Постановление Правительства Ярославской области от 3 июля 2019 г. N 480-п
"О реализации мероприятия поддержки образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Ярославской области"
Для обеспечения участия Ярославской области в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2020 - 2024 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16,
Правительство области постановляет:
1. Определить региональным координатором мероприятия поддержки образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Ярославской области департамент образования Ярославской области.
2. Утвердить прилагаемый комплекс мер (дорожную карту) по обновлению материально-технической базы в организациях Ярославской области, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, на 2020 - 2024 годы.
3. Утвердить прилагаемую Концепцию поддержки образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Ярославской области (описание предполагаемых организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, в которых обновлена материально-техническая база).
4. Признать утратившим силу постановление Правительства области от 26.10.2018 N 785-п "О реализации мероприятия поддержки образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Ярославской области".
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы образования, охраны объектов культурного наследия, имущества и природопользования.
6. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель Правительства области |
Д.А. Степаненко |
Утверждён
постановлением
Правительства области
от 3 июля 2019 г. N 480-п
Комплекс мер (Дорожная карта)
по обновлению материально-технической базы в организациях Ярославской области, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, на 2020 - 2024 годы
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Результат |
Срок* |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за обновление материально-технической базы в коррекционных школах |
Ярославская область |
приказ департамента образования Ярославской области |
25 августа 2019 года |
2. |
Утверждён перечень коррекционных школ, в которых будет обновлена материально-техническая база |
Ярославская область |
приказ департамента образования Ярославской области |
01 октября 2019 года |
3. |
Утверждён медиаплан обновления материально-технической базы в коррекционных школах |
Ярославская область |
приказ департамента образования Ярославской области |
01 октября 2019 года, далее ежегодно |
4. |
Утверждены дизайн-проект и зонирование коррекционных школ |
Ярославская область |
приказ департамента образования Ярославской области |
30 октября 2019 года |
5. |
Сформирован и согласован перечень оборудования для оснащения коррекционных школ |
Ярославская область, проектный офис национального проекта "Образование" |
письмо ведомственного проектного офиса и приказ департамента образования Ярославской области/ регионального ведомственного проектного офиса |
01 ноября 2019 года |
6. |
Представлена информация об объёмах операционных расходов на функционирование коррекционных школ по статьям расходов |
Ярославская область |
письмо департамента образования Ярославской области |
30 ноября 2019 года, далее ежегодно |
7. |
Заключено дополнительное соглашение по реализации регионального проекта "Современная школа" на территории субъекта Российской Федерации в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
Ярославская область |
дополнительное соглашение |
05 февраля 2020 года, далее ежегодно (при необходимости) |
8. |
Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
Ярославская область |
финансовое соглашение |
15 февраля 2020 года, далее ежегодно (при необходимости) |
9. |
Размещены извещения о проведении закупок товаров, работ, услуг для обновления материально-технической базы в коррекционных школах |
Ярославская область |
извещения о проведении закупок |
25 февраля 2020 года |
10. |
Повышение квалификации (профессионального мастерства) педагогов коррекционных школ, в том числе по новым технологиям преподавания предметной области "Технология" |
Ярославская область |
свидетельство о повышении квалификации, отчёт по программам переподготовки кадров |
согласно графику, далее ежегодно |
11. |
Доставлены, установлены, налажены средства обучения и воспитания, оборудование |
Ярославская область |
акты приемки работ, товарные накладные и т.д. |
25 августа 2020 года |
12. |
Проведён мониторинг оснащения средствами обучения и воспитания, оборудованием |
Ярославская область, проектный офис национального проекта "Образование" |
по форме, определяемой ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование" |
30 августа 2020 года |
13. |
Завершение набора детей, обучающихся по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам |
Ярославская область |
акт организации |
30 августа 2020 года |
* Подлежит уточнению по итогам конкурсного отбора.
Утверждена
постановлением
Правительства области
от 3 июля 2019 г. N 480-п
Концепция
поддержки образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Ярославской области (описание предполагаемых организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, в которых обновлена материально-техническая база)
I. Обоснование потребности в реализации мероприятия по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Ярославской области
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и федеральным проектом "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденным протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16 (далее - федеральный проект "Современная школа" национального проекта "Образование"), особую роль в осуществлении прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, повышении уровня жизни граждан, создании комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека отводят предметной области "Технология", в рамках которой через обновление содержания и совершенствование методов обучения возможно решать задачи формирования технологической грамотности и компетенций обучающихся, что является одним из приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации.
Ярославская область является экономически развитым, крупным промышленным регионом Российской Федерации. Это открывает новые перспективы для развития технологического образования, повышает значимость изучения предметной области "Технология" в школе. Данная предметная область играет важную роль в формировании представлений учащихся о мире профессий, помогает определиться выпускникам с выбором профессий, востребованных на рынке труда.
Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов могут найти и в настоящее время находят применение своим способностям в трудовой деятельности. Образовательные организации успешно решают задачи по формированию положительного отношения детей к труду, осуществляют подготовку выпускников к дальнейшему обучению или трудоустройству по востребованным на рынке труда профессиям, помогают им стать максимально конкурентоспособными на рынке труда.
Расширение спектра направлений трудового и профессионально-трудового обучения, которое станет возможным в регионе при реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", будет способствовать профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ, адекватному выбору ими профессии и получению соответствующего профессионального образования.
Для обновления содержания образования и технологий обучения в рамках предметной области "Технология" предполагается создание условий обеспечения достижения планируемых результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Планируется обновление материально-технической базы, разработка и внедрение новых моделей и механизмов реализации предметной области "Технология" с учетом положений примерной адаптированной основной общеобразовательной программы и с использованием сетевых форм реализации образовательных программ, создание и внедрение программ внеурочной деятельности, формирование техносферы образовательной организации, а также развитие сотрудничества (взаимодействия) образовательной организации с другими структурами региона, совершенствование системы профессиональной ориентации обучающихся и профессионального развития учителей технологии для работы в новых условиях.
Для повышения качества образования и создания современной образовательной среды, обеспечения доступности образовательного процесса необходимо оснащение компьютерных классов, спортивных залов, залов лечебной физкультуры, учебных кабинетов физики, химии, географии и иных кабинетов специальным, в том числе учебным, реабилитационным оборудованием для организации коррекционной работы и обучения детей с нарушением зрения, слуха, речи, задержкой психического развития. Предполагается использование современных коррекционных методов и технологий адаптации, презентации и контроля освоения учебного материала по дисциплинам естественно-математического, естественно-научного цикла для обучающихся с сенсорными нарушениями в соответствии с требованиями примерных адаптированных основных общеобразовательных программ (по нозологиям), развитие форм внеурочной деятельности, совершенствование методов социализации обучающихся с ментальными нарушениями.
