Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 27.10.2015 N 1150-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 11.03.2019 N 150-п)
Прогноз 1
социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2016 - 2027 годов
I. Прогноз социально-экономического развития Ярославской области на период 2019 - 2021 годов
II. Прогноз социально-экономического развития Ярославской области на период 2022 - 2024 годов
III. Прогноз социально-экономического развития Ярославской области на период 2025 - 2027 годов
1 Экспертную оценку показателей прогноза социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период представляют органы исполнительной власти Ярославской области в соответствии с компетенцией:
- органы исполнительной власти, курирующие инвестиционные проекты, - показателя пункта 6.2 подраздела 6 разделов I - III;
- департамент экономики и стратегического планирования Ярославской области - показателей подраздела 1, пунктов 4.2, 4.3 подраздела 4, пунктов 6.1, 6.3, 6.4 подраздела 6, пункта 9.3 подраздела 9, пункта 10.1 подраздела 10, подразделов 11 - 13 разделов I - III;
- департамент инвестиций и промышленности Ярославской области - показателей пункта 2.1 подраздела 2, подразделов 5, 8 разделов I - III;
- департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области - показателя пункта 2.2 подраздела 2 разделов I - III;
- департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области - показателей подраздела 3, пунктов 9.1, 9.2 подраздела 9 разделов I - III;
- департамент дорожного хозяйства Ярославской области - показателя пункта 4.1 подраздела 4 разделов I - III;
- департамент строительства Ярославской области - показателей подраздела 7, пункта 10.2 подраздела 10 разделов I - III.
2 Оценка.
3 Под недвижимым имуществом следует понимать здания и сооружения.
4 Выручка от реализации товаров (работ, услуг) по итогам сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
5 Данный показатель не прогнозируется, так как начиная с 2018 года исключен из номенклатуры показателей, рассчитываемых органами государственной статистики на региональном уровне.
IV. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2016 - 2027 годов
Введение
Основные параметры прогноза социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2016 - 2027 годов (далее - прогноз) разработаны в соответствии с требованиями:
- Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- постановления Правительства области от 16.05.2017 N 404-п "О порядках разработки прогнозов социально-экономического развития Ярославской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области".
Внедрение Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденных приказом Федерального агентства по техническому регулированию и методологии от 31.01.2014 N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)", с 01 января 2017 года в статистическую практику повлияло на сопоставимость динамических рядов показателей прогноза, поскольку пересчеты показателей прошлых лет Федеральной службой государственной статистики не проводились.
Прогноз разработан в двух вариантах.
Первый вариант является консервативным. Он построен исходя из реализации менее благоприятного сценария внешних и внутренних условий функционирования экономики и социальной сферы области.
Второй вариант является благоприятным. Он подготовлен исходя из оптимальных внешних и внутренних условий развития экономики области и ее социальной сферы.
При подготовке основных параметров прогноза были использованы данные государственной и ведомственной статистики, данные структурных подразделений Правительства области и органов исполнительной власти Ярославской области.
При расчетах показателей прогноза учитывались оперативные данные и предварительные итоги финансовой и хозяйственной деятельности предприятий и организаций различных секторов экономики региона, а также социально-демографических процессов, тенденции их развития и другие условия функционирования экономики и социальной сферы в Ярославской области.
Прогнозный период для Ярославской области будет характеризоваться следующими внешними и внутренними условиями: средними темпами развития мировой экономики, сохраняющимся оттоком капитала, снижением численности населения области и ростом численности населения трудоспособного возраста (в связи с плавным повышением пенсионного возраста), а также безусловным исполнением социальных обязательств Российской Федерации и области.
В прогнозный период будут реализовываться два этапа Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года" (далее - Стратегия СЭР ЯО).
Исходя из основных положений Стратегии СЭР ЯО в период 2016 - 2020 годов необходимо обеспечить выход на траекторию устойчивого экономического роста, что позволит с 2016 года превысить среднероссийский показатель прироста валового внутреннего продукта. В период 2021 - 2025 годов экономический рост области должен находиться в зоне опережающего роста относительно среднероссийских значений.
