Рассмотрев информацию о реализации муниципальной программы города Липецка "Развитие образования города Липецка на 2014 - 2016 годы" в 2015 году и текущем периоде 2016 года, представленную Главой города Липецка, руководствуясь статьями 36, 59 Устава города Липецка, учитывая решение постоянной комиссии Липецкого городского Совета депутатов по образованию, культуре, спорту и делам молодежи, Липецкий городской Совет депутатов решил:
1. Принять к сведению информацию о реализации муниципальной программы города Липецка "Развитие образования города Липецка на 2014 - 2016 годы" в 2015 году и текущем периоде 2016 года (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Липецкого |
И.В. Тиньков |
Секретарь сессии |
М.Ю. Селезнев |
Информация
о реализации муниципальной программы города Липецка "Развитие образования города Липецка на 2014 - 2016 годы" в 2015 году и текущем периоде 2016 года
Принята решением сессии Липецкого городского
Совета депутатов от 31.05.2016 N 158
Цель системы образования в 2015 году оставалась прежней - обеспечение доступности и качества образования, а также услуг в сфере отдыха и оздоровления детей. Организационный и финансовый механизм ее достижения - муниципальная программа "Развитие образования города Липецка на 2014 - 2016 годы". Кроме нее, в отрасли реализуются мероприятия еще трех муниципальных программ. Показательно, что все средства осваивались в 2015 году программным способом. Непрограммная доля расходов составила 0,02%.
Очевидно, что в этой ситуации рассказать о ходе реализации программы - значит рассказать обо всем, что сделано в системе в отчетном году. Поскольку это невозможно, целесообразно работать в логике, определенной постановлением администрации города Липецка от 31.07.2013 N 1795 для контроля за ходом исполнения муниципальных программ. А именно - представить информацию об исполнении бюджета программы, выполнении ее основных мероприятий, достижении плановых значений целевых индикаторов и показателей задач.
Так, исполнение средств на реализацию программы развития образования из трех бюджетов составило в 2015 году 99,25% (план - 5496473,979 тысяч рублей, факт - 5455306,35 тысяч рублей). В максимальном объеме использованы отведенные на нее средства бюджета города - 98,1% (план - 1740650,2 тысяч рублей, факт - 1708336,5 тысяч рублей). Более чем пятимиллиардный бюджет отрасли обусловлен сложностью ее структуры: в нее входит сто пятьдесят одно учреждение, в том числе сто пятьдесят образовательных (семьдесят четыре детских сада, шестьдесят три школы, тринадцать учреждений дополнительного образования). В них получают образование 75296 обучающихся (включая 25612 дошкольного возраста), трудятся 9887 работников (в том числе 5609 педагогических). Чтобы нагляднее представить масштаб системы, достаточно отметить, что в ведении департамента образования находятся 79% (сто тридцать девять) бюджетных и 35,3% (двенадцать) автономных учреждений от общего числа муниципальных.
Мероприятия плана реализации программы в 2015 году выполнены практически в полном объеме, за исключением одного, предусматривающего реконструкцию объекта школьной инфраструктуры.
Плановые значения восьми из двенадцати показателей эффективности программы достигнуты и превышены. Остановимся на каждом ввиду их значимости.
По итогам 2015 года "доля детей от трех до семи лет, обеспеченных местами в детских садах, в общей численности поставленных на учет" составила 99,8%, превысив плановое на 0,8%. Это стало возможным за счет строительства двух новых детских садов; проведения реконструкции зданий двух ранее закрытых; открытия трех дополнительных групп в функционирующих ДОУ.
Таким образом, прошедший год был особенно успешным в работе по введению дополнительных мест в дошкольном образовании (для сравнения: 2015 год - 1130 мест; 2014 - 1030; 2013 - 671; 2012 - 438). Однако рост рождаемости (в среднем 3,3% ежегодно) требует продолжения мер по поддержанию 100-процентного охвата детей от трех до семи лет дошкольным образованием и обеспечению им детей младше трех лет. В актуальной очереди на предоставление места в детском саду в настоящий момент зарегистрированы одна тысяча пятьсот тридцать детей в возрасте от одного до семи лет (для сравнения: в 2014 году - 2785 человек, 2013 - 4513 человек, 2012 - 6465 человек). Значит, потребность в дополнительных местах для дошкольников сохраняется, поэтому за текущий период 2016 года согласован проект реконструкции под детский сад здания бывшей Липецкой городской детской больницы N 1, открыты две семейные группы на базе ДОУ N 107, 126.