Для решения поставленных задач планируются:
- проведение мероприятий по обновлению материально-технической базы государственных общеобразовательных учреждений Ярославской области (далее - ГОУ ЯО) (учебных и учебно-производственных мастерских, кабинетов специалистов психолого-педагогического сопровождения: педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, кабинета для дополнительного образования обучающихся с ОВЗ);
- проведение мероприятий по обновлению материально-технической базы учебных кабинетов и помещений для организации качественного доступного образования обучающихся с нарушением слуха, зрения, речи, задержкой психического развития (компьютерного класса, спортивного зала, зала лечебной физкультуры, учебных кабинетов химии, физики, географии и иных кабинетов);
- проведение курсов повышения квалификации педагогических работников и специалистов ГОУ ЯО;
- создание регионального методического объединения учителей технологии, работающих в ГОУ ЯО, для обмена опытом работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами;
- разработка методических рекомендаций по проблемным вопросам, возникающим при реализации предметной области "Технология" в процессе обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Ярославская область располагает необходимыми условиями для образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В основу положен принцип равных прав на образование всех детей независимо от состояния их здоровья.
II. Статистические данные по сети образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам, численности и контингенту обучающихся, кадровому составу
1. В настоящее время в области функционирует 18 ГОУ ЯО, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с ОВЗ.
В их числе:
- 13 учреждений для детей с интеллектуальными нарушениями;
- 2 учреждения для детей, имеющих нарушения слуха;
- 1 учреждение для детей, имеющих нарушения зрения;
- 1 учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- 1 учреждение для детей с задержкой психического развития;
В 16 ГОУ ЯО также обучаются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.
В городах расположено 13 ГОУ ЯО, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным образовательным программам для детей с ОВЗ, в сельской местности - 5.
2. По состоянию на 20 сентября 2018 года в ГОУ ЯО обучается 1 845 детей с ОВЗ, в том числе 749 детей-инвалидов (40 процентов). Численность детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью составляет 457 человек (24 процента). Численность детей без интеллектуальных нарушений - 451 человек (24 процента).
Информация о количестве обучающихся в ГОУ ЯО на 20.09.2018
N |
Наименование учреждения |
Количество обучающихся |
Количество детей-инвалидов |
Количество детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
ГОУ ЯО "Рыбинская школа-интернат N 1" |
142 |
55 |
48 |
2. |
ГОУ ЯО "Рыбинская школа-интернат N 2" |
57 |
51 |
0 |
3. |
ГОУ ЯО "Переславль-Залесская школа-интернат N 3" |
97 |
31 |
26 |
4. |
ГОУ ЯО "Переславль-Залесская школа-интернат N 4" |
176 |
2 |
0 |
5. |
Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Ярославской области "Ярославская школа-интернат N 6" |
104 |
56 |
49 |
6. |
ГОУ ЯО "Ярославская школа-интернат N 7" |
98 |
95 |
15 |
7. |
ГОУ ЯО "Ярославская школа-интернат N 8" |
228 |
94 |
85 |
8. |
ГОУ ЯО "Ярославская школа-интернат N 9" |
100 |
62 |
40 |
9. |
ГОУ ЯО "Арефинская школа-интернат" |
45 |
3 |
2 |
10. |
ГОУ ЯО "Гаврилов-Ямская школа-интернат" |
86 |
56 |
32 |
11. |
ГОУ ЯО "Петровская школа-интернат" |
81 |
2 |
0 |
12. |
ГОУ ЯО "Рязанцевская школа-интернат" |
42 |
7 |
6 |
13. |
ГОУ ЯО "Пошехонская школа-интернат" |
59 |
15 |
10 |
14. |
ГОУ ЯО "Багряниковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья" |
76 |
32 |
24 |
15. |
ГОУ ЯО "Ярославская школа N 38" |
139 |
66 |
55 |
16. |
ГОУ ЯО "Ярославская школа N 45" |
149 |
60 |
52 |
17. |
ГОУ ЯО "Рыбинская школа N 13" |
132 |
51 |
26 |
18. |
ГОУ ЯО "Михайловская школа-интернат" |
34 |
11 |
10 |
В 2018/2019 учебном году наблюдается увеличение общей численности обучающихся в ГОУ ЯО на 3 процента, а детей-инвалидов на 12 процентов (по сравнению с показателями 2017/2018 учебного года). Численность детей, обучающихся на дому, в среднем ежегодно составляет 8 процентов.
2.1. В 2018/2019 учебном году завершил обучение в ГОУ ЯО 251 выпускник, из них имеют интеллектуальные нарушения 194 человека.
В двух ГОУ ЯО, имеющих лицензии на осуществление профессионального обучения (ГОУ ЯО "Ярославская школа-интернат N 8" и ГОУ ЯО "Багряниковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"), 18 выпускникам по результатам квалификационных экзаменов присвоены квалификационные разряды, 3 выпускникам выданы характеристики с перечнем работ, которые они могут выполнять самостоятельно.
Трудовому и профессионально-трудовому обучению детей, имеющих интеллектуальные нарушения, их профессиональной ориентации в Ярославской области уделяется особое внимание. В ГОУ ЯО ведется обучение швейному, трикотажному, столярному, обувному, картонажно-переплетному делу, растениеводству, животноводству, обслуживающему и сельскохозяйственному труду. Время обучения составляет от 5 до 7 лет. После окончания ГОУ ЯО выпускники имеют возможность продолжить обучение в государственных профессиональных образовательных организациях, где по возможности соблюдается преемственность в определении профилей обучения.
Все учебные и учебно-производственные мастерские ГОУ ЯО оснащены необходимым оборудованием и инструментами. При этом часть оборудования морально и физически устарела. Приобретение новых современных станков, швейных и трикотажных машин, сельскохозяйственной техники и другого оборудования осуществляется ГОУ ЯО в плановом порядке за счет бюджетных и внебюджетных средств. Однако темпы обновления материально-технической базы учебных и учебно-производственных мастерских ГОУ ЯО не соответствуют возрастающим потребностям.