1. Валовой региональный продукт
Интегрированная в общероссийскую экономику экономика области не могла не отреагировать на кризисные явления в Российской Федерации, начавшиеся в 2013 году и набравшие силу в 2014 и 2015 годах. Однако благодаря развитому промышленному потенциалу области удалось избежать спада в экономике. Политика импортозамещения, в том числе оборонный заказ, способствовала сохранению положительных значений роста валового регионального продукта, несмотря на сокращение инвестиционного спроса, снижение потребительского спроса на товары и услуги (в том числе из-за эффекта от девальвации рубля).
Согласно отчетным данным кризисные явления в экономике страны на протяжении большей части 2016 года привели к тому, что валовой региональный продукт вырос только на 1,2 процента, составив 469,8 млрд. рублей. Наибольший вклад в формирование валового регионального продукта был внесен организациями обрабатывающих производств (27 процентов), оптовой и розничной торговли (16,7 процента), транспорта и связи (13,4 процента).
По итогам 2017 года экономика области вновь вышла на траекторию уверенного роста, составившего, по прогнозной оценке, 4 процента. Это произошло за счет увеличения потребительского спроса и, соответственно, оборота товаров и услуг, роста заработной платы (в значительной мере все это было обусловлено ослаблением инфляционных процессов).
В прогнозном периоде самой большой составляющей прироста валового регионального продукта по-прежнему останется промышленное производство.
Во-первых, данная тенденция сохранится благодаря спросу на ряд промышленных товаров гражданского назначения, ориентированных на рынок Российской Федерации и ряда стран Таможенного союза.
Во-вторых, значительный вклад в рост промышленного производства региона внесут областные предприятия оборонно-промышленного комплекса, участвующие в исполнении государственного оборонного заказа, а также промышленные предприятия высокотехнологичных отраслей (авиа- и двигателестроение, энергетическое машиностроение, химическое производство).
В-третьих, активному росту объема промышленного производства в области будет способствовать дальнейшее развитие перспективных фармацевтических производств.
В итоге прирост производства в промышленности области (а также прирост, наблюдаемый сейчас в сельском хозяйстве и некоторых иных видах экономической деятельности) обеспечит устойчивый прирост экономики на протяжении всего периода до 2027 года.
В прогнозном периоде по благоприятному варианту прогноза предполагается плавное ускорение темпов прироста валового регионального продукта до 4,8 процента в 2021 году с сохранением умеренных темпов в последующий период - на уровне до 4,5 процента в 2027 году.
Согласно консервативному варианту прогноза также ожидается сохранение положительного прироста валового регионального продукта, который будет сдерживаться менее благоприятной конъюнктурой экономической деятельности в целом по Российской Федерации и составит 2,3 процента в 2021 году и 3,1 процента в 2027 году.
2. Промышленное производство
В целях создания благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности промышленного сектора экономики региона реализуется государственная программа Ярославской области "Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2014 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства области от 29.05.2014 N 507-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2014 - 2020 годы". В рамках ее реализации значительный рост промышленного производства в 2017 году (14,2 процента) привел к эффекту высокой базы для расчета индекса промышленного производства в 2018 году.
Учитывая данное обстоятельство, а также информацию о финансово-хозяйственной деятельности предприятий, можно сделать вывод о том, что к концу 2018 года рост промышленного производства продолжится, но с более умеренными темпами роста. Индекс промышленного производства по итогам 2018 года прогнозируется на уровне 107,1 процента.
Ожидаемое постепенное улучшение экономической ситуации в стране в период до 2027 года предполагает сохранение уверенного прироста промышленного производства в Ярославской области на протяжении всего прогнозного периода.
До 2025 года в рамках реализации Стратегии СЭР ЯО продолжится положительный прирост промышленного производства, в частности за счет начала полномасштабной работы новых производств и постепенного возобновления активного спроса на продукцию большинства обрабатывающих предприятий области со стороны рынка Российской Федерации.
