Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Текстовая часть
1. Характеристика текущего состояния, формулировка основных проблем, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков развития сферы формирования современной городской среды
Формирование современной городской среды населенных пунктов на территории Липецкой области осуществляется в рамках реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" по направлению стратегического развития Российской Федерации "ЖКХ и городская среда" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21.11.2016 N 10).
Вопросы формирования комфортной среды обитания человека это вопросы местного значения, реализация которых возложена Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений.
Городская среда должна соответствовать санитарным и гигиеническим нормам, а также иметь завершенный, привлекательный и эстетичный внешний вид.
В настоящее время органы местного самоуправления области при реализации полномочий по решению вопросов местного значения столкнулись с рядом проблем, среди которых наиболее актуальными являются:
- неудовлетворительное состояние асфальтобетонного покрытия на придомовых и общественных территориях;
- недостаточная обеспеченность жилой среды элементами благоустройства (урны, скамейки, детские и спортивные площадки, парковочные карманы, контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, освещение, объекты, предназначенные для обслуживания лиц с ограниченными возможностями);
- неудовлетворительное состояние большого количества зеленых насаждений;
- недостаточное бюджетное финансирование благоустройства и озеленения населенных пунктов;
- необходимость планомерного формирования экологической культуры населения.
Так, по состоянию на 1 января 2017 года доля благоустроенных дворовых территорий в среднем по области не превышает 27% от общего количества дворовых территорий, а доля населения проживающего в таких домах составляет только 30% от общего количества граждан, проживающих в многоквартирных домах на территории области.
Количество благоустроенных территорий городских округов соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории) в среднем по области не превышает 25% от общего количества общественных территорий.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов органы местного самоуправления вынуждены заниматься решением текущих задач, откладывая на перспективу улучшение материально-технического состояния муниципального имущества, проведение работ по благоустройству. При таком положение дел софинансирование муниципальных программ является одним из важнейших принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Формирование комфортной среды - это комплекс мероприятий, направленных на создание условий для обеспечения благоприятных, безопасных и доступных условий проживания населения в населенных пунктах Липецкой области.
До 2017 года существующие в Липецкой области программы благоустройства носили точечный характер, и не позволяли реализовать мероприятия по формированию комфортной среды как комплекс мероприятий, предусматривающий в том числе и поддержку собственников помещений в многоквартирных домах.
В этой связи формирование комфортной среды с учетом реализации вышеуказанного приоритетного проекта позволит определить ключевые параметры данного направления, а также будет способствовать восприятию гражданами территории населенного пункта как единого пространства, обеспечивающего комфорт и безопасность проживания и вовлечению в процесс благоустройства самих граждан.
На конечные результаты реализации мероприятий по повышению уровня комфортности среды населенных пунктов могут повлиять следующие риски:
1) бюджетные риски, связанные с дефицитом бюджета и возможностью невыполнения своих обязательств по софинансированию настоящей государственной программы, в том числе несоблюдение муниципальными образованиями условий соглашений, заключенных на получение субсидий на соответствующие цели, реализация в неполном объеме мероприятий благоустройства, в том числе комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству;
2) социальные риски, связанные с низкой социальной активностью населения, отсутствием массовой культуры соучастия в благоустройстве территорий, в том числе:
созданная в ходе реализации проектов по благоустройству инфраструктура не будет востребована гражданами;
отрицательная оценка граждан в отношении реализованных проектов.
Мероприятия по предупреждению рисков:
активная работа и вовлечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций, которые могут стать инициаторами проектов по благоустройству;
проведение информационно-разъяснительной работы в средствах массовой информации в целях стимулирования активности граждан и бизнеса в инициации проектов по благоустройству.
2. Приоритеты государственной политики в сфере формирования современной городской среды, краткое описание цели и задачи государственной программы, обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей задач
Повышение уровня благоустройства муниципальных образований, создание комфортных условий для проживания граждан является важнейшим направлением социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" предусматривает меры по улучшению качества жилищно-коммунальных услуг. Для реализации данных мер постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 323 утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", одной из целей которой является повышение качества и надежности предоставления населению жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии со Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 года N 80-р, повышение комфортности условий проживания является одним из приоритетов государственной политики в жилищно-коммунальной сфере.
Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 ноября 2016 года N 10) утвержден паспорт приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды". Основной целью данного проекта является создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории Российской Федерации.
С учетом рассмотренных приоритетов государственной политики определены цель и задачи государственной программы.
Целью государственной программы является повышение качества и комфорта городской среды на территории Липецкой области.
Для достижения цели государственной программы предполагается решение задачи по обеспечению проведения мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований.
