследования последующих лет неизменно характеризовали состояние межнациональных отношений в Ярославской области как стабильное. Основной вектор развития этих отношений направлен на снижение напряженности в общении между представителями различных национальных и религиозных групп.
Исследование, проведенное ДОС ЯО в июле 2017 года, показало, что нетерпимость по отношению к представителям других этносов и конфессий не характерна жителям Ярославской области: в регионе отмечается уменьшение числа случаев дискриминации по национальному и религиозному признаку. Число проявлений неприязни к людям другой национальности и веры в ярославском социуме снижается на протяжении последних лет.
В настоящее время негативный настрой к представителям других этнических общностей присущ 9,7 процента жителей Ярославской области (в 2014 году доля таковых составляла 13,1 процента). Враждебность к людям других вероисповеданий, согласно опросу, характерна для 8,3 процента жителей Ярославской области (в 2014 году таких было 12,3 процента).
В целом почти половина жителей Ярославской области нейтрально относится к представителям иной национальности, вероисповедания и политических взглядов (47 процентов). Еще 39,4 процента убеждены, что эти люди ничем не отличаются от них, и имеют равные права и возможности наравне с ними. Число таких респондентов на протяжении 6 лет стабильно увеличивается.
Большая часть населения региона (85,7 процента) удовлетворена имеющимися возможностями для реализации своих национальных потребностей. Практически в равной степени такого же мнения придерживаются представители всех конфессий, принявших участие в опросе. За последние три года доля таковых увеличилась.
Жители Ярославской области заметно позитивнее оценивают состояние межнациональных отношений в регионе, чем в целом по стране.
2.10. Данные, полученные в результате собственного исследования, проведенного ДОС ЯО, дополняются и во многом корреспондируют с данными, полученными ФСО. В течение 2015 и 2016 годов ФСО провела ряд социологических опросов населения Российской Федерации на темы "Общественное мнение о социально-экономической ситуации в стране" и "Общественное мнение о межнациональных отношениях в России".
Так, при распределении ответов россиян на вопрос "Какие, на Ваш взгляд, проблемы в России и субъекте Российской Федерации, где Вы живете, являются наиболее острыми и требуют первоочередного решения?" позицию "конфликты на национальной, религиозной почве" указали 2,5 процента жителей Ярославской области (что соответствует среднему показателю по Центральному федеральному округу). Осенью 2014 года на этот же вопрос ответили положительно 3,2 процента ярославцев.
2.11. Одним из показателей перечня индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. N 1142 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", является показатель "доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений".
По данным ФСО в 2014 году значение этого показателя для Ярославской области составляло 66,4 процента. В 2015 году доля ярославцев, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, выросла до 80,3 процента. Эта цифра вошла в диапазон средних значений данного показателя у соседних с нашим регионом областей, входящих в Центральный федеральный округ: Владимирская область - 71,4 процента жителей, Вологодская область - 72,0 процента, Костромская область - 75,4 процента, Ивановская область - 80,7 процента.
В 2016 году показатель Ярославской области поднялся до 81,7 процента жителей, опередив показатели всех соседних регионов Центрального федерального округу, включая Ивановскую область (80,5 процента). В целом по России доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в 2016 году составила 76,4 процента.
2.12. В 2016 году ОЦП была дополнена новым показателем достижения цели ОЦП, а именно "уровень этнокультурной компетентности жителей Ярославской области", где под этнокультурной компетентностью понимается знание жителями региона культуры, обычаев, традиций народов, проживающих на территории Ярославской области.
Периодически проводимые ДОС ЯО мониторинговые исследования констатируют относительную стабильность межнациональных отношений в Ярославской области. Однако опросы неизменно фиксируют определенный процент жителей региона, испытывающих неприязнь к представителям других национальностей. Часть ярославцев, заявляющих о своей антипатии к представителям других народов, никогда не были участниками межнациональных конфликтов и не испытывали враждебности к представителям других этносов. Очевидно, их антипатия основывается на поверхностных знаниях о культуре, обычаях, традициях народностей, проживающих на территории региона. Проведенное ДОС ЯО летом 2017 года исследование показало, что 47,3 процента жителей региона, по их собственному признанию, обладают поверхностными этнокультурными знаниями либо вовсе не обладают таковыми.
2.13. В целом же можно констатировать, что в ходе исполнения областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы были заложены основы последующих позитивных сдвигов в состоянии межнациональных отношений в регионе. Непосредственно в период реализации ОЦП в сфере межнациональных отношений стала прослеживаться устойчивая позитивная динамика.
Это с большой степенью объективности позволяет говорить о достаточно успешном опыте первых лет реализации ОЦП и о необходимости продолжения работы властей и ее общественных партнеров в этом направлении с использованием такого инструментария, как областные целевые программы.
2.14. Среди наиболее важных направлений, по которым осуществляется совместная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области и институтов гражданского общества региона в рамках исполнения ОЦП и которые позволили добиться решающих положительных сдвигов в состоянии данной сферы, следует выделить следующие:
- оказание финансовой поддержки региональным СОНКО путем предоставления на конкурсной основе государственных субсидий из областного бюджета на реализацию проектов, направленных на укрепление единства российской нации, гармонизацию межнациональных отношений, этнокультурное развитие народов России, социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов;
- оказание информационной поддержки региональным СОНКО - победителям конкурсов проектов путем бесплатного освещения их мероприятий в областных печатных и электронных средствах массовой информации (далее - СМИ);
- ведение обеспеченного целевым бюджетным финансированием мониторинга состояния межнациональных (межконфессиональных) отношений в регионе путем:
проведения социологических опросов населения Ярославской области (в том числе в аспекте конфликтогенности межнациональных отношений),
ведения постоянного ежедневного мониторинга региональных СМИ и регионального сегмента информационно-телекоммуникационной сети "Интернет",
обеспечения работы действующего с 2014 года кол-центра по мониторингу состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов на территории Ярославской области;
- обеспечение единой информационной кампании хода реализации в регионе государственной национальной политики с помощью специального информационного проекта "Ярославия - земля согласия", также имеющего плановое бюджетное финансирование и предусматривающего систематическое изготовление и размещение в электронных и печатных СМИ и на государственных информационных ресурсах Ярославской области материалов (сюжетов) соответствующей тематики.
3. Действующая нормативная правовая база для реализации ОЦП
Государственная национальная политика в Ярославской области реализуется на основе принципов Конституции Российской Федерации, общепризнанных норм международного права и осуществляется в соответствии с международными и федеральными нормативными правовыми актами, регламентирующими реализацию прав граждан любой национальности, народов и этнических групп на сохранение национально-культурной самобытности.