Согласно благоприятному варианту прогноза в случае благоприятного развития внешних и внутренних условий, влияющих на экономику Ярославской области, в долгосрочном периоде предполагается прирост промышленного производства на уровне 5,6 процента в 2027 году. Согласно консервативному варианту прогноза данные темпы будут несколько ниже: 4,4 процента в 2027 году.
3. Сельское хозяйство
Прирост производства продукции сельского хозяйства с 2019 по 2027 год включительно будет достигаться за счет увеличения эффективности и производительности труда в крупных хозяйствах. Для достижения данного результата запланированы мероприятия по улучшению племенных качеств животных и птицы, созданию прочной кормовой базы, внедрению в производство прогрессивных технологий в сфере сельскохозяйственной продукции, поддержки модернизации объектов агропромышленного комплекса.
Вместе с тем сохраняющиеся в настоящее время у сельскохозяйственных предприятий ресурсные ограничения (финансирование лизинга, кредит), исчерпание кадрового потенциала обусловят умеренные темпы дальнейшего прироста индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, при этом в начале рассматриваемого периода темпы будут несколько ниже.
Согласно благоприятному варианту прогноза в 2027 году прирост индекса производства продукции сельского хозяйства составит 2 процента. И по консервативному, и по благоприятному вариантам прогноза опережающими темпами будет развиваться товарное производство животноводства при меньшем вкладе в прирост производства продукции сельского хозяйства растениеводства.
По консервативному варианту прогноза в 2027 году прирост индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составит 1,6 процента. По консервативному варианту прогноза существенное негативное влияние могут оказывать погодные факторы, которые подразумеваются как неблагоприятные, а также снижение спроса на ряд видов сельскохозяйственной продукции под влиянием замедленного экономического роста Российской Федерации.
Для содействия достижению устойчивого роста производства в сельском хозяйстве запланированы мероприятия по улучшению племенных качеств животных и птицы, созданию прочной кормовой базы животноводства, внедрению в производство прогрессивных технологий в сфере выпуска сельскохозяйственной продукции, поддержке модернизации объектов агропромышленного комплекса области.
Мероприятия реализуются в рамках государственной программы Ярославской области "Развитие сельского хозяйства в Ярославской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 23.06.2014 N 592-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие сельского хозяйства в Ярославской области" на 2014 - 2020 годы".
4. Транспорт и связь
В прогнозном периоде и по консервативному, и по благоприятному вариантам прогноза предусматривается увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием. Строительство и реконструкция автомобильных дорог будут осуществляться в соответствии с государственной программой Ярославской области "Развитие дорожного хозяйства и транспорта в Ярославской области в Ярославской области" на 2014 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 28.05.2014 N 496-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие дорожного хозяйства и транспорта в Ярославской области в Ярославской области" на 2014 - 2025 годы".
По консервативному варианту прогноза увеличение протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием за счет строительства и реконструкции до 2027 года не прогнозируется.
Дальнейшая автомобилизация региона будет проходить умеренными темпами. Согласно консервативному варианту прогноза предусматриваются более низкие темпы роста автомобилизации (около 1,5 процента) в большей степени ввиду удовлетворения потребностей платежеспособной части населения и организаций в транспортных средствах.
По благоприятному варианту прогноза до 2027 года прогнозируются более высокие темпы роста автомобилизации региона в связи с более высоким темпами роста доходов населения и ростом объемов автокредитования.
5. Инвестиции
Объем инвестиций в основной капитал в 2017 году по полному кругу организаций с учетом инвестиций, при наблюдении за которыми не использовались прямые статистические методы, составил 79 819,6 млн. рублей (86,6 процента к 2016 году в сопоставимых ценах).
На общую величину объема инвестиционных затрат, помимо осуществляемых находящимися на территории области хозяйствующими субъектами капитальных вложений в модернизацию, техническое перевооружение и замену устаревших объектов основных средств, существенно влияют инвестиции в создание новых производств. При формировании вариантов прогноза учитывалась целенаправленная работа Правительства области по формированию инвестиционной инфраструктуры.
