Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению мэрии
от 22.08.2018 N 1088
Административный регламент
предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка без проведения торгов
1. Общие положения
1.1. Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка без проведения торгов (далее - административный регламент) разработан в целях оптимизации (повышения качества) предоставления муниципальной услуги и доступности ее результата, определяет порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка без проведения торгов (далее - муниципальная услуга).
Административный регламент также определяет особенности предоставления муниципальной услуги через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Административный регламент распространяется на общественные отношения, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в собственности города Ярославля, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Ярославля.
1.2. Заявителями при предоставлении муниципальной услуги являются физические или юридические лица, имеющие право на приобретение земельных участков без проведения торгов, (далее - заявитель).
В случае если заявителем является юридическое лицо, от имени заявителя с заявлением о предоставлении муниципальной услуги вправе обращаться лицо, уполномоченное на обращение с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица либо полномочия которого подтверждаются доверенностью от имени юридического лица за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
От имени физического лица с заявлением о предоставлении муниципальной услуги может обратиться уполномоченный представитель заявителя, полномочия которого удостоверены нотариально или иным приравненным к нотариальному способом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
1.3. Организации, предоставляющие муниципальную услугу.
1.3.1. Структурным подразделением мэрии города Ярославля, непосредственно предоставляющим муниципальную услугу, является департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля (далее - департамент).
Место нахождения департамента: город Ярославль, Революционный проезд, д. 6.
Почтовый адрес департамента: Революционный проезд, д. 6, город Ярославль, 150999.
Адрес электронной почты департамента: dazo@city-yar.ru.
График работы департамента: согласно утвержденному режиму работы департамента.
Прием по вопросам предоставления муниципальной услуги ведется департаментом по адресу: город Ярославль, Революционный проезд, д. 6, каб. 108, согласно утвержденному режиму работы департамента.
Справочные телефоны департамента:
- приемная: (4852) 40-36-61;
- по вопросам предоставления муниципальной услуги и о ходе предоставления муниципальной услуги: (4852) 40-37-04 - начальник отдела управления муниципальными землями управления земельных ресурсов департамента (далее - начальник отдела управления муниципальными землями); (4852) 40-37-26, (4852) 40-37-24, (4852) 40-37-28, (4852) 40-37-38 - работники отдела управления муниципальными землями управления земельных ресурсов департамента (далее - работники отдела управления муниципальными землями).
1.3.2. В предоставлении муниципальной услуги в части заключения договора аренды земельного участка участвует муниципальное казенное учреждение "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля" (далее - агентство).
Место нахождения агентства: город Ярославль, улица Комсомольская, д. 4б.
Почтовый адрес агентства: улица Комсомольская, д. 4б, город Ярославль, 150999.
Адрес электронной почты агентства: agentstvo@city-yar.ru.
Справочные телефоны агентства - приемная: (4852) 40-35-02.
1.3.3. Муниципальная услуга может быть предоставлена по принципу "одного окна" через государственное автономное учреждение Ярославской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - МФЦ).
Место нахождения МФЦ: город Ярославль, проспект Ленина, д. 14а.
Почтовый адрес МФЦ: проспект Ленина, д. 14а, город Ярославль, 150003.
Место нахождения филиалов МФЦ в городе Ярославле: проспект Авиаторов, д. 94; проспект Ленина, д. 14а; улица Панина, д. 38; улица Ползунова, д. 15; улица Свердлова, д. 94. Место нахождения обособленного структурного подразделения МФЦ в городе Ярославле: улица Комарова, д. 6.
График работы МФЦ и филиалов МФЦ: понедельник, среда, четверг, пятница, суббота с 8.00 до 18.00; вторник с 10.00 до 20.00, воскресенье - выходной день.
График работы обособленного структурного подразделения МФЦ: вторник, четверг - с 9.00 до 20.00; среда, пятница - с 9.00 до 18.00; суббота - с 10.00 до 14.00; воскресенье, понедельник - выходные дни.
Адрес портала МФЦ: http://mfc76.ru.
Адрес электронной почты МФЦ: mfc@mfc76.ru.
Информацию о месте нахождения, графике работы и телефонах территориальных обособленных структурных подразделений (филиалов) МФЦ можно получить по телефонам справочной и консультационной службы МФЦ: (4852) 49-09-09, 8-800-100-76-09, и на портале МФЦ.
1.4. Информация о предоставлении муниципальной услуги размещается на официальном портале города Ярославля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный портал города): http://city-yaroslavl.ru, в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал): http://www.gosuslugi.ru, на портале МФЦ: http://mfc76.ru, на информационных стендах департамента и МФЦ.
1.5. Предоставление информации заявителям по вопросам предоставления муниципальной услуги, в том числе о ходе предоставления муниципальной услуги, производится начальником и работниками отдела управления муниципальными землями.
Консультации предоставляются в устной форме при личном обращении, посредством телефонной связи либо с использованием электронного информирования.
При консультировании заявителю дается точный и исчерпывающий ответ на поставленные вопросы.