Для оценки эффективности реализации государственной программы предусмотрены индикаторы и показатели, характеризующие достижение цели и выполнение установленных задач государственной программы.
Индикатором цели государственной программы является удовлетворенность населения уровнем благоустроенности территорий муниципальных образований Липецкой области (%).
Показателями задачи государственной программы являются:
- уровень благоустроенности дворовых территорий (%);
- уровень благоустроенности общественных территорий (%).
Состав индикаторов цели и показателей задач государственной программы определен исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения цели и решения задачи государственной программы.
Перечень индикаторов и показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случае потери их информативности (достижение максимального значения или насыщения), изменения приоритетов государственной политики в сфере формирования современной городской среды муниципальных образований Липецкой области.
3. Перечень подпрограмм, а также сведения о взаимосвязи результатов их выполнения с целевыми индикаторами государственной программы
Достижение цели и решение задачи государственной программы будет осуществляться в рамках подпрограммы "Развитие благоустройства территорий муниципальных образований Липецкой области".
Выполнение мероприятий подпрограммы "Развитие благоустройства территорий муниципальных образований Липецкой области" направлено на достижение индикатора цели государственной программы "удовлетворенность населения уровнем благоустроенности территорий муниципальных образований Липецкой области".
4. Краткое описание этапов и сроков реализации государственной программы с указанием плановых значений индикаторов целей и показателей задач по годам реализации государственной программы
Государственную программу предполагается реализовать в 2018 - 2022 годах без выделения этапов.
Результатом реализации государственной программы станет обеспечение удовлетворенности населения уровнем благоустроенности территорий муниципальных образований Липецкой области к 2022 году на 40% от числа опрошенных.
Эффективность реализации государственной программы будет оцениваться по достижению показателей задачи:
- увеличение уровня благоустроенности дворовых территорий до 65%;
- увеличение уровня благоустроенности общественных территорий до 65%.
Сведения об индикаторах цели и показателях задач государственной программы с формированием плановых значений по годам ее реализации представлены в приложении 1 к государственной программе.
5. Краткое описание ресурсного обеспечения за счет бюджетных ассигнований по годам реализации государственной программы
Источниками финансирования государственной программы являются средства федерального бюджета, средства областного бюджета, средства местных бюджетов и внебюджетные средства.
Объем ассигнований на реализацию государственной программы за счет всех источников финансирования прогнозно составит 2536368,075 тыс. руб., в том числе по годам:
2018 год - 571969,475 тыс. руб.;
2019 год - 498750,175 тыс. руб.;
2020 год - 488549,475 тыс. руб.;
2021 год - 488549,475 тыс. руб.;
2022 год - 488549,475 тыс. руб.
Средства областного бюджета прогнозно составят 1204916 тыс. руб., в том числе:
2018 год - 305032,1 тыс. руб.;
2019 год - 232545 тыс. руб.;
2020 год - 222446,3 тыс. руб.;
2021 год - 222446,3 тыс. руб.;
2022 год - 222446,3 тыс. руб.
Средства федерального бюджета прогнозно составят 963956 тыс. руб., в том числе:
2018 год - 192791,2 тыс. руб.;
2019 год - 192791,2 тыс. руб.;
2020 год - 192791,2 тыс. руб.;
2021 год - 192791,2 тыс. руб.;
2022 год - 192791,2 тыс. руб.;
Средства местных бюджетов прогнозно составят 341861,2 тыс. руб., в том числе по годам:
2018 год - 69019,2 тыс. руб.;
2019 год - 68287,0 тыс. руб.;
2020 год - 68185,0 тыс. руб.;
2021 год - 68185,0 тыс. руб.;
2022 год - 68185,0 тыс. руб.
Средства внебюджетных источников прогнозно составят 25634,875 тыс. руб., в том числе по годам:
2018 год - 5126,975 тыс. руб.;
2019 год - 5126,975 тыс. руб.;
2020 год - 5126,975 тыс. руб.;
2021 год - 5126,975 тыс. руб.;
2022 год - 5126,975 тыс. руб.
Прогнозная оценка расходов местных бюджетов сформирована на основе планируемого уровня софинансирования программных мероприятий.
Средства внебюджетных источников представлены долей финансового участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов.
В процессе реализации государственной программы планируется привлечение средств федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.
Обобщенная информация о ресурсном обеспечении за счет средств областного бюджета по годам реализации Государственной программы представлена в приложении 1 к государственной программе.
Прогнозная оценка расходов по всем источникам ресурсного обеспечения на реализацию государственной программы представлена в приложении 2.