Что касается обеспечения всем категориям детского населения города равного доступа к общему образованию, то в 2015 году были созданы условия "безбарьерной среды" в восемнадцати школах (в результате чего количество учреждений с подобными условиями достигло сорока трех). Продолжалась работа по обеспечению дифференциации содержания образования с учетом потребностей и интересов учащихся. Приняты меры по развитию на базе МБОУ СОШ N 48 центра дистанционного образования.
Выравнивание материально-технических условий образовательного процесса осуществлялось через капитальные и текущие ремонты (направления и объемы отражены на экране). На них в 2015 году было потрачено более двухсот миллионов рублей, почти половина - из городского бюджета. Девяносто миллионов рублей были израсходованы на ремонт помещений для открытия дополнительных 610 мест для детей дошкольного возраста. Остальных средств оказалось недостаточно, чтобы выполнить все предписания управления Роспотребнадзора по Липецкой области и решения судов, и едва хватило, чтобы предотвратить аварийные ситуации, которые могли быть вызваны изношенностью конструктивов зданий (почти 60% из них эксплуатируются тридцать лет и более). Большими можно назвать и масштабы производимых ремонтных работ. Они определяются количеством зданий и сооружений находящихся в системе - около двухсот.
Итогом деятельности по обеспечению равного доступа к качественному образованию стало достижение планового значения (99,96%) целевого индикатора "Доля обучающихся от 6,5 до 18 лет, охваченных общим образованием"; рост значения индикатора "Доля школ, соответствующих современным требованиям обучения" до 85,3% (план - 83,5%). Превышено плановое значение индикатора "Доля ОУ, в которых в отчетный период улучшены условия образовательного процесса за счет проведения капитальных ремонтов конструктивных элементов зданий" (план - 23,3%, факт - 25%).
В текущий период 2016 года подготовлена заявка на участие в подпрограмме "Доступная среда" государственной программы "Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области". В качестве объектов инфраструктуры образования, которые планируется адаптировать для доступа инвалидов, определены три детских сада (N 8, 22, 89), описано состояние их доступности к началу и моменту завершения работ, определен перечень мероприятий и видов необходимых работ, произведен расчет требуемого финансирования из бюджетов трех уровней общей стоимостью девять миллионов рублей.
Подготовлена техническая документация на сумму 35 миллионов 600 тысяч рублей для проведения капитальных и текущих ремонтов в тринадцати учреждениях, имеющих не выполненные в 2015 году предписания управления Роспотребнадзора по Липецкой области и решения судов. Общее число таких учреждений на момент отчета достигло тридцати одного. Очевидно, что этих первоначально запланированных средств не хватит, чтобы подготовить систему к новому учебному году. Только на исполнение предписаний надзорных органов и решений судов необходимо более шестидесяти двух миллионов рублей, еще столько же - на предупреждение аварийных ситуаций.
Поскольку качество общего образования напрямую связано с новыми стандартами, поэтапный переход на них является условием повышения качества услуг. В 2014 - 2015 учебном году был завершен массовый переход на стандарт начального общего образования, введен стандарт дошкольного образования. С сентября 2015 года к освоению стандарта основного общего образования приступили все учащиеся пятых классов. Шестиклассники и семиклассники четырех школ перешли на него с опережением массовой практики. Таким образом, доля обучающихся по ФГОС начального и основного общего образования достигла 54,6% (на 0,3% выше планового значения). В первом квартале 2016 года принято решение о введении с 01 сентября стандарта среднего общего образования в двух школах (N 29, 44) с опережением массовой практики, начата работа по созданию необходимых для этого условий.