С начала 2018 года в перечень приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области включены три новых проекта с общим плановым объемом капитальных вложений 9,7 млрд. рублей:
- производство стальных штампованных колес для легковых автомобилей обществом с ограниченной ответственностью "ИСТ";
- организация производства и испытаний корабельных газотурбинных агрегатов публичным акционерным обществом "ОДК-Сатурн";
- строительство многофункционального туристско-рекреационного комплекса, расположенного в Переславском районе Ярославской области, обществом с ограниченной ответственностью "Курорт "Золотое кольцо".
В настоящее время в трех моногородах Ярославской области - Тутаеве, Гаврилов-Яме и Ростове - созданы территории опережающего социально-экономического развития.
Оба варианта прогноза на 2019 год и в меньшей степени на 2020 год построены с учетом негативного влияния повышения ставки налога на добавленную стоимость. Благоприятный вариант прогноза на весь период 2019 - 2021 годов построен с учетом низких темпов роста инвестиций в предшествующий период.
Прогноз на период 2022 - 2024 годов построен с учетом эффекта низкой базы, сложившегося из-за темпов роста инвестиций в предшествующий период, а также с учетом результатов реализации национальных проектов.
С 2025 года и до конца прогнозного периода на объем инвестиций в основной капитал будут оказывать положительное влияние сложившийся благоприятный инвестиционный климат, снятие внешнеэкономических ограничений. С другой стороны, для темпов роста инвестиций с каждым годом все большее значение будет иметь эффект высокой базы.
6. Основные фонды
По предварительным данным баланса основного капитала, утвержденного Федеральной службой государственной статистики, полная учетная стоимость основных фондов Ярославской области на конец 2017 года составила 1 311 млрд. рублей с учетом переоценки, проведенной коммерческими организациями, остаточная балансовая стоимость - 674 млрд. рублей. Степень износа основных фондов на конец 2017 года составила 48,6 процента, что ниже по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 0,7 процентного пункта.
Динамика ввода в действие основных фондов в значительной степени определяется динамикой объема инвестиций в основной капитал. Прогноз ввода основных фондов на период 2018 - 2024 годов построен с учетом эффекта низкой базы, сложившегося из-за темпов роста инвестиций в предшествующий период, а также с учетом будущих результатов реализации национальных проектов.
С 2025 года и до конца прогнозного периода на объем инвестиций в основной капитал будет оказывать положительное влияние на прирост основных фондов.
7. Строительство
В 2017 году объем работ, выполненных организациями по виду деятельности "Строительство", в сопоставимых ценах составил 90,6 процента относительно показателей 2016 года. Ожидается, что объем строительных работ в 2018 году останется практически на уровне 2017 года.
По итогам 2017 года на территории Ярославской области введено в эксплуатацию 753,8 тыс. кв. м жилья, в том числе:
- ввод индивидуальных жилых домов составил 327,9 тыс. кв. м;
- ввод многоквартирных жилых домов составил 425,9 тыс. кв. м.
Плановый показатель ввода жилья в 2017 году, установленный для Ярославской области, выполнен на 111 процентов. По отношению к уровню 2016 года объем построенного жилья составил 94,6 процента.
Удельный вес жилых домов, построенных населением, в общем количестве введенного в эксплуатацию жилья в 2017 году составил 43,5 процента, многоквартирных жилых домов - 56,5 процента.
Введено в эксплуатацию стандартного жилья в 2017 году 721,00 тыс. кв. м, или 95 процентов от общего объема жилья. Рост объема построенного стандартного жилья по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 21 процент.
Введено жилой площади на одного жителя в среднем по области в 2017 году 0,594 кв. м.