Необходимость разработки ОЦП обусловлена требованиями следующих документов:
- указы Президента Российской Федерации:
от 7 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия";
от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
- постановления Правительства Российской Федерации:
от 18 апреля 2015 г. N 368 "О Федеральном агентстве по делам национальностей";
от 29 декабря 2016 г. N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики";
- распоряжения Правительства Российской Федерации:
от 15 июля 2013 г. N 1226-р;
от 23 декабря 2015 г. N 2648-р;
- приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 11 октября 2013 г. N 440 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной программы по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России".
В Ярославской области создана нормативная правовая база для регулирования вопросов в сфере гармонизации межнациональных отношений, взаимодействия органов власти с СОНКО, к которым относятся национально-культурные общественные объединения, в том числе приняты:
- указы Губернатора области:
от 16.02.2011 N 38 "Об образовании координационного совета Ярославской области по вопросам межнациональных отношений";
от 03.05.2011 N 172 "О состоянии межнациональных отношений и мерах по предотвращению межнациональных конфликтов на территории Ярославской области";
- распоряжения Губернатора области:
от 06.06.2013 N 329-р "Об утверждении состава координационного совета Ярославской области по вопросам межнациональных отношений";
от 10.06.2013 N 336-р "Об эффективности работы органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления муниципальных образований области по предупреждению возникновения конфликтных ситуаций с участием представителей различных национальностей";
от 03.09.2013 N 529-р "О межведомственной рабочей группе по урегулированию конфликтов в этноконфессиональной сфере";
- постановления Правительства области:
от 24.10.2011 N 814-п "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям";
от 19.09.2012 N 945-п "Об областной целевой программе "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы";
от 30.08.2013 N 1154-п "Об оказании имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям и внесении изменения в постановление Правительства области от 05.02.2013 N 60-п";
от 04.09.2013 N 1198-п "Об утверждении Порядка оказания информационной и консультационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в Ярославской области";
от 27.01.2014 N 57-п "О плане мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года на территории Ярославской области на 2014 - 2016 годы";
от 10.06.2014 N 566-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области" на 2014 - 2020 годы";
от 24.07.2014 N 711-п "О ходе реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года на территории Ярославской области";
от 25.06.2015 N 696-п "О Региональной стратегии государственной национальной политики в Ярославской области на период до 2025 года";
от 17.03.2017 N 209-п "О плане мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года на территории Ярославской области на 2017 - 2019 годы".
При оценке состояния действующей нормативной правовой базы для реализации ОЦП необходимо учитывать, что реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года на территории Ярославской области носит ярко выраженный межотраслевой и межведомственный характер. В соответствии с этим нормативная правовая база, указанная в данном подразделе раздела I ОЦП, существенно расширяется за счет нормативных правовых актов структурных подразделений Правительства области, иных органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
4. Обоснование необходимости реализации ОЦП
В современном мире все более отчетливо проявляются тенденции межэтнических противоречий, рост нетерпимости и ксенофобии коренного населения на фоне усиления миграционных потоков. Происходит размывание традиционных культурных и моральных ценностей. Подобные негативные процессы характерны для всех государств, вне зависимости от уровня их экономического развития и социального благосостояния общества.
Россия, являясь частью мирового сообщества, должна учитывать как внешние угрозообразующие факторы и вызовы, так и внутрироссийские факторы. В условиях современных геополитических вызовов вопросы государственной национальной политики должны рассматриваться в самой непосредственной связи с вопросами обеспечения национальной безопасности государства. Продуманная и ответственная национальная политика служит гарантом национальной безопасности, независимости и единства страны. Поэтому сегодня обеспечение межнационального мира и согласия, противодействие этническому и религиозному экстремизму становятся одними из приоритетных задач Российского государства.
В связи с этим остается актуальной необходимость проведения властями постоянной целенаправленной работы комплексного характера. В сложившихся современных условиях лишь с помощью программно-целевого подхода возможны решение проблемы интолерантных и ксенофобных установок в обществе, более результативная профилактика проявлений нетерпимости. Путем комплексного программно-целевого подхода, подкрепленного соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами, объединив усилия правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований области, институтов гражданского общества, СМИ, учреждений образования и культуры, можно добиться повышения эффективности управления процессами межнациональных отношений в Ярославской области.
ОЦП, разработанная на период 2015 - 2020 годов, ориентирована на сохранение в регионе достигнутой в предыдущие годы этнополитической стабильности.
Признание наличия в Ярославской области этнического и конфессионального многообразия, уважение культурных особенностей, присущих различным народам и религиям, не только способствуют развитию атмосферы взаимоуважения и взаимопонимания. Эти факторы, как следствие, ведут к положительной динамике социально-экономического развития региона. Таким образом, решение задач по дальнейшей гармонизации межнациональных отношений, налаживанию подлинного диалога культур является для Ярославской области актуальным условием обеспечения политической и социальной стабильности в регионе.
Увеличение миграционных потоков способно провоцировать усиление антимиграционных настроений и возрастание мигрантофобии, приводит к росту социальной межнациональной напряженности. Поэтому важным инструментом гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, возникающих среди коренного населения региона и иностранных граждан, является выстраивание эффективной системы социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, основанной на уважении и знании русского языка, истории и культуры, традиционного уклада жизни.
Деятельность всех заинтересованных сторон в сфере гармонизации межнациональных отношений, в частности в аспекте успешной социокультурной адаптации и интеграции мигрантов, должна выстраиваться по двум взаимосвязанным векторам: как включение иностранных граждан в принимающий социум на основе уважительного отношения мигрантов к российским законам, культуре и традициям принимающего сообщества, так и улучшение общественного восприятия мигрантов местным населением.
Необходимым элементом ОЦП является повышение эффективности работы государственных и муниципальных органов власти совместно с институтами гражданского общества в решении задач государственной национальной политики в Ярославской области, направленных на развитие в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формирование у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействие ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости.
Принимая во внимание данные социологических исследований, показывающих средний уровень этнокультурной грамотности населения Ярославской области, важной составной частью ОЦП остается комплексная информационная и культурно-просветительская работа со старожильческим населением.
II. Цель ОЦП
Наименование цели |
Показатель |
||||||||
наименование |
единица измерения |
базовое значение, 2014 год |
плановое значение |
||||||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||
Укрепление общероссийского гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области |
доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в регионе, в общем количестве жителей Ярославской области |
процентов |
56,1 |
57 |
57 |
57 |
57 |
57,5 |
58 |
уровень толерантного отношения жителей Ярославской области к представителям других национальностей |
процентов |
82 |
82,5 |
82,5 |
82,5 |
82,5 |
82,5 |
83 |
|
уровень этнокультурной компетентности жителей Ярославской области* |
процентов |
данных не имеется |
- |
30,0 |
32,0 |
35 |
39 |
45 |
|
количество участников мероприятий, направленных на укрепление единства российской нации** |
тысяч человек |
данных не имеется |
- |
- |
- |
14 |
14 |
14 |
|
численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России** |
тысяч человек |
данных не имеется |
- |
- |
- |
10 |
10 |
10 |
* Показатель введен в 2016 году. Под этнокультурной компетентностью понимается знание жителями Ярославской области культуры, обычаев, традиций народов, проживающих на территории Ярославской области.