Если ответ на поставленный вопрос не может быть дан работником самостоятельно или подготовка ответа требует времени, заявителю должно быть предложено направить письменное обращение либо назначено другое время для получения информации.
Консультирование в устной форме при личном обращении осуществляется в пределах 15 минут.
Обращение по телефону допускается в течение установленного рабочего времени.
Консультирование по телефону осуществляется в пределах пяти минут. При консультировании по телефону работник должен назвать свою фамилию, имя, отчество, должность, а затем в вежливой форме дать точный и понятный ответ на поставленные вопросы.
При консультировании по электронной почте ответ на обращение по вопросам предоставления муниципальной услуги направляется на электронный адрес заявителя в срок, не превышающий 14 дней со дня регистрации обращения.
Информацию о порядке предоставления муниципальной услуги и о ходе ее предоставления можно получить в МФЦ, в том числе через портал МФЦ.
Заявителю обеспечивается возможность осуществить запись на прием в МФЦ посредством телефонной связи с региональным центром телефонного обслуживания и портала МФЦ для подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги, выбрав удобные для заявителя дату и время приема в пределах установленного в МФЦ графика приема заявителей.
2. Стандарт предоставления муниципальной услуги
2.1. Наименование муниципальной услуги: предоставление земельного участка без проведения торгов.
Муниципальная услуга может быть следующих видов:
1) предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
В рамках данного вида муниципальной услуги заявителю предоставляется земельный участок в собственность бесплатно в случаях, установленных статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно гражданам, имеющим право на бесплатное получение в собственность земельных участков в соответствии с частями 2 - 4 статьи 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 22-з "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", а также предоставления садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям в собственность земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставление которых осуществляется в соответствии с административными регламентами предоставления соответствующих муниципальных услуг;
2) предоставление земельного участка в собственность за плату.
В рамках данного вида муниципальной услуги заявителю предоставляется земельный участок в собственность за плату в случаях, установленных пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации;
3) предоставление земельного участка в аренду.
В рамках данного вида муниципальной услуги заявителю предоставляется земельный участок в аренду в случаях, установленных пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации;
4) предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
В рамках данного вида муниципальной услуги земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с пунктом 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации;
5) предоставление земельного участка в безвозмездное пользование.
В рамках данного вида муниципальной услуги заявителю предоставляется земельный участок в безвозмездное пользование в случаях, установленных пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
2.2. Наименование органов, предоставляющих муниципальную услугу, - департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, муниципальное казенное учреждение "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля".
Для предоставления муниципальной услуги заявитель вправе по своему выбору обратиться в департамент или МФЦ. В случае обращения заявителя с запросом в МФЦ выдача результата предоставления муниципальной услуги по желанию заявителя может осуществляться через МФЦ.
2.3. Для предоставления муниципальной услуги запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами городского самоуправления муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, утвержденный решением муниципалитета города Ярославля от 07.07.2011 N 502.
2.4. Результатом предоставления муниципальной услуги является:
1) постановление мэрии города Ярославля о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (далее - постановление о предоставлении в собственность), при предоставлении земельного участка в собственность бесплатно;
2) проект договора купли-продажи земельного участка (далее - проект договора купли-продажи), при предоставлении земельного участка в собственность за плату;
3) проект договора аренды земельного участка (далее - проект договора аренды), при предоставлении земельного участка в аренду;
4) постановление мэрии города Ярославля о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование (далее - постановление о предоставлении в пользование), при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
5) проект договора безвозмездного пользования земельным участком (далее - проект договора безвозмездного пользования), при предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование;
6) приказ директора департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля об отказе в предоставлении земельного участка (далее - приказ об отказе).
2.5. Срок предоставления муниципальной услуги со дня регистрации в департаменте заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов составляет 30 дней, в том числе срок направления (выдачи) заявителю документов, являющихся результатом предоставления муниципальной услуги, - 2 дня.
При подаче заявления через МФЦ срок предоставления муниципальной услуги исчисляется со дня регистрации заявления заявителя в департаменте.
Комплект документов, представленный заявителем в МФЦ, передается в департамент в срок не более 2 рабочих дней со дня приема документов от заявителя.
В случае указания заявителем на способ выдачи результата предоставления муниципальной услуги через МФЦ выдача результата предоставления муниципальной услуги осуществляется МФЦ в срок не более 2 рабочих дней с момента уведомления департаментом о готовности результатов предоставления муниципальной услуги. Срок передачи документов из департамента в МФЦ не входит в срок предоставления муниципальной услуги, указанный в абзаце первом настоящего пункта.
Срок исправления ошибок и опечаток в документах, являющихся результатом предоставления муниципальной услуги, составляет 5 рабочих дней со дня регистрации в департаменте соответствующего заявления заявителя.