Факторами, существенно влияющими на развитие жилищного строительства в регионе, являются:
- реализация жилищных программ, воздействующих на спрос, с привлечением ресурсов федерального, областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников;
- развитие в регионе промышленности строительных материалов;
- полностью сформированная система градостроительной документации, включая правила землепользования и застройки и проекты планировки отдельных территорий;
- увеличение доступности заемных средств для населения в силу снижения учетной ставки Центрального банка Российской Федерации и, как следствие, ставок по ипотечным кредитам;
- планомерное обеспечение площадок под жилищное строительство инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.
Для достижения целевых значений показателей и решения стратегических задач по развитию жилищного строительства в регионе разработан комплекс мер, реализуемых в рамках государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области" на 2014 - 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 30.05.2014 N 515-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области" на 2014 - 2021 годы", в том числе в рамках региональной программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области" на 2011 - 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 26.01.2011 N 9-п "Об утверждении региональной программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области" на 2011 - 2021 годы".
Стратегическими направлениями в жилищном строительстве на ближайшие годы являются:
- развитие системы ипотечного жилищного кредитования;
- увеличение ввода стандартного жилья и малоэтажного жилья;
- градостроительное регулирование развития территорий.
По оценке на 2018 год, ввод жилья сохранится на уровне значений 2017 года или чуть менее таких значений, в прогнозном периоде до 2021 года предполагается небольшое увеличение объемов ввода жилья.
По консервативному варианту прогноза ожидается минимальный рост объема строительных работ в 2019 - 2021 годах, по благоприятному - небольшой рост, что будет обусловлено ростом заказов на строительные работы. В период с 2020 по 2027 год и по консервативному, и по благоприятному вариантам прогноза ожидается ежегодное увеличение объема работ, выполненных организациями по виду деятельности "Строительство", и объемов жилищного строительства в регионе.
8. Малое и среднее предпринимательство
Развитие сферы малого и среднего бизнеса является одним из ключевых направлений социально-экономического развития региона.
Развитие малого и среднего предпринимательства Ярославской области осуществляется в рамках государственной программы Ярославской области "Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 27.03.2014 N 257-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области" на 2014 - 2020 годы".
Для развития сферы малого и среднего бизнеса необходимо формирование благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе.
Основными мероприятиями, направленными на развитие малого и среднего предпринимательства, являются организация конкурентоспособных малых предприятий в производственном секторе и инновационной сфере, активация предпринимательства в сельской местности, создание новых рабочих мест и повышение занятости населения.
Основными проблемами для ведения бизнеса являются:
- недостаток финансовых ресурсов;
- нехватка квалифицированных кадров;
- высокие тарифы на энергетические ресурсы.
Также негативное влияние на развитие сферы малого и среднего предпринимательства может оказывать изменение федерального законодательства, направленное на ужесточение налоговой нагрузки.
Значения показателей развития сферы малого и среднего предпринимательства на прогнозный период рассчитаны с учетом того, что с 01 августа 2016 года ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральной налоговой службой в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В связи с этим произошло резкое увеличение количества малых предприятий (включая микропредприятия) за 2016 год, поскольку в годовой отчетности о малом предпринимательстве учитываются все зарегистрированные в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства малые предприятия (включая микропредприятия).
9. Рынок товаров и услуг
В 2017 году продолжался прирост потребительской активности населения. В 2018 году и в последующие годы прогнозного периода и по консервативному, и по благоприятному вариантам прогноза будет наблюдаться рост оборота розничной торговли, общественного питания и объема платных услуг населению.
По итогам 2017 года оборот розничной торговли в области составил 224,5 млрд. рублей и в сопоставимых ценах вырос по сравнению с 2016 годом на 5,6 процента. Потребительская активность населения в связи с общей макроэкономической стабилизацией в стране и области возросла. В целом в 2018 году оборот розничной торговли с учетом достаточно высокой базы предыдущего отчетного года составил 102,2 процента по отношению к 2017 году.
По мере роста реальных располагаемых доходов и реальной заработной платы до 2027 года ожидается дальнейшее восстановление потребительской активности населения. Динамика оборота розничной торговли вслед за доходами вернется в область положительных значений: ожидаемый рост составит 101,4 - 103,5 процента в зависимости от варианта прогноза.