Для повышения доступности дополнительного образования было капитально отремонтировано здание по ул. Петра Смородина, 14а (для перевода в него ЦД(Ю)ТТ "Новолипецкий"); проведены капитальные ремонты основных конструктивов зданий пяти УДО; приобретено музыкальное, компьютерное и другое оборудование, оргтехника, станки для двух УДО. В результате был расширен спектр реализуемых программ и увеличено количество учащихся в УДО до 19487 человек (в 2014 году - 19050 человек). Несмотря на это, плановое значение показателя "Доля детей, осваивающих дополнительные образовательные программы в УДО (41,1%)", достигнуто не было (фактическое значение - 39,8%) из-за увеличения контингента учащихся на 1800 человек по отношению к 2014 году. Поскольку ресурсы системы дополнительного образования ограничены, в планах на текущий год - удержание показателей на уровне 2015 года. Однако и эта задача чрезвычайно сложна для исполнения, так как ожидается рост общего контингента обучающихся снова более чем на 1000 человек.
Работа по укреплению социального статуса педагога способствовала достижению планового значения показателя "Обеспеченность системы педагогическими кадрами" (план - 98,2%, факт - 99,5%). Средний размер заработной платы педагогических работников удалось увеличить в детских садах до 21010 рублей (в 2014-ом - 20001 рубль), в школах - до 24333 рублей (в 2014-ом - 23641 рубль), в учреждениях дополнительного образования - до 19735 рублей (в 2014 - 18990 рублей). В полном объеме реализованы мероприятия по материальному и моральному стимулированию педагогов и целых коллективов (они на экране). Их результатом считаем победу учителя информатики гимназии N 12 Волковой А.А. на региональном этапе Всероссийского конкурса "Учитель года - 2015", ее вхождение в пятерку лучших педагогов на его заключительном этапе; вхождение двенадцати образовательных учреждений в престижные всероссийские рейтинги (ТОП 500: Лучшие школы России; ТОП 200 школ, обеспечивающих высокие возможности развития талантов учеников; ТОП лучших школ по профилям подготовки; "100 лучших школ России"); получение шестнадцатью школами областного гранта по наилучшим показателям качества образования.
Плановые значения каких показателей не были достигнуты в 2015 году и почему?
Так, не соответствует плановому (22,9%) фактическое значение (21,4%) показателя "Охват детей различными формами отдыха и оздоровления (в общем количестве детей 6,5 - 15 лет)", хотя работа в данном направлении традиционно была проведена большая (экран отражает ее основные мероприятия). Достичь запланированного значения не позволили объективные причины: невозможность проведения оздоровительной кампании в осенний период из-за сокращения объема ее финансирования, повышение цен на путевки в загородные лагеря, уменьшение процента возмещения затрат на приобретение путевки родителями детей из средств областного бюджета.
Не достигнуты в 2015 году плановые значения показателей удовлетворенности населения города качеством образования. Как показывают результаты опроса четырехсот липчан, проведенного управлением по работе со СМИ и связям с общественностью, доля удовлетворенных качеством услуг снизилась по отношению к 2014-му в дошкольном образовании - на 4% (с 58 до 54%); в начальном, основном и среднем общем - на 8% (с 53 до 45%). Нельзя не заметить, что снижение этих показателей зафиксировано почти во всех отраслях жизнеобеспечения города, что, возможно, является реакцией на меняющуюся экономическую и социальную обстановку в стране и мире. Объяснить их можно и некоторыми специфичными для отрасли причинами. Образование - та сфера, где результаты проявляются не сразу, а через время, связанное с взрослением ребенка. Поэтому эксперты в области образования никогда не делают выводов, основанных на "сиюминутной" оценке.