** Показатель введен в 2018 году в целях приведения показателей цели ОЦП в соответствие с целевыми индикаторами и показателями подпрограммы 2 "Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России" государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики".
III. Задачи ОЦП
IV. Механизмы реализации ОЦП
Механизмы реализации ОЦП разработаны в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ярославской области и предусматривают исполнение комплекса мероприятий, необходимых для достижения цели и решения задач ОЦП.
Реализация ОЦП организуется и координируется ответственным исполнителем ОЦП, который размещает на своей странице на портале органов государственной власти Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о ходе и результатах реализации ОЦП, а также о ее финансировании.
Ответственный исполнитель ОЦП осуществляет:
- координацию работы исполнителей ОЦП;
- контроль за исполнением ОЦП;
- подготовку сводных отчетов о реализации ОЦП на основе отчетов, представленных исполнителями ОЦП;
- формирование заявок на финансирование мероприятий ОЦП в пределах выделенных средств;
- контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию ОЦП.
Исполнители ОЦП осуществляют:
- реализацию закрепленных за ними мероприятий ОЦП;
- своевременную подготовку отчетов о реализации мероприятий ОЦП;
- нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации закрепленных за ними мероприятий ОЦП.
Источником финансирования мероприятий ОЦП являются средства областного бюджета и внебюджетных источников.
Средства областного бюджета выделяются СОНКО на конкурсной основе в соответствии с Порядком определения объема, предоставления и возврата субсидий из областного бюджета СОНКО на реализацию проектов в рамках исполнения ОЦП (приложение 1 к ОЦП).
Проведение конкурсов проектов СОНКО в рамках исполнения ОЦП осуществляется в соответствии с Положением о проведении конкурсов проектов СОНКО в рамках исполнения ОЦП (приложение 2 к ОЦП).
Порядок финансирования мероприятий ОЦП определяется действующим законодательством Российской Федерации и Ярославской области. Контроль за целевым использованием средств, направленных на реализацию ОЦП, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
V. Перечень мероприятий ОЦП
Список сокращений, используемых в таблице
ВИ - внебюджетные источники
МБ - местный бюджет
ОС - областные средства
ФС - федеральные средства
Приложение 1
к ОЦП
Порядок
определения объема, предоставления и возврата субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию проектов в рамках исполнения областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2015 - 2020 годы
1. Общие положения
1.1. Порядок определения объема, предоставления и возврата субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию проектов в рамках исполнения областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2015 - 2020 годы (далее - Порядок) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области и устанавливает цели, условия и порядок предоставления субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям Ярославской области на реализацию проектов в рамках исполнения областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2015 - 2020 годы (далее - субсидии), порядок возврата субсидий в случаях нарушения установленных Порядком условий их предоставления.
1.2. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных соответствующему исполнителю областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2015 - 2020 годы (далее - ОЦП) на предоставление субсидий по следующему направлению: реализация социально значимых проектов социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) в сфере гармонизации межнациональных отношений.
1.3. Для целей Порядка используются следующие основные понятия:
- конкурс - отбор проектов СОНКО в рамках исполнения ОЦП, проводимый с целью предоставления субсидий в соответствии с Положением о проведении конкурсов проектов СОНКО в рамках исполнения ОЦП (приложение 2 к ОЦП);
- конкурсная комиссия - комиссия по отбору проектов СОНКО в рамках исполнения ОЦП;
- участник конкурса - СОНКО, представившая заявку на участие в конкурсе;
- получатель - СОНКО, признанная конкурсной комиссией победителем конкурса и имеющая право на получение субсидии;
- исполнитель ОЦП - исполнитель мероприятий ОЦП.
1.4. Главными распорядителями бюджетных средств являются исполнители ОЦП.
2. Условия предоставления субсидий
2.1. Субсидии предоставляются получателям на основании решения конкурсной комиссии при соблюдении следующих условий:
2.1.1. Прохождение получателем конкурса.
2.1.2. Соответствие получателя на 01 число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение между исполнителем ОЦП и СОНКО соглашения о предоставлении субсидии (далее - соглашение), следующим требованиям:
- получатель не имеет задолженности по налогам, сборам, страховым взносам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды;
- получатель не имеет просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, иной просроченной задолженности перед областным бюджетом;
- получатель не находится в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не имеет ограничений на осуществление хозяйственной деятельности;
- получатель не имеет ограничений прав на распоряжение денежными средствами, находящимися на его счете (счетах) в кредитной организации (кредитных организациях).
2.1.3. Наличие обязательства со стороны СОНКО по финансированию не менее 10 процентов сметы расходов на реализацию проекта СОНКО за счет средств из внебюджетных источников.
2.2. Объем предоставляемых СОНКО субсидий определяется исходя из объема средств, предусмотренного исполнителю ОЦП на предоставление субсидий, количества победителей конкурса и размеров субсидий, запрашиваемых заявителями - победителями конкурса из областного бюджета.
2.3. За счет субсидий получатели вправе планировать и осуществлять следующие расходы:
- заработная плата штатных сотрудников (физических лиц, работающих по трудовому договору);
- вознаграждение специалистов (физических лиц, работающих по гражданско-правовому договору);
- страховые взносы;
- издательско-полиграфические услуги (в том числе изготовление макета, разработка дизайна издательско-полиграфической продукции);
- подарки, сувенирная продукция;
- проживание, проезд;
- коммунальные платежи;
- аренда помещения;
- аренда оборудования;
- информационные услуги (в том числе размещение информации о проекте в средствах массовой информации);
- приобретение оборудования;
- расходные материалы и комплектующие изделия, инвентарь;
- покупка и/или создание программного обеспечения;
- создание и/или техническая поддержка сайта СОНКО в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- телефонная связь (мобильная и стационарная), обеспечение доступа сотрудников СОНКО к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", почтовые расходы;
- канцелярские принадлежности;
- банковское обслуживание;
- проведение мероприятий, реализуемых в рамках проекта СОНКО;
- прочие расходы, направленные на достижение показателей результативности (целевых показателей) использования субсидии, за исключением расходов, указанных в пункте 2.4 данного раздела Порядка.