2.6. Приостановление предоставления муниципальной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
2.7. Правовые основания для предоставления муниципальной услуги:
- Земельный кодекс Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";
- Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
- приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" (официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 28.02.2015);
- Закон Ярославской области от 27.04.2007 N 22-з "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" ("Губернские вести", 03.05.2007, N 29);
- Закон Ярославской области от 08.04.2015 N 14-з "Об отдельных вопросах предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" ("Документ-Регион", 14.04.2015, N 29);
- Закон Ярославской области от 18.12.2015 N 100-з "Об отдельных вопросах реализации полномочий органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности" ("Документ-Регион", 22.12.2015, N 106-а).
2.8. Перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
2.8.1. Документы, предоставляемые заявителем самостоятельно:
1) заявление установленной формы (приложение 1 к административному регламенту), которое может быть полностью рукописным, полностью изготовленным с использованием компьютерной техники, изготовленным с использованием распечатанного с Единого портала либо официального портала города и заполненным рукописно бланка заявления (далее - заявление);
2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
3) копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, а также копия документа, удостоверяющего личность представителя заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя;
4) копия документа, удостоверяющего (устанавливающего) права заявителя на здание, сооружение, объект незавершенного строительства либо на помещения в зданиях, сооружениях, расположенных на испрашиваемом земельном участке, если право на такое здание, сооружение, объект незавершенного строительства либо помещение не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в случае, если на испрашиваемом земельном участке расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
5) копия документа, удостоверяющего (устанавливающего) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок);
6) сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, принадлежащих на соответствующем праве заявителю, в случае, если на испрашиваемом земельном участке расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (приложение 2 к административному регламенту);
7) договор о комплексном освоении территории, если земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории либо для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, запрашивает лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории, либо член некоммерческой организации, созданной гражданами, которой предоставлен земельный участок для комплексного освоения в целях индивидуального жилищного строительства;
8) документ, подтверждающий членство заявителя в некоммерческой организации, если земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, запрашивает член некоммерческой организации, созданной гражданами, которой предоставлен земельный участок для комплексного освоения в целях индивидуального жилищного строительства;
9) решение органа некоммерческой организации о распределении испрашиваемого земельного участка заявителю, если земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, запрашивает член некоммерческой организации, созданной гражданами, которой предоставлен земельный участок для комплексного освоения в целях индивидуального жилищного строительства;
10) решение органа некоммерческой организации о приобретении земельного участка, если земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, запрашивает некоммерческая организация, созданная гражданами, которой предоставлен земельный участок для комплексного освоения в целях индивидуального жилищного строительства;
11) договор о развитии застроенной территории, если земельный участок, образованный в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, запрашивает лицо, с которым заключен такой договор;
12) договор об освоении (комплексном освоении) территории в целях строительства жилья экономического класса, если земельный участок, предназначенный для освоения (комплексного освоения) территории в целях строительства жилья экономического класса, запрашивает юридическое лицо, с которым заключен договор об освоении (комплексном освоении) территории в целях строительства жилья экономического класса;
13) договор о комплексном развитии территории, если земельный участок, предназначенный для комплексного развития территории и строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, запрашивает юридическое лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории;
14) договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, если земельный участок, предназначенный для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, запрашивает лицо, заключившее договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования;
15) решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое иным уполномоченным органом, если заявителем является гражданин, которому предварительно согласовано предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства;
16) соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, если заявителем является крестьянское (фермерское) хозяйство;
17) договор найма служебного жилого помещения, если земельный участок, на котором находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, запрашивает гражданин, которому предоставлено служебное жилое помещение в виде жилого дома;
18) договор, соглашение или иной документ, предусматривающий выполнение международных обязательств, если земельный участок предназначен для выполнения международных обязательств Российской Федерации;
19) выданный уполномоченным органом документ, подтверждающий принадлежность заявителя к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков, если с заявлением обращается гражданин, имеющий право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами Ярославской области;
20) соглашение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд или решение суда, на основании которого земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, если земельный участок будет предоставляться заявителю в аренду взамен земельного участка, предоставленного на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд, либо если земельный участок будет предоставляться заявителю в безвозмездное пользование взамен земельного участка, предоставленного в безвозмездное пользование и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
21) концессионное соглашение, соглашение о государственно-частном партнерстве либо соглашение о муниципально-частном партнерстве, если земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве, запрашивает лицо, с которым заключено такое соглашение;
22) специальный инвестиционный контракт, если земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной специальным инвестиционным контрактом, запрашивает лицо, с которым заключен такой контракт;
23) документы, подтверждающие право заявителя на предоставление земельного участка в соответствии с целями использования земельного участка, если земельный участок, необходимый для осуществления своих полномочий и деятельности, запрашивает орган государственной власти, орган местного самоуправления, государственное или муниципальное учреждение (бюджетное, казенное, автономное), казенное предприятие, центр исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий;
24) гражданско-правовые договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета Ярославской области или средств местного бюджета, если земельный участок, предназначенный для строительства или реконструкции объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета Ярославской области или средств местного бюджета, запрашивает лицо, с которым заключен такой договор;
25) государственный контракт, если земельный участок, необходимый для выполнения работ или оказания услуг, предусмотренных государственным контрактом, запрашивается лицом, с которым заключен такой контракт;
26) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае если заявителем является иностранное юридическое лицо.