Кроме того, остро стоит вопрос разработки и реализации программы профориентационной направленности по предметной области "Технология" для детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи с учетом направлений социально-экономического развития региона, потребностей рынка труда, с использованием сетевого взаимодействия с образовательными организациями дополнительного образования детей (в том числе детским технопарком "Кванториум").
В ходе решения данной проблемы региону предстоит разработать:
- перечень материально-технического оснащения для реализации программы профориентационной направленности по предметной области "Технология" с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, включающий конструкторы по электротехнике, робототехнике, интерактивные доски, персональные компьютеры, планшеты для обучающихся;
- программу повышения квалификации учителей технологии "Содержание, методика и технологии профориентационной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья "Азбука технологий будущего";
- методические рекомендации "Содержание, методика и технологии профориентационной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья "Азбука технологий будущего".
Для качественной работы в данном направлении регион располагает необходимыми ресурсами.
2.2. В Ярославской области реализуется дорожная карта по реализации плана мероприятий по развитию системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016 - 2020 годы, утвержденная приказом департамента образования Ярославской области от 23.09.2016 N 429/01-03 "О дорожной карте по реализации плана мероприятий по развитию системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016 - 2020 годы", в соответствии с планом мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N ВК-744/07).
Указанная дорожная карта направлена на обеспечение доступного, качественного и открытого образования детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, что предполагает создание условий для индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения их профессионального самоопределения.
На основании прогнозов государственного учреждения Ярославской области "Центр профориентации и психологической поддержки "Ресурс" (далее - ГУ ЯО "Центр "Ресурс") на период с 2017 года по 2023 год Правительство области утвердило перечень важных, новых и перспективных для региона профессий и специальностей среднего профессионального образования. Перечень получил название "ТОП-РЕГИОН". В него вошли 52 профессии и специальности.
Большинство профессий и специальностей из перечня "ТОП-РЕГИОН" могут быть успешно освоены выпускниками ГОУ ЯО при условии создания соответствующих условий.
ГУ ЯО "Центр "Ресурс" подготовлен ряд информационно-аналитических материалов по профориентации обучающихся с ОВЗ: атлас рабочих профессий, материалы по анализу и прогнозированию рынка труда для лиц с ОВЗ, материалы, отражающие рынок образовательных услуг для лиц с ОВЗ, профессиографические материалы, пакет психодиагностических методик, комплект программ, технологий индивидуальной и групповой профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ.
В регионе работает Межведомственный совет по вопросам профориентации, профессиональной подготовки и адаптации молодежи к условиям рынка труда при Губернаторе области, который обеспечивает согласованность действий органов исполнительной власти, государственных и частных образовательных, общественных, научных и других организаций.
С 2011/2012 учебного года реализуется региональная программа "Технологии отраслей профессиональной деятельности Ярославской области", разработанная с учетом направлений социально-экономического развития Ярославской области.
С 2015 года при научно-педагогической лаборатории сельской школы государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области "Институт развития образования" (далее - ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования") действует рабочая группа "Обучение в разновозрастных группах". Разработаны модели реализации нового содержания предмета "Технология" в условиях сельской школы, технологические карты уроков технологии. С 2018 года при региональном методическом объединении учителей технологии "ТЕМП" создана рабочая группа "Проблемы профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья".
3. Особые забота и внимание в вопросах социальной адаптации необходимы детям с тяжелыми ментальными нарушениями. На сегодняшний день для таких детей в ГОУ ЯО созданы классы малой наполняемости, обеспечены необходимые материально-технические, программно-методические условия, увеличен штат специалистов системы сопровождения. С 01 сентября 2016 года в ГОУ ЯО начали обучение 165 детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью.
Воспитанники (10 человек) государственного казенного учреждения социального обслуживания Ярославской области "Гаврилов-Ямский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" по возвращении в семьи продолжили обучение в ГОУ ЯО. С сентября 2017 года 15 детей, имеющих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучаются в ГОУ ЯО "Багряниковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья", где в настоящее время получают профессиональные навыки в обувном деле и сельскохозяйственном труде в рамках трудового и профессионального обучения.
Развитие профилей трудового обучения, которые будут доступны для данной категории детей, - одно из важных направлений деятельности образовательных организаций региона.
4. Во всех ГОУ ЯО созданы службы психолого-медико-педагогического сопровождения. Деятельность служб направлена на определение условий для ослабления и преодоления имеющихся у детей недостатков развития, координацию усилий педагогического коллектива по компенсации нарушений развития обучающихся, участие в планировании и разработке коррекционно-развивающих программ с учётом индивидуальных особенностей детей, и, прежде всего, состояния здоровья, социальную адаптацию обучающихся, их правовую защиту, оптимизацию процессов коммуникации между всеми участниками образовательных отношений, консультирование родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам воспитания детей, создания благоприятного микроклимата в семьях.
В мае 2016 года специалистами департамента образования Ярославской области был осуществлён анализ готовности ГОУ ЯО к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В мае 2016 года в 18 ГОУ ЯО насчитывалось 49,35 ставки специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор). Повторный анализ ситуации по данному вопросу осуществлён в мае 2019 года. На сегодняшний день обеспеченность ГОУ ЯО специалистами составляет 118 ставок. Таким образом, в среднем на одно ГОУ ЯО приходится 6,5 ставки специалиста системы сопровождения. Количество специалистов системы сопровождения с 2016 года по 2019 год увеличилось более чем в 2 раза. Всего в ГОУ ЯО работают в соответствии со штатным расписанием:
- 30 педагогов-психологов;
- 28 учителей-дефектологов;
- 35 учителей-логопедов;
- 19 социальных педагогов;
- 8 тьюторов,
- 1 ассистент.
ГОУ ЯО испытывают потребность в оснащении кабинетов педагога-психолога, педагога-дефектолога, учителя-логопеда современным оборудованием для проведения специалистами диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы, а также в приобретении оборудования для дополнительного образования обучающихся.
5. Все ГОУ ЯО имеют лицензии по направлению "Дополнительное образование детей и взрослых". В 2018/2019 учебном году дети занимались в 126 объединениях художественно-эстетической, технической и спортивно-оздоровительной направленности.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды принимают активное участие в мероприятиях всероссийского, регионального, муниципального уровней, реализуя свой потенциал.