2.4. За счет субсидий запрещается осуществлять:
- расходы, напрямую не связанные с реализацией проекта СОНКО в рамках реализации ОЦП;
- расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и оказанием помощи коммерческим организациям;
- расходы на поддержку политических партий и осуществление политической деятельности;
- расходы на проведение митингов, демонстраций, пикетирований;
- расходы на фундаментальные научные исследования;
- расходы на приобретение алкогольных напитков и табачной продукции;
- расходы на уплату штрафов.
2.5. Получатель имеет право:
- перераспределять субсидию между статьями утвержденной соглашением сметы расходов на реализацию проекта (в пределах общей суммы субсидии). Общая сумма перераспределенного объема субсидии не должна превышать 3 процентов от суммы субсидии, предусмотренной соглашением;
- направлять в адрес исполнителя ОЦП предложения о внесении изменений в соглашение, в том числе в случае установления необходимости изменения размера субсидии, с приложением информации, содержащей финансово-экономическое обоснование данного изменения.
2.6. Исполнитель ОЦП вправе осуществлять самостоятельно или совместно с органами государственного финансового контроля проверки соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии.
2.7. Субсидия должна быть использована в срок, предусмотренный соглашением и соответствующий сроку реализации проекта.
2.8. Сроки использования субсидий не ограничиваются финансовым годом, в котором предоставлены данные субсидии.
2.9. Субсидия носит целевой характер и должна быть израсходована на достижение показателей результативности (целевых показателей) использования субсидии, утверждаемых соглашением, в соответствии со сметой расходов на реализацию проекта, утверждаемой соглашением. Получатели несут ответственность за нецелевое расходование субсидии в соответствии с федеральным и областным законодательством.
2.10. Перечисление субсидии осуществляется на основании правового акта исполнителя ОЦП на расчетный счет получателя, открытый в кредитной организации, единовременно не позднее 90 рабочих дней с даты заключения соглашения.
3. Порядок предоставления субсидий
3.1. Субсидии предоставляются на основании соглашения.
3.2. Соглашение заключается в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом департамента финансов Ярославской области от 25.09.2017 N 32н "Об утверждении типовой формы соглашения (договора) о предоставлении из областного бюджета субсидии некоммерческой организации в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
3.3. В соглашении предусматривается следующая информация:
- смета расходов на реализацию проекта;
- показатели результативности (целевые показатели) использования субсидии;
- наименование проекта и сроки его реализации;
- осуществление исполнителем ОЦП и органами государственного финансового контроля проверки соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии;
- сроки представления отчетности об использовании субсидии;
- обязательство получателя по финансированию проекта за счет средств из внебюджетных источников, привлеченных получателем к реализации проекта, в размере не менее 10 процентов сметы расходов на реализацию проекта;
- право получателя направлять в адрес исполнителя ОЦП предложения о внесении изменений в соглашение, в том числе в случае установления необходимости изменения размера субсидии;
- перераспределение получателем средств между статьями сметы расходов на реализацию проекта, утвержденной соглашением, в пределах общей суммы субсидии;
- лимит суммы перераспределенного объема субсидии;
- подписание акта о целевом использовании субсидии.
3.4. Заключение исполнителем ОЦП соглашения с получателями осуществляется в следующем порядке:
3.4.1. В течение 20 рабочих дней со дня размещения выписки из протокола конкурсной комиссии о победителях конкурса на странице исполнителя ОЦП на портале органов государственной власти Ярославской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет" победители конкурса представляют исполнителю ОЦП заверенные печатью (при ее наличии) и подписью руководителя СОНКО:
- копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц со сведениями о победителе конкурса, полученную не ранее 01 числа месяца, предшествовавшего заключению соглашения (с предъявлением подлинника данной выписки для проверки);
- копии документов, подтверждающих отсутствие у СОНКО задолженности по налогам, сборам, страховым взносам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды, полученных не ранее 01 числа месяца, предшествовавшего заключению соглашения (с предъявлением подлинников указанных документов для проверки);
- банковские реквизиты СОНКО и реквизиты кредитной организации, обслуживающей СОНКО;
- копию справки кредитной организации об отсутствии ограничений прав СОНКО - победителя конкурса на распоряжение денежными средствами, находящимися на ее счете, полученную не ранее первого числа месяца, предшествовавшего заключению соглашения (с предъявлением подлинника данной справки для проверки).
Указанные документы, представленные СОНКО в форме электронных документов и подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, признаются равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью ответственного лица.
3.4.2. Исполнитель ОЦП в течение 30 рабочих дней со дня размещения выписки из протокола конкурсной комиссии о победителях конкурса на странице исполнителя ОЦП на портале органов государственной власти Ярославской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет":
- проводит проверку представленных СОНКО документов, указанных в подпункте 3.4.1 настоящего пункта, на комплектность и достоверность указанных сведений;
- проводит проверку соответствия победителей конкурса условиям предоставления субсидий, предусмотренным подпунктом 2.1.2 пункта 2.1 раздела 2 Порядка;
- принимает правовой акт об отказе в предоставлении победителю (победителям) конкурса субсидии по основаниям, указанным в пункте 3.5 данного раздела Порядка;
- при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии принимает правовой акт об утверждении перечня получателей с указанием объемов субсидий.
3.4.3. Не позднее 10 рабочих дней с даты принятия правового акта об утверждении перечня получателей с указанием объемов субсидий исполнитель ОЦП направляет получателям на подписание проекты соглашений.
3.4.4. В течение 5 рабочих дней с даты получения проектов соглашений получатели представляют исполнителю ОЦП подписанные проекты соглашений.
3.4.5. Исполнитель ОЦП:
- подписывает соглашения в течение 5 рабочих дней с момента их представления получателями;
- в течение 5 рабочих дней со дня подписания соглашения извещает получателей о его подписании и о возможности передачи экземпляра соглашения получателю.
3.5. Основаниями для отказа победителю конкурса в предоставлении субсидии являются:
- несоответствие представленных документов требованиям, предусмотренным подпунктом 3.4.1 пункта 3.4 данного раздела Порядка;
- непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в подпункте 3.4.1 пункта 3.4 данного раздела Порядка;
- несоответствие победителя конкурса условиям предоставления субсидий, предусмотренным подпунктом 2.1.2 пункта 2.1 раздела 2 Порядка;
- недостоверность представленной победителем конкурса информации.
3.6. Об отказе в предоставлении субсидии и его основаниях победитель конкурса информируется официальным письмом в течение 10 рабочих дней с даты принятия правового акта об отказе в предоставлении победителю (победителям) конкурса субсидии по основаниям, указанным в пункте 3.5 данного раздела Порядка.