2.8.2. Документы (сведения), подлежащие предоставлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия:
1) выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке; о зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства либо о помещениях в зданиях, сооружениях, расположенных на испрашиваемом земельном участке);
2) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о юридическом лице, являющемся заявителем;
3) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем;
4) указ или распоряжение Президента Российской Федерации, если земельный участок запрашивает юридическое лицо в соответствии с таким указом или распоряжением;
5) распоряжение Правительства Российской Федерации, если земельный участок, предназначенный для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, запрашивает юридическое лицо в соответствии с таким распоряжением;
6) Закон Ярославской области о создании некоммерческой организации, если земельный участок, предназначенный для жилищного строительства, запрашивает некоммерческая организация, предусмотренная Законом Ярославской области и созданная Ярославской областью в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан;
7) распоряжение Губернатора Ярославской области, если земельный участок, предназначенный для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, запрашивает юридическое лицо в соответствии с таким распоряжением;
8) выписка из документа территориального планирования или выписка из документации по планировке территории, подтверждающая отнесение объекта к объектам регионального или местного значения, если земельный участок, предназначенный для размещения объектов регионального или местного значения, запрашивает юридическое лицо;
9) утвержденный проект планировки и утвержденный проект межевания территории, если испрашиваемый земельный участок образован в соответствии с такими проектами.
2.8.3. При подаче заявления и документов заявитель предоставляет вместе с копиями документов их оригиналы. Заявитель вправе представить все документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги, самостоятельно.
Заявление и документы могут быть представлены в департамент или МФЦ заявителем лично или через представителя. В департамент заявление и документы также могут быть направлены по почте. В случае направления документов по почте заявитель предоставляет нотариально заверенные копии документов, указанных в пункте 2.8 административного регламента (за исключением документа, удостоверяющего личность, который направляется в копии).
В случае если указанные в подпункте 2.8.2 пункта 2.8 административного регламента документы, предоставляемые посредством межведомственного информационного взаимодействия, не представлены заявителем самостоятельно, такие документы при их необходимости запрашиваются департаментом самостоятельно.
Перечень документов, указанный в пункте 2.8 административного регламента, необходимых для предоставления муниципальной услуги, является исчерпывающим. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если такие документы направлялись в департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
2.9. Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги:
1) оформление доверенности;
2) проведение кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка и его постановка на государственный кадастровый учет.
2.10. Перечень оснований для отказа в приеме заявления и прилагаемых к нему документов:
1) ненадлежащее оформление заявления (отсутствие сведений, предусмотренных в установленной форме заявления);
2) отсутствие у лица полномочий на подачу заявления;
3) несоответствие прилагаемых к заявлению документов перечню документов, указанному в заявлении.
Перечень оснований для отказа в приеме заявления и прилагаемых к нему документов является исчерпывающим.
2.11. Основания для возврата заявления и прилагаемых к нему документов заявителю:
1) в заявлении отсутствуют сведения, необходимые и достаточные для предоставления муниципальной услуги, либо указаны недостоверные сведения;
2) заявление направлено в орган местного самоуправления, который не вправе распоряжаться испрашиваемым земельным участком;
3) к заявлению не приложены документы, предусмотренные подпунктом 2.8.1 пункта 2.8 административного регламента, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.
Возврат заявления и прилагаемых к нему документов осуществляется с уведомлением, в котором указываются причины возврата.
2.12. Основания для отказа в предоставлении земельного участка:
1) с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
2) указанный в заявлении земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением обратился обладатель данных прав;
3) указанный в заявлении земельный участок предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства или комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой некоммерческой организации либо этой некоммерческой организации, если земельный участок относится к имуществу общего пользования;
4) на указанном в заявлении земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, в соответствии с ранее выданным разрешением на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
5) на указанном в заявлении земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
6) указанный в заявлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении;
7) указанный в заявлении земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если в заявлении указаны следующие виды права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок: в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;
8) указанный в заявлении земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
9) указанный в заявлении земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;
10) указанный в заявлении земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;
11) указанный в заявлении земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в установленном порядке;
12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении, поступило заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона;
13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении, опубликовано и размещено в установленном порядке извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае если подано заявление гражданами или юридическими лицами для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий, сооружений;
16) указанный в заявлении земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
17) указанный в заявлении земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;
18) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
19) в отношении земельного участка, указанного в заявлении, не установлен вид разрешенного использования;
20) указанный в заявлении земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
21) в отношении земельного участка, указанного в заявлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное, не указанное в этом решении, лицо;
22) указанный в заявлении земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
23) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
24) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;
25) принятие в отношении земельного участка правового акта уполномоченного органа о формировании из него земельных участков в целях бесплатного предоставления в собственность граждан в соответствии с частями 2 и 3 статьи 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 22-з "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности";
26) включение земельного участка в соответствии с частью 4 статьи 2.1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 22-з "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан;
27) нахождение в производстве суда дела, связанного с оспариванием границ, площади или разрешенного использования земельного участка, прав на земельный участок и (или) расположенные на нем здания, сооружения, до вступления в законную силу решения суда, иного судебного акта, которым прекращается производство по данному делу;
28) смерть заявителя - физического лица, прекращение деятельности заявителя - индивидуального предпринимателя, ликвидация заявителя - юридического лица.