В 2017 году оборот общественного питания составил 9,6 млрд. рублей и снизился по сравнению с 2016 годом в сопоставимых ценах на 3,9 процента. Рост оборота общественного питания к 2027 году составит 100,7 - 102,1 процента в зависимости от варианта прогноза.
Темп роста объема платных услуг населению области в 2017 году составил 99,4 процента в сопоставимых ценах по отношению к 2016 году. Ожидается рост объема платных услуг в 2018 году на уровне 101,9 процента к уровню предыдущего года. Рост объема платных услуг населению к 2027 году прогнозируется в диапазоне 100,8 - 102,9 процента в зависимости от варианта прогноза.
10. Индексы потребительских цен
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю) в 2017 году - более чем вдвое ниже уровня 2016 года (102,7 процента против 105,7 процента). В большей степени столь низкая инфляция объясняется незначительным ростом цен на продовольственные товары (0,9 процента) и одновременным умеренным ростом цен на непродовольственные товары (2,6 процента).
Существенное снижение инфляционного давления будет отмечаться в течение всего прогнозного периода и по консервативному, и по благоприятному вариантам прогноза. Данная тенденция аналогична среднероссийскому тренду снижения инфляции на среднесрочный период и предполагает стремление Центрального банка Российской Федерации к сохранению инфляции на уровне 4 процентов. Ограничение темпов роста тарифов естественных монополий также снизит инфляционные ожидания в среднесрочной перспективе.
Вместе с тем большая инфляция по консервативному варианту прогноза обусловлена колебаниями валютных курсов, ожидаемыми при изменении ситуации на товарно-сырьевых рынках и ситуации с санкциями. Снижение курса рубля, в свою очередь, подтолкнет рост цен, в частности на импортные товары. Поскольку консервативный вариант прогноза предполагает неблагоприятные погодные условия, свой вклад в инфляционную составляющую внесет и рост цен на сельскохозяйственную продукцию.
Благоприятный вариант прогноза предполагает незначительное повышение цен, вызванное улучшением качества продукции, а также изменением общественных потребностей.
11. Финансовые результаты деятельности организаций
Согласно данным годовой отчетности за 2017 год сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций Ярославской области (без субъектов малого предпринимательства, государственных и муниципальных учреждений, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций), штатная численность которых превышает 15 человек, составлял 45308,8 млн. рублей прибыли, что на 24,8 процента превышает показатели 2016 года. С убытками в сумме 7703,9 млн. рублей завершили 2017 год 33,8 процента всех организаций области.
Предполагается, что ожидание ввода новой ставки налога на добавленную стоимость вызовет рост инвестиционного и потребительского спроса, что, соответственно, отразится на увеличении прибыли прибыльных предприятий до 49067 млн. рублей по итогам 2018 года.
За прогнозный период доля убыточных организаций понизится до 30,6 - 27,5 процента от их общей численности (в зависимости от варианта прогноза). Прибыль прибыльных организаций в 2027 году повысится (в зависимости от варианта прогноза) до 77224,2 - 97483,1 млн. рублей.
Этот результат будет достигнут путем реализации последовательной макроэкономической политики, обеспечит стабильность основных параметров социально-экономического развития области, таких как рост промышленного производства, снижение инфляционного давления, увеличение предпринимательской и инвестиционной активности, что, в свою очередь, позволит предприятиям получить прибыль и/или снизить сумму убытка.
12. Денежные доходы населения
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций области в 2016 году составила 28 520,1 рубля, увеличившись по отношению к 2015 году на 6,6 процента. В условиях высокой инфляции реальная заработная плата сократилась на 1,3 процента.
По итогам 2017 года среднемесячная заработная плата в целом по региону выросла на 7,7 процента и достигла величины 30 720,1 рубля.