3.7. Соглашение с победителем конкурса не заключается в случаях:
- отказа победителю конкурса в предоставлении субсидии по основаниям, указанным в пункте 3.5 данного раздела Порядка;
- получения исполнителем ОЦП от победителя конкурса уведомления об отказе от получения субсидии;
- непредставления исполнителю ОЦП проекта соглашения, подписанного победителем конкурса, в сроки, установленные подпунктом 3.4.4 пункта 3.4 данного раздела Порядка.
3.8. В случае незаключения соглашения с победителем конкурса по основаниям, указанным в пункте 3.7 данного раздела Порядка, исполнитель ОЦП в течение 60 календарных дней с момента выявления соответствующего основания объявляет новый конкурс на высвободившуюся сумму субсидии.
3.9. Получатель вправе направлять в адрес исполнителя ОЦП предложения о внесении изменений в соглашение, в том числе в случае установления необходимости изменения размера субсидии, с приложением информации, содержащей финансово-экономическое обоснование данного изменения.
В течение 10 рабочих дней со дня получения указанных предложений исполнитель ОЦП рассматривает их и в случае, если предлагаемые изменения не ведут к снижению показателей результативности использования субсидий или увеличению объема субсидий, готовит проект дополнительного соглашения и направляет его на подписание получателю.
В течение 3 рабочих дней с даты получения проекта дополнительного соглашения получатель представляет исполнителю ОЦП подписанный проект дополнительного соглашения.
Исполнитель ОЦП подписывает проект дополнительного соглашения в течение 3 рабочих дней со дня его представления получателем.
В случае если предлагаемые изменения ведут к снижению показателей результативности использования субсидий или увеличению объема субсидий, исполнитель ОЦП в сроки, установленные абзацем вторым настоящего пункта, уведомляет получателя об отказе в заключении дополнительного соглашения.
4. Порядок контроля за использованием субсидий и требования к отчетности
4.1. Исполнитель ОЦП обеспечивает контроль за соблюдением получателями положений Порядка и соглашения.
4.2. Исполнитель ОЦП и орган государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями, а также соблюдения условий соглашения.
4.3. Получатели в сроки, установленные правовым актом исполнителя ОЦП и соглашением, представляют исполнителю ОЦП следующую отчетность:
- отчет о расходах на реализацию проекта в рамках исполнения ОЦП по форме, утверждаемой правовым актом исполнителя ОЦП, с приложением заверенных копий документов, подтверждающих расходы СОНКО - получателя в ходе реализации проекта;
- отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии по форме, утверждаемой правовым актом исполнителя ОЦП.
4.4. Получатели несут ответственность за достоверность представленных сведений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
4.5. Субсидия полностью или частично подлежит возврату в областной бюджет по следующим основаниям:
- недостижение показателей результативности использования субсидии;
- полное или частичное неиспользование субсидии в сроки, установленные соглашением;
- нарушение получателем условий, целей и порядка предоставления субсидий, установленных Порядком, а также обязательств, предусмотренных соглашением.
4.6. Возврат субсидии осуществляется в следующем порядке:
4.6.1. В случае если не достигнуты значения показателей результативности использования субсидии, установленные соглашением:
4.6.1.1. Исполнитель ОЦП в течение 10 календарных дней с момента выявления факта недостижения показателей результативности использования субсидии, установленных соглашением, направляет получателю уведомление о возврате части субсидии, рассчитанной в соответствии с подпунктом 4.6.1.2 данного пункта, с указанием банковских реквизитов для возврата субсидии.
В течение 30 календарных дней с даты получения письменного уведомления о возврате части субсидии получатель обязан осуществить ее возврат в областной бюджет.
В случае невозврата части субсидии взыскание средств с получателя субсидии производится в судебном порядке.
4.6.1.2. Объем средств, подлежащих возврату в областной бюджет (V возврата), рассчитывается по формуле:
V возврата = V субсидии х k х m/n, где:
V субсидии - размер субсидии, предоставленной получателю;
m - количество показателей результативности использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го показателя результативности использования субсидии, имеет положительное значение (больше нуля);
n - общее количество показателей результативности использования субсидии;
k - коэффициент возврата субсидии, который рассчитывается по формуле:
, где:
Di - индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го показателя результативности использования субсидии.
При расчете коэффициента возврата субсидии используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения значения i-го показателя результативности использования субсидии.
Индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го показателя результативности использования субсидии (Di), определяется по формуле:
Di = 1 - Ti / Si, где:
Ti - фактически достигнутое значение i-го показателя результативности использования субсидии;
Si - плановое значение i-го показателя результативности использования субсидии, установленное соглашением.
4.6.2. В случае полного или частичного неиспользования субсидии в сроки, установленные соглашением, неиспользованная часть субсидии подлежит возврату в областной бюджет.
Исполнитель ОЦП в течение 10 календарных дней с момента выявления неиспользованного остатка субсидии направляет получателю уведомление о возврате неиспользованной части субсидии.
В течение 30 календарных дней с даты получения письменного уведомления о возврате неиспользованной части субсидии (с указанием банковских реквизитов для возврата субсидии) получатель обязан осуществить возврат неиспользованной части субсидии в областной бюджет.
В случае невозврата неиспользованной части субсидии взыскание средств с получателя производится в судебном порядке.
4.6.3. В случае нарушения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также обязательств, предусмотренных соглашением, исполнитель ОЦП принимает решение об одностороннем отказе от заключения соглашения. Субсидия в полном объеме подлежит возврату в областной бюджет.
Исполнитель ОЦП в течение 10 календарных дней с момента выявления нарушения направляет получателю уведомление об отказе в заключении соглашения и о возврате субсидии.
В течение 30 календарных дней с даты получения уведомления об отказе в заключении соглашения и о возврате субсидии (с указанием банковских реквизитов для возврата субсидии) получатель обязан осуществить возврат субсидии в областной бюджет.
В случае невозврата субсидии в срок, предусмотренный соглашением, взыскание средств с получателя производится в судебном порядке.
4.7. В случае отсутствия нарушения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также обязательств, предусмотренных соглашением, исполнитель ОЦП признает проект реализованным. В срок, не превышающий 90 рабочих дней со дня окончания отчетного финансового года, подписывается акт о целевом использовании субсидии по форме, утверждаемой правовым актом исполнителя ОЦП.
В случае направления получателю уведомления о возврате части субсидии в порядке, предусмотренном подпунктами 4.6.1 и 4.6.2 пункта 4.6 данного раздела Порядка, срок подписания акта о целевом использовании субсидии увеличивается на 30 календарных дней.
Приложение 2
к ОЦП
Положение
о проведении конкурсов проектов социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках исполнения областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2015 - 2020 годы
1. Общие положения
1.1. Положение о проведении конкурсов проектов социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках исполнения областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2015 - 2020 годы (далее - Положение) определяет процедуру проведения конкурсов проектов социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) с целью предоставления субсидий из областного бюджета СОНКО на реализацию проектов в рамках исполнения областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2015 - 2020 годы (далее - ОЦП).