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов является исчерпывающим.
2.13. Особенности предоставления муниципальной услуги.
2.13.1. Муниципальная услуга не распространяется на предоставление садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям в собственность земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", которое выделено в отдельную муниципальную услугу.
2.13.2. Муниципальная услуга не распространяется на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно гражданам, имеющим право на бесплатное получение в собственность земельных участков в соответствии с частями 2 - 4 статьи 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 22-з "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", которое выделено в отдельную муниципальную услугу.
2.13.3. Муниципальная услуга не распространяется на предоставление лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, которое выделено в отдельную муниципальную услугу.
2.13.4. В случае предоставления в собственность или в аренду земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридического лица, указанному юридическому лицу заявление должно быть подано одновременно с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
2.13.5 Предоставление муниципальной услуги может быть прекращено по обращению заявителя.
2.14. Предоставление муниципальной услуги осуществляется без взимания платы.
2.15. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления 15 минут. Максимальный срок ожидания в очереди при получении результата предоставления муниципальной услуги 15 минут.
2.16. Места предоставления муниципальной услуги (места информирования, ожидания и приема заявителей) располагаются в здании департамента, в МФЦ.
В местах предоставления муниципальной услуги предусматривается возможность доступа к местам общественного пользования (туалетам).
Места информирования, предназначенные для ознакомления граждан с информационными материалами, оборудуются информационными стендами, письменными столами (стойками) и стульями.
Информационные стенды должны содержать примерные образцы заполнения документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а также текст административного регламента, извлечения из нормативных правовых актов, регулирующих предоставление муниципальной услуги, справочные телефоны, график приема, адреса мест предоставления муниципальной услуги, адреса электронной почты департамента, официального портала города, Единого портала, информацию об адресах и режимах работы МФЦ в городе Ярославле, перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги.
Места ожидания должны иметь условия, удобные для граждан. Места приема оборудуются стульями и должны соответствовать установленным санитарным, противопожарным и иным нормам и правилам.
Места предоставления муниципальной услуги должны обеспечивать возможность реализации прав инвалидов на получение муниципальной услуги. В местах предоставления муниципальной услуги предусматривается возможность доступа инвалидов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
2.17. Показателями доступности и качества муниципальной услуги являются соблюдение сроков ее предоставления, отсутствие обоснованных жалоб со стороны заявителей, возможность получения муниципальной услуги через МФЦ.
2.18. Особенности предоставления муниципальной услуги в электронной форме не предусмотрены.
3. Административные процедуры
3.1. Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
- прием, первичная проверка и регистрация заявления - 1 день;
- рассмотрение, проверка заявления и прилагаемых к нему документов, направление и получение межведомственных запросов, подготовка проекта документа, являющегося результатом предоставления муниципальной услуги, - 27 дней;
- регистрация и выдача (направление) заявителю документа, являющегося результатом предоставления муниципальной услуги, - 2 дня.
Последовательность административных процедур предоставления муниципальной услуги приведена в блок-схеме (приложение 3 к административному регламенту).
3.2. Прием, первичная проверка и регистрация заявления.
Основанием для начала административной процедуры является поступление в департамент заявления с прилагаемыми к нему документами, предусмотренными пунктом 2.8 административного регламента.
В случае подачи заявления и документов через МФЦ основанием для начала административной процедуры является поступление в департамент заявления и прилагаемых к нему документов из МФЦ.
Ответственным за выполнение административной процедуры является работник общего отдела департамента (далее - работник общего отдела).
Работник общего отдела:
- устанавливает личность заявителя, в том числе проверяет документы, удостоверяющие личность заявителя, либо полномочия представителя заявителя;
- проводит первичную проверку предоставленных документов (проверяет надлежащее оформление заявления (наличие сведений о заявителе, подписи заявителя на заявлении), соответствие прилагаемых к заявлению документов перечню документов, указанному в заявлении);
- сверяет копии представленных документов с оригиналами, выполняет на копиях надпись об их соответствии подлинным экземплярам (ставит штамп "копия верна"), заверяет своей подписью с указанием фамилии и инициалов и возвращает оригиналы документов заявителю;
- при отсутствии оснований для отказа в приеме заявления и прилагаемых к нему документов, установленных пунктом 2.10 административного регламента, в установленном порядке регистрирует заявление.