Воспитанники ГОУ ЯО участвуют в областных конкурсах, проводимых департаментом образования Ярославской области и подведомственными государственными учреждениями дополнительного образования: конкурсах компьютерной графики, детского технического и прикладного творчества.
Дети являются активными участниками различных концертных и региональных конкурсных мероприятий: областных конкурсов юных флористов, конкурсов декоративно-прикладного творчества "Экодекор", проводимых в рамках экологического фестиваля, областного конкурса образовательных проектов "Золотое кольцо России", культурно-досуговых мероприятиях.
В 2017/2018 учебном году дети с ОВЗ и дети-инвалиды приняли участие в XVII областном фестивале детского и юношеского художественного творчества "Радуга", заняли призовые места в специальных номинациях среди танцевальных коллективов, конкурсе вокального искусства "Гармония" по направлениям "Эстрадный вокал", "Народное пение", "Жестовое пение".
В 2017/2018 учебном году воспитанники ГОУ ЯО приняли участие в областном фестивале детского творчества и спорта "Безграничное детство". Данное мероприятие проводилось при финансовой поддержке автономной некоммерческой организации "Агентство социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей "Моя семья". Дети получили возможность испытать себя в русских шашках, лыжных гонках, настольном теннисе, мини-футболе, легкой атлетике, продемонстрировать профессиональное мастерство в конкурсах "Юный столяр", "Юная швея", в вокале и хореографии.
С 16 по 17 октября 2018 года в Ярославской области был проведён III Ярославский чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью "Абилимпикс" (далее - Чемпионат). Соревновательная программа включала 12 компетенций в категории "школьники", "студенты" и "специалисты". Всего в соревновательной части программы приняли участие 67 конкурсантов с инвалидностью и ОВЗ.
Оценивали работу конкурсантов более 70 экспертов, в мероприятиях Чемпионата было задействовано 60 волонтёров.
Соревновательные площадки по компетенциям располагались на базах пяти профессиональных образовательных организаций.
По итогам Чемпионата из победителей была сформирована команда Ярославской области для участия в IV Национальном чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" (далее - IV Национальный чемпионат "Абилимпикс").
IV Национальный чемпионат "Абилимпикс" проходил в г. Москве с 20 по 23 ноября 2018 года. Команда Ярославской области приняла участие в 12 профессиональных компетенциях. Наш регион представляли 4 школьника, 6 студентов профессиональных образовательных организаций и 2 специалиста.
По результатам участия в IV Национальном чемпионате "Абилимпикс" представители команды Ярославской области заняли 2 и 3 место в категории "школьники" в компетенциях "Обувное дело" и "Робототехника", в категории "студенты" - 2 место в компетенции "Торговля", в категории "специалисты" - 1 место в компетенции "Массаж".
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды, достигшие побед в спорте на региональном уровне, успешно выступают во всероссийских соревнованиях. По итогам 2017/2018 учебного года в г. Санкт-Петербурге команда ГОУ ЯО "Багряниковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья" заняла в соревнованиях по мини-футболу 1 место, в г. Москве - 2 место, в г. Сочи - 4 место.
Высокие результаты в спортивных состязаниях демонстрируют дети, имеющие нарушения зрения.
6. Регион обладает высоким кадровым потенциалом. По данным мониторинга кадрового состава педагогических работников на 01 сентября 2018 года в ГОУ ЯО работает 570 педагогов: учителя, воспитатели, специалисты системы сопровождения, из них 78 процентов педагогов имеют высшее педагогическое образование. Специалисты в области тифло-, сурдо-, олигофренопедагогики и логопедии составляют 28 процентов.
Количество педагогов, аттестованных на высшую и первую квалификационную категорию, составляет 61 процент. Количество опытных педагогов, имеющих стаж работы в ГОУ ЯО свыше 10 лет, составляет 78 процентов. Численность молодых специалистов - 9 процентов.
Информация о кадровом составе ГОУ ЯО
Всего педагогов, чел. |
Имеют высшее образование, чел. (%) |
Имеют высшую квалификационную категорию, чел. (%) |
Имеют первую квалификационную категорию, чел. (%) |
Стаж работы |
|||
до 5 лет, чел. (%) |
от 5 до 10 лет, чел. (%) |
от 10 до 20 лет, чел. (%) |
более 20 лет, чел. (%) |
||||
570 |
446 (78%) |
130 (22%) |
224 (39%) |
54 (9%) |
69 (12%) |
89 (15%) |
358 (62%) |
Количество учителей технологии, трудового и профессионально-трудового обучения составляет 10 процентов от общей численности педагогов, работающих в ГОУ ЯО. Большинство из них имеют высшее образование и стаж работы более 20 лет. В ряде ГОУ ЯО трудятся учителя со стажем свыше 35 лет, однако приток молодых специалистов в данную отрасль минимален.
Учителя технологии являются активными участниками международных, всероссийских, региональных конференций и конкурсов.
Информация о кадровом составе учителей технологии, трудового и профессионально-трудового обучения в ГОУ ЯО
Учителя технологии и профессионально-трудового обучения, чел. |
Имеют высшее образование, чел. (%) |
Имеют высшую квалификационную категорию, чел. (%) |
Имеют первую квалификационную категорию, чел. (%) |
Стаж работы |
|||
до 5 лет, чел. (%) |
от 5 до 10 лет, чел. (%) |
от 10 до 20 лет, чел. (%) |
более 20 лет, чел. (%) |
||||
58 |
45 (77%) |
20 (34%) |
23 (39%) |
5 (8%) |
1 (1%) |
6 (10%) |
46 (79%) |
III. Информация о повышении квалификации педагогических работников, привлекаемых к реализации мероприятия по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Ярославской области
С 2013 года реализуется региональный проект "Развитие кадрового потенциала в Ярославской области". Организацию повышения квалификации и переподготовки работников системы образования осуществляет государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области "Институт развития образования" (далее - ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования"). Ежегодно в среднем 34 процента педагогических работников повышают свою квалификацию.
Педагоги ГОУ ЯО являются активными участниками данного проекта. За период с 2017 по 2019 год обучились на курсах повышения квалификации 523 специалиста (91 процент) и 206 педагогов (38 процентов) получили дипломы о профессиональной переподготовке.