1.2. Организацию и проведение конкурсов проектов СОНКО в рамках исполнения ОЦП (далее - конкурсы) осуществляет ответственный исполнитель ОЦП - департамент общественных связей Ярославской области (далее - департамент). Решение о проведении конкурса оформляется приказом департамента.
1.3. Для целей Положения используются следующие основные понятия:
- проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение конкретных задач, соответствующих учредительным документам СОНКО;
- конкурсная комиссия - комиссия по отбору проектов СОНКО в рамках исполнения ОЦП;
- участник конкурса - СОНКО, соответствующая критериям, указанным в пункте 2.2 раздела 2 Положения, представившая заявку на участие в конкурсе (далее - заявка).
1.4. Субсидии из областного бюджета СОНКО на реализацию проектов в рамках исполнения ОЦП (далее - субсидии) предоставляются СОНКО - победителям конкурса в соответствии с Порядком определения объема, предоставления и возврата субсидий (приложение 1 к ОЦП).
1.5. Департамент устанавливает максимальный и минимальный сроки реализации проектов, максимальный размер субсидии, количество победителей по каждому направлению конкурса, общий объем средств областного бюджета, который может быть предоставлен победителям конкурса, и доводит данную информацию до сведения участников конкурса.
1.6. Объявление о проведении конкурса размещается на странице департамента на портале органов государственной власти Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в течение 5 рабочих дней с даты принятия приказа департамента о проведении конкурса.
Прием заявок осуществляется в сроки, установленные приказом департамента о проведении конкурса, и начинается не ранее дня размещения объявления о проведении конкурса в сети "Интернет".
Продолжительность срока приема заявок составляет не менее 30 календарных дней со дня размещения объявления.
Объявление о проведении конкурса должно включать в себя:
- выписку из приказа департамента о проведении конкурса;
- сроки приема заявок;
- время и место приема заявок, почтовый адрес для направления заявок;
- контактные телефоны для получения консультаций по вопросам подготовки заявок;
- объем необходимого софинансирования проекта со стороны СОНКО;
- максимальный объем запрашиваемой субсидии;
- сроки реализации проекта;
- общий объем средств областного бюджета, который может быть предоставлен победителям конкурса;
- календарный план проведения конкурса;
- время и место вскрытия конвертов с заявками;
- минимальные значения показателей результативности выполнения мероприятий проекта.
2. Требования к участникам конкурса
2.1. Участниками конкурса могут быть СОНКО, соответствующие следующим критериям:
- осуществление СОНКО видов деятельности, указанных в статье 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статье 4 Закона Ярославской области от 6 декабря 2012 г. N 56-з "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ярославской области", на территории Ярославской области;
- осуществление СОНКО видов деятельности, указанных в статье 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статье 4 Закона Ярославской области от 6 декабря 2012 г. N 56-з "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ярославской области", в качестве юридического лица не менее 1 года с момента государственной регистрации на территории Ярославской области.
2.2. К участию в конкурсе допускаются СОНКО, соответствующие критериям, указанным в пункте 2.1 данного раздела Положения, при соблюдении следующих требований:
- наличие обязательства со стороны СОНКО по финансированию не менее 10 процентов сметы расходов на реализацию проекта СОНКО за счет средств из внебюджетных источников. Средствами из внебюджетных источников считаются использованные на соответствующие цели денежные средства, иное имущество, имущественные права, а также безвозмездно полученные СОНКО товары, работы и услуги (по их стоимостной оценке), труд привлеченных СОНКО к реализации проекта добровольцев (по его стоимостной оценке исходя из среднего тарифа);
- отсутствие в течение последних 3 лет, предшествующих году объявления конкурса, нарушений обязательств СОНКО по ранее заключенным соглашениям о предоставлении субсидий из областного бюджета.
2.3. К участию в конкурсе не допускаются:
- государственные учреждения;
- муниципальные учреждения.
3. Требования к документам, представляемым для участия в конкурсе
3.1. Для участия в конкурсе необходимо представить в департамент заявку, которая должна включать следующие документы:
3.1.1. Опись прилагаемых к заявке документов.
3.1.2. Заявление об участии в конкурсе (в одном экземпляре на листах формата А4), составленное по форме, утверждаемой приказом департамента.
3.1.3. Заверенные печатью СОНКО (при наличии) и подписью уполномоченного лица СОНКО копии:
- устава СОНКО;
- свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации;
- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
3.1.4. Проект (в одном экземпляре на листах формата А4), составленный по форме, утверждаемой приказом департамента.
3.1.5. Смета расходов на реализацию проекта (в одном экземпляре на листах формата А4), заполненная по форме, утверждаемой приказом департамента.
3.1.6. Пояснительная записка к смете расходов на реализацию проекта, содержащая экономическое обоснование затрат (детализированный расчет затрат) с указанием цен и пояснением расчетов. Обоснование и расчет представляются по каждой статье сметы расходов на реализацию проекта.
3.1.7. Электронный носитель с экземплярами заявления об участии в конкурсе, проекта, сметы расходов на реализацию проекта, пояснительной записки к смете расходов на реализацию проекта в электронном виде, идентичными оригиналу на бумажном носителе (в форматах "doc", "docx", "xls", "xlsx").
3.1.8. Согласие на обработку содержащихся в заявке персональных данных физических лиц.
3.1.9. Заверенная печатью СОНКО (при наличии) и подписью уполномоченного лица СОНКО копия решения исполнительного органа СОНКО об ее участии в конкурсе.
3.1.10. Согласие на размещение исполнителем ОЦП в открытом доступе в сети "Интернет" сведений об участнике конкурса (без указания персональных данных).
3.1.11. Информационное письмо СОНКО об отсутствии ограничений прав СОНКО на распоряжение денежными средствами, находящимися на ее счете (счетах).
3.1.12. Заверенная печатью СОНКО (при наличии) и подписью уполномоченного лица СОНКО копия бухгалтерского баланса с приложениями за предыдущий финансовый год с отметкой налогового органа об их принятии или подтверждением направления документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или копия без отметки налогового органа с приложением копии квитанции об отправке заказного письма с описью вложения.
3.1.13. Информационное письмо СОНКО, подтверждающее, что СОНКО не находится в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, не имеет ограничений на осуществление хозяйственной деятельности, не имеет задолженности по налогам, сборам, страховым взносам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды.
3.1.14. Копии документов, подтверждающих полномочия руководителя и главного бухгалтера СОНКО.