После первичной проверки и регистрации заявления работник общего отдела направляет заявление и прилагаемые к нему документы начальнику отдела управления муниципальными землями для рассмотрения.
Максимальный срок исполнения административной процедуры - 1 день.
3.3. Рассмотрение, проверка заявления и прилагаемых к нему документов, направление и получение межведомственных запросов, подготовка проекта документа, являющегося результатом предоставления муниципальной услуги.
3.3.1. Основанием для начала административной процедуры является получение начальником отдела управления муниципальными землями зарегистрированного заявления и прилагаемых к нему документов.
Ответственными за выполнение административной процедуры при предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, предоставлении земельного участка в собственность за плату, предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование и предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование являются начальник и работник отдела управления муниципальными землями, заместитель начальника управления земельных ресурсов департамента (далее - заместитель начальника управления), заместитель директора департамента - начальник управления земельных ресурсов (далее - начальник управления), директор департамента.
Ответственными за выполнение административной процедуры при предоставлении земельного участка в аренду являются начальник и работник отдела управления муниципальными землями, работник общего отдела, начальник управления, заместитель директора - начальник отдела заключения договоров аренды и учета платежей агентства (далее - начальник отдела аренды), работник отдела заключения договоров аренды и учета платежей агентства (далее - работник отдела аренды), директор агентства.
3.3.2. Начальник отдела управления муниципальными землями рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы и передает их работнику отдела управления муниципальными землями.
Работник отдела управления муниципальными землями:
1) в случае непредставления заявителем документов, указанных в подпункте 2.8.2 пункта 2.8 административного регламента, запрашивает необходимые документы в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
2) при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2.11 административного регламента, осуществляет подготовку уведомления о возврате заявления заявителю (далее - уведомление) и передает его с заявлением и прилагаемыми к нему документами начальнику управления для подписания и передачи работнику общего отдела;
3) при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2.12 административного регламента, осуществляет подготовку проекта приказа об отказе;
4) при отсутствии оснований, предусмотренных пунктами 2.11 и 2.12 административного регламента, осуществляет подготовку одного из следующих документов:
а) проекта постановления о предоставлении в собственность, при предоставлении земельного участка в собственность бесплатно;
б) проекта договора купли-продажи, при предоставлении земельного участка в собственность за плату;
в) проекта постановления о предоставлении в пользование, при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
г) проекта договора безвозмездного пользования, при предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование;
д) информации агентству для подготовки проекта договора аренды земельного участка (далее - информация), при предоставлении земельного участка в аренду, и передает его с заявлением и прилагаемыми к нему документами начальнику управления для подписания и передачи работнику общего отдела для её регистрации и направления в агентство.
3.3.3. Подготовленный проект приказа об отказе, проект договора купли-продажи либо проект договора безвозмездного пользования с заявлением и прилагаемыми к нему документами передается на рассмотрение, согласование и подписание последовательно начальнику отдела управления муниципальными землями, заместителю начальника управления, начальнику управления, директору департамента.
Подготовленный проект постановления о предоставлении в собственность либо проект постановления о предоставлении в пользование передается на рассмотрение, согласование, подписание и регистрацию в порядке, предусмотренном Регламентом мэрии города Ярославля.
При наличии замечаний проект возвращается на доработку работнику отдела управления муниципальными землями. Доработанный в тот же день проект передается для подписания.
Подписанный в трех экземплярах проект договора купли-продажи или проект договора безвозмездного пользования передается работнику отдела управления муниципальными землями для выдачи (направления) его заявителю.
Подписанный проект приказа об отказе передается работнику общего отдела для регистрации и выдачи (направления) его заявителю.
Подписанное и зарегистрированное постановление о предоставлении в собственность либо постановление о предоставлении в пользование передается работнику общего отдела для выдачи (направления) его заявителю.
3.3.4. Поступившая в агентство информация с прилагаемыми к ней документами регистрируется в установленном порядке и передается начальнику отдела аренды.
Начальник отдела аренды рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы и передает их работнику отдела аренды.
Работник отдела аренды осуществляет подготовку проекта договора аренды, после чего указанный проект передается на рассмотрение, согласование и подписание последовательно начальнику отдела аренды, директору агентства.
При наличии замечаний проект возвращается на доработку работнику отдела аренды. Доработанный в тот же день проект передается для подписания.
Подписанный в трех экземплярах проект договора аренды передается работнику отдела аренды для выдачи (направления) его заявителю.
3.3.5. Максимальный срок исполнения административной процедуры - 27 дней.
3.4. Регистрация и выдача (направление) заявителю документа, являющегося результатом предоставления муниципальной услуги.
Основанием для начала административной процедуры является получение работником общего отдела подписанного уведомления, приказа об отказе, постановления о предоставлении в собственность или постановления о предоставлении в пользование; получение работником отдела управления муниципальными землями подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора безвозмездного пользования; получение работником отдела аренды подписанного проекта договора аренды.