6. Описание мер государственного регулирования и обоснование необходимости их применения для достижения целевых индикаторов и показателей задач государственной программы
Меры государственного регулирования (налоговые, тарифные, кредитные гарантии, залоговое обеспечение) при реализации государственной программы не применяются.
7. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы
При реализации государственной программы существуют риски, которые могут повлиять на достижение поставленной цели. Наиболее значимыми среди них являются финансовый и административный.
Финансовый риск связан с недостаточным финансированием мероприятий государственной программы.
Способом снижения финансового риска является ежегодная корректировка объема финансирования программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов. Минимизация рисков недофинансирования мероприятий государственной программы из областного бюджета осуществляется путем максимального участия в федеральных проектах с целью привлечения средств федерального бюджета.
К административным рискам относятся:
риск, связанный с неэффективным использованием средств, предусмотренных на реализацию мероприятий государственной программы;
риск неэффективности организации и управления процессом реализации мероприятий подпрограммы.
К мерам управления административными рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы относятся:
планирование и прогнозирование, в частности, формирование плана реализации государственной программы;
мониторинг реализации государственной программы, позволяющий отслеживать выполнение запланированных мероприятий и достижения промежуточных показателей и индикаторов государственной программы;
принятие решений, направленных на достижение эффективного взаимодействия ответственного исполнителя с органами местного самоуправления, являющихся получателями субсидий из областного бюджета, а также осуществление контроля качества ее использования;
оперативное реагирование на изменения факторов внешней и внутренней среды и внесение соответствующих корректировок в государственную программу.
Анализ рисков и управление рисками при реализации государственной программы осуществляет ответственный исполнитель - управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области.
8. Мониторинг реализации государственной программы
Мониторинг реализации государственной программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации государственной программы от запланированного.
Объектом мониторинга являются индикаторы (показатели) государственной программы (подпрограмм), ход реализации основных мероприятий государственной программы.
Мониторинг реализации государственной программы проводится на основе данных официального статистического наблюдения, годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы, докладов ответственного исполнителя о ходе реализации государственной программы.
Доклад о ходе реализации государственной программы ответственный исполнитель готовит в сроки, установленные постановлением администрации Липецкой области от 18 августа 2011 года N 294 "О Порядке разработки, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации государственных программ Липецкой области".
9. Методики расчетов целевых индикаторов и показателей задач государственной программы, значения которых не утверждены методиками международных организаций, Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Липецкой области, а также не определяются на основе данных государственного (федерального) статистического наблюдения и данных бюджетной отчетности
Индикатор и показатели государственной программы не являются статистическими, в связи с чем в таблице приведены ответственные за сбор показателей и методики их расчетов.
Методики расчетов целевого индикатора и показателей задач государственной программы
Таблица
N |
Наименование индикатора цели, показателей задач |
Ответственные за сбор индикаторов целей и показателей задач, методики расчетов |
1. |
Удовлетворенность населения уровнем благоустроенности территорий муниципальных образований Липецкой области, % |
Ответственный - управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области. Для определения показателя используются данные социологического опроса, проводимого в соответствии с постановлением главы администрации Липецкой области от 28 апреля 2009 года N 138 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" |
2. |
Уровень благоустроенности дворовых территорий, % |
Ответственный - управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области. Определяется как доля благоустроенных дворовых территорий, исходя из минимального перечня работ по благоустройству, по отношению к общему количеству дворовых территорий многоквартирных домов на территории Липецкой области нарастающим итогом. Количество благоустроенных дворовых территорий, исходя из минимального перечня работ по благоустройству, и общее количество дворовых территорий многоквартирных домов на территории Липецкой области определяется ведомственной отчетностью управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, составленной на основании данных инвентаризации дворовых территорий, проводимой муниципальными образованиями Липецкой области в соответствии с разделом 7 Подпрограммы "Развитие благоустройства территорий муниципальных образований Липецкой области" |
3. |
Уровень благоустроенности общественных территорий, % |
Ответственный - управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области. Определяется как доля общественных территорий, уровень благоустроенности которых составляет свыше 70%, по отношению к общему количеству общественных территорий Липецкой области нарастающим итогом. Количество общественных территорий, уровень благоустроенности которых составляет свыше 70%, и общее количество общественных территорий Липецкой области определяется ведомственной отчетностью управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, составленной на основании данных инвентаризации общественных территорий, проводимой муниципальными образованиями Липецкой области в соответствии постановлением администрации Липецкой области от 07 августа 2017 года N 363 "Об утверждении Порядка инвентаризации общественных территорий муниципальных образований Липецкой области" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.