3.1.15. Рекомендации и письма (при наличии - их копии в электронном виде) в поддержку проекта или участника конкурса, подтверждающие наличие у участника конкурса квалификации и опыта осуществления деятельности, предполагаемой проектом (при наличии).
3.2. Соблюдение участником конкурса указанных в пункте 3.1 данного раздела Положения требований означает, что все документы, входящие в состав заявки, поданы от имени СОНКО, а также подтверждает подлинность и достоверность сведений, содержащихся в документах.
3.3. Заявка может быть отозвана до окончания срока приема заявок путем направления в департамент соответствующего решения исполнительного органа СОНКО.
Документы и материалы, представленные участниками конкурса, не возвращаются и не рецензируются.
3.4. Участник конкурса вправе направить одну заявку в рамках одного приема заявок на объявленный конкурс.
3.5. Заявка запечатывается в конверт с надписью "Заявка на участие в конкурсе проектов СОНКО в рамках исполнения областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2015 - 2020 годы" (с указанием наименования конкурса, наименования СОНКО, направившей заявку, и наименования проекта, направленного на участие в конкурсе).
3.6. Прием заявок осуществляется в сроки, установленные объявлением о проведении конкурса. Заявка представляется в департамент непосредственно или направляется почтовым отправлением.
3.7. Заявки, поступившие в департамент в течение срока приема заявок, регистрируются в журнале учета заявок в день их поступления. При регистрации заявки в журнале учета заявок и на конверте с заявкой указываются время поступления заявки и ее порядковый номер.
3.8. Заявка, поступившая в департамент после окончания срока приема заявок, не регистрируется и не рассматривается.
3.9. СОНКО несет ответственность за достоверность представляемых сведений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.10. В течение срока приема заявок внесение изменений в заявку допускается только путем представления для включения в ее состав дополнительной информации (в том числе документов) на условиях, определенных пунктами 3.5, 3.6 данного раздела Положения.
4. Порядок проведения конкурса
4.1. Департамент в течение срока приема заявок организует устное консультирование по вопросам подготовки заявок. Консультации предоставляются в момент обращения.
4.2. Конкурсная комиссия организует свою работу в соответствии с Положением о комиссии по отбору проектов СОНКО в рамках исполнения ОЦП, утверждаемым постановлением Правительства области.
4.3. Конкурсная комиссия в срок не более 10 рабочих дней со дня окончания срока приема заявок вскрывает конверты с зарегистрированными заявками и рассматривает представленные в них документы.
Представители участников конкурса вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками.
4.4. По итогам рассмотрения документов конкурсная комиссия принимает решение о допуске либо отказе в допуске заявок к участию в конкурсе.
В случае отсутствия в заявке документов, указанных в подпунктах 3.1.6 - 3.1.15 пункта 3.1 раздела 3 Положения, департамент не позднее рабочего дня, следующего за днем вскрытия конверта с заявкой, направляет участнику конкурса, представившему заявку, запрос о представлении недостающих документов, указанных в подпунктах 3.1.6 - 3.1.15 пункта 3.1 раздела 3 Положения. Участник конкурса на основании запроса департамента о представлении недостающих документов, указанных в подпунктах 3.1.6 - 3.1.15 пункта 3.1 раздела 3 Положения, должен представить отсутствующие в заявке документы в течение 3 рабочих дней с момента получения такого запроса.
4.5. Основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются:
- несоответствие СОНКО критериям, указанным в пункте 2.1 раздела 2 Положения;
- несоблюдение СОНКО требований, указанных в пункте 2.2 раздела 2 Положения;
- представление участником конкурса более чем одной заявки в рамках одного приема заявок на объявленный конкурс;
- отсутствие в составе заявки документов, предусмотренных подпунктами 3.1.2 - 3.1.5 пункта 3.1 раздела 3 Положения;
- непредставление (в случае отсутствия в составе заявки) документов, предусмотренных подпунктами 3.1.6 - 3.1.15 пункта 3.1 раздела 3 Положения, в срок, указанный в пункте 4.4 данного раздела Положения;
- несоответствие документов, предусмотренных подпунктами 3.1.2, 3.1.4, 3.1.5 пункта 3.1 раздела 3 Положения, установленной форме;
- несоответствие представленного на конкурс проекта уставным целям СОНКО;
- несоответствие сроков реализации проекта, объема субсидии, испрашиваемого в заявке, минимальных значений показателей результативности выполнения мероприятий проекта условиям конкурса, устанавливаемым приказом департамента;
- отсутствие в смете расходов на реализацию проекта информации о наличии обязательств со стороны участника конкурса по софинансированию проекта, а также информации об объемах софинансирования проекта из внебюджетных источников в размере не менее 10 процентов сметы расходов на реализацию проекта в соответствии с абзацем вторым пункта 2.2 раздела 2 Положения;
- противоречивый характер информации, представленной в проекте, в смете расходов на реализацию проекта, что не позволяет определить сроки или длительность реализации проекта;
- представление участником конкурса в составе заявки недостоверной информации.
4.6. Конкурс признается несостоявшимся в следующих случаях:
- не поступило ни одной заявки;
- в конкурсе участвовала одна СОНКО, но представленный ею проект не набрал необходимого количества баллов, указанного в пункте 4.12 данного раздела Положения;
- ни одна СОНКО не была допущена к участию в конкурсе;
- ни один из проектов, участвующих в конкурсе, не получил минимального количества баллов, установленного пунктом 4.11 данного раздела Положения.
Признание конкурса несостоявшимся оформляется приказом департамента, который принимается в течение 2 рабочих дней с даты выявления конкурсной комиссией случаев, определенных абзацами вторым - четвертым настоящего пункта.
В случае признания конкурса несостоявшимся департамент объявляет новый конкурс в соответствии с Положением в срок не более 2 месяцев со дня признания конкурса несостоявшимся, но не позднее 01 октября текущего финансового года.
4.7. Результаты рассмотрения заявок в течение 5 рабочих дней со дня проведения заседания конкурсной комиссии оформляются протоколом заседания конкурсной комиссии, в котором указывается список участников конкурса, проекты которых подлежат дальнейшему рассмотрению.
4.8. Проекты, представленные СОНКО в составе заявок, оцениваются членами конкурсной комиссии в срок не более 30 рабочих дней с даты окончания срока приема заявок. Распределение проектов для их оценки между членами конкурсной комиссии осуществляется методом случайной жеребьевки, проводимой на заседании конкурсной комиссии.
4.9. Оценка проектов проводится конкурсной комиссией по следующим критериям:
4.9.1. Соответствие целей и задач проекта уставным целям СОНКО (максимальная оценка - 4 балла):
- цели и задачи проекта полностью соответствуют уставным целям СОНКО - 4 балла;
- цели и задачи проекта частично соответствуют уставным целям СОНКО - 1 балл;
- цели и задачи проекта не соответствуют уставным целям СОНКО - 0 баллов.