Ответственными за выполнение административной процедуры являются работник общего отдела, работник отдела управления муниципальными землями, работник отдела аренды.
Работник общего отдела, работник отдела управления муниципальными землями или работник отдела аренды:
- осуществляет регистрацию уведомления, приказа об отказе, проекта договора купли-продажи, проекта договора безвозмездного пользования, проекта договора аренды;
- уведомляет заявителя (его представителя) по контактному телефону, указанному им в заявлении, о необходимости явиться для получения результата предоставления муниципальной услуги, согласовывает день и время явки в пределах срока административной процедуры;
- выдает явившемуся в назначенный день и время заявителю (его представителю) экземпляр документа, являющегося результатом предоставления муниципальной услуги;
- при отсутствии в заявлении контактного телефона, при невозможности связаться с заявителем (его представителем) по указанному в заявлении контактному телефону, при неявке заявителя в назначенное время, при отказе заявителя (его представителя) в явке для получения результата предоставления муниципальной услуги или при отсутствии явки заявителя (его представителя) в назначенные в пределах срока исполнения административной процедуры день и время для получения результата предоставления муниципальной услуги направляет результат предоставления муниципальной услуги по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если в заявлении заявителем указано на получение результата предоставления муниципальной услуги в МФЦ, работник общего отдела, работник отдела управления муниципальными землями или работник отдела аренды осуществляет направление документа, являющегося результатом предоставления муниципальной услуги, в МФЦ для выдачи заявителю.
Максимальный срок исполнения административной процедуры - 2 дня.
3.5. Особенности выполнения административных процедур в МФЦ.
3.5.1. Прием и обработка заявления с приложенными к нему документами на предоставление муниципальной услуги.
Ответственными за выполнение административной процедуры являются специалисты МФЦ.
При проверке документов специалист МФЦ устанавливает личность заявителя на основании паспорта гражданина Российской Федерации и иных документов, удостоверяющих личность заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случае обращения представителя заявителя - личность и полномочия представителя, проверяет надлежащее оформление заявления, включая проверку соответствия сведений, указанных в заявлении, представленным документам, соответствие представленных документов документам, указанным в заявлении, наличие необходимых сведений в заявлении и (или) документов, предусмотренных пунктом 2.8 административного регламента, обязанность предоставления которых возложена на заявителя, а также проверяет соответствие копий представленных документов (за исключением нотариально заверенных) их оригиналам.
При выявлении фактов ненадлежащего оформления заявления специалист МФЦ уведомляет заявителя о возможном наличии препятствий для предоставления муниципальной услуги, разъясняет заявителю содержание недостатков, выявленных в представленных документах, и предлагает принять меры по их устранению. Если указанные недостатки можно устранить непосредственно в многофункциональном центре, специалист МФЦ разъясняет заявителю возможности их устранения.
В случае отсутствия оснований для отказа в приеме документов, указанных в пункте 2.10 административного регламента, документы регистрируются в автоматизированной информационной системе МФЦ, формируется расписка в приеме документов в двух экземплярах, один из которых выдается заявителю, второй хранится в многофункциональном центре.
Принятый комплект документов с сопроводительными документами передается в департамент в сроки, установленные соглашением о взаимодействии (не более 2 рабочих дней со дня приема документов от заявителя).
Прием и обработка заявления на предоставление муниципальной услуги посредством подачи заявителем единого заявления на предоставление нескольких государственных (муниципальных) услуг при однократном обращении в МФЦ (далее - комплексный запрос) определяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
3.5.2. Выдача результата предоставления муниципальной услуги через МФЦ.
В случае представления заявителем заявления через многофункциональный центр документ, являющийся результатом предоставления муниципальной услуги, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.
Выдача документов по результатам предоставления муниципальной услуги при личном обращении заявителя в многофункциональный центр осуществляется работником многофункционального центра, ответственным за выдачу документов, в срок, предусмотренный соглашением о взаимодействии (не более 2 рабочих дней с даты регистрации в департаменте, агентстве результата предоставления муниципальной услуги).
Выдача результата предоставления муниципальной услуги через МФЦ по заявлению посредством комплексного запроса определяется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
4. Формы контроля за исполнением административного регламента
4.1. Текущий контроль за принятием решений, соблюдением и исполнением положений административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению муниципальной услуги, осуществляется директором департамента непосредственно при предоставлении муниципальной услуги, а также путем организации проведения проверок в ходе предоставления муниципальной услуги. По результатам проверок директор департамента дает указания по устранению выявленных нарушений и контролирует их исполнение.
Текущий контроль может включать рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заинтересованных лиц, содержащие жалобы на решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления муниципальной услуги.
4.2. Последующий контроль за исполнением административного регламента осуществляется департаментом социально-экономического развития города мэрии города Ярославля путем проведения проверок в порядке, установленном постановлением мэрии города Ярославля от 18.02.2013 N 377.
Оценка качества предоставления муниципальной услуги осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
4.3. По результатам проверок лица, допустившие нарушения административного регламента, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством о муниципальной службе.
