Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
6. Субъект и субъективная сторона преступлений, предусмотренных статьями 322.2 и 322.3 УК РФ
Субъективная сторона преступлений, предусмотренных статьями 322.2 и 322.3 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что осуществляет фиктивную регистрацию (постановку на учет) и желает ее совершить.
Оба состава преступлений являются формальными.
Моментом окончания преступлений, предусмотренных статьями 322.2 и 322.3 УК РФ, следует признавать факт постановки на учет или факт регистрации, который должен иметь документальное подтверждение.
В практике возникает вопрос о том, кто является субъектом данных составов преступлений.
Действующее законодательство не конкретизирует и не дает толкования тому кто является субъектом указанных преступлений, кроме как, что субъект преступлений, предусмотренных статьями 322.2 и 322.3 УК РФ, общий - физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
До настоящего времени не имеется и комментариев Верховного Суда Российской Федерации к указанным статьям, а имеющиеся комментарии - противоречивы.
В "Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2." (постатейный), том 2, 2-е издание) под ред. А.В. Бриллиантова ("Проспект", 2015) даны комментарии к статьям 322.2 и 322.3 УК РФ, в частности, кто является субъектом этих преступлений.
Извлечение из Комментария к статье 322.2 УК РФ
Субъект преступления общий. Законодатель не устанавливает дополнительные признаки субъекта рассматриваемого состава преступления. Однако характер преступления говорит о том, что его субъектом может быть лишь лицо, обладающее полномочиями по осуществлению регистрации. Согласно Правилам регистрации органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления. Соответственно, должностные лица этих органов, обладающие правом регистрации граждан, и будут субъектами преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ.
Извлечение из Комментария к статье 322.3 УК РФ
Субъект преступления также общий, поскольку законодатель и применительно к рассматриваемому составу преступления не устанавливает дополнительные признаки его субъекта. Однако Законом полномочия и обязанность по постановке на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации возложены на органы миграционного учета.
Поэтому должностные лица этих органов, обладающие правом постановки на учет, будут субъектами преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ.
В "Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации" (7-е издание, переработанное и дополненное) под редакцией Г.А. Есакова ("Проспект", 2017) высказана иная точка зрения.
Так, по мнению Есакова Г.А. ответственность как исполнители несут не только лица, прямо указанные в законе и выполнившие объективную сторону преступления (фиктивно зарегистрированные гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), но и иные лица (в том числе собственники жилых помещений), совершившие действия, входящие в объективную сторону преступления. А вот должностные лица и служащие органа регистрационного учета в соответствующих ситуациях являются субъектами служебного подлога (ст. 292 УК).
В практике судов Липецкой области отсутствовали случаи привлечения к уголовной ответственности по указанным составам преступлений должностных лиц, обладающих правом регистрации и постановки на учет граждан, а также граждан, которые были фиктивно зарегистрированы либо постановлены на учет.
По всем изученным делам к уголовной ответственности привлекались наниматели либо собственники жилых помещений, которые фиктивно регистрировали либо ставили на учет граждан.
Согласно ст. 4 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 25.05.2017) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (далее - лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов).
Согласно пункту 2 указанного Перечня ответственными лицами являются также собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями.
Согласно Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (ред. от 26.10.2016) основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является уведомление о прибытии иностранного гражданина, в котором принимающая сторона сообщает о прибытии иностранного гражданина, указывает адрес прибытия, согласие на временное пребывание иностранного гражданина выражает своей подписью на оборотной стороне уведомления.
С учетом изложенных выше положений, а также анализа признаков объективной стороны преступлений, можно сделать вывод о том, что граждане Российской Федерации, принимающие граждан как Российской Федерации, так и иностранных граждан или лиц без гражданства, сообщившие ложные сведения о том, что к ним прибыли такие граждане для проживания или пребывания, которые заведомо знали, что они не намерены предоставлять им для проживания или пребывания жилое помещение, также могут являться субъектами указанных выше преступлений при соблюдении следующего условия.
Органами предварительного расследования должно быть бесспорно доказано, что обвиняемый умышленно предоставил заведомо недостоверные сведения или документы о прибытии гражданина в его жилое помещение, а если он не является собственником, то - в помещение по месту его регистрации, без намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить это жилое помещение для пребывания или проживания.
В данном случае уместно будет отметить, что по всем изученным делам осужденные признавали факт фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства или факт фиктивной постановки на учет иностранного гражданина или лица без гражданства.