4.9.2. Эффективность проекта (максимальная оценка - 6 баллов):
- проект полностью соответствует поставленным целям и задачам - 6 баллов;
- проект частично соответствует поставленным целям и задачам - 3 балла;
- проект минимально соответствует поставленным целям и задачам - 1 балл;
- проект не соответствует поставленным целям и задачам - 0 баллов.
4.9.3. Значимость проекта в рамках приоритетных направлений, предусмотренных мероприятиями ОЦП (максимальная оценка - 8 баллов):
- проект имеет высокую значимость в рамках приоритетных направлений, полностью соответствует цели и задачам ОЦП - 8 баллов;
- проект имеет среднюю значимость в рамках приоритетных направлений, частично соответствует цели и задачам ОЦП - 3 балла;
- проект имеет низкую значимость в рамках приоритетных направлений, мало соответствует цели и задачам ОЦП - 1 балл;
- проект не значим в рамках приоритетных направлений, не соответствует цели и задачам ОЦП - 0 баллов.
4.9.4. Соответствие задач проекта его целям (максимальная оценка - 4 балла):
- задачи проекта полностью соответствуют его целям - 4 балла;
- задачи проекта частично соответствуют его целям - 1 балл;
- задачи проекта не соответствуют его целям - 0 баллов.
4.9.5. Наличие у СОНКО материально-технической, кадровой и финансовой базы (максимальная оценка - 6 баллов):
- СОНКО обладает достаточной материально-технической, кадровой и финансовой базой (наличие офиса, офисной, в том числе компьютерной, техники, транспорта, штатной единицы бухгалтера) - 6 баллов;
- СОНКО частично обладает материально-технической, кадровой и финансовой базой (наличие офиса, офисной, в том числе компьютерной, техники) - 3 балла;
- СОНКО обладает недостаточной материально-технической, кадровой и финансовой базой (наличие офиса) - 1 балл;
- СОНКО не обладает материально-технической, кадровой и финансовой базой - 0 баллов.
4.9.6. Доступность и открытость информации о деятельности СОНКО (максимальная оценка - 4 балла):
- наличие собственного сайта (собственной страницы) в сети "Интернет" или информации, размещаемой на сайтах третьих лиц в сети "Интернет", и информации о деятельности СОНКО, размещенной в средствах массовой информации, - 4 балла;
- отсутствие собственного сайта (собственной страницы) в сети "Интернет" или информации, размещаемой на сайтах третьих лиц в сети "Интернет", и информации о деятельности СОНКО, размещенной в средствах массовой информации, - 0 баллов.
4.9.7. Участие СОНКО в подготовке и проведении мероприятий, направленных на гармонизацию межнациональных отношений на территории Ярославской области (максимальная оценка - 8 баллов):
- участие в подготовке и проведении мероприятий, направленных на гармонизацию межнациональных отношений на территории Ярославской области, - 4 балла;
- отсутствие опыта участия в подготовке и проведении мероприятий, направленных на гармонизацию межнациональных отношений на территории Ярославской области, - 0 баллов;
- наличие у участника конкурса опыта проведения мероприятий, направленных на гармонизацию межнациональных отношений на территории Ярославской области, с использованием субсидий, предоставляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований области, - 4 балла;
- отсутствие у участника конкурса опыта проведения мероприятий, направленных на гармонизацию межнациональных отношений на территории Ярославской области, с использованием субсидий, предоставляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований области, - 0 баллов.
4.10. Конкурсная комиссия определяет итоговый общий балл для каждого из проектов, суммируя набранные баллы по каждому из критериев, и составляет рейтинг проектов в соответствии с полученными общими баллами.
4.11. Минимальное количество баллов, при котором проект СОНКО признается победителем конкурса, составляет 70 процентов от максимально возможного количества баллов.
4.12. В случае если на конкурс подана одна заявка, отвечающая требованиям, установленным Положением, оценка проекта, содержащегося в указанной заявке, осуществляется не менее чем тремя членами конкурсной комиссии, выбранными методом случайной жеребьевки. СОНКО, подавшая заявку, получившая в сумме не менее 70 процентов от максимально возможного количества баллов, признается победителем конкурса. В случае если сумма баллов оценки проекта составила меньше 70 процентов от максимально возможного количества баллов, конкурс признается несостоявшимся.
4.13. В случае если два и более проекта набрали одинаковый общий балл оценки, в заседании конкурсной комиссии объявляется перерыв на срок не более 2 рабочих дней. Участники конкурса, набравшие одинаковый общий балл, приглашаются на заседание конкурсной комиссии для проведения презентации проекта с целью выявления среди них победителя.
На презентацию проекта отводится не более 15 минут. По итогам презентации конкурсная комиссия осуществляет голосование, в ходе которого каждый член конкурсной комиссии отдает свой голос за один из представленных на презентацию проектов.
Более высокое место в рейтинге проектов (среди проектов, набравших одинаковое количество баллов) присваивается проекту, набравшему большее количество голосов членов конкурсной комиссии. При равенстве голосов членов конкурсной комиссии более высокое место в рейтинге проектов присваивается проекту, за который отдал свой голос председательствующий на заседании конкурсной комиссии.
4.14. В течение 40 рабочих дней с даты окончания срока приема заявок конкурсная комиссия в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на реализацию конкурса в текущем финансовом году, формирует список СОНКО - победителей конкурса.
Решение конкурсной комиссии с указанием списка победителей конкурса, наименований проектов - победителей конкурса и предложений по размерам предоставляемых субсидий оформляется протоколом в течение 5 рабочих дней с даты проведения заседания конкурсной комиссии, на котором было принято такое решение, и направляется в департамент.
4.15. Департамент не направляет персонального уведомления СОНКО, не допущенным к участию в конкурсе, и уведомления участникам конкурса о результатах рассмотрения поданных ими заявок.
4.16. Выписка из протокола с решением конкурсной комиссии по итогам конкурса размещается на странице департамента на портале органов государственной власти Ярославской области в сети "Интернет" в срок не позднее 5 рабочих дней со дня подписания протокола членами конкурсной комиссии.
4.17. Отказ департамента от проведения конкурса допускается не позднее чем за 10 календарных дней до окончания срока подачи заявок и оформляется приказом департамента.
Уведомление об отказе от проведения конкурса размещается на странице департамента на портале органов государственной власти Ярославской области в сети "Интернет" в день принятия соответствующего приказа департамента.
Заявки, поступившие к этому моменту в департамент, не возвращаются участникам конкурса.
4.18. Департамент обеспечивает сохранность заявок в течение 3 лет с момента завершения конкурса.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Ярославской области от 9 февраля 2018 г. N 72-п "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.