За неправомерные решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления муниципальной услуги, являющиеся административными правонарушениями или преступлениями, виновные лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.4. Контроль за предоставлением муниципальной услуги со стороны заявителей обеспечивается посредством открытости деятельности департамента при предоставлении муниципальной услуги, получения полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальной услуги и возможности досудебного рассмотрения обращений (жалоб) в процессе получения муниципальной услуги.
Заявитель имеет право обжаловать решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления муниципальной услуги, в порядке, установленном разделом 5 административного регламента.
4.5. Порядок осуществления контроля за условиями и организацией предоставления муниципальной услуги в МФЦ осуществляется в соответствии с соглашением о взаимодействии.
5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) департамента, агентства, МФЦ, а также должностных лиц, муниципальных служащих, работников
5.1. Заявитель имеет право на судебное и досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принимаемых (осуществляемых) в ходе предоставления муниципальной услуги.
5.2. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования могут быть решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления муниципальной услуги, в том числе:
- в случае решений и действий (бездействия) департамента, агентства, должностных лиц и муниципальных служащих департамента, работников агентства:
1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении муниципальной услуги;
2) нарушение срока предоставления муниципальной услуги;
3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ярославской области, муниципальными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги;
4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ярославской области, муниципальными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, у заявителя;
5) отказ в предоставлении муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ярославской области, муниципальными правовыми актами;
6) требование с заявителя при предоставлении муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ярославской области, муниципальными правовыми актами;
7) отказ в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
8) нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления муниципальной услуги;
9) приостановление предоставления муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ярославской области, муниципальными правовыми актами;
- в случае решений и действий (бездействия) МФЦ, работника МФЦ:
1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении муниципальной услуги, комплексного запроса;
2) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ярославской области, муниципальными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги;
3) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ярославской области, муниципальными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, у заявителя;
4) требование с заявителя при предоставлении муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ярославской области, муниципальными правовыми актами;
5) нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления муниципальной услуги.
5.3. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования жалобы.
Необходимая информация и документы должны быть предоставлены заявителю не позднее 3 рабочих дней со дня поступления в департамент письменного запроса заявителя.
5.4. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе либо в электронной форме.
Жалоба на решения и действия (бездействие) агентства и руководителя агентства, департамента, должностных лиц и муниципальных служащих департамента подается в департамент, на решения и действия (бездействие) работников агентства подается в агентство по адресам, указанным в пункте 1.3 административного регламента.
Жалоба на решения, принятые директором департамента, подается в мэрию города Ярославля (почтовый адрес: ул. Андропова, д. 6, город Ярославль, 150999; адрес электронной почты: ud@city-yar.ru) на имя заместителя мэра города Ярославля по вопросам градостроительства.
Жалоба на решения и действия (бездействие) работника МФЦ подается руководителю МФЦ по адресу МФЦ, указанному в пункте 1.3 административного регламента.
Жалоба на решения и действия (бездействие) МФЦ подается в департамент информатизации и связи Ярославской области, являющийся учредителем МФЦ (почтовый адрес: ул. Свободы, д. 32а, город Ярославль, 150000; адрес электронной почты: dis@yarregion.ru), или должностному лицу, уполномоченному в соответствии с нормативным правовым актом Ярославской области.
5.5. Жалоба на решения и действия (бездействие) департамента, должностных лиц и муниципальных служащих департамента, руководителя департамента, руководителя и работников агентства может быть направлена по почте, с использованием официального портала города, Единого портала, через МФЦ, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
Жалоба на решения и действия (бездействие) МФЦ, работника МФЦ может быть направлена по почте, с использованием портала МФЦ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Единого портала, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
5.6. Жалоба должна содержать:
1) наименование департамента, должностного лица либо муниципального служащего департамента, агентства, его руководителя и (или) работника, МФЦ, его руководителя и (или) работника, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) департамента, должностного лица либо муниципального служащего департамента, агентства, работника агентства, МФЦ, работника МФЦ;
4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) департамента, должностного лица либо муниципального служащего департамента, агентства, работника агентства, МФЦ, работника МФЦ. Заявителем могут быть предоставлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
5.7. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
5.8. По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении жалобы, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ярославской области, муниципальными правовыми актами, а также в иных формах;
2) об отказе в удовлетворении жалобы.
5.9. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 5.8 административного регламента, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
5.10. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления имеющиеся материалы незамедлительно направляются в органы прокуратуры.
5.11. Особенности подачи и рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) департамента, должностных лиц и муниципальных служащих департамента, принимаемые, осуществляемые при предоставлении муниципальной услуги, установлены Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие), принимаемые, осуществляемые при предоставлении муниципальных услуг, утвержденным постановлением мэрии города Ярославля от 23.04.2014 N 996.
Порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) МФЦ, его работников устанавливается Правительством Российской Федерации, а особенности подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) МФЦ, его работников устанавливаются нормативными правовыми актами Ярославской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.