В бюджетной сфере в 2018 году была продолжена реализация мер по повышению оплаты труда отдельных категорий персонала (отдельные категории медицинских работников, преподаватели учреждений общего образования, дошкольного образования, среднего профессионального образования, работники учреждений культуры и социальные работники) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". В среднесрочной перспективе планируется поддержание уровня соотношения между заработной платой отдельных категорий работников бюджетной сферы и среднемесячным доходом от трудовой деятельности на уровне 2018 года. Для внебюджетного сектора экономики по-прежнему будет актуальна необходимость сдерживания роста издержек производства, в том числе и за счет оптимизации издержек на оплату труда.
В 2016 году реальные располагаемые денежные доходы населения составили 94,2 процента по отношению к 2015 году. Данное снижение было обусловлено снижением реальной заработной платы и реальных пенсий в регионе.
В 2017 году реальные располагаемые денежные доходы населения составили 94,1 процента по отношению к 2016 году. Несмотря на относительно высокие темпы роста среднемесячной заработной платы, по другим статьям баланса доходов населения отмечается снижение (доходы от предпринимательской деятельности, доходы от собственности и другие доходы).
В 2019 - 2021 годах на фоне замедления инфляции ожидается стабилизация реальных располагаемых денежных доходов населения.
В последующий период (2022 - 2027 годы) и по консервативному, и по благоприятному вариантам прогноза будет наблюдаться рост реальных денежных доходов населения региона и реальной заработной платы работников по полному кругу организаций.
13. Демография, труд и занятость
Динамика развития демографических процессов прошлых десятилетий обусловила тот факт, что в текущем прогнозном периоде и как минимум до конца следующего десятилетия в Ярославской области будет продолжаться процесс снижения численности населения.
Однако за прогнозируемый период механически возрастет (благодаря повышению пенсионного возраста) население области, находящееся в трудоспособном возрасте. В результате развития этой тенденции возобновится прирост занятости по экономике в целом, а также число лиц, работающих в организациях.
В связи с относительно высокими темпами экономического роста, которые будут сохраняться в области до конца прогнозного периода, снижение занятости на крупных и средних предприятиях прекратится, и занятость даже возрастет в связи с сохранением части квалифицированных кадров ввиду повышения пенсионного возраста.
В прогнозном периоде среднесписочная численность работников организаций области по благоприятному варианту прогноза в 2027 году поднимется до уровня 421,8 тыс. человек, по консервативному варианту прогноза - до 407,2 тыс. человек.
Таким образом, можно ожидать, что в прогнозном периоде 2019 - 2021 годов, как и в предыдущие три года, прирост экономики области будет одновременно происходить как за счет повышения эффективности производства по всем основным видам экономической деятельности и роста производительности труда в экономике, так и за счет увеличения занятости населения.
При прогнозировании динамики занятости на среднесрочный период 2019 - 2021 годов было учтено влияние мероприятий, проводимых в рамках реализации государственной программы Ярославской области "Содействие занятости населения Ярославской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 30.05.2014 N 528-п "О государственной программе Ярославской области "Содействие занятости населения Ярославской области" на 2014 - 2020 годы".
До 2017 года в Ярославской области наблюдался высокий миграционный прирост. В последние годы миграция из-за пределов области практически полностью компенсировала естественную убыль населения и привела к его приросту. Согласно прогнозной оценке на 2018 год, в связи с заметным сокращением притока мигрантов население области снизится в силу естественной убыли, составив 1261,5 тыс. человек.
В прогнозном периоде и по консервативному, и по благоприятному вариантам прогноза сохранится тенденция к отрицательной динамике численности населения. Данный процесс будет обусловлен двумя основными факторами:
- влиянием демографических показателей предыдущих десятилетий (постепенное снижения общего количества женщин детородного возраста, что в дальнейшем обусловит снижение общего числа рождений);
- недостаточным притоком мигрантов из-за пределов области.
По благоприятному варианту прогноза в прогнозном периоде предполагается снижение численности населения области до 1199,6 тыс. человек. Согласно консервативному варианту прогноза в 2027 году ожидается понижение численности населения области до 1197,3 тыс. человек.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Ярославской области от 11 марта 2019 г. N 150-п "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.