Сведения о повышении квалификации педагогов ГОУ ЯО, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с ОВЗ
Год |
Количество обученных, чел. |
2017 |
251 |
2018 |
173 |
2019 |
99 |
Обучение педагогических работников, осуществляющих обучение детей с ОВЗ предметной области "Технология", педагогов дополнительного образования и специалистов системы сопровождения осуществляется ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования" по следующим программам, утвержденным на заседаниях ученого совета ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования":
- "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: проектирование и реализация адаптированных образовательных программ. Естественно-научные дисциплины и математика";
- "Дополнительное образование в социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья";
- "Инклюзивное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях";
- "Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью";
- "Обучение младших школьников с ограниченными возможностями здоровья";
- "Реализация федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- "Внеурочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Эффективные практики инклюзивного образования";
- "Социально-бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов".
ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования": реализует также программы профессиональной подготовки педагогов, имеющих высшее образование, по направлению "Дефектологическое образование".
С целью реализации мероприятий по поддержке образования для детей с ОВЗ необходимы модернизация имеющейся материально-технической базы учебных и учебно-производственных мастерских в ГОУ ЯО, приобретение оборудования для кабинетов специалистов системы сопровождения и оборудования для дополнительного образования обучающихся.
Планируется поэтапное включение ГОУ ЯО в реализацию мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" при наличии средств, поступающих из федерального бюджета, из расчета 5 ГОУ ЯО в 2020 году, 4 - в 2021 году, 3 - в 2022 году, 3 - в 2023 году, 3 - в 2024 году.
Ярославская область берёт на себя обязательства в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" к 2024 году реализовать следующий комплекс мер:
- повышение квалификации (профессиональной переподготовки) педагогических работников и специалистов ГОУ ЯО - на 100 процентов;
- обеспечение кадровой потребности ГОУ ЯО в педагогических работниках и специалистах в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов - на 100 процентов;
- создание условий современной здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей индивидуальный образовательный маршрут с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, - не менее чем в 50 процентах ГОУ ЯО;
- реализация в ГОУ ЯО комплекса мер по внедрению современных программ трудового и профессионально-трудового обучения предметной области "Технология" по востребованным на рынке труда профессиям, в том числе на базе детских технопарков "Кванториум";
- обеспечение обучающихся ГОУ ЯО профориентационной работой к 2020 году - 100 процентов.
Индикаторы реализации мероприятия в 2020 - 2024 годах представлены в таблице индикаторов, приведенной в приложении 1 к настоящей Концепции.
Перечень ГОУ ЯО, в которых планируется реализация мероприятия, приведенный в приложении 2 к настоящей Концепции, представлен 18 ГОУ ЯО.
Участие ГОУ ЯО в реализации мероприятия планируется в 2020 - 2024 годах с учетом средств, поступающих из федерального бюджета.
IV. Опыт Ярославской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования за последние три года
Ярославская область имеет опыт выполнения крупных проектов и мероприятий в области образования международного, федерального и межрегионального уровней:
- с 2012 года ежегодно проводится международный форум "Евразийский образовательный диалог" - авторитетная дискуссионная площадка для обсуждения государственной политики в сфере образования и представления лучших практик обучения и воспитания детей на международном уровне. Успешное проведение данного форума в предыдущие годы стало основой для его восприятия в качестве одной из визитных карточек (брендов) Ярославской области. В 2018 году в форуме приняли участие более 750 участников, в том числе 22 представителя из 9 стран;
- с 2013 года ежегодно в городе Ярославле проводится Всероссийский форум "Будущие интеллектуальные лидеры России" (с 2017 года - Всероссийский форум профессиональной ориентации "ПроеКТОриЯ"), объединяющий ведущих экспертов и лидеров индустрий, лучших педагогов страны и мотивированных школьников для решения актуальных проблем в области профессиональной навигации. В 2018 году во Всероссийском форуме профессиональной ориентации "ПроеКТОриЯ" в решении сложных и интересных инженерных и предпринимательских кейсов приняли участие 479 обучающихся в возрасте от 14 до 18 лет и около 300 педагогов из всех субъектов Российской Федерации. Все ключевые события Форума были доступны не только для просмотра в режиме онлайн-трансляции, но также для активного участия школьников со всей России в режиме телемоста. Одним из инновационных инструментов стали авторские уроки от самых творческих и талантливых педагогов страны, прошедших отбор, организованный Министерством просвещения Российской Федерации. В их число вошли три представителя Ярославской области;
- в 2017 году город Ярославль выступил площадкой для проведения заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе. В мероприятии приняло участие 255 учащихся 9 - 11 классов из 73 субъектов Российской Федерации. Для руководителей делегаций субъектов Российской Федерации в период проведения олимпиады организовано обучение по программе повышения квалификации "Методические аспекты организации работы с литературно одаренными детьми и подростками" в объеме 30 часов;
- в 2017 году Ярославская область стала организатором Всероссийского совещания по итогам проведения всероссийской олимпиады школьников в 2016/2017 учебном году. В работе совещания приняли участие руководители, специалисты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, ответственные за организацию и проведение олимпиады в регионах, руководители образовательных организаций, представители педагогического сообщества из 69 субъектов Российской Федерации в количестве 124 человек;
- в 2018 году департамент образования Ярославской области провел первую Российскую психолого-педагогическую олимпиаду школьников им. К. Д. Ушинского. Соучредителями олимпиады стали федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского" и Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации. Целью олимпиады является создание условий для профессионального самоопределения школьников, проявляющих способности и интерес к педагогической деятельности. В заключительном этапе, который прошел в городе Ярославле, приняли участие 27 школьников 10 - 11 классов образовательных организаций Вологодской, Кировской, Новосибирской и Ярославской областей;
- в 2018 году на базе государственного профессионального образовательного автономного учреждения Ярославской области Рыбинского профессионально-педагогического колледжа состоялся заключительный этап I Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования 44.02.01 "Дошкольное образование", 44.02.02 "Преподавание в начальных классах", в которой приняли участие представители 44 регионов Российской Федерации. В рамках данной олимпиады была организована деловая программа для лиц, сопровождающих участников, которым были представлены лучшие практики региона в области дошкольного, школьного и дополнительного образования детей. Для педагогического сообщества проведена серия мастер-классов в группах детей дошкольного возраста и дискуссионная площадка "Современные образовательные технологии в дошкольном образовании: за и против". В рамках олимпиады были обозначены пути сотрудничества педагогических колледжей Российской Федерации при реализации плана деятельности федерального учебно-методического объединения;