Из показаний, как самих обвиняемых, так и лиц, фиктивно зарегистрированных или поставленных на учет, следует, что они изначально - до обращения в органы миграционного учета, договаривались о том, что прибывшие граждане проживать (пребывать) в жилом помещении не будут, т.е. понимали, что регистрация будет носить фиктивный характер.
Как видно из материалов уголовных дел, истинным намерением иностранных граждан являлось не вселение в жилое помещение с целью дальнейшего фактического проживания (пребывания) в нем, а формальная фиксация своего статуса на определенной территории Российской Федерации в целях получения каких-либо приоритетов (трудоустройство, получение разрешения на временное проживание, участие в Государственной программе оказания содействия переселению соотечественников и получение гражданства РФ).
В ходе обобщения не выявлено ни одного случая, чтобы зарегистрированный или поставленный на учет гражданин без ведома собственника (нанимателя) покинул, предоставленное ему жилое помещение.
Изучение уголовных дел показало, что, привлекаемые по статьям 322.2 и 322.3 УК РФ лица - малообеспеченные слои населения: инвалиды, пенсионеры, многодетные и одинокие матери, неработающие либо работающие на низкооплачиваемых работах.
Только один осужденный К., который являлся директором ООО, фиктивно зарегистрировал в своем домовладении 4 граждан Украины, работающих в его строительной фирме (дело Правобережного судебного участка N.....).
Большинство лиц впервые привлекались к уголовной ответственности, лишь трое имели непогашенные судимости и в действиях одного лица имел место рецидив преступлений.
Также не всегда виновные лица совершали преступления из корыстных мотивов, т.е. за вознаграждение.
Так, из показаний подозреваемой Л. следует, что она безвозмездно фиктивно зарегистрировала своих родственников из Казахстана в количестве 5 человек в принадлежащем ей на праве собственности домовладении. Аналогичные показания дали, допрошенные в качестве свидетелей зарегистрированные лица (дело N... ... судебного участка ..... судебного района Липецкой области).
По другому делу М.., М. и М., являющиеся членами одной семьи и собственниками в равных долях квартиры, дважды фиктивно зарегистрировали в своей квартире двух родственников - граждан Казахстана. Из показаний М., допрошенных в качестве подозреваемых, следует, что сделали они это безвозмездно, что также не отрицали и зарегистрированные лица (дело N.... .... судебного участка ..... района Липецкой области).
Настоящее обобщение показало, что лица, привлекаемые к ответственности по статье 322.2 УК РФ, фиктивно регистрировали как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан или лиц без гражданства.
Согласно Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 г. N 9 (в ред. от 26.10.2016 г.), иностранный гражданин одновременно с заявлением о регистрации должен предоставить документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (договор, свидетельство о праве собственности либо иной документ).
Согласно Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. N 713 (в ред. от 25.05.2017 г.) граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, должны представить документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение); гражданин, изменивший место жительства - документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Из материалов дела следует, что в органы регистрационного учета для оформления регистрации всегда представлялись свидетельства о праве собственности на жилое помещение принимающей стороны, договоры найма жилого помещения, а в случаях, когда собственник сам не мог явиться в эти органы - нотариально удостоверенная доверенность о согласии собственника на вселение, прибывшего к нему гражданина.
Вместе с тем, следует отметить, что для постановки на учет иностранного гражданина, закон не требует представления, указанных выше документов. Основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации уведомления, установленной формы, о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, в котором принимающая сторона дает свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина, выраженное подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии и указывает адрес места пребывания.
Так, из показаний М. (начальника ТП УФМС по Липецкой области в Данковском районе), допрошенной в качестве свидетеля по делу по обвинению Д., обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ, следует, что постановка на учет иностранных граждан по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета при получении уведомлений об их прибытии в место пребывания. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания, он должен предоставить паспорт и миграционную карту. Принимающая сторона с соблюдением, установленных Федеральных законов сроков, предоставляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в орган миграционного учета непосредственно либо через МФЦ, либо направляет его почтовым отправлением. При постановке на учет сотрудник ТП УФМС сверяет адрес регистрации принимающей стороны с адресом, указанным в уведомлении, после чего производит постановку на учет. Сотрудник УФМС не устанавливает владельца помещения, где будет проживать иностранный гражданин, и не выясняет согласие остальных граждан, прописанных в помещении, на регистрацию других граждан (дело N... Данковского судебного участка N...).
Данное обстоятельство приводит к тому, что иностранные граждане фиктивно ставились на учет по месту регистрации гражданина Российской Федерации, не являющегося собственником жилого помещения и, как правило, без согласия на осуществление такой регистрации собственников помещени
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.