Тем не менее, у потребителей образовательных услуг есть основания быть критичными к их качеству. Они обусловлены наличием проблем, на решение которых будет направлена деятельность департамента образования в 2016 году и ближайшей перспективе: 1) незавершенность мер по ликвидации очереди в детские сады для детей от одного года до семи лет; 2) большая загруженность школ (в 2015 году в среднем по городу - 123%, в микрорайонах интенсивной застройки - от 170% до 193%) и, как следствие - обучение почти 20% учащихся во вторую смену; 3) различия учреждений в условиях образовательного процесса; 4) сохранение негативных тенденций в кадровом обеспечении отрасли (старение педагогических кадров, низкие темпы их воспроизводства, дефицит кадров ряда специальностей).
Невыполнение одного мероприятия, недостижение плановых значений четырех показателей не позволили, как в 2014 году, признать работу по реализации программы высокоэффективной.
В структуре муниципальной программы "Развитие образования города Липецка на 2014 - 2016 годы" пять ведомственных целевых программ (ВЦП). Ответственным исполнителем трех из них является департамент образования. Итоги их реализации в 2015 году будут подведены в той же логике.
Работа департамента образования по реализации всех ВЦП признана высокоэффективной, так как бюджеты каждой исполнены соответственно на 99,2%; 94,8%; 93,6%; выполнены все программные мероприятия; фактические значения одиннадцати из тринадцати показателей эффективности соответствуют плановым или превышают их. Причины недостижения одного уже названы (речь об охвате детей отдыхом и оздоровлением). Второй - "Доля УДО, в которых улучшены условия образовательного процесса за счет проведения в отчетный период капитальных ремонтов конструктивных элементов зданий" (план - 53,8%, факт - 38,5%). Причина - сокращение объема финансирования программы.
Несколько слов о других показателях эффективности ВЦП - важных для системы. Все они достигнуты с превышением плановых значений: "Доля учащихся, осваивающих программы дополнительного образования, в общей численности детей и молодежи 5 - 18 лет" (план - 41,1%, факт - 45%), "Доля участников Спартакиады обучающихся" (план - 18,9%, факт - 23%), "Доля учащихся-участников олимпиад и конкурсов различного уровня" (план - 40%, факт - 49,7%). Меры по достижению последнего показателя представлены на экране. Они, наряду с повышением качества предметной подготовки, позволили выйти и на другие качественные результаты. Так, устойчивой стала положительная динамика показателя "Количество победителей и призеров регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников" (2015 год - 130 человек, 2014 - 113 человек; 2013 - 94 человек). Выше общероссийского и регионального сложился средний тестовый балл на ЕГЭ по обязательным предметам: русскому языку (Липецк - 69,2; Липецкая область - 67,9; Россия - 65,9) и математике (Липецк - 51,3; Липецкая область - 49,5; Россия - 45,4). Кроме того, значения показателя в 2015 году превысили значения, достигнутые в 2014 году. Сейчас предпринимаются все меры, чтобы итоговая аттестация 2016 года была честной (объективной) и успешной.
Нельзя не отметить результативность мер по развитию спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы. Только один пример о ГТО-движении, В 2015 году был завершен подготовительный этап внедрения ВФСК ГТО: триста восемьдесят пять школьников участвовали в муниципальном этапе Фестиваля ГТО, на его региональном этапе заняли первое общекомандное место, со всероссийского фестиваля привезли первые в постсоветское время золотые знаки ГТО. В январе - феврале 2016 года уже семьсот восемьдесят четыре выпускника девятых, одиннадцатых классов приняли участие в зимнем Фестивале ГТО, еще двести станут участниками его майской декады.
В заключение следует сказать: текущий год складывается как непростой, поскольку планка сложности стоящих перед отраслью задач не снижается, а ресурсы на их решение ограничены. При разработке плана реализации муниципальной программы на 2016 год использовались преимущества приоритетного планирования, основной принцип которого гласит: "Когда невозможно сделать все, следует сосредоточиться на главном!" Главное - доступность и качество предоставляемых услуг. Это цель программы, а значит, цель деятельности.
Глава города Липецка |
С.В. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Липецкого городского Совета депутатов от 31 мая 2016 г. N 158 "О реализации муниципальной программы города Липецка "Развитие образования города Липецка на 2014 - 2016 годы" в 2015 году и текущем периоде 2016 года"
Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия
Текст решения официально опубликован не был