- в 2018 и 2019 годах на базе федерального государственного бюджетного учреждения профессиональной образовательной организации "Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею" проведен заключительный этап Всероссийской олимпиады по специальностям среднего профессионального образования 49.00.00 "Физическая культура и спорт". В 2019 году в указанной олимпиаде приняли участие представители 40 субъектов Российской Федерации;
- с 2012 года по 2017 год государственным учреждением Ярославской области "Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании" при информационной поддержке Государственной Думы Российской Федерации реализован международный интернет-проект "Мосты дружбы", направленный на воспитание у молодежи культуры и традиций народов России и разных стран мира в духе взаимопонимания и взаимоуважения. В период с 2016 по 2017 год участниками интернет-проекта стали более 4000 школьников 7 - 18 лет из 63 регионов России и 5 зарубежных государств;
- в 2017 году проведен XXI Всероссийский слет краеведов: историков, географов, этнографов, туристов и экологов. Участники слета - 178 школьников (23 команды) из 13 субъектов Российской Федерации традиционно представляли исследовательские краеведческие работы в рамках полевой конференции, разрабатывали и представляли экскурсионные маршруты, национальные игры и обряды родного края, состязались в туристских навыках;
- с 2013 года по настоящее время функционирует инновационная среда дистанционного взаимодействия для развития математического образования портал "Математика для всех". Ресурсы портала адресованы школьникам, родителям, преподавателям математики и руководителям математических кружков. На портале размещены дистанционные уроки, занимательные задачи, тренажеры. Портал получил признание профессионального сообщества Российской Федерации, оказался востребован пользователями информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" из 72 субъектов Российской Федерации; в 2018 году к ресурсам портала обратились пользователи информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" из 72 субъектов Российской Федерации, в первом полугодии 2019 года - пользователи из 76 субъектов;
- с 2014 по 2019 год активно реализуется инновационный межрегиональный проект "Лига Индиго", в рамках которого проводятся межрегиональные интеллектуально-творческие игры в режиме онлайн. В реализации проекта приняли участие обучающиеся более чем из 10 регионов Российской Федерации: Астраханской, Волгоградской, Новосибирской, Кировской, Курской, Московской, Челябинской, Тверской, Тульской областей, г. Санкт-Петербурга, республики Саха (Якутия) и других регионов;
- в 2016 году Ярославская область являлась участником реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы", а также является участником реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования":
повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов. В 2017 году проведен мониторинг 100 процентов школ региона, выявлены 41 школа с низкими образовательными результатами и 22 школы, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях, предоставлена грантовая поддержка программ перехода школ в эффективный режим работы, разработаны и апробированы 2 программы повышения квалификации, разработано 7 методических продуктов;
модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом. В 2016, 2017, 2018 годах разработаны и реализованы предложения по модернизации содержания обучения и технологий формирования предметных, метапредметных, личностных результатов в рамках учебных предметов "История", "Обществознание", "Математика", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка", "География", создана региональная сеть школьных информационно-библиотечных центров, которая включает в себя 80 школьных центров, 4 ресурсных центра и 1 региональный центр, проведено повышение квалификации учителей по метапредметным компетенциям для более 2500 человек из 19 субъектов Российской Федерации, проведено 17 вебинаров, в которых приняло участие 2100 человек из 26 регионов Российской Федерации;
обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей. В рамках работы региональной сетевой инновационной площадки по обновлению содержания и технологий дополнительного образования детей на основе принципов неформального и информального образования в 2016 - 2018 годах создан банк инновационных программ дополнительного образования детей, реализуемых в сетевой форме организациями - участниками проекта по актуальным направлениям (образовательный туризм, математическое образование, инклюзивное дополнительное образование, техническое творчество, театральная педагогика, музейная педагогика), создан банк инновационных технологий дополнительного образования на основе принципов неформального и информального образования, реализован пакет программ дополнительного профессионального образования для педагогических и руководящих работников сферы дополнительного образования детей (обучено в 2016 году более 400 человек, в 2017 - 170 человек, в 2018 - 400 человек), проведена серия семинаров, вебинаров, разработаны методические рекомендации по разработке и реализации технологий дополнительного образования на основе принципов неформального и информального образования, создан региональный портал "Ярославская область - пространство возможностей дополнительного и неформального образования" (более 1000 посетителей);
формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей. В 2018 году внедрена модель персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в 10 муниципальных образованиях области, с 01 сентября 2019 года данная модель начнет функционировать на территории всего региона. Во всех муниципальных образованиях проведены мероприятия по повышению доступности дополнительного образования для разных категорий детей, в том числе для детей с ОВЗ, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, одаренных детей, создан и функционирует навигатор по дополнительным общеобразовательным программам с возможностью записи в выбранное объединение. По состоянию на 01 июня 2019 года в навигаторе по дополнительным общеобразовательным программам зарегистрировано более 350 организаций - поставщиков образовательных услуг, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, загружено более 4 000 образовательных программ, в том числе разноуровневые программы дополнительного образования, дистанционные курсы, модульные программы, программы в сетевой форме, программы сезонных и заочных школ;
создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности для обучающихся. В 2017 году создан детский технопарк "Кванториум" в городе Рыбинске по направлениям "Авиационные технологии", "Энергетические технологии", "Робототехника", "Информационные технологии", "Нанотехнологии", "Электроника", "Аддитивные технологии", в 2018/2019 учебном году обучено 1250 детей. Более 8000 детей посетили интерактивный музей детского технопарка "Кванториум" и приняли участие в мастер-классах. Организовано более 30 экскурсий на промышленные предприятия города Рыбинска (в экскурсиях приняли участие более 700 обучающихся детского технопарка "Кванториум"), успешно прошло защиту более 50 проектов, созданных обучающимися детского технопарка "Кванториум"; в 2018 году появились новые образовательные направления: "Data-квантум" - образовательное направление в области геоинформатики, "Нейротехнологии в системах управления" - дополнительная общеобразовательная программа в сфере искусственного интеллекта, рассчитанная на школьников 9 - 11 классов. Налажено продуктивное взаимодействие с промышленными предприятиями города Рыбинска по вопросам сопровождения образовательного процесса;
развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества. В 2018 году в рамках проекта оснащены оборудованием пункты проведения единого государственного экзамена, разработано 3 комплекта региональных оценочных инструментов для проведения регионального анализа оценки качества общего образования; разработано 6 программ повышения квалификации работников образования в области оценки качества образования, 275 специалистов региональной системы образования прошли курсы повышение квалификации по разработанным программам;
создание детских технопарков "Кванториум" и мобильных технопарков "Кванториум". В 2019 году в г. Ярославле начнет функционировать второй в области детский технопарк "Кванториум", в котором не менее 800 детей будут получать дополнительное образование по направлениям "IT-технологии", "Робототехника", "Виртуальная и дополненная реальность", "Промышленный дизайн". Также за счет создания мобильного технопарка "Кванториум" будет обеспечено вовлечение обучающихся, проживающих в сельской местности и малых городах, в техническое творчество. Мобильный технопарк "Кванториум" начнет работу с сентября 2019 года в Мышкинском, Большесельском, Пошехонском, Угличском, Тутаевском муниципальных районах области;
создание ключевых центров развития детей (центров цифрового образования детей) в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование". В 2019 году на базе государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области Переславского колледжа им. А. Невского будет создан центр цифрового образования детей "IT-куб", в котором не менее 400 детей будут обучаться по дополнительным общеобразовательным программам технической направленности по востребованным направлениям - разработка мобильных приложений, программирование на языке Python, цифровая гигиена и работа с большими данными, дополненная и виртуальная реальность;
внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях. В 2019 году в 14 образовательных организациях Ярославской области будет внедрена целевая модель цифровой образовательной среды, которая включает обновление материально-технической базы и информационно-коммуникационной инфраструктуры образовательных организаций, подготовку кадров, формирование для обучающихся цифрового образовательного профиля и индивидуального плана обучения;
- с 2015 году Ярославская область принимает участие в международных исследованиях качества граждановедческого, математического и естественно-научного образования (ICCS и TIMSS);
- с 2015 года Ярославская область активно участвует в национальных исследованиях компетенций учителей (2015 - 2018 годы), качества образования (2016 - 2018 годы), качества подготовки обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования (2018 год);
- в 2017, 2018 годах Ярославская область принимала участие в национальных исследованиях качества образования, проводимых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (по учебным предметам "Основы безопасности жизнедеятельности", "Биология", "Химия", "Литература", "География", "Физическая культура");
- в 2018 году Ярославская область стала пилотной по апробации модели аттестации учителей на основе использования проектов типовых комплектов единых федеральных оценочных материалов для проведения аттестации педагогических работников, замещающих должность "Учитель". В апробации приняли участие 6 образовательных организаций, 35 учителей русского языка и математики;
- с 2014 года по настоящее время Ярославская область является официальным участником движения Национального чемпионата "Молодые профессионалы" WorldSkills Russia. За период с 2015 по 2019 годы Ярославская область провела два полуфинала национальных чемпионатов WorldSkills Russia в Центральном федеральном округе и пять региональных чемпионатов "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia). В 2015, 2016 годах в полуфинале WorldSkills Russia принимали участие более 500 обучающихся из 16 регионов Центрального федерального округа. Соревнования проводились по 39 компетенциям. В 2016 году Ярославская область вошла в десятку лучших регионов Российской Федерации по итогам полуфинала Всероссийского чемпионата "Молодые профессионалы" движения WorldSkills Russia. В 2018 и 2019 годах регион являлся площадкой для проведения отборочных соревнований на право участия в финале VI и VII Национальных чемпионатов "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia), в которых ежегодно принимали участие более 300 участников из 77 субъектов Российской Федерации. Ежегодно команда Ярославской области занимает призовые места на Национальном чемпионате "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia).
По результатам финала VII Национального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) в 2019 году Ярославская область заняла 19 место в общем командном зачете среди 82-х регионов. В целом команда региона завоевала 6 медалей и 2 медальона. Ярославская область вошла в число девяти регионов Российской Федерации, в которых функционируют более 4 аккредитованных специализированных центров компетенций WorldSkills Russia. В 2017 году Ярославская область вошла в число 26 субъектов Российской Федерации, принимавших участие в пилотном проекте по апробации проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia. По итогам пилотной апробации Ярославская область находится на 8 месте по проценту участников демонстрационного экзамена, соответствующих стандартам WorldSkills. В 2017 году Ярославская область в числе 20-ти пилотных регионов проводила апробацию внедрения Регионального стандарта кадрового обеспечения экономики региона. Проведено 5 демонстрационных экзаменов. В 2019 году организовано проведение пилотной апробации демонстрационного экзамена по 12 компетенциям;
- с 2016 года Ярославская область принимает участие в Чемпионате корпораций по методике JuniorSkills. В 2016 в национальном финале по стандартам JuniorSkills команда города Ярославля заняла III место по компетенции "Мобильная робототехника 10+", в 2017 году - I место по компетенции "Электроника 14+". В 2018 году - II место по компетенции "Электроника 10+" и "Электроника 14+". В 2019 году - I место по компетенции "Электроника 14+" и II место по компетенции "Электроника 10+";
- с 2016 года Ярославская область принимает участие в Национальном Чемпионате "ЮниорПрофи". В 2017 году межрегиональная команда, в составе которой были представители Ярославской области, победила в номинации "За инновационный подход", в 2018 году представители Ярославской области в составе межрегиональной команды завоевали I место, в 2019 году команда Ярославской области завоевала III место. Количество участников Национального Чемпионата "ЮниорПрофи" (компетенций и корпораций) от Ярославской области с 2016 по 2019 год выросло с 2 до 20 человек;
- на межрегиональном уровне проводятся такие мероприятия для обучающихся, как межрегиональный турнир по художественной гимнастике "Золотое кольцо" (1995 - 2017 годы), межрегиональный турнир по дзюдо "Золотое кольцо" (2001 - 2018 годы), профильный лагерь для старшеклассников "Школа юного экскурсовода" (2014 - 2018 годы), открытое первенство по авиамодельному спорту (2009 - 2018 годы), межрегиональные соревнования по судомодельному спорту "Кубок "Золотое кольцо России" и открытое первенство области по судомодельному спорту, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне (1997 - 2017 годы), межрегиональные соревнования роботизированных систем "Кванто-экогонки" (2018 - 2019 годы), межрегиональная интеллектуально-познавательная игра в режиме онлайн "Умные роботы" между командами обучающихся образовательных регионов Российской Федерации (2019 год), открытое первенство области по спортивной радиопеленгации (2009 - 2019 годы), открытый областной командный турнир по программированию (2004 - 2018 годы).
V. Дополнительная информация
В регионе проводятся мероприятия по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Ежегодно проходит Конференция в рамках декады инклюзивного образования в Ярославской области при поддержке департамента образования Ярославской области. Декада нацелена на выявление и распространение эффективного опыта реализации федерального государственного образовательного стандарта образования для детей с ОВЗ, федерального государственного образовательного стандарта образования детей с умственной отсталостью, внедрение инклюзивного образования в Ярославской области. Ежегодно в декаде принимают участие более 400 педагогических и руководящих работников системы образования Ярославской области, а также представители других регионов Российской Федерации.
На территории Ярославской области разработана и реализуется "Дорожная карта по реализации плана мероприятий по развитию системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016 - 2020 годы". Данная дорожная карта направлена на совершенствование деятельности по оказанию помощи в профессиональном самоопределении детям-инвалидам и лицам с ОВЗ. Разработан сайт ГУ ЯО "Центр "Ресурс", включающий раздел "Родителям детей-инвалидов и детей с ОВЗ". В разделе можно найти информацию по организациям, осуществляющим профессиональное обучение детей с ОВЗ в регионе и европейской части России, рекомендации по построению образовательной траектории, выбору профессии, выдержки из основных нормативно-правовых актов в сфере государственной поддержки детей-инвалидов и детей с ОВЗ и их семей. В разделе работает рубрика "Подготовка к государственной итоговой аттестации детей с ограниченными возможностями здоровья". Приведен список книг и фильмов о людях с ограниченными возможностями здоровья, выложены мультфильмы про особенных детей.
Обучающиеся Ярославской области участвуют во всероссийских и региональных конкурсных мероприятиях, направленных на работу с данной категорией детей:
- IV Всероссийские Брудновские педагогические чтения с международным участием "Дополнительное образование - пространство самоактуализации и самореализации личности, удовлетворения вариативных потребностей детей и семьи" (2017 год);
- Большой всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (2017 год);
- Открытый творческий конкурс для детей с ОВЗ "Парад новогодних идей" (2017 год);
- Открытый инклюзивный фестиваль творческих возможностей "Я на коне!" (2017 год);
- Областная выставка детского творчества "Зимняя сказка" (2017 год);
- Областной конкурс юных флористов (2017 год);
- Областная социальная акция "Дети-детям" "Права потребителей в современном мире" (2019 год).
Приложение 1
к Концепции (описанию)
Таблица индикаторов
N |
Наименование индикатора/показателя |
Минимальное значение, начиная с 2020 года* |
Значение Ярославской области (далее - ежегодно, не менее установленного минимального значения) |
1. |
Численность детей, осваивающих предметную область "Технология" по обновленным образовательным программам общего образования и на обновленной материально-технической базе от общего числа детей указанной категории (человек) |
1 845 |
1 845 |
2. |
Численность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучающихся в образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам, в условиях современной здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей индивидуальный образовательный маршрут с учетом особых образовательных потребностей (человек). |
1 845 |
1 845 |
3. |
Повышение квалификации педагогов по вопросам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе по предмету "Технология", в год получения субсидии, % |
100 |
100 |
* год может быть изменен по итогам конкурсного отбора мероприятия
Приложение 2
к Концепции (описанию)
Предполагаемая сеть образовательных организаций,
осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых планируется обновление материально-технической базы*
NN |
Наименование субъекта РФ |
Название муниципального образования |
Название ГОУ ЯО (по уставу) |
Общая численность обучающихся |
Численность педагогических работников |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Ярославская область |
г. Ярославль |
Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Ярославской области "Ярославская школа-интернат N 6" |
104 |
60 |
2 |
Ярославская область |
городской округ город Рыбинск |
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Рыбинская школа-интернат N 1" |
142 |
39 |
3 |
Ярославская область |
Первомайский муниципальный район |
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Багряниковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья" |
76 |
34 |
4 |
Ярославская область |
г. Ярославль |
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области Ярославская школа-интернат N 9" |
100 |
31 |
5 |
Ярославская область |
городской округ города Переславля-Залесского |
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Переславль-Залесская школа-интернат N 3" |
97 |
35 |
6 |
Ярославская область |
Гаврилов-Ямский муниципальный район |
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Гаврилов-Ямская школа-интернат" |
86 |
26 |
7 |
Ярославская область |
г. Ярославль |
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Ярославская школа N 38" |
139 |
25 |
8 |
Ярославская область |
г. Ярославль |
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Ярославская школа-интернат N 8 имени Э.Н. Макшанцевой" |
228 |
54 |
9 |
Ярославская область |
г. Ярославль |
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Ярославская школа N 45" |
149 |
29 |
10 |
Ярославская область |
г. Ярославль |
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Ярославская школа-интернат N 7" |
98 |
37 |
11 |
Ярославская область |
городской округ город Рыбинск |
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Рыбинская школа-интернат N 2" |
57 |
37 |
12 |
Ярославская область |
городской округ города Переславля-Залесского |
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Переславль-Залесская школа-интернат N 4" |
176 |
37 |
13 |
Ярославская область |
городской округ город Рыбинск |
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Рыбинская школа N 13" |
132 |
19 |
14. |
Ярославская область |
Рыбинский муниципальный район |
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Арефинская школа-интернат" |
45 |
17 |
15. |
Ярославская область |
Пошехонский муниципальный район |
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Пошехонская школа-интернат" |
59 |
19 |
16. |
Ярославская область |
Ростовский муниципальный район |
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Петровская школа-интернат" |
81 |
35 |
17. |
Ярославская область |
Ярославский муниципальный район |
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Михайловская школа-интернат" |
34 |
17 |
18. |
Ярославская область |
городской округ города Переславля-Залесского |
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Рязанцевская школа-интернат" |
42 |
19 |
* Заполнена в порядке приоритета по убыванию
Примечание: участие ГОУ ЯО в реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" планируется в 2020 - 2024 годах с учетом средств, поступающих из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ярославской области от 3 июля 2019 г. N 480-п "О реализации мероприятия поддержки образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Ярославской области"
Настоящее постановление вступает в силу с 3 июля 2019 г.
Текст постановления опубликован в газете "Документ-Регион" от 19 июля 2019 г. N 60, на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 11 июля 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ярославской области от 28 декабря 2023 г. N 1437-п
Изменения вступают в силу с 28 декабря 2023 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 13 ноября 2023 г. N 1168-п
Изменения вступают в силу с 13 ноября 2023 г.